Образовательные технологии и формы обучения.
статья по теме
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnye_tehnologii.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательные технологии и формы обучения.
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме, зачастую выдавая его, как некий информационный блок. Что же можно сделать в этой ситуации?
Совершенствование структуры и содержания начального общего образования на этапе его модернизации предполагает переход массовой начальной школы от навыково-знаниевой к личностно-ориентированной развивающей модели обучения. Изменение базовых целей обучения, ориентация, прежде всего, на развитие личности ребенка, реализацию его субъектной позиции в учебном процессе, поддержку индивидуальности каждого учащегося определяет и переориентацию в педагогической деятельности учителя. Иными словами, учитель должен владеть личностно-ориентрованными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии детей. В настоящее время учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ начального образования, различных систем и учебно-методических комплектов обучения. Вместе с тем, практика показывает, что, изменив лишь содержание, оставив без изменения технологию, невозможно достичь положительных результатов обучения.
Что такое современные технологии на уроке?
Понятие «технология» (от греч. tehne – искусство, мастерство, умение, logos – учение) является одним из наиболее распространенных в современной педагогике. Вместе с тем, в педагогической науке существуют различные подходы, как к самому понятию, классификации, так и к возможности использования технологий в образовательном процессе. Противники считают, что технологизации образовательного процесса в принципе невозможна в силу его специфики, которая выражается в творческом личностном взаимодействии учителя с учащимися, а личность как таковая уникальна, а, следовательно, неповторима. Сторонники - предполагают, что внедрение образовательных технологий позволит более эффективно решить задачи, поставленные перед системой образования на современном этапе. Широкое внедрение педагогических технологий относится к началу 60-х годов и связано с реформированием образования в странах Америки и Европы. Массовый характер и модернизация современного образования привели к поиску таких способов и приемов обучения и воспитания, которые давали бы гарантированный результат, и этот результат в наименьшей мере зависел бы от личностных качеств и непрофессионализма учителя. Обобщая существующие точки зрения, можно выделить основные причины возникновения и практического использования образовательных технологий:
- психолого-педагогическая направленность современных образовательных технологий, позволяющая учитывать психофизические особенности обучаемых;
- изменение объектной позиции ребенка в образовательном процессе посредством педагогического проектирования самостоятельной учебной деятельности учащегося;
- обеспечение гарантированных результатов обучения и диагностичность полученных результатов как конечных, так и промежуточных с последующей их коррекцией;
- возможность применения технологии любым учителем (с сохранением индивидуального педагогического творческого подчерка) и достижение результата, независимо от уровня квалификации педагога.
Целевые ориентации
Предоставить обучающимся средства, позволяющие им личностно - саморазвиваться, осознавать самих себя и свое место в мире, понимать других людей; "самостроительство" своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельные решения творческих задач.
Особенности образовательного процесса:
- создание атмосферы сотворчества в общении;
- включение эмоциональной сферы ребенка, обращение к его чувствам;
- необходимость личной заинтересованности ученика в изучении темы;
- совместный поиск истины учителем – мастером и учащимися (мастер равен ученику в поиске истины);
- подача необходимой информации учителем малыми дозами,
- исключение официального оценивания работы ученика;
- самооценивание работ, самокоррекция, самооизменение на этапе социализации, через их афиширование и рефлексию.
Мастерские могут быть разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет общий алгоритм. Это, прежде всего, мотивирующее всех на деятельность начало мастерской: задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, текстом, цветом, природными материалами, спичками, схемами и моделями. Обязательно используется в ходе мастерской работа в парах или группах с целью организации диалогового общения, которое легко выводит каждого на самооценку, самокоррекцию, помогает увидеть проблему по-новому. И обязательно для хода каждого занятия - включение учащихся в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов, миропонимания.
Теперь, как это выглядит на практике. Приведу пример педагогической мастерской на уроке окружающего мира . Тема урока: «Формирование знаний о группе животных – пресмыкающиеся».
Этап первый- создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.
Какие группы животных вы уже знаете?
На этом этапе предлагаю детям нарисовать рисунок по определенной теме (явлению, понятию, событию, ситуации)
В какую группу животных вы бы определили змею?
Почему? (Ответы детей)
Задача нашего урока, узнать, в какую группу животных входит змея.
Второй этап - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. Прошу записать все, что дети знают о познавательном объекте, его признаках. Задание: напишите 2 слова, которые ассоциируются у вас с этим животным. Записывают все, что знают о том или ином познавательном объекте (определяют необходимые признаки). Записываю ассоциации детей (например: ядовитая, злая, ужасная, отойти, шипит, страшная, без ног, ползает, плавает).
На пустом слайде с помощью электронного карандаша фиксирую все эти ассоциации.
Третий этап - работа учащихся в парах.
Организую работу в парах: "Поменяйтесь тетрадями и посмотрите, что получилось. Подумайте вместе над заданием". Работают в парах по моему заданию, дописывают друг другу по 2 слова.
Этап четвертый - выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция ). Организую работу в группах: «Какие слова у вас получились? Выберите 3 самых главных». (на доске выписывается ряд слов).
Дополнительное задание: используя слова на доске, продолжите предложение: «Змеи – это группа животных, которая…»
Выбирают 3 самых главных слова.
Пятый этап - предъявление коллективных работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с ними. Организуют обсуждение полученных в групповой работе результатов. Даю необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий. Представляются результаты работы групп. Задаются вопросы друг другу по поводу выполненных заданий.
Этап шестой - внутреннее осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому. Задаю вопросы: «Какие еще животные относятся к этой группе? Как называют эту группу животных ученые? Откуда можем узнать?» Откройте учебники , прочитайте и ответьте на вопросы учебника. Осознают возникшие познавательные противоречия, пытаясь ответить. Работают с источниками информации. Закрепляют и применяют полученные знания. Вывод: это пресмыкающиеся.
Седьмой этап – рефлексия. Выполняют задания из учебника.
Школа позволяет подготовить уроки и с использованием других современных технологий. Например, это урок-проект, где применялась технология проектного обучения.
Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т.е. их надпредметный характер. Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей. Данная технология реализуется через систему учебно-познавательных методов и приемов, направленную на практическое или теоретическое освоения (познание) действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий.
Целевые ориентации:
Создание условий, при которых учащиеся:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).
Особенности образовательного процесса:
- интегрированный характер образовательного процесса определяется необходимостью в интеграции знаний по различным учебным предметам при решении определенной проблемы;
- интегрированные и внеурочные формы работы определяются интегрированным характером и сроками выполнения проекта;
- индивидуальный подход в определении заданий для каждого учащегося определяется, исходя из интересов каждого ребенка, уровня его возможностей;
- образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию к учению;
- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
- глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях;
необходимость в приобретении новых знаний возникает в процессе работы над решением поставленной проблемы. Проекты могут быть различными по содержанию:
- монопредметные – выполняются в рамках учебного материала по одному предмету;
- межпредметные – интегрируют содержание нескольких учебных предметов (наиболее целесообразны в начальной школе);
- надпредметные - выполняются в рамках определенного факультатива или спецкурса.
По уровню усвоения учебного материала выделяют:
- текущие – в процессе работы над проектом происходит уточнение, расширение, приобретение новых знаний, необходимых для решения поставленной проблемы;
- итоговые проекты – по результатам оценивается уровень освоения учащимися определенного учебного материала;
По формам организации:
- индивидуальные – выполняются одним учащимся (целесообразно использовать при организации работы с одаренными детьми);
- групповые – выполняются скоординированной группой учащихся.
На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. В чем его актуальность? Обращение к проблематизации обучения является не новым для педагогики, но остается актуальным и на современном этапе. Обращаясь к истории проблемного обучения, можно выделить несколько периодов его становления. На протяжении нескольких столетий проблему активизации обучения путем использования различных методов и средств пытались решить такие педагоги как Сократ , Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский.
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
Целевые ориентации
- Формирование внутренней мотивации к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащегося.
- Развитие творческого и интеллектуального потенциала ребенка.
- Повышение эффективности усвоения общеучебных умений и навыков через проблематизацию учебной деятельности.
Этапы постановки и решения проблемы
- Постановка задания, содержащего противоречие и вызывающего проблемную ситуацию.
- Анализ проблемной ситуации, формулирование проблемы.
- Поиск решения проблемы (проверка гипотез, методов решения проблемы).
- Решение проблемы (выбор метода решения, фиксирование алгоритма).
- Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий.
Проблемную ситуацию можно создавать на различных этапах урока: закрепление, актуализация знаний и др.
При составлении современного урока нельзя не учитывать индивидуальный подход к ребенку.
Существуют различные классификации форм организации учебного процесса, но все
они сводятся к структуре учебного общения или дидактическим целям и задачам.
Общие формы учебной работы
Индивидуальная | Парная | Групповая | Коллективная |
Обособленная учебная работа, без контакта с другими людьми. (ученик-книга, ученик-тетрадь). | Работа внутри одной обособленной пары, участники пары постоянные, один говорит, один слушает. (ученик-ученик, учитель-ученик). | Одного говорящего слушает либо несколько человек (бригадные, звеньевые занятия), либо весь класс (общеклассные занятия). (ученик-ученики). | Каждый ученик по очереди работает с разными членами коллектива и наоборот, все работают с каждым учеником. (ученик-ученики, ученики-ученики). |
. Общие формы учебной работы учащихся
Фронтальная | Групповая | Индивидуальная |
Управление учебной деятельностью всего класса при его работе над единой задачей при достаточно жёстком контроле учителя. | Сотрудничество в малых группах на принципах самоуправления с менее жёстким контролем учителя:
| Самостоятельность ученика при максимальном проявлении его инициативы с учётом степени целеустремлённости, работоспособности, интересов, склонностей:
|
ведущие цели
Формирование знаний | Закрепление и систематизация знаний | Формирование умений и навыков | Повторение и систематизация знаний | Контроль за усвоением знаний, умений, навыков |
Лекция конференция экскурсия предваряющая консультация. | семинар заключительная конференция конференция экскурсия. | Учебно-практическое занятие практическое занятие практикум | обзорная лекция конференция экскурсия консультация | зачёт собеседование учебно-практическое занятие экзамен олимпиада практикум |
I. Индивидуально-обособленные учебные занятия. Ученик читает книгу,
выполняет письменное задание, работает с каким-нибудь прибором, не вступая в
живое непосредственное общение с другими людьми. На такую учебную деятельность у школьников уходит 30—50 процентов учебного времени.
II. Парная форма учебной работы, если учитель занимается с отдельным
учеником (учитель—ученик), как это имеет место дополнительных занятиях . Цель такой работы — изменить сознание и поведение ученика.
III. Групповое обучение.
1. Лекция преподавателя является образцом социальной активности
преподавателя и полного отсутствия социальной активности тех, кто оказывается
ее слушателем.
2. Беседа. Учитель ставит вопросы, ученики отвечают на них.
3. Занятия в малых группах.
IV. Коллективные учебные занятия. Все ученики при коллективной работе
постоянно находятся в положении,когда нужно воздействовать на других учеников (людей), учить их новому учебному материалу, доказывать им, что-то опровергать, управлять их деятельностью.
Современное общество требует воспитания активных, самостоятельных
учащихся, способных решать поставленные перед ними задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование образовательных технологий в процессе обучения в начальной школе"
В данной статье описаны образовательные технологии,используемые учителем на уроках в начальной школе. Это здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии,игровые и личностно - ориентированные тех...
Использование современных образовательных технологий в процессе обучения
Педагогическая технология – это исследования с целью выявления принципов и разработки приëмов оптимизации образовательного процесса, конструирование и применение приëмов, оценка применяемых методов....
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ДОСТИЖЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ ЧЕРЕЗ СПОРТ
Здоровьесберегающие технологии – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу....
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ДОСТИЖЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ ЧЕРЕЗ СПОРТ
Наиболее важной задачей учителя является работа с учащимися в соответствии с их уровнем физической подготовленностиИспользуемые образовательные технологии ЗдоровьесберегающиеДиф...
Использование технологии игровых форм обучения как средство мотивации умственной активности и познавательной деятельности младших школьников
Тема самообразования "Использование технологии игровых форм обучения как средство мотивации умственной активности и познавательной деятельности младших школьников"...
Организация образовательной деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
В статье идет описание организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в первом классе,как формируются навыки работы с информационными технологиями и пр...