Технологическая карта на тему: Кантата «Александр Невский»
план-конспект урока по музыке (3 класс)

Вандышева Светлана Юрьевна

Технологическая карта на тему: Кантата «Александр Невский»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Новосибирской области

«Черепановский педагогический колледж»

Название учебной дисциплины: музыка

Класс:

Учитель: Завадская Лариса Владиславовна

Методист: Ильина Ольга Витальевна

Студент: Вандышева Светлана Юрьевна

Тема: Кантата «Александр Невский»

Дата: 29.09.2022

Тип урока: закрепление изученного материала

Цель: создание благоприятных условий для ознакомления учащихся с жанром кантата произведение «Александр Невский».

Задачи:

Образовательная: формировать умения понимать настроение героя через литературные и музыкальные произведения.

Развивающая: развить музыкального мышления школьников.

Воспитательная: воспитать понимания детьми красоты и смысла кантаты.

Планируемые результаты

Предметные: умение слушать, анализировать произведения жанра кантата.

Метапредметные

Познавательные УУД:  извлечение необходимой информации из прослушанного произведения или текста;

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем в процессе всех видов работы на уроке;

Регулятивные УУД: развитие умения осмысливать полученную информацию, формирование умения анализировать.

Личностные: формирование чувства любви к музыке и понимание ценности музыкального наследия.

Основные понятия: кантата, набат, трёхчастная форма.

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение

Ресурсы для учителя: ИКТ, тех. карта

№ п/п

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы, приемы и формы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Планируемые результаты

1.Орг.момент

Самоопределение к деятельности

М.-словесный;

Ф.-фронтальная;

П.-речь

-Здравствуйте, ребята, меня зовут, Светлана Юрьевна  и сегодня я проведу у вас занятие по музыке.

-Я рада видеть вас на уроке, рада вашим улыбкам и надеюсь, что время урока пролетит незаметно и будет для вас приятным и полезным.

-Для работы на уроке нам с вами понадобится тетрадь и пенал, проверти всели у вас лежит на месте. 

Приветствуют учителя

Проверяют готовность

Речь

К.

Л.

2.Актуализация знаний

Актуализировать имеющихся знаний учащихся

М.-словесный;

Ф.-фронтальная

-Скажите, что такое кант?

(посмотрите в тетради)

-Какое произведение вы слушали на прошлом занятии?

-А кто автор кантов?

-А кто такие полководцы? (на слайде)

-Каких вы знаете?(на слайде)

-Посмотрите на слайд запишите сегодняшнюю тему. (Кантата «Александр Невский»)

-Молодцы.

-Кант –это торжественная песня; в ней воспевали победу и скорбили о погибших; кант похож на гимн.  

- Авторами кантов были учителя пения, студенты, певчие церковных хоров.

- Варианты ответов детей.

- Записывают тему урока в тетради.

Речь

Р.

К.

Пр.

3.Мотивация и целеполагание

Мотивация к познавательной деятельности

М.-словесный, наглядный;

Ф.-фронтальная

-Мы продолжаем с вами путешествие в мир музыки и сегодня отправимся путешествовать по военным страницам истории нашей Родины, услышим музыку, написанную в 19 – 20 века. На уроке мы будем и слушателями и исполнителями. Нам потребуются все ваши знания и умения, будьте внимательны, и вы узнаете много нового и интересного.

-Мы продолжим тему прошлого занятия, вы уже говорили и о кантате и об Александре Невском.

-Какие цели мы поставим на наше занятие? Что бы вы хотели узнать сегодня?

-Ребята, сегодня мы познакомимся с творчеством великого русского композитора Прокофьева Сергея Сергеевича – и его кантатой " Александр Невский"

-Слушают учителя

-Узнать что за произведение «Александр Невский», узнать кто написал, что такое кантата.

Речь, ИКТ

Р.

К.

Пр.

4.Открытие нового материала

Организация познавательной деятельности

М.-словесный, наглядный;

Ф.-фронтальная

1. Знакомство с Александром Невским

- А сейчас мы с вами посмотрим видеоролик об Александре Невском

-Что нового вы узнали из видеоролика?

-Почему ему дали почётное прозвище Невский?

-Где происходила битва?

-Недаром Невский выбрал поле боя замерзшее озеро. Почему?

-В1938 году был создан художественный фильм «Александр Невский. К этому фильму С.С. Прокофьевым была написана музыка

 (о Прокофьеве на слайде)

-Сергей Сергеевич Прокофьев (1891–1953 гг.) – русский композитор, дирижер, пианист, народный артист РСФСР, лауреат шести Сталинских премий и Ленинской премии. Один из самых значимых музыкантов ХХ века. Автор известной симфонической поэмы для детей «Петя и волк», а также балета «Ромео и Джульетта».)

-Позднее, в 1939 году - кантата «Александр Невский».

-Итак, мы встретились с новым словом «кантата».

-Прочитайте определение:

 «Кантата – крупное музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, исполняемых хором, солистами и оркестром».

-Давайте прочитаем хором определение

-Теперь запишите в тетради

- Сегодня мы и послушаем кантату «Александр Невский»

-Сначала я предлагаю размяться немного, а после прослушаем данное произведение.

ФИЗМИНУТКА

В кантате «Александр Невский» 7 частей. Послушаем  четвертую часть – «Вставайте, люди русские» - это хоровая песня совершенно другого характера. Не рассказ о минувших событиях, а призыв к бою за русскую землю. В патриотическую тему «Вставайте, люди русские!» С.С. Прокофьев включил древнерусские мотивы и звуки народных музыкальных инструментов. Послушайте текст этого хора.

Текст.

Вставайте, люди русские,

На славный бой, на смертный бой!

Вставайте, люди вольные,

За нашу землю честную!

Живым бойцам — почёт и честь,

А мёртвым — слава вечная.

За отчий дом, за русский край

Вставайте, люди русские!

На Руси родной, на Руси большой

Не бывать врагу!

Поднимайся, встань,

Мать родная, Русь!

- В начале хора, что вы услышали?

 -А вы знаете, как этот звон называется? (Набат)

- С давних пор на Руси существовал обычай – возвещать о важных событиях ударами набатного колокола.

-Давайте, запишем определение в тетрадь.

Слайд

- Наба́т— оповещение или тревожный сигнал для сбора народа, подаваемый обычно ударами в колокол, било (звонило), реже барабанным боем.

-Какие чувства у вас возникли после прослушивания?

-Везде ли одинаково звучит музыка?

-В мелодии, в её настойчиво повторяющихся энергичных интонациях слышатся боевые кличи, призывы. Ритм марша подчеркивает героический характер музыки.

- Сколько частей вы услышали в этом произведении?(три)

-Такая форма музыкальных произведений называется трёхчастной. Мелодия в первой и третьей частях - совершенно одинакова, либо сходна, а во второй части - отличается от них и часто бывает контрастной. 1 и 3 часть исполняется энергично в сочетании с напевностью, передавая героический характер музыки.

- Какая музыка во второй части?

-Кто её исполняет?

Что общего у этих частей?

-Со временем  имя Александра Невского возглавило список великих людей России. Во времена Александра Невского и в царские времена довольно часто происходили различные войны. И во время военных походов очень поднимали дух солдат бодрые, маршевые песни. Одну из таких песен мы сейчас с вами споем.

Раненая птица (просьба)

-Перед тем, как петь разомнём наши голосовые связки.(распевка горошина)

Слайд Слова читаем

Вместе

По куплету петь

-Варианты ответов детей

- Александр невский по тому что...

- На реке Неве

-По тому что у него была продумана стратегия, он  рассчитал, что лед просто не выдержит тяжелых доспехов противника.

Слушают учителя

-Читают определение хором.

-Записывают в тетрадь.

Повторяют движения.

-Слушают кантату

-Варианты ответов детей.

-Колокольный звон.

-Варианты ответов.

-Записывают определение.

-Рассказывают о своих чувствах

-Нет, в средней части музыка напевная, спокойная

-3 части

- Распевная, плавная.

- Мужской и женский хор.

-Исполнение, мотив,…

-Разминают связки

Речь, ИКТ

К.

П.

Пр.

Р.

Л.

5.Итог. Рефлексия

Подведение итогов занятия и оценивание собственной деятельности

М.-словесный, наглядный;

Ф.-фронтальная

1.С каким полководцем мы  более подробно познакомились на уроке?

2. Какой композитор посвятил этому герою свое произведение?

3. Какое произведение мы слушали?

4. Что такое кантата?

5. Что такое набат?

Рефлексия

Чтобы оценить нашу работу, мы напишем синквейн по теме кантата «Александр Невский»

-Кто знает, что такое синквейн?

-Посмотрите пример синквейна

-Составьте свой синквейн

-1. Кантата

2. Веселая, нежная

3. Возбуждает, успокаивает, удивляет
4.Музыка-жизнь украшает
5.Песня

-Давайте прочитаем, что у вас получилось

-Спасибо за работу на уроке! До свидания!

-Александр Невский

-Сергей Сергеевич Прокофьев

- Кантата «Александр Невский»

-Крупное музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, исполняемых хором, солистами и оркестром.

-Учащенный звон в один колокол, оповещающий об опасности

Оценили собственную деятельность

-Варианты ответов детей

Синкве́йн — пятистрочная стихотворная форма

1. Существительное

2. Два прилагательных

3. Три глагола

4. Фраза которая характеризует кантату

5. Существительное

Прощаются с учителем

Речь

Л.

П.

Пр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока музыки в 4 классе С.Прокофьев кантаты "Александр Невский "

Урок  музыки в 4 классе   разработка урака музыки в 4 классе. " С. Прокофьев кантата " Александр Невский"...

урок музыки по теме "С.Прокофьев кантата "Александр Невский"

Урок  на закрепление знаний о вокальных жанрах, и знакомство с новой темой....

презентация к уроку "С.Прокофьев кантата "Александр Невский"

презентация к уроку "С.Прокофьев кантата "Александр Невский"...

Методическая разработка тем уроков для учащихся 2-4 классов Кантата «Александр Невский» Сергея Сергеевича Прокофьева на уроках музыки

Методическая разработка тем уроков для учащихся 2-4 классов предназначена для учителей музыки, может использоваться учителями начальной школы, педагогами дополнительного образования детей по эстетичес...

Кантата "Александр Невский"

Презентация на тему "Кантата Александр Невский" для урока в 3 классе (Критская)...

Конспект урока по музыке на тему "Кантата Александр Невский"

Конспект урока по музыке на тему "Кантата Александр Невский" для 3 класса...