Изучение средств музыкальной выразительности при работе над образностью в разнохарактерных пьесах на уроках фортепиано
методическая разработка по музыке (3 класс)
Методическая разработка открытого урока на тему "Изучение средств музыкальной выразительности при работе над образностью в разнохарактерных пьесах на уроках фортепиано" посвящена формированию у учащихся представлений о различных видах музыкальной выразительности - мелодия, аккомпанемент, фактура, ритм, темп, штрихи, динамические оттенки, регистры, тембр, лад - и их значении в раскрытии музыкальной образности исполняемых произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya-razrabotka-23_doc.doc | 1022.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №235 с углубленным изучением отдельных учебных предметов им. Д.Д. Шостаковича Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
«УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ средней школы №235 им. Д.Д. Шостаковича
____________________ Т.В. Стаховский
10.04.2022 г.
Методическая разработка открытого урока
педагог ОДОД
Калентьева Наталья Вадимовна
(высшая квалификационная категория)
Тема урока:
«Изучение средств музыкальной выразительности при работе над образностью в разнохарактерных пьесах на уроках фортепиано»
Дата проведения урока: 06.12.2023 г.
Учащаяся: Скопидарова Марта 9 лет
Место проведения: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №235 с углубленным изучением отдельных учебных предметов им. Д.Д. Шостаковича Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
На уроке присутствовали педагоги:
Гоноболина Лариса Николаевна – завуч начальной школы
Силачева Анна Николаевна
Углова Александра Валентиновна
Специальность: фортепиано
Образовательная программа: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа обучения игре на фортепиано «Форте. Старт.»
Тема: Изучение средств музыкальной выразительности при работе над образностью в разнохарактерных пьесах на уроках фортепиано.
Вид урока: практическое занятие, беседа
Тип урока: комбинированный.
Форма организации урока: индивидуальная.
Продолжительность урока: 40 мин
Цель урока: формирование представлений учащейся о различных видах музыкальной выразительности – мелодия, лад, фактура, регистр, темп, штрихи, динамические оттенки, форма – и их значении в раскрытии художественного образа музыкальных произведений.
Задачи:
Образовательные:
- Сформировать знания об основных видах средств музыкальной выразительности.
- Научить использовать музыкальною терминологию применительно к исполняемым произведениям.
- Дать музыкально-образную характеристику исполняемых произведений.
Развивающие:
- На конкретном музыкальном материале сформировать навык анализа используемых композитором средств музыкальной выразительности для создания художественного образа.
- Сформировать навык практически использовать полученные знания о средствах музыкальной выразительности в достижении художественного и яркого образного исполнения.
- Развитие аналитических навыков в области музыкального мышления.
- Развитие навыка выделять главное в средствах музыкальной выразительности при работе над музыкальным произведением.
- Расширение кругозора учащейся, развитие творческого воображения, воспитание навыка образного мышления и образного слышания и видения музыки.
Воспитательные:
1.Способствовать единству формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, гармоничности развития личности. 2.Способствовать воспитанию и расширению музыкально-эстетического кругозора учащейся.
3.Сформировать интерес к предмету и инструменту.
4.Воспитывать понимание произведений различных форм, жанров, эпох, стилей, характера.
5.Воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда.
6.Воспитывать чувство самоконтроля за результаты своих действий.
Методы ведения урока:
- Словесный (беседа, объяснение)
- Практический
- Репродуктивный
- Метод наблюдения
- Метод самостоятельной работы
- Метод анализа
Оборудование: инструмент фортепиано, стул фортепианный с регулировкой высоты, подставка под ноги.
Ноты музыкальных произведений:
О.А. Геталова «Утро в лесу», Д. Кабалевский «Клоуны»
Этапы урока:
- Организационный момент.
Представление ученицы, сообщение темы урока.
- Введение в тему.
Беседа об особенности музыки, как одного из вида искусств, определение средств музыкальной выразительности, которые используются в композиторской и исполнительской практике.
- Основная часть
Работа с ученицей над пьесами О.А. Геталовой «Утро в лесу» и Д. Кабалевского «Клоуны». Работа над интонированием, звуковедением, музыкальной формой, штрихами, динамикой, темпом. Анализ средств музыкальной выразительности.
- Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Ход урока.
Педагог беседует с ученицей по теме. У каждого искусства есть свой особый язык, свои особенные средства выразительности. Например, в живописи это цвет и оттенки цвета, насыщенность цвета, также колорит – соотношение цветов, линии, форма, композиция. Благодаря владению средствами живописной выразительности художник создает картину. Поэт, сочиняя стихи, говорит с нами на языке слов, он пользуется стихотворной речью, рифмами. Поэтическое слово, рифмы, размер стиха — это выразительное средство искусства поэзии. В искусстве танца инструментом для выражения различных эмоций и образов становятся движения человеческого тела.
У музыки свой особенный язык — язык звуков. И у неё тоже есть свои выразительные средства: мелодия, аккомпанемент, лад, фактура, регистр, темп, штрихи, динамические оттенки, форма, используя которые композитор создает красивые пьесы.
Ученице предлагается исполнить пьесу «Утро в лесу» и ответить на вопрос: какие картины и образы возникают при прослушивании произведения? Это один образ или чередование разных образов?
Ученица: Мне представляются разные образы в разных частях пьесы. Открывает пьесу вступление – здесь дан образ спящего леса, отголоски ночи, первые лучи солнца. В первой части – легкий летний ветерок, ласковый солнечный свет, плавное движение волн лесного озера. Во второй – пение птиц, плеск резвящихся рыбок. В третьей – возвращаются образы первой части – это реприза.
Педагог: Ты очень точно описала картины. Давай теперь ответим на вопрос: какими средствами музыкальной выразительности достигается образ спящего леса во вступлении. Что можно сказать о темпе и о ритме? Что такое ритм и темп?
Ученица: Ритм – это чередование различных длительностей. Темп – скорость движения в музыке. Темп во вступлении медленный – адажио. Ритм очень спокойный, ровный, мелодия изложена ровными крупными половинными длительностями – медленное равномерное движение создает образ спящего леса, природы.
Педагог: а что можно сказать о штрихах? Что такое штрихи?
Ученица: штрихи – это способ извлечения и соединения звуков. Во вступлении используются штрихи легато и нон легато.
Педагог: темп адажио, спокойный ритм, штрихи легато и нон легато – те средства выразительности, которые способствуют созданию медленного равномерного движения и образа спящего леса, характер музыки спокойный и величественный.
Педагог: Что можно сказать о регистрах? Что такое регистр? Какие регистры использованы во Вступлении?
Ученица: Регистр – это ряд однородных по высоте звуков, бывают высокий, средний и нижний регистр. Во вступлении использованы все три регистра. Мелодия исполняется в высоком регистре и по образу напоминает проблески света, появление первых лучей солнца, нижний голос звучит в глубоком басу, мне напоминает образ уходящей ночи. Аккомпанемент звучит в среднем регистре, он связывает крайние регистры, изложен ровными восьмыми длительностями, напоминает спокойный характер колыбельной.
Педагог: Ты используешь правую педаль, какой эффект создает педаль?
Ученица: Правая педаль продлевает звучание
Педагог: В результате все три регистра звучат одновременно. Какой выразительный эффект дает нам правая педаль и совмещение всех трех регистров?
Ученица: Эффект пространства, безбрежных просторов русской природы. На рисунке я попыталась передать те образы, которые представляю себе во Вступлении:
Педагог: ты назвала три важнейших средства музыкальной выразительности: мелодия, бас, аккомпанемент. Существует ли специальный музыкальный термин для совместного определения всех элементов музыкальной ткани?
Ученица: Да, музыкальная фактура.
Педагог: что можно сказать о динамике Вступления? Что такое динамика?
Ученица: динамика – это степень громкости звучания в музыке.
Педагог: а с какой динамикой ты исполняешь все голоса фактуры во Вступлении? Степень громкости одинаковая?
Ученица: нет, степень громкости разная для разных голосов фактуры, мелодия исполняется громче, бас чуть тише, средние голоса – тихо.
Педагог: какой выразительный эффект дает разное исполнение по динамике голосов фактуры?
Ученица: разнообразная динамика позволяет создать разные краски в исполнении, сделать исполнение более красочным, разнообразным, объемным.
Педагог: Различные планы в музыкальной фактуре можно сравнить с искусством живописи: в композиции могут присутствовать разные планы передний план, средний и дальний план. На твоем рисунке мы также видим несколько планов: озеро на переднем плане, лес на среднем плане, небо и звезды на дальнем плане.
Педагог: Использование разнообразной динамики, регистров что создают в музыке?
Ученица: Динамика и регистры создают неповторимый тембр звучания, то есть краску звучания.
Педагог: Теперь попробуй дать характеристику 1-ой части пьесы с точки зрения образности и средств музыкальной выразительности: темп, ритм, фактура, динамика, тембр, штрихи.
Ученица: В первой части я представляю себе картину просыпающейся природы: чувствую много движения: это движение летнего теплого ветра, легкое волнение лесного озера, шум зеленой листвы, шум луговых трав. Я нарисовала образ, который вижу в первой части:
Педагог: что создает движение в музыке?
Ученица: Образ движения в природе создается разными средствами музыкальной выразительности: это более подвижный темп – piu animato и новый ритм, ритм становится более активным, появляется более мелкая пульсация восьмыми длительностями.
Педагог: а что можно сказать о фактуре?
Ученица: можно выделить два голоса: мелодию и аккомпанемент. Левая рука движется по звукам длинных арпеджио в среднем регистре восьмыми длительностями, напоминает движение волн. Мелодия и аккомпанемент исполняются легато, движутся очень плавно. Мелодия и аккомпанемент движутся в противоположном направлении – мелодия в нисходящем, аккомпанемент в восходящем, вместе они напоминают плавное движение и игру волн – восходящая волна и нисходящая волна.
Педагог: теперь дадим характеристику второй части.
Ученица: Во второй части образы можно увидеть, музыка как и изобразительное искусство может нарисовать музыкальную картину. Мне представляется волшебное озеро: игра и плеск волн, резвящиеся рыбки, брызги воды, а можно представить и танец фантастических персонажей – эльфов и фей. Вот рисунок, на котором я попыталась нарисовать те образы, которые мне представились:
Педагог: что можно сказать о темпе и ритме, штрихах?
Ученица: Во второй части темп еще более подвижный: Con moto. Giocoso. – Оживленно и шутливо. Ритм в отличие от вступления и первой части очень активный и разнообразный – появляется движение шестнадцатых длительностей! Появляется новый штрих – стаккато!
Педагог: А что можно сказать о строении мелодии?
Ученица: Мелодия движется не плавно, не поступенно, как в предыдущих частях, а широким интервальными скачками: на квинту, на квинту через октаву. Средства музыкальной выразительности полностью изменяются и изменяют образность. В репризе возвращается образ первой части.
Педагог: а что ты можешь сказать о композиторе, создавшем эту пьесу?
Ученица: композитор Ольга Александровна Геталова. Пьеса входит в цикл 11 детских пьес «Летом в деревне».
Следующая пьеса «Клоуны» Д.Б. Кабалевского. Ученице предлагается исполнить пьесу.
Педагог: Какой характер, какие образы ты представляешь?
Ученица: Я представляю клоунов в ярких костюмах, один в веселой маске, а другой в грустной маске. Это не безымянные герои, а Арлекин и Пьеро – маленькие артисты из тетра Карабаса Барабаса в сказке о Буратино. Вот как я представила героев моей пьесы на рисунке:
Педагог: а почему в музыке мы слышим именно два персонажа, два образа? Какими средствами музыкальной выразительности создается образ двух масок?
Ученица: образ двух масок создается средствами лада, в мелодии звучит то мажорная терция, то минорная терция – до диез – до бекар, ля бекар – ля бемоль.
Педагог: что еще можно сказать о образах и характере музыки?
Ученица: Это очень энергичная танцевальная музыка: темп подвижный, в аккомпанементе и в мелодии используется штрих стаккато, много интервальных скачков и в мелодии, и в аккомпанементе – все перечисленные средства музыкальной выразительности создают картину причудливого танца масок.
Педагог: меняется ли характер музыки на протяжении всей пьесы или остается неизменным?
Ученица: в середине пьесы появляется новый образ и новая музыка – ля минор, аккорды в аккомпанементе – я представляю себе здесь появление Карабаса-Барабаса – директора театра, в котором работают Арлекин и Пьеро, он сердит на своих маленьких артистов, топает ногами и машет хлыстом, но они от него быстро убегают и вновь начинают танцевать. Я изобразила всех героев пьесы на рисунке:
Педагог: Домашнее задание: определить в вариациях В.А. Моцарта на тему из оперы «Волшебная флейта», которую ты подготовила для исполнения на экзамене, характер темы и двух вариаций, ответить на вопрос – какими средствами музыкальной выразительности композитор создает разные образы и настроения.
Литература
- Алексеев А.Д. «Методика обучения игре на фортепиано» Москва Музыка, 1978 г.
- Булатова Л.Б. «Педагогические принципы Е.Ф. Гнесиной» Москва Музыка, 1976 г.
- Гофман И. «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре» М. Классика-XXI 2002г.
- Гольденвейзер А.Б. «О музыкальном искусстве: Сборник статей.» М. Музыка,1975г.
- Шмид-Шкловская А.А. «О воспитании пианистических навыков» М. Классика -XXI 2007г.
- Либерман Е.Я. «Работа над фортепианной техникой» М. Классика –XXI 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа по средствам музыкальной выразительности
В работе предлагается выполнить 3 задания, одно из которых практическое, учитель сам выбирает на свое усмотрение произведение для слушания...
Кроссворд "Средства музыкальной выразительности"
Презентация-кроссворд...
раздаточная карточка на урок музыки "Средства музыкальной выразительности"
На листе А4 получатся две раздаточные карточки "Средства музыкальной выразительности". Я пользуюсь ими в начальных классах на уроках музыки до тех пор , пока дети не запомнят и не научатся свобо...
Урок музыки во 2 классе "Волшебный цветик-семицветик. Средства музыкальной выразительности".
Технологическая карта урока по теме: "Волшебный цветик-семицветик. Средства музыкальной выразительности" во 2 классе....
«Средства музыкальной выразительности». Разработка урока по музыке
Разработка урока по музыке «Средства музыкальной выразительности»....
Урок музыки по теме "Средства музыкальной выразительности:тембр"
Представленный материал предназначен для использования на уроке музыки во 2-м классе в рамках изучения темы "Средства музыкальной выразительности"...
Методическая разработка плана-конспекта занятия «Игровой подход в изучении темы «Средства музыкальной выразительности»
Данная работа представляет собой план - конспект занятия по предмету сольфеджио, или музыкальная литература в учреждениях дополнительного образования для учащихся 1 года обучения. Занятие является обо...