Проектно-исследовательская деятельность младших школьников
методическая разработка по теме

Азеева Манира Насибулловна

В методическом материале  описаны требования, этапы работы и виды проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_m.n..docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников

Сабаралеева М.Н.,

 учитель начальных классов

МКОУ ХМРН СОШ д. Шапша

В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.

Поэтому  актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие таких качеств личности, как мышление, внимание, память и воображение.

Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но собственная исследовательская практика, бесспорно, - один из самых эффективных.

В настоящее время сформировались различные подходы к определению видов исследовательской деятельности, к которой, например, относят поисково-исследовательскую, экспериментально-исследовательскую, междисциплинарную; проектную, техническую, творческую и т.д. и которая осуществляется в учебное и внеурочное время, тесно связана с основным учебным процессом и ориентирована на развитие исследовательской, творческой активности детей.

 Осуществление проектно-исследовательской деятельности проводится с целью воспитания детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.

Проектно-исследовательская деятельность – это организация самостоятельной исследовательской творческой деятельности учеников в рамках работы над определенной выбранной темой (проектом), предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов.

Основным отличием учебной проектно-исследовательской деятельности от научной является то, что в результате еѐ учащиеся не производят новые знания, а приобретаются навыки исследования как универсального способа освоения действительности, развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося.

По месту, времени и количеству участников проектно-исследовательская деятельность может быть организована по-разному:

  1. индивидуальное или микрогрупповое (2-5 участников) исследование проблем, выходящих за рамки программы, или более глубокое освоение программного материала во внеурочное время представленное в виде доклада, статьи, а также реферата и описательной работы);
  2. коллективная исследовательская эвристическая деятельность всех учащихся в рамках урока.

По продолжительности проектно-исследовательская деятельность может укладываться в один урок, если это мини-проекты, в 4-6 уроков – кратковременные проекты, среднесрочные – 8-10 часов и долгосрочные от 20 до 60 часов.

В процессе работы над проектом  у ученика формируется большое количество универсальных учебных действий, а именно:

Проектирование: осмысление задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности.

Исследовательские: выдвижения предположения, установление причинно-следственных связей,  поиск нескольких вариантов решения проблемы.

Информационные: самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях,  в библиотеках, в Интернете ), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение главного.

Кооперативные взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.

Коммуникативные: умение слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.

Экспериментальные: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Рефлексивные: осмысливание собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки.

Презентационные: построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.

Работа в этом направлении должна проводиться поэтапно. Необходимо знать основные ориентиры, сверяясь с которыми можно достигнуть поставленной цели.

Сущность метода проектно-исследовательской деятельности

Проблемная ситуация

             Проблема

Поиск способов решения (выдвижение гипотез)

Исследовательская, поисковая деятельность

Оформление результатов

Защита проекта

Прогнозирование

Требования к проектной деятельности

  1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
  2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, то есть с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта и формы презентации.
  3.  Каждый проект требует исследовательской работы учащихся.
  4. Результатом работы над проектом является продукт.
  5. Подготовленный продукт должен быть представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

То есть проект – это «пять П»:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Этапы работы над проектом        

№ п/п

Название этапа работы над проектом

1

Поисковый

- моделирование идеальной (желаемой)ситуации;

- анализ имеющейся информации;

- определение и анализ проблемы;

- определение потребности в информации;

- сбор и изучение информации

2

Аналитический

- постановка цели проекта;

- определение задач проекта;

- определение способа разрешения проблемы;

- анализ рисков;

- составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;

- анализ ресурсов;

- планирование продукта;

- анализ имеющейся информации;

- сбор и изучение информации

3

Практический

- выполнение плана работ;

- текущий контроль

4

Презентационный

- предварительная оценка продукта;

- планирование презентации и подготовка презентационных материалов;

- презентация продукта

5

Контрольный

- анализ результатов выполнения проекта;

- оценка продукта;

- оценка продвижения 

На всех этапах работы над проектом педагог выступает как помощник: он не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника: консультирует, мотивирует, помогает, наблюдает. Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.

Примером проектно-исследовательской деятельности представлена работа ученицы 3 класса Шабалиной Оксаны. (Приложение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание  необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности "Юный эколог"

Из опыта работы по экологическому образованию учащихся на примере проекта "Цветок"...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В статье описан опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности на занятиях в кружках и во внеклассной работе...

Программа внеурочной деятельности «Калейдоскоп проектно-исследовательской деятельности младших школьников» в 1-4 классе УМК «Школа России»

ФГОС нового поколения требует использования в образовательных отношениях технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основ...

Формирование проектно-исследовательских умений у младших школьников в условиях реализации фгос

С данным сообщением я выступила на МО учителей начальных классов. Я представила коллегам обобщенный опыт работы с учащимися 1 класса в течение учебного года....

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...