Программа кружка ОДОД "Вокал"
методическая разработка по музыке (1 класс)
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию.
Направление: общекультурное.
Количество часов: 1 час в неделю (33 ч.- 1 класс, 34 ч.- 3 класс)
Категории участников: обучающиеся 1,3 классов.
Цель программы: духовно-нравственное развитие обучающихся, формирование вокальных умений и навыков.
Задачи:
1. Формирование у детей в процессе музыкального творчества в комплексе ладового чувства, чувства ритма, чувства классической формы.
2. Включение школьников в активную творческую деятельность с последующим оцениванием «продукта» своего труда.
3. Реализация личностной доминанты у ребенка – стремления к самовыражению.
4. Формирование у детей интереса к музыке, накопление музыкально-творческого опыта.
5. Развитие вокально-слуховых способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sargsyan.docx | 28.95 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 520
Колпинского района Санкт-Петербурга
«Рассмотрено» на заседании МС Председатель МС _____________Кравчук С.В. Протокол № _ от « »_______ 2023г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР _____________Мордакина Н.А. « »_________ 2023г. | «Утверждено» Директор ГБОУ школа № 520 г. Санкт-Петербурга ____________Зубко И.Г. Приказ № ___ от « »_______ 2023 г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Вокал»
(общекультурное направление)
Возрасть обучающихся 7-9 лет
Срок реализации 1 год
Составитель программы:
Педагог ДО
Саргсян Сильва Патвакановна
2023 -2024 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию.
Направление: общекультурное.
Количество часов: 1 час в неделю (33 ч.- 1 класс, 34 ч.- 3 класс)
Категории участников: обучающиеся 1,3 классов.
Цель программы: духовно-нравственное развитие обучающихся, формирование вокальных умений и навыков.
Задачи:
1. Формирование у детей в процессе музыкального творчества в комплексе ладового чувства, чувства ритма, чувства классической формы.
2. Включение школьников в активную творческую деятельность с последующим оцениванием «продукта» своего труда.
3. Реализация личностной доминанты у ребенка – стремления к самовыражению.
4. Формирование у детей интереса к музыке, накопление музыкально-творческого опыта.
5. Развитие вокально-слуховых способностей.
Пути реализации программы:
В работе с детьми:
- Внедрение новых форм и методов в организацию занятий.
- Широкое включение песни в повседневную жизнь
- Организация индивидуальной работы
В работе со взрослыми:
- Осуществление совместной работы с администрацией, родителями по внедрению программы.
- Проведение бесед-консультаций с родителями на темы: «Песня в жизни ребенка», «Как беречь голос ребенка» и т.д.
- Привлечение родителей к участию в праздниках.
В работе учителя:
- Расширение профессиональных знаний путем посещения семинаров, фестивалей, конкурсов.
- Участие в концертной деятельности учащихся.
- Обзор новой методической литературы.
- Накопление материала, аудио — записей для использования на занятиях.
Особенностью данной программы является ее интегративность, позволяющая объединить различные элементы учебно – воспитательного процесса. Кроме того, занятия музыкой естественно переплетаются со школьными предметами: развитием речи, окружающим миром, изобразительной деятельностью, технологией, что позволяет расширить базовые знания, получаемые детьми в начальной школе.
Программа имеет тематическое построение, одна тема логически переходит в другую и затрагивает жизненно важные аспекты человека – от предметного видения мира через постепенное усложнение миропонимания к проблемам Отечества, Родины.
Программа отражает динамику развития музыкальных способностей ребенка – от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к целостному активному восприятию музыкальной культуры.
Данный курс расширяет возможности учащихся, в овладении элементами музыкального творчества, носит комплексно — интегрированный характер, обеспечивая разностороннее музыкальное развитие.
За период обучения по предлагаемой программе дети знакомятся с лучшими образцами народного музыкального творчества, духовной музыки, а так же учатся понимать произведения композиторов – классиков и наших современников.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольной и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.
Формирование устойчивых певческих умений и навыков, самостоятельных способов действия в музыкальном творчестве происходит при условии:
— целенаправленного процесса работы над вокальными импровизациями;
— учета возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников;
— мотивации детской деятельности;
— отбора музыкального материала, адекватного возрасту ребенка;
— включения упражнений, активирующих певческий аппарат, развивающих голос и слух;
— поэтапного усложнения творческих заданий для активизации процесса певческих импровизаций.
В ходе реализации программы применяются различные формы организации образовательного процесса:· Тематические занятия, мероприятия;· Часы обмена впечатлениями, часы вдохновения;· Игры – викторины, игры – загадки;· Творческие мастерские;· Музыкальные путешествия.· Художественные акции учащихся в школьном социуме.Во время занятий чаще всего используется игровой метод как наиболее эффективный способ работы с детьми. Проводятся игры разных видов: музыкально-дидактические, песенные, речевые, игры с именами, сюжетно-ролевые на бытовые и профессиональные сюжеты, сюжеты из жизни детей и героев сказок.
На всех этапах отслеживания результатов во внеурочной деятельности преобладает эмоциональная оценка с использованием различных форм создания ситуации успеха: доброжелательность, снятие зажатости, персональная исключительность через следующие формы работы:· Составление и разгадывание кроссвордов, ребусов, головоломок;· Создание коллективных творческих проектов;· Публичные выступления;· Участие в творческих конкурсах различного уровня;· Школьные фестивали искусств;Важно учитыватьвозрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Развитие голоса ребенка тесно связано с его ростом. Каждая стадия этого развития имеет свои характерные особенности. Это необходимо учитывать для того, чтобы правильно подобрать репертуар, поставить в каждом случае соответствующие возрасту художественно-исполнительские задачи.
У младших школьников (до 10—11-ти лет) голос имеет чисто детское звучание. Рост ребенка этого возраста идет плавно, и в его голосе нет еще существенных изменений. Они характеризуют естественное возрастное звучание.
Голосовой аппарат детей младшего возраста хрупок. Его механизм еще прост по своей структуре, звук, зарождающийся в гортани, образуется при краевом колебании голосовых связок. Они смыкаются не полностью, между ними в момент образования звука остается небольшая щель во всю их длину. Нервно-мышечное развитие гортани позволяет пока осуществлять только такое смыкание.
Каждый возраст имеет свой певческийдиапазон. При обучении пению, подборе репертуара, а также при определении характера голоса необходимо это учитывать. Практикой установлено, что наиболее типичный диапазон детей 7—8 лет —9-10лет. Программа имеет разноуровневую иерархическую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы системности и последовательности (метод “шаг за шагом”).
Результаты освоения программы внеурочной деятельности.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: | «Выпускник получит возможность для формирования» |
-готовность и способность к саморазвитию; -развитие познавательных интересов, учебных мотивов; -знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.) | -формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой; -эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им. |
Регулятивные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: | «Выпускник получит возможность для формирования» |
-оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки; -вносить необходимые коррективы; -уметь планировать работу и определять последовательность действий. | - адекватно использовать голос для вокально-хоровой, сольной деятельности; - активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта. |
Познавательные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: | «Выпускник получит возможность для формирования» |
- самостоятельно включаться в творческую деятельность -осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели. | -осознанно и произвольно строить музыкальную деятельность в разных жанрах |
Коммуникативные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: | «Выпускник получит возможность для формирования» |
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | -адекватно использовать музыкальные средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. |
Первый год обучения.
“ЗВУЧАЩИЙ МОЙ ГОЛОС”. Раскрывается певческий голос ребенка. Голос звучит из детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток.
Второй год обучения.
“МОГУ КРАСИВО ПЕТЬ УЖЕ…”. Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни из мультфильмов и кинофильмов с усложненным ритмом и метром. Предполагается голосные импровизации, пунктирный ритм.
Реализация задач осуществляется через различные
виды музыкальной деятельности:
- сольное и ансамблевое пение;
- слушание различных интерпретаций исполнения;
- пластическое интонирование;
- элементов импровизации;
- движения под музыку;
- элементы театрализации.
Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи);
- наглядно – зрительный (мультимедиа);
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово);
- практический (показ приемов исполнения, импровизация);
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ);
- методические ошибки.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения.
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей.
Программа реализуется в объёме 33 часа в год.
Основной формой работы является музыкальное занятие, предусматривающее сочетание практических и теоретических методик вокально-хорового воспитания.
Оснащение образовательного процесса:
- специальный кабинет;
- записи фонограмм в режиме + и -;
- ТСО (музыкальный центр с функцией караоке);
- мультимедиа;
- записи аудио, видео на дисках и флеш - картах.
Содержание учебной программы 1 год обучения
1. Введение.– 1 час содержание. Организационное занятие. Объяснение целей и задач внеурочной деятельности. Распорядок работы, правила поведения.
Форма: Занятие-беседа.
2.Знакомство с голосовым аппаратом. – 1 часСодержание. Что такое голос? Беседа о том, как нужно беречь голос, о певческой посадке и постановке корпуса.
Форма.Занятие – знакомство.3. Детские песни в нашей жизни. -2 часа.Содержание. Путешествие по детским песням. Слушание и разучивание песен из детского репертуара.Форма. Прослушивание и исполнение музыкальных произведений.4. Песенки из мультфильмов. – 2 часа.Содержание. Путешествие по музыкальным мультфильмам, популярным и любимым песням. Просмотр видеороликов.Форма.Занятие-путешествие (игровая деятельность)5.Колыбельные песни. – 1 часСодержание. Знакомство с колыбельными песнями, особенностями их исполнения. История возникновения колыбельных песен.Форма. Комплексное занятие.6. Осенние песни.-2 часаСодержание. Понятия характер, интонация, темп, динамика, лад, образ на примере песен об осени.Форма.Занятие – знакомство.7.Музыкальные игры и загадки.— 2 часаСодержание. Музыкальные игры и загадки, направленные на развитие музыкально-слуховых способностей, отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.
Форма. Практическая, дидактические и музыкальные игры.
8. Волшебная страна звуков.– 1 часСодержание. Беседа «Безграничный мир звуков», «Что такое звук?». Звук – это вибрация. Свойства звука. Звуки шумовые и звуки музыкальные. Звуки природы. Сила звука. Длительность звука. Тембровая окраска.
Форма. Занятие – исследование.9. В гостях у сказки.-2 часаСодержание. Инсценирование музыкальных сказок: «Волк и семеро козлят», «Репка». Прослушивание отрывка « Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова.Форма. Музыкальный спектакль (игровая деятельность)
10. Добрым быть совсем не просто…-1 часСодержание. Исполнение песен как дар, пожелание добра и взаимного счастья. Мелодия состояния, мелодия человека. Слияние мыслей и чувств, ума и сердца.
Форма. Занятие – впечатление.11. Новогодний карнавал.-1 часСодержание. Музыкальное путешествие по странам, знакомство с новогодними обычаями и традициями разных стран.Форма.Занятие – путешествие по странам (игровая деятельность)
12. Хороводные песни и шутки. Игры.-2 часаСодержание .Прослушивание русских народных хороводных песен. Инсценирование песен: «Как на тоненький ледок», «Вдоль по улице метелица метет», «Тень-тень-потетень». Пословицы, поговорки, игры.
Форма. Занятие, с использованием музыкально – сценического действия.
13. Необычные звуки и голоса.- 2 часа.Содержание. Прослушивание и сравнение различных звуков природы, звуков города и села, голоса животных и птиц.Форма.Занятие-экскурсия (игровая деятельность).14. Веселей встречай друзей.— 2 часаСодержание. Песни о дружбе, о верных друзьях. Рисование голосом как кистью. Выражение внутреннего состояния в пении и движении.
Форма.Тематическое занятие.
15. Весенний вальс.-1 часСодержание. Творческая мастерская под музыку Ф.Шопена «Весенний вальс». Голос «рисует», «танцует», «поет».Форма.Литературно – музыкальная гостиная.16. Мелодии дня.-1 часСодержание. Песни «солнечные» и «цветные». Песни хорошего настроения. Слияние мыслей и чувств, ума и сердца.
Форма.Комплексное занятие.
17. Музыкальные инструменты от древности до современности.-1 часСодержание. Занимательные истории, легенды и сказания о возникновении музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты 21 века.Форма.Занятие – погружение, исследование.
18. Краски музыки и голоса.-2 часаСодержание. Красочность, многоцветье человеческого голоса, семь цветов радуги – семь ступеней гаммы, композиции голосов: единый живописный тон. Звук голоса и жест.
Форма. Занятие – исследование.
19. Музыкальная страна.- 2 часаСодержание. Импровизация на звукоподражания, на заданный текст, с использованием стихов, ритмико-двигательная импровизация.Форма.Занятие, с использованием музыкально – сценического действия.
20. Весело – грустно.-2 часаСодержание. Понятие лада: мажор (весело) – минор (грустно). Сравнительная характеристика произведений с разными интонациями(весело- грустно).Форма. Занятие – рассуждение.
21. Летний день, замечательный праздник.-1 часСодержание. Песни мира, Песни о моем городе, Песни о дружбе, Песни о маме и для мамы, Песни лета, Песни моря, Песни – шутки, Песни – игры, Песни – загадки.Форма.Игровая и концертная деятельность.
Планируемые результаты первого года обучения:
- наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
- владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
- уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
- стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Первый год обучения.
№ урока | №п/п | Дата | Тема | Кол-во часов |
«Звучащий мой голос» | ||||
1 | 1 | Введение. | 1 | |
2 | 2 | Знакомство с голосовым аппаратом | 1 | |
3,4 | 3 | Детские песни в нашей жизни. | 2 | |
5,6 | 4 | Песенки из мультфильмов. | 2 | |
7 | 5 | Колыбельные песни. | 1 | |
8,9 | 6 | Осенние песни. | 2 | |
10,11 | 7 | Музыкальные игры и загадки. | 2 | |
12 | 8 | Волшебная страна звуков. | 1 | |
13,14 | 9 | В гостях у сказки. | 2 | |
15 | 10 | Добрым быть совсем не просто… | 1 | |
16 | 11 | Новогодний карнавал. | 1 | |
17,18 | 12 | Хороводные песни и шутки. Игры. | 2 | |
19,20 | 13 | Необычные звуки и голоса. | 2 | |
21,22 | 14 | Веселей встречай друзей. | 2 | |
23,24 | 15 | Весенний вальс. | 2 | |
25 | 16 | Мелодии дня. | 1 | |
26 | 17 | Музыкальные инструменты. | 1 | |
27,28 | 18 | Краски музыки и голоса. | 2 | |
29,30 | 19 | Музыкальная страна. | 2 | |
31,32 | 20 | Весело – грустно. | 2 | |
33 | 21 | Летний день, замечательный праздник. | 1 |
Список литературы для педагога:
1.Агапова И., Давыдова М. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. М.: «Дом. XXI век», 2008.
2. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1997.
3. Алиев Ю. Б. Настльная книга школьного учителя- музыканта. М.: Владос, 2000.
4. Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989.
5. Е.И.Юдина «Первые уроки музыки и творчества» - Москва "Аквариум" - 1999
6.Т.Е.Вендрова «Пусть музыка звучит» - Москва "Просвещение" - 1990
7. Д.Б.Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?» - Москва "Просвещение" - 1999
8. В.Емельянов «Развитие голоса» - Санкт-Петербург - 2000
9. М.Щетинин «Дыхательная гимнастика» А.Н.Стрельниковой - Москва "Метафора" - 2005
10. Т.А.Затямина «Современный урок музыки» - Москва "Глобус" - 2010
11. Л.В.Масленникова-Золина «Необычные уроки 1-4 классы» - Волгоград - 2010
12. В.Б.Григорович, З.М.Андреева «Слово о музыке» - М.: Просвещение, 1990
13. Н.А.Капишников «Музыкальный момент» - М.: Просвещение, 1991
Учебно-познавательная литература для учащихся
1. КабалевскийД.Б. Сила искусства.- М.: Владос, 2004.
2. Музыкальная азбука от А до Я. М.: Музыка, 1998.
3. Михеева Л. Словарь юного музыканта. М.: Сова, 2005.
4. Энциклопедия Искусство: музыка, театр, кино. М.6 Владос, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность. Программа кружка «Я – исследователь». Программа кружка "Занимательная информатика"
Представлена программа внеурочной деятельности кружка "Я - исследователь". Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжение...
ПРОГРАММА КРУЖКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « СИНЯЯ ПТИЦА» ( рассчитана на детей 1 классов) Срок реализации программы – 1 год
ПРОГРАММА КРУЖКАИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ« СИНЯЯ ПТИЦА»( рассчитана на детей 1 классов)Срок реализации программы – 1 год...
Рабочая программа кружка по программе English Theatre 2014-2015
Методическая разработка по внеурочной деятельности по английскому языку для учащихся первого и третьего годов обучения....
Программа кружка по внеурочной деятельности"Книголюбы" 1 класс на основе программы Л. А. Ефросининой «В мире книг» и дополнительного модуля программы Е. А. Найденовой курса "Литература народов России"
Рабочая программа кружка "Книголюбы" для 1 классов составлена на основе программы Л. А. Ефросининой «В мире книг» (Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — ...
Программа кружка «Азбука добрых дел» (программа "Школа России")
Программа кружка «Азбука добрых дел»...
Рабочая программа кружка "Веселая программа"
Пояснительная записка...
Рабочая программа кружка «Занимательная математика» (обще-интеллектуальной направленности) 4-5 класс. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результатыУ обучающегося будут сформированы:- учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной ...