Педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе
методическая разработка по теме
Россия, Астраханская область, Красноярский район, МБОУ №Новоурусовская СОШ", учитель начальных классов ,Агисеева Г.Ш.
Внедрение современных технологий является важным условием повышения компетентности педагога в учебном процессе.
" Если мы не знаем, куда идти, то почему удивляемся, что пришли не туда?" - так говорил Жюль Верн. То есть это говорит нам о том, что у педагога должны быть точно намеченные цели, к которым он должен стремиться, задачи, которые он должен выполнять. И самая главная цель - это достойное воспитание и образование подрастающего поколения, будущего России.
Все современные образовательные технологии направлены на : 1) цель - это значит качество образования; 2) достижение через средства - это повышение квалификации, самообразования, профессионального обучения; 3) конечный результат - это значит личностный и профессиональный рост педагога, успешность обучения учащихся; 4)зависит от ресурсов - кадровых, финансовых, информационных и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_pedagogike.docx | 20.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии в педагогике.
Здоровье –базисная характеристика жизни.
Для человека она выступает адекватно-гигиенической средой и здоровым образом жизни.
Валеология( здравствовать, быть здоровым) – наука о здоровье, область знания и практики, которая располагается на стыке медицины и педагогики, ориентированная на формирование культуры здоровья и здорового образа жизни.
И.И.Мечников создал учение, которую назвал «ортобиоз»- правильная жизнь.
Здоровье – проявление всех жизненных сил, ощущения жизни, всесторонности и долговременности социальной активности и гармоничности развития.
Аспекты здоровья человека:
- Соматическое ( тело)
- Психическое
- Социальное (туберкулез)
Соматическое ( биологическое, физическое) - отсутствие хронической заболеваемости, физических дефектов, нарушений, ограничивающих социальную дееспособность человека.
Для оценки здоровья детей используются критерии:
-соответствие процесса роста и развития;
-достигнутый уровень физической работоспособности, отражающей функциональные возможности организма (готовность к школе);
-наличие хронических заболеваний и физических дефектов.
Психическое - состояние душевного благополучия, характеризующаяся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечение адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности.
Психологическое здоровье - делает личность самодостаточной, вооружает ее средствами самопонимания, самопринятия, его взаимопонима-ния с окружающими людьми в условиях культурных, социальных, экономических реальностей окружаю- щего мира.
Социальное –(личностное) - определенный уровень развития форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой, уровень психического и личностного развития , которая позволяет успешно реализовывать это взаимодействие.
Здоровье ребенка – одна из наиболее сложных комплексных проблем современной науки.
Здоровье неотделимо от режима дня, экологии, внутренней среды, физического воспитания, медико-санитарной помощи.
Акселерация - децелерация.
Растет число детей с уменьшением грудной клетки, силы мышц, массы тела, роста, которые часто имеют низкую работоспособность и нуждаются в индивидуальном подходе.
В 90 – х годах новое понимание « здоровья»:
Достижение человеком высокого кровня физической работоспособности, адаптации к условиям меняющейся среды, устойчивости к заболеваниям на сроки.
В силу этого образование должно быть здоровьетворящим.
Здоровье зависит от факторов:
--окружающая среда - 20 - 25 %
-- наследственность - 15 – 20 %
--здравоохранение - 10 – 15 %
--образ жизни - 50 -55 %
Здоровьесберегающие технологии. (ЗОТ)
- системно – организованная совокупность программ, приемов, методов, организации образовательного процесса, не наносящего здоровью ущерба его участникам на основе качественной характеристики педагогических технологий по критерию их позитивного воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
ЗОТ делятся :
- организационно-педагогические технологии (ОПТ), САНПИН, переутомления;
- психолого – педагогические технологии (ППТ) ( работа учителя на уроке);
- учебно-воспитательная технология (УВТ), мотивация к ведению здорового образа жизни, прос- вещению родителей, проведению воспитательных мероприятий после занятий.
Динамические паузы:
1)Стретчинг - занятия направлены на поддержание и развитие эластичности мышц. Проводится через 30 мин.
2)Динамическая пауза - 2 – 5 мин.
3)Релаксация - с использованием классической музыки.
4)Пальчиковая гимнастика.
5)Масло лаванды. Втирают в стопы ног. (аптека)
ТЕХНОЛОГИИ
Личностно – ориентированное образование
Ключевые слова:
Свобода
Личность
Развитие
Творчество
Самостоятельность
Индивидуальность
Активность
Личность – субьект собственной жизни строить жизненные контакты с миром.
1) Это психический, психофизический, психологический, социальный и другие аспекты взаимоотношений человека с его природным и социальным окружением.
2) Это субьект предметной деятельности.
3) Это субьект общения.
4) Это субьект самосознания с самооценкой.
Личностно-деятельный подход
-Личность выступает субьектом деятельности, которая определяет личностное развитие как субьекта.
- Приоритетность личностно- смысловой сферы школьника, педагога в образовательном процессе - смысл образования в создании условий для возникновения у ребенка особой позиции по отношению к осваиваемому им знанию.
1) Педагогические условия:
- поддержка индивидуальности ребенка;
- создание условий для удовлетворения потребностей учащихся для выбора содержания и направления получения образования,
- содействие в развитии способов самореализации личности,
- поощряющий стимулирующий характер взаимопонимания ( поддержка ребенка)
2) Включение личностного опыта ребенка в образовательный процесс:
--Задача педагога: включить личный опыт воспитанников в общую структуру учебного занятияи регулировать его развитие, использовать как фактор изучения программного материала.
--Механизмы образования личностного опыта - рефлексия, переживание.
-- Субьектный опыт ( личный).
Условия развития личности:
- постоянное обогащение, преобразование, рост и качественное изменение субьектного опыта от житейских до философских;
- стимулирование учащихся к актуализации их опыта, согласование его с общественным, школьник перестраивает прежние представления, создавая новые, выходя за границы опыта.
Личностно –ориентированное обучение:
-согласовать личный опыт с задаваемым, переводя в социально-значимое содержание.
Способы актуализации субьектного опыта:
- проблематизация содержания учебного занятия;
- совместное планирование деятельности в процессе обучения;
- создание эмоционального фона на уроке
- постоянная рефлексия.
Культивирование уникального опыта ребенка:
-индивидуальное видение, языки, достижения, чувствование, эмоцональные отклики.
- требование: выделять точность и тонкость жизненных наблюдений воспитанников.
Признание ценности совместного опыта и взаимопонимания:
-идея диалогического и субьектного подхода;
-ценность коллективной и групповой работы;
-любая форма работы с учащимися – коммуникативное событие;
-задача педагога: развитие у каждого воспитанника умений и навыков работы в группе;
-люди приобщаются друг к другу.
Учет в образовательном процессе психофизиологических особенностей учащихся:
-условие: подбор материала с учетом индивидуальных
способов проработки информации.( в 1 классе от 7 до 70 тыс. активных движений за урок).
Переориентация процесса образования на постановку и решение самими школьниками конкретных учебных задач:
- цели сверху - чужие цели;
- цель должна быть выражена и осознана с помощью учителя;
- задача педагога: создать условия для самостоятель-ного формулирования целей с учетом своих учебных возможностей.
Изменение позиции педагога:
- координатор( тьютор, менеджер, фацилитатор) – счастье;
- задача педагога: организовать в системе учитель-ученик, в котором школьник осуществляет самоуправление учением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта по теме" Применение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе".
В данной статье я обобщила свой опыт работы по организации и применению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе. Приглашаю коллег к сотрудничеству....
Доклад "Педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе в условиях реализации ФГОС"
Работа содержит современные педагогические технологии, которые можно использовать в учебно-воспитательном процессе. В данной работе происходит сравнения традиционных технологий с современными пе...
Презентация по теме "Применение современных педагогических технологий в учебно - воспитательном процессе"
Некоторые приёмы технологии развития критического мышления....
Представление передового педагогического опыта на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе - ведущий аспект педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС НОО"
На современном этапе здоровье и жизнь человека приобретают особое значение. ВАжнейшей задачей цивилизованного общества является сохранение и укрепление здоровья каждого гражданина страны. Как никогда ...
Педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе в условиях реализации ФГОС
В данной статье рассмотрены технологии: проблемного диалога, продуктивного чтения и оценивания учебных успехов, которыми учитель должен овладеть в процессе подготовки к введению ФГОС....
Педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе в условиях ФГОС
1.Проблемно-диалогическая технология.2.Технология продуктивного чтения.3.Технология оценивания учебных успехов....
Использование современных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе
laquo;Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени. Человек, посвятивший ей жизнь, должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Но...