Статья по теме "Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни"
статья по теме
Воспитывая в труде и для труда, школа должна пробуждать в учащихся дух коллективизма, желание жить и трудиться в коллективе, учить творить прекрасное, строить жизнь по законам красоты, воспитывать нового человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie__trudolyubiya.docx | 32.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание трудолюбия,
творческого отношения к учению, труду, жизни
Если человек с ранних лет усво ил привычку к труду, труд ему приятен.
Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным.
Гельвеций
Трудиться, выбрав дело по душе, для человека также естественно, как жить и дышать. И одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитывать в наших детях, - это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудиться в любой сфере общественного производства. Труд должен стать жизненной потреб ностью будущего гражданина.
Как и любое другое нравственное качество, трудо любие формируется в процессе воспитания - процес се сложном и многогранном. Личность человека не повторима в своей индивидуальности. Отсюда все труд ности, но в этом и ключ к их пониманию.
Между тягой к деятельности и трудолюбием дис танция большая и знака равенства между двумя этими понятиями ставить нельзя. Задача воспитателей состо ит в том, чтобы эту природную склонность, которая является лишь предпосылкой трудолюбия, путем оп ределенных педагогических мер преобразовать в одну из важнейших качеств личности.
Необходимо закрепить в сознании ребенка, что учеба - труд, требующий волевых усилий, внимания, активности. Ребенок должен быть готов к тому, чтобы трудолюбие вообще перенести на основную ведущую деятельность — учебу.
Трудовые привычки являются устойчивой формой поведения человека и накладывают определенный от печаток на все его действия. Кстати, слово отпечаток в переводе с греческого означает характер. Стало быть, совокупность привычек совместно с другими психи ческими свойствами и чертами личности и составляют характер. Недаром же говорят: «Посеешь поступок, пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер».
Трудолюбие - одно из важнейших нравственных качеств личности. Человек, не обладающий этим каче ством, - нравственный калека. Но смысл и содержа ние трудового воспитания состоят именно в том, что бы вместе с привычкой трудиться прививать ребенку высоконравственные мотивы, побуждающие к труду.
Доброта, забота о человеке, потребность доставлять радость другим — вот что должно служить мотивом, побуждающим ребенка к труду.
Трудолюбие плюс доброта - тот удивительный ком плекс, который поднимает человека на моральную высоту. Люди, сочетающие в себе эти качества - счастли вейшие люди. Потому что нет, наверное, большей ра дости, чем доставлять радость другим. Такие не пройдут мимо чужого горя, выручат по павшего в беду, они бескорыстны. Их действия про диктованы внутренней потребностью делать добро.
Из разных способов воспитания трудолюбия бес плоднее всех — словесные увещевания. Французский писатель Ренар справедливо отметил: «Человек глупый, осознающий свою глупость, уже не так глуп, но лени вец может осознавать свою лень, сетовать на нее и при ней остаться». Не словесные увещевания, а организа ция жизни ребенка должна быть главным методом воспитания.
Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения (далее – ФГОС), продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Личностные результаты основаны на системе ценностных отношений учащихся - к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
В ФГОС НОО определен «портрет» выпускника начальной школы:
- Любящий свой народ, свой край, свою Родину
- Уважающий и принимающий ценности семьи и общества
- Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир
- Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности
- Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом
- Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение
- Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни
В 4-х классах была проведена диагностика, имеющая целью определить основные проблемы, характерные для большинства обучающихся.
Уровни сформированности готовности младших школьников к жизни и труду
Уровни | Когнитивный критерий | Мотивационно-личностный критерий | Поведенческий критерий |
Высокий | 26% | 37% | 18,5% |
Средний | 55,5% | 51,9% | 59,3% |
Низкий | 18,5% | 11,1% | 22,2% |
Как показывают результаты диагностики, более половины учащихся обладает средним уровнем готовности к жизни и труду.
В соответствии с результатами диагностики, была спланирована система работы по обеспечению личностных и метапредметных результатов. В ней четко прослеживалась целостная работа по формированию УУД через предметные линии развития, внеучебную деятельность, применение проектной технологии, технологии продуктивного чтения, групповой работы, работы в парах.
Был изучен необходимый уровень достижения личностных результатов для учащихся, типовые задания, нацеленные на личностные результаты, были спланированы изменения в построении учебного процесса, использовании инновационных технологий.
Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности ребенка. Разумеется, трудовая деятельность маленьких детей своеобразна. Не всегда она ведет к материальным результатам. Главная цель труда - в его воспитательном влиянии на личность ребенка.
Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, ребёнок все лучше ориентируется в пространстве.
Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Он требует сообразительности, инициативы, активного восприятия, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Вот ребенок ухаживает за растениями - здесь важно заметить их рост, установить зависимость этого роста от того, как ребенок поливает, рыхлит почву.
Намечая известную последовательность действий, ребенок приобщается к простейшим формам планирующей деятельности.
В процессе труда взрослые дают детям полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании.
Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, стремление хорошо выполнять работу. Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначальные навыки - умение сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе.
Особое значение в подготовке младших школьников к жизни и труду имеет процесс обучения.
Анализ учебников для начальной школы позволяет отметить богатство материала, содержащегося в них, включающего знания о различных сторонах жизни, взаимоотношений между людьми, о профессиях, о людях труда. Учебники содержат множество терминов и понятий профориентационного характера, названий профессий, производств, трудовых действий, предметов труда.
Окружающий мир – знакомство с профессиями и ролью труда (в т.ч. учёных) в развитии общества, преобразовании природы.
Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка – роль творческого труда писателей, художников, музыкантов.
Программы трудового обучения младших школьников включают в себя разнообразные виды труда, в процессе которого учащиеся занимаются обработкой различных материалов, конструированием, моделированием, декоративно-прикладным творчеством. Учитель может дополнить знания учащихся рассказом о профессиях, связанных с данными материалами, показом рисунков, слайдов и т.д. Работа в классе, изготовление наглядных пособий, подарков к праздникам закладывают у детей основы трудолюбия, желание сделать что-то полезное своими руками, развивает трудовые умения и навыки, интересы и увлечения младших школьников.
В процессе обучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий учащиеся получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значения творчества в жизни человека общества:
- Участвуют в экскурсиях по микрорайону, городу, во время которых знакомятся с различными видами труда, различными профессиями;
- Узнают о профессиях своих родителей и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных», работают в рамках проекта «Моя семья»; «В мире профессий», «Кем быть?», «Каким я вижу себя в будущем»
- Приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду, знакомятся с правилами взаимоотношений людей в процессе труда в ходе различных добрых дел (мероприятий): презентация учебных и творческих достижений, игры-праздники «Город мастеров», «Ярмарка»; коллективно-творческие дела по подготовке праздников; ролевые игры, моделирующие экономические, производственные ситуации;
- Учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов, на практике: участие в разработке и реализации различных проектов «Народные промыслы», «Мастерская Деда Мороза», «Льняной лоскуток», «Глиняная сказка» и т.д.
- Получают опыт принесения практической пользы своим трудом и творчеством: украшение и наведение порядка в пространстве своего класса, дома; расширение возможностей и навыков по самообслуживанию, занятия народными промыслами в ДО, изготовление кормушек для птиц, изготовление подарков и открыток к праздникам для родителей, изготовление наглядных пособий для младших учащихся.
Для того, чтобы узнать, каков уровень готовности учащихся к жизни и труду, необходимо сопоставить реальные и запроектированные результаты воспитания, что позволит в дальнейшем планировать процесс подготовки учащихся к жизни и труду и управлять им. Выявление степени соответствия осуществляется при помощи диагностики – оценочной процедуры, направленной на прояснение ситуации, выявления истинного уровня воспитанности учащихся.
Как уже отмечалось, подготовка к жизни и труду включает в себя различные стороны. В данном случае рассмотрим ее с точки зрения трудового воспитания. Учитывая то, что механизм трудового воспитания содержит в себе такие компоненты, как формирование знаний, отношения и поведения, в качестве эталонных показателей, с которыми сравниваются достигнутые результаты, могут быть использованы следующие критерии:
- когнитивный – знания учащихся о труде, о мире профессий;
- мотивационно-личностный – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
- поведенческий – навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Каждый из критериев включает в себя ряд показателей, конкретизирующих проявление критерия. Измерение уровня готовности младших школьников к труду и жизни осуществляется посредством использования методик диагностики.
Критерии, показатели и средства измерения уровня готовности младших школьников к жизни и труду.
Критерии | Показатели | Методики диагностики |
Когнитивный | 1.Знания о труде. 2.Понимание значения труда для жизни общества и каждого человека. 3. Знания об основных профессиях, их особенностях. | Тестирование (Тесты «Зачем нужен труд?», «Какая это профессия?») |
Мотивационно-личностный | 1.Отношение к труду и людям труда 2. Интерес к трудовой и профессиональной деятельности. 3. Желание овладеть какой-либо профессией | Наблюдение Методика «Продолжи предложение» Беседа «Кем быть?»
|
Поведенческий | 1.Навыки трудовой деятельности. 2.Проявление трудолюбия, старательности на уроках трудового обучения. 3.Добросовестность, активность, ответственность в учебном труде. | Наблюдение. Анализ продуктов трудовой деятельности. |
Характеристика уровней готовности младших школьников к жизни и труду
1.Высокий уровень.
У учащихся имеются осознанные знания о трудовой деятельности людей, о значении труда в жизни каждого человека и общества в целом. Учащиеся знают основные профессии, предлагаемые тестом, их особенности, понимают значимость данной профессии для людей. Учащиеся положительно относятся к трудовой деятельности взрослых людей, у них выражены интересы к профессиональной деятельности, они мечтают получить в будущем какую-то профессию, могут объяснить свой выбор. Учащиеся активно участвуют в труде, проявляют трудолюбие на уроках трудового обучения. Активны, ответственны, помогают товарищам в процессе труда.
2.Средний уровень.
Учащиеся имеют знания о трудовой деятельности людей, могут оценить значение труда в жизни каждого человека и общества в целом. Учащиеся называют профессии, предлагаемые тестом, но не всегда знают основные их особенности, понимают значимость данной профессии для людей. Учащиеся проявляют положительное отношение к трудовой деятельности взрослых людей, но их интересы неустойчивы, неглубоки. Учащиеся мечтают в будущем получить какую-то профессию, но не могут объяснить свой выбор. В будущей профессии их привлекает внешняя сторона. Учащиеся участвуют в труде, когда этого требует учитель. Добросовестно выполняют поручения, но не проявляют инициативы, активности, творчества.
3.Низкий уровень.
Учащиеся имеют незначительные представления о трудовой деятельности людей, не могут оценить значение труда в жизни каждого человека и общества в целом. Учащиеся не могут охарактеризовать основные особенности профессий, предлагаемых тестом, не понимают значимости данной профессии для людей. Учащиеся не проявляют интереса к трудовой деятельности взрослых людей. В будущей профессии их привлекает внешняя сторона. Учащиеся участвуют в общественно полезном труде при контроле учителя. Трудятся недостаточно добросовестно, не имеют простейших навыков трудовой деятельности.
Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе.
В процессе труда развиваются способности, трудовые умения и навыки младших школьников. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.
Труд в школе, в том числе и познавательный, должен представлять собой целенаправленную, осмысленную, разнообразную деятельность, имеющую личностную и социальную направленность, учитывающую возрастные психофизиологические особенности учеников.
Воспитывая в труде и для труда, школа должна пробуждать в учащихся дух коллективизма, желание жить и трудиться в коллективе, учить творить прекрасное, строить жизнь по законам красоты, воспитывать нового человека.
Что позволяет нам надеяться на успешное внедрение федерального государственного образовательного стандарта? Накопленный опыт интеграции основного и дополнительного образования и высокий уровень педагогического мастерства наших педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Если человек с ранних лет усво¬ил привычку к труду, труд ему приятен. Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным. ...
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду и жизни.
Календарно-тематическое планирование по разделу программы ДНВиР (ФГОС).Ценности и планируемые результаты на конец года. Виды деятельности: путешествие по острову "Почемучек","бухте Трудолюбия"...
Статья : Ситуация успеха как средство формирования положительного отношения к учению.
Известно, что отрицательное отношение к учению возникает при отсутствии успехов. Напротив, приятные переживания, связанные...
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, к труду, жизни (трудовое воспитание).
Одно из направлений духовно-нравственного воспитания....
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ (МОДИФИКАЦИЯ А.Д.АНДРЕЕВА) Цель: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева.Возраст:...
Методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам» Методика разработана Г. Н. Казанцевой и предназначена для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения.
Методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам»Методика разработана Г. Н. Казанцевой и предназначена для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мот...
Отчет: «Воспитание трудолюбия, Творческого отношения к учению, труду, жизни»
Отчет: «Воспитание трудолюбия, Творческого отношения к учению, труду, жизни»...