Уровень сформированности учебно-познавательной компетентности
статья по теме

 

Учителя начальных классов на протяжении пяти лет работали над проблемой «Формирование учебно-познавательной компетенции у младших школьников». С этой целью мы разработали критерии, на основании которых производится оценка компетентности, создали банк методических разработок (тесты, кроссворды, викторины, тренажёры, темы контрольных и проверочных работ), которые позволяют отследить показатели оценки компетентностей и определить уровень сформированности учебно-познавательных компетенций.

С этой целью мы отобрали индикаторы, доступные наблюдению и измерению характеристики изучаемого объекта, то есть конкретные умения, в которых проявляется учебно-познавательная компетентность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Храмова Нина Ивановна

учитель начальных классов МОУ «Гимназия»

города Гая Оренбургской области

Уровень сформированности учебно-познавательной компетентности

Компетенция – это набор знакомых знаний, умений и навыков, а компетентность – это качество владения ими.

Учителя начальных классов на протяжении пяти лет работали над проблемой «Формирование учебно-познавательной компетенции у младших школьников». С этой целью мы разработали критерии, на основании которых производится оценка компетентности, создали банк методических разработок (тесты, кроссворды, викторины, тренажёры, темы контрольных и проверочных работ), которые позволяют отследить показатели оценки компетентностей и определить уровень сформированности учебно-познавательных компетенций.

С этой целью мы отобрали индикаторы, доступные наблюдению и измерению характеристики изучаемого объекта, то есть конкретные умения, в которых проявляется учебно-познавательная компетентность.

Показатели

Индикаторы оценивания уровня развития компетенций

Методический инструментарий

Осознанное чтение

Владеет техникой быстрого чтения, комментирует, задаёт уточняющие вопросы по тексту, осуществляет словарную работу по тексту

Тестирование по теме, по разделу (индивидуально, в группах); разгадывание кроссвордов по прочитанным произведениям; проверка техники чтения; викторины по обобщающим темам

Грамотное письмо

Излагает заданный текст в письменном виде кратко и развёрнуто, соблюдает логику изложения, на основе образца создаёт текст по заданным теме, виду, жанру

Тесты по теме; составление сплошного текста из отдельных предложений; разделить текст на предложения; изложения; сочинение сказок на тему; сочинение рассказа на тему, по картине

Грамотный счёт

Делает математические счётно-расчётные вычисления по собственным измерениям, составляет структурные и логические схемы, графики, чертежи, изометрические проекции по заданию в стандартной ситуации

Математический диктант, тесты, построение схем и чертежей по задачам

Мыслительные действия

Делает простой анализ, классифицирует, систематизирует, обобщает на основе типовой задачи, отвечает на произвольные вопросы, вычленяет противоречия, формулирует проблему, ставит задачу по образцу

Участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, викторинах, марафонах

Практические действия

Действует по алгоритму, плану, инструкции, технической карте, схеме, чертежу, заданным учителем, составляет простой план действий по образцу

Исследовательские действия

Проводит наблюдения, простые опыты, измерения по заданию учителя, моделирует, конструирует из готовых деталей

Все оценки мы вносим в специальную тетрадь «Мониторинг личных достижений учащихся» (по предметам). На основании этих показателей определяем уровни развития учебно-познавательных компетенций учащихся. Эта работа помогает учителю осуществить индивидуально-дифференцированный подход к обучению младших школьников.

Уровни сформированности компетентностей каждого ученика складываются в показатель уровня сформированности познавательных компетенций учащихся класса. Это отслеживается административными контрольными работами.

Сегодняшний ученик – завтрашний активный член общества. И наша задача – помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, то есть научить их учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Исследовательская деятельность младших школьников как условие формирования учебно-познавательной компетентности»

Статья об организации исследовательской работы в начальной школе, которая просто необходима в современном образовательном пространстве....

Самообразование.Влияние уровня школьной зрелости обучающихся на уровень сформированности УУД нравственно-этической ориентации

Презентация по теме самообразования "Влияние уровня школьной зрелости обучающихся на уровень сформированности УУД нравственно-этической ориентации"...

«Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно –познавательной компетентности учащихся в процессе изучения предметов начальной школы»

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностном са...

Пути формирования учебно-познавательных компетентностей учащихся начальных классов»

Пути формирования учебно-познавательных компетентностей учащихся начальных классов»...

Мастер-класс Формирование учебно-познавательной компетентности личности младшего школьника

Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования  учителяЗадачи мастер-класса:  передача своего опыта путем прямого и комментированного показа последоват...

Тест Фишман И.С. "Уровень сформированности социальной компетентности"

Тест Фишман И.С. позволит определить уровень сформированности социальной компетентности и умение ребёнка дествовать в нестандартной ситуации...

Уровни сформированности учебно-познавательного интереса учащихся по методике Г.В. Репкина, Е.В. Заика

Уровни сформированности учебно-познавательного интереса учащихсяпо методике Г.В. Репкина, Е.В. Заика...