"Симфоническая сказка петя и волк"
план-конспект урока по музыке (2 класс)
Конспект урока музыки "Симфоническая сказка Петя и волк"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykaaaa.docx | 37.4 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока музыки
Технологическая карта урока музыки во 2 классе 3 четверти
ФИО: Аннова Екатерина Эдуардовна
УМК: "Музыка" Е. Д. Критская 2 класс
Тема: Симфоническая сказка С. С. Прокофьева "Петя и волк"
Цель: формирование представления о группах инструментов симфонического оркестра на примере симфонической сказки С. С. Прокофьева «Петя и Волк».
Задачи:
образовательные | развивающие | воспитательные |
1) Познакомить с инструментами симфонического оркестра и жанром симфонической сказкой; 2) Познакомить с музыкальными темами персонажей сказок; 3) Способствовать формированию умения распознавать тембры отдельных инструментов | 1) Способствовать развитию умения мыслить, размышлять над прослушанным музыкальным произведением. 2) Способствовать повышению творческой активности и заинтересованности учащихся. 3) Продолжить работу по развитию музыкального слуха (тембрового, звуковысотного). 4) Совершенствование вокально-хоровой навыков | 1) Способствовать формированию культуры слушания, исполнения; 2) Способствовать формированию эмоционально-образного и осознанного восприятия музыки 3) Воспитание культуру слушания |
Муз. материал - Произведение для слушания: «Симфоническая сказка" С. Прокофьев. Разучивание - "Сказка будет впереди" слова В. Лугового, музыка Г. Гладкова
Оборудование: презентация, «Симфоническая сказка" С. Прокофьев, песня "Сказка будет впереди" музыка Г. Гладкова, смарт -доска, компьютер, карточки с заданиями, карточки самооценки
Этап | Деятельность | Формы деятельности | Виды деятельности | Методы | УУД | Предполагаемые результаты | ||
учителя | обучающихся | Предметные | Личностные | |||||
Мотивационно –целевой этап | Музыкальное приветствие: «Здравствуйте» муз.и сл. С. Коротаевой. Ручки, ручки, просыпайтесь, Здравствуйте! Ласковые ручки наши, Здравствуйте! Пальчики сердитые,Здравствуйте! И ладошки, наши крошки, Здравствуйте!
Сегодня мы с вами будем маленькими музыкантами и исследователями. Проверим готовность к уроку. | Поворачивают ладошки туда, обратно, поют Гладят ладошки, поют Грозят пальчиком, поют Хлопают в ладоши, поют Слушают учителя Проверяют готовность к уроку | Ф Ф И | Метод художественного контекста | Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на учителя. | |||
Мотивация темы урока: "Музыка – искусство, которое раскрывается перед слушателем в движении, постепенно, шаг за шагом (звук за звуком). Поэтому нет музыки без развития, даже когда она стремится изобразить полный покой, неподвижность" (Д. Б. Кабалевский). -Я предлагаю вам представить, что наш класс на несколько мгновений превратился в концертный зал, с оркестром и дирижерами. Что такое оркестр? В Древней Греции оркестрой называлось место перед сценой, на котором помещался хор. Много позднее оркестром стали называть большие ансамбли музыкантов. Постепенно сложились определённые виды оркестра: духовой, эстрадный, оркестр народных инструментов, инструментов других народов и, конечно же, симфонический - самый полный и совершенный по звучанию. Симфонический оркестр- это большой коллектив музыкантов, которые объединяются для совместного исполнения музыкальных произведений. Каждый музыкант оркестра играет на своем музыкальном инструменте. Инструменты разные, голоса у них разные, но под управлением опытного дирижера, звучат они слажено, и получается чудесная музыка. Во всём мире миллионы людей приходят на концерты, чтобы насладиться звучанием симфонического оркестра! Ой, вы представляете, я случайно нажала неправильную кнопку на компьютере, и наша тема зашифровалась! Я предлагаю вам разгадать этот шифр, и определить тему, ведь мы не можем без нее работать дальше, верно? Тема урока «Симфоническая сказка», которую сочинил С. Прокофьев. Сочиняя музыку композитор использует звуки, ноты, а чтобы музыка зазвучала, нужны .. (музыканты) Которые исполняют музыку на чем (муз. инструментах) Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить на уроке? Мы будем говорить об инструментах симфонического оркестра, познакомимся с симфонической сказкой С. Прокофьева "Петя и волк", научимся различать тембры инструментов симфонического оркестра. | Слушают учителя Смотрят презентацию Оркестр - (от др.-греч. орхестра, площадка для хора в античном театре) — коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах, во главе с дирижёром Слушают учителя Разгадывают шафир и определяют тему урока Продолжают фразы учителя Дети с помощью учителя формулируют задачи | Ф Ф Ф П Ф Ф | Слушание | Метод художественного контекста Метод забегание вперёд и возвращение к пройденному | Познавательные: проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; Регулятивные:принимают исохраняют учебную задачу,сформированную учителем. Личностные:проявляютположительное отношение кшколеиучебной деятельности. | Проявляют интерес к отдельным видам музыкально–практической деятельности; | ||
Содержательно- процессуальный | Вступительное слово: Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) - русский и советский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный писатель, шахматист первой категории. Он жил в 19 веке (около 200 лет назад). Особое место в творчестве композитора занимают детские темы. Композитор обладал не только редким музыкальным даром, но и ребяческим видением окружающего мира. Поэтому значительная часть его сочинений написана по мотивам сказок. С. С. Прокофьев, для того, чтобы познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра, по просьбе Н. И. Сац, симфоническую сказку "Петя и волк" Слушание 1: - Сейчас вы услышите симфоническую сказку С. С. Прокофьева, которую он назвал «Петя и волк». -Послушайте и объясните, почему эта сказка именно «симфоническая»? -О чем рассказывается в этой симфонической сказке? -Как мы слушаем музыку? (В тишине, не разговариваем) Слушание. Обсуждение: -Послушайте и объясните, почему эта сказка именно «симфоническая»? - О чем рассказывается в этой симфоничесской сказке? Слушание 2: -Сейчас мы послушаем еще раз это произведение. - Определите характер данного произведения. - Какие музыкальные персонажи участвовали в этой симфоничесской сказке и какие инструменты рисуют их музыкальные портреты? - Попробуйте определить музыкального кита. слушание Обсуждение: - Какой характер имеет данное произведение? Каждый музыкальный инструмент в сказке характеризует определенное действующее лицо, так легче почувствовать выразительные возможности каждого инструмента. Каждый музыкальный инструмент симфонического оркестра, благодаря своему тембру (окраске звука), изображает своего героя. Тембр – это звучание, характерное для определённого музыкального инструмента. В сказке музыка передает не только тембр голоса, но и изображает движение, манеру походки. Композитор заставил «говорить» героев сказки языком разных музыкальных инструментов. Ведь каждый инструмент имеет свой голос-тембр) - Какие музыкальные персонажи участвовали в этой симфоничесской сказке и какие инструменты рисуют их музыкальные портреты? Главные персонажи: Петя – струнно-смычковые инструменты (скрипка, альт, виолончель, контрабас). Это главный герой сказки. Его музыкальная тема напоминает и песню, и танец, и марш. Это не случайно. Ведь Петя - мальчик, такой же, как все дети, играет, веселится, танцует и поёт. Мелодия Пети исполняет две скрипки, скрипка-альт и виолончель. В «заключительном шествии» в конце сказки, становится понятно, что Петя-герой, он со своими друзьями поймал злого волка: музыка звучит торжественно, в темпе марша. Дедушка – фагот (деревянно-духовой инструмент) - его ворчливого сердитого, характеризуют низкие звуки фагота. Волк – валторна (медно-духовой инструмент) - лязгает зубами, характер страшного волка изображают три валторны. (В переводе с немецкого - лесной рог). Резкие звуки характеризуют хищника. Птичка – флейта (деревянно-духовой инструмент). Кошка – кларнет (деревянно-духовой инструмент). Хитрая и осмотрительная, крадущаяся на мягких лапках, её изображают отрывистые звуки кларнета. Утка – гобой (деревянно-духовой инструмент). Крякает, её неторопливую поступь вперевалочку лучше всего характеризует «гнусавый» гобой. Охотники-ударные инструменты (литавры и барабан). их осторожные шаги (не вспугнуть бы Волка!) передают четыре инструмента: флейта, кларнет, гобой, фагот. А выстрелы воинствующих охотников-тарелки и большой барабан -Определите музыкального кита. (передавая манеру двигаться, композитор использует в сказке марш, но характеры этих маршей разные) Карта самооценки слушания и анализа музыкального произведения | Внимательно слушают учителя Настраиваются на слушание Слушают произведение Это сказка не обычная - это музыкальная, симфоническая сказка. А называется она «симфонической», потому что написана для симфонического оркестра. Сергей Сергеевич Прокофьев был первым композитором, который решил познакомить ребят со звучанием симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки. В симфонической сказке «Петя и волк» рассказывается о смелом мальчике (пионере) Пете, который победил волка и спас маленькую птичку и утку. Настраиваются на слушание Слушают произведение У каждого героя свой характер (мелодия веселая, беззаботная и т.д.) Слушают учителя Знакомятся с новым понятием Обсуждают вопрос совместно с учителем Заполняют карту самооценки | Ф И Ф Ф И Ф Ф Ф Ф И | Слушание Слушание | Размышления о музыке Содержательного анализа музыкальных произведений Содержательного анализа музыкальных произведений Метод жизненных ассоциаций | Регулятивные:овладевают способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;осуществляют поиск средств её реализации в разных формах и видах музыкальнойдеятельности; Познавательные: осознано и произвольно строят речевые высказывания;осваивают способы решения проблем творческого характера в процессе восприятия, исполнения,оценки музыкальныхсочинений; овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установлениеаналогий в процессе интонационно - образного и жанрового, стилевого анализа музыкальныхсочинений и других видов музыкально-творческой деятельности. Коммуникативные: осуществляют продуктивноесотрудничество (общение, взаимодействие) сосверстниками при решении музыкально-творческих задач на уроках музыки; приобретаютумение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере,особенностях языка музыкальныхпроизведенийв соответствии с задачами коммуникации. Личностные:развивает музыкально-эстетическоечувство,проявляющееся в эмоционально – ценностном отношении к искусству. | Различают на слух инструменты симфонического оркестра, сопоставляют их с музыкальными образами симфонической сказки; Выделяют изобразительность и выразительность в музыке; Определяют по характеру музыки героев; ; | Осуществляют эмоциональное восприятие музыкальных произведений; Проявляют интерес к отдельным видам музыкально–практической деятельности; |
Физминутка Если весело живется, Хлопай так: хлоп, хлоп. (Хлопки.) Если весело живется, Щелкай так: щелк, щелк. (Щелчки пальцами) Если весело живется, Делай так: (Хлопки ладонями по коленям.) Если весело живется, Топай так: топ, топ. Если весело живется, Делай все: хлоп – хлоп, Щелк – щелк, топ – топ. Хорошо! Если весело живется, Мы друг другу улыбнемся. Если весело живется, хорошо! Хорошо! | Участвуют в предложенной физминутке | И | МРД | Художественного контекста | ||||
ВХР Вступительное слово: -Любите ли вы сказки? -И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости. -Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, художников композиторов. В сказке может всё случиться: -Что-то ждёт нас впереди? Сегодня мы с вами познакомимся с песней композитора Г. Гладкова, а называется она "Сказка будет впереди" Показ: -Сейчас, я предлагаю вам внимательно прослушать эту песню. - Ваша задача подумать и понять: 1. Какой характер имеет песня? 2. О чем спорят Маша и Витя? 3. Какую картину вы можете себе представить? Звучит «Сказка будет впереди» Г. Гладков Обсуждение: - Какой характер имеет эта песня? (радостный, веселый) - О чем же спорят Маша и Витя? (Маша и Витя спорят о том, есть ли чудеса на свете) - Что же вы представили, прослушав эту песню? (Различные картины из сказок) Распевание: Я предлагаю вам выучить и исполнить 1 куплет этой песни, но перед этим приведем в готовность свои легкие: 1 упр: «Воздушный шарик». Медленный глубокий вдох, на выдохе «ш»; 2 упр: «Самолет». «У-у-у» «Глисандо вверх» 3 упр: «День» (артикуляция/дикция) Мы сегодня рано встали, Потянулись, улыбнулись. Вычистили зубки, Пожевали язычок, Можешь петь теперь дружок! Разучивание: «Сказка будет впереди» Г. Гладков: - пластическое интонирование; - муз-ритмические движения. Не бывает в наши дни чудес на свете! - Сейчас, мы с вами будем разучивать 1 куплет по фразам: сначала проговариваю я, потом вы. (прием "Эхо") - Теперь попробуем соединить фразы и пропеть полностью этот куплет (без музыки). -Теперь, давайте попробуем с вами, прохлопать ритмический рисунок 1 куплета этой песни. Старайтесь четко произносить слова в ритме . - Соединение фраз + исполнение: Исполним 1 куплет песни под музыку. -С какой песней мы с вами сегодня познакомились? ( "Сказка будет впереди") - О чем она? О споре Маши и Вити) Карта самооценки вокально-хоровой работы. 3задания: 1. Проведи мини-опрос у своего соседа по парте " Что он узнал о симфонической музыке?" 2. Рассмотри изображения групп инструментов симфонического оркестра. Напиши их название. (Карточки) 3. Определи, в какой последовательности в симфонической сказке "Петя и волк" появляются муз. инструменты. Голоса этих инструментов вам помогут. (фронтальная проверка | Отвечают на вопросы Слушают учителя Настраиваются на слушание песни Участвуют в обсуждении прослушанной песни Выполняют упражнения для распевания Совместно с учителем разучивают 1 куплет песни Разучивают 1 куплет по фразам Поют 1 куплет песни Прохлопыввют ритмический рисунок песни. Исполняют 1 куплет песнипесни Заполняют карту самооценки Проводят мини-опрос у своего соседа по парте Выполняют задание на карточках, проверяют по образцу (презентация) Слушают голоса инструментов и определяют последовательность | Ф И Ф И Ф Ф Ф Ф Ф И Ф И И | Слушание МРД Пение | Художественного контекста Содержательного анализа музыкальных произведений Сочинение сочиненного Метод музыкальных обобщений | Коммуникативные: осуществляют продуктивноесотрудничество (общение, взаимодействие) сосверстниками при решении музыкально-творческих задач на уроках музыки; приобретаютумение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере,особенностях языка музыкальныхпроизведенийв соответствии с задачами коммуникации. Личностные:развивает музыкально-эстетическоечувство,проявляющееся в эмоционально – ценностном отношении к искусству. | Передают собственные музыкальные впечатления с помощьюкакого – либо вида музыкально – творческой деятельности; Выступают в роли слушателей; Эмоционально откликаются на исполнение музыкальных произведений | Владеют навыкамисотрудничествасучителемисверстниками. | |
Рефлексивно-оценочны | Подведение итога урока с возвратом ксодержанию мотивационно –целевого этапа: -Произведение какого композитора помогло нам раскрыть тему нашего урока? (Симфоническая сказка "Петя и волк" С. С. Прокофьева) -С какими инструментами мы познакомились? (инструменты симфонического оркестра) -Что же такое симфоническая сказка? (это муз.сказка, где играет симфонический оркестр) Выявление уровня достижения поставленной цели и задач: Прием рефлексии «Лестница успеха»: На нижней ступени написать: не понравился урок и почему? На средней ступени написать не очень понравился и почему? На верхней ступени написать понравился и почему? Рефлексия учителя – выставление оценок. Домашнее задание: Нарисовать мультфильм по произведению С. Прокофьева "Петя и волк" | Участвуют в предложенной рефлексии Отвечают на вопросы Проводят самооценку делательности на уроке (прохлопыввют ритм) Слушают информацию о домашнем задании | Ф Ф И Ф И | Слушание | Метод музыкальных обобщений | Регулятивные:открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности Регулятивные: принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития |
Песня Г. Гладкова "Сказка будет впереди", слова В. Луговой:
Не бывает в наши дни чудес на свете!
Для тех, кто не верит в них сам.
Нет кощея: это знают даже дети!
А сказки живут тут и там.
Лукоморья нет на карте,
Значит в сказку нет пути!
Это присказка, не сказка-
Сказка будет впереди.
Есть на курьих ножках в сказке той избушка.
Поверить в такое смешно!
Там в царевну превращается лягушка.
Что смысла в наш век лишино!
Лукоморья нет на карте,
Значит в сказку нет пути!
Это присказка, не сказка-
Сказка будет впереди.
На вопросы нам наука даст ответы.
А в лесу белоснежка живёт.
К дальним звёздам отправляются рокеты!
Но есть и ковёр-самолёт.
Лукоморья нет на карте,
Значит в сказку нет пути!
Это присказка, не сказка-
Сказка будет впереди!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
С.С.Прокофьев симфоническая сказка "Петя и волк"
В данной презентации представлено начало сказки с музыкальными темами основных героев и одновременной демонстрацией фото звучащих инструментов и героев сказки. ...
Мультимедийная презентация для урока музыки во 2 классе по Сергеевой, Критской "Симфоническая сказка. Петя и волк"
Данная мультимедийная презентация предназначена для использования на уроке музыки во 2 классе, в 4 четверти, по теме "Симфоническая сказка. Петя и волк"....
Конспект урока : С.Прокофьев Симфоническая сказка "Петя и волк"
Симфоническая сказка "Петя и волк" ,Н.И.Сац,Детский музыкальный театр...
С.С.Прокофьев. Симфоническая сказка "Петя и волк"
конспект открытого урока для 2 класса по теме: Тембр. Тембровые средства выразительности в музыке....
Стихи — подсказки к симфонической сказке С. С. Прокофьева «Петя и волк». Все мы знаем и любим замечательную симфоническую сказку "Петя и волк", которая так замечательно знакомит детей с тембрами музыкальных инструментов. Заметила, что дети довольно легк
Стихи — подсказки к симфонической сказке С. С. Прокофьева «Петя и волк». Все мы знаем и любим известную симфоническую сказку "Петя ...
Методическое пособие к уроку музыки:Интерактивный тренажер по теме « Симфоническая сказка «Петя и волк» С. С. Прокофьева» 2 класс
Данное пособие возможно использовать для групповой или индивидуальной форме работы ,позволяет закрепить,проверить,оценить полученные по знания по теме:"Симфоническая сказка...
Конспект урока музыки по теме: Симфоническая сказка «Петя и волк»
Конспект урока музыки по теме: Симфоническая сказка «Петя и волк»2 классПрограмма «Музыка» Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина...