Вокальная работа в детском фольклорном коллективе
план-конспект занятия по музыке (2 класс)

Дальская Наталья Михайловна

конспект занятия: "Приходила коляда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vokalnaya_rabota_v_detskom_folklornom_kollektive.doc79.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Центр творчества и образования

Фрунзенского района

 Санкт - Петербурга

План конспект открытого занятия

Тема

«Коляда, коляда открывай ворота»

подготовила

педагог дополнительного образования

Дальская Наталья Михайловна

Санкт-Петербург

2022

           

Педагог: Дальская Н.М.

        Программа: «Ансамбль русской песни»

Тема: «Коляда, коляда открывай ворота»

Дата 01.12.2022

Группа: 3-ий год обучения.

Цель:         Разучивание колядной песни, как неотъемлемой части колядного обряда.

Задачи:    

Обучающие –

  • повторение знакомых символов и атрибутов обряда Колядования;
  • знакомство с новыми атрибутами обряда Колядования;
  • закрепление формирования певческого звука;
  • знакомство с аутентичным аудио материалом;
  • работа со слогоритмом, ритмом песни;
  • работа над диалектом;

Воспитательные –

  • формирование интереса к аутентичным аудио образцам;
  • воспитание уважения к народным традициям и песенному наследию;
  • воспитание доброжелательного общения с окружающими;
  • воспитание усидчивости;
  • воспитание умения доводить начатое дело до конца;

Развивающие

  • развитие музыкального восприятия;
  • развитие навыков коммуникативной культуры;
  •  развитие кругозора;

 

         Оборудование: ноутбук, мультимедийная аппаратура, фольклорные атрибуты костюма: маски для ряженных для мальчиков, для девочек - платки расписные, мешок и Звезду, цветные мешочки для распределения детей по группам

        Методическое обеспечение: Презентация к этапам занятия, наглядные пособия

       Методы и методические приемы обучения:

наглядные: показ презентации, демонстрация аудио (аутентичное исполнение)

словесные: рассказ, беседа, вопросы, поощрения

практические: исполнение распевок, колядки, инсценировка обряда

      Технологии: информационно-коммуникативная, игровая

     Этапы занятия и их содержание:

  1. Организационный мобилизация внимания, создание атмосферы творчества – исполнение колядки педагогом
  2. Подготовительный сообщение темы, цели занятия
  3.  Проверочный Проверка имеющихся у детей знаний
  4. Основной

1 Беседа об обряде колядования, традиции, связанные с праздником Рождества.

     2. Работа над постановкой голоса: разучивание упражнений на артикуляцию, дыхание, исполнительская деятельность (исполнение распевки)

    3.Разучивание «Колядки»

    4. Творческий интерактив (колядование)

   

      5.Рефлексивный

Итог занятия, эмоциональная рефлексия детей, анализ оценка в достижении цели, поощрение детей за успешную работу на занятии, фиксация положительных эмоций.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Дети сидят на стульях.

Вход педагога с творческим исполнением колядки «А у этого двора пришла коляда»

-   Здравствуйте, ребята, что это за песня?

     Ответы детей - колядка.

       - Правильно, ведь сегодня наступило какое время года?

      Ответы детей- зима

Верно, сегодня первый день календарной зимы, а значит мы вспоминаем о русских зимних праздниках и песнях.

Какие русские традиционные праздники вы знаете?   Только хором не отвечайте, руку поднимайте.

            Ответы детей- Рождество Крещение. Святки. Масленица

        (показываю слайды, подтверждающие ответы детей: 2,3,4,5)

- Правильно. Зима — это сказочное время года, когда в старину люди меньше работали и могли больше уделить свободное время для встреч с друзьями, родственниками.  На это время года выпадало больше всего праздников: Рождество, Новый год, Крещение, Масленица.
   
- Как вам кажется, как в старину развлекался народ?

Примерный ответ детей

Верно. Зимой проходили большие уличные увеселения для всего народа — это ярмарки, где торговали выращенным урожаем, продавали товары свои и заморские. На ярмарках выступал Балаганный дед со своим театром Петрушки.

Зимой строились огромные ледяные горки высотой с 3-х этажный дом, где детвора каталась с утра до вечера.
_____________________________________________

- отличный рассказ, спасибо.

- Сегодня мы с вами будем разучивать новую колядку и давайте вспомним, что это за обряд такой-колядование. Кто хочет рассказать?
- Ответ  детей.

- Да все, верно. (Включается презентация.)

Я хочу дополнить ваши знания новыми фактами

 В XIX в. колядование превратилось в весёлый обычай, игру. Молодёжь с пением ходила от избы к избе, а хозяева награждали певцов яствами.
Однако эта забава была некогда обрядом.

  тихий наигрыш концертмейстера

Коляда - праздник земледельческий. 7 слайд
Календал (рим. слово)- означает первые 10 дней каждого месяца в году.

Основная часть колядных песен состояла из величаний с благопожеланиями хозяину, которые имели магический смысл: богатство, изображённое в песне, должно было способствовать реальному богатству в жизни.
Обход проводился вечером: накануне Рождества, Васильева дня и Крещения. 8 слайд

Колядовщики обходили избы, группу возглавлял Мехоноша с большим мешком, а также парень или девушка несли звезду. Эта звезда изображала Вифлеемскую звезду, которая взошла на небо, когда родился Иисус Христос.
Колядовщики, обходили крестьянские дома, призывали хозяев достойно их встретить, и разрешить покликать и попеть. Песни, которые они пели, назывались Колядками, Овсенем или Виноградьем.

Хозяева относились серьезно, ждали их и пытались хорошо одарить. Приглашали в дом, а там колядовщики пели снова, благословляя хозяина и всю его семью.
   9 слайд
Обряд колядование- это своеобразный обряд обмена дарами. Дар на дар.

Колядовщики- благополучие на весь год. А хозяева одаривали их фигурным печеньем: козулями, коровками, хлебом, ватрушками. (10 слайд) Пример колядования: Видео

 

Сегодня мы с вами окунемся в атмосферу обряда колядования -послушаем и разучим колядку «Приходила коляда»  

Но для того, чтобы подготовить наши связки к пению что нужно сделать?

Дети: распеться.

      Распевка:

  1. Упражнение на дыхание: кшшш(сброс)- бр бррр. (наверх, а потом вниз ход на б3 и обратно).
  2. Распевка на раздвоение голосов на большую секунду, сначала закрытый рот (мычание), затем на гласную – е. (объединение коллектива в единое целое)
  3. Распевка: Уж ты, зимушка, зима», работа с едиными гласными, высокой позицией. (верхняя нота- овердрайв, зов, плач)

Сегодня мы с вами разучим колядку из репертуара фольклорного ансамбля «Веретенце», которые поют в традиции Курской области. Это юно русская традиция
-
Послушаем. (прослушивание) 11 слайд

- Скажите это колядка в каком ладу звучит, в мажоре или миноре?
- Охарактеризуйте исполнителей, как они исполняют эту песню.
- Сколько услышали голосовых партий?
- Какие особенности диалектные вы услышали?
- кто может повторить  мелодию?


текст написан с диалектами вставками

Приходила коляда накануне Рож(д)ества

   Сее , вей пАсевай с Новым годом пАздравляй

   Авсень, авсень, хАди пА всем, Аткрывай двери, пАдымай с пАстели.
          Аткрывай Акно запускай Рож(д)ество
          Аткрывайте сундуки, дАстАвайте пятаки.
          Кто не даст пирАга, мы кАрову за рога
          Кто не даст пышку, тому в лоб шишку.
_____________________________________________________________________


Исполнительская традиция Курской области отличается  резкостью, звонкостью, насыщенностью открытой вокальной манеры. Опытные певцы украшают, напев особыми короткими призвуками («иканьями») флажолетного тембра в высоком регистре. Общий характер южнорусской песенной культуры отмечен повышенной экспрессией, открытой эмоциональностью, большой непосредственностью в выражении чувства.  Еще раз слушаем.
- Попробуем проговорить текст и ритмически прохлопать по коленкам слогоритм.
(все вместе, по два человека)
- Пропоем по голосам.

- основная мелодия
- высокая партия
- альтовый голос

Спасибо, молодцы. Мы с вами разучили колядку, и можем ее обыграть. Предлагаю вам попробовать самими поучаствовать в обряде, хотите?

Ответы детей
- Каждый из вас вытянет мешочек: красны или синий.  Это определит, кто в какой творческой группе будет.

А теперь каждая группа исполнит по очереди выученную колядку, а Олег Валерьевич оценит исполнение ребят. Какие колядовщики лучше, дружнее и веселее?

Исполняют.

Все старались, трудно выбрать. Ребята я спрячу мешочки за спину и спрошу наших гостей – кому проводить обряд колядования?  Выбирайте руку, уважаемые гости!  

 Прячешь мешочки в руках за спиной. Выбирают. 

Ну, жребий выпал вышей творческой группе, значит, вам совершать обряд Колядования. (Выдается реквизит: маски для ряженных для мальчиков,  для девочек - платки расписные, мешок и Звезду.)

   Колядуют перед зрителями.    

 Отлично! Присаживайтесь на свои места.

Мы с вами сегодня говорили об обряде колядования. Который включает в себя и песни, «благопожелательные» приговоры.

Из репертуара какого ансамбля мы разучивали колядку?

В какой традиции они поют?

Чем примечательна исполнительская традиция Курской области?

В чем особенность диалекта колядки?

С каким атрибутом колядовщиков мы сегодня познакомились?

Ответы- Вифлеемская звезда.

Колядование – это обряд…(продолжить)

Я благодарю вас за работу на занятии

Список использованной литературы.

  1. Г. М. Науменко «Народное детское поэтическое творчество», Издательство: Центрполиграф, 2001 г.
  2. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ: Детство-Пресс,2004
  3. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005
  4. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н, Корепанова и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система воспитательной работы в детском коллективе

   Основным критерием  эффективности работыклассного руководителя является содействие саморазвитию личности, реализации творческих способностей, обеспечени...

РАБОТА С ДЕТСКИМИ КОЛЛЕКТИВАМИ – ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ.

Методика работы с детскими коллективами (хор, оркестр, ансамбли) является системой знаний в области музыкального воспитания детей. С научно – практической позиции методика суммирует рефлектирующие на ...

Работа с детским коллективом в 1 классе.

Формирование личности младшего школьника через создание коллектива....

Сценарий для детского фольклорного коллектива "Берегиня- сырая Богородица!

Сценарий вобрал в себя наиболее известные элементы праздника  и расчитан на детский коллектив...

Инновационные формы и методы работы с детским коллективом.

Инновационные технологии в образовании - это организация образовательного и воспитательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигну...

Статья - «Размышления о воспитании младших школьников с помощью репертуара на занятиях вокального ансамбля в детском музыкальном театре».

Статья о выборе репертуара, который учит, воспитывает, впечатляет и направляет чувства учащихся творить «Светлое, доброе, вечное»....

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ 2 « В» КЛАССА

План воспитательной работы с детским коллективом2 « В» класса...