Проект "Этот праздник со слезами на глазах..."
план-конспект урока (3 класс) по теме

Шкапо Надежда Валерьевна

Проект "Этот праздник со слезами на глазах..."

Задачи:

-создать условия для знакомства учащихся с фактами Великой Отечественной войны;

-способствовать формированию представлений о Великой Отечественной войне как неотъемлемой части истории нашей страны;

-способствовать повышению интереса учащихся к патриотической и краеведческой работе;

-формирование у детей активной творческой позиции при выборе информации, навыков продуктивной коллективной деятельности;

-создать условия для продуктивной читательской деятельности, для самостоятельного поиска информации в различных источниках;

-содействовать развитию познавательной активности учащихся;

-развивать мотивацию к чтению, ИКТ компетенции;

-развивать патриотические чувства и опыт нравственного поведения личности;

-воспитание уважительного отношения к истории своей страны, к защитникам Родины.

 

Перед началом работы над проектом учащимся было предложено определить темы, над которыми им было интересно работать. Ребята предложили следующие темы: «Дети войны», «Женщины на войне», «Города-герои», «Пушкинский  район во время Великой Отечественной войны».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt._etot_prazdnik_so_slezami_na_glazah....docx54.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8 с углублённым изучением отдельных предметов г. Пушкино»

Московской области

Проект «Этот праздник со слезами на глазах…»

                                                                     Подготовила

                                                                               учитель начальных классов

                                                                                     Шкапо Надежда Валерьевна

г. Пушкино

Московской области


Задачи:

-создать условия для знакомства учащихся с фактами Великой Отечественной войны;

-способствовать формированию представлений о Великой Отечественной войне как неотъемлемой части истории нашей страны;

-способствовать повышению интереса учащихся к патриотической и краеведческой работе;

-формирование у детей активной творческой позиции при выборе информации, навыков продуктивной коллективной деятельности;

-создать условия для продуктивной читательской деятельности, для самостоятельного поиска информации в различных источниках;

-содействовать развитию познавательной активности учащихся;

-развивать мотивацию к чтению, ИКТ компетенции;

-развивать патриотические чувства и опыт нравственного поведения личности;

-воспитание уважительного отношения к истории своей страны, к защитникам Родины.

Перед началом работы над проектом учащимся было предложено определить темы, над которыми им было интересно работать. Ребята предложили следующие темы: «Дети войны», «Женщины на войне», «Города-герои», «Пушкинский  район во время Великой Отечественной войны».

В соответствии с определёнными темами,  учащиеся разделились на четыре группы в зависимости от интересов. Началась активная работа – сбор и анализ полученной информации. Были выпущены газеты, создан буклет

Год 1945… Год 2010.

Между нами 65 лет мира и памяти.

Память – это благодарность.

Память – это долг.

Память – это жизнь.

Я помню, значит, я живу.

Живут в нашей памяти слова семнадцатилетней Веры Ананьевой, записанные 22 июня 1941 года: « Шесть часов. Пришла домой. Узнала, что началась война. Решила учиться на медсестру, работать в госпитале. Весь день передают, что всюду по стране проходят митинги. Все готовы защищать Родину. Думала ли я, что доживу до войны, и какая она, война не книжная».

Живёт в нашей памяти и это: «У тебя нет сердца, нервов, на войне они не нужны. Уничтожай в себе жалость, сочувствие – убивай,…не останавливайся, если перед тобой старик, женщина, ребёнок – убивай». ( Из обращения немецкого командования к солдатам фашисткой армии)

Память…Какое счастье, что сегодня узнать о той войне помогает только память, сохранившаяся в книгах и письмах, в кинофильмах и песнях, в сердцах людей, прошедщих страшные четыре года Великой Отечественной войны.

Память – это ежедневное, ежеминутное, ежесекундное напоминание о том, что в нашей жизни нет и никогда не может быть места фашизму, войне.

Война… Суровее нет слова.

Война…Печальнее нет слова.

Война…Священнее нет слова

В тоске и славе этих лет,

И на устах у нас иного

Ещё не может быть …и нет…( http://er3ed.qrz.ru/tvardovsky.htm)

Последним мирным днём 1941 года была суббота. После обычной трудовой недели миллионы советских людей отправились отдыхать. Лишь продолжали дышать жаром домны, дымили трубы, безостановочно работающих предприятий, по железным дорогам мчались грузовые и пассажирские поезда…

Тишину наступившей ночи, по-летнему тёплой, благоухающей, во многих городах и сёлах нарушали счастливые голоса молодых людей, праздновавших своё вступление во взрослую жизнь…

( песня «Священная война» слова А.Александрова, стихи В.Лебедева-Кумача http://sovmusic.ru/download.php?fname=saintwar)

На нашу милую и горделивую,

На нашу Родину счастливую,

На наш родимый, мирный край,

Напал фашистский негодяй!

Он осквернил всё дорогое,

Где только подлая нога

Ступала фрица-негодяя

Там пепел, смерть и  нищета. (http://sneguroschka.ucoz.ru/publ/scenarii/scenarij_9_maja_quot_u_vechnogo_ognja_quot/17-1-0-147)

Из дневника начальника Генерального штаба сухопутных войск фашистской Германии генерал-полковника Гальдера:

 « 24 июня 1941 года (3 день войны). В общем-то, теперь стало ясно,  что русские не думают об отступлении, а напротив, бросают всё, что имеют в своём распоряжении, навстречу вклинившихся германским войскам…»

« 29 июня 1941 года (8 день войны). Сведения с фронта подтверждают, что русские всюду сражаются до последнего человека… Упорное сопротивление русских заставляет вести бой по всем правилам наших боевых уставов,  хотя на Западе мы могли позволить себе известные вольности…»

« 19 августа 1941 года (50 день войны)… На центральном участке фронта создалась невыгодная для нас обстановка, а на северном фланге мы терпим большие потери…»

« 11 августа 1941 года (51 день войны)… Общая обстановка всё очевиднее показывает, что колос – Россия… был нами  недооценён». [Наша Победа. Военно-историческая хроника. – М.: Полезная библиотека, 2009]

Выступление первой группы «Дети войны». Во время рассказа показываются слайды с фотографиями детей военных лет, звучит песня (слайды и песню учитель может подобрать на своё усмотрение).

1941 год. Начало лета. Мальчишки и девчонки, наши сверстники, радовались наступившим каникулам. А выпускники прощались со школой.

Война. Красная Армия и весь наш народ поведут победоносную отечественную войну за Родину, за честь, за свободу.

Как, какими силами была одержана победа через 1418 страшных, мучительных дней, миллионы погибших, искалеченных, осиротевших, обездоленных. Среди них не только воины, но и дети – мальчишки и девчонки, не успевшие узнать, что такое жизнь, но и  познавшие страдания и взглянувшие  в глаза смерти. Дети? Нет. Уже не дети.

Как внезапно ворвалась война в их детство и юность. Каждый из них с чувством абсолютной правоты ныне мог бы заявить: « Глаза моего детства видели столько смертей, сколько жестокостей, что, казалось, должны опустеть». (http://zmt001.ucoz.ru/index/deti_vo_vremja_vojny/0-7, http://www.otvoyna.ru/deti.htm, images.yandex.ruдети войны )

Глаза девчонки семилетней,

Как два померших огонька.

На детском личике заметней

Большая, тяжкая тоска.

Она мочит, о чём ни спросишь,

Пошутишь с ней – молчит в ответ,

Как будто ей не семь, не восемь,

А много, много горьких лет.

( http://snegirev.ucoz.ru/index/agnija_barto_zvenigorod_cikl_stikhov/0-1720)

Блокада Ленинграда. Холод. Голод. Смерть.

Из дневника маленькой жительницы Ленинграда Тани Савичевой: « Умерли все. Осталась одна Таня».

Трудно было всем, дети были не исключением, потому что на войне детей не бывает.

Март 1943 года. Белорусская деревенька Хатынь. Каратели согнали жителей деревни в большой сарай, который облили бензином и подожгли. Кричали дети, плакали взрослые. Среди 149 сгоревших в Хатыни – 75 детей.

Из воспоминаний: «Мне было 5 лет. Из блокадного Ленинграда нас эвакуировали. Везли на Урал. Когда эшелон разбомбили, мы попали в руки к немцам. Фашисты выстроили детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал. Мы чётко усвоили урок: заплачешь – расстреляют. Так на наших глазах убили девочку, которая кричала без остановки. Все поняли -  без переводчика плакать нельзя».

Фашисты стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Заключённые в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат.

Многие мальчишки и девчонки стали сынами и дочерьми полка. Это и юные разведчики, и артиллеристы, и связисты, и сапёры. Более 300 тысяч юных патриотов наравне со взрослыми сражались за Родину.

За мужество, бесстрашие и проявленный героизм десятки тысяч сынов и дочерей полков, юнг и юных партизан были награждены орденами и медалями. А высоким званием Героя Советского Союза были удостоены Зина Портнова, Лёня Голиков, Валя Котик и другие. Посмертно. (http://zmt001.ucoz.ru/index/deti_vo_vremja_vojny/0-7)

Вновь скупая слеза сторожит тишину,

Вы о жизни мечтали, уходя на войну.

Сколько юных тогда не вернулись назад,

Не дожив, не допев, под гранитом лежат.

Глядя в вечный огонь – тихой скорби сияние –

Ты послушай святую минуту молчания.(http://memory.cdo-revda.edusite.ru/p5aa1.html)

Кто помогал ковать нашу общую победу? Кто обувал, одевал, кормил и снабжал вооружением Красную Армию для борьбы с врагом? Ими были и взрослые, и совсем ещё юные мальчишки и девчонки. Без выходных и отпусков, подставив под ноги снарядные ящики, они работали по 14-15 часов в сутки слесарями, фрезеровщиками на заводах, выращивали хлеб, чтобы накормить армию, сами при этом чаще всего недоедали. Дети рано повзрослели, заменяя ушедших на фронт старших братьев, отцов, матерей. В тылу наши сверстники проявляли чудеса трудового героизма, поэтому и награды получали, как и их сверстники – фронтовики.

На одном из московских заводов работал фрезеровщиком Мазяш Валентин. Бригада под его руководством систематически перевыполняли нормы выработки. Завод изготавливал автоматы. При получении оружии на фронтах в упаковках вместе с автоматами находили записки следующего содержания: « Дядя красноармеец! Убей немца! Мы делаем автоматы хорошие!»

Екатерина Кузнецова во время войны была ещё ребёнком. В атаку не ходила, не кричала « Ура! За Родину!» Она принимала участие в строительстве дороги. Рыла лопатой землю, насыпала её на железнодорожные шпалы. Работала по 18 часов. Дорогу построили за 2 месяца.

Не остались  в стороне и дошкольники. В редакцию газеты « Омская правда» пришло письмо: « Мне 6 лет. Гитлеровцы выгнали меня из моего дома. Маленькая я, а знаю, что надо разбить Гитлера. Мама отдала свои сбережения на танк. Я собрала деньги на куклу, а теперь отдам их на танк. Дорогой дядя редактор! Напиши в своей газете всем маленьким детям, чтобы они отдали деньги на танк. И назовём его « Малютка».

На призыв девочки откликнулись. Танк назвали « Малютка», на который дети собрали деньги, был сделан, воевала на нём сержант 56 танковой бригады Екатерина Петлюк.

Касаюсь мрамора могильных плит,

Как шрамы под рукой шершавы даты…

Здесь спят в боях погибшие солдаты,

Но наша память никогда не спит.

Никто не заставлял, они шли сами,

Хотя имели жизнь всего одну,

Но покидали мать, детей, жену,

Чтоб мы под мирным небом жили с вами.

(portal.iv-edu.rudep/mouokin/kineshma_school19/…) 

Выступление второй группы «Женщины на войне»

(во время рассказа также идёт показ слайдов)

Война – дело не женское. Участие женщин в войне за последнее столетие, причём не только в качестве медицинского персонала, но и оружием в руках, стало реальностью. Особенно массовым это явление имело место в период Великой Отечественной войны.

Они были готовы к подвигу, но не были готовы к армии… Армейская дисциплина, солдатская форма на много размеров больше, тяжёлые физические нагрузки – всё это явилось нелёгким испытанием. Потом был сам фронт – со смертью и кровью, с ежеминутной опасностью. (http://www.otvoyna.ru/statya21.htm)

У мамы и папы – близняшки – девчушки

По имени Верочка, Люба, Надюшка.

Растут – подрастают, уже – первоклашки.

Косички у Верочки, Нади, Любашки.

И галстуки дружно в рядах  пионеров

Сияют у Нади,  Любаши и Веры.

Учитель заслуженно ставил в тетради

«Отлично» и Вере, и Любе, и Наде.

«Счастливая жизнь удивительна наша»,-

Так думали Верочка, Надя, Любаша.

Но светлое небо вдруг сделалось серым –

Война для Надюши, Любаши и Веры.

Надев добровольно шинель не по мерке

Ушли воевать Люба, Надя и Верка…

Нередко бывала в тылу изуверов

Разведчицей ставшая юная Вера.

От стонов услышанных – сжатые губы:

Для раненых стала «сестричкою» Люба.

Из тихой засады – щека на прикладе –

Фашистов по-снайперски щёлкала» Надя.

И полнились гневом их добрые души,

Мужали Любаша и Вера с Надюшей.

Но стихли разрывы, салюты и трубы,

Не встретились Вера, Надежда и Люба.

И мирная жизнь… Но цветы – к изголовью.

Мир держится ВЕРОЙ, НАДЕЖДОЙ, ЛЮБОВЬЮ.

[Стихи, воспевшие Победу. Альманах поэзии и прозы поэтов Пушкинского района Московской области. – М.: Евротекс, 2005]

Около 800 тысяч женщин воевали с фашистами. Они служили в разных войсках – большинство в госпиталях ( 61% среднего медперсонала составляли женщины). Безграничное количество примеров героической деятельности женщин медиков, деятельности, полной отваги, мужества и преданности Родине. Армейский полевой госпиталь – это бесконечный поток окровавленных, корчащихся от боли солдат. Операция одна за другой без перерыва на отдых. А сколько раненых вынесли на своих хрупких плечах молоденькие девушки-санинструкторы с поля боя.

(http://kurgan.clan.su/publ/1-1-0-7)

Сто раненых она спасла

И вынесла из огненного шквала,

Водою напоила их она

И раны их сама забинтовала.

Под ливнем раскалённого свинца

Она ползла, ползла без остановки

И, раненого подобрав бойца,

Не забывала о его винтовке.

И вот в сто первый раз, в последний раз

Её сразил осколок мины лютой…

Склонился шёлк знамён в печальный час,

И кровь её пылала в них как будто.

Вот на носилках женщина девушка лежит.

Играет ветер прядкой золотистой.

Как облачко, что солнце скрыть спешит,

Ресницы затенили взор лучистый.

Спокойная улыбка на её

Губах, изогнуты спокойно брови.

Она как будто впала в забытьё,

Беседу оборвав на полуслове.

Сто жизней молодая жизнь зажгла

И вдруг сама погасла в час кровавый…

Но сто сердец на славные дела

Её посмертной вдохновятся славой.

Погасла, не успев расцвесть.

Но, как заря рождает день сгорая,

Врагу погибель принеся, она

Бессмертною осталась, умирая.

(http://militera.lib.ru/memo/russian/sb_tragedia_myasnogo_bora/01.html)

В подразделениях связи служило около 80% женщин, а в дорожных войсках  почти половина личного состава. Немало женщин служило в стрелковых частях: автоматчицы, пулемётчицы, миномётчицы, разведчицы.

Во время Великой Отечественной войны прославился женский авиационный полк.

Немцы прозвали наших лётчиц «Ночные ведьмы».

Летали девушки на тихоходных  учебных самолётах, которые называли «кукурузниками» или «этажерками». Летали девушки ночью в тыл врага, сбрасывали партизанам оружие, боеприпасы и горючие, вывозили на Большую землю раненых, больных и детей. Ни заградительный зенитный огонь, ни патрулирование немецких истребителей не могли остановить их полёты. За каждую сбитую «этажерку» немецкое командование присуждало своим асам высшую награду – «железный крест».

Были женщины и снайперы. Служили они и в танковых войсках. Большой вклад внесли женщины и девушки, работавшие в разведке партизанских формирований.

Женщины на заводах, в госпиталях, на транспорте, в поле. Уже в первые дни войны заменили они ушедших на фронт мужей и братьев, взяли в свои руки производство военного снаряжения, снабжали фронт не только военной техникой, но и концентратами, хлебом, обмундированием. Советские женщины в тылу стали боевым резервом действующей армии. Рабочий день длился по 14-15 часов, о выходных и не вспоминали.

Простое русское слово «надо» вдруг приобрело глубокий смысл. Огромная тяжесть легла на плечи женщин, о судьбе которых в те годы написал поэт Михаил Исаковский. …

...Да разве об этом расскажешь

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!..

В то утро простился с тобою

Твой муж, или брат, или сын,

И ты со своею судьбою

Осталась один на один.

Один на один со слезами,

С несжатыми в поле хлебами

Ты встретила эту войну.

И все - без конца и без счёта -

Печали, труды и заботы

Пришлись на тебя на одну.

Одной тебе - волей-неволей -

А надо повсюду поспеть;

Одна ты и дома и в поле,

Одной тебе плакать и петь.

А тучи свисают всё ниже,

А громы грохочут всё ближе,

Всё чаще недобрая весть.

И ты перед всею страною,

И ты перед всею войною

Сказалась - какая ты есть.

Ты шла, затаив своё горе,

Суровым путём трудовым.

Весь фронт, что от моря до моря,

Кормила ты хлебом своим.

В холодные зимы, в метели,

У той у далёкой черты

Солдат согревали шинели,

Что сшила заботливо ты.

Бросалися в грохоте, в дыме

Советские воины в бой,

И рушились вражьи твердыни

От бомб, начинённых тобой.

За всё ты бралася без страха.

И, как в поговорке какой,

Была ты и пряхой и ткахой,

Умела - иглой и пилой.

Рубила, возила, копала -

Да разве всего перечтёшь?

А в письмах на фронт уверяла,

Что будто б отлично живёшь.

Бойцы твои письма читали,

И там, на переднем краю,

Они хорошо понимали

Святую неправду твою.

И воин, идущий на битву

И встретить готовый её,

Как клятву, шептал, как молитву,

Далёкое имя твоё... (http://er3ed.qrz.ru/isakovsky.htm)

У войны – не женское лицо. Но угроза, нависшая над нашей страной и над всем миром в 1941 году, заставила советских женщин по иному оценить свои возможности, встать в строй наравне с мужчинами, заменить ушедших на фронт мужей, сыновей, братьев. Победа ковалась и в тылу. Их было очень много – женщин, беззаветно любивших Родину и готовых отдать за неё жизнь. Не каждый мужчина способен выдержать трудности войны, а женщины выдержали. Наверное, в них было заключено то, что фашисты называли «русской силой».

А ещё сила русской женщины заключалась в умении ждать.

И небо плакало дождём

Уже вторые сутки;

Нам оставалось быть вдвоём

Последние минутки.

Ты на войну спешил, на смерть,

А я ждала ребёнка.

Мечтала мальчика родить,

А ты хотел девчонку.

И даль неведомых дорог

Тебя я провожала.

Ты  утешал меня как мог,

Слезу дождём смывало.

Уже и внуки подросли,

Седою дочка стала,

Тебя всё нет, а я всё жду…

Ведь я же обещала. [Стихи, воспевшие Победу. Альманах поэзии и прозы поэтов Пушкинского района Московской области. – М.: Евротекс, 2005]

 (звучит песня «Катюша» музыка М. Блантера, стихи М. Исаковского, учащиеся подпевают) (http://sovmusic.ru/download.php?fname=katyusha)

Выступление третьей группы «Города-герои»

(во время рассказа идёт показ слайдов в соответствии с текстом) (http://www.chuvrdub.ru/towns_herours.html, http://www.warheroes.ru/towns.asp)

12 декабря 1941 года мир облетело знаменательное сообщение Московского радио. В сводке Советского информбюро «В последний час …говорилось: «6 декабря 1941 года войска нашего фронта, измотав противника в предшествующих боях, перешли в контрнаступление против его фланговых группировок. В результате начатого наступления обе эти группировки разбиты и поспешно отходят, бросая технику, вооружение и неся огромные потери»

С 20 ноября началась голодная блокада Ленинграда, которая продлиться 900 дней и ночей. Блокада города продлиться до января 1944 года. За массовый героизм его защитников Ленинграду присвоено звание «Город-герой».

В 1942 году у стен Сталинграда решалась судьба всего цивилизованного мира. В междуречье Волги и Дона развернулось величайшее в истории войн сражение. 12 июля 1942 года образовался Сталинградский фронт, а день 17 июля вошёл в историю как начало Сталинградской битвы.

«Всем! Всем! Всем! Всем народам Советского Союза! Мы, защитники обороны Керчи, задыхаемся от газа, умираем, но в плен не сдаёмся!» - это текст знаменательной радиограммы одного из защитников каменоломен Аджимушкая – полковника Ягунова. Подвиги и героизм жителей Керчи – одна из самых трагичных и великих страниц Отечественной войны. За время оккупации этого города фашисты уничтожили 15 тысяч мирных жителей, угнали в Германию 14 тысяч. Но дух гордого народа не был сломлен, не  смотря ни на что.

19 августа 1941 года Ставка Верховного Главнокомандующего образовала Одесский оборонительный район. В него вошли соединения Приморской армии, силы Одесской военно-морской базы и части народного ополчения. На территории района были созданы 4 оборонительных рубежа. За массовый героизм    её защитников Одессе присвоено звание «Город-герой».

За стойкость и мужество проявленное при обороне Новороссийска в годы Великой Отечественной войны  - 7 мая 1966 года город Новороссийск был награждён орденом Отечественной войны 1 степени, а 14 сентября 1973 года городу Новороссийску присвоено  почётное звание «Город-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда».

За время трёхлетней оккупации в Минске и его окрестностях немцы уничтожили более 400 тысяч человек, а сам город превратили в руины и пепел. Но Минск не сдался, не покорился врагу, а героически боролся против немецких оккупантов.  В 1974 году в ознаменование заслуг граждан города в борьбе против нацизма Минск получил звание «Город-герой».

778 дней столица Украины была оккупирована немецкими захватчиками, которые почти полностью разгромили город. Подвиг Киева увековечен в присвоении ему звания «Города-героя».

На всю страну известен подвиг пограничников Брестской крепости, которые около месяца сдерживали дивизию противников. За массовый героизм и мужество его защитников Бресту было присвоена высшая степень отличия звание «Город-герой».

Как неприступная крепость стоял на северном крыле советско-германского фронта героический заполярный город Мурманск. На Мурманск было сброшено более 181 тысячи зажигательных и 4 тысячи фугасных авиабомб. Было разрушено или сгорело большинство жилых домов и две третьих предприятий. Но город жил, трудился, воевал.

Высшая степень отличия «Город-герой» с вручением ордена Ленина  и медали «Золотая Звезда» присвоена городу Смоленску в 1985году за массовый героизм и мужество его защитников, проявленные в борьбе за свободу и независимость Родины в Великой Отечественной войне.

Имя, данное городу при его основании, в переводе с греческого означает «величественный, достойный поклонения, героический город». Он оправдал его своей более чем двухвековой историей. Городом-героем Севастополь назвал народ бывшего Советского Союза уже в первые годы Великой Отечественной войны. В 1941-1942 годах выходили книги с названием «Город-герой Севастополь». Официально это почётное звание было закреплено в первомайском приказе 1945 года Верховным Главнокомандующим.

В октябре – декабре 1941 года части Красной Армии и население героически обороняли Тулу;  в 1976 году Туле присвоено звание «Город-герой» с вручением медали «Золотая Звезда».

( продолжается показ слайдов)

Выступление четвёртой группы «Пушкинский район во время Великой Отечественной войны» (http://moscow.rogaine.ru/content/view/44/30/, по информации краеведов краеведческого музея г. Пушкино)

(показ слайдов)

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Сразу же Пушкинский военкомат комплектует команды призывников и отправляет их по назначению. Свыше 36 тысяч жителей района – призывников и добровольцев – ушли воевать, отличились в боях за Москву, сражались на всех фронтах, проявили подлинное мужество и героизм в защите Отчизны. С первых недель войны на территории  района формировались воинские части и соединения – дивизии полного состава, самоходные и танковые подразделения. После необходимой подготовки они направлялись на фронт.

Одновременно создавались и части особого назначения, имеющие конкретное задание, чаще всего связанное с борьбой в тылу врага. Таковой являлась легендарная отдельная мотострелковая бригада особого назначения,  которая была сформирована на территории района. Создавалась она из числа выдающихся спортсменов, чекистов и московских студентов.

Декабрь и январь 1941 года отличались сильными морозами, под минус 40. В дремучих лесах, что обступили Ярославку, под каждым деревом, в буквальном смысле, было по солдату. Накапливались значительные силы для отпора немцам. Сотни танков, броневиков, реактивных миномётов, машин прятались под кронами густых елей и сосен. Десятки складов с оружием, боеприпасами размещались тут же. Возле Софрино стояли огромные бараки, брезентовые палатки. Здесь формировались крупные воинские подразделения: мобилизованных рабочих, колхозников переодевали в армейское. Несколько раз в наши места наезжали Рокоссовский и Мерецков, военачальники времён Великой Отечественной войны. В Акулово до сих пор сохранился дом, в котором размещался полевой штаб Рокоссовского. Сформированные полки были брошены под Крюково. В трёх местах на Ярославке (Софрино, Правда, Пушкино) солдат  и технику грузили на железнодорожные составы и перебрасывали на Ленинградское направление. Но немецкие лётчики не дремали, участок дороги от Софрино до Мытищ в буквальном смысле был поставлен на «рога» - рельсы со шпалами вздыбились вверх на три метра.

Оставшиеся в тылу работали под девизом «Хочешь врага победить на войне – план выполняй вдвойне и втройне!» Трикотажная фабрика им.Дзержинского  выпускала солдатское бельё, обмотки, подшлемники, тельняшки, вещевые мешки. Сукно для солдатских и флотских шинелей поставляли фабрика им.Рудой и Пушкинская тонкосуконная. Боеприпасы, кирзу для сапог делали в посёлке Краснофлотский. Фабрика « Серп и молот» производила брезент, мешки и шёлковый шнур для парашютов. На фабрике мягкой мебели делали ручки для сапёрных лопат, ящики для мин, клещи для тушения зажигательных бомб. Артели промкооперации шили сапоги, делали ремни для винтовок, сумки под противогазы, армейские лыжи, керосиновые лампы. В колхозах работали от зари до зари. Дети работали на равнее со взрослыми. Выполняли поставки по всем видам сельхозпродукции.

На Правдинском деревообрабатывающем комбинате изготовляли 3 тысячи пар лыж. Задача была не  простая. Лыжная болванка изготавливалась из берёзы возраста 60 лет и более. В наших лесах таких деревьев было мало, приходилось поштучно разыскивать древесину, но с заданием справились.

На бывшем тогда Софринском артиллерийском полигоне в самый канун войны успешно прошли испытания реактивного мономёта «Катюша». Уникальное оружие времён Великой Отечественной войны стало легендой.

Осенью 1941 года, когда враг пытался прорваться к Москве, линия фронта проходила в 25 километрах от Пушкино и в 15 километрах от Тишково. В строительстве оборонительных сооружений на ближних подступах к столице в октябре-ноябре участвовало более 15 тысяч пушкинцев. Три четверти из них составляли женщины.

В годы войны в Пушкинском районе размещалось 19 военных госпиталей и их филиалов.

В Правдинском и Тишковском санаториях не хватало мест для раненых, которые всё прибывали. Тогда на повороте к деревне Ельдигино развернули санитарный посёлок. Огромные палатки – ангары, чтобы как-то сохранить в них хотя бы немного тепла, снаружи обсыпали снегом. Спешно валили деревья и сооружали бараки для госпиталя. Рядом стоял танковый полк. Танки красили в белый цвет, чтобы они не выделялись на снегу.

Каждый день из Москвы на железнодорожный вокзал станции Пушкино привозили раненых. В июле 1941 года здание школы №3 переоборудовали в военный госпиталь, а на крыше установили наблюдательный пункт за вражескими самолётами. Часть учеников перевели в школу им.Фрунзе, располагавшуюся у железной дороги. А в бывших учебных кабинетах лечили раненых, делали операции. Умерших воинов на подводах вывозили в Кавезино, где хоронили в братских могилах. Старшеклассницы помогали санитаркам, кормили раненых, писали под диктовку письма им домой.

К сожалению, до Дня Победы дожили не все, кто ушёл защищать Родину из стен школы №3. У бывшего здания на Московском проспекте, где сейчас размещается налоговая инспекция, стоит скромный памятник учителям и ученикам, погибшим на войне. Его автор – бывший директор школы А.П.Филимонов.

В годы войны в Пушкинском районе размещалось 19 военных госпиталей и их филиалов: в г. Пушкино – 6, в г. Ивантеевка – 3, пос. Правдинский – 2, в пос. Зеленоградский – 1, в пос. Клязьма – 1,  в с. Тишково -1.

Несколько тысяч солдат прошли лечение в этих госпиталях умерло всего 144 бойца. Они захоронены в районе, на их могилах установлены воинские обелиски. Таких захоронений  - 6:

-Пушкинское кладбище (Ивантеевское шоссе) – 5 могил, захоронено 70 человек;

-санатарий Пушкино  (Красноармейское шоссе) – 5 могил, захоронено 28 человека;

-пос. Правдинский (ул. Охотничья) – 1 могила, захоронено 22 человека;

-с. Тишково (сельское кладбище) – 1 могила, захоронено 4 человека;

-с. Ельдигино (сельское кладбище) – 1 могила, захоронено 12 человек;

-г. Красноармейск (городское кладбище) – 1 могила, захоронено 8 человек.

Ежегодно  в начале декабря отмечается важная историческая дата – годовщина разгрома немецко-фашистских захватчиков под Москвой.  Для жителей Пушкинского района этот день имеет особое значение: ведь враг находился от нас всего в нескольких десятках километров. Большой вклад в оборону района внесли бойцы местной противовоздушной обороны, в составе которой было практически всё взрослое население района, в основном женщины, учащиеся старших классов, люди пожилого возраста.

Первый налёт фашистской авиации был совершён в ночь с 10 на 11 августа 1941 года. В результате активной работы противопожарных команд, групп самозащиты и населения все важные объекты удалось отстоять.

В 1942 году фашистский самолёт, не сумевший прорваться в Москву, преследуемый нашими истребителями, стал среди белого дня хаотично сбрасывать бомбовый груз. Первая бомба упала в реку Учу, вторая угодила туда, где сегодня находиться военкомат, третья рванула на Московском проспекте, где сейчас расположен магазин « Янтарь», а четвёртая упала на крыльцо средней общеобразовательной школы №1 города Пушкино, где в то время шли уроки. Вылетели и двери, и рамы, и стёкла. И до ремонта, который был сделан недавно, следы от взрыва были заметны на её стенах. После войны в здании школы находился Дом пионеров, а сейчас Центр детского творчества.

В военное время особенно важным было не допустить паники. Охрана общественного порядка легла на плечи пушкинских милиционеров. На велосипедах и лошадях они объезжали территорию, выявляли дезертиров и паникёров. Кроме того, приходилось охранять колхозное имущество, частную собственность. Для борьбы с бандитами была создана особая группа.

Более 30 тысяч пушкинцев стали Героями Советского Союза, четверо – полными кавалерами ордена Славы. Около 6 тысяч награждены орденами и медалями. 13 тысяч пушкинцев погибли в боях за Родину. В их честь построен мемориал на Московском проспекте в центре города Пушкино. Каждый год 9 мая здесь традиционно проводится митинг памяти погибших.

Всё меньше нас. Короче списки.

 Редеет строй  за рядом ряд.

И лишь повсюду обелиски

 На страже памяти стоят.

Священен подвиг величавый

Невозвратившихся с войны.

Своей судьбой, своею славой

 Мы им должны, мы им должны.

И от Берлина до Китая

На обелисках письмена.

Запомни, Родина, святая

Их имена, их имена.

У них была одна отрада-

Громить коварного врага.

Им ничего теперь не надо –

Им наша память дорога. [ Стихи, воспевшие Победу. Альманах поэзии и прозы поэтов Пушкинского района Московской области. – М.: Евротекс, 2005]

Не отводи, солдат, глаза!

Горька солдатская слеза:

В ней боль негаданных разлук

И учащённый сердца стук,

Боль отступлений и утрат,

Дороги, раны, медсанбат…

Не отводи, солдат, глаза!

Светла солдатская слеза:

В ней радость долгожданных встреч,

Тепло любимых губ и плеч,

И свет зари, и солнца свет,

 Святое торжество побед! [Стихи, воспевшие Победу. Альманах поэзии и прозы поэтов Пушкинского района Московской области. – М.: Евротекс, 2005]

Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имён не назову,

Нет кровнее родни.

Не по тому ли я живу,

Что умерли они? (http://www.litera.ru/stixiya/authors/schipachev/ves-pod-nogami.html)

В девятый день ликующего мая,

Когда легла на землю тишина,

Промчалась весть от края и до края:

Мир победил! Окончена война! (http://festival.1september.ru/articles/601592/)

Победа!

Победа!

Во имя Отчизны –

Победа!

Во имя живущих –

Победа!

Во имя грядущих –

Победа! (http://er3ed.qrz.ru/rozhdestwensky-r-rekwiem.htm)

Хотел бы я, чтоб на планете

Хранили мир и тишину,

Чтобы потомки, наши дети,

Не знали никогда войну.

Через века, через года –

Помните!

О тех, кто уже не придёт никогда –

Помните!

Не плачьте!

В горле сдержите стоны,

Горькие стоны,

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

Нам нужен мир – тебе и мне,

И всем на свете детям,

И должен мирным быть рассвет,

Который завтра встретим.

Нам нужен мир, трава в росе,

Улыбчивое детство.

Нам нужен мир, прекрасный мир

Полученный в наследство.

(http://festival.1september.ru/articles/527529/)

Не оседала пыль,

Чадил Берлин пожаром.

Тяжёлой поступью

В броне и без брони

Шла прямо по домам и тротуарам

Уверенно Победа в эти дни.

И походили площади на свалки,

Куда свезли фашистские кресты.

Штандартов обгоревших палки

Торчали, как костлявые персты.

И вот она – святая дата,

Наполненная счастьем до краёв.

Стреляли вверх восторженно солдаты,

Не чувствуя усталости боёв.

Ещё потерь лежали тени,

Но обнимал сосед соседа.

Неслось над нежностью сирени

Одно лишь слово мощное – Победа!   (http://feofan-lipatov.narod.ru/poetry-war.htm)

Отгремела война, залечила земля свои раны,

Лишь окопов следы кое-где, словно шрамы видны.

Кто в сраженьях мужал, те сегодня уже ветераны.

И в солдатском строю их места занимают сыны…

Ветераны войны, не забыть им былые походы,

И могилы друзей, и покрытые пеплом поля.

Не забыть никогда гимнастёрок, пропахших от пота,

И фашистских знамён, что бросали под стены Кремля.

(http://festival.1september.ru/articles/589372/)

4 года шла война – это 1418 дней! 34 тысячи часов и более 20 миллионов погибших людей!

Если по каждому из погибших, в стране объявить минуту молчания,  то страна будет молчать более 32 лет!

Не забывайте зла военных лет.

Не возводите в мифы достоверность.

Четыре года шла солдатам вслед

Кровавыми шагами повседневность.

Не говорите громкие слова

Тем, кто присяге с молодости предан.

Не отживёт высокая молва

О тех, над кем склоняется Победа.

(http://www.4stupeni.ru/stady/metod/3191-klassnyj-chas-urok-muzhestva.html)

(подборка слайдов с фотографиями ветеранов Великой Отечественной войны, звучит песня на стихи А. Александрова, музыка А. Пахмутовой «День Победы»)

Наш народ хорошо знает цену миру, мирной жизни.

Мир – это утро, полное света и надежд.

Мир – это цветущие сады и колосящиеся нивы.

Мир – это школьный звонок, это школа, в окнах которой солнце.

Хорошо просыпаться  и знать, что у тебя впереди прекрасный день, что тебе ничего не угрожает, и все твои мечты сбудутся. Хорошо быть счастливым!

Дети, родившиеся после войны, уже стали взрослыми, у них родились свои дети, и война постепенно уходит в прошлое, становиться страницей истории. Почему же вновь вспоминаем о ней? Почему надо помнить об этих трагических событиях в истории нашей страны?

-надо помнить, чтобы не прерывалась связь поколений;

- надо помнить, чтобы гордиться своей Родиной;

- надо помнить тех, кто отдал свои жизни, чтобы жили мы;

-надо помнить тех, кто своим трудом ковал победу в тылу;

-надо помнить и гордиться теми, кто выжил и живёт сейчас рядом с нами;

-надо помнить, чтобы знать, кто мы и откуда.

 

(учащиеся встают перед залом, в руках фотографии своих родных, которые были участниками Великой Отечественной войны)

-Я помню! Я горжусь! своим (своей)…

-(хором) Я помню! Я горжусь!

Исполняется песня Г. Струве «Моя Россия»

Список использованной литературы

1. Стихи, воспевшие Победу. Альманах поэзии и прозы поэтов Пушкинского района    Московской области. – М.: Евротекс, 2005.

2. Наша Победа. Военно-историческая хроника. – М.: Полезная библиотека, 2009.

Список используемых интернет ресурсов

1.http://er3ed.qrz.ru/tvardovsky.htm

2.http://sovmusic.ru/download.php?fname=saintwar

3.http://sneguroschka.ucoz.ru/publ/scenarii/scenarij_9_maja_quot_u_vechnogo_ognja_quot/17-1-0-147

4. http://zmt001.ucoz.ru/index/deti_vo_vremja_vojny/0-7 

5.http://www.otvoyna.ru/deti.htm

6. http://kurgan.clan.su/publ/1-1-0-7

7.http://militera.lib.ru/memo/russian/sb_tragedia_myasnogo_bora/01.html

8.http://er3ed.qrz.ru/isakovsky.htm

9.http://sovmusic.ru/download.php?fname=katyusha

10. http://www.chuvrdub.ru/towns_herours.html

11. http://www.warheroes.ru/towns.asp

12. http://moscow.rogaine.ru/content/view/44/30/

13.http://www.litera.ru/stixiya/authors/schipachev/ves-pod-nogami.html

14.http://festival.1september.ru/articles/601592/

15.http://er3ed.qrz.ru/rozhdestwensky-r-rekwiem.htm

16. http://festival.1september.ru/articles/527529/

17. http://www.4stupeni.ru/stady/metod/3191-klassnyj-chas-urok-muzhestva.html

18. http://festival.1september.ru/articles/589372/

19.http://feofan-lipatov.narod.ru/poetry-war.htm

20. images.yandex.ruдети войны

21. http://snegirev.ucoz.ru/index/agnija_barto_zvenigorod_cikl_stikhov/0-1720

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкального праздника, посвященного Дню Победы. Этот праздник со слезами на глазах"

Этот материал поможет учителям начальных классов провести утренник, торжественное мероприятие, линейку, посвященные Дню Победы....

Презентация литературно-музыкальной композиции "Праздник со слезами на глазах".

Цели: 1.Познакомить учащихся с проектировочной деятельностью:- ввести понятия проект, проектирование, проектировочная деятельность, практический интеллект;- ознакомить с шагами проектирования...

Классный час "Это праздник со слезами на глазах"

Утренник ветеранам Великой Отечественной войны...

Внеклассное меропрятие "Этот праздник со слезами на глазах"

Сценарий мероприятия для 4 класса, посвящённого Дню Победы....

"Это праздник со слезами на глазах"

Внеклассное мероприятие в начальной школе с применением ИКТ на тему Великой Отечественной войны "Это праздник со слезами на глазах"...

Сценарий праздника «Этот праздник со слезами на глазах». (4 класс)

Большое красочное мероприятие ко Дню Победы можно подготовить учениками 3 - 4 классов....