"Значение певческой деятельности в развитии младших школьников"
статья по музыке (2 класс)

Данная статья будет полезна родителям и педагогам. Она раскрывает значение пения в развитии младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пение занимает важное место в развитии школьников. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальные слух, память, чувство ритма. Пение способствует развитию речи ребят. Слова выговариваются  нараспев, протяжно,  что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов. Пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата. Известно, что пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

При современном многообразии стилей, жанров, особенно важна работа по формированию эталонного звука в вокальном обучении детей. Дети особенно подвержены воздействию массовой культуры, в том числе детского эстрадного вокального исполнительства. Чуть ли не ежедневно можно видеть на экране ТВ поющих детей. В сольном варианте - это исключительно эстрада, рэп и даже рок. Академический вариант пения тоже звучит, но только в хоровом виде. Так как же должны петь дети?

Существует только одна, единственно верная, физиологически удобная манера вокального исполнительства, официально именуемая: европейская академическая оперно-концертная опёртая смешанно-прикрытая манера пения.

Исходя из этого, концепция, определяющая цель работы с детьми заключается в необходимости обучения взрослой академической манере пения в женском варианте (и мальчиков и девочек). Эта манера пения должна выступать, как базовая. А вот на ее основе, при желании и необходимости могут быть любые варианты.

Ни в коем случае не отрицается возможность и необходимость обучения детей народной, эстрадной и джазовой манере пения. Раз в обществе есть потребность на исполнителей этих манер - их надо воспитывать с детства, как и любых других певцов и музыкантов вообще. Следует помнить, что любое обучение не должно наносить ущерб духовному и физическому здоровью детей. Но базовым является обучение академическому пению, которое должно рассматриваться, как максимальная включенность защитных органов голосообразования в процессе певческой фонации.

Даже на уровне простого здравого смысла не стоит учить детей чему- либо, что не пригодится им во взрослой жизни. Три критерия: акустическая эффективность (певцы поют и громко и звучно); энергетическая экономичность и биологическая целесообразность (они могут петь часто, долго и без вреда для себя) доказывают необходимость и эффективность учебного процесса в деле пения.

Приведенные выше критерии можно назвать экологическими:

- С прогрессирующим ухудшением экологической ситуации гортань человека выполняет всё в большей степени функцию фильтра-отстойника, на котором осаждаются вредные компоненты вдыхаемого воздуха. Работа с голо-сом, пение компенсирует опасное воздействие, потому что активизирует обменные процессы, усиливает микроциркуляцию в мышцах и слизистой оболочке гортани.

- Всё больше становится видов деятельности, в которых голос и речь используются, как постоянно действующие орудия труда, причём в неблагоприятной акустической, психологической и экологической обстановке (шумовой фон, стрессы, пыль, химия и т. д.). Развитие голоса, пение сводит к минимуму травмирующие условия и факторы.

- Голос и речь ребёнка формируется исключительно под влиянием семьи и средств массовой информации, и часто со множеством случайных и вредных воздействий. Результат - неравномерное развитие механизмов голосообразования, отсутствие координации между слухом и голосом, неадекватность эмоциональной детонации в речи "гудошников" в пении, хриплые голоса при здоровой гортани, затягивание мутации у юношей и многие другие. Развитие голоса, пение предупреждает заболевание гортани и исправляет некоторые отклонения в голосовой функции и речи.

- Развитие двигательной сферы голосообразования и речеобразования способствует развитию фонематического слуха, необходимого для освоения иностранной фонетики.

Подбирая музыкальный репертуар, я учитываю доступность и посильность для обучающегося. Известно, что утомляемость поющих резко повышается, если разучиваемые произведения слишком сложны, не продумана методика ведения занятия. Поэтому очень важно разумно распределять певческую нагрузку, так как пение оказывает значительное влияние на нервную и сердечно - сосудистую систему. При правильной нагрузке изменения в организме незначительны, более того пение улучшает дыхание и кровообращение.

Отобранный доступный песенный репертуар должен даваться детям понятным для них языком. Доступный репертуар не надо смешивать с лёгким, последний не вызывает у детей никаких усилий для его усвоения и не содействует их музыкальному развитию. Для усвоения доступного всегда требуется некоторое напряжение умственных способностей, проявление старания, прилежания. Такой репертуар способствует музыкальному развитию школьников.

Непосильный репертуар делает обучение формальным и снижает у детей интерес к музыке.

У детей младшего школьного возраста не в одинаковой степени развиты музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память. Оказывая музыкальную помощь каждому ребёнку, я  развиваю ту способность, которая у него менее развита.

Все дети отличаются один от другого. Одни слишком возбудимы, со слабо развитым торможением. Другие слишком заторможенные, безучастные. Есть застенчивые, робкие, невнимательные, с замедленной речью. Методы подхода к этим детям различны. К одним приходится быть более снисходительной, к другим наоборот, более требовательной, но к каждому стараюсь найти свой путь воздействия.

Для повышения художественно-технического уровня хористов с ярко- выраженными способностями необходимо индивидуальное обучение пению.

С первых же занятии с хором следует строить работу так, чтобы в поле зрения преподавателя находились все дети, чтобы хоровые занятия носили форму стройной системы, чтобы в процессе занятий не только отрабатывались отдельные вокально-хоровые приёмы и навыки, но и накапливался опыт, развивались музыкальные способности, воспитывался устойчивый интерес к музыке, к хоровому пению, формировалась ярко выраженная направленность к хоровой деятельности.

При систематических уроках, по мере развития детских голосов даю песни в более высоких тональностях, обращая внимание на образное, выразительное их исполнение, в результате чего обучающиеся получают хорошие вокальные навыки.

К вокальным навыкам относятся: певческая установка, дыхание, звукообразование, дикция, интонирование, ансамбль (стройное, слитное пение, чувство ритма.

Певческая установка.

Прежде чем начинать хоровую работу, следует научить детей правильно держаться при пении, так как от этого зависит работа дыхательного и звукообразующего аппарата.

Певческая установка должна быть свободная: корпус и шея выпрямлены, ноги всей ступнёй стоят на полу, руки опущены. При пении стоя дыхательные мышцы работают естественно, эффективно и звучность пения улучшается

Разучивать песни рекомендуется сидя на краю стула, спина прямая, руки свободно лежат на бёдрах, ближе к туловищу. Ни в коем случае не должен быть вытянута шея, высоко поднят подбородок - это ведёт к неправильной манере пения.

Дыхание.

Дыхание в пении имеет исключительное значение: от дыхания зависит сила, красота и продолжительность звука. Дыхание должно быть свободным, равно-мерным, естественным и бесшумным, чтобы работали мышцы живота, и нижних отделов грудной клетки.

Вдох - короткий, энергичный с небольшой задержкой, которая активизирует вдох и служит предпосылкой одновременного вступления хора.

Выдох - постепенный, равномерный, продолжительный.

Оттачивать технику дыхания следует на музыкальном материале на всём протяжении деятельности хора. Рекомендуется система А. Стрельниковой «Дыхательная гимнастика».

Интонирование и звуковедение.

Развивая музыкальные способности детей особое внимание необходимо уделять воспитанию музыкального слуха, так как чистое интонирование - фундамент хорового пения.

Музыкальным слухом называется способность воспринимать, различать высокие и низкие звуки, слышать, то есть представлять себе мысленно мелодию, запоминать её и правильно, не фальшиво спеть. Музыкальный слух можно и нужно развивать. Начинать эту работу нужно с первых же занятий. С самого начала надо приучать детей к умению сосредоточиться на звучании, "слушать тишину" (неумение сосредоточиться на звучании - одна из причин фальшивого пения).

В практике встречаются дети с различными музыкальными задатками. Одни обладают прекрасным слухом и интонируют безупречно у других при регулярных хоровых занятиях очень быстро налаживаются координация между слухом и голосом. Встречаются и сложные случаи, требующие внимательной и терпеливой работы преподавателя приблизительно в течение одного года, а бывают и такие дети, у которых координация развивается лишь через 2-3 года регулярных планомерных занятий.

Одна из причин неверной интонации заключается в том, что многие дети ещё не обладают устойчивыми навыками пения, плохо себя слушают и часто переходят на крик. Громкие звуки воспринимаются труднее, чем тихие, и поэтому при громком пении ослабевает слуховое внимание. Нюанс "пиано" можно использовать в хоре, как метод работы над трудными интонационными местами в песне. Для развития чистоты интонации, прежде всего надо выбирать песни, удобные по тесситуре и дыханию, отвечающие диапазону голоса детей данной группы. Полезно детям слушать песни в хорошем исполнении взрослых и чисто поющих детей. Необходимо систематически повторять с детьми выученные песни и при этом петь их без сопровождения

Другая причина фальшивого пения и даже "гудения" объясняется следующим: многие неверно поющие дети переносят манеру "разговорного голоса" в песне.

Встречаются дети (чаще мальчики) разговаривающие и поющие очень низкими голосами. Этим детям необходимо ощутить правильную высоту звука. В таких случаях можно использовать пение звуков верхнего регистра - си и ми бемоль. Высокие звуки благодаря своим акустическим свойствам легче воспринимаются на слух, чем низкие. Преподаватель своими пояснениями путём создания образных ассоциаций, должен помочь детям ("надо спеть высоко, как птичка; пропищать, как мышка и т. п.)

Используя в попевках, упражнениях звуки верхнего регистра, можно добиться при регулярных хоровых занятиях прекрасных результатов.

Дикция и артикуляция.

Большое значение имеет артикуляция и дикция, которые в пении отличаются от речевого произношения. Согласные выговариваются быстро и чётко, чтобы как можно меньше препятствовать звучанию голоса на гласных. Согласные в конце слога произносятся в начале следующего. Пение гласных должно происходить в единой манере звучания, быть протяжным и напевным.

У детей младшего школьного возраста артикуляционный аппарат пассивен

и вял. Развитие чёткой работы нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком имеет огромное значение для воспитания правильного пения.

Рекомендуется пение шепотом «Поющий дождь», пение цепочки из слогов с разными гласными "Пропали согласные", пение на слоги песни по фразам и целиком.

Особое внимание на своих уроках уделяю дисциплине. Дисциплина на хоровом занятии - это не только внешнее спокойствие (нет шума, разговоров и т. д., но и внутреннее состояние хористов - активное, увлечённое, сосредоточенное, что является главным в работе, где дети творят, трудятся, учатся новому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 4 классе по теме: "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника""

В разработке родительского собрания представлены анкеты для учащихся и родителей, тестирование и памятки для учащихся....

Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"

Родительское собрание о результатах памяти учащихся, о способах её развития....

Статья по теме: "Значение проектной деятельности в развитии младших школьников"

Статья, опубликованная на сайте ИД "Первое сентября", на тему "Значение проектной деятельности в развитии младших школьников" http://festival.1september.ru/articles/620230/...

"Значение игры в умственном развитии младших школьников."

В работе отражены значение дидактической игры, влияние игры на умственное развитие детей....

Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"

Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"...

Значение проектной деятельности в развитии младшего школьника с ОВЗ

Метод проектов сегодня относится к педагогическим технологиям ХХI века, как предусматривающий умение адаптироваться в окружающем мире. Метод творческого проектирования ориентирован на средние и старши...

"Значение певческой деятельности в развитии младших школьников"

Данная статья будет полезна родителям и педагогам. Она раскрывает значение пения в развитии младших школьников...