Роль компетентностного и деятельностного подхода в повышении эффективности образовательного процесса
методическая разработка по теме
Роль компетентностного и деятельностного подхода в повышении эффективности образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_kompetentnostnogo_i_deyatelnostnogo_podhod1.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО И ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Упала с неба капля дождевая,
Всего минуту, может, прожила.
И, всё же, век короткий доживая,
Она травинку напоить смогла,
Да так, что та окрепла, осмелела
И в рост пошла
Как люди ходят в путь.
Вот так и мне суметь бы
Жизнью всей и делом
Пролиться каплей для кого-нибудь.
сущность моей педагогической деятельности заключается в соединении традиционной и развивающей систем обучения. Заметив преимущества каждой из них для конкретного ребенка, нахожу возможным следовать указанным системам то параллельно, то тесно переплетая, взаимно дополняя их. В своей работе ставлю цель: способствовать многостороннему развитию обучающихся через личностно-ориентированный, компетентностный и деятельностный подход, включая новые образовательные технологии.
Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Деятельностный подход в обучении позволяет использовать различные способы организации учебного процесса.
Он предполагает:
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
За годы работы я не раз сталкивалась с проблемой низкой техникой чтения у обучающихся, а ведь чтение играет очень важную роль в образовании, воспитании и развитии ребёнка. Я веду работу над развитием речи целенаправленно и постоянно.
Навык чтения характеризуется такими качествами, как сознательность, беглость, правильность и выразительность. Для развития этих качеств в своей практической работе я использую специальные упражнения, которые включаю в каждый урок литературы и русского языка. Эта работа даёт положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более интересным и эмоциональным.
I. Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения:
1. Логические упражнения.
- Назови одним словом.
Чиж, грач, сова, ласточка, стриж.
Липа, берёза, ель, сосна.
- Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.
Колос, рота, ваза.
Кора, лото, боксёр.
2. Игры по составлению слов со словами.
- Найди слово в слове:
Гроза Газета Кустарник Шоколадка
- Ребусы.
- Загадки.
- Найди животное среди строк:
Насос сосёт речную воду,
И шланг протянут к огороду.
Среди кустов царит покой,
Здесь хорошо бродить одной.
3. Работа с деформированными текстами; неоконченными рассказами.
- Закончи рассказ.
Забота о птицах.
Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу…
II. Упражнения для формирования правильности чтения.
- Выбери слова на данный звук (чтение четверостишия, предложений, текста)
- Опиши предмет (показать и убрать)
III. Упражнения для развития беглости чтения.
- Работа со словарными блоками, по вертикали которых спрятано слово.
Сок
Носки
Сам
Артикуляционная гимнастика. Скороговорки. Чистоговорки.
IV. Упражнения для развития выразительности чтения.
- Чтение слова с разными оттенками интонации.
- Упражнения для дыхания.
- Прочитать, передавая радость (возмущение, печаль, гордость) в зависимости от текста.
- Чтение по ролям, в лицах.
Деятельностный подход, как условие развития орфографической зоркости при работе со словарными словами. Приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе тесно связаны с изучением безударных гласных, непроверяемых безударных гласных корня.
Работу строю в несколько этапов:
- устное предъявление слова;
- постановка орфографической задачи, которая фиксируется пропуском соответствующей буквы;
- выбор способа решения и собственно решение орфографической задачи, в том числе, если это целесообразно, с использованием этимологического анализа;
- запись слова, организованная так, чтобы обеспечить запоминание его орфографического облика.
На уроках математики для развития творческого потенциала особую роль играют задания повышенной трудности, требующие от учеников творческого подхода, нетрадиционного взгляда на решение. Среди занимательных задач особый интерес вызывают те, которые предполагают несколько вариантов решения. Это позволяет каждому проявить себя и предложить свой, отличный от других вариантов решения.
Задания, которые развивают гибкость мышления. (2 класс)
- Сколько хвостов у курицы? (1)
- Цифра, похожая на букву З? (3)
- От количества пальцев на одной руке отнять 4. Сколько останется? (1)
- Сколько у нас в неделе выходных? (2)
- Количество сторон у квадрата увеличить на 5. (9)
Из записанных цифр составить двузначные числа. Как эти числа связаны с зимой?
Задания на внимание и быстроту реакции.
- Как можно быстрее запишите слова, которые кроются под следующими числами:
а | б | в | д | е | и | к | л | м | о | с | ь |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
2 5 8 7 1 (белка)
8 6 11 1 (лиса)
9 5 4 3 5 4 12 (медведь)
- Что общего в этих словах?
- Что различного?
- Кто лишний? Почему?
Творческая работа.
- Какой формы может быть лепесток?
- Нарисуй цветик-семицветик с одним лепестком и напиши в этом лепестке самое заветное своё желание.
Уроки изобразительного искусства и трудового обучения для учащихся - всегда праздник, потому, что это встреча с творчеством. В то же время на этих уроках происходит знакомство с пространственным изображением, различными методами работы с бумагой и картоном, иглой и нитками, спицами, колоритом цвета и появлением новых красок, путём смешивания. Всё это в последствии, изменит детское восприятие окружающего мира, расширит их изобразительные возможности.
Моя задача – научить учащихся художественным приёмам в познании работы на уроках трудового обучения и изобразительного искусства.
1. Лепка из солёного теста
замешивается тесто из расчёта 2 части соли и 1 часть воды, мука как получится.
Лепим фигурки, даём хорошо высохнуть, затем раскрашиваем.
2. Роспись пальцем или ладошкой
для работы нужны специальные пальчиковые краски, но если их нет, можно использовать обычную гуашь, только работать приходится быстрее.
3. Использование декоративных приёмов
иллюстрируем художественное произведение с использованием приёмов декорации.
4. «Раздувание кляксы»
Для работы нужна трубочка от коктейля, ставится на листе бумаги клякса, затем раздуваем её с помощью трубочки, даём высохнуть.
Смотрим, на что клякса похожа и дорисовываем.
5. Пластилиновое рисование
для изготовления поделок в этой технике достаточно иметь разноцветный пластилин и бумагу.
6. Рисование на пластилине
На картоне или другом прочном материале делаем пластилиновую основу, затем острым предметом «рисуем» картину или фигуры.
7. Работа с природным материалом
Достаточно иметь материал и фантазию.
Ещё одной разновидностью творческих заданий являются учебные ролевые игры. В 1-2 классах учебная ролевая игра является обязательным структурным компонентом урока окружающего мира. ( Примеры сюжетно-ролевых игр - «В магазине», «Мы – пассажиры» и др.). «Примеряя на себя роль» реальных лиц, животных, растений, предметов окружающего мира, обучающиеся развивают воображение, креативное мышление, коммуникативные умения.
Деятельностный подход в обучении позволяет использовать в своей практике различные способы организации учебного процесса. Эффективным является использование метода проектов.
Проектная деятельность позволяет развивать у учащихся активность, организаторские навыки и нравственные качества. Тематика проектов даёт возможность побуждать к более глубокому изучению истории, познанию природы родного края, бережному отношению к окружающему миру.
Процесс работы над проектом в школе представляет собой единство урочной и внеурочной деятельности. Знания и навыки в области какой-либо деятельности, приобретённые на уроке, должны использоваться во внеурочное время, и наоборот, деятельность после уроков должна способствовать эффективности обучения, воспитания и развития учащихся на уроке.
Для углублённого изучения обитателей нашего края мы разработали проект «Зимующие птицы нашего села».
Я считаю, что очень важно правильно организовать урок, идти от лёгкого к трудному, от неизвестного к известному, не выпускать из поля зрения слабых учеников, чтобы каждая минута была использована целесообразно.
С целью активизации познавательной деятельности учащихся в своей работе использую уроки-игры, заочные путешествия, диалоги, инсценировки, работу с творческими заданиями, медиауроки.
Стараюсь, чтобы мои ученики не боялись трудностей в учёбе и повседневной жизни. Для этого создаю проблемные ситуации, ориентирующие детей на поиск. В результате ученик выступает в роли "исследователя”, открывая для себя новые знания.
В своей работе использую схемы, опорные таблицы, технологические карты, рисунки, технические средства обучения, тесты, карточки, игры, сказочных героев, дополнительную литературу, нестандартные задания, занимательный материал, которые положительно влияют на психику детей и способствуют прочному усвоению учебного материала и умению самостоятельно употреблять их в практике.
Вся работа даёт положительный результат. На конец первого полугодия процент обученности – 100 %, процент образованности – 50 %. Дети на уроках активны, являются участниками всех классных и школьных мероприятий. В некоторых делах проявляют инициативу и самостоятельность.
«Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства всё начинается, технологией – заканчивается, чтобы затем все началось сначала».
В.П. Беспалько
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему «Повышение эффективности образовательного процесса в начальной школе посредством применения ИКТ-технологий»
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Поэтому в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий. Одни...
Современные образовательные технологии- инструмент повышения эффективности образовательного процесса!
В статье дан обзор современным образовательным технологиям. Технология развития критического мышления, педагогическая мастерская, технология диалогового взаимодействия, которые ориентированы на развит...
Повышение эффективности образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС
Данная презентация раскрывает цель внедрения ИКТ в образовтельный процесс, варианты применения ИКТ, знакомит с образовательными ресурсами, которые можно применять в учебной деятельности....
Выступление на педагогическом совете по теме:" Контроль над качеством знаний – одно из важнейших средств повышения эффективности образовательного процесса"
Контроль знаний предполагает единство всех его компонентов ( проверки, оценки и учёта) и определяется как процесс выявления и измерения усвоения знаний учащимися, их качества, так и процесс исправлени...
Повышение эффективности образовательного процесса путём учёта особенностей восприятия информации
Возможности использования различных заданий на уроках с учётом особенностей восприятия информации для повышения эффективности образовательного процесса и познавательной активно...
Приемы использования современных образовательных технологий, способствующих повышению эффективности образовательного процесса в условиях введения ФГОС второго поколения
Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути, к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные з...
«Роль здоровьесберегающих технологий в повышении эффективности образовательного процесса»
Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства....