Мастер-клас
учебно-методический материал по музыке (4 класс)
Мастер-класс "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках музыки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_ispolzovanie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_na_urokah_muzyki.docx | 154.12 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках музыки
Мастер-класс учителя музыки
Рыбаковой Ларисы Владимировны
Цель: Расширение информационного поля педагогов по методическому сопровождению учебно-воспитательного процесса. Использование здоровьесберегающие технологии на уроках музыки.
Справочный материал
Здоровьесберегающие технологии в образовании – способ организации и последовательных действий в ходе учебно-воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовно-нравственного состояния и развития, сохранение и укрепление здоровья.
- Просмотр презентации «Анализ проведения урока с позиции технологии здоровьесбережения».
- Давно известно, что пение является одним из лучших дыхательных упражнений (тренируется дыхательная мускулатура, диафрагмальное дыхание, улучшается дренаж бронхов, увеличивается жизненная емкость легких). Известный венгерский композитор З. Кодай в 1929 году писал: «Чудесное средство ритма – дисциплинирование нервов, тренировка гортани и легких. Все это ставит пение рядом с физической культурой. То и другое нужно ежедневно – не в меньшей степени, чем пища».
Свойства голоса выражать чувства и эмоции наилучшим образом проявляются в искусстве пения. Петь в любом случае полезно, даже если нет ни слуха, ни голоса. Научившись выражать свое состояние голосом, человек получает эффективнейшее средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.
Одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно- психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся. Задача на уроке музыки – создать условия для сохранения здоровья учащихся, то есть разработать меры по здоровьесбережению, внедрить здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс.
На своих уроках я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:
- МУЗЫКОТЕРАПИЯ
- ВОКАЛОТЕРАПИЯ
- РИТМОТЕРАПИЯ
- ФОЛЬКЛОРНАЯ АРТТЕРАПИЯ
- ТЕРАПИЯ ТВОРЧЕСТВОМ
- УЛЫБКОТЕРАПИЯ
МУЗЫКОТЕРАПИЯ - это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство. В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения
в 2003 году. Музыкотерапия в мире становится признанной наукой. При Российской Академии Музыки им. Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации. В ряде западных ВУЗов готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. Музыка и искусство врачевания неразрывно связаны друг с другом. Музыка воздействует на определенные мозговые зоны и активизирует работу мозга в целом.
ВОКАЛОТЕРАПИЯ
1.Благотворно влияет на работу почек, желез внутренней секреции; 2.Массирует гортань, щитовидную железу;
- Влияет на работу сердца;
- Высоко-вокальные звуки благотворно воздействуют на повышение иммунитета человека;
- Пение помогает человеку развивать грамотное письмо, воздействуя на подкорку головного мозга.
Лечебное воздействие гимнастики А.Н.Стрельниковой.
Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой. Эта гимнастика восстанавливает дыхание, голос певцам и чрезвычайно благотворно воздействует на весь организм:
1.Восстанавливает нарушенное носовое дыхание. 2.Улучшает дренажную функцию бронхов.
- Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани.
- Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус. 5.Улучшает нервно- психическое состояние.
Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего
«стрельниковская сотня» - 96 раз, но поскольку эта гимнастика один из видов разминки на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем, примерно мы успеваем сделать 8-16 движений каждого упражнения.
Занятие с использованием здоровьесберегающих технологий построено с учётом:
- Работоспособности детей.
- Использование средств наглядности.
- Обязательное выполнение гигиенических требований. 4.Благоприятный эмоциональный настрой.
- Организация для учащихся динамической паузы направлены на обучение учащихся элементарным приёмам здорового образа жизни.
- Правильная посадка на уроке, правильная позиция при пении. 7.Проведение на уроке физкультминуток, физкультпауз, зарядки для
глаз.
Цель: Используя здоровьесберегающие технологии на уроках музыки - развивать музыкальные способности; через активную творческую деятельность - способствовать закреплению интереса детей к музыкальным занятиям.
План:
- Приветствие – организационный момент.
- Логопедическая гимнастика (элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой)
- Исполнение Э.Грига «Утро». Слушание ( из сюиты «Пер Гюнт»)
- Физкультминутка
- Попевка «Дождик» и исполнение песни Е.Рыбкина «Дождь
идёт».
- Слушание фрагмента концерта «Времена года»А. Вивальди
с элементами пластического интонирования
- Логопедическая гимнастика.
- Музыкальная пауза
ХОД ЗАНЯТИЯ (МАСТЕР-КЛАСС)
- Музыкальное приветствие: (стоя: на распев, подряд, по звукам: I октава от До до Соль)
Здравствуйте ребята!
Приветствие учениками учителя - ответ: (стоя) Здра – вству – йте! (на распев, по трезвучию, по ступеням вниз: 5-3-1 - I октавы)
Учитель:
Рано утром я встаю, Бога я благодарю,
Солнцу, ветру улыбаюсь И при этом, не стесняясь.
Слово «здравствуй» говорю, С кем встречаюсь поутру.
Всем здоровья я желаю, Никого не обижаю.
Хватит места на земле
Людям всем, животным, мне. Чтоб земля моя цвела,
Я желаю всем добра.
Учитель: (свободная беседа) – С чего начинается день? День каждого человека? В чём особенность этого времени суток? Как музыкальными звуками нарисовать картину природы? (Данный ответ, как и все последующие, вписаны как предположительные)
Дети: С утра. Все просыпаются, идут куда-то: на работу, дети в школу…
Учитель: Машины поливают дороги и тротуары, а во дворе дворник наводит порядок – ритмично шуршит его метла !
Логопедическая гимнастика:
- изображаем дворника с маленькой метёлкой - рукой делаем дугообразные движения по маленькой амплитуде, произносим мягко «Щь» (мягкий знак в данном случае не орфографическая ошибка, а обозначение очень мягкого звука). Большая метла - увеличивается амплитуда дуги и звук произносится «Ш» (попеременно по 4р.)
зуб:
Учитель: Кто-то звонит в дверь к своему другу и зовёт его в школу:
изображая звонок в дверь, произносим «тр-р-р-р» (8раз)
Учитель: А Маша сегодня в школу не пойдёт – у неё очень болит
- на букву «Н»: девочка ноет, у неё болит зубик, она прикладывает поочерёдно руку то к одной щеке, то к другой, произносит длинно «Н-н-н», «Н-н-н» (все движения мы делаем примерно по 8 раз).
(написано в данном разделе много, но на самом деле темп урока таков, что все упражнения, уже достаточно проучены и занимают не более 5 минут)
- Учитель: Начинается новый день, и люди отправляются на работу, мы с вами идем в школу. Это утро человека. А в природе? Как ведут себя деревья, солнце, трава, животные, птицы и вся природа? Предлагаю вам мысленно, каждому вернуться в утро. Давайте попробуем нарисовать словами картину под названием «Природа утром», прислушаться к голосам природы и услышать её звуки. Исполнить «Утро», показывая рукой движение мелодии:
Солнышко всходит, и небо светлеет, природа проснулась и утро пришло.
Дети: Природа просыпается, поднимается солнышко, согревает землю, птиц, животных
- Физкультминутка!!! Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем – Руки отводим назад.
- Разминка начинается с оздоровительного массажа, включающего в себя энергичное постукивание зон гайморовых пазух, расположенных над бровями и по бокам от переносицы, где скопление слизи во время насморка. Давайте вспомним нашу попевку «Дождик». Работа над дикцией. А теперь вспомним песенку Е.Рыбкина «Дождик» - исполним её эмоционально, легко, напевно.
- Сейчас послушаем фр. «Осень» из концерта А. Вивальди «Времена года» и будем делать дыхательные и пластические упражнения, которые помогают сохранять и укреплять наше здоровье.
– Итак, мы пришли в лес. Вышли и вдыхаем свежий, ароматный воздух. Он пахнет осенними листьями. Делаем вдох – как будто растягиваем пружину, помогаем себе руками. Теперь - выдох, собираем пружину.
(Упражнение физвокализа «Пружина»). Мы чувствуем, как нам легко и радостно. Мы восхищаемся картинами леса.
Упражнения для голоса по методике Емельянова:
-Ах (протяжно) – мы увидели красный лист клёна
- О-о-о (голосом вверх-вниз) - целая поляна опавших золотых листьев - У-у-у (голос вниз) – подул холодный ветер
- Теперь поиграем в игру «Зеркало» под музыку Антонио Вивальди, наша прогулка по осеннему лесу продолжается.
Упражнения – пластическое интонирование.
- показываем последние листья на кустарниках,
- показываем листву на деревьях,
- показываем на солнце,
- тянемся к солнцу, к веточке, к цветку,
- гладим травку,
- на мольберте рисуем кистью картину,
- прослеживаем полет птицы;
- прощаемся.
(Дети рассаживаются.)
- Понравилась прогулка по лесу под музыку Вивальди? – Как звучала музыка? - Дыхательные и пластические упражнения улучшили самочувствие? «Слушаем стоя» - приём «слушания рукой» или
«визуализация» - элементы пластического интонирования на уроках музыки. (Дети «рисуют» рукой движение музыки. Важно, чтобы они уловили рельефность музыкального рисунка – учитель помогает на доске).
Учитель: Что показывала наша рука? Какой оркестр исполнял это произведение? Музыка нам сразу открыла огромное пространство, как в высоту, так и в ширину. Так вот увидел осень А. Вивальди.
Музыкальная пауза
На Руси славяне считали, что поет в человеке сама ДУША и пение – это ее естественное состояние. На Руси с помощью вокалотерапии издревле осуществлялось лечение больных (больного сажали в людской круг и водили вокруг данного человека хороводы).
Помимо этого, просто усаживались вокруг больного так, чтобы он оказался в центре максимального звукового воздействия – в той точке, где
«тело звука» реально вырастает ввысь и вширь, захватывая своими
вибрациями пространство и все его компоненты. Если болезнь в самом деле является сбоем нормальных внутренних биоэнергетических ритмов человека, то песня и пение в этом случае – очень сильный лекарь.
Как пример может служить всем известная песня «Каравай, каравай, кого хочешь выбирай!»
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле - здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Используемые ресурсы
- видео-ролик http://www.youtube.com/watch?v=X4ffXA8c4IM
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-клас для родителей первоклассников
Мастер-класс, проведённый для родителей первоклассников - это совместное практическое занятие, которое представляется гораздо полезнее лекций на родительских собраниях.Мастер-класс на...
мастер - клас "Смысловое чтение"
как научить 3-классников навыкам смыслового чтения. Мастер-класс...
мастер - клас "Смысловое чтение" выступление
Мастер-класс по смысловому чтению в 3 классе...