Рабочая программа по музыке
рабочая программа по музыке (4 класс)

Солгалова Ольга Александровна

Программа по музыке  для начальной школы составлена в соответствии с:

  • требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО);
  • примерной учебной программы по музыке для 3 класса;
  • требованиями к результатам освоения  начальной образовательной  программы (личностным, метапредметным, предметным);
  • основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для начального общего образования;

            авторской программой Е.Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_ktp_muzyka_21-22.docx30.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа по музыке  для начальной школы составлена в соответствии с:

  • требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО);
  • примерной учебной программы по музыке для 4 класса;
  • требованиями к результатам освоения  начальной образовательной  программы (личностным, метапредметным, предметным);
  • основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для начального общего образования;

        авторской программой Е.Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.

УМК «Школа России»

Программа для общеобразовательных учреждений «Музыка»1-4 классов, авт.Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.

На изучение музыки в 4 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.

Планируемые результаты

Личностные

Учащиеся научатся:

-эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания;

-позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности;

-образ Родины, представление о ее богатой истории, героях – защитниках, о культурном наследии России;

-устойчивое положительное отношение к урокам музыки; интерес к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения музыки в собственной жизни;

-основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными произведениями разных эпох, жанров, стилей;

- эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им;

-представление о музыке и музыкальных занятиях как факторе, позитивно влияющем на здоровье, первоначальные представления о досуге.

Учащиеся получат возможность научиться:

-познавательного интереса к музыкальным занятиям, позиции активного слушателя и исполнителя музыкальных произведений;

-нравственных чувств (любовь к Родине, интерес к музыкальной культуре других народов);

-нравственно-эстетических чувств, понимания  и сочувствия к переживаниям персонажей музыкальных произведений;

-понимания связи между нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическими идеалами композитора;

-представления о музыкальных занятиях как способе эмоциональной разгрузки..

 

Регулятивные универсальные учебные действия

Учащиеся научатся:

-принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально-исполнительскую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;

-планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;

-выполнять действия (в устной форме) опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;

-эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров;

-осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:

-понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т. ч. проектных и творческих;

-выполнять действия (в устной письменной форме и во внутреннем плане) в опоре на заданный в учебнике ориентир;

-воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых.

 Познавательные универсальные учебные действия

 

Учащиеся научатся:

-осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;

-самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;

-передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;

-использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки;

-выбирать способы решения исполнительской задачи;

-соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;

-соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями;

-исполнять попевки,  ориентируясь на запись ручным  знаками и нотный текст.

Учащиеся получат возможность научиться:

-осуществлять поиск нужной информации в словарике и дополнительных источниках, включая контролируемое пространство Интернета;

-соотносить различные произведения по настроению и форме;

-строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки;

-пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольминации;

-проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

-обобщать учебный материал;

-устанавливать аналогии;

-сравнивать средства художественной  выразительности в музыке и других видах искусства (литература, живопись);

-представлять информацию в виде сообщения (презентация проектов).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся научатся:

-выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства( монолог, диалог, письменно);

-выразительно исполнят музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;

-понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;

-проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;

-контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;

-понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;

-понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

-принимать мнение, отличное от своей точки зрения;

-стремиться к пониманию позиции другого человека.

Учащиеся получат возможность научиться:

-выражать свое мнение о музыке, используя разные средства  коммуникации (в т. ч. средства ИКТ).

-понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми;

-контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы, включая совместную работу в проектной деятельности.

-формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для своего действия и действий партнера;

-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-проявлять творческую  инициативу в коллективной музыкально-творческой деятельности.

         Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

   

   Содержание учебного предмета

Россия — Родина моя (4 ч)

Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов. Общность интонаций народного и композиторского музы-  кального творчества. Тайна рождения песни. Многообразие жанров народ -ных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная и др.; особенности интонаций, ритмов, композиционного строения, манеры исполнения. Лирические образы музыки С. Рахманинова (инстру -ментальный концерт, вокализ), патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера), С. Прокофьева (кантата). Звучащие картины.

О России петь — что стремиться в храм (4 ч)

Нравственные подвиги святых земли Русской (княгиня Ольга, князь Владимир, князь Александр Невский, преподобные Сергий Радонежский и Илья Муромец), их почитание и восхваление. Святые Кирилл и Мефодий — создатели славянской письменности. Религиозные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание; особенности мелодики, ритма, исполнения. Праздники в Русской православной церкви: Пасха — «праздников праздник, торжество из торжеств». Церковные и народные традиции праздника. Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композиторов.

День, полный событий (6 ч)

«В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Михайловское: музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов (П. Чайковский, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.). Многообразие жанров народной музыки. Святогорский монастырь: колокольные звоны. Тригорское: музыкально-литературные вечера — романсы, инструментальное музицирование (ансамбль, дуэт). Музыкальность поэзии А. Пушкина.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 ч)

Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения компози-торов разных стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных песен. Музыка в народном стиле. Приемы развития: повтор, контраст, вариацион- ность,  импровизационность. Единство слова, напева, инструментального наигрыша,  движений, среды бытования в образцах народного творчества. Устная и письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора.

Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян и др. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Вариации в народной и композиторской музыке. Церковные и народные праздники на Руси: Троица. Икона «Троица» А. Рублева.

В концертном зале (5 ч)                                      

 Различные жанры и образные сферы вокальной (песня, вокализ, романс, баркарола), камерной инструментальной (квартет, вариации, сюита, соната) и симфонической музыки (симфония, симфоническая увертюра). Особенности музыкальной драматургии (сочинения А. Бородина, П. Чайковского, С. Рахманинова, Л. Бетховена). Интонации народной музыки в творчестве Ф. Шопена (полонезы, мазурки, вальсы, прелюдии), М. Глинки (баркарола, хота).                                         

Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка. Симфонический оркестр. Известные дирижеры и исполнительские коллективы. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

В музыкальном театре (6 ч)                                                                    

События отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С. Прокофьева. Опера. Музыкальная тема — характеристика действующих лиц. Ария, речитатив, песня, танцы и др. Линии драматургического развития действия в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность.

Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах А. Хачатуряна, И. Стравинского. Народные мотивы и своеобразие музыкального языка.

Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Орнаментальная мелодика.

Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения.

Сценическое воплощение учащимися отдельных фрагментов музыкальных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (6 ч)

Произведения композиторов-классиков (С. Рахманинов, Н. Римский-Корсаков, Ф. Шопен) и мастерство известных исполнителей (С. Рихтер, С. Лемешев, И. Козловский, М. Ростропович и др.). Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах (прелюдия, этюд, соната, симфоническая картина, сюита, песня и др.). Интонационная выразительность музыкальной речи. Музыкальные инструменты: гитара. Классические и современные образцы гитарной музыки (народная песня, романс, шедевры классики, джазовая импровизация, авторская песня). Обработка. Переложение. Импровизация. Образы былин и сказок в произведениях Н. Римского-Корсакова. Образ Родины в музыке М. Мусоргского.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, помещенных в рабочей тетради.

Календарно – тематическое планирование

Музыка  4  класс

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Россия – Родина  моя (4 ч)

1

Вся Россия просится в песню…

2

Как сложили песню. Звучащие картины

3

Ты откуда, русская, зародилась, музыка?

4

Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!

О России петь - что стремиться в храм (4 ч)

5

Святые земли Русской.  Илья Муромец.  

6

Кирилл и Мефодий

7

Праздников  праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше

8

Родной обычай старины. Светлый праздник

День, полный событий (6 ч)

9

В краю великих вдохновений…Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…

10

 Что за прелесть эти сказки! Три чуда

11

Святогорский  монастырь

12

Приют, сияньем муз одетый

13

Ярмарочное гулянье

14

Зимнее утро. Зимний вечер

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 ч)

15

На свете каждый миг  мелодия родится… Композитор - имя ему народ. Музыкальные инструменты России.

16

Оркестр  русских народных инструментов. Музыкант - чародей

17

Народные праздники. " Троица"

        В концертном зале (5 ч)

18

 Гармонии таинственная власть… Музыкальные инструменты (виолончель, скрип -ка). Вариации на тему  рококо. Старый замок

19

Счастье в сирени живёт…

20

Не молкнет сердце чуткое  Шопена… Танцы, танцы, танцы

21

Патетическая соната

22

Годы странствий. Царит гармония оркестра

В музыкальном театре (6 ч)

23

Театр уж полон; ложи блещут…

Опера " Иван Сусанин".Бал в замке  польского короля (2 действие).

24

За Русь мы все стеной стоим…(3 действие)

из оперы " Иван Сусанин" М.И. Глинки

25

Песня Марфы " Исходила младёшенька…" из оперы " Хованщина"  М. Мусоргского

26

Русский Восток."Сезам, откройся!" " Восточные мотивы"

27

Балет " Петрушка" И.Ф. Стравинского

28

Театр музыкальной комедии. Оперетта. Мюзикл

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье ( 6 ч)

29

Служенье муз не терпит суеты. Прелюдия

30

Исповедь души. Революционный этюд

31

Мастерство исполнителя

32

В интонации  спрятан человек. Музыкальные инструменты

33

Музыкальный сказочник Н.А. Римский - Корсаков

34

" Рассвет на Москве - реке" М.П. Мусорского


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...