Теория, ведущая к успеху?
статья по теме

Евстифеева Ольга Васильевна

Статья о применении теории множественности интеллекта Г.Гарднера в школьном образовании. Цель статьи  познакомить читателей с возможностью применения теории в образовательном процессе. Применение теории множественности интеллекта позволяет учителю индивидуализировать процесс образования, опираясь на личностные различия ученика, развивать желаемые способности и таланты  учащихся; ученику осваивать понятия, предметы, и дисциплины различными способами. Увидев способности ребенка и поняв его стиль обучения, вы поможете ему открыть мир так, как он это видит. Задействуйте его сильные стороны, и обучение новым навыкам перестанет быть скучным занятием, а желание учиться не пропадет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon evstifeeva_o_teorii_mnozhestvennosti_intellekta_gardnera.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Теория, ведущая к успеху?

Каждому школьному учителю до боли знакомо чувство глубокого разочарования, когда, не смотря на всяческие инновации, применение разных технологий образования, общая ситуация почти не изменяется – вопиюще подавляющее большинство учеников в школе показывают, в силу различных причин, «средние» результаты, учатся на уровне гораздо ниже своих возможностей (если вообще учатся), и никакие призывы о том, что каждый строит свое будущее сам, и для него нужно образование, не действуют.

Все понимают, что ключ – в мотивации ученика. Все знают, с каким интересом и энтузиазмом дети стремятся к познанию в начале своего школьного пути, и как быстро  школьные будни гасят его. Современная педагогика, оглядываясь назад, ищет ответы в наследии педагогических систем, складывавшихся в различные исторические эпохи, создает новые, ставящие во главу угла иные ценности. И чем большим количеством способов и инструментов владеет учитель, тем больше надежды не потерять этот ключ.

В последнее время в мире образования большой интерес вызывает теория множественности интеллекта американского психолога Говарда Гарднера. Гарднер обращает внимание на то, что школьная программа в основном делает акцент на двух типах способностей – вербально-лингвистических (преимущественно в письменной форме) и логико-математических. И если школьник не проявил себя в этом “должным” образом, ему приходится довольствоваться незначительными успехами и малыми возможностями для самоактуализации в учебной (академической) деятельности (отсюда и скука, и проблемы дисциплины и потеря мотивации). Для повышения самооценки ему остается футбольное поле, дворовая компания либо, в лучшем случае, кружок  или студия, где он может заняться, на его взгляд, настоящим делом. Но ведь существует множество других знаний, талантов, способных обогатить нашу жизнь и помочь нам эффективно взаимодействовать с окружающим нас миром. (Creating the Future. Intelligence in Seven Steps. – New Horisons for Learning, 1998.). В 1983 году Г.Гарднер опубликовал книгу «Структура ума: теория множественности интеллекта», даже не ожидая, какой переворот она произведет в школьном образовании.

Напомним коротко, Гарднер утверждает, что человек обладает, по крайней мере, восемью типами интеллекта в разной степени выраженности: вербально-лингвистическим, логико-математическим, пространственным, музыкально-ритмическим, телесно-кинестетическим, натуралистическим, внутриличностным, межличностным.

Зачем теория множественности интеллекта школе?

Один из базовых принципов теории множественности интеллекта заключается в том, что образование должно быть чутким к индивидуальным познавательным различиям. Вместо отрицания или игнорирования этих различий в своем убеждении, что все дети должны мыслить одинаково, образование должно стремиться к созданию разнообразных познавательных возможностей, максимально отвечающих индивидуальному интеллектуальному потенциалу. Как говорит Гарднер: «Старайтесь знать о детях, как можно больше вместо того, чтоб заставлять их всех проходить через одно и то же игольное ушко». 

На мой взгляд, главное отличие процесса обучения, основанного на теории множественности интеллекта в том, что он сфокусирован на развитии ума и способностей, в первую очередь, и через них идет освоение школьной программы (стандарта), в то время, как наш традиционный процесс обучения во главу угла ставит освоение содержания программы, преимущественно, через вербальные и логико-математические способности ученика.

Опыт применения теории множественности интеллекта в классе помог многим зарубежным педагогам понять, что с ее помощью можно повысить мотивацию и энтузиазм учащихся, и значительно разнообразить свои способы предъявления информации на уроке. Эта теория открывает иной подход к индивидуализации обучения, возможность помочь ребенку учиться тем путем, что ему наиболее близок.

Главный принцип[1] применения этой теории в школе – образовательный процесс должен строиться таким образом, чтобы дать возможность детям приобрести опыт, который требовал бы вовлечения разных типов интеллекта.

Применение теории множественности интеллекта позволяет:

  1. индивидуализировать процесс образования, опираясь на личностные различия
  2. развивать желаемые способности и таланты  учащихся;
  3. осваивать понятия, предметы, и дисциплины различными способами.

Способы применения теории Гарднера в обучении различны – это может быть групповой или индивидуальный проект, работа в центрах (каждый центр соответствует определенному типу интеллекта), либо спланированное особым образом изучение программной темы. Главное - предоставить ребенку, с одной стороны, возможность познавать, изучать что-либо тем способом и путем, какой ему наиболее близок, удобен и в котором он чувствует себя комфортно, с другой - помочь осознать свои способности для опоры на свои сильные стороны и развития слабых.

Один из способов – организация работы небольших групп в центрах. Каждый центр соответствует типу интеллекта. Назначение центров может быть следующим:

  1. Центры, сфокусированные на конкретном типе интеллекта – основная цель каждого центра помочь ученику проявить и развить определенные способности. Предлагаемая деятельность и задания должны обеспечить ученику возможность исследовать свои способности так, как это ему удобно. Работа в таких центрах особенно полезна, когда учитель знакомит учащихся с разными видами способностей.
  2. Центры, основанные на программе – центры нацелены на освоение информации и навыков, требуемых программой, и позволяют учащимся изучить тему, опираясь на его доминирующие типы интеллекта. Например, один центр может предполагать вербально-лингвистические и межличностные виды деятельности, относящиеся к читаемой классом в данный момент книге. Другой центр может предложить пространственную и внутриличностную деятельность, связанную с изучаемым периодом истории и т.п.
  3. Тематические центры – все они строятся в соответствии с темой, изучаемой по программе (например, архитектура древнего мира). Каждый центр основывается на одном типе интеллекта, например, при изучении выше упомянутой темы в одном центре учащиеся могут строить макет какого-либо древнего строения, в другом – писать пьесу о возведении древних пирамид и т.п.

Обдумывая план предстоящего урока (цикла уроков), работу в центрах и способы вовлечения разных типов интеллекта в изучение темы, учитель задает себе следующие вопросы:

  1. как включить чтение, письмо и говорение;
  2. каким образом можно привлечь классификации, манипулирование числами, вычисления;
  3. как задействовать воображение, цвет, графику, картины, искусство;
  4. как включить музыку, звуки, ритм, движение, драматизацию;
  5. каким образом сочетать индивидуальный выбор и время для индивидуальной работы, групповую работу, обмен мнениями с одноклассниками, дискуссию.

Одно из преимуществ теории множественности интеллекта в том, что «она предлагает множество вариантов – если ребенок не реагирует на определенную деятельность, то можно попробовать и  другие подходы. 

«Почти всему можно научить, если делать это наиболее близким ребенку способом. …Увидев способности ребенка и поняв его стиль обучения, вы поможете ему открыть мир так, как он это видит. Задействуйте его сильные стороны, и обучение новым навыкам перестанет быть скучным занятием, а желание учиться не пропадет[2]

О.В.Евстифеева

Пестрый глобус педагогики

http://pedagogland.ru


[1] Подготовлено по книге Nelson, Kristen. Developing Students’ Multiple Intelligences. Scholastic Professional Books, 1998. Перевод О.Евстифеевой.

[2] Цитируется по Thomas R. Hoerr PhD, How is your child smart.http://www.scholastic.com/resources/article/how-is-your-child-smart


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский проект "Путь, ведущий к здоровью"

Детский проект по окружающему миру 2 класс....

Характеристика ведущих идей УМК "Гармония"

Комплект «Гармония»для 4-летней начальной школы включает в себя уже известные учителям и методистам учебно-методические комплекты по следующим учебным предметам....

Характеристика ведущих идей УМК Гармония

Одной из главных задач авторов комплекта «Гармония» явилась разработка способов организации учебной деятельности младших школьников, обеспечивающих комфортные ус­ловия для развития ребенка...

Программа дополнительного образования "Развитие моторики ведущей руки и речи учащихся -"ЛАСТОЧКА"- для 1-3 класса

Авторская программа дополнительного образования учащихся начальных классов "Ласточка" направлена на развитие мелкой моторики ведущей руки и речи учащихся 1-3 классов.   Цели: Необходимо ...

Смена ведущих деятельностей при различных отклонениях в развитии

Определение «степени нормальности» человека - сложная и ответственная междисциплинарная проблема. Личностно ориен­тированный подход, являющийся в настоящее время основной стратегией как отечественной,...

презентация на тему "Ведущий глаз, ведущее ухо, ведущая рука, ведущая нога."

Методика определения у ребёнка ведущих глаза, руки, уха и ноги. Это необходимо для адекватной оценки возможностей ребёнка и выявления скрытых заболеваний....

Теория, ведущая к успеху?

Теория множественности интеллекта американского психолога Говарда   Гарднера.  «Старайтесь знать о детях, как можно больше вместо того, чтоб заставлять их всех проходить через одно и то...