Образовательные технологии и формы обучения.
статья по теме

Светлана Николаевна Потапова

 

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnye_tehnologii.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательные технологии и формы обучения.

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме, зачастую выдавая его, как некий информационный блок. Что же можно сделать в этой ситуации?

Совершенствование структуры и содержания начального общего образования на этапе его модернизации предполагает переход массовой начальной школы от навыково-знаниевой к личностно-ориентированной развивающей модели обучения. Изменение базовых целей обучения, ориентация, прежде всего, на развитие личности ребенка, реализацию его субъектной позиции в учебном процессе, поддержку индивидуальности каждого учащегося определяет и переориентацию в педагогической деятельности учителя. Иными словами, учитель должен владеть личностно-ориентрованными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии детей. В настоящее время учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ начального образования, различных систем и учебно-методических комплектов обучения. Вместе с тем, практика показывает, что, изменив лишь содержание, оставив без изменения технологию, невозможно достичь положительных результатов обучения.

Что такое современные технологии на уроке?

Понятие «технология» (от греч. tehne – искусство, мастерство, умение, logos – учение) является одним из наиболее распространенных в современной педагогике. Вместе с тем, в педагогической науке существуют различные подходы, как к самому понятию, классификации, так и к возможности использования технологий в образовательном процессе. Противники считают, что технологизации образовательного процесса в принципе невозможна в силу его специфики, которая выражается в творческом личностном взаимодействии учителя с учащимися, а личность как таковая уникальна, а, следовательно, неповторима. Сторонники - предполагают, что внедрение образовательных технологий позволит более эффективно решить задачи, поставленные перед системой образования на современном этапе. Широкое внедрение педагогических технологий относится к началу 60-х годов и связано с реформированием образования в странах Америки и Европы. Массовый характер и модернизация современного образования привели к поиску таких способов и приемов обучения и воспитания, которые давали бы гарантированный результат, и этот результат в наименьшей мере зависел бы от личностных качеств и непрофессионализма учителя. Обобщая существующие точки зрения, можно выделить основные причины возникновения и практического использования образовательных технологий:

- психолого-педагогическая направленность современных образовательных технологий, позволяющая учитывать психофизические особенности обучаемых;

- изменение объектной позиции ребенка в образовательном процессе посредством педагогического проектирования самостоятельной учебной деятельности учащегося;

- обеспечение гарантированных результатов обучения и диагностичность полученных результатов как конечных, так и промежуточных с последующей их коррекцией;

- возможность применения технологии любым учителем (с сохранением индивидуального педагогического творческого подчерка) и достижение результата, независимо от уровня квалификации педагога.

Целевые ориентации 

Предоставить обучающимся средства, позволяющие им личностно - саморазвиваться, осознавать самих себя и свое место в мире, понимать других людей; "самостроительство" своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельные решения творческих задач.

Особенности образовательного процесса: 

  • создание атмосферы сотворчества в общении;
  • включение эмоциональной сферы ребенка, обращение к его чувствам;
  • необходимость личной заинтересованности ученика в изучении темы;
  • совместный поиск истины учителем – мастером и учащимися (мастер равен ученику в поиске истины);
  • подача необходимой информации учителем малыми дозами,
  • исключение официального оценивания работы ученика;
  • самооценивание работ, самокоррекция, самооизменение на этапе социализации, через их афиширование и рефлексию.

Мастерские могут быть разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет общий алгоритм. Это, прежде всего, мотивирующее всех на деятельность начало мастерской: задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, текстом, цветом, природными материалами, спичками, схемами и моделями. Обязательно используется в ходе мастерской работа в парах или группах с целью организации диалогового общения, которое легко выводит каждого на самооценку, самокоррекцию, помогает увидеть проблему по-новому. И обязательно для хода каждого занятия - включение учащихся в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов, миропонимания.

Теперь, как это выглядит на практике. Приведу пример педагогической мастерской на уроке окружающего мира . Тема урока: «Формирование знаний о группе животных – пресмыкающиеся».

Этап первый-  создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.

Какие группы животных вы уже знаете?

На этом этапе предлагаю детям  нарисовать рисунок по определенной теме (явлению, понятию, событию, ситуации)

В какую группу животных вы бы определили змею?

Почему? (Ответы детей) 

Задача нашего урока, узнать, в какую группу животных входит змея.

Второй этап -  индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. Прошу записать все, что дети знают о познавательном объекте, его признаках. Задание: напишите 2 слова, которые ассоциируются у вас с этим животным. Записывают все, что знают о том или ином познавательном объекте (определяют необходимые признаки). Записываю ассоциации детей (например: ядовитая, злая, ужасная, отойти, шипит, страшная, без ног, ползает, плавает).

На пустом слайде с помощью электронного карандаша фиксирую все эти ассоциации.

Третий этап -  работа учащихся в парах.

Организую работу в парах: "Поменяйтесь тетрадями и посмотрите, что получилось. Подумайте вместе над заданием". Работают в парах по моему заданию, дописывают друг другу по 2 слова.

Этап четвертый -  выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция ). Организую работу в группах: «Какие слова у вас получились? Выберите 3 самых главных». (на доске выписывается ряд слов).

Дополнительное задание: используя слова на доске, продолжите предложение: «Змеи – это группа животных, которая…»

 Выбирают 3 самых главных слова.

Пятый этап -  предъявление коллективных работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с ними. Организуют обсуждение полученных в групповой работе результатов. Даю необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий. Представляются результаты работы групп. Задаются вопросы друг другу по поводу выполненных заданий.

Этап шестой -  внутреннее осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому. Задаю вопросы: «Какие еще животные относятся к этой группе? Как называют эту группу животных ученые? Откуда можем узнать?» Откройте учебники , прочитайте и ответьте на вопросы учебника. Осознают возникшие познавательные противоречия, пытаясь ответить. Работают с источниками информации. Закрепляют и применяют полученные знания. Вывод: это пресмыкающиеся.


Седьмой этап
 – рефлексия. Выполняют задания  из учебника.

Школа позволяет подготовить уроки и с использованием других современных технологий. Например, это урок-проект, где применялась технология проектного обучения.

Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т.е. их надпредметный характер. Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей. Данная технология реализуется через систему учебно-познавательных методов и приемов, направленную на практическое или теоретическое освоения (познание) действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий.

Целевые ориентации: 

Создание условий, при которых учащиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).

Особенности образовательного процесса: 

  1. интегрированный характер образовательного процесса определяется необходимостью в интеграции знаний по различным учебным предметам при решении определенной проблемы;
  2. интегрированные и внеурочные формы работы определяются интегрированным характером и сроками выполнения проекта;
  3. индивидуальный подход в определении заданий для каждого учащегося определяется, исходя из интересов каждого ребенка, уровня его возможностей;
  4. образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию к учению;
  5. индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
  6. глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях;

необходимость в приобретении новых знаний возникает в процессе работы над решением поставленной проблемы. Проекты могут быть различными по содержанию:

  • монопредметные – выполняются в рамках учебного материала по одному предмету;
  • межпредметные – интегрируют содержание нескольких учебных предметов (наиболее целесообразны в начальной школе);
  • надпредметные - выполняются в рамках определенного факультатива или спецкурса.

По уровню усвоения учебного материала выделяют: 

  • текущие – в процессе работы над проектом происходит уточнение, расширение, приобретение новых знаний, необходимых для решения поставленной проблемы;
  • итоговые проекты – по результатам оценивается уровень освоения учащимися определенного учебного материала;

По формам организации: 

  • индивидуальные – выполняются одним учащимся (целесообразно использовать при организации работы с одаренными детьми);
  • групповые – выполняются скоординированной группой учащихся.

На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. В чем его актуальность? Обращение к проблематизации обучения является не новым для педагогики, но остается актуальным и на современном этапе. Обращаясь к истории проблемного обучения, можно выделить несколько периодов его становления. На протяжении нескольких столетий проблему активизации обучения путем использования различных методов и средств пытались решить такие педагоги как Сократ , Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский.

Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

Целевые ориентации

  • Формирование внутренней мотивации к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащегося.
  • Развитие творческого и интеллектуального потенциала ребенка.
  • Повышение эффективности усвоения общеучебных умений и навыков через проблематизацию учебной деятельности.

Этапы постановки и решения проблемы 

  1. Постановка задания, содержащего противоречие и вызывающего проблемную ситуацию.
  2. Анализ проблемной ситуации, формулирование проблемы.
  3. Поиск решения проблемы (проверка гипотез, методов решения проблемы).
  4. Решение проблемы (выбор метода решения, фиксирование алгоритма).
  5. Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий.

Проблемную ситуацию можно создавать на различных этапах урока: закрепление, актуализация знаний и др.


При составлении современного урока нельзя не учитывать индивидуальный подход к ребенку.

 Существуют различные классификации форм организации учебного процесса, но все

они сводятся к структуре учебного общения или дидактическим целям и задачам.

Общие формы учебной работы

     

Индивидуальная

Парная

Групповая

Коллективная

Обособленная учебная работа, без контакта с другими людьми.

(ученик-книга, ученик-тетрадь).

Работа внутри одной обособленной пары, участники пары постоянные, один говорит, один слушает.

(ученик-ученик, учитель-ученик).

Одного говорящего слушает либо несколько человек (бригадные, звеньевые занятия), либо весь класс (общеклассные занятия).

(ученик-ученики).

Каждый ученик по очереди работает с разными членами коллектива и наоборот, все работают с каждым учеником.

(ученик-ученики, ученики-ученики).

. Общие формы учебной работы учащихся

     

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная

Управление учебной деятельностью всего класса при его работе над единой задачей при достаточно жёстком контроле учителя.

Сотрудничество в малых группах на принципах самоуправления с менее жёстким контролем учителя:

  • Звеньевые
  • Бригадные
  • Кооперированно-групповые
  • Дифференцированно-групповые.

Самостоятельность ученика при максимальном проявлении его инициативы с учётом степени целеустремлённости, работоспособности, интересов, склонностей:

  • Индивидуализированные
  • Индивидуализированно-групповые.

ведущие цели   

     

Формирование знаний

Закрепление и систематизация знаний

Формирование умений и навыков

Повторение и систематизация знаний

Контроль за усвоением знаний, умений, навыков

Лекция

конференция

экскурсия

предваряющая консультация.

семинар

заключительная конференция

конференция

экскурсия.

Учебно-практическое занятие

практическое занятие

практикум

обзорная лекция

конференция

экскурсия

консультация

зачёт

собеседование

учебно-практическое занятие

экзамен

олимпиада

практикум

                     

     I. Индивидуально-обособленные учебные занятия. Ученик читает книгу,

выполняет письменное задание, работает с каким-нибудь прибором, не вступая в

живое непосредственное общение с другими людьми. На такую учебную деятельность у школьников  уходит 30—50 процентов учебного времени.

     II. Парная форма учебной работы, если учитель занимается с отдельным

учеником (учитель—ученик), как это имеет место дополнительных занятиях . Цель такой работы — изменить сознание и поведение  ученика.

     III. Групповое обучение.

1. Лекция преподавателя является образцом социальной активности

преподавателя и полного отсутствия социальной активности тех, кто оказывается

ее слушателем.

2. Беседа. Учитель ставит вопросы, ученики  отвечают на них.

3. Занятия в малых группах.

     IV. Коллективные учебные занятия. Все ученики при коллективной работе

 постоянно находятся в положении,когда нужно воздействовать на других учеников (людей), учить их новому учебному материалу, доказывать им, что-то опровергать, управлять их деятельностью.

Современное общество требует воспитания активных, самостоятельных

учащихся, способных решать поставленные перед ними задачи.

          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование образовательных технологий в процессе обучения в начальной школе"

В данной статье описаны образовательные технологии,используемые учителем на уроках в начальной школе. Это здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии,игровые и личностно - ориентированные тех...

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения

—Педагогическая технология – это исследования с целью выявления принципов и разработки приëмов оптимизации образовательного процесса, конструирование и применение приëмов, оценка применяемых методов....

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ДОСТИЖЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ ЧЕРЕЗ СПОРТ

Здоровьесберегающие  технологии – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу....

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ДОСТИЖЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ ЧЕРЕЗ СПОРТ

Наиболее важной задачей  учителя является  работа с учащимися в соответствии с их уровнем физической подготовленностиИспользуемые образовательные технологии  ЗдоровьесберегающиеДиф...

Использование технологии игровых форм обучения как средство мотивации умственной активности и познавательной деятельности младших школьников

Тема самообразования "Использование технологии  игровых форм  обучения  как средство мотивации умственной активности и познавательной деятельности младших школьников"...

Организация образовательной деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

В статье идет описание организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в первом классе,как формируются навыки работы с информационными технологиями и пр...