Как живёт "бюджет" в семье?
методическая разработка (3 класс) на тему

Ломаева Лариса Леонидовна

 

Урок по курсу «Азбука экономики» по теме «Как живёт "бюджет" в семье?».

При разработке данного урока были учтены психологические особенности детей данного возраста. Учащиеся должны познакомиться с понятием «БЮДЖЕТ»; познакомиться  с понятиями «Доходы» и «Расходы»  и из чего они складываются, понять значимость ведения семейного бюджета. Приобщение учащихся к разумному ведению хозяйства, планированию, умению делать выбор. Овладение способами познавательной деятельности и практической.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc37 КБ
Microsoft Office document icon Metodicheskaya_chast.doc26.5 КБ
Microsoft Office document icon Opisanie_razrabotki_byudzhet.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

МАТЕМАТИКА.

УРОК – СКАЗКА

1-ый класс. III-я четверть.

Тема:  Уравнение. Проверка решения уравнения.

Цели:   1. Сформировать умение выполнять проверку решения уравнения.

                    2. Закрепить умение решать и оформлять решение уравнения.

                    3.           Закрепить умение решать простые задачи, сформулированные в прямой и косвенной форме; закрепить вычислительные навыки в пределах 10.

                   4. Развивать интеллектуальные и творческие способности детей.

Оборудование:  учебник «Моя математика»(1 кл., авт. – Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких), тетрадь, раздаточные карточки, презентация к уроку  с использованием ИКТ.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- На уроке наши глаза…(внимательно смотрят).

- Наши уши…(внимательно слушают).

- Наши руки…(не мешают, а помогают).

- Наша голова…(хорошо думает).

После этого дети садятся.

  1. Психологический настрой.

- Покажите карандаш, цвет которого соответствует вашему настроению.

Я очень рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Вы, конечно, слышали, что наступивший 2008 год объявлен президентом нашей республики – Годом добрых дел. Конечно, добрые поступки мы должны совершать всегда, не только один год, но в этом году особенно.

 - Какие добрые дела, поступки можете сделать вы?

 - Как называется республика, в которой мы живём?

 - А кто её президент?

-Поэтому для тех, кому грустно, давайте сделаем доброе дело: улыбнёмся друг другу, нашим гостям и подарим хорошее настроение. Думаю, что сегодняшний день принесёт всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи.

 - Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? (Весёлым, интересным, чтобы узнать что-то новое). Итак, начнём.

III. Актуализация опорных знаний.

 - В некотором царстве, в Тридевятом государстве жили – были Иван-Царевич и Василиса Прекрасная.

Однажды случилась беда, Василиса исчезла. Иван – Царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. Но куда идти, где искать? Кто похитил Василису?

 - Мы узнаем это, выполнив 1-е задание.

1. Весёлые задачи.

- Составьте из разрезных цифр решение задачи.

1. Скоро 10 лет Серёже,

Диме нет ещё шести.

Дима всё никак не может

До Серёжи дорасти.

А на сколько лет моложе,

Мальчик Дима, чем Серёжа? (4)

2. Пять синиц на ветку сели,

К ним две галки прилетели.

Сосчитайте быстро, детки,

Сколько птиц сидит на ветке? (7)

3. На коньках катались дети,

Всех их вместе было десять.

Девять мальчиков из них.

А девчонок? Сколько их? (1)

Настрой.

- Руки? (на месте)

- Ноги? (на месте)

- Локти? (у края)

- Спина? (прямая)

- Запишите эти числа в порядке возрастания:

1  4  7

- Найдите закономерность и продолжите ряд ещё на одно число.

-Запишите число, предшествующее ему. Как получит предшествующее число? Назовите предшествующее число для чисел 10, 5, 16.

- Запишите число, последующее для 7. Как получить последующее число? Назовите последующее число для чисел 3, 17, 8.

- Какое число стоит между числами 7 и 9, 12 и 14, 0 и 2?

- Какое число стоит справа от 8, слева от 19?

- Назовите соседей числа 11?

- Что происходит с числами при перемещении по числовому ряду направо, налево?

- В нашем ряду, который мы записали:

1   4   7   10   9   8

Найдите «лишнее» число. Почему? Зачеркните.

- А теперь прочитайте ряд, который у вас получился. Если всё правильно, то мы узнаем, кто похитил Василису Прекрасную.

К  о  щ  е  й

2. Покорение гор. Признаки предметов, составление равенств.

- Отправился Иван-Царевич в путь. На его пути встречались горы, перевалы. Но с нашей помощью он надеется их легко покорить.

- На какие части можно разбить эти препятствия? (по цвету, по форме, по размеру) (Слайд с фигурами)

- Разбейте на части по форме и составьте 4 равенства и запишите. Как обозначить части?

 (6 и 3) Целое? (9)                                           6+3=9

3+6=9

9-3=6

9-6=3

- Расскажите все, что знаете о числе 9? Как можно получит число 9?

  1. Ситуация успеха.

1.- Перебрался Иван – Царевич через горы, а куда дальше идти, по какой дороге не знает. Стоит  Иван - Царевич на распутье трёх дорог. На придорожном камне надпись: «Неправильно пойдёшь сам пропадёшь и коня потеряешь. Верная дорога та, где ответ не самый большой и не самый маленький».

IV. Подготовка к изучению нового материала.

- Пошёл Иван – Царевич дальше. Но его поджидает Змей Горыныч, посланный Кощеем. Кто сразится со Змеем? Нужно победить все три головы Змея Горыныча.

А для этого мы должны разобраться с его головоломками.

 -Давайте разберёмся, что надо сделать в каждом выражении:

а-4    а+4                     10-k     10-а               +3=8

      -5=4                          k+5      k+3          а-8     а-7

- На какие группы можно разбить эти выражения? (Равенства и неравенства.)

- А как будут называться равенства, если вместо пустых квадратиков поставить буквы «x» или «y»? (уравнения).

 -Что значит решить уравнение?(Решить уравнение – это значит найти неизвестное число.)

V. Открытие нового знания.

- Приготовил Змей Горыныч вот такое задание:  

- Отметьте в уравнениях и на схемах целое и части. Как заполнить схему к каждому уравнению?

Обратимся к нашим учебникам – волшебным книгам, в которых может быть найдём заклинание: как победить  Змея Горыныча.

         

         

         

   

х-8=2                                     3+у=9                                8-х=5

- Давайте решим эти уравнения.

- А вы уверенны, что мы решили правильно? Вдруг решения найдены не верно. Ведь мы могли ошибиться в вычислениях и тогда Иван-Царевич никогда не встретится с Василисой Прекрасной.

- Как вы думаете, что нам делать, чтобы избежать ошибок? (Надо сделать проверку.)

Давайте позовём на помощь знакомого нам мальчика Петю. Посмотрите, как он это делал. Он взял число, которое пол учил  при решении уравнения и подставил его вместо буквы.

- Что он делает потом?(Находит значение выражения, которое у него получилось?

Почему в проверке записано такое равенство: 2=2?

-Что означают числа в этом равенстве?(Здесь сравнивают числа, которые стояли в уравнениях после знака равенства и значение выражения, которое получили, когда вместо «х» подставили его значение.)

- Что нового узнали?

- Полезно это знание для нас?

VI.Первичное закрепление.

- Давайте сделаем проверку и к другим уравнениям.

3+у=9

у=9-3

у=6

3+6=9 (делаю проверку: подставляю вместо «у» в уравнение найденное число)

9=9     (значит, решили правильно. Ответ:6)

VIII. Повторение пройденного материала.

- Все задания Змея Горыныча мы с вами выполнили и победили его. И путь в царство Кощея свободен. Осталось через речку перебраться.

-В виде какой геометрической фигуры можно изобразить речку? (Кривая линия)

-Как называется самая маленькая геометрическая фигура? (Точка)

-Отметьте у себя в тетради красным карандашом точку. Нарисуйте зелёным карандашом замкнутую кривую линию, так чтобы точка была внутри неё. А синим цветом проведите через эту точку прямую линию. Как сделать из прямой отрезок? Вот и получился у нас мостик.

- Поможем Ивану-Царевичу пройти по мосту.

VII.Физкультминутка.

                                                  Топнем правою ногой,

                                                  Топнем левою ногой,

                                                  Снова – правою ногой,

                                                  Снова – левою ногой,

                                                  После – правою ногой,

                                                  После – левою ногой.

Перешли мы мост с тобой!

VIII. Тренировочные задания.

1.- Перешёл Иван через мост. Да не тут-то было. На другом берегу поджидает его Баба-Яга со своими ловушками: « А ну, милок, реши мои задачки».

   а) Купили 8 тарелок. За обедом 2 тарелки съели. Сколько тарелок осталось? (нереальное условие)

   б) На дереве сидели 7 ворон. 4 вороны улетели. (нет вопроса)

   в) Леший нашёл рыжики и подберёзовики. Сколько всего грибов он нашёл?

(неполное условие)

- Давайте дополним  последнюю задачу и решим её.

                    ?

     

         3                5

- Что нужно найти? Как это сделать?

3+5=8 (г.)- всего.

Ответ: 8 грибов.

 2. И вот, наконец-то, на огромной высокой горе он увидел замок Кощея. А ключ от замка в центре лабиринта.

- Как Ивану-Царевичу пройти через двое ворот, чтобы набрать числа в кружках? (Слайд с лабиринтами)                      

Ну, вот и добрались мы до Кощея. Он встретил Ивана-Царевича такими словами: «Раз ты смог до меня добраться, выполни мои задания, и Василиса твоя! Если не выполнишь: мой меч – твоя голова с плеч! Вот тебе первое задание. Разгадай секрет моих чёрных волшебных ящиков.»(Слайд с чёрными ящиками)

 - Ну, Иван, забирай Василису, - сказал Кощей. – Только сначала догадайся, где она. У меня 4 башни. Первая башня пустая. Василиса не в самой высокой башне. Где она? (Слайд с башнями)

- Помогите Ивану-Царевичу забраться наверх за Василисой. Для этого на карточках в каждой строчке обведите числа при сложении, которых получится 10.

10   3  1  5   0

4  6  7  5  8

2  1  9  0  3

7  3  5  2  4

4  9  3  1  5

8  5  2  6  8

- Помогайте друг другу.

IX. Подведение итогов.

- Молодцы, ребята! Сколько добрых дел мы с вами сделали, спасая Василису и помогая Ивану – Царевичу. Стали они жить долго и счастливо. А мы с вами сделаем ещё одно доброе дело: поблагодарим друг друга за работу.

XI. Творческое задание.

- У вас на партах лежат листочки. Решите примеры и соедините точки по порядку, в порядке возрастания. Какая фигура у вас получилась? До какого предмета её можно дорисовать? Представьте себя в роли художников, дизайнеров, архитекторов и достройте дом для Ивана – Царевича и Василисы Прекрасной с садом, цветами озером, чтобы им было там уютно жить. Это задание вы выполните дома.



Предварительный просмотр:

Методическая часть.

№ слайда

1

2

3,4,5,6

7

8

9

10,11

12

Как используется на уроке

Наглядное предложение темы урока

Повторение

ранее изученного

 Вхождение в тему.

Новое понятие «бюджет»,

Раскрытие темы через другие понятия.

Поясняет понятие «Накопления»

Значение бюджета

Показ практического задания

Заключение урока

Какие цели этого элемента на уроке

Зрительное восприятие темы.

Вспомнить ранее изученное.

Определить необходимое и желаемое.

Узнать, что означает это слово. раскрыть понятие «доход»Показать, из чего складывается бюджет семьи

Определить обязательные затраты семьи понятие «расход»

Узнать, как работают накопления.

Запомнить главное правило составления бюджета семьи

 Помощь в решении экономической ситуации.

 Создать позитивное настроение

Каким образом этот элемент усиливает эффективность достижения названных целей. Могли ли быть достигнуты без него.

 Повышает заинтересованность детей.

Активизирует  учащихся на  уроке.

Зрительное восприятие определения значения слова.

 Активизирует приведение примеров, аргументаций.

Наглядно показывает, куда используются.

Развитие зрительной памяти

Наглядность экономической ситуации

Снятие умственного напряжения,

психологическая разгрузка.



Предварительный просмотр:

Описание разработки.

Предмет: курс «Азбука экономики»

Краткая аннотация урока:

Класс: 3 класс

Тема раздела: Богатство нашего края.

Тема урока: Бюджет семьи.

Тип урока: Знакомство с новым учебным материалом

Цели урока: Учащиеся должны познакомиться с понятием «БЮДЖЕТ»; познакомиться  с понятиями «Доходы» и «Расходы»  и из чего они складываются, понять значимость ведения семейного бюджета.

Задачи урока: Образовательная: :  Актуализировать знания учащихся о доходах и расходах семьи, правилами  составления бюджета, экономии средств.

Развивающая: Приобщение учащихся к разумному ведению хозяйства, планированию, умению делать выбор. Овладение способами познавательной деятельности и практической.

Воспитательная: Нравственное воспитание учащихся.

Формируемые умения и навыки: Умение анализировать информацию, обобщать полученные знания, выделять главные и второстепенные расходы и  делать на основе этого выбор, применять полученные знания на практике (Решение экономических ситуаций)

Цели использования ИКТ: повысить интерес к рассматриваемой теме путём наглядности.

Формы организации детей: групповая,  самостоятельная работа, индивидуальная работа.

Формы организации учителя: технология модерации.

 Технологические особенности: На уроке применяется технология развивающего обучения, которая предполагает выстраивание понятия  «Бюджет» и решение частных экономических задач на основе этого понятия.

 Используемое оборудование: презентация по теме «Бюджет».

Экономика для преподавания идет как наука о жизни человека, о его  непрерывном стремлении к процветанию, о возникающих на этом пути проблемах и путях их решения.    Целями школьного образования, которые ставят перед школой    государство, общество и семья, помимо приобретения определенного    набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала    ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных    способностей. Курс экономики  в 3 классах решает следующие задачи:

  1. С помощью экономических категорий и понятий расширить представление об окружающем мире. Развивать культуру экономического мышления в сочетании с  общечеловеческими нравственными ценностями. Цивилизованное предпринимательство в процессе исторического развития. Раскрыть роль труда в удовлетворении потребностей людей.

Изучаются  экономические понятия, встречающиеся в повседневной жизни, доступные  для данного возраста.  Материал предлагается через разные формы познавательной и творческой деятельности. Ставятся познавательные задачи, развивающие любознательность, экономическое и критическое мышление.

На уроках используются  игровые моменты, групповые, индивидуальные, коллективные формы работы. Предусматривается  межпредметная  связь с математикой, с окружающим миром,  с курсом «Философия для детей», с изобразительным искусством.

В разделе «Семья» учащиеся узнают, что такое семья, виды семей, как происходит «зависимость членов семьи друг от друга»,  как члены семьи живут и отдыхают вместе, что такое «домашняя работа».  Знакомятся с профессиями людей, их обязанностями.  

В  разделе «Потребности и возможности»  идет усвоение экономической концепции  понятий «хочу» и «надо».  Что такое потребности и их многообразие.  Необходимость выбора в жизни каждого человека.    

 

 Школьникам дается представление -  из чего складывается бюджет семьи источники богатства.  Дается понимание, что благосостояние человека, семьи   и всей страны зависит от умения распределять расходы, экономить.

Данный урок продолжает знакомство учащихся с разумным ведением хозяйства, взаимосвязи всех членов семьи.

Тип урока - изучение нового материала. Он связан с предыдущими темами, на которых учащиеся познакомились с понятиями  «Богатство», источниками получения богатства, «Заработная плата», от чего зависит размер заработной платы, что такое пенсии, стипендии, пособия.

Мотивационный блок урока настраивает учащихся на работу. В нём предложен  Активный Метод Обучения -  метод  вхождения в тему «Отгадай слово».

Цели метода:    Создание интереса к занятию, организация мыследеятельности,    оживление внимания обучающихся.
   
Участники: класс
   
Время: 2 -3 минуты.    
   
Проведение: Учитель объявляет, что тема нашего урока будет складываться из правильных ответов на вопросы. Первые буквы  по горизонтали, составят по вертикали нужное слово – тему урока.

 Привычной и    желанной формой деятельности для ребенка является игра,   используя эту форму организации деятельности для обучения,    объединив игру, применив    игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения    образовательных целей - мотивационный потенциал игры  направлен на более эффективное    освоение школьниками образовательной программы. 
 Роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить. Значение    мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта    обучающегося.
   Высокая позитивная    мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае    недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном    направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут    компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его    выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.
Естественная игровая среда, в которой отсутствует    принуждение - возможность для каждого ребенка найти свое место,    проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои    способности и образовательные потребности, является оптимальной для    достижения этих целей.
   Включение активных    методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую    среду как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

   АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие    познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на    диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения    той или иной проблемы. Характеризуются высоким уровнем    активности учащихся.  

Активные    методы обучения    – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие    мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе    освоения учебного материала. АМО строятся на практической    направленности, игровом действе и творческом характере обучения, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме    организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств,    деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.


До изучения нового материала -  игра «Аквариум», целью которой являлось определить степень владения темой. Следовательно, учащиеся самостоятельно определили направление рассуждений, путём составления вопросов. (групповая работа)

Использовался один из методов -  «Метод исследования темы»

   Цели метода:    представление нового материала, структурирование материала,    оживление внимания обучающихся.
   
Группа: 5 -6 человек  - «Золотые рыбки»
   
Время: Зависит от объема нового материала и структуры урока.    
   
Проведение:
   Учитель называет тему урока.  На экране слайд №1 с названием темы.  Выбираются из класса самые смышлёные  - «Золотые рыбки» и они садятся в маленький круг.  Остальные учащиеся – стенки аквариума. «Золотым рыбкам» предлагается обдумать, на  какие вопросы мы  должны будем найти ответ. Группе даётся задание  через 3 -5 минут составить перечень вопросов. Они записываются учителем на доске по окончании работы группы. Закончив изложение  вопросов, «Золотые рыбки» садятся на свои места, класс корректирует порядок вопросов. Появляется совместный план.
   Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде    представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. На момент окончания  презентации "белые пятна" по данной    теме постепенно заполняются.
 Используется метод модерации.

В основу  целей, содержания, приемов и методов    модерации положены педагогические, психологические и    социологические аспекты, направленные на активное заинтересованное    участие всех обучающихся в образовательном процессе, обеспечение    комфортности на уроке каждого ученика, на формирование нацеленности    обучающихся на достижение результатов.
   Сегодня модерация – это эффективная технология, которая позволяет    значительно повысить результативность и качество образовательного    процесса. Эффективность модерации определяется тем, что используемые    приемы, методы и формы организации познавательной деятельности    направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности    обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений,    развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде.    Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и    методов модерации, способствует снятию барьеров общения, создает    условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных    решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности.
    Цели применения модерации – эффективное управление классом в    процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в    образовательный процесс, поддержание высокой познавательной    активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное    достижение целей урока   
   Методы модерации отличаются от автократичных дидактических способов    обучения.        Учитель и ученики являются равноправными участниками    образовательного процесса.        От каждого из них в равной мере зависит    успех обучения. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая    активную позицию в образовательном процессе.
   Технология модерации дает учителю возможность полноценно реализовать    разработанный план урока путем организации, координации, мотивации и    контроля запланированных учебных и воспитательных мероприятий

Кроме интенсификации освоения учебной информации, метод позволяет так    же эффективно в процессе урока  осуществлять воспитательный процесс. Работа в команде, совместная деятельность, отстаивание своей    позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие    ответственности за себя и команду формируют качества личности,    нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие    современным потребностям общества.

   Коллективная работа с классом  предполагает степень включённости класса, появляется совместный план рассмотрения темы.

Использование ИКТ делает урок запоминающимся, зрелищным. Представленный материал на слайдах – не только воспринимается на слух, а в совокупности развивает зрительную и слуховую память. Смена слайдов даёт чёткие границы области понятия. Пример, представленный наглядно, воспринимается учащимися и на основе зрительного восприятия создаёт условия успешного её решения.

  Передача ученикам части полномочий по    освоению образовательной программы, признание их значимой роли в    достижении успеха меняет в положительную сторону отношение обучающихся к    учителю и к образовательному процессу  и приводит    к созданию благоприятного климата в классе.

Другая группа заданий относится к умению применять полученные на уроке знания, решая экономические задачи.(Индивидуальные задания)

На уроке применяется технология развивающего обучения, которая предполагает выстраивание понятия « Семейный бюджет» и решение частных задач на основе этого понятия.

На этапе освоения нового материала учащиеся воспроизводили модель семейного бюджета и актуализировали свои знания при решении экономических ситуаций. Учащиеся самостоятельно добывают знания, используют аргументы, перечисляя примеры доходов и расходов семьи, основываясь на личном опыте. Урок построен с учётом  психологических особенностей младших школьников. Идёт опора на межпредметные связи (математика, литература, окружающий мир)

   Методы модерации отличаются от автократичных дидактических способов    обучения.        Учитель и ученики являются равноправными участниками    образовательного процесса.        От каждого из них в равной мере зависит    успех обучения. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая    активную позицию в образовательном процессе.
   Технология модерации дает учителю возможность полноценно реализовать    разработанный план урока путем организации, координации, мотивации и    контроля запланированных учебных и воспитательных мероприятий

Новизна урока прослеживается в использовании информационных технологий    (презентация  «Бюджет семьи»)    В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли  были    затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не    упомянутых аспектов темы.

На уроке создаётся атмосфера сотрудничества, активной мыслительной деятельности учащихся.