Преемственность со школой
презентация к уроку (1 класс) по теме
Преемственность со школойСЛАЙД №1
Наше сотрудничество с детским садом ,.Светлячок” началось более 10 лет назад. Анализируя состав поступающих в школу учеников, их готовность к обучению в 1 классе, мы видели, что большинство из них – воспитанники этого детского сада ,,Светлячок”. За многие годы картина не изменилась. СЛАЙД №2
Так в 2009-2010 учебном году выпускники детского сада №3 составили 48% первоклассников, в 2010-2011 учебном году – 53%, сейчас ходят в группу дошколят – 67%. Поэтому в нашем сотрудничестве были одинаково заинтересованы обе стороны.
В то время мы поняли необходимость по-новому взглянуть на проблему реализации преемственности дошкольного образования и начальной школы, так как между ними не существовало надёжной связи. Преемственность в нашей деятельности мы сразу же стали рассматривать не только как согласованность учебно-воспитательных программ. Она должна была охватывать также цели, задачи, методы, средства, формы организации не только обучения (подготовка к школе), но и воспитания.
Не всё сразу получалось гладко, в городе не было такого опыта, поэтому приходилось браться за многие незнакомые аспекты, совершенствуя совместную деятельность год от года. Несовпадение целей дошкольного образовательного учреждения (сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, всестороннее общее развитие, становление личности ребёнка и т. д.) и начальной школы (формирование практических навыков чтения, письма, счёта и т. п.) мы постарались свести к минимуму, чтобы востребованность образования, полученного ребёнком в детском саду была ощутима и для педагогов, и для родителей. Ведь не секрет, что готовность к школе родителями часто рассматривается как определённый объём полученных знаний и умений, а то, что у ребёнка могут быть не сформированы к 7-летнему возрасту фундаментальные личностные качества, рассматривается как второстепенная задача. СЛАЙД №3 Но хороший учитель всегда знает, что именно они (эти качества) и служат основой успешности школьного образования.
СЛАЙД №4
Таким образом, приоритеты были определены и сейчас мы чётко можем сформулировать цель нашего взаимодействия: обеспечение преемственности учебно-воспитательного процесса, социокультурная адаптации дошкольника к условиям новой социальной ситуации развития и ведущей деятельности ребенка.
Наша задача - совместно разрабатывать и реализовывать модели взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивать преемственность в применении образовательных программ и технологий, форм и методов работы педагогов с детьми, в осуществлении сотрудничества с родителями.
Сейчас, когда появилась тенденция раннего изучения программ для начальной школы, мы сразу договорились, что никакого дублирования школьных предметов, увлечения школьными формами обучения на занятия при подготовке к школе быть не должно. Для устранения противоречий в реализации преемственности ДОУ и начальной школы мы выработали для себя ряд условий: СЛАЙД №5
- Сохранение самоценности каждого возрастного этапа развития ребёнка
- Обеспечение поступательного возрастного развития дошкольника и младшего школьника;
- Для начального образования: опора на достижения дошкольного детства;
- Согласованность программ ДОУ и начальной школы;
- Сохранение ведущих видов деятельности (на дошкольной ступени образования – игровой, на начальной школьной – учебной);
- Устранение дублирования программ;
- Сотрудничество учителей и воспитателей (взаимопосещение занятий, уроков, проведение совместных совещаний по вопросам преемственности дошкольной и начальной ступеней образования и др.);
- Создание условий для развития творческих, интеллектуальных и личностных потенциалов ребёнка;
- Необходимость уделять особое внимание формированию психологической готовности детей к школе (развитию восприятия, воображения, художественно – творческой деятельности и пр.);
Изучив все проблемы готовности детей к школе, их адаптацию и успешность в обучении, была разработана программа совместной деятельности.
СЛАЙД № 6
В нашей работе СЛАЙД №7 мы применяем следующие технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:
- педагогика сотрудничества;
- гуманно-личностная технология;
- технологии на основе активизации деятельности учащихся: игровые, проблемное обучение,
-технология коммуникативного обучения.
-технология уровневой дифференциации.
Знакомство с нашими будущими учениками происходит задолго до того, как они становятся воспитанниками подготовительной группы. Педагоги, администрация нашей школы приходят на многочисленные праздники, воспитательные мероприятия в этот детский сад по нескольку раз в год.
Воспитанники детского сада приходят в школу на экскурсии СЛАЙД № 8,9, с удовольствием посещают музеи, учебные кабинеты, библиотеку. Это вызывает у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах. СЛАЙД № 10, 11. Дети посидят за партами, побывают на уроке, начнут воспринимать себя в новой для них роли.
Когда дети становятся постарше – начинается более кропотливая работа: подготовительные занятия, мониторинг сформированности психических процессов, необходимых для успешного обучения в школе, психологическое сопровождения детей, нуждающихся в коррекции, консультации с родителями.
По итогам работы психолога детского сада каждый год мы имеем перед собой реальную картину уровня готовности наших будущих первоклассников к обучению в школе. СЛАЙД №12
В этом учебном году мы получили следующие результаты.
Имея на руках такую диагностику, мы продолжаем работу по профилакте и коррекции дезадаптации у первоклассников. Составляем индивидуальные маршруты для детей с логопедическими проблемами, с низким уровнем готовности к школьному обучению. Определяем для себя детей группы риска : гиперактивные дети, дети с синдромом дефицита внимания, леворукие дети, и другие.
С результатами диагностики, проводимой в детском саду,на школьном уровне создаётся система взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса.
СЛАЙД № 13
Проведя все необходимые консультации, анкетирования, собеседования
Составляем программу коррекции по адаптации детей к школе. Эта программа включает в себя следующие действия.
Слайд № 14
1. Консультации для педагогов, обучающих первоклассников ( Кл. руководители, учителя музыки, физ-ры, изо, ин. языка)
- Индивидуальные беседы с родителями первоклассников об особенностях развития ребёнка 6-7 лет.
- Родительский тренинг ( психологическая подготовка родителей к новой социальной роли)
- Анкетирование родителей для выявления уровня адаптации ребёнка к школе.
- Цикл занятий с детьми ,,Введение в школьную жизнь”.
- Заполнение учителями опросника.( психологический анализ особенностей ребёнка)
- Обработка психологами опросника, заполненного педагогом.
- Проведение коррекционной работы с детьми, показавшими средний и низкий уровень дезадаптации
Заранее зная детей, их возможности, и потенциал, мы формируем обычно 2 равных по способностям класса. В этом неоценимую помощь нам оказывает педагог-психолог детского сада №3 Фируллина К.З.
В конце адаптационного периода психологи проводят диагностику комфортности пребывания первоклассников в школе. СЛАЙД № 15
В этом году она выглядит таким образом.
Параметры | Учащиеся |
Иду в школу с радостью, хорошим настроением | 74,6 % |
Бывает по-разному | 15,4% |
С равнодушием | 6,6% |
С неохотой, плохим настроением | 3,4% |
За успешностью своих выпускников сотрудники детского сада следят на протяжении всех школьных лет. Каждый год для методической и психологической службы детского сада мы проводим мониторинг успеваемости их выпускников. СЛАЙД№ 16 На совместных педсоветах обсуждаем результаты, намечаем пути к устранению пробелов, трудностей.
Кроме того, большое значение мы придаём работе с одарёнными детьми. Что бы они смогли в полной мере раскрывать свои таланты как можно раньше. На праздниках, концертах, занятиях Клара Зайнуловна обязательно обращает внимание педагогов школы на таких ребят, даёт характеристики, рекомендации. Примером может служить наш ученик 3-го класса Щавелев Павел, который уже второй год является членом не только школьной команды КВН, но и городской. Карта работы с одарёнными детьми.
Дети приходят к нам в школу без боязни и страхов. Они давно знакомы со своей учительницей. Им не приходится привыкать к её требованиям, манере общения, технике речи. И с первых же школьных дней первоклашки видят в школе, на уроках СЛАЙД №17ядом с собой за партами своих воспитателей, психолога, даже свою заведующую, которые готовы похвалить, помочь, даже пожалеть, ели нужно.
А сколько времени экономит на уроке учитель во время адаптационного процесса у первоклассников! Заранее известно кто правша, кто левша, кого с кем нужно посадить, кто как умеет держать ручку или карандаш и много других мелочей, которые могут вносить сумятицу в учебный процесс.
Согласованная и дружная работа с наших педагогов, психологов позволяет оценить
адаптацию первоклассников, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений проведённых за ним ещё в детском саду. Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе. Данные ежегодного мониторинга показывают, что среди выпускников детского сада №3 дезадаптированных детей нет уже на протяжении 3-х лет.
Сотрудничество с детским садом не заканчивается в начальной школе. СЛАЙД 18,19 20довольствием оказывают шефскую помощь малышам и воспитателям. (уборка снега, помощь в организации выставок, выступлении, концерты и т.д.)
Дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог.
СЛАЙД 21 Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему:"Организация внеурочной деятельности. Преемственность начальной школы и дополнительного образования."
Выступление на круглом столе в МОУ школа № 8 г.о. Жуковский. Тема круглого стола: "Функционирование воспитательной системы в ОУ в процессе реализации основных направлений образовательной програм...
Доклад Преемственность начальной школы и детским садом
Преемственность начальной школы и детским садом...
Проблемы преемственности начальной школы и среднего звена.
В СТАТЬЕ РАСКРЫВАЮТСЯ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ...
Преемственность начальной школы и детским садом
Наше сотрудничество с детским садом ,.Незабудка” началось более 20 лет назад. Анализируя состав поступающих в школу учеников, их готовность к обучению в 1 классе, мы видели, что боль...
Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)
В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями, интеллектуальн...
Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)
В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями, интеллектуальн...
План преемственности "Начальная школа-средняя школа"
План мероприятий по преемственности "Начальная школа-средняя школа"...