Портфолио как инструмент фиксирования индивидуальных достижений младших школьников
статья (1 класс) на тему

Портфолио - это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях. Коллекция должна вовлекать учащегося в отбор его содержания, определения критериев его отбора; должна содержать критерии для оценивания портфолио и свидетельства о рефлексии учащегося

Скачать:


Предварительный просмотр:

Портфолио как инструмент фиксирования индивидуальных достижений младших школьников

.

Сегодня мы работаем по стандартам II поколения, где одним из базовых положений является формирование мотивации к обучению, познанию, творчеству в течение всей жизни. Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий - влекут за собой и изменение системы оценивания. Портфолио является одной из самых новых, инновационных технологий в оценивании, особенно для детей младшего школьного возраста. Ведь основной целью его является обучение школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности.

Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня информации.

Именно портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и другими - и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию.

Портфолио - это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях. Коллекция должна вовлекать учащегося в отбор его содержания, определения критериев его отбора; должна содержать критерии для оценивания портфолио и свидетельства о рефлексии учащегося Цель портфолио: обучение младших школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности.

Задачи портфолио:

- Обеспечение высокой учебной мотивации участников образовательного процесса, в том числе мотивации достижения успеха;

-Развитие рефлексивной культуры младших школьников, их оценочной (самооценочной) деятельности;

-Развитие умении обучающихся систематизировать, анализировать собранный материал, презентовать субъективный опыт;

- Совершенствование системы оценивания образовательных достижений младших школьников в условиях реализации компетентного подхода.

.

Структура портфолио может быть разной.Как правило состоит из четырёх разделов: первый раздел называется “Мой портрет”, второй раздел – “Коллектор”, третий – “Рабочие материалы”, четвёртый - “Мои достижения”.

В содержание портфолио входят материалы и документы младших школьников в том или ином виде, которые документируют достижения и личный опыт. Отбор содержания материала для документирования остается за учеником. Рекомендации по выбору работ в портфолио могут быть даны учителями, родителями.

Раздел “Мой портрет” включает в себя рассказ младшего школьника о себе, своей семье, своих увлечениях, также школьной жизни, здесь происходит оценка себя самого. Именно в самооценке и оценке проявляются индивидуально - психологические, личностные и социальные качества человека, которые позволяют соотнести свои силы, способности с требованиями окружающей среды и самостоятельно ставить перед собой цели и задачи, определять жизненные перспективы.

Раздел “Коллектор” состоит из памяток, правил, законов жизни в классе, школе, а также в нём содержатся список литературы для самостоятельного и семейного чтения.

Раздел “Рабочие материалы” включает в себя  выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы школы (как ее общеобразовательной составляющей, так и программы дополнительного образования). Обязательной составляющей Портфолио являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

. Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.

 Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в  роли учителя предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя предметники,

 

Оценивание портфолио осуществляется учителями, родителями в конце полугодия Ребенок должен предоставить продукт своей деятельности.

Презентация портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся оценивается по следующим критериям:

- необычная презентация идеи портфолио или его раздела;

- вдумчивое использование материалов;

- наличие высокой степени интереса и настойчивости в достижении результата;

- наличие собственной деятельности;

- уровень коммуникативной организации материала для презентации. 

В 2013году мои ученики пришли в первый класс. На первом родительском собрании мы определили  круг задач учебно-воспитательного процесса в классе, которые будем решать сообща.  Родители были ознакомлены с Требованиями к уровню усвоению знаний детей, каждому было распечатаны планируемые уровни подготовки в соответствии со стандартом обучении (знания и умения) по каждому предмету. Было принято решение о создании Портфолио ученика. Затем родительским комитетом мы продумали структуру Портфолио и примерное содержание. На втором родительском собрании  мы рассмотрели предложенный вариант и далее родители и дети  активно включались в оформление Портфолио По результатам Портфолио, делаются выводы о:

1) сформированности универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

2) сформированности основ умения учитьсят. е. способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно_познавательных и учебно-практических задач;

3) индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

Вывод: портфолио является одной из инновационных технологий в оценивании, особенно для детей младшего школьного возраста. Ведь основной целью его является обучение школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОРТФОЛИО КАК ИНСТРУМЕНТ ФИКСИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Одним из важнейших инструментов в создании единого информационного пространства образовательного учреждения является портфолио ученика....

Формирование самооценки индивидуальных достижений младшего школьника как инструмента реализации требований ФГОС НОО

Формирование самооценки индивидуальных достижений младшего школьника  как инструмента реализации требований ФГОС НОО...

Доклад ШМО на тему: "Формирование самооценки индивидуальных достижений младшего школьника как инструмента реализации требований ФГОС НОО"

Самооценка - это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности обучающихся....

Выступление "Формирование самооценки индивидуальных достижений младшего школьника как инструмента реализации требований ФГОС НОО."

Формирование самооценки индивидуальных достижений младшего школьника как инструмента реализации требований ФГОС НОО....

Портфолио как инструмент фиксирования индивидуальных достижений младших школьников

Портфолио как инструмент фиксирования индивидуальных достижений младших школьников...