Музыка в 3 классе на тему "Опера Римского-Корсакова "Снегурочка""
план-конспект урока по музыке (3 класс)
Конспект для 3 класса на тему: Опера Римского-Косакова "Снегурочка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект по музыке на тему "Опера римского-Корсакова "Снегурочка"" | 47 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: Опера Римского-Корсакова «Снегурочка». Волшебное дитя природы.
Тип урока:открытие новых знаний
Класс: 3
Цель: привлечь внимание учащихся к произведению крупных форм – оперы,
разбираться в музыкальной драматургии произведения на основе освоения
принципов музыкально – симфонического развития.
Образовательная задача:
- побудить учащихся к творчеству на основе совокупного восприятия
художественных и музыкальных образов,
- воздействовать на чувства и эмоции детей,
- уметь определять и сравнивать характер, настроение, средства выразительности в музыкальном произведении.
Развивающая задача:
- развивать умения творческих способностей учащихся видеть и слышать в понимании жизненного смысла произведения.
Воспитательная задача:
- воспитывать интерес и бережное отношение к культурному наследию народа.
Методы обучения: беседа, показ слайдов, прослушивание аудиозаписей.
Формы организации урока: устный опрос (индивидуальный и групповой).
Комплексно – методическое обеспечение: проектор для мультимедийных слайдов, компьютер, компакт – диск, пианино, ноты к музыкальному произведению.
Ход урока.
Организационный момент.
- Здравствуйте ребята! Я вижу, что настроение у вас хорошее, вы готовы к уроку и можно начинать наше путешествие в мир музыки.
На уроках музыки и чтения вы не раз отправлялись в удивительную страну сказок. Мы говорили, что источник сказок - сама жизнь, мечты человека, окружающая природа.
Сегодня мы проникнем в сказочную страну, созданную в пьесе «Снегурочка», А.Н. Островским в 1873 г. И в опере «Снегурочка» написанной по сюжету этой пьесы в 1881 г. Н.А. Римским – Корсаковым.
Мы услышим, как проявилась неисчерпаемая фантазия композитора в создании сказочного персонажа и волшебных картин природы в жанре оперы. Посмотрим, как в литературе и в музыке показан образ Снегурочки превращение её из существа волшебного в земное.
Сюжет вам известен, события происходят в Берендеевом царстве.
Слайды №1: природа, Берендеева слобода, Мать – весна.
В глухих, дремучих лесах скрывает Дед Мороз свою дочку Снегурочку, родившуюся от союза Тепла и Холода, дочку Деда Мороза и Весны – Красны. Оберегает отец Снегурочку от Ярилы – Солнца. Но вот однажды весенним утром в слободке берендеев появилась юная красавица, нежная и хрупкая Снегурочка. Её давно манили люди, людские песни, которые пел молодой пастух Лель. Она не понимала, но хотела понять, что движет людьми. Если Римский – Корсаков создавал оперу по сказке Островского, может быть поэтические строки подскажут вам суть характера Снегурочки, её интонационный строй? Вслушайтесь!
Попробуйте отыскать в тексте « музыкальные зацепки».
Слайд №2: (текст)
-Каков же портрет Снегурочки? Какой предстаёт она при первой встрече? Д.: она весёлая, очень хочется водить с подружками хороводы, ходить по ягоды.
- А когда ей бывает грустно?
- Когда она одинока.
- В её жизни есть тревоги, заботы?
- Нет. Ей легко живётся на белом свете.
- И какую музыку вы бы вложили в уста Снегурочки?
- Весёлую, танцевальную, близкую к хороводным.
- А какие в ней будут интонации?
- Русские.
- Почему?
- Ведь она слышит от девушек, от Леля русские народные песни. В мелодии Снегурочки должны быть и лирические интонации, ведь она часто грустит.
- Интересно! Русские хороводные; народные, лирические интонации… Да это портрет какой- нибудь девушки – подруженьки из берендеевой слободы! А где же Снегурочка, дитя Холода, Зимней стужи? Как выделить музыкально её из мира людей? Не поможет ли нам в этом картина В. Васнецова «Снегурочка».
Слайд № 3: картина В. Васнецова «Снегурочка»
-Шагнём за рамки картины и окажемся в волшебном лесу.
- Где всё хранит покой, наполнено загадочной тишиной.
Разговор о картине: картина необычайно красива. Несмотря на оцепенелость зимней стужи, сугробов, мохнатых елей под зимним покровом, живописное полотно притягивает, очаровывает необычайной гаммой красок: снег вовсе небелый или голубой, а жемчужно – серебристый. Снегурочка как бы растворяется в этом сказочном мире, здесь её дом.
- Снегурочка какой персонаж?
- Сказочный. И в её музыке тоже должно быть что – то сказочное. Музыка будет волшебная, зимняя, в ней должны звенеть хрусталинки, льдинки холода.
-Возможно ли это создать голосом или оркестром?
-Да, могут звенеть колокольчики; или высоко и нежно звучать флейта, голос тоже должен быть высоким и звонким…
- Перед тем как мы послушаем арию Снегурочки, вы должны знать понятие арии. Ария это непросто песня, а, как правило, песенная музыка, выражающая мысли и чувства действующего лица оперного спектакля.
СЛУШАНИЕ АРИИ СНЕГУРОЧКИ «С ПОДРУЖКАМИ ПО ЯГОДУ ХОДИТЬ».
-Давайте сравним ваше «предчуствие» музыкального образа и его авторское решение. Какой голос исполнял арию?
-Высокий.
- Правильно. В музыке высокий голос называется сопрано. Снегурочка пела голосом колоратурным сопрано. Колоратура ( от латинского слова, означающего раскраска) – это всевозможные виды виртуозных украшений (орнаментов), колоратурное пение – пение, украшенное блестящими пассажами.
Скажите, какой первый возглас мы слышали от Снегурочки, когда её позвал Мороз?
- Ау!
-Колоратурные пассажи Снегурочки развиваются из интонации ауканья. Как выдумаете, как воспринимаются эти интонации как человеческие или как «голос природы»?
-Как «голос природы».
- Зовут Снегурочку, и вот – аукается из леса, выходит из – за деревьев снежная красавица. Она с радостью пойдёт к людям!
- Какое настроение передано в музыке?
-Лёгкое, беззаботное, игривое.
-Близки ли интонации арии народным песням?
-Близки к русским хороводным песням.
-Какой знакомый вам инструмент симфонического оркестра вторит высокому, прозрачному голосу Снегурочки?
-Флейта.
-Да. Мы услышали «холодок» флейты, которая звучала как подголосок, то вступала в «диалог» со Снегурочкой.
Вывод: мы увидели волшебную, снежно – холодную девочку, прелестную дочь Весны и Мороза, не ведающую ни любви, ни горя.
Чудесный венок, подаренный Снегурочке Весной – Красной, рождает в её сердце прекрасное человеческое чувство – любовь. Мир в глазах Снегурочки преображается!
Слайд №4. (текст)
Снегурочка.
Ах, мама, что теперь со мной!
Какой красой зелёный лес оделся!
Берегами и озером нельзя налюбоваться,
Вода манит, кусты зовут меня
Под сень свою; а небо, мама, небо!
Разлив зари зыбучими волнами
Колышется.
-А мир души Снегурочки, что с ним?
- Изменился внутренний мир. Её переполняют чувства, которые ей неизвестны.
-Да. Её сердце переполняют чувства ей незнакомые. Это живые человеческие чувства.
-Чем объяснить поступок Матери Весны? Ведь венок любви – гибель для Снегурочки?
- Весна поняла желание Снегурочки хотя бы на мгновение стать человеком, увидеть красоту мира, полюбить искренне.
Кульминация урока – сцена таяния Снегурочки.
-Мы услышим превращение Снегурочки из существа волшебного в земное, снежно – холодной девочки в страстно любящую, тончайшее движение её души. Наивное и резвое дитя, не ведающее ни любви ни горя, в финале она гибнет от вспыхнувшей в ней любви.
Слайд № 5.
Снегурочка.
Но что со мной? Блаженство или смерть?
Какой восторг! Какая чувств истома!
О, Мать Весна, благодарю тебя за радость.
За сладкий дар любви! Какая нега
Томящая течёт во мне! О, Лель,
В ушах твои чарующие песни
В очах огонь… и в сердце… и в крови
Во всей огонь. Люблю и таю…
-Прочитать (оттолкнуться от драматургии Островского).Обратитесь к тексту и в словах найдите основу музыкальной характеристики, изменится её музыка .
- Музыка будет звучать нежно, задушевно, тепло.
СЛУШАНИЕ СЦЕНЫ ТАЯНИЯ.
-Вы правы. Музыка звучала задушевно, в ней много нежности и тепла, она тиха и прозрачно как облако.А какой появляется тембр в диалоге голоса и оркестра?
- Мы услышали в место «льдинок» флейты в вокальной партии Снегурочки нежнейшую, чарующую, одухотворённую скрипку, которая подчеркнула теплоту и сердечность чувств и арфу, которая изобразила нам истаивающую и растворяющуюся Снегурочку. Снегурочка исчезла «как вешний снег, растаяла она».
Сцена таяния Снегурочки это – гимн могучей силе любви и гимн светлым силам природы. По этому поводу академик Б.В. Асафьев писал: «…Никакой торжественный ритуал и никакие убеждения в том, что всё свершается, как быть должно и идёт своей чередой, не уверяют нас в справедливости возмездия Солнца… Нам жалко Снегурочки, жалко минувшей весны с её нежными зорями, тихим светом вечерним и скромными белыми ландышами».
Итог урока: мы услышали превращение Снегурочки наивного, не ведающею ни любви, ни горя в любящую, для которой открылась красота мира. Соприкоснулись с жанром оперы, где наиболее полно можно раскрыть художественный образ. Трансформация тем Снегурочки – блеск композиторского мастерства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия
План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...
Проверочная работа (тест) по музыке в 3 классе по программе Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С., Музыка 3 класс, М. «Просвещение», 2014
Тест по музыке "Три кита музыкального искусства. Музыкальная грамота" позволяет првести проверку знаний учащихся по данной теме. В работу включены определения основных понятий: композитор, оркес...
Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)
Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 4 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...