МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА СВИРЕЛИ
методическая разработка по музыке (1, 2, 3 класс)
В технике музыкального исполнения на духовых инструментах можно выделить следующие элементы:
дыхание, напряжение мускулов лица, соответствующее высоте извлекаемых звуков и согласуемое с дыханием, движения пальцев, движения языка, определяющие характер штрихов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_dlya_igry_na_svireli.doc | 103 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
ИГРЕ НА СВИРЕЛИ
Элементы техники музыкального исполнения на духовых музыкальных инструментах
В технике музыкального исполнения на духовых инструментах можно выделить следующие элементы:
Дыхание, точнее — выдох, то равномерный, то постепенно усиливаемый, то постепенно ослабляемый или какой-либо иной в соответствии с требованиями исполнения.
Напряжение мускулов лица, соответствующее высоте извлекаемых звуков и согласуемое с дыханием.
Движения пальцев.
Движения языка, определяющие характер штрихов.
Развивать навыки владения каждым из этих элементов и их совокупностью нужно так, чтобы все исполнительские приемы были естественны и свободны.
Исполнительское дыхание.
Во время игры на свирели пользуются певческим дыханием. Исполнительское дыхание отличается от физиологического неравномерностью фаз (выдох больше вдоха). Важно научиться правильно вдыхать, а главное — правильно выдыхать воздух в инструмент. При постепенном и равномерном выдохе звук получается ровный по силе. Усиление его связано с ускорением выдоха, ослабление — с постепенным замедлением. Наибольший запас воздуха может быть взят только при максимальном сокращении диафрагмы. Поэтому самый правильный тип дыхания — грудобрюшное или диафрагмальное.
Ниже приводится ряд дыхательных упражнений, направленных на осознание разницы между естественным и исполнительским дыханием.
Дыхательные упражнения выполняются очень медленно, стоя, с удовольствием. Вдох и выдох через нос. Для более глубокого сосредоточения можно закрыть глаза. А.И. Усов, описывающий данные упражнения, предлагает деление дыхания на нижнее, среднее, верхнее и смешанное. Сначала следует освоить естественное (или физиологическое) дыхание.
Нижнее дыхание. Для контроля ладонь правой руки лежит на животе, левой — на левом боку, касаясь нижних частей ребер. Вдох: живот и бока расширяются вперед и в стороны. Выдох: живот и бока возвращаются в исходное положение.
Среднее дыхание. Легкие наполняются воздухом и расширяются в основном в районе грудной клетки. При этом живот остается неподвижным, плечи не поднимаются. Ладонь правой руки — на груди, левой руки — на боку, касаясь средних частей ребер. Вдох: стенки грудной клетки расширяются вперед и вбок. Выдох: стенки грудной клетки приходят в исходное положение.
Верхнее дыхание. Воздух в основном сосредоточивается в верхней области легких. Ладони рук лежат на верхней части грудной клетки. Вдох: поднимается грудная клетка и плечи. Выдох: грудная клетка и плечи возвращаются в исходное положение.
Смешанное дыхание. Используется полный объем легких — все три предыдущих вида дыхания. Ладонь правой руки — на животе, левой — на левом боку, касаясь бедер. Вдох: воздух сначала набирается в нижние части легких, живот и бока расширяются. Затем воздухом заполняется средняя часть легких, расширяется грудная клетка, ребра раздвигаются в стороны. И, наконец, воздух проникает в верхнюю часть легких, поднимаются грудная клетка и плечи. Выдох —в том же порядке. Воздух выпускается из нижней части, средней и затем из верхней.
Исполнительское дыхание, как уже указывалось выше, отличается от естественного (физиологического). Исполнительское дыхание должно быть интенсивным при вдохе и иметь так называемую опору. Вдох делается коротким, а выдох — продолжительным. Дыхание берется через рот, используется весь объем легких..
Таким образом, техника вдоха и выдоха упражнений на исполнительское дыхание в корне меняется. Основные виды исполнительского дыхания: нижнее, среднее и смешанное. Верхнее дыхание не применяется. Отсутствие его объясняется тем, что исполнитель концентрирует внимание на нахождение опоры, которая зависит от работы диафрагмы и брюшного пресса. Брать дыхание нужно бесшумно. Сначала надо освоить нижнее и среднее дыхание.
Нижнее дыхание. Ладонь правой руки прислонить к животу, левой — к левому боку, касаясь нижней части ребер. При вдохе следить за тем, чтобы воздух заполнял равномерно нижнюю часть легких, чтобы расширялся не только живот, но и мышцы боков, спины. Выдох производится
свободно, не напряженно. Брюшной пресс должен как бы сдерживать выдох, то есть вести его до того момента, пока не возникнет физиологическая необходимость нового вдоха
Среднее дыхание. Ладонь правой руки положить на грудь, левой — на ребра левого бока. Живот подтянут. При вдохе воздухом заполняются средняя и верхняя части легких, грудная клетка расширяется вперед и в стороны. Плечи не поднимаются. Выдох связан с возвращением ребер и грудной клетки в исходное положение.
Смешанное дыхание объединяет нижнее и среднее. Именно оно является основным в исполнительской практике. Ладонь правой руки лежит на животе, левой — на ребрах левого бока. При вдохе воздух заполняет сначала нижнюю часть легких, расширяется область живота, боков, нижняя часть спины. Сразу же без задержки воздух поступает в среднюю и верхнюю части легких, что приводит к подъему грудной клетки, растягиванию ребер и межреберных мышц. Плечи не поднимаются. Выдох в корне отличается от выдоха естественного дыхания. Возникновение так называемой исполнительской опоры при выдохе ведет к тому, что вначале воздух выпускается из верхней и средней частей легких. При этом мышцы живота, боков, спины как можно дольше остаются в положении вдоха Они приходят в исходное положение в самый последний момент.
Поднимание плеч при вдохе указывает на неправильный тип дыхания, при котором диафрагма почти не работает, вдох получается неглубокий, а выдох — кратковременный и слабый.
Сделав вдох, учащийся должен постараться удержать грудную клетку в положении вдоха (задержка) и медленно переходить к положению выдоха
Для определения наличия опоры дыхания немецкий трубач Рудольф Квинке в пособии «Дыхание, опора амбушюр, метод» рекомендует проводить следующий эксперимент. Полуметровую деревянную палку одним концом прислонить к стене, другим — после проведенного глубокого вдоха — к животу. Производя медленный выдох, следить за тем, чтобы палка не упала, а удерживалась усилиями брюшного пресса. Такой же опыт можно производить, играя продолжительные звуки или отдельные отрывки музыкального произведения. Путем различных приемов выдоха могут быть достигнуты самые различные нюансы. На начальном этапе обучения следует добиваться равномерного в динамическом отношении звука. Следует иметь в виду, что исполнительское дыхание должно развиваться только в процессе исполнения.
У некоторых исполнителей при выдохе часть воздуха выходит через нос, в результате чего звук теряет свои тембровые качества Часто дети так же дышат после каждого звука. Этот недостаток необходимо устранять.
С помощью дыхания одна музыкальная фраза отделяется от другой. Моменты вдоха не могут располагаться в случайных местах. Не надо стараться сыграть на одном дыхании всю фразу.
Распределение пунктов вдоха имеет полную аналогию с чтением, которое становится бессмысленным и безграмотным, если остановки (цезуры), соответствующие вдоху будут располагаться в случайных местах. Правильное распределение дыхания имеет огромное значение для выразительного исполнения.
Игры на дыхание.
В работе с группой учащихся, особенно первого года обучения, целесообразно использовать дыхательные игры.
- Для выработки будут опускаться, и, когда в шарике совсем не останется воздуха (то есть закончится выдох), ребенок должен хлопнуть в ладоши. Этот прием поможет учителю контролировать продолжительность выдоха у каждого учащегося группы.
- Еще одно упражнение, направленное на увеличение объема легких, а следовательно, для отработки более долгого выдоха, взято из первой программы «фонопедического метода развития голоса» В. Емельянова — имитация звука «р» с помощью вибрации губ. Необходимо обратить внимание на то, что имитироваться ровности дыхания можно дуть на лист бумаги так, чтобы он, отклонившись от вас, держался ровно, как бы застыл в воздухе и не вздрагивал от прерывистости или неровности вашего дыхания.
- Аналогичную игру-упражнение можно проводить, дуя на пламя свечи таким образом, чтобы пламя отклонялось, но не гасло. Это поможет учащимся найти силу выдоха, ведь детей часто приходится сдерживать в силе выдувания, особенно на начальном этапе обучения.
• Но бывают анемичные дети, которым надо усилить выдох. Тогда хорошо такое упражнение: учащимся предлагается по хлопку (или другому сигналу учителя) как будто надуть воздушный шар, а потом он постепенно, очень медленно начинает сдуваться, как сквозь маленькую дырочку. Можно предложить детям в момент вдоха поднять руки вверх, изображая шар. Тогда с началом выдоха руки должна комбинация согласных «ДБР», т.е. звонких, а не глухих («ТПР»). Детям предлагается игра в поездку на автомобиле с изменением направления движения, подъемом в горку, спуском, объездом препятствий и т.п., что потребует от детей изменения высоты и силы тона на вибрации губ. Рекомендуется добиваться звучного, энергичного тона, дающего учащимся ощущение активной работы дыхания и отражения этой работы на мышцах стенки живота, боках и спине.
• Как упражнение на дыхание можно использовать и детскую прибаутку: «Как на горке, на пригорке живут тридцать три Егорки...», далее идет перечисление: раз Егорка, два Егорка, три Егорка... и т.д., которое необходимо проговаривать быстро и на одном дыхании. Это упражнение можно предложить детям как соревнование.
• Интересно упражнение «самолетик», предложенное К. Виблиц на международном семинаре в селе Варна в 1996 году. Упражнение проводится в парах, для его проведения необходима соломинка для сока. Это и есть самолетик, тень которого двигается по земле над тем местом, где он пролетает. Участники игры встают лицом друг к другу. Один — берет соломинку в рот и дует в нее, направляя выдох в лицо партнера, стоящего с закрытыми глазами и запоминающего «путь следования» самолетика. Затем второй участник должен показать, как летал самолетик.
Артикуляция.
Большое значение при игре на духовых инструментах имеет артикуляционный аппарат и, следовательно, связанная с ним специфическая деятельность легких, гортани, ротовой полости, языка, губ, мышц лица человека Термин «артикуляция» взят из фонетики. Артикулировать в речи — значит произносить слова в музыке — интонировать звуки.
Овладению устойчивыми навыками правильной артикуляции во время игры на духовых инструментах помогает умение при извлечении звука подразумевать тот или иной слог, речевую фонему (мысленно представлять ее, а не произносить). Эта способность ведет к активным действиям всего артикуляционного аппарата, что способствует свободе и легкости звукоизвлечения.
Если рассматривать соотношение артикуляции и штрихов, то первичным является артикуляция, а вторичным, производным — штрихи. Известно, что три вида атаки по своему звучанию и способу воспроизведения сходны со следующими речевыми фонемами: т, д, к. При извлечении звука твердой атакой с согласной «т» кончик языка коснется нижней части верхних зубов. При мягкой атаке с согласной «д» кончик языка будет несколько выше, чем при использовании предыдущей атаки. Вспомогательная атака требует участия не кончика языка, а задней его части (спинки), то есть согласной «к». Следующая за согласной гласная буква для всех видов атаки будет общей: а, у или и. Ее выбор зависит от регистра исполняемой музыки. Решающим условием является высота тона гласной: «а» — в нижнем регистре, «у» - в среднем, «и» — в верхнем.
В работе с детьми для развития артикуляционного аппарата целесообразно использовать артикуляционную гимнастику из «фонопедического метода развития голоса» В.В. Емельянова
Артикуляционная гимнастика.
- Четыре раза слегка прикусите зубами кончик языка. Повторите четыре раза. (Далее — каждое задание исполняется четыре раза.)
- Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка и все более далеко отстоящие его поверхности.
- Покусайте язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя его.
4. Сделайте языком круговое движение между губами и зубами. То же — в
противоположном направлении.
- Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.
- Пощелкайте языком, изменяя форму рта. Обратите внимание на изменения щелкающего звука. Попытайтесь произвольно издавать более высокие и более низкие звуки — щелчки. (Предложите детям пощелкать всем одинаково, т. е. выстроить унисон низкими и высокими щелчками.)
- Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите коренными зубами их внутреннюю поверхность.
8. Выверните наружу нижнюю губу, обнажив десны и придав лицу обиженное
выражение.
9. Выверните наружу верхнюю губу, обнажив десны и придав лицу подобие улыбки.
10. Чередуйте 8-е и 9-е движения в ускоряющемся темпе.
- Пройдите по всему лицу от корней волос на лбу до шеи пальцами круговым разминающим массажем. Обратите внимание на то, чтобы пальцы не терли кожу лица, а сдвигали всю мягкую ткань относительно лицевых костей,
- Пройдите по всему лицу поколачивающим массажем кончиками согнутых пальцев. Удары должны быть достаточно сильными, чтобы лицо «загорелось».
- Поставьте указательные пальцы горизонтально под глаза и попытайтесь приподнять пальцы мышцами лица, контролируя таким образом активность мышц.
- Поставьте указательные пальцы на переносицу и проконтролируйте «сморщенный нос».
- Одновременно приподнимите мышцы под глазами и наморщите нос, пытаясь при этом широко открыть глаза и поднять брови.
- Помассируйте пальцами челюстно-височные суставы.
- Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед—вниз.
- Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед—вправо -назад- влево-вперёд
- Соедините движения челюсти вперед — вниз с оттопыриванием (выворачиванием) нижней губы с обнажением десен.
- Соедините движение нижней челюсти вперед — вниз с выворачиванием верхней губы с обнажением десен.
- Соедините движение челюсти вперед — вниз с выворачиванием нижней и верхней губ, обнажением десен, приподниманием мышц под глазами и наморщиванием носа. Глаза широко открыты, брови подняты. В этом положении сделайте четыре резких движения языком вперед — назад при неподвижной челюсти и губах. При этом надо не задерживать дыхание, дышать спокойно и бесшумно.
Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта, необходимо контролировать в зеркале.
Штрихи.
Штрихами при игре на духовых инструментах называются исполнительские приемы извлечения, ведения и окончания или соединения звуков.
При игре на свирели можно использовать штрихи legato, staccato, а также двойное staccato . Язык, исполняя роль клапана, открывает и прекращает доступ воздуха в инструмент. Движениями языка регулируется не только продолжительность отдельных звуков, но и характер штрихов.
Прием исполнения legato состоит в том, что переходы от одного звука к другому совершаются при непрерывном выдохе и неподвижном языке. Legato следует вводить в работу на ранней стадии обучения детей игре на свирели. Это связано с тем, что многие учащиеся, извлекая каждый звук отдельно, перед ним берут дыхание. Сосредоточение внимания на непрерывном выдохе при исполнении штриха legato поможет устранить этот дефект.
При исполнении staccato сокращение длительности звуков достигается соответствующими движениями языка, прекращающими подачу воздуха в инструмент. Как будто произносим «тут», «тут». При этом между звуками возникают паузы. Чем больше пауза, тем короче и, следовательно, острее staccato.
Особого внимания заслуживает прием двойного staccato, при котором движение воздуха в инструмент прекращается поочередно то концом языка, выдвигаемым вперед, то задней его частью, прижимающейся к мягкому небу. Происходит как бы чередование согласных «т» и «к» («ту-ку»). Этот прием позволяет исполнять разнообразные пассажи штрихом staccato с большой скоростью, недоступной при использовании простого staccato.
Постановка свирели во время игры.
Перед тем как играть на свирели, необходимо познакомить детей с устройством инструмента, правилами хранения и санитарии, постановкой рук и корпуса во время игры.
Свирель приставляется ко рту под углом 45 градусов.
Отверстия следует закрывать полностью подушечками пальцев: верхние три — указательным, средним и безымянным пальцами левой руки, а нижние три — указательным, средним и безымянным пальцами правой руки. Такое положение рук приучает детей к правильной постановке и не потребует переучивания при переходе в обучении на поперечную флейту, гобой или кларнет.
Пальцы должны быть слегка округлены. Степень округления зависит от их соотношения между собой по длине, то есть от строения кисти рук.
Проверить, полностью ли закрыты игровые отверстия, можно с помощью сильного сжатия свирели, которое должно оставить следы на подушечках пальцев — если на них отпечатались кружочки полностью, то отверстия закрыты правильно. Открывая игровые отверстия, не следует высоко поднимать пальцы — в дальнейшем это может отрицательно сказаться на технике исполнения. Свободные от закрывания игровых отверстий пальцы должны находиться над ними на расстоянии 1 —1,5 сантиметра
Правила хранения и санитарии.
- Свирель — индивидуальный инструмент. Даже если ученик играет на школьном инструменте, он должен быть подписан и храниться в отдельном пакете.
- Необходимо мыть теплой водой мундштук и ствол отдельно.
- Желательно иметь холщовые мешочки, которые можно изготовить даже из старого папиного галстука.
- Нельзя ронять и бросать инструмент, стучать им, так как можно расколоть его. Кроме того, при ударах теряются звуковые качества свирели.
- Особое внимание следует проявлять к мундштуку.
При условии соблюдения элементарных правил хранения свирель может служить не один год.
Начинаем играть
Возьмите свирель правой рукой внизу так, как будто вы держите карандаш. Нарисуйте этим «волшебным» карандашом в воздухе несколько фигур или слов. Это могут быть, например, елочка, солнышко, квадрат, треугольник или имя ребенка Левой рукой сложите вместе большой и указательный пальцы (подобно клюву уточки). Теперь можно вести любой разговор или даже исполнить знакомую песенку, артикулируя этим «клювиком». Например: «Здравствуй, утенок. Чей ты ребенок? Кого зовешь ты? Куда плывешь ты?» — «Здравствуйте, дети, Кати и Пети. Знаете сами, плыву я к маме». Образ уточки или утенка поможет в дальнейшем точно находить местоположение первого игрового отверстия на стволе инструмента. (А когда в работу вступит правая рука, с помощью аналогичного задания учащиеся безошибочно будут попадать на четвертое игровое отверстие.) Теперь «утенок» берет своим клювиком свирель, при этом большой палец левой руки попадает в верхнюю «подставочку», находящуюся с обратной стороны ствола инструмента, а указательный — закрывает первое игровое отверстие. При этом правая рука продолжает держать свирель внизу. Далее необходимо обратить внимание детей на локти, которые не должны быть прижаты к туловищу. И здесь, если учитель ввел образ утенка, можно обыграть этот момент следующим образом: утенок очень гордится тем, что у него есть свирелька, и от гордости его крылышки приподнялись. Если учитель работает с учащимися более старшего возраста, можно попросить детей положить локти как будто на подушечки, подобно тому, как лежат руки на подлокотниках, в то время когда вы сидите в кресле. Теперь, наконец, можно приступать к игре.
Учитель договаривается с детьми, что тогда, когда у нас на свирели будет закрыто одно игровое отверстие сверху, мы будем называть этот звук «раз» (донотный период). Это гораздо удобнее, чем «один», так как один слог будет соответствовать одному звуку при пропевании. Показав аппликатуру, педагог медленно и четко произносит фразу в четырехдольном размереДети, атакуя каждую ноту языком, исполняют эту фразу на свирели, как бы шепотом произнося слоги ту, ту, ту. Если начало обучения игре на свирели совпадает с началом освоения нотной грамоты, то в этом упражнении вместо цифрового обозначена учащиеся сразу знакомятся со звуком си.
Работа с каждым звуком ведётся по следующей схеме:
• Играем песенку на одном (новом) звуке. (Это может быть произведение из уже пройденного материала)
- Играем песенку на двух соседних звуках.
- Играем песенку на трёх и более звуках, расположенных посту пенно.
- Играем на трёх и более звуках, включая скачки.
Перед тем как играть пьесы, в которых встречается сочетание звуков си - соль (1 - 3), хорошо сыграть упражнение «Кукушка». Необходимо обратить внимание на то, что средний и указательный пальцы должны закрывать второе и третье игровые отверстия одновременно.
Только после освоения аппликатуры 1-3 следует переходить к звуку до (0). Это связано с тем, что при игре на свирели закрываются не по одному, а одновременно от 1 -6, и дети должны привыкнуть к тому, что, закрывая следующее игровое отверстие, пальцы, закрывающие предыдущие - не поднимаются.
Чем ниже звук, тем аккуратнее должен быть посыл воздуха в инструмент при извлечении звука. Извлекая звук ре (6) на свирели, необходимо очень аккуратный выдох. В противном случае при извлечении звука могут возникнуть дефекты (посторонние призвуки или другой звук). Осознанию детьми этой особенности звукоизвлечения на свирели может помочь следующая игра: «Давайте посмотрим в свирель с другой — неигровой стороны. При этом повернем инструмент игровыми отверстиями в сторону окна. Это похоже на таинственный замок с окнами, в которых струится свет, с длинным-длинным коридором, по которому только что прошла принцесса...
Теперь будем медленно вращать свирель, не отрывая глаз. В замке наступает вечер. Постепенно темнеет. Опускается ночь. Но вот свет опять начинает пробиваться в окна. Наступил день! Закроем теперь все игровые отверстия — в замке темно...
Поднесем свирель к губам и попробуем очень слабо дуть: ведь там все спят, не надо
их будить. Звук получается низким, темным, сонным...» [19].
Научившись извлекать звук ре (6), можно исполнить уже знакомые детям
произведения, транспонируя их («Ходит зайка», «Как под горкой» и др.). Затем переходил!
к освоению нового музыкального материала.
Разучивая это произведение, можно поиграть его разными штрихами:
- Сыграйте песню, отмечая каждый звук «ударом» языка, то есть штрихом non-legato.
- Сыграйте песню штрихом staccato (отмечая языком начало и конец звука, как будто произнося слог «тут»).
• Сыграйте, соединяя звуки legato попарно (6,6—2,2—1, 1—2). Повторяющиеся звуки обязательно отмечаются «ударом» языка, в противном случае будет слышен только один звук, по длительности равный сумме двух звуков. При таком проигрывании особое внимание обращается на технику пальцев (точный переход от одного звука к другому). Если пальцы работают не одновременно (открывают или закрывают игровые отверстия), звуки будут нечистые, с призвуками. Этот недостаток необходимо устранять. В том случае, когда при разучивании произведения необходимо отработать движения пальцев, можно пользоваться приемом проигрывания произведения (или его фрагмента) legato. Овладев всеми шестью игровыми отверстиями, можно сыграть достаточно обширный репертуар, который включает в себя народные песни, произведения композиторов-классиков, песни и пьесы современных композиторов (отечественных и зарубежных). Играя песни, входящие в песенный репертуар, через некоторое время замечаем качественные сдвиги в интонировании учащихся. Это связано с тем, что теперь каждое произведение отрабатывается и с помощью мелкой моторики.
Диапазон свирели не ограничивается малой септимой. Путем передувания его можно увеличить до двух октав.
Передувание — способ извлечения различных по высоте звуков без помощи игровых отверстий. При передувании, не меняя положение пальцев, резко увеличиваются сила выдоха и напряжение губ, в результате чего столб воздуха, заключенный в канале ствола, делится на самостоятельные части, звучащие выше основного тона инструмента, соответственно ступеням натурального звукоряда. У медных духовых инструментов при передувании можно исполнить 16 звуков натурального звукоряда. В работе с детьми достаточно использовать октавное передувание. Работа над передуванием начинается с сопоставления нового звука с основным 6-f6, 5-f5. Последнюю фразу необходимо играть двойным staccato, то есть первый звук будет «ударяться» кончиком языка, а второй - задней его частью, как будто проговаривая «ту-ку».
Последовательность работы над произведением может быть следующая:
- Прохлопать ритм (используя ритмослоги).
- Сыграть беззвучно, работая только пальцами.
- Проиграть произведение.
- Работа над артикуляцией.
- Работа над дыханием,
6. Работа над исполнительским планом (может проходить с подключением
аккомпанемента).
Естественно, что вся вышеуказанная работа не заключена в рамки одного урока. Отрабатывается произведение фрагментами, учитывая возрастные особенности и продвинутость группы учащихся.
Альтерации.
Альтерация — повышение или понижение ступени основного звукоряда без изменения ее названия.
Используя неполное прикрывание игровых отверстий и комбинации пальцев, позволяющих разделить воздушный столб, заключенный в стволе инструмента, на составные части, можно извлекать на свирели хроматически измененные звуки . Это дает возможность игры в различных тональностях, позволяет расширить репертуар, доступный для исполнения на свирели. Наиболее сложными для исполнения являются звуки, при извлечении которых необходимо неполное прикрытие игровых отверстий. Ниже приводиться таблица аппликатуры звуков, которые можно извлечь на свирели.
При всей кажущейся сложности, дети осваивают довольно быстро альтерацию, которую я ввожу уже на первом году обучения. Введение альтерации уже на раннем этапе игры на свирели даёт возможность сыграть гораздо больший репертуар.
Список литературы для педагога
- Асафьев Б. В. О музыкально-творческих навыках у детей. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд. 2. – Л., 1973.
- Асафьев Б.В. Принцип контраста в музыке и его методическая роль в постановке занятий по слушанию музыки. – Л., 1973.
- Баренбоим Л. Система музыкального воспитания К. Орфа. — Л.: Музыка, 1970.
- Баренбоим Л. Элементарное музыкальное воспитание по системе К. Орфа. - Л.: Музыка, 1970.
- Емельянов В. Развитие голоса, координация и тренаж. - СПб., 2000.
- Играем на свирели / Сост. Е.Евтух. - СПб., 1999г.
- Играем на концерте / Сост. Е. Евтух. - СПб., 1999.
- Казарян С. В мире музыкальных инструментов. - М.: Просвещение, 1989.
- Космовская М. Девять уроков игры на свирели. - Курск, 1995.
- Космовская М. Научно-методическое руководство игры на свирели (по методике Э.Я. Смеловой). - Курск, 1993.
- Начальные уроки игры на блокфлейте / Сост. А.Покровский. - М: Музыка, 1982г.
- Платонов Н. Вопросы методики обучения игре на духовых музыкальных инструментах.
- Пушечников И. Азбука начинающего блокфлейтиста. М.: Музыка, 1991г.
- Пушечников И. Школа игры на блокфлейте. М.: Музыка, 1991г.
- Рокитянская Т. Обучение игре на блокфлейте в группе // Искусство в школе. - 1998. — №1.
- Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д., Усачева В.О., Медушевский В.В., Школяр В.А. Теория и методика музыкального образования детей. - М., 1999.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ:
- Вместе с октавиком /сост.Е.В.Евтух-СПб.2001
- Гусь, танцующий рок-н ролл и другие мелодии со всего света / сост. Е.В.Евтух-СПб. 2003г.
- Наслаждайся, познавай пой по нотам и играй. / сост. Никитин В.М.- СПб.1999.вып.1,2.
- Смелова Э. Свирель поет.-М., 1991.
Материалы интернета: svirelin.ru/noti-of-songs.html
orumudruzey.ru/?showtopic=526498, medvedevu-let.ru/ноты-для-свирели-
- Вертков К. Русские народные инструменты. – Л.; 1975.
- Играем на концерте / Сост. Е. Евтух. – СПб.; 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для педагогов "Дидактическая игра на уроках математики"
Методические рекомендации для педагогов "Дмдактическая игра на уроках математики"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Обучение игре на свирелях и блокфлейтах на 2018-2019 уч.г."
- Одна из основных проблем музыкальной педагогики - это развитие ребёнка без физической и психологической перегрузки. Освоение многих инструментов требует от ребёнка чрезмерных усилий, что часто...
Методические рекомендации для педагогов по обучению детей с ОВЗ в общеобразовательной школе в условиях ФГОС.
Методические рекомендации для учителей по созданию оптимальных условий организации учебного процесса при работе с детьми ОВЗ: ЗПР, РАС,НОДА, УО. Приемы обучения, способствующие активиз...
Сборник "Динамические игры на переменах для обучающихся с ОВЗ" (Методические рекомендации для педагогов)
Данный сборник рекомендован учителям начальных классов, которые организуют образовательный процесс в инклюзивном классе. В нём представлены различные динамические игры, которые можно использоват...
Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)
Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Экологические игры»
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Экологические игры»...
Методическая разработка "Методические рекомендации для педагогов начальной школы, работающих с детьми-инофонами".
В настоящее время, в связи с увеличением процесса миграции проблема обучения и воспитания детей-инофонов становится все более важной и значимой.Рассмотрим неко...