Индивидуальный подход в обучении педагогически запущенных детей в начальной школе
методическая разработка по теме
Доклад на педагогическом совете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_podhod_v_obuchenii_pedagogicheski_zapushchennyh_detey_v_nachalnoy_shkole.zip | 129.51 КБ |
Предварительный просмотр:
В человеческом обществе развитии проявляется общее и особенное. Общее
свойственно всем людям определенного возраста, особенное отличает
отдельного человека. Особенное в человеке называют индивидуальным, а
личность с ярко выраженным особенным – индивидуальностью. Индивидуальность
характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных,
социальных и других черт личности, которого заметно отличают данного
человека от других людей. Природа щедро одарила человеческий род: на Земле
никогда не было, нет и не будет двух совершенно одинаковых людей. Каждый
человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности.
СЛАЙД № 1
Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).
СЛАЙД № 2
Индивидуализация - это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.
Должны ли в воспитании и обучении учитываются индивидуальные
особенности?
Казалось бы, ответ на этот вопрос должен быть однозначно
положительным. Но это не так. Среди специалистов есть серьезные
разногласия. Первая точка зрения – массовая школа не может и не должна
учитывать индивидуальность, приспосабливать к каждому отдельному ученику. Человек, окончивший тот или иной тип учебного заведения,
характеризуется общим, одинаковым для всех стандартом обученности и
воспитанности, принятым в данном заведении.
СЛАЙД № 3
Очень убедительно эту мысль выразил Гегель: «Своеобразие людей не
следует ценить слишком высоко. Напротив, мнение, что наставник должен
тщательно изучать индивидуальность каждого ученика, сообразоваться с нею и
развивать ее, является совершенно пустым и ни на чем не основанным. Для
этого у него нет и времени. Своеобразность детей терпима в семейном кругу,
но в школе начинается жизнь по установленному порядку, по общим для всех
правилам. Тут приходится заботиться о том, что бы дети отвыкали от своей
оригинальности, что бы они умели хотели выполнять общие правила и усваивали
себе результаты общего образования. Только что преобразование души
составляет воспитание.»
Я считаю, что воспитание должно максимально опираться на
индивидуальность. Индивидуальный подход заключается в управлением человека,
основанном на глубоком знании черт его личности и его жизни. Когда мы
говорим об индивидуальном подходе, то имеем в виду не приспособление целей
и основного содержания и воспитания к отдельному школьнику, а
приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным
особенностям с тем, чтобы обеспечить достаточный уровень развития
личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности
для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого
ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные»
воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной
задержкой развития.
Проблема индивидуального подхода к детям волновала передовых учителей
и прогрессивных мыслителей во все времена.
Настойчивыми пропагандистами вдумчивого изучения индивидуальности
детей были Л. Н. Толстой и К. Д. Ушинский Индивидуальные различия младших
школьников были предметов специального изучения ряда советских психологов.
СЛАЙД № 4
Но особенное внимание изучению этого вопроса посвятил Василий Александрович Сухомлинский. Подобно тому как дети различают по своим физическим качествам, говорил Василий Александрович Сухомлинский, так неодинаковы силы, необходимые для умственного труда. Память, наблюдательность, воображение, мышления не
только по их глубине, устойчивости, быстроте протекания, но и в
качественном отношении имеют индивидуальную характеристику у каждого
школьника.
Особое внимание у В.А. Сухомлинского привлекли слабоуспевающие дети.
Он четко указывает на их главный недостаток – неразвитость умственных
способностей: неустойчивость внимания и памяти, инертность мышления,
бедность речи, отсутствует любознательность, неразвитость эмоциональной
сферы.
Но откуда берутся такие дети? Стремясь вскрыть действующие здесь
причинно- следственные связи, В. А. Сухомлинский установил, в частности
зависимость успеваемости от здоровья или нездоровья детей.
Рассматривая неуспеваемость выделяют различные причины этого явления.
Указывают две основные группы причин неуспеваемости: объективные
(непосильный объем знаний, несовершенство методов обучения) и субъективные
(психологические особенности учащихся).
Учителю важно при этом уметь отличать детей умственно отсталых и
детей с дефектами психического развития от учеников, которые не справляются
со школьной программой в силу временных причин, не связанных сих
индивидуальными дефектами.
Анализируя психологические особенности учащихся различают несколько
групп неуспевающих.
СЛАЙД № 5
Среди них особо следует выделить следующие:
1. Педагогически запущенные дети.
2. Умственно отсталые дети.
3. Ослабленные, или целебно-астенические дети.
СЛАЙД № 6
Самая распространённая группа в МОУ «Детский дом- школа»- это, конечно, педагогически запущенные дети. Об этой категории я и хочу рассказать в этом докладе.
Работу с педагогически запущенными детьми я начинаю с тщательного изучения их индивидуально-психологических особенностей, стараясь понять, что привело их к отставанию, насколько глубоки их пробелы в знаниях.
Не один год работая с такими детьми, я пришла к выводу, что причины неуспеваемости
младших школьников заключаются в следующем:
СЛАЙД № 7
- непосильный объём знаний;
- несовершенство методов обучения;
- отсутствие нужных общественных мотивов учения;
- «интеллектуальная пассивность»;
- неправильные навыки и способы учебной работы;
- неправильное отношение к труду.
В моём классе есть школьники, которых в соответствии с
их индивидуальными особенностями можно объединить в следующие группы:
1 группа. СЛАЙД № 8 Невысокое качество мыслительной деятельности сочетается у этих учащихся с положительным отношением к учению и сохранением «позиции школьника».
Таких ребят у меня большинство. Например, Ерохин Олег. Этот мальчик
свой неуспех в учебной деятельности компенсируют практической
деятельностью. Он обладает достаточно высокой трудоспособностью. Именно это качество помогает ему выполнить большое количество упражнений и заданий. Ему можно постоянно давать индивидуальные задания, постепенно усложняя их. Кроме этого у ребёнка существует сильнейший стимул к учёбе- похвала его мамы, которая находиться в месте лишения свободы. Я говорю Олегу, что в конце учебного года, я напишу его маме письмо, в котором расскажу, как он старается. Такой подход даёт свои плоды. Мальчик серьёзно подтянулся, особенно по математике и чтению. Последнюю контрольную работу уверенно выполнил на пятёрку.
2 группа. СЛАЙД № 9 Невысокое качество мыслительной деятельности у этих
неуспевающих сочетается с отрицательным отношением к учению при частичной
или даже полной утрате «позиции школьника».
Неуспех в учении здесь обусловлен сформировавшимися у этих детей отрицательными моральными установками по отношению к учителю, школе. Эти школьники комментируют свой неуспех в учении связью с каким-то другим коллективом. В этом году у меня появился такой ученик- это Пономарёв Саша. Работа по
преодолению неуспеваемости этих учащихся сложна, так как необходимо
изменить их «внутреннюю позицию», сформировать новое отношение к учению.
Малоэффективны в этом случае дополнительные занятия, они могут даже усилить
отрицательное отношение к учению. Я стараюсь вызвать у Саши доверие, не слишком давлю на него, но и чётко формирую свои требования. На прошедших каникулах Саша сам решил позаниматься со мной дополнительно по математике (по этому предмету у мальчика серьёзные пробелы). Жаль, что до конца учебного года не так много времени, но мы с Сашей постараемся наверстать упущенное.
3 группа. СЛАЙД № 10 Для неуспевающих этой группы характерны низкий уровень умственного развития, а также не слишком положительное отношение к учению.
Противоречие здесь заключается в следующем: для того чтобы вызвать
положительное отношение к учению, необходимо таким учащимся давать легкие
задачи, но для того чтобы развить интеллект, нужны относительно трудные
задачи. Такие трудности испытываю и я в обучении Посадской Алины. Я стараюсь строить работу с Алиной таким образом, чтобы она сначала, справляясь с несложными заданиями, получала удовлетворение от самой учебной деятельности. Осуществить перестройку интеллекта является более трудным делом, но при наличии положительной мотивации и эта задача может быть осуществима. Надеюсь, что к концу обучения в начальной школе мы сможем добиться положительных результатов.
СЛАЙД № 11
Учителю необходимо знать индивидуальные особенности детей её класса и
основные принципы изучения индивидуальных особенностей для того, чтобы
организовать работу с этими детьми, строить индивидуальный подход к ним.
Индивидуализация учения предполагает организацию учебной деятельности
в соответствии с его особенностями и возможностями, уровнем развития. Обучение должно создавать максимальные условия для расцвета индивидуальности ученика, чтобы и в зрелые годы труд стал действительно творческим.
Индивидуализация учения предполагает, что для каждого ученика есть
своя мера трудности, нижний её предел, который каждый ученик должен в силу
своих повышающихся возможностей стремится превзойти.
Индивидуализация учения не исключает, а предполагает коллективные,
фронтальные, групповые формы деятельности.
Индивидуализация учения в начальных классах состоит в том, чтобы
увидеть не только недостатки подготовки ребёнка к школе, но и особенности
его психофизиологического развития и строить учебный процесс, исходя из
этих возможностей и особенностей.
Раскрытие и совершенствование индивидуальности происходит в процессе
овладения знаниями основ наук. Поэтому попытка ввести индивидуализацию
учения по средствам освобождения школьников от учебных предметов, которые
им трудно даются, и усиление тех, которыми они легко овладевают, не может
быть признана правильной с точки зрения развития личности. Задача
заключается в том, чтобы дать всем школьникам систему знаний как средство
их развития.
Нельзя признать правильным и решение вопроса об индивидуализации
учения посредствам сокращения программы для одних учеников и видоизменения
её для других учеников. Приспосабливаться к уровню развития учащихся –
значит следить за имеющимися в ребёнке слабыми сторонами, отказаться от
средств их преодоления, свести на нет систему воздействия учителя.
Осуществляя индивидуальный подход, следует помнить, что на учащихся
по-разному влияют поощрения. Одного ученика полезно похвалить, так как это
укрепляет его веру в свои силы; по отношению к другому от похвалы лучше
воздержаться, чтобы не привести его к самоуспокоению, самоуверенности.
Равно и подчёркивание недостатков ученика может сыграть отрицательную роль
по отношению к неуверенному в себе ребёнку и положительную, если школьник
слишком самоуверен и несамокритичен.
Индивидуальный подход выражается и в применении меры и формы
наказания. На одних школьников действует простое осуждение, на других
подобные формы осуждения впечатления не производят и воспринимаются как
снисходительность или мягкотелость воспитателя. По отношению к таким
школьникам следует применять более строгие меры взыскания. Но при этом
необходима ясная мотивировка более высокой меры взыскания (чтобы у
школьников не возникло мнения о непоследовательности и несправедливости
учителя).
Особое значение в работе с педагогически запущенными школьниками, на мой взгляд, имеют следующие моменты:
СЛАЙД № 12
- в общении с ними очень важно доброжелательное отношение. Озлобленности, подозрительности, недоверчивости подростка надо противопоставить доброту, снисходительность.
- учителю необходимо уметь выявлять то положительное, что имеется в
личности каждого школьника, даже самого трудного, самого педагогически
запущенного и стараться опереться на это положительное в работе по его
перевоспитанию.
В арсенале педагога обязательно должны быть такие коррекционные
методы, как наглядные опоры в обучении, комментируемое управление,
поэтапное формирование умственных действий, опережающее консультирование по
трудным темам. В силу особенностей учебной деятельности запущенных
школьников нужны учебные ситуации с элементами новизны, занимательности,
опора на жизненный опыт детей, а также щадящая учебная нагрузка.
В условиях детского дома-школы осуществлять индивидуальный подход к «трудным» детям более реально, чем в обычной школе. Навряд ли дети моего класса получали бы столько внимания со стороны учителя в тех классах, где они учились ранее. Безусловно, они не принимали бы участия в различных мероприятиях, конкурсах, которые способствуют выявлению и развитию их индивидуальных способностей. У меня есть устойчивое мнение: чем раньше дети из неблагополучных семей попадут к нам, тем больше мы успеем для них сделать.
Работа с запущенными в обучении и воспитании детьми представляет
большие трудности, требует времени, сил, настойчивости и терпения. Но
результат обычно целиком оправдывает затраченное время и силы. При этом
всегда надо помнить: легче предупредить возникновение отрицательных
привычек и проявлений личности, нежели потом ликвидировать уже
укоренившиеся привычки и проявления.
СЛАЙД № 13
Муниципальное образовательное учреждение «Детский дом- школа» городского административного округа Орехово- Зуево
ДОКЛАД
на тему
«Индивидуальный подход
в обучении
педагогически запущенных детей
в начальной школе»
зачитан на педагогическом совете
25 февраля 2010 года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированный подход в обучении в рамках образовательной программы «Начальная школа XXI века».
Статья по теме "Личностно - ориентированный подход в рамкой образовательной программы "Начальная школа 21 век"...
Обобщение опыта по теме: "Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на примере урока в начальной школе".
презентация материала по обобщению опыта по теме: "Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на примере урока в начальной школе"....
Дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению в современной начальной школе из опыта работы учителя начальных классов Гришиной Ирины Ивановны
Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно – урочной системы обучения по обязательным учебным прог...
Особенности обучения ригидных (медлительных) детей в начальной школе
Медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это индивидуальная особенность человека, которую нельзя изменить, но необходимо учитывать в процессе обучения.Младший школьный возраст – важный...
Использование деятельностного подхода в обучении для реализации ФГОС в начальной школе
О формировании регулятивных УУД младшего школьника...
«Дифференцированный и индивидуальный подходы как основная составляющая современного урока в начальной школе»
Тема по самообразованию для учителей начальных классов....
Коммуникативный подход к обучению грамматики английского языка в начальной школе
Методическое пособие...