С.С.Прокофьев. Симфоническая сказка "Петя и волк"
план-конспект урока по музыке (2 класс) на тему

Азизова Алевтина Исааковна

конспект открытого урока для 2 класса по теме: Тембр. Тембровые средства выразительности в музыке.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ открытого УРОКА МУЗЫКИ ВО 2-М «Б» КЛАССЕ.

Учитель музыки     Азизова Алевтина Исааковна

Тема урока: Тембр. Тембровые краски музыкальных инструментов.

Цели:

  • Закрепить знания учащихся о тембровых красках ФЛЕЙТЫ, СКРИПКИ, ГОБОЯ,  

КЛАРНЕТА, ФАГОТА, ВАЛТОРНЫ, БАРАБАНА и ЛИТАВРЫ.

  • Раскрыть взаимосвязь тембра  и характера музыкальных образов.

              Задачи:

  • Развивать: ритмический и интонационный музыкальный слух;
  • - Тембровое восприятие музыки;
  • - Умение анализировать, сравнивать, обобщать музыкальное произведение;
  • - освоение музыкальной грамотности;
  • Выразительное исполнение мелодий на свирели.

             Музыкальный материал к уроку:

  •   С.С.Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»;
  • Мелодии для исполнения на свирели;

            Демонстрационный материал к уроку:

  • Презентация симфонической сказке «Петя и волк»;
  • Портрет С.С.Прокофьева;
  • Музыкальный инструмент: СВИРЕЛЬ, шумовые музыкальные инструменты;

ХОД УРОКА

Собираются родители и занимают приготовленные места и следом учащиеся проходят к своим местам.

Звучит пьеса С. Прокофьева: «Сказочка». В класс входят дети.

Учитель: Здравствуйте, уважаемые родители!  Здравствуйте, ребята!

Ребята, знакома ли вам музыка, под которую вы вошли в класс?

- Ответы  детей…

Учитель:  правильно, это пьеса С.Прокофьева «Сказочка». Она прозвучала неслучайно.

Сегодня мы с вами будем путешествовать в сказку. Будем слушать  симфоническую сказку С.С. Прокофьева «Петя и волк».

Почему симфоническую? - Потому что сказку вам будут рассказывать инструменты симфонического оркестра.

Мы с вами уже знаем инструменты симфонического оркестра: это духовые инструменты. Назовите инструменты деревянной группы инструментов:

Дети.                  1.флейта;

                             2. гобой;

                             3. Кларнет;

                             Фагот.

Учитель.  Вспомните инструменты симфонического оркестра медной группы:

Дети.   1.труба;

             2. валторна;

             3. тромбон;

             4. туба.

Учитель. Молодцы. Вспомнили инструменты симфонического оркестра.

Называю героев симфонической сказки:  это Петя, дедушка, птичка, утка, кошка, волк и охотники. (запись на доске)

Главный герой сказки -  мальчик Петя. Поэтому и сказка называется  «Петя и волк».

И так, ребята, сели поудобней, начинаем слушать и представлять сказку и, конечно же, угадывать инструменты, которые озвучивают героев сказки.

  1. Слайд-шоу №1

Прослушивание музыки с остановками для обсуждения соответствия тембров инструментов, озвучивающих героев сказки.

  1. Слайд-шоу №2

Учитель:  /останавливает музыку на теме Пети/ - Ребята, какие инструменты сейчас прозвучали?

Ответы  детей….

Учитель: да, это скрипки.  

Учитель: Опишите голос скрипки. Какой он?

Ответы детей…

  1. Слайд-шоу №3

Учитель:  как вы думаете – почему Прокофьев дал скрипке рассказывать про Петю? Петя какой? - Злой или добрый?

Ответы детей…

Учитель: Правильно. И скрипка звучит светло, мягко и очень по-доброму. Поэтому С. С. Прокофьев поручил выразить характеристику Пети скрипкам. Слушаем дальше…

Звучит тема птички.  Дети узнают тембр флейты. Определяют её к деревянной духовой группе симфонического оркестра. Характеризуют тембр флейты как - чистый, звонкий, высокий, полетный, легкий…

Слайд-шоу №4

Тема утки. Дети определяют инструмент (Это гобой), дают тембровую характеристику: хрипловатый, не чистый, чуть гнусавый, подходит голосу утки…

Слайд-шоу №5

Учитель: вы правы, ребята, по тембру гобой очень подходит утке.    А сейчас должна появиться кошка…  - Какой инструмент изображает кошку? /музыкальный фрагмент/

Ответы  детей.   /Кларнет/ - тембр вкрадчивый, мягкий, мелодичный, ярко создает образ хитрой кошки…

Слайд-шоу №6

Учитель:  следующий  герой – дедушка. Он пожилой, немного ворчливый, но добрый. С. Прокофьев какому инструменту доверил озвучить роль дедушки и почему?.

/фрагмент темы дедушки  /

Дети. Это духовой инструмент с низким голосом.

Его голос низкий и ворчливый. Дедушка сердится, потому что волнуется за Петю, ведь из леса может прийти волк. Это фагот.

Слайд-шоу №7

Учитель: да, это правильно. Тембр фагота действительно низкий и чуть ворчливый.

Учитель: Ну, а теперь пора появиться волку. Сейчас прозвучат три одинаковых инструмента.

  Слушайте и угадывайте.  /Музыкальный фрагмент- появление волка/

Учитель: Что это за тембр?

Дети: Это какой-то духовой инструмент.  Тембр очень низкий, пугающий, грозный. Звук как - будто стелется, крадется…

Учитель: Вы правы. Это три валторны. Звучали в низком регистре и довольно точно описали волка и его повадки.

 слайд № 8

Учитель: ребята, а если бы С. С. Прокофьев волка изобразил голосом флейты или скрипки, - вы бы согласились с такой музыкой?

Дети:        /ответы  детей…/

Учитель: И я не соглашусь, потому что все должно быть в соответствии с характером и художественным образом.

Учитель: Мы подошли к завершению нашей симфонической сказки,  ждем охотников…

/Музыкальный фрагмент появления охотников/

Учитель: Вы слышали выстрелы охотников. А какие инструменты могут изобразить выстрелы?

Дети:  Догадки и рассуждения детей.   - Звучали барабаны.

Учитель:  Да, это были ударные инструменты: барабаны и литавры.

  /Слайд  №9   /

С ударными инструментами  вы знакомы с детского сада.

Учитель: Ребята, сказка закончилась. Пора подводить итоги.

  1. Как называется симфоническая сказка?
  2. Почему сказка называется симфоническая?
  3. Напомните композитора, написавшего это произведение?
  4. Назовите героев сказки и музыкальные инструменты, озвучивающие их.

Учитель. Коротко ответьте на вопросы:

1.Я узнал новое на уроке: (симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк»;

2.Мне было интересно на уроке…

3. Мне было скучно на уроке…

4. Я оцениваю свою активность на уроке…

Учитель: Спасибо за работу на уроке и за справедливую оценку своей активности.

  А сейчас узнайте, пожалуйста, тембр еще одного инструмента.

/За дверью девочка играет на свирели/

Дети: Это свирель!

Учитель: да, это тембр нашей любимой свирели.

Учитель. Переходим ко второй части нашего урока. Будем музицировать на свирели.

Обобщение темы.

Завершение урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С.С.Прокофьев симфоническая сказка "Петя и волк"

В данной презентации представлено начало сказки с музыкальными темами основных героев и одновременной демонстрацией фото  звучащих инструментов и героев сказки. ...

Конспект урока : С.Прокофьев Симфоническая сказка "Петя и волк"

Симфоническая сказка "Петя и волк" ,Н.И.Сац,Детский музыкальный театр...

План-конспект по музыке на тему "Симфоническая сказка «Петя и Волк» С. Прокофьев"

Конспект урока музыки на тему "Симфоническая сказка "Петя и Волк" С. Прокофьев"...

Урок музыки во 2 классе по теме: "Симфоническая сказка. С.С. Прокофьев "Петя и волк"

Главными задачами, стоящими перед учителем на уроке по теме: "Симфоническая сказка. С.С. Прокофьев "Петя и волк" являются:Познакомить с инструментами симфонического...

Тема: «Симфоническая сказка. Петя и волк» С.С. Прокофьев. 3 класс.

У детей особое отношение к музыке. Так как это искусство временное – его нельзя потрогать или рассмотреть, поэтому при подборе музыкального материала для урока стоит отдавать предпочтение ярким ...