Теория, ведущая к успеху?
статья по теме
Статья о применении теории множественности интеллекта Г.Гарднера в школьном образовании. Цель статьи познакомить читателей с возможностью применения теории в образовательном процессе. Применение теории множественности интеллекта позволяет учителю индивидуализировать процесс образования, опираясь на личностные различия ученика, развивать желаемые способности и таланты учащихся; ученику осваивать понятия, предметы, и дисциплины различными способами. Увидев способности ребенка и поняв его стиль обучения, вы поможете ему открыть мир так, как он это видит. Задействуйте его сильные стороны, и обучение новым навыкам перестанет быть скучным занятием, а желание учиться не пропадет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
evstifeeva_o_teorii_mnozhestvennosti_intellekta_gardnera.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Теория, ведущая к успеху?
Каждому школьному учителю до боли знакомо чувство глубокого разочарования, когда, не смотря на всяческие инновации, применение разных технологий образования, общая ситуация почти не изменяется – вопиюще подавляющее большинство учеников в школе показывают, в силу различных причин, «средние» результаты, учатся на уровне гораздо ниже своих возможностей (если вообще учатся), и никакие призывы о том, что каждый строит свое будущее сам, и для него нужно образование, не действуют.
Все понимают, что ключ – в мотивации ученика. Все знают, с каким интересом и энтузиазмом дети стремятся к познанию в начале своего школьного пути, и как быстро школьные будни гасят его. Современная педагогика, оглядываясь назад, ищет ответы в наследии педагогических систем, складывавшихся в различные исторические эпохи, создает новые, ставящие во главу угла иные ценности. И чем большим количеством способов и инструментов владеет учитель, тем больше надежды не потерять этот ключ.
В последнее время в мире образования большой интерес вызывает теория множественности интеллекта американского психолога Говарда Гарднера. Гарднер обращает внимание на то, что школьная программа в основном делает акцент на двух типах способностей – вербально-лингвистических (преимущественно в письменной форме) и логико-математических. И если школьник не проявил себя в этом “должным” образом, ему приходится довольствоваться незначительными успехами и малыми возможностями для самоактуализации в учебной (академической) деятельности (отсюда и скука, и проблемы дисциплины и потеря мотивации). Для повышения самооценки ему остается футбольное поле, дворовая компания либо, в лучшем случае, кружок или студия, где он может заняться, на его взгляд, настоящим делом. Но ведь существует множество других знаний, талантов, способных обогатить нашу жизнь и помочь нам эффективно взаимодействовать с окружающим нас миром. (Creating the Future. Intelligence in Seven Steps. – New Horisons for Learning, 1998.). В 1983 году Г.Гарднер опубликовал книгу «Структура ума: теория множественности интеллекта», даже не ожидая, какой переворот она произведет в школьном образовании.
Напомним коротко, Гарднер утверждает, что человек обладает, по крайней мере, восемью типами интеллекта в разной степени выраженности: вербально-лингвистическим, логико-математическим, пространственным, музыкально-ритмическим, телесно-кинестетическим, натуралистическим, внутриличностным, межличностным.
Зачем теория множественности интеллекта школе?
Один из базовых принципов теории множественности интеллекта заключается в том, что образование должно быть чутким к индивидуальным познавательным различиям. Вместо отрицания или игнорирования этих различий в своем убеждении, что все дети должны мыслить одинаково, образование должно стремиться к созданию разнообразных познавательных возможностей, максимально отвечающих индивидуальному интеллектуальному потенциалу. Как говорит Гарднер: «Старайтесь знать о детях, как можно больше вместо того, чтоб заставлять их всех проходить через одно и то же игольное ушко».
На мой взгляд, главное отличие процесса обучения, основанного на теории множественности интеллекта в том, что он сфокусирован на развитии ума и способностей, в первую очередь, и через них идет освоение школьной программы (стандарта), в то время, как наш традиционный процесс обучения во главу угла ставит освоение содержания программы, преимущественно, через вербальные и логико-математические способности ученика.
Опыт применения теории множественности интеллекта в классе помог многим зарубежным педагогам понять, что с ее помощью можно повысить мотивацию и энтузиазм учащихся, и значительно разнообразить свои способы предъявления информации на уроке. Эта теория открывает иной подход к индивидуализации обучения, возможность помочь ребенку учиться тем путем, что ему наиболее близок.
Главный принцип[1] применения этой теории в школе – образовательный процесс должен строиться таким образом, чтобы дать возможность детям приобрести опыт, который требовал бы вовлечения разных типов интеллекта.
Применение теории множественности интеллекта позволяет:
- индивидуализировать процесс образования, опираясь на личностные различия
- развивать желаемые способности и таланты учащихся;
- осваивать понятия, предметы, и дисциплины различными способами.
Способы применения теории Гарднера в обучении различны – это может быть групповой или индивидуальный проект, работа в центрах (каждый центр соответствует определенному типу интеллекта), либо спланированное особым образом изучение программной темы. Главное - предоставить ребенку, с одной стороны, возможность познавать, изучать что-либо тем способом и путем, какой ему наиболее близок, удобен и в котором он чувствует себя комфортно, с другой - помочь осознать свои способности для опоры на свои сильные стороны и развития слабых.
Один из способов – организация работы небольших групп в центрах. Каждый центр соответствует типу интеллекта. Назначение центров может быть следующим:
- Центры, сфокусированные на конкретном типе интеллекта – основная цель каждого центра помочь ученику проявить и развить определенные способности. Предлагаемая деятельность и задания должны обеспечить ученику возможность исследовать свои способности так, как это ему удобно. Работа в таких центрах особенно полезна, когда учитель знакомит учащихся с разными видами способностей.
- Центры, основанные на программе – центры нацелены на освоение информации и навыков, требуемых программой, и позволяют учащимся изучить тему, опираясь на его доминирующие типы интеллекта. Например, один центр может предполагать вербально-лингвистические и межличностные виды деятельности, относящиеся к читаемой классом в данный момент книге. Другой центр может предложить пространственную и внутриличностную деятельность, связанную с изучаемым периодом истории и т.п.
- Тематические центры – все они строятся в соответствии с темой, изучаемой по программе (например, архитектура древнего мира). Каждый центр основывается на одном типе интеллекта, например, при изучении выше упомянутой темы в одном центре учащиеся могут строить макет какого-либо древнего строения, в другом – писать пьесу о возведении древних пирамид и т.п.
Обдумывая план предстоящего урока (цикла уроков), работу в центрах и способы вовлечения разных типов интеллекта в изучение темы, учитель задает себе следующие вопросы:
- как включить чтение, письмо и говорение;
- каким образом можно привлечь классификации, манипулирование числами, вычисления;
- как задействовать воображение, цвет, графику, картины, искусство;
- как включить музыку, звуки, ритм, движение, драматизацию;
- каким образом сочетать индивидуальный выбор и время для индивидуальной работы, групповую работу, обмен мнениями с одноклассниками, дискуссию.
Одно из преимуществ теории множественности интеллекта в том, что «она предлагает множество вариантов – если ребенок не реагирует на определенную деятельность, то можно попробовать и другие подходы.
«Почти всему можно научить, если делать это наиболее близким ребенку способом. …Увидев способности ребенка и поняв его стиль обучения, вы поможете ему открыть мир так, как он это видит. Задействуйте его сильные стороны, и обучение новым навыкам перестанет быть скучным занятием, а желание учиться не пропадет[2].»
О.В.Евстифеева
Пестрый глобус педагогики
[1] Подготовлено по книге Nelson, Kristen. Developing Students’ Multiple Intelligences. Scholastic Professional Books, 1998. Перевод О.Евстифеевой.
[2] Цитируется по Thomas R. Hoerr PhD, How is your child smart.http://www.scholastic.com/resources/article/how-is-your-child-smart
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детский проект "Путь, ведущий к здоровью"
Детский проект по окружающему миру 2 класс....
Характеристика ведущих идей УМК "Гармония"
Комплект «Гармония»для 4-летней начальной школы включает в себя уже известные учителям и методистам учебно-методические комплекты по следующим учебным предметам....
Характеристика ведущих идей УМК Гармония
Одной из главных задач авторов комплекта «Гармония» явилась разработка способов организации учебной деятельности младших школьников, обеспечивающих комфортные условия для развития ребенка...
Программа дополнительного образования "Развитие моторики ведущей руки и речи учащихся -"ЛАСТОЧКА"- для 1-3 класса
Авторская программа дополнительного образования учащихся начальных классов "Ласточка" направлена на развитие мелкой моторики ведущей руки и речи учащихся 1-3 классов. Цели: Необходимо ...
Смена ведущих деятельностей при различных отклонениях в развитии
Определение «степени нормальности» человека - сложная и ответственная междисциплинарная проблема. Личностно ориентированный подход, являющийся в настоящее время основной стратегией как отечественной,...
презентация на тему "Ведущий глаз, ведущее ухо, ведущая рука, ведущая нога."
Методика определения у ребёнка ведущих глаза, руки, уха и ноги. Это необходимо для адекватной оценки возможностей ребёнка и выявления скрытых заболеваний....
Теория, ведущая к успеху?
Теория множественности интеллекта американского психолога Говарда Гарднера. «Старайтесь знать о детях, как можно больше вместо того, чтоб заставлять их всех проходить через одно и то...