Проект Наш город.
план-конспект урока (2 класс) по теме

Барташевич Надежда Васильевна

 

Если мы будем различать государственные символы России – флаг, герб, гимн; различать предметы рукотворного мира; знать историю своего родного города; помнить о людях, именами которых названы улицы,  это означает, что мы будем знать историю и культуру страны, где мы живём.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.nash_gorod.docx127.32 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Наш город»

Предмет: окружающий мир, учебник А.А.Плешаков, 2011 г.

Участники: 2 класс

Руководитель проекта: Барташевич Н.В.

Актуальность избранной темы:

Если мы будем различать государственные символы России – флаг, герб, гимн; различать предметы рукотворного мира; знать историю своего родного города; помнить о людях, именами которых названы улицы,  это означает, что мы будем знать историю и культуру страны, где мы живём.

Цель проекта:

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, интереса к истории своего города. 

Ученик научится:

Осуществлять поиск необходимой информации, строить речевое высказывание в устной форме.

Предмет исследования: наша малая родина – город Пушкино

Основополагающий вопрос: 

Нужно ли знать историю города, в котором ты живёшь?

Проблемные вопросы:

  1. Почему город так назван?
  2. Кто такой Григорий Пушка?
  3. Как выглядят символы нашего города?
  4. Как называется главная улица города?
  5. Какие достопримечательности  есть в городе?

Методы исследования:

  1. Сбор информации в сети Интернет.
  2. Изучение литературы.
  3. Консультация учителя.
  4. Помощь родителей.
  5. Обработка информации.
  6. Подготовка фото-рассказов и защита работы.

Результаты проекта:

Фото-рассказ, рисунки, оформление в виде стенгазеты.

Подведение итогов:

Ребята работали в группах. Изучив литературу об истории города, в результате поиска, они  узнали,  когда появилось название города, его символы, название улиц, на которых они живут. Некоторые ученики принесли фотографии, рисунки. Обобщив полученные данные, смогли оценить результаты.

Ребята сами выбрали лучшие проекты. Места распределились следующим образом:

I место – Бурова Л., Жилкина Д.

II место -  Картавенкова С.

III место  - Гришин Б.

Огромное спасибо родителям, которые помогли своим детям подготовить фото – рассказ. Ведь только совместная деятельность способствует теплым семейным отношениям, воспитывает любовь к родным местам.

Практическая значимость исследования:

данный материал можно использовать на уроках литературного и внеклассного чтения, при проведении классных часов и викторин. 

I. Вступительное слово учителя

У каждого человека есть своя малая родина: это или город, или село, в котором он родился. Малая родина - это часть нашей огромной Родины. Каждый человек хранит воспоминания о том месте, где родился. Кто-то родился в деревне, кто-то в селе, кто-то в городе. Наш родной город – город Пушкино. Что означает слово  город?  Это крупный населённый пункт. Город  Пушкино – частица огромной многонациональной Родины под названием Россия. Каждый житель Пушкина хранит в своем сердце образ города. Мы живём в этом городе, любим его улицы, площади, парки. Уважаем всех жителей, проживающих в нём. Нам захотелось узнать:

Почему город так назван? Кто такой Григорий Пушка? Как выглядят символы нашего города? Как называется главная улица города?

Какие достопримечательности  есть в городе?

II. Выступления детей

  1. Почему город так назван?

Город Пушкино — расположен на юго-восточных склонах Смоленско-Московской возвышенности, на р. Уче и её притоке р. Серебрянке, в 31 км к северо-востоку от Москвы.

Основан : 1498 г. Городу 614 лет. В Пушкино проживают более 70 тыс. человек.

Происхождение названия города

Первая версия:  во второй половине XIV века, когда местностью по реке Уче владел боярин Григорий Александрович Морхинин, по прозвищу Пушка — предок поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Вторая  версия:  название населенного пункта произошло от названия реки "Уча", на которой расположился город. Река в давние времена называлась "Уша", а когда появилась буква "Ч", стала называться "Уча". Потому и поселение "По Уше'" со временем преобразилось в "Пушкино". Церковь Святого Николая в Пушкино этому подтверждение.

  1. Кто такой Григорий Пушка?

ГРИГОРИЙ  ПУШКА  –  ПЕРВЫЙ   АРТИЛЛЕРИСТ  РОССИИ  

Род Пушкиных всегда славился защитниками Отечества.  По летописям, прародитель Пушкиных  Гаврило Алексич участвовал  в битве со шведами на Неве в 1240 году. Летописцы отметили, что Гаврило Алексич в самый решительный момент битвы на коне вскочил на сходни вражеского судна, был сбит с конем в воду, но сумел выбраться из воды, вновь налетел на врагов и поразил «епископа и воеводу».

Сын Гаврилы Алексича Иван  Гаврилович Морхиня  был доблестный воин. Об этом свидетельствует и его прозвище. Морх  –  это украшение шлема в виде перьев птицы или конских волос. По родословцам он служил Великому Князю Ивану Калите.

Его  родной брат Акинф именовался Великим. Но свою буйную голову храбрый полководец сложил бесславно. Это случилось в 1304 году в битве за Переславль- Залесский, который достался молодому князю Ивану Даниловичу  Калите  по завещанию от отца. Желая услужить Великому Князю Михаилу Ярославичу Тверскому, брату Александра Невского, Акинф Великий попытался «засесть»  Переславль-Залесский, но потерпел поражение на поле брани. По преданиям его голова на кончике копья  была доставлена Ивану Калите.

Григорий Александрович Морхин, по прозвищу Пушка – первый артиллерист России. И пушка, из которой он мог стрелять с помощью пороха, цела. Увидеть ее можно в Москве в Историческом музее или в Санкт-Петербурге в Военно-артиллерийском музее

На стенах Московского Кремля среди защитников Отечества, наверно, можно разглядеть и Григория Александровича Морхина, по прозвищу Пушка, и его сыновей –  первых Пушкиных. Находясь в дружине Великого Князя Дмитрия Донского, они,  несомненно, принимали участие и в Куликовской битве. Иначе и быть не могло.

Пятый сын Григория Александровича Константин  Пушкин – прямой  предок великого поэта. Пушкины – не пушистые. Они защитники Отечества.  Подмосковное Пушкино – колыбель рода Пушкиных. Об этом свидетельствует прежде всего научная работа академика С. Б. Веселовского «Селения предков А. С. Пушкина» («Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры XIV–ХIХ веков», Московский рабочий, 1962). Он пишет: «В ближайшем округе Москвы, радиусом примерно в 35 км, мы находим восемь селений Пушкиных». Среди них он выделяет Товарково, два Рожнова, Мусино и Улитино, связанные с прозвищами ближайших родственников Григория Ивановича Морхина, которого в народе звали Григорий Пушка, родоначальника Пушкиных (XΙV век). Более поздние актовые источники подтверждают, как пишет С. Б. Веселовский, принадлежность этих селений Пушкиным.

       А. С. Пушкина к здешним местам тянуло. Последняя его книга, которую он готовил к публикации незадолго до гибели – «История Петра» содержит такие строки: «...17 сентября (в день святой Софии) боярин Михаил Иванович Лыков схватил старого Хованского на дороге в селе Пушкино и сына его на реке Клязьме в его отчине...»

Как видим, Пушкин прекрасно знал не только о селе Пушкино, но и всю историю этой местности. У него, кстати, был обычай посещать места, о которых он писал.

       При въезде в село Пушкино, на высоком холме, стоит древний Никольский храм. Остается надеяться, что на его стене появится мемориальная доска в память о том, что эта земля в XΙV веке принадлежала прародителю рода Пушкиных – Григорию Пушке, пращуру великого поэта. И тогда два храма Богоявленский в Московском Елохове и Никольский в Пушкине будут перекликаться колокольным звоном в Пушкинские дни.    

         Правнук Александра Сергеевича Пушкина Григорий Григорьевич, участник   Великой Отечественной войны, очень любил наше Пушкино, где живет его внучка Леночка. Он успел много рассказать нам всем о семейных традициях.

  1.  Как выглядят символы нашего города?

Ныне действующий флаг утверждён 24 июня 2010 года и внесён в Государственный геральдический регистр Российской Федерации с присвоением регистрационного номера 6301.

Флаг городского поселения Пушкино составлен на основании герба по правилам и традициям вексиллологии и отражает исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции.

Описание флага «Прямоугольное двухстороннее зелёное полотнище с отношением ширины к длине 2:3, воспроизводящее композицию герба городского поселения Пушкино в малиновом, жёлтом, оранжевом и голубом цвете».

Геральдическое описание герба гласит: «В зелёном поле между свисающими по сторонам пурпурными пологами с золотой бахромой, подхваченными выходящими из-за края щита завязками пурпурного цвета с золотыми кистями — золотой верхний ярус колокольни с церковной главкой, завершенной четырёхконечным, узорным на концах крестом и с одной видимой аркой, заполненной лазурью и обременённой колоколом того же металла».

Обоснование символики

Флаг городского поселения Пушкино разработан на основе герба городского поселения Пушкино.

Первое письменное упоминание о селе Пушкино на реке Уче относится к концу XV века и известно по писцовой книге князя В. И. Голенина: «А се великого князя писец князь Василий Голенин село Пушкино и деревни того села описал лета 7007» (1499 год).

Герб городского поселения Пушкино

Утверждён 24 июня 2010 г. геральдическое описание герба городского поселения Пушкино гласит:

В зелёном поле между свисающими по сторонам пурпурными пологами с золотой бахромой, подхваченными выходящими из-за края щита завязками пурпурного цвета с золотыми кистями — золотой верхний ярус колокольни с церковной главкой, завершённой четырёхконечным, узорным на концах крестом и с одной видимой аркой, заполненной лазурью и обременённой колоколом того же металла.

  1. Как называется главная улица города?

Вот вокзал. От него уходит широкий Московский проспект и будто зовет приблизиться к столице. Это  самая главная улица города Пушкино! Давайте-ка пройдемся по Московскому проспекту! Начинаем свой маршрут от железнодорожного вокзала.

  1. Достопримечательности города

Часовне святителя Николая чуть больше десяти лет. Рядом с ней есть церковная лавка Художественно-производственного предприятия «Софрино» Русской православной церкви, где можно приобрести предметы церковной утвари.

Движемся к Советской площади. Это  кинотеатр «Победа», он был открыт 27 декабря 1985 г. и сегодня считается одним из основных культурных центров города.

 Советская площадь сейчас выглядит по- другому. В 2005 г. её благоустроили по проекту пушкинских зодчих – главного архитектора города В.А. Кавинской, ее заместителя В.А. Заярского и московских скульпторов К.К. Константинова и В.Б. Доброхотовой – три четверти площади превратили в зеленый архитектурно-скульптурный ансамбль. Вокруг фонтана – фонари. Это некая прелюдия к главному элементу ансамбля — скульптурному памятнику великим русским писателям А.С. Пушкину и И.А. Крылову. Здесь собираются местные литераторы. Это наше  любимое место отдыха, особенно летом!

Справа от площади – здание администрации, а чуть дальше – здание ЗАГСа, в нём поженились наши мамы и папы.

Мемориально-парковый комплекс «Скорбящая мать» открыт в 2006 г. в День города. Белая колоннада высотой 5 метров с фамилиями более 10,5 тысяч погибших в Великой Отечественной войне. Водные каскады и фонтаны!

Краеведческий музей был создан 19 июля 1962 г. Наш класс был  в этом музее. Мама Майи Лалаян играла на старинном пианино. Мы увидели интереснейшие материалы и экспонаты, коллекцию картин, вещи, документы Е.И. Камзолкина, переданных в музей в 1975 г. семьёй художника.

Украшение города – пятиглавый храм Святой Троицы с колокольней.. Его

настоятелем  назначен отец Иоанн Монаршек.

III. Выводы

На основании всего изученного можем сделать вывод, что город Пушкино любимый город наших жителей. Его название напоминает нам о русском поэте А.С.Пушкине.

Несомненно, имя такого человека должно было  быть увековечено, чтобы потомки знали, помнили и ценили.

Работа над исследованием была интересной.  Нам понравилось проводить исследование. Теперь мы знаем, историю родного города надо знать.

Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках литературного и внеклассного чтения, при проведении классных часов и викторин.  В ходе работы мы получили новые знания, научились анализировать собранный материал, выделять главное, делать выводы. Узнали, где искать информацию, приобрели знания исследовательской работы, навыки работы с компьютером. Эти умения пригодятся нам в дальнейшем.

В результате проведённого нами исследования мы ответили на все свои вопросы. Теперь мы знаем, почему город так назван, что на главной улице города находятся все достопримечательности.

Список используемой литературы

Истоник информации: http://ru.wikipedia.org

http://ia-pushk.mosoblonline.ru/userdata/archive/1253260720.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Я - горожанин!" - лауреат муниципального грантового конкурса социальных проектов "Сыктывкар - город новых идей"

ЗАЯВКАна участие в грантовом конкурсе социальных проектов«Сыктывкар – город новых идей» Направление конкурса  Молодежная политика и работа с детьмиНазвание проекта  Я – горожанин!О...

Статья. Проект "Мой город"

Описаны цели, задачи, организация. механизм управления долгосрочным проектом о своём городе. Презентация проекта в нашей школе проходит на ученических конференциях....

проект "игрушечный город"

История народной игрушки начинается с глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка – одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении...

Проект "Чистый город"

Несколько месяцев мой 3 класс работал над проектом"Чистый город". Эта презентация-результат нашей работы....

Урок-проект "Оренбург - город, в котором мы живем" 1 класс

Урок-проект  окружающего мира в 1 классе. Программа ПНШ. Тема: "Оренбург - город, в котором мы живем"...

Положение о конкурсе проектов "Пермь - город будущего"

Разработанное положение конкурса проектов...

Город и село. Проект «Родной город (село)».

Город и село. Проект «Родной город (село)»....