Значение проектной деятельности в развитии младшего школьника с ОВЗ
статья на тему

Метод проектов сегодня относится к педагогическим технологиям ХХI века, как предусматривающий умение адаптироваться в окружающем мире. Метод творческого проектирования ориентирован на средние и старшие звенья школьного обучения, в начальной школе до недавнего времени использовался редко, использовались элементы проектной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение проектной деятельности в развитии младшего школьника с ОВЗ

Проектная деятельность не является новшеством (она связана с именами американского психолога, педагога и философа Джона Дьюи и его ученика Уильяма Килпатрика). Русскими педагогами основы проектного метода разрабатывались параллельно с американскими. Группа педагогов - исследователей под руководством С.Т. Шацкого работала по проблеме внедрения проектного метода обучения с 1905 года. Массовое внедрение в двадцатые годы в отечественные школы прошлого столетия данного метода не оправдало себя, поэтому в нашей стране долгое время проектный метод не использовался. Наиболее успешно он стал применяться в отдельных регионах России с 1993 года в рамках программы « Технология» Под методом проектов в образовательной области “Технология” понимают способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся. Главнейший основополагающий принцип метода проектов, по определению Павловой М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасовой И.А., - исходить из интересов самого ребенка, детских интересов сегодняшнего дня, непосредственно связанных с текущими практическими и духовными нуждами самих детей, их близких, общества.

Метод проектов сегодня относится к педагогическим технологиям ХХ1 века, как предусматривающий умение адаптироваться в окружающем мире. Метод творческого проектирования ориентирован на средние и старшие звенья школьного обучения, в начальной школе до недавнего времени использовался редко, использовались элементы проектной деятельности.

Главная идея проектной деятельности - направленность учебно- познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально - значимой проблемы. Этот результат называется проект.
Поговорим о том, что же это такое «проекты в начальной школе». Проектная деятельность- это совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
Проектная деятельность в начальной школе это одно из разнообразных направлений новых педагогических технологий. Проще говоря, для повышения качества знаний учащихся учителя должны мотивировать детей получать знания не только на уроках, но и ещё вести самостоятельные исследования. В современной начальной школе предусматривается обязательное использование, наряду с традиционными, методов развивающего обучения и, в первую очередь, метода проектов. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в том, что освоение учебного материала учащимися осуществляется в ходе работы над творческими проектами, включением школьников в процессы исследования, проектирования, изготовления и оценки объектов деятельности.
Проектное обучение повышает мотивацию учащихся начальных классов к познавательной деятельности, способствует развитию их личностных качеств и способностей, создает условия для творческой самореализации в преобразовательной деятельности. Проектная деятельность способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности, в процессе работы над проектом дети приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Выполняя проекты, учащиеся активно овладевают основами проектирования, коммуникации и рефлексии, учатся самостоятельно приобретать новые знания и умения. Отличительной особенностью использования метода проектов в начальной школе является обеспечение интеграции знаний и умений учащимися в процессе проектного обучения из различных разделов образовательной программы: чтение, письмо, счет, рисование и т.д.
Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Основной формой работы на уроке является групповая работа. Использование метода проектов в начальной школе имеет ряд специфических особенностей, которые необходимо знать педагогу, чтобы эффективно организовать проектную деятельность учащихся.

Образовательный процесс в начальных классах основан на взаимодействии ребенка с окружающим миром, освоении им природной и социальной среды. Учитель со своей стороны осуществляет педагогическое сопровождение школьника в его познавательной деятельности. Поэтому проектное обучение в начальной школе возможно, рассматривать как процесс взаимодействия педагога и воспитанника между собой. При выборе тем проектов учителю необходимо учитывать возрастные особенности школьников, в том числе: уровень развития психических процессов, моторных умений и навыков. Следует отметить, что учащиеся начальных классов пока еще не обладают достаточным объемом проектных знаний и умений. Поэтому педагогу целесообразно подбирать и предлагать школьникам проектные проблемы из наиболее знакомых им областей.
Проекты могут быть индивидуальными, то есть выполняемые одним учащимся, парными – выполняемыми в паре, групповыми или коллективными. Могут проводиться на уроке или во внеурочное время. По темам проекты делятся на монопроекты – проекты, выполняемые в рамках одного предмета, межпредметные – проекты, темы которых охватывают несколько учебных предметов, и свободные (надпредметные) – то есть тема проекта выходит за рамки школьного обучения.

Тема проекта обязательно должна заинтересовать ребенка. Навязанная тема только отобьет охоту целенаправленно и хорошо выполнить задание. Также, тема должна быть необычной – оригинальной и не сложной.
Подготовить проект ребенок, особенно в первом классе, сам не сможет, но должен активно участвовать, поэтому проект должен выполняться быстро. Сосредотачиваться долго на одной теме ученик начальной школы еще не привык. Хорошо когда преподаватель сам в процессе урока, поняв заинтересованность каждого ребенка в конкретной теме, раздаст каждому конкретное задание. Для стимулирования познавательных интересов школьников в ходе выполнения проектов желательно использовать игровые формы и методы, включать в обучение исследовательские задания, практические работы и упражнения. 
Алгоритм проектной деятельности учащихся

  • проблема (потребность)
  • планирование проектной деятельности
  • проведение исследований
  • разработка и создание продукта проекта
  • анализ результатов и презентация (защита) проекта

Оформление проекта. Оформить проект можно по-разному, в некоторых школах есть определенные требования к оформлению. В младших классах, обычно не бывает определенных требований, и оформить можно на одном листе в виде фотографий, а тем более написать текст пояснений к этим фото, а рассказать может. Чем старше класс, тем выше требования к оформлению.

Исследователи характеризуют метод проекта как:

· Личностно - ориентированный;

· Обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;

· Развивающий умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии;

· Формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;

· Воспитывающий целеустремленность, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;

· Интегрирующий знания, умения и навыки из разных дисциплин;

· Здоровьесберегающий.

Проектная деятельность младших школьников, будучи одной из основных структурных процесса обучения, способствует:

-обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;

-развитию познавательных и творческих способностей, активности и организованности, и самостоятельности и целеустремленности учащихся;

-формированию проектного мировоззрения и мышления;

-адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;

-формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 4 классе по теме: "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника""

В разработке родительского собрания представлены анкеты для учащихся и родителей, тестирование и памятки для учащихся....

Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"

Родительское собрание о результатах памяти учащихся, о способах её развития....

Статья по теме: "Значение проектной деятельности в развитии младших школьников"

Статья, опубликованная на сайте ИД "Первое сентября", на тему "Значение проектной деятельности в развитии младших школьников" http://festival.1september.ru/articles/620230/...

"Значение игры в умственном развитии младших школьников."

В работе отражены значение дидактической игры, влияние игры на умственное развитие детей....

Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"

Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"...

"Значение певческой деятельности в развитии младших школьников"

Данная статья будет полезна родителям и педагогам. Она раскрывает значение пения в развитии младших школьников...

"Значение певческой деятельности в развитии младших школьников"

Данная статья будет полезна родителям и педагогам. Она раскрывает значение пения в развитии младших школьников...