Программа по музыке 1-4 классы
рабочая программа по музыке

Герцог Наталья Николаевна

Программа по музыке составлена для учащихся 1-4 классов

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«СОШ №5 г. Закаменск»

ПРИНЯТО

на заседании педагогического

совета МАОУ «СОШ №5 г. Закаменск»

Протокол № 1 от 24.08.2021г.

Обсуждено на методическом

объединении учителей начальных классов

Протокол № 1 от 24.08.2021г.

СОГЛАСОВАНО

с заместителем

директора по УВР

__________________

Семенова Г.В.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МАОУ «СОШ №5 г. Закаменск»

________ Аюшеев Н.Д.

Приказ № 86 от

24.08.2021 г.

Рабочая программа

по музыке

Предмет: музыка

Класс:  1-4

Всего часов: 1 - 33 часа, 2-4 – 34 часа

Количество часов в неделю: 1 час в неделю

Герцог Н.Н., Федосеева Е.М.,

Норбоева Я.В., Сизова С.В.,

 Гомбоева Л.С., Гармаева М.Д.,

Гуржапова С.В., Убашеева О.Б.,

 Сороковикова Э.Д., Леонова А.В.,

 Баландина Н.А.,Ранжурова Н.Б.,

 Будаева Н.Д., Попова Е.И.,

учителя начальных классов

г. Закаменск, 2021 год

Пояснительная записка

Рабочая  учебная программа по  музыке для  1- 4  классов составлена на основе

  1. Федерального закона от 29.12.2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373
    "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с изменениями и дополнениями);
  3. Приказа Министерства образования и науки РФ от 22 марта 2021 г. №115
    "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями);
  4. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 № 712 "О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся". (Зарегистрирован 25.12.2020 № 61828);
  5. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  6. Устава МАОУ «СОШ №5 г. Закаменск»;
  7. Основной образовательной программы НОО МАОУ «СОШ №5 г. Закаменск»;
  8. Авторской программы «Музыка»1-4 классов, авт.Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2011г;
  9. Рабочей программы «Музыка» 1-4 класс авт. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2011г.;
  10. Рабочая программа по музыке 1-4 классы ориентирована на работу по  учебно-методическому  комплекту:

1 класс:  учеб. для общеобразоват. организаций / Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – 8-е изд. - М.: Просвещение, 2017.

2 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2018.

3 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – 3-е изд. - М.:Просвещение, 2018.

4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – 11-е изд. - М.:Просвещение, 2020.

В соответствии с учебным планом в начальных классах на учебный предмет «Музыка» отводится 135 часов:  в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 33 часа (из расчета 1 час в неделю), во 2-4 классах - 34 часа, из  которых,  в  соответствии  с  гигиеническими  требованиями  к  условиям  реализации  образовательных  программ  1 класса,  программа    рассчитана на  29 (30)  часов  классно-урочной  деятельности.  Остальные 4  часа,  музыкальных   занятий  направлены  на  снятие  статического  напряжения  младшего школьника.

Цели программы:

  • формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.

Задачи программы:

  • развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
  • понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
  • освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
  • изучение особенностей музыкального языка;
  • формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте.

В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежит опыт эмоционально-ценностного отношения к искусству, соответствующие знания и умения, проявляющиеся в различных видах музыкально-творческой деятельности.

Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий.

Творческий подход учителя музыки к данной программе — залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.

В программе первого класса  два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты». В программе 2-4 классов семь разделов: «Россия – Родина моя», «День, полный событий», «О России петь – что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье».

Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей.
  • умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка— умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
  • уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;
  • ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
  • формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

  • овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового  характера  в  процессе   восприятия,   исполнения, оценки музыкальных сочинений;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания со держания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
  • овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
  • приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
  • формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания,  в устной и письменной форме;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы,
    цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и   т.п.).

Предметные   результаты  изучения  музыки  отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

  • формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
  • формирование общего представления о музыкальной картине мира;
  • знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
  • формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
  • умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
  • умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
  • умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

Требования к уровню подготовки выпускников начальной школы

Знать/понимать:

  • взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр);
  • музыку разных жанров, стилей, национальных и  композиторских школ;
  • ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, прелюдия и т.д.);
  • тембровые и регистровые особенности звучания музыкальных инструментов симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов; тембров вокальных голосов;
  • основные формы музыки и приемы музыкального развития;
  • характерные особенности музыкального языка П.И.Чайковского, Мусоргского М.П., С. Прокофьева, Г. Свиридова, В.А.Моцарта, Бетховена, Л.Э. Грига, Ф.Шопена.

Уметь:

  • выявлять характерные особенностей русской музыки (народной и профессиональной), сопоставлять их с музыкой других народов и стран;
  • умения анализировать содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
  • определять основные формы музыки и приемы музыкального развития;
  • эмоционально-осознанно воспринимать музыку, уметь давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
  • понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • формировать постоянную потребность общения с музыкой, искусством вне школы, в семье.

Виды контроля

  • текущий;
  • промежуточный;
  • итоговый

Текущий контроль проводится на каждом занятии. Объектами контроля могут быть различные виды  музыкальной деятельности.

Промежуточный контроль проводится в конце цепочки уроков, четверти, 1 полугодия (на уроке №16 «Обобщающий урок»). Проверке подвергаются умения во всех видах музыкальной деятельности в рамках изученной темы.

Итоговый контроль осуществляется в конце каждого учебного года (контрольный тест-    

систематизациязнаний  на уроке №34 «Обобщающий урок»).

Формы контроля

  • творческие задания;
  • музыкальные викторины;
  • музыкальные конкурсы, игры;
  • уроки-концерты
  • устный опрос
  • самостоятельная работа
  • тесты.

Содержание учебного предмета «Музыка»

1 класс (33 часа)

Раздел 1. Музыка вокруг нас (16 часов)

Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор — исполнитель — слушатель. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре Садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.

Примерный музыкальный материал

Щелкунчик. Балет (фрагменты). П. Чайковский.

Детский альбом. П. Чайковский.

Октябрь (Осенняя песня). Из цикла «Времена года». П. Чайковский.

Колыбельная Волковы, песня Садко «Заиграйте, мои гусельки». Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.

Третья песня Леля из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Гусляр Садко. В. Кикта.

Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (1-я часть «Орнамент»). В. Кикта.

Звезда покатилась. В. Кикта, слова В. Тата-ринова.

Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К.-В. Глюк.

Шутка. Из сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах

Осень. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

Пастушья  песенка.   На тему из  5-й  части Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л. Бетховен, слова К. Алемасовой.

Капельки. В. Павленко, слова Э. Богдановой; Скворушка прощается. Т. Попатенко, слова М. Ивенсен; Осень, русская народная песня, и др.

Азбука. А. Островский, слова 3. Петровой; Алфавит.   Р.   Паулс,   слова   И. Резника;   Домисолька. О. Юдахина, слова В. Ключникова; Семь подружек. В. Дроцевич,  слова В.  Сергеева; Песня  о  школе. Д. Кабалевский, слова В. Викторова, и др.

Дудочка, русская народная песня; Дудочка, белорусская народная песня.

Пастушья, французская народная песня; Дударики-дудари, белорусская народная песня, русский текст С. Лешкевича; Веселый пастушок, финская народная песня, русский текст В. Гурьяна.

Почему медведь зимой спит. Л. Книппер, слова А. Коваленкова.    

Зимняя     сказка.     Музыка    и    слова С. Крылова. Рождественские колядки и рождественские песни народов мира.

Раздел 2. Музыка и ты (17 часов)

Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова — краски — звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные поздравления. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Звучащие картины. Алжирская сказка «Чудесная лютня». Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.

Примерный музыкальный материал

Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский.

Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.

Добрый день. Я. Дубравин, слова В. Суслова; Утро. А. Парцхаладзе, слова Ю. Полухина; Солнце, грузинская народная песня, обраб. Д. Аракишвили.

Пастораль. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; Наигрыш. А. Шнитке.

Утро в лесу. В. Салманов.

Доброе утро. Из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д. Кабалевский, слова Ц. Солодаря.

Вечерняя. Из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтении В. Шукшина). В. Гаврилин

Вечер. Из «Детской музыки». С. Прокофьев.

Вечер. В. Салманов.

Вечерняя сказка. А. Хачатурян.

Менуэт. Л.-А. Моцарт.

Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто.

Баба Яга. Детская народная игра.

У каждого свой музыкальный инструмент, эстонская народная песня. Обраб. X. Кырвите, пер. М. Ивенсен.

Симфония 2 («Богатырская»). 1-я часть (фрагмент). А. Бородин.

Солдатушки, бравы ребятушки, русская народная песня.

Песня о маленьком трубаче. С. Никитин, слова С. Крылова.

Учил Суворов. А. Новиков, слова М. Левашова.

Волынка. И.-С. Бах.

Колыбельная. М. Кажлаев.

Колыбельная. Ген. Гладков.

Золотые рыбки. Из балета «Конек-Горбунок». Р. Щедрин.

Кукушка. К. Дакен.

Спасибо. И. Арсеев, слова 3. Петровой; Праздник бабушеки мам. М. Славкин, слова Е. Каргановой.

Выходной марш; Колыбельная (слова В. Лебедева-Кумача). Из музыки к кинофильму «Цирк». И. Дунаевский.

Клоуны. Д. Кабалевский.

Семеро козлят. Заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят». М. Коваль, слова Е. Манучаровой.

Заключительный хор. Из оперы «Муха-цокотуха». М. Красев, слова К. Чуковского. Добрые слоны. А. Журбин, слова В. Шленского; Мы катаемся на пони. Г. Крылов, слова М. Садовского; Слон и скрипочка. В. Кикта, слова В. Татари-нова; Бубенчики, американская народная песня, русский  текст   Ю.   Хазанова;   Ты   откуда,   музыка?Я.Дубравин, слова В. Суслова.

Бременские музыканты. Из Музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм. Ген. Гладков, слова Ю.Энтина

2 класс (34 часа)

Раздел 1. Россия – Родина моя (3 часа)

Образы родного края в музыке. Песенность как отличительная черта русской музыки. Музыкальный пейзаж. Государственные символы России (флаг, герб, гимн). Гимн — главная песня нашей Родины. Средства музыкальной выразительности. Художественные символы России (Московский Кремль, храм Христа Спасителя, Большой театр).

Примерный музыкальный материал

Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.

Гимн России. А. Александров, слова С. Михалкова.

Патриотическая песня. М. Глинка, слова А. Машистова.

Здравствуй, Родина моя! Ю. Чичков, слова К. Ибряева.

Моя Россия. Г. Струве, слова Н. Соловьевой

Раздел 2. День, полный событий (6 часов)

Мир ребенка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П.Чайковского и С. Прокофьева. Песенность, танцевальность, маршевость в передаче содержания и эмоционального строя музыкальных сочинений. Природа, детские игры и забавы, сказка в музыке. Колыбельные песни. Своеобразие музыкального языка композиторов, сходство и различие. Музыкальные инструменты: фортепиано — его выразительные возможности. Звучащие картины.

Примерный музыкальный материал

Детский альбом.Пьесы. П. Чайковский.

Детская музыка. Пьесы. С. Прокофьев.

Прогулка. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.

Начинаем перепляс. Из вокального цикла «Пять песен для детей». С. Соснин, слова П. Синявского.

Сонная песенка. Р. Паулс, слова И. Ласманиса.

Спят усталые игрушки. А. Островский, слова 3. Петровой.

Ай-я, жу-жу,латышская народная песня.

Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Е. Крылатое, слова Ю. Яковлева

Раздел 3. О России петь – что стремиться в храм (5 часов)

Колокольные звоны России: набат, трезвон, благовест. Звучащие картины. Музыкальный пейзаж. Святые земли Русской: князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский. Воплощение их образов в музыке различных жанров: народные песнопения, кантата. Жанр молитвы. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Рождественские песнопения и колядки. Музыка на новогоднем празднике.

Примерный музыкальный материал

Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.

Песня об Александре Невском; Вставайте, люди русские. Из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев.

Народные песнопения о Сергии Радонежском

Утренняя молитва; В церкви. П. Чайковский.

Вечерняя песня. А. Тома, слова К.Ушинского.

Добрый тебе вечер; Рождественское чудо, народные славянские песнопения. Рождественская песенка. Слова и музыка П. Синявского.

Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 часа)

Фольклор — народная мудрость. Русские народные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Мотив, напев, наигрыш. Вариации в русской народной музыке. Ритмическая партитура. Музыка в народном стиле. Традиции народного музицирования. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы (Масленица), встреча весны.

Разыгрывание народных песен: песня-игра, песня-диалог, песня-хоровод. Народные песенки, заклички, потешки.

Примерный музыкальный материал

Светит месяц; Камаринская, плясовые наигрыши.

Наигрыш. А. Шнитке.

Выходили красны девицы; Бояре, а мы к вам пришли, русские народные песни.

Ходит месяц над лугами. С. Прокофьев.

Камаринская. П. Чайковский.

Прибаутки.  В. Комраков, слова народные; Реченька.А. Абрамов, слова Е. Карасева. Масленичные песенки; Песенки-заклички, игры, хороводы.

Раздел 5. В музыкальном театре (5 часов)

Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля. Детский музыкальный театр: опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Элементы оперного и балетного спектаклей. Увертюра. Сцены из оперы «Руслан и Людмила». Музыкальные темы — характеристики главных действующих лиц. Финал.

Примерный музыкальный материал

Волк и семеро козлят. Опера-сказка (фрагменты). М. Коваль.

Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.

Марш. Из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев.

Марш. Из балета «Щелкунчик». П. Чайковский.

Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Песня-спор. Из телефильма «Новогодние приключения Маши и Вити». Ген. Гладков, слова В. Лугового.

Раздел 6. В концертном зале (5 часов)

Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки. Симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева: тембры инструментов и различных групп инструментов симфонического оркестра. Музыкальная живопись. Выразительность и изобразительность образов музыки В.-А. Моцарта, М. Мусоргского. Жанры симфонической музыки: увертюра, симфония. Партитура. Взаимодействие тем-образов: повтор, контраст.

Примерный музыкальный материал

Петя и волк. Симфоническая сказка. С.Прокофьев.

Картинки с выставки. Пьесы из фортепианной сюиты. М.Мусоргский.

Симфония № 40. Экспозиция 1-й части. В.-А. Моцарт.

Увертюра к опере «Свадьба Фигаро».В.-А. Моцарт.

Увертюра к опере « Руслан и Людмила». М. Глинка.

Песня о картинах. Ген. Гладков, слова А.Кушнера

Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (6 часов)

Композитор — исполнитель — слушатель. Интонационная природа музыки. Музыкальная речь и музыкальный язык. Музыкальные инструменты (орган). Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Сочинения      И.-С. Баха, М. Глинки, В.-А. Моцарта, Г. Свиридова, Д. Кабалевского. Музыкальные и живописные пейзажи (мелодия — рисунок, лад — цвет). Международный конкурс исполнителей им. П.И. Чайковского в Москве. Темы, сюжеты и образы музыки С. Прокофьева, П. Чайковского.

Примерный музыкальный материал

Волынка;  Менуэт.  Из  «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; Менуэт. Из Сюиты № 2; За рекою старый дом, русский текст Д. Тонского;  Токката ре минор для органа; Хорал; Ария. Из Сюиты № 2. И.-С. Бах.

Весенняя.  В.-А.  Моцарт, слова И.-Ф.Овербек, пер.    Т.    Сикорской.

Колыбельная.    Б.    Фли - В.-А. Моцарт, русский текст С. Свириденко.

Попутная; Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.

Песня жаворонка. П. Чайковский.

Концерт для фортепиано с оркестром 1. Часть 1-я (фрагменты). П. Чайковский.

Тройка; Весна; Осень. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

Кавалерийская; Клоуны; Карусель (слова И. Рахилло). Д. Кабалевский.

Музыкант. Е. Зарицкая, слова В. Орлова; Пусть всегда будет солнце. А. Островский, слова Л. Ошанина; Большой хоровод. Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайта.

3 класс

Раздел 1. «Россия - Родина моя» (5 ч).

Песенность русской музыки. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Звучащие картины. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка различных произведений. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.

Раздел 2.«День, полный событий» (4 ч).

Жизненно-музыкальные впечатления ребенка с утра до вечера. Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э. Григ).

Сценическое воплощение отдельных сочинений программного характера. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.

Раздел 3. «О России петь - что стремиться в храм» (4 ч).

Древнейшая песнь материнства. Образы Богородицы (Девы Марии) в музыке, поэзии, изобразительном искусстве, икона Владимирской Богоматери — величайшая святыня Руси.    

Праздники Русской православной церкви: Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим), Крещение Руси (988г.). Святые земли Русской — княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение, сочинений разных жанров и стилей.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч).

Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель), народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра. Звучащие картины.

Сценическое воплощение отдельных фрагментов оперных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.

Раздел 5. «В музыкальном театре» (8 ч).

Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и систематизация жизненно - музыкальных представлений школьников об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах (М. Глинка, К.В. Глюк, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский). Мюзикл — жанр легкой музыки (Р. Роджерс, А. Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения.

Сценическое воплощение учащимися отдельных фрагментов музыкальных спектаклей.      

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.

Раздел 6. «В концертном зале» (4 ч).

Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский).

Музыкальные инструменты: флейта, скрипка, их выразительные возможности (И.С. Бах, К.В. Глюк, Н. Паганини, П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Звучащие картины.

Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двух-частная, трехчастная, вариационная).

Темы, сюжеты и образы музыки Л. Бетховена. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (5 ч).

Музыка — источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.

Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации.

Джаз — искусство XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения в джазовой музыке. Импровизация как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители. Мир музыки С. Прокофьева. П. Чайковский и Э.  

Григ — певцы родной природы. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир.  

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.

4 класс

Раздел 1: «Россия – Родина моя» (5 ч.)

Мелодия. Ты запой мне ту песню... «Что не выразишь словами, звуком на душу навей...»

Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»).  Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).

Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?»

Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина  «Полдень». Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…».  

Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь! Обобщение.

Патриотическая тема в русской классике.  Образы защитников  Отечества.  Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М.Глинка).

Раздел 2: «О России петь – что стремиться в храм» (3 ч.)

Святые земли Русской. Илья Муромец.

Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира.(«Богатырские ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин).

Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше.

Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!»  С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва).

Родной обычай старины.

Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник.

Кирилл и Мефодий. Обобщение.

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской.

Раздел 3: «День, полный событий» (6 ч.)

В краю великих вдохновений.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).

Что за прелесть эти сказки! Три чуда. 

Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере  Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Ярмарочное гулянье.

Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского -  «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»;  «Детский альбом» П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»;  Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский).

Святогорский монастырь.

Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского -  «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»;  «Детский альбом» П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»;  Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский).

Зимнее утро. Зимний вечер.

Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»).

Приют, сияньем муз одетый.  Обобщение.  

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).

Раздел 4: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)

Композитор- имя ему народ. Музыкальные инструментыРоссии.

Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира.  Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.

Оркестр русских народных инструментов.

Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.

Народные праздники.       «Троица».

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.

Народные музыкальные игры. Обобщение.

Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день.

Раздел 5: «В концертном зале» (5 ч.)

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель).

Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром)

Счастье в сирени живет…

Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов).  

«Не молкнет сердце чуткое Шопена…»

Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена( «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).

«Патетическая» соната.

Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен).

Царит гармония оркестра. Обобщение.

Накопление иобобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.

Раздел 6: «В музыкальном театре» (5 ч.)

Опера «Иван Сусанин».

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы.

Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст.  Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия).

Основные средства музыкальной выразительности.

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.

Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.

Исходила младешенька.

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы.

Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст.  Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия).

Основные средства музыкальной выразительности.

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.

Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.

Русский восток.

Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского).

Учащиеся знакомятся еще с несколькими оперными фрагментами: повторяют вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М. Мусоргского, разучивают песню Марфы «Исходила младешенька»,

Балет «Петрушка»

Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле.

Театр музыкальной комедии. Обобщение.

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров –  оперетта и мюзикл.

Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.

Раздел 7: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (6 ч.)

Служенье муз не терпит суеты. Прелюдия.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа.

Исповедь души. Революционный этюд.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа.

Мастерство исполнителя.

Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен,  «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий).

В интонации спрятан человек.

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»

Музыкальные инструменты- гитара.

Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен,  «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий).

Музыкальный сказочник.

Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).

«Рассвет на Москве-реке»Обобщение.

Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского.  («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»). Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение  выученных и полюбившихся  песен  всего учебного  года.

Основные виды учебной деятельности школьников.

Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всём многообразии её видов, жанров и форм.

Пение. Самовыражение ребёнка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.

Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).

Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.

Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации.

Количество и распределение контрольных уроков по разделам/темам

Название раздела/темы

Количество часов, отводимых на изучение раздела

Количество контрольных уроков и форма проведения КР

Проектная деятельность

1 класс

1

 «Музыка вокруг нас»

16 ч

1-Разыграй песню. Драматизация музыкальных произведений. 

1-уроки-концерты

2

«Музыка и ты».

17 ч

1-Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.

1-Мамин праздник. Концерт

Проект «Мой любимый музыкальный инструмент»

2 класс

1

«Россия – Родина моя».

  1. ч

1-устный опрос

2

«День, полный событий».

6 ч

1 – музыкальная викторина, конкурсы, игры

3

«О России петь – что стремиться в храм».

5 ч

1-устный опрос

Проект «Святые Земли Русской»

4

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

4 ч

1-тест

5

«В музыкальном театре».

5 ч

1-творческое задание: «Нарисовать афишу к музыкальному спектаклю»

6

 «В концертном зале »

5 ч

1-музыкальная викторина

7

 «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»

6 ч

1-итоговый тест

1-концерт

3 класс

1

«Россия – Родина моя».

5 ч

Проект : «Кантата «Александр Невский».

2

«День, полный событий».

4  ч

  1. Музыкальная викторина «Портрет в музыке»

3

«О России петь – что стремиться в храм».

5 ч

  1. Концерт «Образ матери в музыке, поэзии»

4

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

3 ч

1-Творческая композиция «Масленица»

5

«В музыкальном театре».

6 ч

  1. Мюзикл «Волк и семеро козлят» музыкальная драматизация

6

 «В концертном зале »

6 ч

1-Музыкальное состязание (концерт)

Проект «Певцы родной природы»

7

 «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»

5 ч

1-Итоговый тест

1-Концерт

4 класс

1

«Россия – Родина моя».

5 ч

1-Музыкальный конкурс «Жанры народных песен»

2

«О России петь – что стремиться в храм».

3 ч

Проект «Святые земли Русской»

3

«День, полный событий».

6  ч

1-Музыкальная викторина по пройденным темам

4

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

4 ч

Тест «Музыкальные инструменты»

5

«В концертном зале »

5 ч

Проект «Бурятские народные инструменты»

6

«В музыкальном театре».

5 ч

1-Творческое задание: «Драматизация музыкальных отрывков из музыкальных спектаклей»

7

 «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»

6 ч

1-Итоговый тест

1-Концерт

Тематическое планирование

1 класс  33 часа.

п/п

Тема  урока

Кол-во часов

Тема

16

1

«И Муза вечная со мной!»

1

2

Хоровод муз.

1

3

Повсюду музыка слышна.

1

4

Душа музыки - мелодия.

1

5

Музыка осени.

1

6

Сочини мелодию.

1

7

«Азбука, азбука каждому нужна…». Музыкальная азбука.

1

8

Музыкальные инструменты.

1

9

Музыка вокруг нас. Обобщающий урок 1 четверти.

1

10

«Садко». Из русского былинного сказа.

1

11

Музыкальные инструменты.

1

12

Звучащие картины.

1

13

Разыграй песню.

1

14

Пришло Рождество, начинается  торжество.

1

15

Родной обычай старины.

1

16

Добрый праздник среди зимы.  Обобщающий урок 2 четверти.

1

Тема 2 полугодия:

     17

17

Край, в котором ты живешь.

1

18

Художник, поэт, композитор.

1

19

Музыка утра. Музыка вечера.

1

20

Музыкальные портреты.

1

21

Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.

1

22

У каждого свой музыкальный инструмент.

1

23

Музы не молчали.

1

24

Мамин праздник.

1

25

Музыкальные инструменты. Проект «Мой любимый музыкальный инструмент»

1

26

«Чудесная лютня» (по алжирской сказке).

1

27

Звучащие картины.

1

28

Музыка в цирке.

1

29

Дом, который звучит.

1

30

Опера-сказка.

1

31

«Ничего на свете  лучше нету»

1

32

Афиша. Программа. Твой музыкальный словарик.

1

33

Обобщающий урок «Музыка вокруг нас», «Музыка и ты».

1

 2 класс 34  часа

п/п

Тема  раздела, урока

Кол-во

часов

«Россия – Родина моя».

3

Мелодия.                                            

1

Здравствуй, Родина моя! Моя Россия.

1

Гимн России.

1

«День, полный событий».

6

Музыкальные инструменты (фортепиано).

1

Природа и музыка. Прогулка.

1

Танцы, танцы, танцы…

1

Эти разные марши. Звучащие картины.

1

Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.

1

Музыкальная викторина, конкурсы, игры

1

«О России петь – что стремиться в храм».

5

Великий колокольный звон. Звучащие картины.

1

Проект «Святые земли русской. Князь Александр Невский.  Сергий Радонежский» .

1

Молитва.

1

С Рождеством Христовым!

1

Рождество Христово!  Устный опрос

1

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

4

Русские народные инструменты.

1

Плясовые наигрыши. Разыграй песню.

1

Музыка в народном стиле. Сочини песенку.

1

  Проводы зимы. Встреча весны. Тест

1

«В музыкальном театре».

5

Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Опера.

1

Детский музыкальный театр. Балет.

1

Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.

1

Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.

1

Какое чудное мгновенье! Увертюра. Финал. Творческое задание: «Нарисовать афишу к музыкальному спектаклю»

1

 «В концертном зале »

5

Симфоническая сказка (С.Прокофьев «Петя и волк»)

1

Картинки с выставки. Музыкальное впечатление.

1

Обобщающий  урок 3 четверти.

1

«Звучит нестареющий Моцарт». Симфония №40.

1

Увертюра. Музыкальная викторина

1

 «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»

6

Волшебный цветик- семицветик.  Музыкальные инструменты (орган). И все это Бах!

1

Все в движении. Попутная песня.

1

Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада (легенда).

1

Природа и музыка. Весна. Осень.

1

Печаль моя светла.Первый.

1

Мир композитора.  Могут ли иссякнуть мелодии?

Итоговый тест.концерт

1

3 класс 34  часа

п/п

Тема  раздела, урока

Кол-во

часов

 «Россия – Родина моя»

5

1.

Мелодия  - душа музыки.                                          

1

2.

Природа и музыка (романс). Звучащие картины.

1

3.

Виват, Россия! (кант). Наша слава – русская держава.

1

4.

Кантата «Александр Невский». Проект

1

5.

Опера «Иван Сусанин».

1

 «День, полный событий»

4

6.

Утро

1

7.

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.

1

8.

«В детской». Игры и игрушки. На прогулке.

1

9.

Вечер.  Музыкальная викторина «Портрет в музыке»

1

 «О России петь – что стремиться в храм».

5

10.

Радуйся, Мария!Богородице Дево, радуйся!

1

11

Древнейшая песнь материнства.

1

12

Вербное воскресенье. Вербочки.

1

13

Святые  земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир.

1

14

Концерт «Древнейшая песнь материнства»

«О России петь – что стремиться в храм».

1

 «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

3

15

Настрою гусли на старинный лад (былины). Былина о Садко и Морском царе.

1

16

Певцы  русской старины  (Баян, Садко). Лель, мой Лель…

1

17

Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Творческая композиция

1

 «В музыкальном театре».

6

18

Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Фарлаф.

1

19

Опера «Орфей и Эвридика».

1

20

Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы.

1

21

«Океан – море синее».

1

22

Балет «Спящая красавица».

1

23

В современных ритмах (мюзикл). Мюзикл «Волк и семеро козлят» музыкальная драматизация

1

 «В концертном зале »

6

24

Музыкальное состязание (концерт).

1

25

Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины.

1

26

Обобщающий  урок по темам  3 четверти.

1

27

Музыкальные инструменты (скрипка).

1

28

Сюита «Пер Гюнт ». Странствия Пер Гюнта. Севера песня родная.

1

29

«Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал. Мир Бетховена.

1

 «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

5

  30

Чудо-музыка. Острый ритм – джаза звуки.

1

31

Люблю я грусть твоих просторов. Мир Прокофьева.

1

32

Певцы родной природы (Э.Григ, П.Чайковский). Проект

1

33

Прославим радость на земле.  Радость к солнцу нас зовет.

1

34

Итоговый тест.  Заключительный  урок – концерт.

1

4 класс 34  часа

№ п/п

 Темы разделов/уроков

Количество часов

«Россия – Родина моя»

5

Мелодия – душа музыки

1

«Что не выразишь словами, звуком на душу навей…»

1

Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности «Я пойду по полю белому...»

1

«На великий праздник собралася Русь»

1

Музыкальная грамота. Музыкальный конкурс «Жанры народных песен»

1

«О России петь – что стремиться в храм».

3

Святые земли Русской. Илья Муромец. Кирилл и Мефодий

1

Праздников праздник. Родной обычай старины.

1

Музыкальная грамота

1

«День полный событий»

6

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья...»

1

Зимнее утро. Зимний вечер.

1

«Что за прелесть эти сказки...» Три чуда.

1

Музыка ярмарочных гуляний

1

Святогорский монастырь

1

«Приют, сияньем муз одетый...» Образы героев А. С. Пушкина в кино. Музыкальная викторина по пройденным темам

1

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

4

Композитор - имя ему народ

1

Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов

1

 О музыке и музыкантах .Музыкальные инструменты.Тест

1

Народные праздники. Троица

1

«В концертном зале»

5

Музыкальные инструменты: скрипка и виолончель

1

Старый замок. «Счастье в сирени живет...»

1

«Не молкнет сердце чуткое Шопена...»

1

 «Патетическая» соната Бетховена. Годы странствий. «Царит гармония оркестра...»

1

Царит гармония оркестра

1

«В музыкальном театре»

5

Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин»(П-Ш действия) .             Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» (IV действие)

1

«Исходила младшенька...»

1

Русский Восток. Восточные мотивы

1

Балет И. Стравинского «Петрушка»

1

Театр музыкальной комедии. Творческое задание: «Драматизация музыкальных отрывков из музыкальных спектаклей»

1

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

6

Исповедь души

1

30

Мастерство исполнителя

1

31

Музыкальные инструменты. Авторская песня

1

32

Музыкальный сказочник

1

33

Рассвет на Москве-реке

1

34

Итоговый тест. Концерт

1

Список литературы и интернет-ресурсов.

1.Федеральный  государственный  образовательный  стандарт второго поколения (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009г.)

2.Примерная программа по музыке. Примерные программы по учебным предметам. Стандарты второго поколения. Начальная школа. Часть 2–М.: Просвещение, 2011.

3.Программа для общеобразовательных учреждений  «Музыка. 1-4 классы» авт.Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2011.

4.Методические рекомендации по организации образовательного процесса по ФГОС на   ступени начального общего образования.

5. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.

6. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

7. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.

Интернет-ресурсы.

1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа:       http://school-collection.edu.ru 

2.Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193 

3.Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok 



Предварительный просмотр:

Критерии и нормы оценки предметных результатов обучающихся

применительно к различным формам контроля

по музыке

Слушание музыки.

На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения,   давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности,    умение сравнивать,   обобщать;  знание музыкальной литературы.

Учитывается:

-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

-самостоятельность в разборе музыкального произведения;

-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

Оценка «5» ставится, если:

-дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения,  средств музыкальной выразительности,  ответ

самостоятельный.

Оценка  «4»   ставится, если:

- ответ правильный,   но неполный:

-  дана характеристика содержания музыкального произведения,      средств музыкальной выразительности с наводящими вопросами учителя.

Оценка  «3»  ставится, если:

-ответ правильный,   но неполный,  средства музыкальной

выразительности раскрыты недостаточно,    допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

Оценка  «2»   ставится, если:

- ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е.  за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Хоровое пение.

Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.

Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны, учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученикуисполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.

Оценка «5» ставится, если:

-наблюдается знание мелодической линии и текста песни;

-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;

-выразительное исполнение.

Оценка «4» ставится, если:

-наблюдается знание мелодической линии и текста песни;

- в основном чистое интонирование, ритмически правильное;

-  пение недостаточно выразительное.

Оценка «3» ставится, если:

-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни; неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, естьритмические неточности;пение не выразительное.

Оценка «2» ставится, если:исполнение не уверенное, фальшивое.

Выполнение тестовых заданий оценивается следующим образом:

Оценка «5» ставится, если верно выполнено 86-100% заданий;

Оценка «4» ставится, если верно выполнено 71-85 заданий;

Оценка «3» ставится, если верно выполнено 40-70% заданий;

Оценка «2» ставится, если верно выполнено менее 40% заданий

Итоговые тесты по музыке 1-4 классы

Итоговый тест 1 класс

1 полугодие

Тема раздела: « Музыка вокруг нас»

  1. Найдите лишнее:

Три «кита» в музыке – это…

а) Песняб) Танецв) Вальсг) Марш

  1. Выберите верное утверждение:

      а) Композитор – это тот, кто сочиняет музыку.

      б) Композитор – это тот, кто играет и поет музыку.

      в) Композитор – это тот, кто внимательно слушает  и понимает музыку.

  1. Выберите верное утверждение:

      а) Исполнитель – это тот, кто сочиняет музыку.

      б) Исполнитель – это тот, кто играет и поет музыку.

      в) Исполнитель – это тот, кто внимательно слушает  и понимает музыку.

  1. Найдите лишнее:

Народные инструменты – это…

а) флейтаб) гуслив) дудка

5. Симфонические инструменты – это…

а) флейтаб) гуслив) арфа

  1. Найдите лишнее:

Народные праздники – это…

а) Новый годб) Рождествов) 1 сентября

Итоговый тест 2 класс

1 четверть

1. Назовите музыкальный символ России:

а) Герб Россииб) Флаг Россиив) Гимн России

  1. Назовите авторов-создателей Гимна России:

      а) П.Чайковскийб) А.Александровв) С.Михалков

3. Найдите лишнее:

Три «кита» в музыке – это…

а) Песняб) Танецв) Вальсг) Марш

  1. Приведите в соответствие:

1)      «Марш деревянных солдатиков»       а) С. Прокофьев

2)      «Шествие кузнечиков»                        б) П. Чайковский

  1. Определите жанр произведений П.Чайковского:

1)      «Нянина сказка»                      а) Марш

2)      «Похороны куклы»                  б) Песня

3)      «Вальс»                                      в) Танец

 

Итоговый тест 2 класс 2 четверть

  1. Найдите лишнее:

Названия колокольных звонов  России:

а) Благовест

б) Праздничный трезвон

в) Громкий

г) Набат

  1. Выберите верное:

Какой колокольный звон призывал людей на пожар или войну?

а) Благовест

б) Праздничный трезвон

в) Набат

  1. Назовите Святых земли русской:

а) Александр Невскийб) Сергей Прокофьевв) Сергий Радонежский

  1. Назовите композитора, который сочинил кантату «Александр Невский»:

 а) П.И.Чайковский б) С.С.Прокофьев

  1. Назовите русский народный праздник, одним из обычаев которого было колядование:

       а) Новый годб) Рождество Христово

Итоговый тест 3 класс 1 четверть

  1. Оцените утверждение:

  Романс – это музыкальное произведение, в котором более глубоко выражены чувства     человека.

  а) верно        

  б) неверно

  1. Выберите наиболее точное определение:

 Кантата – это…

а) большое произведение, состоящее из нескольких частей.

б) большое произведение, состоящее из нескольких частей, для хора, оркестра.

в) произведение для хора и оркестра.

 3. Назовите композитора, сочинившего кантату «Александр Невский»:

а) П.И.Чайковскийб) С.С.Прокофьевв) М.И.Глинка 

4.Назовите композитора, сочинившего оперу «Иван Сусанин»:

а) П.И.Чайковскийб) С.С.Прокофьевв) М.И.Глинка 

5.Назовите композитора, сочинившего «Детский альбом»:

а) П.И.Чайковский

б) С.С.Прокофьев

в) М.И.Глинка

г) М.П.Мусоргский

  1. Приведите в соответствие:

а) «С няней»                  1) С.С.Прокофьев

б) «Сказочка»                2) П.И.Чайковский

в) «Нянина сказка»       3) М.П.Мусоргский

Итоговый тест 3 класс 2 четверть

  1. Назовите один из самых древних жанров русского песенного фольклора, повествующий о важных событиях на Руси:

а) песняб) былинав) романс

  1. Назовите инструмент, под звучание которого исполняли былины:

а) балалайкаб) рожокв) гусли

  1. Выберите правильный ответ:

Главной особенностью былин является:

а) четкий ритмб) распев

  1. Найди лишнее:

     Имена первых  певцов-сказителей:

а) Садкоб) Баянг) Римский-Корсаков

  1. Найдите лишнее:

Произведения, которые воспевают образ матери.

а) «Аve, Maria”

б) «Богородице Дево, радуйся!»

в) «Александр Невский»

г) Икона «Богоматерь Владимирская»

  1. Выберите правильный ответ:

Церковный праздник, который отмечает событие – вход Иисуса Христа в Иерусалим – это…

а) Масленица

б) Вербное воскресенье

в) Пасха

г) Рождество

Итоговый тест по музыке 3 класс 3 четверть

  1. В какой опере русского композитора  звучит сцена « Прощание с масленицей»?

а) «Руслан и Людмила»

б) «Снегурочка»

в) «Орфей и Эвридика»

  1. Приведите в соответствие:

       1) Опера «Снегурочка»                       а) П.И.Чайковский                          

       2) Балет «Спящая красавица»             б) К.В.Глюк

       3) Опера «Руслан и Людмила»           в) Н.А.Римский-Корсаков

       4) Опера «Орфей и Эвридика»           г) М.И.Глинка

  1. Верно ли следующее утверждение?

Увертюра – это спектакль, в котором актеры поют.

а) Верно

б) Неверно

  1. Выберите жанр, который по-другому называют «музыкальное состязание»:

а) симфония

б) концерт

  1. Назовите инструмент, на котором исполнял Николо Паганини:

а) скрипка

б) флейта

в) фортепиано

  1. Приведите в соответствие:

1) скрипка                 а) духовой инструмент

2) флейта                  б) струнный инструмент

                                   в) струнно-смычковый инструмент

  1. Приведите в соответствие:

1)      Опера                               а) Спектакль, в котором актеры только танцуют

2)      Балет                                б) Спектакль, в котором актеры поют, танцуют, говорят

3)      Мюзикл                            в) Спектакль, в котором актеры только поют

Итоговый тест по музыке 3 класс 4 четверть

  1. Приведите в соответствие:

       1) Концерт №1 для фортепиано с оркестром        а) П.И.Чайковский                          

       2) «Героическая» симфония                                   б) Э.Григ

       3) Сюита «Пер Гюнт»                                              в) Л.Бетховен

  1. Выберите наиболее точное определение:

Сюита – это …

а) большое музыкальное произведение,

б) большое музыкальное произведение, которое состоит из нескольких контрастных между собой частей,

          в) большое музыкальное произведение, которое состоит из нескольких частей.

  1. Найди лишнее:

В произведение «Пер Гюнт» входят следующие части:

а) «Утро»

б) «В пещере горного короля»

в) «Балет невылупившихся птенцов»

г) «Танец Анитры»

д) «Смерть Озе»

  1. Найди лишнее:

      Произведения Л.Бетховена – это…

1)      «Лунная соната»

2)      «Спящая красавица»

3)      «Героическая симфония»

  1. Приведите в соответствие:

1)       «Рассвет на Москве-реке»     а) В.Моцарт

2)      «Шествие солнца»                   б) М.Мусоргский

3)      «Симфония №40»                    в) С.Прокофьев

  1. Оцените утверждение:

Джаз – это музыкальное направление XX века, особенностью которого являются острый ритм и импровизация.

а) верно

б) неверно

Итоговый тест по музыке 4 класс 1 четверть

1. Приведите в соответствие:

а) народная музыка                     1) «Концерт №3»

б) профессиональная музыка     2) «Ты река ли, моя реченька»

                                                       3) «Солдатушки, бравы ребятушки»

                                                       4) Кантата «Александр Невский»

2. Приведите в соответствие:

а) солдатская                       1) «Ты река ли, моя реченька»

б) хороводная                      2) «Солдатушки, бравы ребятушки»

в) игровая                            3) «А мы просо сеяли»

г) лирическая                      4) «Милый мой хоровод»

  1. Назовите композитора, которого называют музыкальным сказочником:

а) П.И.Чайковский

б) Н.А.Римский – Корсаков

в) М.И.Глинка

  1. Оцените утверждение:

 Стихотворение «Осенняя пора» А.С.Пушкина и произведение «Осенняя песнь»    П.И.Чайковского – это лирические произведения

  а) верно        

  б) неверно

  1. Приведите в соответствие:

а) П.И.Чайковский                1) «Осенняя песнь»

б) Н.А.Римский – Корсаков  2) «Венецианская ночь»

в) М.И.Глинка                        3) «Три чуда»

Итоговый тест по музыке 4 класс 2 четверть

1. Выберите правильные ответы:

В оркестр русских народных инструментов входят:

а) скрипка

б) бубен

в) виолончель

г) балалайка

д) домра

е) барабан

ж) баян

з) гусли

и) флейта

 2. Приведите в соответствие:

       а) Струнные инструменты                   1) рожок

       б) Ударные инструменты                     2) бубен

       в) Духовые                                             3) гусли

    3. Найдите лишнее:

       Жанры народных песен:

     а) Колыбельные

     б) Игровые

     в) Плясовые

     г) Хороводные

     д) Спокойные

     е) Трудовые

     ж) Обрядовые

   4.Найдите лишнее:

     Струнно-смычковые инструменты:

    а) Скрипка

    б) Альт

    в) Арфа

    г) Виолончель

    д) Контрабас

  5. Приведите в соответствие:

  а) С.В.Рахманинов                       1) «Старый замок»

  б) М.П.Мусоргский                      2) «Полонез»

  в) Ф.Шопен                                   3) «Сирень»

 6. Оцените утверждение:

  Романс – это музыкальное произведение, в котором более глубоко выражены чувства     человека.

  а) верно        б) неверно  

Тест по музыке 4 класс 3 четверть

1. Назовите композитора, написавшего оперу «Иван Сусанин»:

а) Н.А.Римский-Корсаков

б) М.И.Глинка

в) П.И.Чайковский

  1. Оцените утверждение:

       Музыка в народном стиле – это композиторская музыка,  похожая на народную музыку.

а) Верноб) Неверно

  1. Назовите композитора балета «Петрушка»:

а) М.И.Глинка

б) П.И.Чайковский

в) И.Ф.Стравинский

  1. Найдите лишнее:

В музыкальном театре показывают следующие спектакли:

а) опера

б) балет

в) этюд

г) оперетта

д) мюзикл

  1. Приведите в соответствие:

1) Опера           а) актеры только танцуют

2) Балет             б) актеры поют, танцуют, говорят, только комедия

3) Оперетта       в) актеры поют, танцуют, говорят, комедия и драма

4) Мюзикл         г) актеры только поют

Тест по музыке 4 класс 4 четверть

1. Какой праздник называют «Светлым праздником»?

а) Троица

б) Пасха

в) Рождество Христово

г) Масленица

  1. Назовите произведение русского композитора, в  котором передается звучание колокольного звона «Праздничный трезвон»

а) С.В.Рахманинов «Светлый праздник»

б) А.П.Бородин «Богатырская симфония»

в) М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»

3. Назовите народный праздник  поклонения  матушке-природе:

а) Масленица

б) Троица

в) Пасха

г) Ивана Купала

4. Выберите композитора, которого по-другому называют «музыкальным сказочником»

а) П.И.Чайковский

б) М.П.Мусоргский

      в) Н.А.Римский-Корсаков

      г) М.И.Глинка

5.Найди лишнее:

Произведения Н.А.Римского-Корсакова – это…

а) «Рассвет на Москве-реке»

б) «В пещере горного короля»

в) «Шехеразада»

г) «Садко»

д) «Снегурочка»

е) «Сказка о царе Салтане»

  1. Приведите в соответствие:

       1) сюита для двух фортепиано «Светлый праздник»        а) Н.А.Римский-Корсаков

       2) сюита «Шехеразада»                                                         б) М.П.Мусоргский

       3) симфоническая картина «Рассвет на Москве-реке»       в) С.В.Рахманинов

Учебно-методическое и наглядно-техническое обеспечение

учебного предмета «Музыка»

Печатные пособия

  • Портреты композиторов.
  • Таблица средств музыкальной выразительности
  • Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.
  • Транспорант: поэтический текст гимна и символов России, Бурятии.
  • Транспорант «Симфонический оркестр»
  • Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры.
  • Нотный и поэтический текст песен.

Звуковые пособия

  • Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
  • Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
  • Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей.
  • Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.
  • Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.
  • Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке ПНШ 1 класс

УМК "Перспективная начальная школа". Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС (по Челышевой Т.В., Кузнецовой В.В.)...

Рабочая программа по музыке для 1 класса, основанная на программе Критской, Сергеевой

Рабочая программа  по музыке для 1 класса по ФГОсу. Составлена на основе программы Критской, Сергеевой. Имеет приложение в виде тестов для контрольно-обобщающих уроков....

Рабочая программа по музыке для 1 класса по программе "Планета Знаний"

      Рабочая программа по музыке составлена на основе  Примерной основной  образовательной программы начального общего образования по музыке М.:АСТ Астрель, 2009 г.,...

Рабочая программа по музыке для 2 класса по программе "Начальная школа XX века"

Рабочая программа по музыке для 2 класса по программе "Начальная школа XX века"...

Рабочая программа по музыке для 1 класса программа "Гармония"

Представлена рабочая программа по музыке для 1 класса по программе "Гармония"...

Рабочая программа по музыке для 2 класса по программе "Начальная школа XXI в"

       Рабочая программа по музыке для 2  класса составлена на основе:- федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования...