Проектно-исследовательская деятельность младших школьников
методическая разработка по теме
В методическом материале описаны требования, этапы работы и виды проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_m.n..docx | 23.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников
Сабаралеева М.Н.,
учитель начальных классов
МКОУ ХМРН СОШ д. Шапша
В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.
Поэтому актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие таких качеств личности, как мышление, внимание, память и воображение.
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но собственная исследовательская практика, бесспорно, - один из самых эффективных.
В настоящее время сформировались различные подходы к определению видов исследовательской деятельности, к которой, например, относят поисково-исследовательскую, экспериментально-исследовательскую, междисциплинарную; проектную, техническую, творческую и т.д. и которая осуществляется в учебное и внеурочное время, тесно связана с основным учебным процессом и ориентирована на развитие исследовательской, творческой активности детей.
Осуществление проектно-исследовательской деятельности проводится с целью воспитания детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.
Проектно-исследовательская деятельность – это организация самостоятельной исследовательской творческой деятельности учеников в рамках работы над определенной выбранной темой (проектом), предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов.
Основным отличием учебной проектно-исследовательской деятельности от научной является то, что в результате еѐ учащиеся не производят новые знания, а приобретаются навыки исследования как универсального способа освоения действительности, развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося.
По месту, времени и количеству участников проектно-исследовательская деятельность может быть организована по-разному:
- индивидуальное или микрогрупповое (2-5 участников) исследование проблем, выходящих за рамки программы, или более глубокое освоение программного материала во внеурочное время представленное в виде доклада, статьи, а также реферата и описательной работы);
- коллективная исследовательская эвристическая деятельность всех учащихся в рамках урока.
По продолжительности проектно-исследовательская деятельность может укладываться в один урок, если это мини-проекты, в 4-6 уроков – кратковременные проекты, среднесрочные – 8-10 часов и долгосрочные от 20 до 60 часов.
В процессе работы над проектом у ученика формируется большое количество универсальных учебных действий, а именно:
Проектирование: осмысление задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности.
Исследовательские: выдвижения предположения, установление причинно-следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы.
Информационные: самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, в библиотеках, в Интернете ), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение главного.
Кооперативные взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.
Коммуникативные: умение слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.
Экспериментальные: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
Рефлексивные: осмысливание собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки.
Презентационные: построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.
Работа в этом направлении должна проводиться поэтапно. Необходимо знать основные ориентиры, сверяясь с которыми можно достигнуть поставленной цели.
Сущность метода проектно-исследовательской деятельности
Проблемная ситуация | ||
Проблема | ||
Поиск способов решения (выдвижение гипотез) |
Исследовательская, поисковая деятельность |
Оформление результатов |
Защита проекта |
Прогнозирование |
Требования к проектной деятельности
- Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
- Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, то есть с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта и формы презентации.
- Каждый проект требует исследовательской работы учащихся.
- Результатом работы над проектом является продукт.
- Подготовленный продукт должен быть представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
То есть проект – это «пять П»:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Этапы работы над проектом
№ п/п | Название этапа работы над проектом |
1 | Поисковый |
- моделирование идеальной (желаемой)ситуации; - анализ имеющейся информации; - определение и анализ проблемы; - определение потребности в информации; - сбор и изучение информации | |
2 | Аналитический |
- постановка цели проекта; - определение задач проекта; - определение способа разрешения проблемы; - анализ рисков; - составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ; - анализ ресурсов; - планирование продукта; - анализ имеющейся информации; - сбор и изучение информации | |
3 | Практический |
- выполнение плана работ; - текущий контроль | |
4 | Презентационный |
- предварительная оценка продукта; - планирование презентации и подготовка презентационных материалов; - презентация продукта | |
5 | Контрольный |
- анализ результатов выполнения проекта; - оценка продукта; - оценка продвижения |
На всех этапах работы над проектом педагог выступает как помощник: он не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника: консультирует, мотивирует, помогает, наблюдает. Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.
Примером проектно-исследовательской деятельности представлена работа ученицы 3 класса Шабалиной Оксаны. (Приложение)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности "Юный эколог"
Из опыта работы по экологическому образованию учащихся на примере проекта "Цветок"...
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
В статье описан опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности на занятиях в кружках и во внеклассной работе...
Программа внеурочной деятельности «Калейдоскоп проектно-исследовательской деятельности младших школьников» в 1-4 классе УМК «Школа России»
ФГОС нового поколения требует использования в образовательных отношениях технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основ...
Формирование проектно-исследовательских умений у младших школьников в условиях реализации фгос
С данным сообщением я выступила на МО учителей начальных классов. Я представила коллегам обобщенный опыт работы с учащимися 1 класса в течение учебного года....
«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся
laquo;Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...
Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...