Урок музыки в 4 классе "Былины - духовные заветы народа"
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Голубь Ирина Анатольевна

Урок музыки в 4 классе "Былины - духовные заветы народа".

Цель - побудить детей к открытию духовного завета в былине "Садко" и опере-былине "Садко Н.А.Римского-Корсакова.

Диалог, творческие задания, проблемные вопросы, активные методы обучения на этапе рефлексии - все это позволяет организовать системно-деятельностный подход к обучению, обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Былины – духовные заветы русского народа

Краткая информация об уроке

Тема урока

Былины – духовные заветы народа

Предмет

Музыка

Класс

4

Цель урока

Побудить детей к открытию духовного завета в былине «Садко» и опере-былине «Садко» Н.А.Римского-Корсакова

Задачи урока

  1. Расширить представление о жанре «былина»
  2. Раскрыть связь композиторской и народной музыки
  3. Развивать умения сравнивать образы различных видов искусства

Предварительная подготовка к уроку

Прочитать былину «Садко». Ответить на вопрос: почему про Садко сложили былину?

Преобладающие методы и формы работы

Диалог, творческие задания, проблемные вопросы, активные методы обучения на этапе рефлексии – всё это позволяет организовать системно-деятельностный подход к обучению, обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Сценарий урока

Пролог

Музыкальный эпиграф – звучание гуслей

Звучание какого русского народного инструмента вы услышали?

Ответы детей

Именно под звуки гуслей неторопливо и размеренно на поучение младшим, на уважение старшим певцы-сказители исполняли … былины.

Уже 1000 лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины. Они перешли к жившим в эту пору от предков вместе с обычаями и обрядами, с навыками, без которых не срубишь избы, не скуешь меча, не вырежешь ложку.

Каких героев былин вы знаете? Кем они были? 

Ответы детей

Вдумайтесь! Певцы-сказители подняли воинский подвиг на высоту самого благородного деяния:

Богатырство Руси не родом красно,

А красно оно смелой удалью

Во честном бою за святую Русь (из былины "Илья Муромец и Соловей-разбойник")

Былины  это не только своеобразный народный учебник родной истории, но и своего рода духовные заветы, которые чтил народ. Показать рукой на записи, оформленные на доске.

Садко не был богатырем, не совершал воинских подвигов, но и о нем сложена былина.

Почему народная память хранит его имя? В чем сила Садко?

Ответы детей

Садко гусляр. Да так он искусно играл на своих гуслях звончатых, что полонил музыкой не только сердца людские, но и Морского царя. 

Еще с древних времен люди понимали и воспевали силу искусства.

Но не только об этом былина «Садко». Какой духовный завет в ней передан? Нам предстоит выяснить. Это наша задача.

А поможет нам в этом опера-былина «Садко» Н.А. Римского-Корсакова. Показать рукой на запись, оформленную на доске.

Основная часть

Что такое опера? 

Ответы детей

События оперы-былины разворачиваются и в Новгороде, где жил Садко, символ Новгорода – Софийский собор (появляется на доске), и в подводном царстве. Показать рукой на зрительный ряд из картин И.К.Айвазовского на доске.

Мы встречаемся с Садко на берегу Ильмень-озера. Сейчас прозвучит его песня. Да, я не оговорилась. Мы привыкли, что сольный номер в опере – это ария. А Н.А.Римский-Корсаков назвал сольные номера Садко песнями. Почему? Садко – выходец из народа, и музыка, которую он исполняет, очень похожа на народную.

Послушайте и определите: какому жанру русской народной песни она близка.

Учитель исполняет песню «Заиграйте, мои гусельки»

Ответы детей

Да, песня звучит как веселая хороводная.

Вокально-хоровая работа

Мелодия в куплетах не изменяется, а аккомпанемент?

Представим, что это звучат гусли, на них можно играть, перебирая струны, а можно – щипком. Каким способом Садко играет в первом куплете? А во втором?

Ответы детей

Мелодия словно меняет свои наряды. Сообразили, какой это принцип развития: повтор, контраст или вариационность? Ответы детей

Куплетно-вариационная форма – характерная черта русской народной песни. Мы снова убеждаемся, что композиторская музыка вырастает из народного творчества.

«Музыку создает народ, а мы, художники, ее аранжируем» – так говорил М.И.Глинка. Показать рукой на запись, оформленную на доске.

Представьте. Берег Ильмень-озера. Изумленный Садко видит стаю плывущих лебедей, которые оборачиваются девицами. Это морская царевна Волхова (табличка с именем появляется возле морских пейзажей на доске) с сестрами и подругами, привлеченные песней гусляра, поднялись со дна Ильмень-озера. На обращение сказочной красавицы Садко отвечает веселой хороводной песней «Заиграйте, мои гусельки».

Исполнение «Заиграйте, мои гусельки»

С рассветом Морская царевна Волхова дарит Садко подарок:

Дарю тебе я на прощанье

Три рыбки перья золотые.

Закинешь сеть - поймаешь их,

Богат ты будешь и счастлив.

Этот небольшой монолог Волховы мы превратим в музыкально-поэтическую картину. Итак, предрассветный час. Все тихо в природе. На берегу Ильмень-озера Морская царевна и Садко. Вода очень хорошо проводит звук. Эхом отдаются в воздухе слова Волховы. Я говорю от имени Волховы, вы – мое эхо (играем).

Подключите воображение. Прислушайтесь, какие звуки природы, кроме эха, вы еще слышите в предрассветный час на берегу Ильмень-озера?

Ответы детей

Плеск воды. Это передаст глиссандо на металлофоне.

Мерцание звезд изобразят звуки треугольника.

Шелест тростника передадим шуршанием полиэтилена.

В оркестре каждая партия вступает в определенное время. Распределим и мы звучание партий:

Плеск воды – на словах Волховы;

Мерцание звезд – во время эха;

Шелест тростника – постоянно.

Музицирование

Вот какой сказочный образ мы с вами создали.

Благодаря подарку Волховы из бедного гусляра превратился Садко в богатого купца. Наконец-то он смог осуществить свою мечту. О чем мечтал Садко?

Ответы детей

Снарядил Садко корабли, собрал храбрую дружину и отправился в страны заморские.

В опере-былине «Садко» Н.А. Римского-Корсакова значительное место занимают образы моря. Послушайте один из морских пейзажей. Какой образ моря на картинах И.К. Айвазовского (показать рукой на зрительный ряд) будет созвучен музыкальному образу?

Слушание «Океан-море синее».

Ответы детей.

Да, вы верно услышали и в музыке, и в картине, как спокойно дышит грозный и могучий, величественный и загадочный океан.

Только по-настоящему влюбленный в море человек мог создать звучащую картину океана, передать дыхание его волны. Как и Садко Н.А. Римский-Корсаков в юности был мореплавателем. Он окончил в Петербурге Морской кадетский корпус и почти три года на клипере «Алмаз» находился в кругосветном плавании. Когда встал выбор: море или музыка, – Николай Андреевич отдал предпочтение музыке, хотя любовь к морю сохранил в сердце, и мы слышим это и чувствуем в его музыкальных сочинениях.

Садко тоже пришлось делать свой выбор. Морской царь сулил ему много богатств, но Садко предпочел всему возвращение домой. Как бы не манили его широкие морские просторы, как бы не нравился ему плеск волн, разрезаемых ладьей, но милее был мирный звон колоколов Софийского собора и шум торговых новгородских площадей. На доске у Софийского собора появляется сердце.

Чувствуете, как ненавязчиво, но очень ясно и в былине певцами-сказителями, и композитором в опере-былине высказана … любовь к родному краю. 

Вот вам завет, духовная заповедь. Любите свою родину. Есть такая пословица: где родился, там и пригодился. Помните об этом.

Мы выполнили задачу урока?

Ответы детей

Эпилог

Сейчас каждый из вас может объясниться в любви к родине. У нас есть в репертуаре замечательные песни. Поем!

«Родные места» Ю.Антонова

«Россия» Г.Струве

Кого следует сегодня поблагодарить за урок?

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Курс: «Религии мира» Тема урока. «Буддизм – древнейшая мировая религия».

Урок открытий новых знаний (ОНЗ) урок по теме  Буддизм.Целью урока является знакомство с мировой религией - буддизмом, жизнью её основателя Сиддхартхи Гаутамы....

Урок музыки в 4 классе "Музыка народов закавказья"

урок разработан с использованием презентации...

Фрагмент урока «Музыка моего народа»

Фрагмент урока «Музыка моего народа», 4 класс...

презентация на урок музыки .Тема "Культура народов мира" "Цыганские танцы"

детям было очень интересно узнавать новое про культуру разных народов. Они с интересом ждали. что-же я приготовила на урок. Каждый урок- новое открытие....

Конспект урока музыки для 4 класса по теме: «Между музыкой моего народа и народов мира, нет не переходимых границ»

Конспект урока  разработан  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Оно адресовано учителям, работающим  муз...

Урок музыки в 4 классе Тема урока:«Музыка главное действующее лицо многих сказок народов мира».

прививать учащимся любовь к музыке через сюжетырассказов и сказок. Показать воздействие музыки на жизнь человека.Раскрыть взаимосвязь сюжетов рассказов и сказок с правдоподобными случаями в жизни чело...