Значение проектной деятельности в развитии младшего школьника с ОВЗ
статья на тему
Метод проектов сегодня относится к педагогическим технологиям ХХI века, как предусматривающий умение адаптироваться в окружающем мире. Метод творческого проектирования ориентирован на средние и старшие звенья школьного обучения, в начальной школе до недавнего времени использовался редко, использовались элементы проектной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Значение проектной деятельности в развитии младшего школьника с ОВЗ
Проектная деятельность не является новшеством (она связана с именами американского психолога, педагога и философа Джона Дьюи и его ученика Уильяма Килпатрика). Русскими педагогами основы проектного метода разрабатывались параллельно с американскими. Группа педагогов - исследователей под руководством С.Т. Шацкого работала по проблеме внедрения проектного метода обучения с 1905 года. Массовое внедрение в двадцатые годы в отечественные школы прошлого столетия данного метода не оправдало себя, поэтому в нашей стране долгое время проектный метод не использовался. Наиболее успешно он стал применяться в отдельных регионах России с 1993 года в рамках программы « Технология» Под методом проектов в образовательной области “Технология” понимают способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся. Главнейший основополагающий принцип метода проектов, по определению Павловой М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасовой И.А., - исходить из интересов самого ребенка, детских интересов сегодняшнего дня, непосредственно связанных с текущими практическими и духовными нуждами самих детей, их близких, общества.
Метод проектов сегодня относится к педагогическим технологиям ХХ1 века, как предусматривающий умение адаптироваться в окружающем мире. Метод творческого проектирования ориентирован на средние и старшие звенья школьного обучения, в начальной школе до недавнего времени использовался редко, использовались элементы проектной деятельности.
Главная идея проектной деятельности - направленность учебно- познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально - значимой проблемы. Этот результат называется проект.
Поговорим о том, что же это такое «проекты в начальной школе». Проектная деятельность- это совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Проектная деятельность в начальной школе это одно из разнообразных направлений новых педагогических технологий. Проще говоря, для повышения качества знаний учащихся учителя должны мотивировать детей получать знания не только на уроках, но и ещё вести самостоятельные исследования. В современной начальной школе предусматривается обязательное использование, наряду с традиционными, методов развивающего обучения и, в первую очередь, метода проектов. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в том, что освоение учебного материала учащимися осуществляется в ходе работы над творческими проектами, включением школьников в процессы исследования, проектирования, изготовления и оценки объектов деятельности.
Проектное обучение повышает мотивацию учащихся начальных классов к познавательной деятельности, способствует развитию их личностных качеств и способностей, создает условия для творческой самореализации в преобразовательной деятельности. Проектная деятельность способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности, в процессе работы над проектом дети приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Выполняя проекты, учащиеся активно овладевают основами проектирования, коммуникации и рефлексии, учатся самостоятельно приобретать новые знания и умения. Отличительной особенностью использования метода проектов в начальной школе является обеспечение интеграции знаний и умений учащимися в процессе проектного обучения из различных разделов образовательной программы: чтение, письмо, счет, рисование и т.д.
Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Основной формой работы на уроке является групповая работа. Использование метода проектов в начальной школе имеет ряд специфических особенностей, которые необходимо знать педагогу, чтобы эффективно организовать проектную деятельность учащихся.
Образовательный процесс в начальных классах основан на взаимодействии ребенка с окружающим миром, освоении им природной и социальной среды. Учитель со своей стороны осуществляет педагогическое сопровождение школьника в его познавательной деятельности. Поэтому проектное обучение в начальной школе возможно, рассматривать как процесс взаимодействия педагога и воспитанника между собой. При выборе тем проектов учителю необходимо учитывать возрастные особенности школьников, в том числе: уровень развития психических процессов, моторных умений и навыков. Следует отметить, что учащиеся начальных классов пока еще не обладают достаточным объемом проектных знаний и умений. Поэтому педагогу целесообразно подбирать и предлагать школьникам проектные проблемы из наиболее знакомых им областей.
Проекты могут быть индивидуальными, то есть выполняемые одним учащимся, парными – выполняемыми в паре, групповыми или коллективными. Могут проводиться на уроке или во внеурочное время. По темам проекты делятся на монопроекты – проекты, выполняемые в рамках одного предмета, межпредметные – проекты, темы которых охватывают несколько учебных предметов, и свободные (надпредметные) – то есть тема проекта выходит за рамки школьного обучения.
Тема проекта обязательно должна заинтересовать ребенка. Навязанная тема только отобьет охоту целенаправленно и хорошо выполнить задание. Также, тема должна быть необычной – оригинальной и не сложной.
Подготовить проект ребенок, особенно в первом классе, сам не сможет, но должен активно участвовать, поэтому проект должен выполняться быстро. Сосредотачиваться долго на одной теме ученик начальной школы еще не привык. Хорошо когда преподаватель сам в процессе урока, поняв заинтересованность каждого ребенка в конкретной теме, раздаст каждому конкретное задание. Для стимулирования познавательных интересов школьников в ходе выполнения проектов желательно использовать игровые формы и методы, включать в обучение исследовательские задания, практические работы и упражнения.
Алгоритм проектной деятельности учащихся
- проблема (потребность)
- планирование проектной деятельности
- проведение исследований
- разработка и создание продукта проекта
- анализ результатов и презентация (защита) проекта
Оформление проекта. Оформить проект можно по-разному, в некоторых школах есть определенные требования к оформлению. В младших классах, обычно не бывает определенных требований, и оформить можно на одном листе в виде фотографий, а тем более написать текст пояснений к этим фото, а рассказать может. Чем старше класс, тем выше требования к оформлению.
Исследователи характеризуют метод проекта как:
· Личностно - ориентированный;
· Обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
· Развивающий умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии;
· Формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
· Воспитывающий целеустремленность, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
· Интегрирующий знания, умения и навыки из разных дисциплин;
· Здоровьесберегающий.
Проектная деятельность младших школьников, будучи одной из основных структурных процесса обучения, способствует:
-обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
-развитию познавательных и творческих способностей, активности и организованности, и самостоятельности и целеустремленности учащихся;
-формированию проектного мировоззрения и мышления;
-адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
-формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в 4 классе по теме: "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника""
В разработке родительского собрания представлены анкеты для учащихся и родителей, тестирование и памятки для учащихся....
Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"
Родительское собрание о результатах памяти учащихся, о способах её развития....
Статья по теме: "Значение проектной деятельности в развитии младших школьников"
Статья, опубликованная на сайте ИД "Первое сентября", на тему "Значение проектной деятельности в развитии младших школьников" http://festival.1september.ru/articles/620230/...
"Значение игры в умственном развитии младших школьников."
В работе отражены значение дидактической игры, влияние игры на умственное развитие детей....
Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"
Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"...
"Значение певческой деятельности в развитии младших школьников"
Данная статья будет полезна родителям и педагогам. Она раскрывает значение пения в развитии младших школьников...
"Значение певческой деятельности в развитии младших школьников"
Данная статья будет полезна родителям и педагогам. Она раскрывает значение пения в развитии младших школьников...