"Симфоническая сказка петя и волк"
план-конспект урока по музыке (2 класс)

Конспект урока музыки "Симфоническая сказка Петя и волк"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykaaaa.docx37.4 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока музыки

Технологическая карта урока музыки во 2 классе 3 четверти

ФИО: Аннова Екатерина Эдуардовна

УМК: "Музыка" Е. Д. Критская 2 класс

Тема: Симфоническая сказка С. С. Прокофьева "Петя и волк"

Цель: формирование представления о  группах инструментов симфонического оркестра на примере симфонической сказки С. С. Прокофьева «Петя и Волк».

Задачи:

образовательные

развивающие

воспитательные

1) Познакомить с инструментами симфонического оркестра и жанром симфонической сказкой;

2) Познакомить с музыкальными темами персонажей сказок;

3) Способствовать формированию умения распознавать тембры отдельных инструментов

1) Способствовать развитию умения мыслить, размышлять над прослушанным музыкальным произведением.

2) Способствовать повышению творческой активности и заинтересованности учащихся.

3) Продолжить работу по развитию музыкального слуха (тембрового, звуковысотного).

4) Совершенствование вокально-хоровой навыков

1) Способствовать формированию  культуры слушания, исполнения;

2) Способствовать формированию эмоционально-образного и осознанного восприятия музыки

3) Воспитание культуру слушания

Муз. материал - Произведение для слушания: «Симфоническая сказка" С. Прокофьев. Разучивание - "Сказка будет впереди" слова В. Лугового, музыка Г. Гладкова

Оборудование: презентация, «Симфоническая сказка" С. Прокофьев, песня "Сказка будет впереди" музыка Г. Гладкова, смарт -доска, компьютер, карточки с заданиями, карточки самооценки

Этап

Деятельность

Формы деятельности

Виды деятельности

Методы

УУД

Предполагаемые результаты

учителя

обучающихся

Предметные

Личностные

Мотивационно –целевой этап

Музыкальное приветствие:

«Здравствуйте» муз.и сл. С. Коротаевой.

Ручки, ручки, просыпайтесь,

Здравствуйте!    

Ласковые ручки наши,

Здравствуйте!

Пальчики сердитые,Здравствуйте!               

И ладошки, наши крошки,

Здравствуйте! 

  

Сегодня мы с вами будем маленькими музыкантами и исследователями.

Проверим готовность к уроку.

Поворачивают ладошки туда, обратно, поют

Гладят ладошки, поют

Грозят пальчиком, поют

Хлопают в ладоши, поют

Слушают учителя

Проверяют готовность к уроку

Ф

Ф

И

Метод художественного контекста

Личностные: проявляют эмоциональную

отзывчивость на учителя.

Мотивация темы урока:

"Музыка – искусство, которое раскрывается перед слушателем в движении, постепенно, шаг за шагом (звук за звуком). Поэтому нет музыки без развития, даже когда она стремится изобразить полный покой, неподвижность" (Д. Б. Кабалевский).

-Я предлагаю вам представить, что наш класс на несколько мгновений превратился в концертный зал, с оркестром и дирижерами.

Что такое оркестр?

В Древней Греции оркестрой называлось место перед сценой, на котором помещался хор. Много позднее оркестром стали называть большие ансамбли музыкантов. Постепенно сложились определённые виды оркестра: духовой, эстрадный, оркестр народных инструментов, инструментов других народов и, конечно же, симфонический - самый полный и совершенный по звучанию.

Симфонический оркестр- это большой коллектив музыкантов, которые объединяются для совместного исполнения музыкальных произведений.

Каждый музыкант оркестра играет на своем

музыкальном инструменте. Инструменты разные, голоса у них разные, но под управлением опытного дирижера, звучат они слажено, и получается чудесная музыка. Во всём мире миллионы людей приходят на концерты, чтобы насладиться звучанием симфонического оркестра!

Ой, вы представляете, я случайно нажала неправильную кнопку на компьютере, и наша тема зашифровалась!

Я предлагаю вам разгадать этот шифр, и определить тему, ведь мы не можем без нее работать дальше, верно?

Тема урока «Симфоническая сказка», которую сочинил С. Прокофьев. Сочиняя музыку композитор использует звуки, ноты, а чтобы музыка зазвучала, нужны .. (музыканты)

Которые исполняют музыку на чем (муз. инструментах)

Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить на уроке?

Мы будем говорить об инструментах симфонического оркестра, познакомимся с симфонической сказкой С. Прокофьева "Петя и волк", научимся различать тембры инструментов симфонического оркестра.

Слушают учителя

Смотрят презентацию

Оркестр - (от др.-греч. орхестра, площадка для хора в античном театре) — коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах, во главе с дирижёром

Слушают учителя

Разгадывают шафир и определяют тему урока

Продолжают фразы учителя

Дети с помощью учителя формулируют задачи

Ф

Ф

Ф

П

Ф

Ф

Слушание

Метод художественного контекста

Метод забегание вперёд и возвращение к пройденному

Познавательные: проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Регулятивные:принимают исохраняют учебную задачу,сформированную учителем.

Личностные:проявляютположительное отношение кшколеиучебной

деятельности.

Проявляют интерес к отдельным видам музыкально–практической деятельности;

Содержательно- процессуальный

Вступительное слово:

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) - русский и советский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный писатель, шахматист первой категории. Он жил в 19 веке (около 200 лет назад). Особое место в творчестве композитора занимают детские темы. Композитор обладал не только редким музыкальным даром, но и ребяческим видением окружающего мира. Поэтому значительная часть его сочинений написана по мотивам сказок. С. С. Прокофьев, для того, чтобы познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра, по просьбе Н. И. Сац, симфоническую сказку "Петя и волк"

Слушание 1:

- Сейчас вы услышите симфоническую сказку С. С. Прокофьева, которую он назвал «Петя и волк».

-Послушайте и объясните, почему эта сказка именно «симфоническая»?

-О чем рассказывается в этой симфонической сказке?

-Как мы слушаем музыку? (В тишине, не разговариваем)

Слушание.

Обсуждение:

-Послушайте и объясните, почему эта сказка именно «симфоническая»?

- О чем рассказывается в этой симфоничесской сказке?

Слушание 2:

-Сейчас мы послушаем еще раз это произведение.

- Определите характер данного произведения.

- Какие музыкальные персонажи участвовали в этой симфоничесской сказке и какие инструменты рисуют их музыкальные портреты?

- Попробуйте определить музыкального кита.

слушание

Обсуждение:

- Какой характер имеет данное произведение?

 Каждый музыкальный инструмент в сказке характеризует определенное действующее лицо, так легче почувствовать выразительные возможности каждого инструмента. Каждый музыкальный инструмент симфонического оркестра, благодаря своему тембру (окраске звука), изображает своего героя. Тембр – это звучание, характерное для определённого музыкального инструмента. В сказке музыка передает не только тембр голоса, но и изображает движение, манеру походки. Композитор заставил «говорить» героев сказки языком разных музыкальных инструментов. Ведь каждый инструмент имеет свой голос-тембр)

- Какие музыкальные персонажи участвовали в этой симфоничесской сказке и какие инструменты рисуют их музыкальные портреты?

Главные персонажи:

Петя – струнно-смычковые инструменты (скрипка, альт, виолончель, контрабас). Это главный герой сказки. Его музыкальная тема напоминает и песню, и танец, и марш. Это не случайно. Ведь Петя - мальчик, такой же, как все дети, играет, веселится, танцует и поёт. Мелодия Пети исполняет две скрипки, скрипка-альт и виолончель. В «заключительном шествии» в конце сказки, становится понятно, что Петя-герой, он со своими друзьями поймал злого волка: музыка звучит торжественно, в темпе марша.

Дедушка – фагот (деревянно-духовой инструмент) - его ворчливого сердитого, характеризуют низкие звуки фагота.

Волк – валторна (медно-духовой инструмент) - лязгает зубами, характер страшного волка изображают три валторны. (В переводе с немецкого - лесной рог). Резкие звуки характеризуют хищника.

Птичка – флейта (деревянно-духовой инструмент).  

Кошка – кларнет (деревянно-духовой инструмент).  Хитрая и осмотрительная, крадущаяся на мягких лапках, её изображают отрывистые звуки кларнета.

Утка – гобой (деревянно-духовой инструмент). Крякает, её неторопливую поступь вперевалочку лучше всего характеризует «гнусавый» гобой.

Охотники-ударные инструменты (литавры и барабан). их осторожные шаги (не вспугнуть бы Волка!) передают четыре инструмента: флейта, кларнет, гобой, фагот. А выстрелы воинствующих охотников-тарелки и большой барабан

-Определите музыкального кита. (передавая манеру двигаться, композитор использует в сказке марш, но характеры этих маршей разные)

Карта самооценки слушания и анализа музыкального произведения

Внимательно слушают учителя

Настраиваются на слушание

Слушают произведение

Это сказка не обычная - это музыкальная, симфоническая сказка.  А называется она «симфонической», потому что написана для симфонического оркестра. Сергей Сергеевич Прокофьев был первым композитором, который решил познакомить ребят со звучанием симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.

В симфонической сказке «Петя и волк» рассказывается о смелом мальчике (пионере) Пете, который победил волка и спас маленькую птичку и утку.

Настраиваются на слушание

Слушают произведение

У каждого героя свой характер (мелодия веселая, беззаботная и т.д.)

Слушают учителя

Знакомятся с новым понятием

Обсуждают вопрос совместно с учителем

Заполняют карту самооценки

Ф

И

Ф

Ф

И

Ф

Ф

Ф

Ф

И

Слушание

Слушание

Размышления о музыке

Содержательного анализа музыкальных произведений

Содержательного анализа музыкальных произведений

Метод жизненных ассоциаций

Регулятивные:овладевают способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;осуществляют поиск средств её реализации в разных

формах и видах музыкальнойдеятельности;  

Познавательные: осознано и произвольно строят речевые высказывания;осваивают способы решения проблем творческого

характера в процессе восприятия, исполнения,оценки музыкальныхсочинений; овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установлениеаналогий в процессе интонационно - образного и жанрового, стилевого анализа музыкальныхсочинений и других видов музыкально-творческой

деятельности.

Коммуникативные: осуществляют продуктивноесотрудничество (общение, взаимодействие)  сосверстниками при решении музыкально-творческих

задач на уроках музыки; приобретаютумение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере,особенностях языка

музыкальныхпроизведенийв соответствии с задачами коммуникации.

Личностные:развивает музыкально-эстетическоечувство,проявляющееся в эмоционально – ценностном отношении к искусству.

Различают на слух инструменты симфонического оркестра, сопоставляют их с музыкальными образами симфонической сказки;

Выделяют изобразительность и выразительность в музыке;

Определяют по характеру музыки героев;

;

Осуществляют эмоциональное восприятие музыкальных произведений;

Проявляют интерес к отдельным видам музыкально–практической деятельности;

Физминутка

Если весело живется, Хлопай так: хлоп, хлоп. (Хлопки.) Если весело живется, Щелкай так: щелк, щелк. (Щелчки пальцами) Если весело живется, Делай так: (Хлопки ладонями по коленям.) Если весело живется, Топай так: топ, топ. Если весело живется, Делай все: хлоп – хлоп, Щелк – щелк, топ – топ. Хорошо! Если весело живется, Мы друг другу улыбнемся. Если весело живется, хорошо! Хорошо!

Участвуют в предложенной физминутке

И

МРД

Художественного контекста

ВХР

Вступительное слово:

-Любите ли вы сказки?

-И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости.

-Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, художников композиторов. В сказке может всё случиться: -Что-то ждёт нас впереди?

Сегодня мы с вами познакомимся с песней композитора Г. Гладкова, а называется она "Сказка будет впереди"

Показ:

-Сейчас, я предлагаю вам внимательно прослушать эту песню.

- Ваша задача подумать и понять:

1. Какой характер имеет песня?

2. О чем спорят Маша и Витя?

3. Какую картину вы можете себе представить?

Звучит «Сказка будет впереди» Г. Гладков

Обсуждение:

- Какой характер имеет эта песня? (радостный, веселый)

- О чем же спорят Маша и Витя? (Маша и Витя спорят о том, есть ли чудеса на свете)

- Что же вы представили, прослушав эту песню? (Различные картины из сказок)

Распевание:

Я предлагаю вам выучить и исполнить 1 куплет этой песни, но перед этим приведем в готовность свои легкие:

1 упр: «Воздушный шарик». Медленный глубокий вдох, на выдохе «ш»;

2 упр: «Самолет». «У-у-у» «Глисандо вверх»

3 упр: «День» (артикуляция/дикция)

Мы сегодня рано встали,

Потянулись, улыбнулись.

Вычистили зубки,

Пожевали язычок,

Можешь петь теперь дружок!

Разучивание: «Сказка будет впереди» Г. Гладков:

- пластическое интонирование;

- муз-ритмические движения.

Не бывает в наши дни чудес на свете!
Для тех, кто не верит в них сам.
Нет кощея: это знают даже дети!
А сказки живут тут и там.

- Сейчас, мы с вами будем разучивать 1 куплет по фразам: сначала проговариваю я, потом вы. (прием "Эхо")

- Теперь попробуем соединить фразы и пропеть полностью этот куплет (без музыки).

-Теперь, давайте попробуем с вами, прохлопать ритмический рисунок 1 куплета этой песни. Старайтесь четко произносить слова в ритме .

- Соединение фраз + исполнение:

Исполним 1 куплет песни под музыку.

-С какой песней мы с вами сегодня познакомились? ( "Сказка будет впереди")

- О чем она? О споре Маши и Вити)

Карта самооценки вокально-хоровой работы.

3задания:

1. Проведи мини-опрос у своего соседа по парте " Что он узнал о симфонической музыке?"

2. Рассмотри изображения групп инструментов симфонического оркестра. Напиши их название. (Карточки)

3. Определи, в какой последовательности в симфонической сказке "Петя и волк" появляются муз. инструменты. Голоса этих инструментов вам помогут. (фронтальная проверка

Отвечают на вопросы

Слушают учителя

Настраиваются на слушание песни

Участвуют в обсуждении прослушанной песни

Выполняют упражнения для распевания

Совместно с учителем разучивают 1 куплет песни

Разучивают 1 куплет по фразам

Поют 1 куплет песни

Прохлопыввют ритмический рисунок песни.

Исполняют 1 куплет песнипесни

Заполняют карту самооценки

Проводят мини-опрос у своего соседа по парте

Выполняют задание на карточках, проверяют по образцу (презентация)

Слушают голоса инструментов и определяют последовательность

Ф

И

Ф

И

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

И

Ф

И

И

Слушание

МРД

Пение

Художественного контекста

Содержательного анализа музыкальных произведений

Сочинение сочиненного

Метод музыкальных обобщений

Коммуникативные: осуществляют продуктивноесотрудничество (общение, взаимодействие)  сосверстниками при решении музыкально-творческих

задач на уроках музыки; приобретаютумение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере,особенностях языка

музыкальныхпроизведенийв соответствии с задачами коммуникации.

Личностные:развивает музыкально-эстетическоечувство,проявляющееся в эмоционально – ценностном отношении к искусству.

Передают собственные музыкальные впечатления с помощьюкакого – либо вида музыкально – творческой деятельности;

Выступают в роли слушателей;

Эмоционально откликаются на исполнение музыкальных произведений

Владеют навыкамисотрудничествасучителемисверстниками.

Рефлексивно-оценочны

Подведение итога урока с возвратом ксодержанию мотивационно –целевого этапа:

-Произведение какого композитора помогло нам раскрыть тему нашего урока? (Симфоническая сказка "Петя и волк" С. С. Прокофьева)

-С какими инструментами мы познакомились? (инструменты симфонического оркестра)

-Что же такое симфоническая сказка? (это муз.сказка, где играет симфонический оркестр)

Выявление уровня достижения поставленной цели и задач:

Прием рефлексии «Лестница

успеха»: На нижней ступени написать: не

понравился урок и почему? На средней ступени написать не очень понравился и почему?

На верхней ступени написать понравился и почему?

Рефлексия учителя – выставление оценок.

Домашнее задание:

Нарисовать мультфильм по произведению С. Прокофьева "Петя и волк"

Участвуют в предложенной рефлексии

Отвечают на вопросы

Проводят самооценку делательности на уроке (прохлопыввют ритм)

Слушают информацию о домашнем задании

Ф

Ф

И

Ф

И

Слушание

Метод музыкальных обобщений

Регулятивные:открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной)

деятельности

Регулятивные: принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития

Песня Г. Гладкова "Сказка будет впереди", слова В. Луговой:

Не бывает в наши дни чудес на свете!

Для тех, кто не верит в них сам.

Нет кощея: это знают даже дети!

А сказки живут тут и там.

Лукоморья нет на карте,

Значит в сказку нет пути!

Это присказка, не сказка-

Сказка будет впереди.

Есть на курьих ножках в сказке той избушка.

Поверить в такое смешно!

Там в царевну превращается лягушка.

Что смысла в наш век лишино!

Лукоморья нет на карте,

Значит в сказку нет пути!

Это присказка, не сказка-

Сказка будет впереди.

На вопросы нам наука даст ответы.

А в лесу белоснежка живёт.

К дальним звёздам отправляются рокеты!

Но есть и ковёр-самолёт.

Лукоморья нет на карте,

Значит в сказку нет пути!

Это присказка, не сказка-

Сказка будет впереди!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С.С.Прокофьев симфоническая сказка "Петя и волк"

В данной презентации представлено начало сказки с музыкальными темами основных героев и одновременной демонстрацией фото  звучащих инструментов и героев сказки. ...

Мультимедийная презентация для урока музыки во 2 классе по Сергеевой, Критской "Симфоническая сказка. Петя и волк"

Данная мультимедийная презентация предназначена для использования на уроке музыки во 2 классе, в 4 четверти,  по теме "Симфоническая сказка. Петя и волк"....

Конспект урока : С.Прокофьев Симфоническая сказка "Петя и волк"

Симфоническая сказка "Петя и волк" ,Н.И.Сац,Детский музыкальный театр...

С.С.Прокофьев. Симфоническая сказка "Петя и волк"

конспект открытого урока для 2 класса по теме: Тембр. Тембровые средства выразительности в музыке....

Методическое пособие к уроку музыки:Интерактивный тренажер по теме « Симфоническая сказка «Петя и волк» С. С. Прокофьева» 2 класс

Данное пособие возможно использовать  для групповой или индивидуальной форме работы ,позволяет  закрепить,проверить,оценить полученные по  знания по теме:"Симфоническая сказка...

Конспект урока музыки по теме: Симфоническая сказка «Петя и волк»

Конспект урока музыки  по теме: Симфоническая сказка «Петя и волк»2 классПрограмма «Музыка» Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина...