Рабочая программа по внеурочной деятельности 1-4 классы
рабочая программа по музыке

 Ульмаскулова Айсылу Равильевна

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир песен" 1-4 классы

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Башкортостан‌‌

МКУ "Отдел образования" АМР Краснокамский район‌

МБОУ Школа-интернат с. Новокабаново

РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

______Муллагалиев В.Р.

Протокол № ____

от «____»_____2024г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

________Габдрахманова З.М.

Приказ №179

от «02» г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

____________Башарова Г.Г.

Приказ №179

от «02» г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«МИР ПЕСЕН»

для обучающихся 1-4 классов

с.Новокабаново‌ 2024‌

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

‌Министерство образования и науки Республики Башкортостан‌‌

‌МКУ "Отдел образования" АМР Краснокамский район‌

МБОУ Школа-интернат с. Новокабаново

РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

______Муллагалиев В.Р.

Протокол №___

от «____»____2024г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

________Габдрахманова З.М.

Приказ №179

от «02» г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

____________Башарова Г.Г.

Приказ №179

от «02» г.

Календарно-тематическое планирование

курса внеурочной деятельности

«МИР ПЕСЕН»

для обучающихся 1-4 классов

с.Новокабаново‌ 2024‌

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Мир песен» составлена на основе следующих нормативных документов:

1. В соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Школа-интернат с.Новокабаново

2. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 №273 –ФЗ;

3. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

4. Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и

Введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

5. Письмо МО и Н РФ от 12 мая 2011г. №03-296 «об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»

6. Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373;.

#1055;риказ Минобрнауки от 22 сентября 2011г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

#1055;риказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. N 1643 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общегообразования";

9. Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН ;»

#1055;лана внеурочной деятельности «СОШ№22» на 2019-2020г.

#1059;став ОУ;

#1055;рограмма развития ОУ;

Программа курса «Мир песен» исходит из вышеизложенных концептуальных положений. Она рассчитана на четыре года обучения (с 1 по 4 класс) и основывается на следующем предположении: музыкальная деятельность как процесс развития творческих способностей и социализации личности младшего школьника является процессуальной.

Цели программы:

- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;

- развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

- обогащение знаний о музыкальном искусстве;

- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Задачи программы:

- развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;

- понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;

- изучение особенностей музыкального языка;

- формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.

Процесс музыкальных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Игра для ребенка- способ познания и освоения окружающего мира, а музыкальная игра- шаг к искусству, начало художественной деятельности. Музыкальные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания присваиваются в поле проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков.

Новизна программы

• программа курса внеурочной деятельности «Мир песен» позволяет в условиях общеобразовательной школы при помощи внеурочной деятельности расширить возможности образовательной области «Искусство»;

• ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников младшего школьного возраста.

• содержание программы может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков, как групп учащихся, так и отдельно взятых учеников.

Актуальность

Программы внеурочной деятельности «Мир песен» обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства,

к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Голос - это особое богатство, природный дар, который дан человеку от бога. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.

С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности современных песен.

Актуальность программы курса внеурочной деятельности «Мир песен» обусловлена её практической значимостью. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом, передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработанная программа направлена на духовное развитие обучающихся.

Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью программы курса внеурочной деятельности «Мир песен» является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами музыки, где обучающиеся выступают в роли композиторов, исполнителей, слушателей, принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, изобразительное искусство и технология, вокал), принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Новизна программы в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков учащихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.

1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1-4 класс «Мир песен»

Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания программы курса внеурочной деятельности «Мир песен» происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Содержание программы курса внеурочной деятельности «Мир песен» обеспечивает достижение предметных, метапредметных и личностных результатов, способствует реализации программы развития универсальных учебных действий обучающихся, в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Школа-интернат с.Новокабаново.

Предметные результаты:

- строение артикуляционного аппарата;

- особенности и возможности певческого голоса;

- гигиену певческого голоса;

- понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;

- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

- петь короткие фразы на одном дыхании;

- в подвижных песнях делать быстрый вдох;

- петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

- петь легким звуком, без напряжения;

- на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное –звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

- к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразус ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД

- формирование умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

- формирование умения работать с моделями, схемами.

Коммуникативные УУД

- формирование умения слушать и слышать музыкальный текст

- формирование умения умение выражать свои мысли, чувства через песню.

Регулятивные УУД

- формирование умения определять и формулировать цель деятельности на уроке.

- формирование умения отличать правильно выполненное задание от неверного.

Личностные результаты:

- формирование эстетических потребностей, ценностей;

- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;

- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде

искусства;

- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству

родного края, нации, этнической общности.

В основе учебно-педагогической работы лежит система воспитания детского и подросткового певческого голоса и слуха в благоприятной среде, способствующей правильному функционированию, развитию и сохранению здорового голосового аппарата учащихся.

Большое внимание следует уделять развитию навыков самостоятельной работы, постоянному совершенствованию исполнительских навыков, подготовке концертных выступлений.

Организация занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.

1 класс – 16 ч.

2 класс- 17 ч.

3 класс-17 ч.

4 класс-17 ч.

Сроки реализации программы

Продолжительность реализации программы - 4 года обучения детей в начальных классах. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.

Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии

Методики, которые используются при реализации программы, позволяют научить учащихся слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.

Вокальная педагогика учитывает, что каждый учащийся – неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.

Принципы педагогического процесса:

• принцип единства художественного и технического развития пения;

• принцип гармонического воспитания личности;

• принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения от простого к сложному;

• принцип успешности;

• принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;

• принцип творческого развития;

• принцип доступности;

• принцип индивидуального подхода;

• принцип практической направленности.

В концептуальной основе программы важно особо подчеркнуть главное отличие эстрадного пения - многообразие индивидуальных исполнительских манер и жанровой многоплановости.

В основу разработки программы положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций учащихся:

• технология развивающего обучения;

• технология индивидуализации обучения;

• личностно-ориентированная технология

• компетентностного и деятельностного подхода.

Программа определяет 2 направления обучения детей: вокальная работа и концертно-исполнительская деятельность. Первое направление состоит из тематических блоков, объединяющих несколько вопросов теоретического и практического характера, которые реализуются на разных этапах обучения.

Основное содержание программы позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности – это обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач.

Теоретические знания ориентированы на каждого учащегося. Это сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты, которые сопровождают все практические занятия, на которых основное внимание уделяется постановке голоса и сценическому искусству.

Организация учебного процесса в рамках каждой темы отличается содержанием, видами деятельности, аппаратом контроля, при постепенном усложнении процесса обучения. Педагог свободно управляет учебным процессом и может заменить одно произведение другим. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.

Для достижения положительного результата в работе используются педагогические методы:

Метод развивающего обучения. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.

Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидума.

Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка. Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию

Метод индивидуального подхода к каждому ученику.

Никогда не надо забывать, что у людей очень индивидуальные анатомические, физиологические и психологические свойства организма, а отсюда и необходимость индивидуального подхода к каждой личности и неповторимость звучания каждого голоса, его тембр, сила, выносливость и другие качества.

Метод активного и интерактивного обучения.

Эти приемы основаны на такой форме взаимодействия учащихся и учителя, в результате которой учащиеся здесь не пассивно исполняют указание преподавателя, а активно участвуют в ходе занятия. Более того, поощряется и взаимодействие учащихся не только с учителем, но и друг с другом, т. к. в основе

интерактивного метода обучения лежит принцип доминирования активности учащихся в процессе обучения.

Рассказ;

Объяснение;

Показ (демонстрация);

Диалог;

Дискуссия;

Метод группового обучения.

Групповой метод обучения базируется на методологических

принципах:

- группа может достичь большего чем каждый ее участник в

отдельности;

-группа подтягивает слабого до общего уровня;

-в группе быстрее развиваются творческие способности ее участников;

-групповые занятия способствуют психологическому раскрепощению и снятию зажатости;

-в процессе обучения каждый развивает свои индивидуальные навыки, но при этом помогает развиваться другим.

Планируется, что к концу учебного года обучающиеся 1 класса покажут себя как слаженный коллектив, владеющий элементарными вокально-хоровыми навыками

знать, понимать:

- строение артикуляционного аппарата;

- особенности и возможности певческого голоса;

- гигиену певческого голоса;

- понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;

- понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

- основы музыкальной грамоты;

- различные манеры пения;

- место дикции в исполнительской деятельности.

уметь:

- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

- петь короткие фразы на одном дыхании;

- в подвижных песнях делать быстрый вдох;

- петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

- петь легким звуком, без напряжения;

- на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое

индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

- уметь делать распевку;

- к концу года спеть выразительно, осмысленно.

Планируется, что к концу учебного года обучающиеся 2 класса покажут себя как слаженный коллектив, владеющий элементарными вокально-хоровыми навыками:

знать , понимать:

- соблюдать певческую установку;

- понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

- жанры вокальной музыки;

- произведения различных жанров;

- великих вокалистов России и мира;

уметь:

- правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

- точно повторить заданный звук;

- в подвижных песнях делать быстрый вдох;

- правильно показать самое красивое индивидуальное звучание голоса;

- петь чисто и слаженно в унисон;

- петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;

- дать критическую оценку своему исполнению;

- характеризовать выступления великих вокалистов;

- использовать элементы ритмики и движения под музыку;

- работать в сценическом образе;

- принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива

Планируется, что к концу учебного года обучающиеся 3 класса покажут себя как слаженный коллектив, владеющий элементарными вокально-хоровыми навыками: знать , понимать:

- основные типы голосов;

- жанры вокальной музыки;

- типы дыхания;

- особенности многоголосого пения;

- обоснованность сценического образа.

- знать композиторов и их произведения( при слушании: уметь:

- петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;

- петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

- исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;

- принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурс

Планируется, что к концу учебного года обучающиеся 4 класса покажут себя как слаженный коллектив, владеющий элементарными вокально-хоровыми навыками: знать, понимать:

- основы музыкальной грамоты;

- гигиену певческого голоса;

- особенности и возможности певческого голоса;

- соблюдать певческую установку;

- жанры вокальной музыки;

- произведения различных жанров;

- знать народные жанры и народные инструменты;

уметь:

- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

- петь легким звуком, без напряжения;

- на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное

звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

- уметь делать распевку;

- вырабатывать динамические оттенки в пении;

- исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;

- принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах.

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«МИР ПЕСЕН» С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И

ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание программы 1 класс

;Выразительные и изобразительные возможности музыки» (5 часов)

Слушание и исполнение произведений, названия которых отражают настроения, чувства, характер переданные в музыке, а также внепрограммную музыку, в которой дети различают настроения и их смену. Знакомство с изобразительными возможностями музыки.

Темы по разделу:

« Настроения в музыке» 1 час

« Чувства человека в музыке» 1 час

«Характер человека в музыке» 1 час

« Изобразительные возможности музыки» 1 час

« Выразительные и изобразительные возможности музыки» 1 час

Характеристика видов деятельности учащихся:

Подбирать слова, отражающие характер музыки.

Передавать с помощью пластики движений характер музыки.

Эмоционально откликаться на музыку разного характера.

Распознавать выразительные и изобразительные интонации.

Выполнять творческие задания.

Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при выполнении творческих заданий

Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке

2. «В стране музыкальных инструментов» (5 часов)

Данная тема предполагает знакомство детей с музыкальными инструментами, формированию умения различать голоса музыкальных инструментов на слух. Развитие навыка игры на различных шумовых инструментах в ансамбле, соблюдая общую динамику, ритм, темп;

Темы по разделу:

« Что такое музыкальный инструмент» 1 час

« Струнные инструменты» 1 час

«Духовые инструменты» 1 час

« Ударные инструменты» 1 час

« В стране музыкальных инструментов» 1 час

Характеристика видов деятельности учащихся:

Различать и узнавать «голос» музыкальных инструментов.

Играть на детских элементарных музыкальных инструментах

Выполнять творческие задания.

Участвовать в совместной деятельности ( в группе, в паре) при выполнении творческих заданий

Подбирать изображения музыкальных инструментов к соответствующей музыке.

Называть музыкальные инструменты и их группы

; Песня, танец, марш – музыкальные жанры» (5 часов)

Знакомство с музыкальными жанрами. Формирование умения различать разные по характеру песни, танцы и марши.

Темы по разделу:

« Музыкальные жанры» 1 час

« Марш. Виды марша» 1 час

« Танец. Танцы разного характера» 1 час

« Песня. Народная и композиторская песня» 1 час

« Песня, танец, марш – музыкальные жанры» 1 час

Характеристика видов деятельности учащихся:

Различать и сравнивать музыкальные произведения разных жанров.

Импровизировать(вокальная, инструментальная, танцевальная импровизация) в характере основных жанров музыки.

Инсценировать песни, танцы, марши и демонстрировать их на классных праздниках.

Подбирать слова, отражающие характер музыки.

Разыгрывать народные песни.

Моделировать в графике особенности песни, танца и марша.

Участвовать в совместной деятельности ( в группе, в паре) при выполнении творческих заданий.

4. Итоговое занятие (1 час)

Характеристика видов деятельности учащихся:

Повторение по темам года.

Примерный песенный репертуар 1 класс:

1. муз. А.Журбина, сл. П.Синявского «Смешной человечек»

2. муз. А.Ермолова, сл. М.Загота «Добрые сказки»

3. муз. В. Шаинского. Сл. М. Матусовского «Вместе весело шагать»

4. муз. А.Ермолова, сл. В.Орлова «Светит солнышко»

5. муз. А.Ермолова, сл. В.Борисова «Солнышко»

6. муз. А.Ермолова, сл. В.Кузьминой «Тигренок»

7. муз. А.Ермолова, сл. М.Загота «Прадедушка»

8. муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова «Облака»

Содержание программы 2 класс

1. « Музыкальный карнавал животных» (5 часов)

Слушание и исполнение произведений, рассказывающих о животных. Дети учатся передавать интонационно и в образных движениях, пантомиме характерные черты персонажей, инсценировать пьесы, песни.

Темы по разделу:

« Музыка о домашних и лесных животных» 1 час

« Музыка птиц» 1 час

« Музыка о насекомых» 1 час

« Герои сказок о животных» 1 час

« Музыкальный карнавал животных» 1 час

Характеристика видов деятельности учащихся:

Воплощать в рисунках образы животных и представлять их на выставках

Подбирать изображения и животных к соответствующей музыке.

Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений

Выполнять творческие задания.

Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при выполнении творческих заданий

2. «Музыка о природе» (5 часов)

Знакомство с произведениями, в которых композитор «рисует» картины природы. Слушание и исполнение произведений, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня.

Темы по разделу:

« Звуки и шумы природы » 1 час

«Времена года в музыке» 1 час

«Времена суток в музыке» 1 час

« Музыка «рисует» картины природы» 1 час

« Музыка о природе» 1 час

Характеристика видов деятельности учащихся:

Воплощать в рисунках образы природы и представлять их на выставках

Подбирать изображения природы к соответствующей музыке.

Подбирать слова, отражающие характер музыки

Эмоционально откликаться на музыкальные образы

Находить общность интонаций в музыке и живописи

3.« Сказочные образы в музыке» (4 часа)

Данная тема подразумевает знакомство с образами сказочных героев, существ. Сопоставляются сказочные образы в пьесах с одинаковыми названиями. Добрые и злые герои сказок.

Темы по разделу:

« Добрые герои сказок» 1 час

« Злые герои сказок» 1 час

« Сказочные герои в музыке композиторов» 1 час

« Сказочные герои любимых мультфильмов» 1 час

Характеристика видов деятельности учащихся:

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений

Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества.

Называть имена композиторов прослушанных произведений и авторов литературных произведений.

;Детство в творчестве композиторов» (2 часа)

Знакомство с творчеством композиторов. Слушание музыки, муз. анализ. Детская жизнь с ее типичными ситуациями, взаимоотношениями. Проявлениями чувств, поведением, юмором, радостями и печалями, играми, «подслушанная» и отраженная композиторами в своих произведениях. Музыка, написанная специально для детей.

Темы по разделу:

«Музыкальные портреты детей» 1час

«Детство в творчестве композиторов» 1 час

Характеристика видов деятельности учащихся:

Узнавать музыку(из произведений , изученных на занятиях).

Называть имена композиторов прослушанных произведений.

Эмоционально откликаться на музыкальные образы.

Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества.

Размышлять о музыке, её характере.

Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений.

Выполнять творческие задания.

Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при выполнении творческих заданий

5. Итоговое занятие (1 час)

Характеристика видов деятельности учащихся:

Подведение итогов года

Примерный песенный репертуар 2 класс

1. муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина «Крылатые качели»

2. муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина «Солнечный круг»

3. обр. М. Моделя, сл. Р. Виккерса «Четыре таракана и сверчок»

4. муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского «Не дразните собак»

5. муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина «Где водятся волшебники?»

6. муз. А.Журбина, сл. П.Синявского «Планета детства»

7. муз. А.Журбина, сл. В.Рубашевского «Земля, как будто песня»

8. муз. В. Шаинского, сл.М.Танича «Про папу»

Содержание программы 3класс

1. « Средства музыкальной выразительности» (7 часов)

В этом разделе дети последовательно знакомятся с доступными средствами выразительности: звуковысотными соотношениями, характерными мелодическими интонациями, ритмическими рисунками, темповыми изменениями, динамическими оттенками, тембровыми красками, ладом.

Темы по разделу:

● « Мелодия- душа музыки» 1 час

● « Высота звука. Регистр» 1 час

● « Ритм» 1 час

● « Темп» 1час

● « Динамические оттенки» 1 час

● « Тембр» 1 час

● « Лад» 1 час

Характеристика видов деятельности учащихся:

Наблюдать за звуком в жизни.

Различать и определять звуки по высоте, громкости, тембру.

Сравнивать музыкальные звуки, определять их сходство и различия.

Подбирать слова, соответствующие музыкальным звукам.

Выявлять в произведениях средства музыкальной выразительности.

Закреплять основные термины и понятия средств музыкальной выразительности

2. «Мир без песен не интересен» (3 часа)

Разучивание песен различного характера.

Темы по разделу:

● « Веселые песни» 1 час

● « Грустные песни» 1час

● « Песни-игры» 1 час

Характеристика видов деятельности учащихся:

Исполнять различные по характеру песни (соло, хором)

Подбирать стихи и картины соответствующие настроению песен.

Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен

Моделировать в графике особенности песни

Подбирать слова, отражающие характер музыки

Передавать с помощью пластики движений характер музыки

Эмоционально откликаться на музыку разного характера

;Музыкальный алфавит» (3 часа)

Знакомство с нотной грамотой. Написание нот, длительностей. Изучение разновидностей пауз. Работа над слуховыми диктантами.

Темы по разделу:

● « История возникновения нотного письма» 1 час

● « Знаки для записи музыки» 1 час

● « Музыкальные загадки» 1 час

Характеристика видов деятельности учащихся:

Знакомиться с элементами нотной записи

Закреплять основные термины и понятия музыкальной грамоты

Выполнять творческие задания

Петь мелодии с ориентацией на нотную запись

;Веселые нотки и яркие краски» (3 часа)

Изображение различными художественными материалами (гуашь, акварель, пластилин, тушь, цветная бумага и т.п.) образов неба, земли,

деревьев, трав, цветов, овощей, фруктов и т.п. Знакомство с музыкальными произведениями, и произведениями художников, работающих в жанрах пейзажа и натюрморта, с работами мастеров декоративно-прикладного искусства и др.

Темы по разделу:

● «Путешествие в мир природы» 1 час

● «Путешествие в мир животных» 1 час

● «Путешествие в мир сказки» 1 час

Характеристика видов деятельности учащихся:

Воплощать в рисунках образы природы и животных и представлять их на выставках

Подбирать изображения природы и животных к соответствующей музыке.

Подбирать слова, отражающие характер музыки

Находить общность интонаций в музыке и живописи

Эмоционально откликаться на музыкальные образы

Выявлять изобразительные и выразительные особенности музыки

5. Итоговое занятие – 1 час

Характеристика видов деятельности учащихся:

Подведение итогов года.

Примерный песенный репертуар третьего года обучения:

1. муз. М.Дунаевского, сл. Н. Олева «Леди Совершенство»

2. муз. и сл. А Ермолова «Музыкальные страницы»

3. муз. и сл. А Ермолова «Мобильный телефон»

4. муз. А Морозова, сл. Г. Горбовского «На большой планете»

5. муз. А.Ермолова, сл. А. Бочковской «Новый день»

6. муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина «Прекрасное далеко»

7. муз. В. Зоткина, сл. М. Сергеева «Ты да я да мы с тобой»

8. муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина «Это знает всякий»

Содержание программы 4класс

1. «Мир фольклора – мир народной мудрости» (2 часа)

Темы по разделу:

● «Понятие фольклора. Детское устное народное творчество» 1 час

● «Народные приметы, поговорки, пословицы, загадки» 1 час

Знакомство с понятием – фольклор, детское устное народное творчество: пестушки, потешки, прибаутки, скороговорки, небылицы, дразнилки. Разучивание народных попевок, распевок, загадок, потешек. Знакомство с народными приметами, пословицами, поговорками. Анализ изучаемого материала.

Характеристика видов деятельности учащихся:

Разучивать и исполнять образцы русского фольклора(скороговорки, хороводы, загадки, потешки и.т.д.)

Эмоционально воспринимать народное творчество и высказывать мнение о его содержании.

2. «Типы народной музыки» (6 часов)

Знакомство с типами народной музыки. Их характерные особенности. Слушание муз. примеров народной музыки их отличия.

Темы по разделу:

● « Колыбельные песни» 1 час

● « Лирические песни» 1 час

● « Плясовые. Хороводные» 1 час

● « Частушки» 1 час

● « Героико-патриотические песни» 1 час

● «Типы народной музыки» 1 час

Характеристика видов деятельности учащихся:

Разучивать и исполнять выразительно, интонационно осмысленно народные песни.

Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности.

Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников.

3. « Игровой фольклор» (4 часа)

В этом разделе дети знакомятся с разнообразием русских народных игр. Разучивание игр.

Темы по разделу:

● « Считалки» 1 час

● «Игры с игровыми приговорами» 1 час

● «Игры с игровыми припевками» 1 час

● «Игры - импровизации» 1 час

Характеристика видов деятельности учащихся:

Разыгрывать народные игровые песни, песни-хороводы.

Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных образов русского фольклора.

Участвовать в коллективных играх-драматизациях

Знать русские народные игры, разыгрывать их во время досуга.

4. «Русские народные инструменты» (4 часа)

В этом разделе учащиеся знакомятся с русскими народными инструментами, звучанием инструментов. Осваивают простейшие приемы игры на шумовых русских народных инструментах. Оркестр русских народных инструментов.

Темы по разделу:

● « Русские народные инструменты» 2 часа

● « Оркестр русских народных инструментов» 2 часа

Характеристика видов деятельности учащихся:

Исполнять выразительно, интонационно осмысленно инструментальные наигрыши на простейших народных инструментах.

Различать тембры народных музыкальных инструментов.

Знать названия русских народных инструментов

#1048;тоговое занятие (1 час)

Характеристика видов деятельности учащихся:

Подведение итогов года

Примерный песенный репертуар 4 класс

  1. муз. А. Ермолова, сл. В. Борисова «Гимн музыке»
  2. муз. С.Толкунова, сл. С. Сологуб « Здравствуй, Родина моя милая!»
  3. муз. Э.Ханок, сл. И.Резник «Служить России»
  4. муз. А. Ковалева, сл. О.Есеевой «Весенняя капель»
  5. муз. Гр. Гладкова, сл. С. Голь «Солнечный ветер»
  6. муз. М. Дунаевского сл. Н.Олева «Цветные сны»
  7. муз. М. Дунаевского сл. Н.Олева «Лев и Брадобрей»
  8. муз. А. Ермолова, сл. В. Борисова «Любимый учитель»

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МИР ПЕСЕН»

Тематическое планирование 1 класс

Тема

Всего

часов

1.

Выразительные и изобразительные возможности музыки.

5

2

В стране музыкальных инструментов.

5

3

Песня, танец, марш – музыкальные жанры.

5

4

Итоговое занятие

1

16

Тематическое планирование 2 класс

Тема

Всего

часов

1.

Музыкальный карнавал животных.

5

2

Музыка о природе

5

3

Сказочные образы в музыке.

4

4

Детство в творчестве композиторов.

2

5

Итоговое занятие

1

17

Тематическое планирование 3 класс

Тема

Всего

часов

1.

Средства музыкальной выразительности

7

2

Мир без песен не интересен

3

3

Музыкальный алфавит

3

4

Веселые нотки и яркие краски

3

5

Итоговое занятие

1

17

Тематическое планирование 4 класс

Тема

Всего

часов

1.

Мир фольклора – мир народной мудрости

2

2

Типы народной музыки

6

3

Игровой фольклор

4

4

Русские народные инструменты

4

5

Итоговое занятие

1

17

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МИР ПЕСЕН» - 1 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

Предполагаемая дата

Фактическая дата

;Выразительные и изобразительные возможности музыки»

1.

«Настроения в музыке»

1

2.

«Чувства человека в музыке»

1

3.

«Характер человека в музыке»

1

4.

«Изобразительные возможности музыки»

1

5.

«Выразительные и изобразительные возможности музыки»

1

;В стране музыкальных инструментов»

6.

«Что такое музыкальный инструмент»

1

7.

«Струнные инструменты»

1

8.

«Духовые инструменты»

1

9.

«Ударные инструменты»

1

10.

«В стране музыкальных инструментов»

1

3. « Песня, танец, марш – музыкальные жанры»

11.

«Музыкальные жанры»

1

12.

«Марш. Виды марша»

1

13.

«Танец. Танцы разного характера»

1

14.

«Песня. Народная и композиторская песня»

1

15.

«Песня, танец, марш – музыкальные жанры»

1

4. Итоговое занятие

16.

17.

Обобщение пройденного материала

2

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МИР ПЕСЕН» - 2 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

Предполагаемая дата

Фактическая дата

1. Музыкальный карнавал животных»

1.

«Музыка о домашних и лесных животных»

1

2.

«Музыка птиц»

1

3.

«Музыка о насекомых»

1

4.

«Герои сказок о животных»

1

5.

«Музыкальный карнавал животных»

1

2. «Музыка о природе»

6.

« Звуки и шумы природы »

1

7.

«Времена года в музыке»

1

8.

«Времена суток в музыке»

1

9.

«Музыка «рисует» картины природы»

1

10.

« Музыка о природе»

1

3. «Сказочные образы в музыке»

11.

«Добрые герои сказок»

1

12.

«Злые герои сказок»

1

13.

«Сказочные герои в музыке композиторов»

1

14.

«Сказочные герои любимых мультфильмов»

1

;Детство в творчестве композиторов»

1

15.

«Музыкальные портреты детей»

1

16.

«Детство в творчестве композиторов»

1

4. Итоговое занятие

1

17.

18

Обобщение пройденного материала

2

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МИР ПЕСЕН» - 3 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

Предполагаемая дата

Фактическая дата

1. « Средства музыкальной выразительности»

1.

«Мелодия- душа музыки»

1

2.

«Высота звука. Регистр»

1

3.

«Ритм»

1

4.

«Темп»

1

5.

«Динамические оттенки»

1

6.

«Тембр»

1

7.

«Лад»

1

2. «Мир без песен не интересен»

8.

«Веселые песни»

1

9.

«Грустные песни»

1

10.

«Песни-игры»

1

;Музыкальный алфавит»

11.

«История возникновения нотного письма»

1

12.

«Знаки для записи музыки»

1

13.

«Музыкальные загадки»

1

4. «Веселые нотки и яркие краски»

14.

«Путешествие в мир природы»

1

15.

«Путешествие в мир животных»

1

16.

«Путешествие в мир сказки»

1

4. Итоговое занятие

17.

18

Обобщение пройденного материала

2

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МИР ПЕСЕН» - 4 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

Предполагаемая дата

Фактическая дата

  1. «Мир фольклора – мир народной мудрости»

1.

Понятие фольклора. Детское устное народное творчество

1

2.

Народные приметы, поговорки, пословицы, загадки

1

  1. «Типы народной музыки»

3.

«Колыбельные песни»

1

4.

«Лирические песни»

1

5.

«Плясовые. Хороводные»

1

6.

«Частушки»

1

7.

«Героико-патриотические песни»

1

8.

«Типы народной музыки»

1

3. «Игровой фольклор»

9.

«Считалки»

1

10.

«Игры с игровыми приговорами»

1

11.

«Игры с игровыми припевками»

1

12.

«Игры - импровизации»

1

4. «Русские народные инструменты»

13.

«Русские народные инструменты»

1

14.

Русские народные инструменты»

1

15.

«Оркестр русских народных инструментов»

1

16.

«Оркестр русских народных инструментов»

1

4. Итоговое занятие

17.

18.

Обобщение пройденного материала

2

Литература:

1. Е.И.Юдина «Первые уроки музыки и творчества» - Москва "Аквариум" -

1999

2. Т.Е.Вендрова «Пусть музыка звучит» - Москва "Просвещение" - 1990

#1044;.Б.Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?» - Москва "Просвещение" - 1999

4. В.Емельянов «Развитие голоса» - Санкт-Петербург - 2000

#1052;.Щетинин «Дыхательная гимнастика» А.Н.Стрельниковой - Москва "Метафора" - 2005

6. Т.А.Затямина «Современный урок музыки» - Москва "Глобус" - 2010

7. Л.В.Масленникова-Золина «Необычные уроки 1-4 классы» - Волгоград - 2010

8. В.Б.Григорович, З.М.Андреева «Слово о музыке» - М.: Просвещение, 1990

9. Н.А.Капишников «Музыкальный момент» - М.: Просвещение, 1991

#1042;неклассные мероприятия Москва «ВАКО».2007г

#1040;бдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983.

12. Алиев Ю.Б. Подросток – музыка – школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей. Сборник статей. – М.: Музыка, 1975.

13. Алиев Ю.Б. Технические средства, используемые в музыкальном обучении: Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. – М.: Музыка, 1971. – С.274-287.

#1040;лмазов Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи // Материалы научной конференции. 1961. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.

15. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.

#1040;нисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2007.

#1041;екина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. – М.: Просвещение. 1983.

18. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб., Музыка, 2000.

19. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.

#1043;онтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

21. Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. – М., Педагогика, 1970. – 232с.

22. Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца. – М.: Музыка, 1964

Список полезных интернет – ресурсов для педагога:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Список литературы для учащихся:

  1. Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2003;
  2. Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2002;
  3. Журавленко Н.И. Уроки пения. – Минск: «Полиграфмаркет», 1998
  4. Журнал Звуковая дорожка, все выпуски.
  5. Музыка волн, музыка ветра. В.Цой. – ЭКСМО 2006;
  6. #1053;ейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». – М.: 2002;
  7. Острандер Ш., Шредер Л., ОстрандерН.Суперобучение2000
  8. Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – АСТ 2009;
  9. Физика и музыка. Анфилов Г. – М.: 1962;
  10. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/Авт.-сост. А.С. Кленов; под общ.ред. О.Г.Хинн. – М., 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе

Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...

Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе

Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс

Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность.

Рабочая программа с УУД по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки»1 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельностидля начальных классов«Умелые ручки»1 б класс...