Педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе
методическая разработка по теме

Агисеева Гульнара Шамуратовна

Россия, Астраханская область, Красноярский район, МБОУ №Новоурусовская СОШ", учитель начальных классов ,Агисеева Г.Ш.

 

Внедрение современных технологий является важным условием повышения компетентности педагога в учебном процессе.

               " Если мы не знаем, куда идти, то почему удивляемся, что пришли не туда?" - так говорил Жюль Верн. То есть это говорит нам о том, что у педагога должны быть точно намеченные цели, к которым он должен стремиться, задачи, которые он должен выполнять. И самая главная цель - это достойное воспитание и образование подрастающего поколения, будущего России.

Все современные образовательные технологии направлены на : 1) цель - это значит качество образования; 2) достижение через средства - это повышение квалификации, самообразования, профессионального обучения; 3) конечный результат - это значит личностный и профессиональный рост педагога, успешность обучения учащихся; 4)зависит от ресурсов - кадровых, финансовых, информационных и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_pedagogike.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в педагогике.

Здоровье –базисная характеристика жизни.

Для человека она выступает  адекватно-гигиенической средой и здоровым образом жизни.

Валеология( здравствовать, быть здоровым) – наука о здоровье, область знания и практики, которая располагается на стыке  медицины и педагогики, ориентированная на  формирование культуры здоровья и здорового образа жизни.

И.И.Мечников создал учение, которую назвал «ортобиоз»-  правильная жизнь.

Здоровье – проявление всех жизненных сил, ощущения жизни, всесторонности и долговременности социальной активности и гармоничности развития.

Аспекты здоровья человека:

  1. Соматическое  ( тело)
  2. Психическое
  3. Социальное (туберкулез)

Соматическое ( биологическое, физическое)  - отсутствие хронической заболеваемости, физических дефектов, нарушений, ограничивающих социальную дееспособность человека.

Для оценки здоровья  детей используются  критерии:

-соответствие процесса роста и развития;

-достигнутый уровень физической работоспособности, отражающей функциональные возможности организма (готовность к школе);

-наличие хронических заболеваний и физических дефектов.

Психическое -   состояние душевного благополучия, характеризующаяся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечение адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности.

Психологическое здоровье  - делает личность  самодостаточной, вооружает ее средствами самопонимания, самопринятия, его взаимопонима-ния с окружающими людьми в условиях культурных, социальных, экономических реальностей окружаю- щего мира.

Социальное –(личностное)       - определенный уровень развития форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой, уровень психического и личностного развития , которая позволяет успешно реализовывать это взаимодействие.

     Здоровье ребенка – одна из наиболее сложных комплексных проблем современной науки.

Здоровье неотделимо от режима дня, экологии, внутренней среды, физического воспитания, медико-санитарной помощи.

Акселерация   -  децелерация.

Растет число детей с уменьшением грудной клетки, силы мышц, массы тела, роста, которые часто имеют низкую работоспособность и нуждаются в индивидуальном подходе.

В 90 – х годах новое понимание  « здоровья»:

Достижение человеком высокого кровня физической работоспособности, адаптации к условиям меняющейся среды, устойчивости к заболеваниям на сроки.

           В силу этого образование должно быть здоровьетворящим.

  Здоровье зависит  от факторов:

   --окружающая среда  -   20  -  25 %

-- наследственность    -  15 – 20 %

--здравоохранение         -  10 – 15 %

--образ жизни                 -  50 -55 %

Здоровьесберегающие технологии. (ЗОТ)

- системно – организованная совокупность программ, приемов, методов, организации образовательного процесса, не наносящего здоровью ущерба его участникам на основе качественной характеристики педагогических технологий по критерию их позитивного воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

ЗОТ делятся :

- организационно-педагогические технологии (ОПТ),   САНПИН, переутомления;

- психолого – педагогические технологии (ППТ)                      ( работа учителя на уроке);

- учебно-воспитательная технология (УВТ), мотивация к ведению здорового образа жизни, прос-  вещению родителей, проведению воспитательных мероприятий после занятий.

Динамические паузы:

  1)Стретчинг    - занятия направлены на поддержание и развитие эластичности мышц. Проводится через  30 мин.

2)Динамическая пауза -      2 – 5  мин.

3)Релаксация    -   с использованием классической музыки.

4)Пальчиковая гимнастика.

5)Масло лаванды. Втирают в стопы ног. (аптека)

ТЕХНОЛОГИИ

Личностно – ориентированное образование

Ключевые слова:

Свобода

Личность

Развитие

Творчество

Самостоятельность

Индивидуальность

Активность

Личность – субьект собственной жизни строить жизненные контакты с миром.

1) Это психический, психофизический, психологический, социальный и другие аспекты взаимоотношений человека с его природным и социальным окружением.

2) Это субьект предметной деятельности.

3) Это субьект общения.

4) Это субьект самосознания с самооценкой.

Личностно-деятельный подход

-Личность выступает субьектом деятельности, которая определяет личностное развитие как субьекта.

- Приоритетность личностно- смысловой сферы школьника, педагога в образовательном процессе  - смысл образования в создании условий для возникновения у ребенка особой позиции по отношению к осваиваемому им знанию.

1) Педагогические условия:

- поддержка индивидуальности ребенка;

- создание условий для удовлетворения потребностей учащихся для выбора содержания и направления получения образования,

- содействие в развитии способов самореализации личности,

- поощряющий стимулирующий характер взаимопонимания ( поддержка ребенка)

2) Включение личностного опыта ребенка в образовательный процесс:

        --Задача педагога: включить личный опыт воспитанников в общую структуру учебного занятияи регулировать его развитие, использовать как фактор изучения программного материала.

      --Механизмы образования личностного опыта  -  рефлексия, переживание.

     -- Субьектный опыт  ( личный).

Условия развития личности:

- постоянное обогащение, преобразование, рост и качественное изменение субьектного опыта от житейских до философских;

- стимулирование учащихся к актуализации их опыта, согласование его с общественным, школьник перестраивает прежние представления, создавая новые, выходя за границы опыта.

Личностно –ориентированное обучение:

-согласовать  личный опыт  с задаваемым, переводя в социально-значимое  содержание.

Способы актуализации субьектного опыта:

- проблематизация содержания учебного занятия;

- совместное планирование деятельности в процессе обучения;

- создание эмоционального фона на уроке

- постоянная рефлексия.

Культивирование уникального опыта ребенка:

-индивидуальное видение, языки, достижения, чувствование, эмоцональные отклики.

- требование:    выделять точность и тонкость жизненных наблюдений воспитанников.

Признание ценности совместного опыта и взаимопонимания:

-идея диалогического и субьектного подхода;

-ценность коллективной и групповой работы;

-любая форма работы с учащимися – коммуникативное событие;

-задача педагога: развитие у каждого воспитанника умений и навыков работы в группе;

-люди приобщаются друг к другу.

Учет в образовательном процессе психофизиологических особенностей учащихся:

-условие:  подбор материала с учетом индивидуальных

способов проработки информации.( в 1 классе от 7 до 70 тыс. активных движений за урок).

Переориентация процесса образования на постановку и решение  самими школьниками конкретных учебных задач:

- цели сверху  -  чужие цели;

- цель должна быть выражена и осознана  с помощью учителя;

- задача педагога:  создать условия для самостоятель-ного формулирования целей с учетом своих учебных возможностей.

Изменение позиции педагога:

- координатор( тьютор, менеджер, фацилитатор) – счастье;

- задача педагога: организовать в системе  учитель-ученик, в котором школьник осуществляет самоуправление учением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме" Применение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе".

В данной статье я обобщила свой опыт работы по организации и применению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе. Приглашаю коллег к сотрудничеству....

Доклад "Педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе в условиях реализации ФГОС"

Работа содержит современные педагогические технологии, которые можно использовать в учебно-воспитательном процессе.  В данной работе происходит сравнения традиционных технологий с современными пе...

Представление передового педагогического опыта на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе - ведущий аспект педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС НОО"

На современном этапе здоровье и жизнь человека приобретают особое значение. ВАжнейшей задачей цивилизованного общества является сохранение и укрепление здоровья каждого гражданина страны. Как никогда ...

Педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе в условиях реализации ФГОС

В данной статье рассмотрены технологии: проблемного диалога, продуктивного чтения и оценивания учебных успехов, которыми учитель должен овладеть в процессе подготовки к введению ФГОС....

Педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе в условиях ФГОС

1.Проблемно-диалогическая технология.2.Технология продуктивного чтения.3.Технология оценивания учебных успехов....

Использование современных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе

laquo;Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени. Человек, посвятивший ей жизнь, должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Но...