Круги Луллия
статья по музыке (1, 2, 3, 4 класс)

Калистратова Ольга Викторовна

Круги Луллия

Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных  и школьных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Круги Луллия на музыкальном занятии

Круги Луллия

Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных и школьных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.

На стержень нанизывается от 2 до 4 кругов разного диаметра. Сверху устанавливают указатель, ограничитель или стрелку. Все круги разделяются на одинаковое число секторов (для детей раннего возраста круг делят на 4 сектора). На секторах располагают картинки (рисунки, предметы окружающего мира). Круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга. По желанию можно получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые объекты.

Основная цель: развитие внимания, навыков устной речи, мелкой моторики рук, воображения. Кроме того, происходит освоение способа познания мира, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы.

Требования ФГОС ДО к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые определяют социально - нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Одним из таких ориентиров является овладение ребенком основными культурными способами деятельности. Дошкольник проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

«Круги Луллия» является великолепным средством, отвечающим этим требованиям.

Во-первых, способствует интеллектуальному развитию дошкольников и обеспечивает интеграцию образовательных областей:

- социально-коммуникативное: развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- познавательное развитие: развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др).

- речевое развитие: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной речи, развитие речевого творчества;

- художественно-эстетическое развитие: театрализованная деятельность, создание замысла;

- физическое развитие: крупная и мелкая моторика обеих рук, координация движений.

Во-вторых, позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре), так как процесс работы с кольцами Луллия сопровождается игрой.

В-третьих, позволяет воспитаннику проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, занятии, общении и др.

В-четвертых, формирует у детей познавательную активность, способствует воспитанию социально активной личности, формирует навыки общения и сотворчества.

В-пятых, объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Данное пособие я решила применить в музыкальной деятельности. Его я разделила на два возраста с последующим усложнением.

Младший возраст (3 – 4 год), старший (5 - 6 лет).

Для детей 3 – 4 лет каждый круг делится на 4 сектора. Каждый круг несет за собой определенный материал (одна тематика). Но при взаимодействии двух секторов малого и большого круга получается поисковое задание.

Игры для детей 3-4 лет

«Что же гости принесли»

Малый круг - животные, птички, любые герои и тд. (заяц, мишка, птичка, собачка).

Большой круг – музыкальные инструменты, предметы, соответствующие возрасту. (колокольчик, бубен, погремушка, ложки, платочек, ленточки и тд)

Задачи:

- развивать творческое воображение;

- обогащать словарный запас и мышление детей;

- развивать исполнительские способности.

- развивать умение танцевать с предметами, умение ими пользоваться.

- обогащать танцевальное исполнительство.

Ход игры:

Ребенок крутит круг. Круг останавливается и сектор выделяется треугольником. (например: птичка). Ребенок изображает птичку вместе с другими детьми. Далее, ребенок крутит второй круг или сам подставляет желаемый инструмент. Например: колокольчик. Дети играют на колокольчиках. Дети могут играть как по одному, так и в ансамбле. При этом, остальные дети изображают либо птичек, либо имитируют игру на колокольчиках. И таким образом дети закрепляют название музыкальных инструментов и звукоизвлечение. Развивают пластику и образное исполнение движений.

«Что случилось? Почему?»

Малый круг - герои, животные.

Большой круг – эмоции (грусть, печаль, радость, счастье).

Задачи:

- обогащать словарный запас,

- развивать мимику, пластику, показывая эмоции и особенности персонажа;

- обогащать слушательский опыт;

- формировать творческое мышление и воображение.

Ход игры:

Один ребенок может показать, а другие повторить. (подобие «Игра Крокодил»). Ребенок крутит один круг (выпадает мишка), и второй круг (сектор под мишкой - грусть). Задача ребенка передать настроение и особенности данного персонажа так, чтобы другие дети отгадали.

На развитие воображения и творческого мышление, ребёнок рассказывает, почему у персонажа такое настроение. И даже можно напевать рассказ в том настроении, которое выпало на секторе.

Или же, музыкальный руководитель играет произведения того или итого характера, а ребенок выставляет нужную эмоцию. Далее мы рассуждаем по тому, что он выбрал.

Игры для детей 5 – 6 лет.

В данном возрасте в игре присутствуют 2 - 3 круга большой, средний и малый диаметр. Каждый круг разделен на 6 секторов. Стрелочка показывает один сектор, состоящий из двух или трёх частей.

Игра «Найди общее». (два круга).

Описание.

Игра состоит из двух кругов (большой круг – музыкальные жанры, средний круг - музыкальные профессии), стрелочка.

Задачи:

- формировать музыкальную грамотность (музыкальные профессии, жанры музыки);

- закреплять представление о классификации музыкальных инструментов;

- развивать речевую активность;

- побуждать к двигательной импровизации.

- развивать мимику, жесты в пантомиме.

Ход игры:

Ребенок крутит малый круг. Выпадает сектор (например: пианист). Далее, ребёнок крутит средний круг и подгоняет картинку нужную к первой картинке (например: танец). Вопрос к ребёнку - «Почему ты подставил данную картинку?» (ответ может быть разным. Главное, что бы ребёнок мог объяснить, что песни можно исполнять под пианино, хор так же может исполнять песни под пианино и тд.). Так же, ребенок может показать другим ребятам в импровизации и пантомиме ту профессию, которая выпала в сектор. Ребята отгадывают. Когда ребенок отгадал, он может выйти и подставить второй круг к первой картинке и так же в пантомиме изобразить детям исходную картинку.

Игра «Наше настроение»

Игра состоит из двух или трёх кругов, 6 секторов, стрелочка.

Малый круг музыкальные профессии. Малый круг насекомые, звери и знак вопроса. Данный знак дает возможность ребёнку самому предложить персонажа. Так же знак вопроса присутствует в большом кругу «эмоции». Здесь ребёнок так же показывает своё настроение, которого нет на кругу.

Задачи:

- развивать образное мышление и воображение;

- развивать способности в импровизации;

- Воспитывать умение вести себя в группе во время проведения игры;

- расширять словарный запас и кругозор воспитанников;

- закрепление музыкального материала.

Ход игры:

Ребенок крутит малый круг. На секторе появляется на пример, бабочка. Далее ребенок крутит средний круг. Выпадает сектор песня. И третий большой круг выпадает знак вопроса. Задача ребенка исполнить знакомую песню как бабочка и в том настроение, какое он захочет.

Таким образом, ребенок показывает то, что выпало на всех трёх кругах.

Игра «Прохлопай, потопай, покажи»

Средний круг профессии. Можно так же использовать круг с музыкальными инструментами. Третий круг – ритмический рисунок.

В игре используется два или три круга. При выпадении сектора на героя, ребёнок крутить средний круг с музыкальными инструментами. (так же можно использовать сразу большой с ритмическими ).

Ход игры:

Ребенок крутит круги по очереди. Выпадают герой, музыкальный инструмент, ритмический рисунок. Ребенок, изображает образ героя (дети могут отгадать его), берет музыкальный инструмент и исполняет ритмический рисунок. Ребята после показа повторяют за ведущим ритмический рисунок. Так же можно исполнить песню схожую с данной схемой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики и конструирования в 1 классе.Тема: "Окружность, круг. Деление круга на 2,4 равные части сгибанием. Аппликация на основе круга."

1 класс Тема: Окружность, круг. Деление круга на 2,4 равные части сгибанием. Аппликация на основе круга.Цель: - учить детей распознавать геометрические фигуры по их признакам...

Технология. Открытый урок "Размечаем круги (Разметка деталей по шаблону). Работа с бумагой. Поделки из кругов.

Открытый урок по технологии "Вырезывание кругов. Работа с бумагой. Поделки из кругов"....

Литературно-музыкальная гостиная "В кругу семьи, в кругу друзей"

«А семья – это свет, что незримо и щедроОзаряет всю жизнь и сопутствует нам.Это – творчество, где ни последних, ни первых,Где и радость, и горе – всегда пополам».И.Яворовская Хотите, чтобы ...

Технологическая карта урока математики и конструирования в 3 классе. Тема урока: «Обобщение изученного материала по теме «Круг. Окружность». Изготовление цветка из гофрированной бумаги с использованием деления круга на 8 равных частей».

Учебный предмет: математика и конструирование.Учитель: Володько Галина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ рабочего посёлка Шемышейка.Тип урока: урок обобщения изученного материала и практи...

Круги Луллия

Дидактическая игра...