Мастер-клас
учебно-методический материал по музыке (4 класс)

Рыбакова Лариса Владимировна

Мастер-класс "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках музыки"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках музыки

Мастер-класс учителя музыки

Рыбаковой Ларисы Владимировны

Цель: Расширение информационного поля педагогов по методическому сопровождению учебно-воспитательного процесса. Использование здоровьесберегающие технологии на уроках музыки.

Справочный материал

Здоровьесберегающие технологии в образовании – способ организации и последовательных действий в ходе учебно-воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовно-нравственного состояния и развития, сохранение и укрепление здоровья.

  • Просмотр презентации «Анализ проведения урока с позиции технологии здоровьесбережения».

  • Давно известно, что пение является одним из лучших дыхательных упражнений (тренируется дыхательная мускулатура, диафрагмальное дыхание, улучшается дренаж бронхов, увеличивается жизненная емкость легких). Известный венгерский композитор З. Кодай в 1929 году писал: «Чудесное средство ритма – дисциплинирование нервов, тренировка гортани и легких. Все это ставит пение рядом с физической культурой. То и другое нужно ежедневно – не в меньшей степени, чем пища».

Свойства голоса выражать чувства и эмоции наилучшим образом проявляются в искусстве пения. Петь в любом случае полезно, даже если нет ни слуха, ни голоса. Научившись выражать свое состояние голосом, человек получает эффективнейшее средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.

Одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно- психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся. Задача на уроке музыки – создать условия для сохранения здоровья учащихся, то есть разработать меры по здоровьесбережению, внедрить здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс.

На своих уроках я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:

  • МУЗЫКОТЕРАПИЯ
  • ВОКАЛОТЕРАПИЯ
  • РИТМОТЕРАПИЯ
  • ФОЛЬКЛОРНАЯ АРТТЕРАПИЯ
  • ТЕРАПИЯ ТВОРЧЕСТВОМ
  • УЛЫБКОТЕРАПИЯ

МУЗЫКОТЕРАПИЯ - это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство. В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения

в 2003 году. Музыкотерапия в мире становится признанной наукой. При Российской Академии Музыки им. Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации. В ряде западных ВУЗов готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. Музыка и искусство врачевания неразрывно связаны друг с другом. Музыка воздействует на определенные мозговые зоны и активизирует работу мозга в целом.

ВОКАЛОТЕРАПИЯ

1.Благотворно влияет на работу почек, желез внутренней секреции; 2.Массирует гортань, щитовидную железу;

  1. Влияет на работу сердца;
  2. Высоко-вокальные звуки благотворно воздействуют на повышение иммунитета человека;
  3. Пение        помогает        человеку        развивать        грамотное        письмо, воздействуя на подкорку головного мозга.

Лечебное воздействие гимнастики А.Н.Стрельниковой.

Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой. Эта гимнастика восстанавливает дыхание, голос певцам и чрезвычайно благотворно воздействует на весь организм:

1.Восстанавливает нарушенное носовое дыхание. 2.Улучшает дренажную функцию бронхов.

  1. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани.
  2. Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус. 5.Улучшает нервно- психическое состояние.

Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего

«стрельниковская сотня» - 96 раз, но поскольку эта гимнастика один из видов разминки на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем, примерно мы успеваем сделать 8-16 движений каждого упражнения.

Занятие        с        использованием        здоровьесберегающих        технологий построено с учётом:

  1. Работоспособности детей.
  2. Использование средств наглядности.
  3. Обязательное выполнение гигиенических требований. 4.Благоприятный эмоциональный настрой.
  1. Организация для учащихся динамической паузы направлены на обучение учащихся элементарным приёмам здорового образа жизни.
  2. Правильная посадка на уроке, правильная позиция при пении. 7.Проведение на уроке физкультминуток, физкультпауз, зарядки для

глаз.

Цель: Используя здоровьесберегающие технологии на уроках музыки - развивать музыкальные способности; через активную творческую деятельность - способствовать закреплению интереса детей к музыкальным занятиям.

План:

  1. Приветствие – организационный момент.
  2. Логопедическая гимнастика (элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой)
  3. Исполнение Э.Грига «Утро». Слушание ( из сюиты «Пер Гюнт»)
  4. Физкультминутка
  5. Попевка «Дождик» и исполнение песни Е.Рыбкина «Дождь

идёт».

  1. Слушание фрагмента концерта «Времена года»А. Вивальди

с элементами пластического интонирования

  1. Логопедическая гимнастика.
  2. Музыкальная пауза

ХОД ЗАНЯТИЯ (МАСТЕР-КЛАСС)

  1. Музыкальное приветствие: (стоя: на распев, подряд, по звукам: I октава от До до Соль)

Здравствуйте ребята!

Приветствие учениками учителя - ответ: (стоя) Здра – вству – йте! (на распев, по трезвучию, по ступеням вниз: 5-3-1 - I октавы)

Учитель:

Рано утром я встаю, Бога я благодарю,

Солнцу, ветру улыбаюсь И при этом, не стесняясь.

Слово «здравствуй» говорю, С кем встречаюсь поутру.

Всем здоровья я желаю, Никого не обижаю.

Хватит места на земле

Людям всем, животным, мне. Чтоб земля моя цвела,

Я желаю всем добра.

Учитель: (свободная беседа) – С чего начинается день? День каждого человека? В чём особенность этого времени суток? Как музыкальными звуками нарисовать картину природы? (Данный ответ, как и все последующие, вписаны как предположительные)

Дети: С утра. Все просыпаются, идут куда-то: на работу, дети в школу…

Учитель: Машины поливают дороги и тротуары, а во дворе дворник наводит порядок – ритмично шуршит его метла !

  1. Логопедическая гимнастика:

  • изображаем дворника с маленькой метёлкой - рукой делаем дугообразные движения по маленькой амплитуде, произносим мягко «Щь» (мягкий знак в данном случае не орфографическая ошибка, а обозначение очень мягкого звука). Большая метла - увеличивается амплитуда дуги и звук произносится «Ш» (попеременно по 4р.)

зуб:


Учитель: Кто-то звонит в дверь к своему другу и зовёт его в школу:

изображая звонок в дверь, произносим «тр-р-р-р» (8раз)

Учитель: А Маша сегодня в школу не пойдёт – у неё очень болит

  • на букву «Н»: девочка ноет, у неё болит зубик, она прикладывает поочерёдно руку то к одной щеке, то к другой, произносит длинно «Н-н-н», «Н-н-н» (все движения мы делаем примерно по 8 раз).

(написано в данном разделе много, но на самом деле темп урока таков, что все упражнения, уже достаточно проучены и занимают не более 5 минут)

  1. Учитель: Начинается новый день, и люди отправляются на работу, мы с вами идем в школу. Это утро человека. А в природе? Как ведут себя деревья, солнце, трава, животные, птицы и вся природа? Предлагаю вам мысленно, каждому вернуться в утро. Давайте попробуем нарисовать словами картину под названием «Природа утром», прислушаться к голосам природы и услышать её звуки. Исполнить «Утро», показывая рукой движение мелодии:

Солнышко всходит, и небо светлеет, природа проснулась и утро пришло.

Дети: Природа просыпается, поднимается солнышко, согревает землю, птиц, животных

  1. Физкультминутка!!! Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем – Руки отводим назад.

  1. Разминка начинается с оздоровительного массажа, включающего в себя энергичное постукивание зон гайморовых пазух, расположенных над бровями и по бокам от переносицы, где скопление слизи во время насморка. Давайте вспомним нашу попевку «Дождик». Работа над дикцией. А теперь вспомним песенку Е.Рыбкина «Дождик» - исполним её эмоционально, легко, напевно.
  2. Сейчас послушаем фр. «Осень» из концерта А. Вивальди «Времена года» и будем делать дыхательные и пластические упражнения, которые помогают сохранять и укреплять наше здоровье.

– Итак, мы пришли в лес. Вышли и вдыхаем свежий, ароматный воздух. Он пахнет осенними листьями. Делаем вдох – как будто растягиваем пружину, помогаем себе руками. Теперь - выдох, собираем пружину.

(Упражнение физвокализа «Пружина»). Мы чувствуем, как нам легко и радостно. Мы восхищаемся картинами леса.

Упражнения для голоса по методике Емельянова:

-Ах (протяжно) – мы увидели красный лист клёна

  • О-о-о (голосом вверх-вниз) - целая поляна опавших золотых листьев - У-у-у (голос вниз) – подул холодный ветер
  • Теперь поиграем в игру «Зеркало» под музыку Антонио Вивальди, наша прогулка по осеннему лесу продолжается.

Упражнения – пластическое интонирование.

  1. показываем последние листья на кустарниках,
  2. показываем листву на деревьях,
  3. показываем на солнце,
  4. тянемся к солнцу, к веточке, к цветку,
  5. гладим травку,
  6. на мольберте рисуем кистью картину,
  7. прослеживаем полет птицы;
  8. прощаемся.

(Дети рассаживаются.)

- Понравилась прогулка по лесу под музыку Вивальди? – Как звучала музыка? - Дыхательные и пластические упражнения улучшили самочувствие? «Слушаем стоя» - приём «слушания рукой» или

«визуализация» - элементы пластического интонирования на уроках музыки. (Дети «рисуют» рукой движение музыки. Важно, чтобы они уловили рельефность музыкального рисунка – учитель помогает на доске).

Учитель: Что показывала наша рука? Какой оркестр исполнял это произведение? Музыка нам сразу открыла огромное пространство, как в высоту, так и в ширину. Так вот увидел осень А. Вивальди.

Музыкальная пауза

На Руси славяне считали, что поет в человеке сама ДУША и пение – это ее естественное состояние. На Руси с помощью вокалотерапии издревле осуществлялось лечение больных (больного сажали в людской круг и водили вокруг данного человека хороводы).

Помимо этого, просто усаживались вокруг больного так, чтобы он оказался в центре максимального звукового воздействия – в той точке, где

«тело   звука» реально   вырастает   ввысь и вширь, захватывая своими

вибрациями пространство и все его компоненты. Если болезнь в самом деле является сбоем нормальных внутренних биоэнергетических ритмов человека, то песня и пение в этом случае – очень сильный лекарь.

Как пример может служить всем известная песня «Каравай, каравай, кого хочешь выбирай!»

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле - здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Используемые ресурсы

  1. http://www.smsobor.ru/milk/2184.html

  1. http://dump.ru/file/3760793

  1. видео-ролик http://video.mail.ru/mail/valgrig53/5355/5356.html

  1. http://samarl.ucoz.ru/load/muzyka/kazhdyj_po_svoemu_mamu_pozdravit/2- 1-0-23

  1. http://www.openclass.ru/node/287216

  1. видео-ролик http://www.youtube.com/watch?v=X4ffXA8c4IM

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-клас для родителей первоклассников

Мастер-класс, проведённый для родителей первоклассников - это совместное практическое занятие, которое представляется  гораздо полезнее лекций  на родительских собраниях.Мастер-класс на...

мастер - клас "Смысловое чтение"

как научить 3-классников навыкам смыслового чтения. Мастер-класс...

мастер - клас "Смысловое чтение" выступление

Мастер-класс по смысловому чтению в 3 классе...