«Средства музыкальной выразительности». Разработка урока по музыке
план-конспект урока по музыке по теме
Разработка урока по музыке «Средства музыкальной выразительности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raskraski.docx | 607.99 КБ |
urok.docx | 22.85 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ТИП УРОКА Урок изучения нового материала
ЖАНР УРОКА Тематический жанр
Цели: Расширение и углубление знаний о средствах музыкальной выразительности.
Воспитание духовно-нравственных ценностей, помощь, сострадание.
Задачи:
Личностные результаты:
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни;
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его стилей, форм и жанров;
- потребность общения с музыкальным искусством;
- овладение умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности.
Предметные результаты.
Учащиеся научатся:
- понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
- определять характер музыкальных образов (лирических, драматических);
- различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;
- анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;
- эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
- называть и определять на слух музыкальные инструменты;
- применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением.
Метапредметные результаты.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
- прогнозировать содержание музыкального произведения по его названию и жанру;
Познавательные:
-понимать композиционные особенности музыкальной речи и учитывать их при построении собственных высказываний;
- приобрести опыт общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности
Коммуникативные:
- слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- наличие собственной позиции и аргументированной оценки различных событий и явлений в музыке.
Методы, используемые на уроке
Метод забегания вперед и возвращения к пройденному использовался в течении урока. Задавались вопросы по пройденному материалу и обсуждался новый материал.
Метод размышления о музыке применялся во время прослушивания музыкальных произведений (Определялся характер произведений, тембр, лад, темп, ритм, интонация. Сравнение музыкальных фрагментов, демонстрация иллюстраций).
Приемы, используемые на уроке
Пластическое интонирование
Прием групповой работы
Рефлексия
Ход урока
Учитель. Здравствуйте, ребята!
Тема сегодняшнего урока «Средства музыкальной выразительности»
Как вы думаете, что это за слово такое – выразительность?
Ученики. (отвечают).
Учитель. Проще сказать это эмоции в жестах, голосе и лице. (показать эмоционально грусть, радость, печаль и т.д.).
Учитель. А можете ли вы показать эмоции?
Ученики. (показывают эмоции, которые предлагает учитель. Радость, грусть, удивление и т.д.).
Учитель. В музыке тоже есть свои эмоции, и называются они средствами музыкальной выразительности. Музыкой композитор может показать нам свои эмоции и переживания, исполнитель может нам эти эмоции передать через исполнение на инструментах или голосом, а мы с вами, когда слушаем музыку можем ее почувствовать и рассказать насколько она выразительна. А для того чтобы правильно рассказать, что мы чувствуем, нам нужны слова помощники. А какие, слова вы сейчас узнаете из моей сказки.
Скажите мне пожалуйста, а любите ли вы сказки?
Ученики. (ответ)
Сказка
Учитель. (1 слайд. Замок)
В одном королевстве в большом королевском замке. Жила была королева со своей дочерью и целой свитой придворных.
Это было необычное королевство, оно было невидимое, а значит, и жители в нем тоже были невидимыми. Правительницей невидимого королевства была Прекрасная королева Музыка.
(2 слайд. королева)
Ее никто никогда не видел, но ее все СЛЫШАЛИ.
Королева Музыка правила в своем королевстве справедливо, она очень любила гармонию и красоту. Гармония и красота были самые главные законы в ее королевстве. Как только придворные переставали подчиняться этим законам, Музыка сразу же их покидала.
(3 слайд. Принцесса Мелодия)
Главной помощницей Музыки была её дочь принцесса Мелодия она была красивой и очень любила рассказывать удивительные истории о мире, о природе, о людях, обо всем, что нас окружает и о чем думает Человек. Принцесса всегда со всеми душевно разговаривала, поэтому все ее любили.
(4 слайд. Фрейлина Интонация)
У Мелодии, как и у всех принцесс была помощница фрейлина и звали её Интонация, которая помогала передать настроение своей принцессы, когда та грустила или радовалась, злилась, хотя это бывало редко или наоборот была очень игрива.
Их окружала целая свита придворных: солдатики Темп и Ритм.
(5 слайд. Солдатики)
Каждый день Солдатик Ритм начинал с ритмических упражнений:
ти-ти-та, ти-ти-та, тири-тири-ти-ти, ти-ти-та (Учитель исполняет упражнения в ритме и предлагает их повторить детям).
Ему нравилось маршировать и исполнять эти упражнения, которые придавали ему бодрости, уверенности и собранности. После строгих, четких упражнений, он переходил к плавным, пластичным движениям, и тогда марш превращался в танец: та-а-та, та-та-та, та-а-та, та-а-а (Дети повторяют за учителем ритмические фигуры). Солдатик Темп всегда выходил на поляну, где тренировался Ритм и увлекал за собой своего друга: то мчался галопом, то, как медлительная черепаха еле передвигал ногами. Послушайте, две пьесы и определите, как меняется характер, темп и ритм музыки.
(Дети слушают две пьесы: медленную и быструю).
Ученики. (ответы)
Учитель.
(6 слайд. Человек-оркестр)
Был у королевы, и придворный советник Тембр, который управлял музыкальными инструментами: назовите музыкальные инструменты, которые вы знаете или увидели на картинке.
Ученики. (ответы)
Учитель. А еще скрипками, виолончелями, флейтами, гитарами, баянами, барабанами и еще многими разными инструментами, которых он наделял такими красивыми голосами, что все вокруг приходили в восторг. Тембр знал секреты украшения мелодии: она могла стать бархатной и мягкой, если звучала виолончель, крикливой и яркой, если ее исполняла труба.
(7 слайд. Лад и Регистр)
В волшебном королевстве так же жили Лад, у которого все время менялось настроение, как вы думаете, какое могло быть настроение?
Ученики. (ответы) мажорное, минорное
Учитель. А что значит мажорное, минорное.
Ученики. (ответы)
Учитель. (если дети знают, то спросить, что такое регистр и какой он бывает)
Регистр, который мог петь то высоким голосом, словно соловей или скрипка, то низким, как будто шагал медведь или пел контрабас.
(7 слайд. Фея Динамика)
А еще жила в этом замке придворная фея Динамика она помогала сделать музыку то громче, то тише, а иногда совсем громко или еле слышно, что все вокруг затихали и прислушивались. Именно все эти жители чудесного замка помогали королеве Музыке поддерживать порядок, гармонию и красоту в королевстве. Послушайте, как гармонично живут все подданные королевства Послушайте произведение и скажите, тембр каких инструментов вы услышали, и как изменялась динамика музыки? В каком регистре пели услышанные вами инструменты, какой был у произведения лад. (Звучит фрагмент Иоганн Штраус «Императорский вальс»).
Ученики. (ответы)
Учитель. (8 слайд. Город)
Рядом с королевством Музыки было еще одно королевство, оно было видимым, в нем жили люди. Жил в этом королевстве один замечательный человек он был композитором. (9 слайд. Композитор)
Вы знаете, кто такой композитор?
Ученики. (ответы)
Учитель. И дружил композитор с жителями невидимого королевства, ведь они часто ему помогали, когда он писал музыку.
Однажды, случилось с этим композитором несчастье. Как-то ночью, когда композитор спал, пролетал мимо его дома злой колдун.
(10 слайд. Злой колдун)
Он ненавидел музыку и не хотел, чтобы люди радовались, пели и танцевали. И злой колдун, решил заколдовать композитора, чтобы он не видел красоты окружающего мира, не слышал прекрасного пения птиц, не думал о хорошем и не мог писать музыку для людей. Однажды проснувшись утром молодой и добрый, композитор стал злым и грубым, он начал писать злую музыку, (включить «злую» музыку) и даже однажды нагрубил своей возлюбленной прекрасной невесте, для которой он всегда пел нежные и добрые песни и дарил цветы. (11 слайд. Аврора)
Прекрасная возлюбленная композитора поняла, что с ним произошло что-то нехорошее и решила его спасти. Аврора, так звали девушку, хоть и не могла видеть королевство прекрасной Музыки, все равно знала, что оно существует. Поэтому она решила спеть песенку чтобы королева невидимого царства со своей свитой ее услышали и показались ей. Послушайте внимательно, расскажите, о чем эта песенка, какой у нее характер, темп, регистр, лад.
(Георгий Струве Я хочу увидеть музыку).
Ученики (ответы)
Учитель. А давайте, мы с вами поможем Авроре. Мы разучим эту песенку и тогда королева Музыки придет и поможет ей спасти заколдованного композитора.
Разучивание песни
Учитель. Дочь королевы Мелодия услышала песенку девушки, ей стало ее очень жаль, и она решила доброй девушке помочь. Мелодия дала Авроре зёрнышко волшебного цветка. (12 слайд. Зернышко) И сказала, чтобы девушка посадила зернышко в горшочек. И через три дня вырастет волшебный цветок, который поможет ее любимому снова стать хорошим композитором и добрым человеком. Каждый лепесток этого цветка будет ему напоминать о том, какая выразительная должна быть музыка.
Давайте ребята вместе с Авророй вырастим цветок. Назовите мне пожалуйста имена жителей невидимого королевства, которые помогут композитору писать красивую музыку. А на экране будут появляться лепестки волшебного цветка.
Ученики. Называют средства выразительности. (13 слайд по одному лепестку появляются названия. Собирается цветок.)
Домашнее задание раскрасить принцессу Мелодию, королеву Музыку, солдатиков Темп и Ритм. Подписать имя персонажа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа по средствам музыкальной выразительности
В работе предлагается выполнить 3 задания, одно из которых практическое, учитель сам выбирает на свое усмотрение произведение для слушания...
Кроссворд "Средства музыкальной выразительности"
Презентация-кроссворд...
раздаточная карточка на урок музыки "Средства музыкальной выразительности"
На листе А4 получатся две раздаточные карточки "Средства музыкальной выразительности". Я пользуюсь ими в начальных классах на уроках музыки до тех пор , пока дети не запомнят и не научатся свобо...
Урок музыки во 2 классе "Волшебный цветик-семицветик. Средства музыкальной выразительности".
Технологическая карта урока по теме: "Волшебный цветик-семицветик. Средства музыкальной выразительности" во 2 классе....
Урок музыки по теме "Средства музыкальной выразительности:тембр"
Представленный материал предназначен для использования на уроке музыки во 2-м классе в рамках изучения темы "Средства музыкальной выразительности"...
Методическая разработка плана-конспекта занятия «Игровой подход в изучении темы «Средства музыкальной выразительности»
Данная работа представляет собой план - конспект занятия по предмету сольфеджио, или музыкальная литература в учреждениях дополнительного образования для учащихся 1 года обучения. Занятие является обо...
Изучение средств музыкальной выразительности при работе над образностью в разнохарактерных пьесах на уроках фортепиано
Методическая разработка открытого урока на тему "Изучение средств музыкальной выразительности при работе над образностью в разнохарактерных пьесах на уроках фортепиано" посвящена формировани...
- Мне нравится (1)