Рабочая программа по предмету «Музыка»
рабочая программа по музыке (2 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 1–4 классов общеобразовательной школы составлена на основе:
- Федерального закона №273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
-приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373»;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
-положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов по ФГОС МОУ «СОШ Хойтобэе»;
-основной общеобразовательной программы начального общего образования МОУ «СОШ Хойтобэе»
- пособия для учителей общеобразовательных организации «Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. 1—4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина..].
Цель массового музыкального образования и воспитания - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников .
Задачи музыкального образования младших школьников:
• воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всём многообразии его форм и жанров;
• воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
• развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
• накопление тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
В МОУ «СОШ Хойтобэе» на изучение музыки в начальной школе выделяется 135 ч.
В 1 классе – 33 ч. (1 час в неделю, 33 учебные недели).
Во 2 - 4 классах на уроки музыки отводится по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты
Личностные результаты
• чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
• целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей, религиозных конфессий;
• умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка — ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
• уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
• ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
• формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
• развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
• продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
• овладение навыками смыслового прочтения содержания музыкальных текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
• приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
• формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой её содержания, в устной и письменной форме;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
• умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты
• формирование представления о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;
• формирование общего представления о музыкальной картине мира;
• знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
• формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
• формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
• умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;
• умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной, — понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
• умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Содержание курса
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация - источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор - исполнитель - слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки - сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одно-, двух- и трёхчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
1 класс (33ч.)
Содержание курса
«Музыка вокруг нас» (16 ч)
«И муза вечная со мной!». «Хоровод муз». «Повсюду музыка слышна». Музы водят хоровод. Музыка и её роль в повседневной жизни человека. Композитор - исполнитель - слушатель.
Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. «Душа музыки — мелодия». «Музыка осени». Образы осенней природы в музыке. «Сочини мелодию». «Азбука, азбука каждому нужна». Музыкальная азбука.
Обобщающий урок I четверти
«Музыкальные инструменты». «Садко». Из русского былинного сказа». «Звучащие картины». «Разыграй песню». «Пришло Рождество, начинается торжество». Музыка в праздновании Рождества Христова.
«Родной обычай старины». «Добрый праздник среди зимы». Музыкальный театр: балет.
Обобщающий урок II четверти.
«Музыка и ты» (17 ч)
«Край, в котором ты живёшь». Музыка в жизни ребёнка. Образы родного края. «Поэт, художник, композитор». Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова — краски — звуки). «Музыка утра». «Музыка вечера». «Музыкальные портреты». «Разыграй сказку». «У каждого свой музыкальный инструмент».
«Музы не молчали». Образы защитников Отечества в музыке.
«Мамин праздник». Музыкальные поздравления.
«Музыкальные инструменты». Лютня, клавесин, фортепиано, гитара. «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). «Звучащие картины».
Обобщающий урок III четверти.
«Музыка в цирке». «Дом, который звучит». Музыкальный театр. «Опера-сказка».
«Ничего на свете лучше нету…». Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.
Обобщающий урок IV четверти.
Заключительный урок-концерт.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Домашнее задание | |
По плану | Фактически | ||||
Музыка вокруг нас – 16 часов | |||||
1 | И муза вечная со мной | 1 | |||
2 | Хоровод муз | 1 | |||
3 | Повсюду музыка слышна. | 1 | |||
4 | Душа музыки – мелодия | 1 | |||
5 | Музыка осени | 1 | |||
6 | Сочини мелодию | 1 | |||
7 | Азбука, азбука каждому нужна | 1 | |||
8 | Музыкальная азбука | 1 | |||
9 | Музыкальные и народные инструменты. | 1 | |||
10 | Музыкальные инструменты. | 1 | |||
11 | «Садко». Из русского былинного сказа. | 1 | |||
12 | Музыкальные инструменты. | 1 | |||
13 | Звучащие картины. | 1 | |||
14 | Разыграй песню | 1 | |||
15 | Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. | 1 | |||
16 | Добрый праздник среди зимы. | 1 | |||
Музыка и ты - 17 ч. | |||||
17 | Край, в котором ты живешь. | 1 | |||
18 | Художник, поэт, композитор. | 1 | |||
19 | Музыка утра. Закрепление знаний. | 1 | |||
20 | Музыка вечера. | 1 | |||
21 | Музы не молчали | 1 | |||
22 | Музыкальные портреты. | 1 | |||
23 | Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка. | 1 | |||
24 | Мамин праздник. | 1 | |||
25 | Обобщающий урок 3 четверти. | 1 | |||
26 | Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент | 1 | |||
27 | Музыкальные инструменты. | 1 | |||
28 | «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины. | 1 | |||
29 | Музыка в цирке | 1 | |||
30 | Дом, который звучит. | 1 | |||
31 | Опера – сказка | 1 | |||
32 | «Ничего на свете лучше нету» | 1 | |||
33 | Афиша.Программа. | 1 |
Национально-региональный компонент
№ | Тема урока | Инструментарий |
1 | Душа музыки – мелодия | Электронная база «Бурятские народные песни» ч. 2 ГАУК РБ «РЦНТ» |
2 | Бурятские народные инструменты | Бурятские народные инструменты (чанза, моринхуур, лимбэ, ятаг) |
3 | Добрый праздник среди зимы. | Электронная база «Бурятские народные песни» ч. 1 ГАУК РБ «РЦНТ», репродукция картины Гарсан Эрдэниийна «Цагаалган» |
4 | Край, в котором ты живешь. | Сборник бурят-могольских песен Б. Башкуева |
5 | Художник, поэт, композитор. | Музыкальный сборник песентАнатолия Андреева, репродукции картин Цыренжапа Сапмпилова, Марии Шестаковой, Евгения Болбосоева, поэтические сборники Ардын Ангархаева, Базаржаповой Галины, Нины Ленхобоевой - Артугаевой |
6 | У каждого свой музыкальный инструмент | Бурятские народные инструменты (чанза, моринхуур, лимбэ, ятаг) |
2 класс (34ч.)
Содержание курса
«Россия — Родина моя» (3 ч)
«Мелодия». Музыкальный пейзаж. Образы Родины в музыке русских композиторов. «Здравствуй, Родина моя!». «Моя Россия». Песенность как отличительная черта русской музыки. Средства музыкальной выразительности.
«Гимн России». Государственные символы России (гимн, герб, флаг). Художественные символы России (Московский Кремль, храм Христа Спасителя, Большой театр). Интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
«День, полный событий» (6 ч)
«Музыкальные инструменты». Фортепиано, его выразительные возможности. Мир ребёнка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П. Чайковского и С. Прокофьева. «Природа и музыка». «Прогулка». «Танцы, танцы, танцы…». «Эти разные марши». «Звучащие картины». Песенность, танцевальность, маршевость в передаче содержания и эмоционального строя музыкальных сочинений.
«Расскажи сказку». «Колыбельные». «Мама». Природа, детские игры и забавы, сказка в музыке, колыбельные песни.
Своеобразие музыкального языка композиторов. Сходство и различия.
Обобщающий урок I четверти.
Интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
«О России петь — что стремиться в храм» (5 ч)
«Великий колокольный звон». Колокольные звоны России: набат, трезвон, благовест. «Звучащие картины». Музыкальный пейзаж. «Святые земли Русской». Князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский. Воплощение их образов в музыке различных жанров. Народные песнопения, кантата. Жанр молитвы, хорала.
«С Рождеством Христовым!». Праздники Русской православной церкви. Рождественские песнопения и колядки. Музыка на новогоднем празднике.
Обобщающий урок II четверти.
Интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий в рабочей тетради.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч)
«Русские народные инструменты». Фольклор - народная мудрость. Оркестр русских народных инструментов. «Плясовые наигрыши». Мотив, напев, наигрыш. Вариации в русской народной музыке. «Разыграй песню». Ритмическая партитура.
«Музыка в народном стиле». «Сочини песенку».
Обряды и праздники русского народа. «Проводы зимы» (Масленица). «Встреча весны». Традиции народного музицирования.
Разыгрывание народных песен: песня-игра, песня-диалог, песня-хоровод. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек. Интонационно осмысленное исполнение русских народных песен, танцев, инструментальных наигрышей разных жанров. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
«В музыкальном театре» (5 ч)
«Сказка будет впереди». Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля. «Детский музыкальный театр». Опера и балет. «Театр оперы и балета». Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. «Волшебная палочка». Симфонический оркестр. Роль дирижёра, режиссёра, художника в создании музыкального спектакля. Ролевая игра в дирижёра.
«Опера «Руслан и Людмила». Элементы оперного и балетного спектаклей. «Какое чудное мгновенье!». Музыкальные темы — характеристики главных действующих лиц. «Увертюра. Финал».
Сценическое воплощение учащимися отдельных фрагментов музыкального спектакля. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение тем - характеристик действующих лиц опер и балетов. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
«В концертном зале» (5 ч)
Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки. «Симфоническая сказка». «Петя и волк» С. Прокофьева: тембры инструментов и различных групп инструментов симфонического оркестра. Обобщающий урок III четверти.
«Картинки с выставки». Музыкальная живопись. «Музыкальное впечатление». «Звучит нестареющий Моцарт!». «Симфония № 40». «Увертюра». Опера «Свадьба Фигаро». Жанры симфонической музыки: увертюра, симфония. Партитура. Взаимодействие тем-образов: повтор, контраст. Выразительность и изобразительность образов музыки В.-А. Моцарта, М. Мусоргского. Интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (6 ч)
«Волшебный цветик-семицветик». Композитор – исполнитель - слушатель. Интонационная природа музыки. Музыкальная речь и музыкальный язык.
«Музыкальные инструменты». Орган. «И всё это — Бах!». «Всё в движении». Выразительность и изобразительность музыки. «Попутная песня». Жанры музыки. Сочинения И.-С. Баха, М. Глинки, В.-А. Моцарта, Г. Свиридова, Д. Кабалевского. «Музыка учит людей понимать друг друга». «Два лада». «Легенда». Музыкальные и живописные пейзажи (мелодия - рисунок, лад - цвет). «Природа и музыка». «Печаль моя светла». «Первый». Международный конкурс исполнителей им. П. И. Чайковского в Москве.
«Мир композитора». Темы, сюжеты и образы музыки С. Прокофьева, П. Чайковского. «Могут ли иссякнуть мелодии?». Интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
Заключительный урок-концерт.
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование темы, раздела | Кол-во часов | Дата | Домашнее задание | |
план | факт | ||||
Россия – Родина моя 3 ч | |||||
1. | Мелодия | 1 | |||
2. | Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. | 1 | |||
3. | Гимн России. | 1 | |||
День, полный событий 6ч | |||||
4. | Музыкальные инструменты (фортепиано) | 1 | |||
5. | Природа и музыка. | 1 | |||
6. | Танцы, танцы, танцы… | 1 | |||
7. | Эти разные марши. | 1 | |||
8. | Расскажи сказку. | 1 | |||
9. | Колыбельные. Мама. | 1 | |||
«О России петь – что стремиться в храм» 5ч | |||||
10. | Великий колокольный звон. Звучащие картины. | 1 | |||
11 | Святые земли русской. | 1 | |||
12 | Александр Невский. | 1 | |||
13 | Молитва. С Рождеством Христовым! | 1 | |||
14 | Музыка на Новогоднем празднике | 1 | |||
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло! 4ч | |||||
15. | Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. | 1 | |||
16. | Музыка в народном стиле. Сочини песенку. | 1 | |||
1718 | Прощание зимы. Встреча весны. | 2 | |||
В музыкальном театре 5 ч | |||||
1920 | Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Опера. Балет. | 2 | |||
21 | Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижёра. | 1 | |||
2223 | Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье! Увертюра. Финал. | 2 | |||
В концертном зале 5 ч | |||||
2425 | Симфоническая сказка. С. С. Прокофьев «Петя и Волк» | 2 | |||
26 | Сюита М. П. Мусоргского «Картинки | 1 | |||
2728 | «Звучит нестареющий Моцарт». Симфония № 40. Увертюра. | 2 | |||
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» 6ч | |||||
29 | Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты(орган). «И всё это – И.-С. Бах». | 1 | |||
30 | Урок-путешествие | 1 | |||
31 | «Музыка учит людей понимать друг друга». | 1 | |||
32 | Два лада. Легенда. Природа и музыка. | 1 | |||
33 | Печаль моя светла. | 1 | |||
34 | Первый. Мир композитора (П. И. Чайковский, С. С. Прокофьев). Могут ли иссякнуть мелодии? | 1 |
Национально-региональный компонент
№ | Тема урока | Инструментарий |
3 | Гимн России. | Слушание. Гимн Бурятии |
9 | Колыбельные. Мама. | Слушание. Песни о матери на бурятском языке. Эжыдээ. |
15 | Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. | Сообщение. Бурятские народные инструменты (чанза, моринхуур, лимбэ, ятаг) |
16 | Музыка в народном стиле. Сочини песенку. | Еохор. |
3 класс (34ч.)
Содержание курса
«Россия — Родина моя» (5 ч)
«Мелодия — душа музыки». Песенность музыки русских композиторов. «Природа и музыка». Образы родной природы в романсах русских композиторов. «Звучащие картины». Лирические образы вокальной музыки.
«Виват, Россия!». Образы Родины, защитников Отечества в различных жанах музыки: канте, народной песне, кантате, опере. «Наша слава — Русская держава».
«Кантата «Александр Невский». «Опера «Иван Сусанин». Форма-композиция, приёмы развития и особенности музыкального языка.
Интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
«День, полный событий» (4 ч)
«Утро». «Портрет в музыке». «В каждой интонации спрятан человек». «В детской». «Игры и игрушки». «На прогулке». «Вечер». Жизненно-музыкальные впечатления ребёнка с утра до вечера. Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э. Григ).
Сценическое воплощение отдельных сочинений программного характера. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
Обобщающий урок I четверти.
«О России петь — что стремиться в храм» (4 ч)
«Радуйся, Мария!». «Богородице Дево, радуйся!». «Древнейшая песнь материнства». «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!». Образы Богородицы, Девы Марии в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Богоматери Владимирской — величайшая святыня Руси.
Праздники Русской православной церкви. «Вербное воскресенье». «Вербочки». «Святые земли Русской». Крещение Руси (988 г.). Княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро.
Интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч)
«Певцы русской старины». Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель). «Былина о Садко и Морском царе». «Лель, мой Лель…». Народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра. «Звучащие картины». «Прощание с Масленицей».
Обобщающий урок II четверти.
«Певцы русской старины». Певцыгусляры. Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель). «Былина о Садко и Морском царе». «Лель, мой Лель…». Народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра. «Звучащие картины». «Прощание с Масленицей».
Обобщающий урок II четверти.
«В музыкальном театре» (6 ч)
Путешествие в музыкальный театр. Обобщение жизненно-музыкальных пред-ставлений школьников об особенностях оперного и балетного спектакля. Сравнительный анализ музыкальных тем — характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах (М. Глинка, К., В. Глюк, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский). «Опера «Руслан и Людмила»: «Я славил лирою преданья», «Фарлаф», «Увертюра». «Опера «Орфей и Эвридика». «Опера «Снегурочка»: «Волшебное дитя природы», «Полна чудес могучая природа...», «В заповедном лесу», «Океан — море синее». «Балет «Спящая красавица»: «Две феи», «Сцена на балу». «В современных ритмах». Мюзикл — жанр лёгкой музыки (Р. Роджерс, А. Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения.
«В концертном зале» (6 ч)
«Музыкальное состязание». Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский). «Музыкальные инструменты»: флейта, скрипка, их выразительные возможности (И.-С. Бах, К.-В. Глюк, Н. Паганини, П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. «Звучащие картины». Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двух-, трёхчастная, вариационная). «Сюита «Пер Гюнт»: «Странствия Пера Гюнта», «Севера песня родная». Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена. «Героическая»: «Призыв к мужеству», «Вторая часть симфонии», «Финал симфонии». «Мир Бетховена».
Обобщающий урок III четверти.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (5 ч)
«Чудо-музыка». Музыка — источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различия музыкальной речи разных композиторов.
«Острый ритм — джаза звуки». Джаз — искусство XX столетия. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения в джазовой музыке. Импровизация как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители. «Люблю я грусть твоих просторов». Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации. «Мир Прокофьева». «Певцы родной природы»: П. Чайковский и Э. Григ. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. «Прославим радость на земле». «Радость к солнцу нас зовёт». Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир.
Обобщающий урок IV четверти.
Интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование раздела и тем | Кол. часов | Дата | ||
по плану | по факту | Дом. задание | |||
1. | Россия родина моя. 5ч Мелодия – душа музыки Мелодизм – основное свойство русской музыки. Композитор П. Чайковский (2-я часть Симфонии № 4) | 1 | |||
2. | Природа и музыка. Лирические образы русских романсов. Лирический пейзаж в живописи («Звучащие картины») НРК | 1 | |||
3. | Виват, Россия! Наша слава – Русская держава. Образы защитников Отечества в музыке. | 1 | |||
4. | Кантата «Александр Невский» С.Прокофьева | 1 | |||
5. | Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки. Особенности музыкального языка сольных (ария) и хоровых номеров оперы. НРК «Артисты Бурятского театра оперы и балета им. Г. Ц. Цыдынжа́пова | 1 | |||
6. | День, полный событий. 4ч. С утра до вечера: музыкальные впечатления ребенка. Образы утренней природы в музыке русских и зарубежных композиторов (П.Чайковский, Э.Григ) | 1 | |||
7. | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Детские образы С.Прокофьева («Петя и волк», «Болтунья», «Золушка») | 1 | |||
8. | Образы вечерней природы. Обобщение темы «День, полный событий». | 1 | |||
9. | Детские образы М.Мусоргского («В детской», «Картинки с выставки» и П.Чайковского («Детский альбом») НРК «Бурятские детские песни» | 1 | |||
10. | О России петь, что стремиться в храм. 7ч. Два музыкальных обращения к Богородице («Аве Мария», Ф.Шуберта, «Богородице Дево, радуйся» С.Рахманина) | 1 | |||
11. | Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства. Эмоционально-образное родство образов. | 1 | |||
12. | Образ матери в современном искусстве. НРК « Эстрадные бурятские песни о Матери» | 1 | |||
13. | Праздники Православной церкви. Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) | 1 | |||
14. | Музыкальный образ праздника в классической и современной музыке | 1 | |||
15. | Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир. Жанры величания и баллады в музыке и поэзии. | 1 | |||
16. | Обобщение по темам первого полугодия. Музыка на новогоднем празднике. Промежуточная контрольная работа за 1 полугодие. | 1 | |||
17. | Гори, гори ясно, чтобы не погасло. 3ч Былина как древний жанр русского песенного фольклора. Былина о Добрыне Никитиче. Былина о Садко и Морском царе | 1 | |||
18. | Образы народных сказителей в русских операх (Баян и Садко). Образ певца-пастушка Леля | 1 | |||
19. | Масленица – праздник русского народа. Звучащие картины. Сцена «Прощание с Масленицей» из оперы «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова НРК «О традиция празднования Масленицы в Бурятии» | 1 | |||
20. | В музыкальном театре. 6ч. Опера «Руслан и Людмила» М.Глинки. Образы Руслана, Людмилы, Черномора. | 1 | |||
21. | Бурятские народные песни | 1 | |||
22. | Опера «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова. Образ Снегурочки. Образ царя Берендея. Танцы и песни в заповедном лесу. Образы природы в музыке Н.Римского-Корсакова | 1 | |||
23. | «Океан – море синее» вступление к опере «Садко». Образы добра и зла в балете «Спящая красавица» П.Чайковского | 1 | |||
24. | Мюзиклы: «Звуки музыки» Р.Роджерса. «Волк и семеро козлят на новый лад» А.Рыбникова | 1 | |||
25. | Жанр инструментального концерта. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром П.Чайковского. Народная песня в Концерте. НРК «Хоровые песни семейских» | 1 | |||
26. | В концертном зале. 5ч. Народные бурятские музыкальные инструменты. Образы музыкантов в произведениях. Обобщение. | 1 | |||
27. | Сюита Э.Грига «Пер Гюнт» из музыки к драме Г.Ибсена. Контрастные образы и особенности их музыкального развития: «Утро», «В пещере горного короля». Женские образы сюиты, их интонационная близость: «Танец Анитры», «Смерть Озе», «Песня Сольвейг» | 1 | |||
28. | Симфония № 3 («Героическая») Л.Бетховена (1 и 2 части) Особенности интонационно-образного развития образов | 1 | |||
29. | Финал Симфонии № 3. Мир Бетховена: выявление особенностей музыкального языка композитора(инструментальные и вокальные сочинения | 1 | |||
30. | Музыка в жизни человека. Песни о чудодейственной силе музыки. Джаз – одно из направлений современной музыки. НРК | 1 | |||
31. | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. 4ч. Мир композиторов: Г.Свиридов (маленькие кантаты) и С.Прокофьев («Шествие солнца»), особенности стиля композитора | 1 | |||
32. | Особенности музыкального языка разных композиторов: Э.Григ («Утро»), П.Чайковский («Мелодия»), В.Моцарт («Симфония № 40») | 1 | |||
33. | Призыв к радости (Ода «К радости» из Симфонии № 9 Л.Бетховена). | 1 | |||
34. | Обобщение изученного. Итоговая контрольная работа для учащихся 3 класса | 1 |
Нациoнально - региональный компонент
№ урока | Тема урока. | Инструментарий |
5 | Артисты Бурятского театра оперы и балета им. Г. Ц. Цыдынжа́пова | Аудио- и видеозаписи выступления оперных певцов Бурятии. Портреты. |
9 | Бурятские детские песни | Видеозаписи выступления детского ансамбля |
12 | Эстрадные бурятские песни о Матери | Аудио- и видеозаписи выступления эстрадных артистов Бурятии |
19 | О традиции празднования Масленицы в Улан-Удэ | Видеоматериалы о праздновании Масленицы в этнографическом музее на Верхней Берёзовке. |
25 | Хоровые песни семейских | Аудио- и видеозаписи выступления семейского хора |
4 класс (34 ч.)
«Россия — Родина моя» (3 ч)
Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов. Общность интонаций народного и композиторского музыкального творчества. «Мелодия». «Ты запой мне ту песню…». «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…». Лирические образы музыки С. Рахманинова (инструментальный концерт, вокализ). «Как сложили песню». Тайна рождения песни. «Звучащие картины». «Ты откуда, русская, зародилась, музыка?». Многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная и др.; особенности интонаций, ритмов, композиционного построения, манеры исполнения. «Я пойду по полю белому…». «На великий праздник собралася Русь!». Патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера), С. Прокофьева (кантата).
«О России петь — что стремиться в храм» (4 ч)
«Святые земли Русской». Нравственные подвиги русских святых (княгиня Ольга, князь Владимир, князь Александр Невский, преподобные Сергий Радонежский и Илья Муромец), их почитание и восхваление. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий — создатели славянской письменности. Религиозные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание. Особенности мелодики, ритма, исполнения. Праздники Русской православной церкви. «Праздников праздник, торжество из торжеств». «Ангел вопияше». «Родной обычай старины». «Светлый праздник». Церковные и народные традиции праздника Пасхи. Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композиторов. Интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
«День, полный событий» (6 ч)
«В краю великих вдохновений…». «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…». Один день с А. Пушкиным. Михайловское: музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов (П. Чайковский, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.). «Зимнее утро». «Зимний вечер». «Что за прелесть эти сказки!». «Три чуда». Многообразие жанров народной музыки. «Ярмарочное гулянье». «Святогорский монастырь». Колокольные звоны. «Приют, сияньем муз одетый…». Тригорское, музыкально-литературные вечера: романсы, инструментальное музицирование (ансамбль, дуэт). Музыкальность поэзии А. Пушкина.
Обобщающий урок I четверти
Интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч)
«Композитор — имя ему народ». Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных песен. Музыка в народном стиле. Художественные приёмы: повтор, контраст, вариационность, импровизационность. Единство слова, напева, инструментального наигрыша, движений, среды бытования в образцах народного творчества. Устная и письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора. «Музыкальные инструменты России»: балалайка, гармонь, баян и др. «Оркестр русских народных инструментов». «Музыкант-чародей». Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Вариации в народной и композиторской музыке. «Народные праздники». «Троица». Икона «Троица» А. Рублёва.
Интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
«В концертном зале» (5 ч)
«Музыкальные инструменты»: виолончель, скрипка. «Вариации на тему рококо». «Старый замок». «Счастье в сирени живёт…». Различные жанры и образные сферы вокальной (песня, вокализ, романс, баркарола), камерной, инструментальной (квартет, вариации, сюита, соната) и симфонической музыки (симфония, симфоническая увертюра). Особенности музыкальной драматургии (сочинения А. Бородина, П. Чайковского, С. Рахманинова, Л. Бетховена). «Не молкнет сердце чуткое Шопена…». «Танцы, танцы, танцы…». Интонации народной музыки в творчестве Ф. Шопена (полонезы, мазурки, вальсы, прелюдии).
Обобщающий урок II четверти.
«Патетическая соната». Л. Бетховен. «Годы странствий». М. Глинка. «Царит гармония оркестра». Симфонический оркестр. Известные дирижёры и исполнительские коллективы. Интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
«В музыкальном театре» (6 ч)
«Опера «Иван Сусанин»: «Бал в замке польского короля» (II действие), «За Русь мы все стеной стоим…» (III действие), «Сцена в лесу» (IV действие). «Исходила младёшенька». События отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского. Музыкальная тема в опере — характеристика действующих лиц. Ария, речитатив, песня, танец и др. Линии драматургического развития действия в опере. Основные приёмы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность. «Русский Восток». Восточные мотивы в операх «Руслан и Людмила» М. Глинки и «Хованщина» М. Мусоргского. Орнаментальная мелодика. Балет «Гаянэ» А. Хачатуряна.
«Балет «Петрушка». Особенности развития музыкальных образов в балетах И. Стравинского.
Народные мотивы и своеобразие музыкального языка. «Театр музыкальной комедии». Жанры лёгкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения. Сценическое воплощение учащимися отдельных фрагментов музыкальных спектаклей.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
Обобщающий урок III четверти.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (7 ч)
«Прелюдия». «Исповедь души». «Революционный этюд». Произведения композиторов-классиков (С. Рахманинов, Ф. Шопен). «Мастерство исполнителя». Творчество известных исполнителей (С. Рихтер, С. Лемешев, И. Козловский, М. Ростропович и др.). Сходство и различия музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах (прелюдия, этюд, соната, симфоническая картина, сюита, песня и др.). «В интонации спрятан человек». Интонационная выразительность музыкальной речи.
«Музыкальные инструменты»: гитара. Классические и современные образцы гитарной музыки (народная песня, романс, шедевры классики, джазовая импровизация, авторская песня). Обработка. Переложение. Импровизация.
«Музыкальный сказочник». Образы былин и сказок в произведениях Н. Римского-Корсакова. «Рассвет на Москве-реке». Образ Родины в музыке М. Мусоргского.
Интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
Обобщающий урок IV четверти
Календарно-тематическое планирование
№ уроков | Тема уроков | Кол-во часов | Дата | Дом. задание | |
По плану | По факту | ||||
1 | Мелодия «Ты запой мне ту песню…» | 1 | |||
2 | Как сложили песню. Звучащие картины | 1 | |||
3 | Ты откуда, русская, зародилась, музыка? НРК. Жанры бурятской песни. | 1 | |||
4 | «Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь» | 1 | |||
5 | Приют спокойствия, трудов и вдохновенья! | 1 | |||
6 | Зимнее утро, зимний вечер. | 1 | |||
7 | «Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда. | 1 | |||
8 | Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. | 1 | |||
9 | «Приют, сияньем муз одетый…». Обобщающий урок. | 1 | |||
10 | Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки. | 1 | |||
11 | Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского. | 1 | |||
12 | Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы. | 1 | |||
13 | Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. НРК. Музыкальные инструменты Бурятии. | 1 | |||
14 | Оркестр русских народных инструментов. НРК. Творческие коллективы Бурятии. | 1 | |||
15 | «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка. Обобщающий урок. Самостоятельная работа | 1 | |||
16 | «Музыкант-чародей». Обобщающий урок. | 1 | |||
17 | Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо. НРК. Музыкальные инструменты (морин хур, ятага…) | 1 | |||
18 | Старый замок. | 1 | |||
19 | Счастье в сирени живет… | 1 | |||
20 | Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы… | 1 | |||
21 | Патетическая соната. Годы странствий. | 1 | |||
22 | Царит гармония оркестра. | 1 | |||
23 | Балет Игоря Стравинского «Петрушка. | 1 | |||
24 | Театр музыкальной комедии. | 1 | |||
25 | Святые земли Русской. Илья Муромец | 1 | |||
26 | Кирилл и Мефодий. НКР. Праздники народов Бурятии. | 1 | |||
27 | Праздников праздник, торжество из торжеств. | 1 | |||
28 | Родной обычай старины. Светлый праздник. НРК. Традиции народов Бурятии. | 1 | |||
29 | Народные праздники. Троица. НРК. Народные праздники Бурятии. | 1 | |||
30 | Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. | 1 | |||
31 | Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара). | 1 | |||
32 | В каждой интонации спрятан человек. | 1 | |||
33 | Музыкальный сказочник. | 1 | |||
34 | Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок. Самостоятельная работа. | 1 | |||
Итого | 34 ч |
Национально-региональный компонент
№ | Тема урока | Инструментарий |
1 | «Ты откуда русская, зародилась, музыка? НРК. Жанры бурятской песни. | Диск с бурятскими песнями |
2 | Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. НРК. Музыкальные инструменты Бурятии. | Иллюстрации бурятских инструментов |
3 | Оркестр русских народных инструментов. НРК. Творческие коллективы Бурятии. | Иллюстрации музыкальных инструментов русского оркестра |
4 | Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). НРК. Музыкальные инструменты (морин хур, ятага…) | Иллюстрации музыкальных инструментов |
5 | Кирилл и Мефодий. НКР. Праздники народов Бурятии. | Видео про праздники народов Бурятии |
6 | Родной обычай старины. Светлый праздник. НРК. Традиции народов Бурятии. | Фильм про традиции народов Бурятии |
7 | Народные праздники. Троица. НРК. Народные праздники Бурятии. | Фильм и иллюстрации про праздник Троица |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Музыка" для 1 класса В.О.Усачевой, Л.В. Школяр
Рабочая программа по музыке для 1 класса по программе Усачевой Школяр...
Рабочая программа по предмету Музыка
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы по музыке Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 окт...
Рабочая программа по предмету «Музыка» УМК "Школа 2100" 2 класс
Программа адресована учащимся 1 -4 классов общеобразовательных школ...
Рабочая программа по предмету "Музыка" 1-4 классы по программе Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина
Календарно-тематическое планирование по "Музыке" 1-4 классы по программе Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина...
Рабочая программа по предмету "Музыка" ( Критская, Сергеева) для 1 кл.
Рабочая программа по предмету "Музыка" ( Критская, Сергеева) для 1 кл. ФГОС...
Рабочая программа по предмету музыка 3 класс Планета Знаний
Рабочая программа по предмету музыка 3 класс. УМК Планета Знаний. Бакланова Т,И,...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Музыка и движение» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Музыка и движение»для освоения начального общего образованиясрок освоения программы 5 лет( дополнительный первый класс...