Рабочая программа по музыке 1-4 УМК школа России.
рабочая программа по музыке (4 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
Заседание МПК учителей Заседание МС Директор МОУ СОШ
От «28» августа 2020 г. от «28» августа 2020г. с. Баляга
Руководитель МПК Председатель МС «28» августа 2020г
Михайлова И.А. Арефьева Л.А Сидоренко О.Г.
_____________ ___________ ______________
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с. Баляга
муниципального района «Петровск- Забайкальский район»
Забайкальского края.
Рабочая программа
по предмету
Музыка
классы: 1-4
2020-2021учебный год
Программа
разработана
Михайловой Инной Александровной
Первая квалификационная категория
Долженковой Татьяной Ивановной
Первая квалификационная категория
Асташевой Людмилой Алексеевной
Баляга 2020 г
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Музыка» предметной области «Искусство» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ разработана на основе:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (c изменениями и дополнениями)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ,утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10. 2009 г. (с изменениями и дополнениями)
Авторская программа. Критская Е.Д. Музыка.
Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию Протокол от 8 апреля 2015 г ( со всеми изменениями и дополнениями).
Основная образовательная программа НОО МОУ СОШ с. Баляга.
Положение о рабочей программе учителей начальных классов МОУ СОШ с. Баляга.
Цель программы: массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи :
∙ формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
∙ воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
∙ развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно–творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности; ∙ освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
∙ овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования
Место курса в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение музыки в начальной школе выделяется 135 ч, из них в 1 классе 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели), по 34 ч во 2, 3 и 4 классах (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
- развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
- применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;
- умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
- развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
- общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
- представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
- использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
- готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
- участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально – хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
УМК
∙ «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 1 класс», М., Просвещение,
∙ фонохрестоматия для 1 класса (3 кассеты) и СD (mp 3), М., Просвещение, 2013 г.
∙ Учебник «Музыка 1 класс», М., Просвещение, 2011 г.
∙ Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для
учащихся 1 класса начальной школы», М., Просвещение, 2014.
Обучающиеся получат возможность научиться:
∙ воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение
к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку,
самоуважение, жизненный оптимизм;
∙ воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических
композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на
элементарных детских музыкальных инструментах;
∙ вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для
человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
∙ реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и
представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно-
практических задач;
∙ понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт
творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной
и внешкольной деятельности
Содержание учебного предмета
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Творчество народов России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трёхчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Основные виды учебной деятельности школьников.
Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всём многообразии её видов, жанров и форм.
Пение. Самовыражение ребёнка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).
Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.
Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации.
Тематическое планирование 1 класс
№ п/п | Тема | Учебная деятельность |
1. | И муза вечная со мной! | Понимать: правила поведения на уроке музыки. Правила пения. Смысл понятий «Композитор – исполнитель – слушатель», муза. Определять настроение музыки, соблюдать певческую установку. Владеть первоначальными певческими навыками. Участвовать в коллективном пении. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражая свое впечатление в пении, игре или пластике. |
2. | Хоровод муз. | Узнавать на слух основную часть музыкальных произведений. Передавать настроение музыки в пении. Выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку. Давать определения общего характера музыки. |
3. | Повсюду музыка слышна. | Определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок. Принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности. |
4. | Душа музыки – мелодия. | Выявлять характерные особенности жанров: песни, танца, марша. Откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.Определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях. |
5. | Музыка осени. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном |
6. | Сочини мелодию. | Владеть элементами алгоритма сочинения мелодии. Самостоятельно выполнять упражнения. Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость. |
7. | Азбука, азбука каждому нужна… Музыкальная азбука. | Узнавать изученные произведения. Участвовать в коллективном исполнении ритма, изображении звуковысотности мелодии движением рук. Правильно передавать мелодию песни. |
8. | Музыкальные инструменты (дудочка, рожок, гусли, свирель) | Сопоставлять звучание народных и профессиональных инструментов. Выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку. Передавать настроение музыки в пластическом движении, пении. Давать определения общего характера музыки. |
9. | Музыка вокруг нас (обобщение). | Высказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям. Создавать собственные интерпретации. Исполнять знакомые песни. |
10. | «Садко» (из русского былинного сказа). | Внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах. Определять на слух звучание народных инструментов. |
11. | Музыкальные инструменты (флейта, арфа). | Распознавать духовые и струнные инструменты. Вычленять и показывать (имитация игры) во время звучания народных инструментов. Исполнять вокальные произведения без музыкального сопровождения. Находить сходства и различия в инструментах разных народов. |
12. | Звучащие картины. | Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка. Узнавать музыкальные инструменты по изображениям. Участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты. |
13. | Разыграй песню. | Планировать свою деятельность, выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста. Находить нужный характер звучания. Импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера. |
14. | Пришло Рождество, начинается торжество. | Соблюдать при пении певческую установку, петь выразительно, слышать себя и товарищей. Вовремя начинать и заканчивать пение. Понимать дирижерские жесты. |
16. | Родной обычай старины. Добрый праздник среди зимы. | Узнавать освоенные музыкальные произведения. Давать определения общего характера музыки. Принимать участие в играх, танцах, песнях. |
16. | Музыка вокруг нас (обобщение). | Высказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям. Создавать собственные интерпретации. Исполнять знакомые песни. |
17. | Край, в котором ты живешь. | Высказывать, какие чувства возникают, когда исполняешь песни о Родине. Различать выразительные возможности – скрипки. |
18. | Поэт, художник, композитор. | Воспринимать художественные образы классической музыки. Передавать настроение музыки в пластическом движении, пении. Давать определения общего характера музыки. Ритмическая и интонационная точность во время вступления к песне. |
19. | Музыка утра. Музыка вечера. | По звучавшему фрагменту определять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе. Находить нужные слова для передачи настроения. Уметь сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки. |
20. | Музыкальные портреты. | Вслушиваться в музыкальную ткань произведения. На слух определять характер и настроение музыки. Соединять слуховые впечатления детей со зрительными. |
21. | Разыграй сказку (Баба-Яга. Русская сказка). | Выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения: изобразительные и выразительные. |
22. | У каждого свой музыкальный инструмент. | Вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения. Выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения. Имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах. |
23. | Музы не молчали. | Определять характер музыки и передавать ее настроение. Описывать образ русских воинов. Сопереживать музыкальному образу, внимательно слушать. |
24. | Мамин праздник. | Передавать эмоционально во время хорового исполнения разные по характеру песни, импровизировать. . |
25. | Музыкальные инструменты. | Сравнивать звучание музыкальных инструментов. Узнавать музыкальные инструменты по внешнему виду и по звучанию. Имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах. |
26. | Чудесная лютня (по алжирской сказке). | Размышлять о возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия. Обобщать характеристику музыкальных произведений. Воспринимать художественные образы классической музыки. Расширять словарный запас. Передавать настроение музыки в пластическом движении, пении. |
27. | Звучащие картины. Обобщение материала. | Высказывать собственное отношение к различным музыкальным явлениям, сочинениям. Создавать собственные исполнительские интерпретации. |
28. | Музыка в цирке. | . Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; Передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении. |
29. | Дом, который звучит. | Вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения. Выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. |
30. | Опера-сказка. | Называть понравившееся произведение, давая его характеристику. Уметь сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки. |
31. | Ничего на свете лучше нету… | Через различные формы деятельности систематизировать словарный запас детей. |
32. | Афиша. Программа. Твой музыкальный словарик. | Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника |
33. | Музыка и ты. Обобщение материала. | Высказывать собственное отношение к различным музыкальным явлениям, сочинениям. Создавать собственные исполнительские интерпретации. |
Тематическое планирование 2 класс
№ п/п | Тема урока | Учебная деятельность |
1. | Мелодия. Здравствуй, Родина моя! | Размышлять об отечественной музыке, её характере и средствах выразительности. Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений (словарь эмоций). Воплощать характер песен о Родине в своём исполнении. Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке и др. знать особенности исполнения гимна России. Участвовать в хоровом исполнении гимнов своего города, школы. Закреплять основные термины и понятия музыкального искусства. Расширять запас музыкальных впечатлений в самостоятельной творческой деятельности. Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись. |
2. | Моя Россия. | |
3. | Гимн России | |
4 | Музыкальные инструменты | Распознать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки. Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Определять жизненную основу музыкальных произведений. Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных инструментах, импровизация, сочинение). Соотносить графическую запись музыки с её жанром и музыкальной речью композитора. Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии. Понимать значение основных терминов и понятий музыкального искусства. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности. Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различны музыкальные образы. Понимать выразительные возможности фортепиано в создании различных образов. Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов. Выполнять творческие задания: рисовать, передавать в движении содержание музыкального произведения. Различать особенности построения музыки, двух-, трёхчастные формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев). Инсценировать песни и пьесы программного характера. |
5. | Природа и музыка. Прогулка | |
6 | Танцы, танцы, танцы… Эти разные марши | |
7 | Звучащие картины. Расскажи сказку | |
8 | Обобщающий урок I четверти | |
9 | Колыбельные. Мама | |
10 | Великий колокольный звон | Понимать характер исполнения народных и духовных песнопений. Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы. Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи. Передавать в пластике движений, на детских музыкальных инструментах разный характер колокольных звонов. Исполнять рождественские песни. |
11 | Звучащие картины | |
12 | Святые земли Русской | |
13 | С Рождеством Христовым! | |
14 | Обобщающий урок II четверти | |
15 | Русские народные инструменты. | Разыгрывать народные, игровые песни, песни-диалоги, песни-хороводы. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных образов русского фольклора. Осуществлять опыты сочинения мелодий, ритмических, пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных песенок, попевок, закличек. Исполнять выразительно, интонационно осмысленно русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши. Подбирать простейший аккомпанемент к народным песням, танцам и др. Узнавать народные мелодии в сочинениях русских композиторов. Знать особенности традиционных народных праздников. Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства и художественной выразительности. Создавать музыкальные композиции (пение, музыкально-пластическое движение, игра на элементарных музыкальных инструментах) на основе образцов отечественного музыкального фольклора. Использовать полученный опыт общения с фольклором в досуговой и внеурочной формах деятельности. |
16 | Плясовые наигрыши. Разыграй песню | |
17 | Музыка в народном стиле. Сочини песенку | |
18 | Проводы зимы. Встреча весны | |
19 | Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр | Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам оперы и балета. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять темы действующих лиц опер и балетов. Участвовать в ролевых играх (дирижёр), в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля. Знать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов. Выявлять особенности развития образов. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. |
20 | Театр оперы и балета | |
21 | Волшебная палочка | |
22 | Опера «Руслан и Людмила» | |
23 | Какое чудное мгновенье! Увертюра. Финал | |
24 | Симфоническая сказка «Петя и волк» | Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки. Понимать смысл терминов «партитура», «увертюра», «сюита» и др. Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, игра в дирижёра, драматизация). Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Соотносить характер звучащей музыки с её нотной записью. Передавать сои музыкальные впечатления в рисунке. |
25 | Картинки с выставки. Музыкальное впечатление | |
26 | Звучит нестареющий Моцарт! Симфония №40 | |
27 | Увертюра. Опера «Свадьба Фигаро» | |
28 | Обобщающий урок III четверти | |
29 | Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты. И всё это – Бах! | Понимать триединство деятельности композитора-исполнителя-слушателя. Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов. Понимать значение основных терминов и понятий музыкального искусства. Осознавать взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях. Проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских коллективов, музыкальным конкурсам и фестивалям. Составлять афишу и программу заключительного урока – концерта. |
30 | Всё в движении. Попутная песня | |
31 | Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада. Легенда | |
32 | Природа и музыка. Печаль моя светла | |
33 | Первый. Мир композитора | |
34 | Могут ли иссякнуть мелодии? Заключительный урок-концерт. |
Тематическое планирование уроков музыки 3 класс
№ | Тема урока | Учебная деятельность |
Россия – Родина моя -5 ч | ||
1 | Мелодия – душа музыки. | Выявить настроения и чувства человека, выраженные в музыке. Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, художественное движение, пластическое интонирование и др.). Петь мелодии с ориентацией на нотную запись. Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной т поэтической речи. Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. |
2 | Природа и музыка. | |
3 | Виват, Россия! (кант). Наша слава- русская держава. | |
4 | Кантата «Александр Невский». | |
5 | Опера «Иван Сусанин». Родина моя. Русская земля... Да будет во веки веков сильна. | |
День, полный событий- 4 ч. | ||
6 | Утро. | Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения. Передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении. Находить (обнаруживать) общность интонаций в музыке, живописи, поэзии. Разрабатывать сценарии отдельных сочинений программного характера, разыгрывать их и исполнять во время досуга. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей соло, в ансамбле, хоре, оркестре. Выявлять ассоциативно-образные связи музыкальных и жив описных произведений. Участвовать в сценическом воплощении отдельных сочинений программного характера. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. |
7 | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. | |
8 | В детской. Игры в игрушки. На прогулке. | |
9 | Вечер. Обобщающий урок. | |
О России петь – что стремиться в храм…-4 ч. | ||
10 | Радуйся Мария! Богородица Дева, радуйся! | Обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись). Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций». Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты. Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. |
11 | Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, мама! | |
12 | Вербное воскресенье. Вербочки. | |
13 | Святые земли Русской. | |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!-4 ч. | ||
14 | Настрою гусли на старинный лад. | Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества. Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки. Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. Принимать участие в традиционных праздниках народов России. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперных спектаклей. Выразительно, интонационно - осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. |
15 | Певцы русской старины. Былина о Садко и Морском царе. Лель, мой Лель. | |
16 | Звучащие картины. Прощание с Масленицей. | |
17 | Обобщающий урок. | |
В музыкальном театре -6 ч. | ||
18 | Опера «Руслан и Людмила». Я славил лирою преданья. Фарлаф. Увертюра. | Рассуждать о значении дирижера, режиссера, художника-постановщика в создании музыкального спектакля. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижер, режиссер, действующие лица и др.). Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету. Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи. Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных праздниках. Исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов. |
19 | Опера «Орфей и Эвридика» | |
20 | Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа... В заповедном лесу. | |
21 | Океан- море синее. | |
22 | Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу. | |
23 | В современных ритмах. | |
В концертном зале-6ч | ||
24 | Музыкальное состязание | Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров. Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов. Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения. Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. Различать на слух старинную и современную музыку. Узнавать тембры музыкальных инструментов. Называть исполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных исполнителей. |
25 | Музыкальные инструменты. Звучащие картины. | |
26 | Музыкальные инструменты. | |
27 | Сюита «Пер Гюнт». Странствия Пера Гюнта. Севера песня родная. | |
28 | «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии. | |
29 | Мир Бетховена. Обобщающий урок. | |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…-5ч | ||
30 | Чудо- музыка. | Выявлять изменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами. Разбираться в элементах музыкальной (нотной) грамоты. Импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша. Определять особенности построения (формы) музыкальных сочинений. Различать характерные черты языка современной музыки. Определять принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру. Инсценировать (в группе, в паре) музыкальные образы песен, пьес программного содержания. Участвовать в подготовке заключительного урока – концерта. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. |
31 | Острый ритм- джаза звуки. Люблю я грусть твоих просторов. | |
32 | Мир С. Прокофьева. | |
33 | Певцы родной природы. Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет. | |
34 | Обобщающий урок. |
Тематический планирование 4 класс
№ п/п | Тема урока | Учебная деятельность |
1 | Инструктаж по ТБ на уроках музыки. Мелодия. «Ты запой мне ту песню…» | Знать название изученного произведения и автора, понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации, названия изученных жанров, певческие голоса, демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально- образное восприятие музыки, эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении. Сохранять учебную задачу на протяжении всего урока. Получать новые знания от учителя. Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками Осознать эмоциональное восприятие музыки. Выражать эмоционального отношения услышанного в рисунке. |
2 | «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…» | Научиться: - выполнять творческие задания в творческой тетради; -составлять рассказ по рисунку; Адекватно оценивать свои достижения. Выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме Осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности. Понимать роли музыки в собственной жизни. Представлять широкой публике результатов собственной деятельности в пении. |
3 | Как сложили песню. Звучащие картины. | Научиться: определять жанры народных песен; исполнять народные песни, подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениям различных видов искусства. Принимать и сохранять учебную задачу; Делать обобщения, выводы по новому материалу. Участвовать в общей беседе по теме урока. Демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкально-творческой деятельностью. |
4 | Жанры народных песен. | Научиться: узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России. Исполнять народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Понимать предназначение народных песен. Формулировать собственное мнение и гражданскую позицию Формировать чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формировать ценности многонационального российского общества. |
5 | «Я пойду по полю белому…» | Научиться: определять на слух изученные произведения и авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Соотносить результаты деятельности с результатами одноклассников. П. Понимать значение плачей. К. Слушать классическую музыку и вступать в диалог с учителем, одноклассниками. Отклик на горестные последствия войны, разлуки с близкими. |
6 | «На великий праздник собралась Русь!» | Научиться: участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Эмоционально и осознанно относиться к музыке. Высказать свою точку зрения о настроении и характере музыки. Отклик на национально- патриотические произведения. |
7 | Святые земли Русской. Илья Муромец. | Научиться: понимать слова: житие, стихира; Проводить интонационно- образный анализ. Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Эмоционально и осознанно относиться к музыке. Воспринимать музыкальное произведение, высказать свою точку зрения о настроении и характере музыки. Формировать чувства гордости и сопереживания за судьбу своей страны. |
8 | «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья …» | Научиться: понимать значение лирики в поэзии и музыке, определять названия изученных произведений и их авторов, определять выразительность и изобразительность музыкальной интонации. адекватно оценивать свои достижения Умение сопоставить произведения по настроению. Партнёрство деловое сотрудничество. во детей при выполнении различных заданий. Ориентировать в культурном многообразии окружающей действительности. |
9 | «Что за прелесть эти сказки!» | Научиться: понимать понятие музыкальная живопись, выразительность и изобразительность музыкальной интонации; Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; демонстрировать знания о различных музыкальных инструментах. Контролировать процесс и результаты деятельности.. Воплощать музыкальные образы при создании музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях. Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других. Представлять широкой публике результатов собственной деятельности в пении |
10 | Музыка ярмарочных гуляний. | Научиться: сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях. Адекватно оценивать свои достижения. Воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений. Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе. Воспитывать бережного отношения к ценностям народной музыкальной культуры. |
11 | Святогорский монастырь. | Научиться: показывать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; Формулировать и удерживать учебную задачу. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию. Формировать представления о гармонии в человеке физического и духовного начал. |
12 | «Приют, сияньем муз одетый…» | Научиться: выполнять творческие задания в творческой тетради; составлять рассказ по рисунку; понимать определение романс, названия изученных произведений и их авторов, определять выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Начинать и заканчивать исполнение в нужный момент; тормозить ненужные реакции. Обработка и использование информации. Умение слушать и слышать одноклассника, учителя. Формировать мотивации к народному и композиторскому музыкальному творчеству. |
13 | Композитор- имя ему народ. | Научиться: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; продемонстрировать знания о музыкальных инструментах. Представлять желаемый результат в учебе. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Аргументировать свою позицию. Формировать мотивации к народному музыкальному творчеству. |
14 | Оркестр русских народных инструментов. | Научиться: определять на слух названия музыкальных инструментов, изучат состав оркестра русских народных инструментов. Осуществлять контроль своего участия в музыкально- исполнительской деятельности. Ставить и формулировать проблемы. Аргументировать свою точку зрения по теме. Формировать этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. |
15 | «Музыкант-чародей» белорусская народная сказка. | Научиться: высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, эмоционально откликаться на музыкальное произведение, выражать свои впечатления в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров. Формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, классификация). Поиск и выделение необходимой информации в учебнике. Групповая работа по составлению кроссворда. Эмоциональная отзывчивость на музыкальный фольклор. |
16 | Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо. | Научиться: Знать и понимать названия изученных жанров и форм музыки; определять на слух звучание скрипки и виолончели; демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах. Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. Построение логической цепочки рассуждений по теме урока. Формировать умения работать в парах. Развивать эмоциональный отклик на фортепианные и скрипичные произведения. |
17 | Старый замок. | Научиться: оперировать названиями изученных жанров и форм музыки: (песня, романс, вокализ, сюита). Накопление детьми интонационно-слухового опыта Осмысление детьми вокальной и инструментальной музыки. формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. Развивать эмоциональный отклик на старинную вокальную и инструментальную музыку. |
18 | «Не смолкнет сердце чуткое Шопена…» | Научиться: названиями изученных жанров и форм музыки (полонез, мазурка, вальс, песня, трехчастная форма, куплетная форма). Уметь высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений. Выполнять учебные действия в качестве слушателя. Ориентироваться в информационном материале учебника. Работать в паре, группе. Проявлять понимание и уважение к ценностям культур других Эмоциональный отклик на прослушанную музыку. |
19 | Патетическая соната» Л. Бетховена. Годы странствий. | Научиться: демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свои впечатления. Контролировать и оценивать собственную муз.- творческую деятельность. Развивать любознательность. Формулировать собственное мнение и позицию. Положительное отношение к музыкальным занятиям. Эмоциональный отклик на прослушанную музыку. |
20 | «Царит гармония оркестра…» | Научиться: оперировать названиями групп симфонического оркестра; выучат музыкальные инструменты, входящие в каждую из групп. Начинать и заканчивать музицирование в нужный момент; тормозить ненужные реакции. Отличать различные инструменты оркестра. Использовать движения при коллективном исполнении. Научиться воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении. |
21 | Зимнее утро. Зимний вечер. | Научиться: проводить интонационно- образный и сравнительный анализ музыки. Начинать и заканчивать исполнение произведения в нужный момент. Отличать различные инструменты оркестра по тембровой окраске. Взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться. Эмоциональная отзывчивость на прослушанное произведение. |
22 | Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин». | Научиться: определять на слух главных героев оперы. Познакомятся с историей создания оперы и творчеством М.И. Глинки. Контроль, коррекция своих действий. Узнать историю создания оперы. Формулировать собственное мнение и позицию. Использовать фантазии, воображения при выполнении учебных действий.. |
23 | «Исходила младёшенька…» | Научиться: проводить интонационно- образный анализ музыки. Тормозить ненужные реакции. Поиск необходимой информации в словарях. Исполнять в коллективе любимого произведения. Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны. |
24 | Русский Восток. Восточные мотивы. | Научиться: определять мелодико - ритмическое своеобразие восточной музыки. Выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения. Сочинять мелодию на заданный текст; сопоставлять литературные, художественные и музыкальные произведения. участие в диалоге. Проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов. |
25 | Балет И. Ф. Стравинского «Петрушка». | Научиться: понятию- музыка в народном стиле. Уважительно относиться к уроку, познакомиться с историей создания балета «Петрушка». Принять участие в подборе танцевальных движений для Петрушки. Развивать эмоционального отклика на яркое балетное представление. |
26 | Театр музыкальной комедии. | Научиться: оперировать названиями изученных жанров музыки: оперетта, мюзикл. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля. Принимать и сохранять цель урока. Узнавать и определять произведения легкого жанра, находить эпитеты к мелодиям. Принимать участие в групповом пластическом интонировании и обращаться за помощью к учителю. Выражать положительное отношение к процессу познания. |
27 | Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. | Научиться: оперировать названиями изученных жанров музыки. Формировать и удерживать учебную задачу. Осуществлять поиск необходимой информации. Ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе. Проявлять интерес к культуре и истории польского народа. |
28 | Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара). | Научиться: различать на слух тембры гитары, скрипки; узнать историю этого инструмента. Проявлять интерес к культуре и истории польского народа. Эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания; позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений. |
29 | «Праздников праздник, торжество из торжеств». | Научиться: понимать: народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), религиозные традиции. Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. Соотносить результаты деятельности учащегося с результатами одноклассников. Понимать предназначение духовной музыки.. Взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться. Ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности. Принятие духовной музыки как части музыкальной культуры страны. |
30 | Родной обычай старины. Светлый праздник. | Научиться: Углублять знания о празднике - Пасха. Формирование представления о гармонии в человеке физического и духовного начал. |
31 | Народные праздники. Троица. | Научиться: Познакомиться с праздником Троица. Удерживать цель деятельности до получения ее результата. Воспроизводить по памяти информацию полученную на уроке. Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения. Выстраивать последовательность необходимых действий на уроке. Находить дополнительную информацию, используя художественную литературу. Проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии). Использовать фантазию, воображение при выполнении учебных действий. |
32 | В каждой интонации спрятан человек. | Научиться: понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Корректировать деятельность в процессе урока. Привести примеры по теме урока. «Удерживать» логику повествования, приводить убедительные. Формировать желания выполнять учебные действия. |
33 | Музыкальный сказочник. | Научиться: Проводить интонационно- образный и сравнительный анализ услышанных муз. произведений. Формировать и удерживать учебную задачу. Осуществлять поиск необходимой информации. Ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе. Умение противостоять негативным явлениям в жизни. |
34 | Рассвет на Москве-реке. | Научиться: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах. Анализировать собственную работу. Умение выделить в учебнике главное, найти необходимую для ответа на поставленные вопросы информацию. Анализировать полученные знания, дополнять ответы своих одноклассников. Формирование положительного отношения к учению. |
Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса:
1. Дополнительная литература для учителя. 1. Алексеева, Л. Н. Музыка родной природы [Текст]: Музыкально-живописный альбом для учащихся начальных классов Л. Н. Алексеева. – М. : Просвещение, 2001.
2. Критская, Е. Д. Уроки музыки. 1–4 классы [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2010. Можно использовать сборники песен и хоров, книги о музыке и музыкантах, научно-популярную литературу по искусству.
3. Учебник. Критская, Е. Д. Музыка. 1–4 классы
4. Методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – Режим доступа : http://prosv.ru/metod/mus1-4/index.htm 2. Критская, Е. Д. Музыка. Начальные классы. Программа [Электронный ресурс] / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – Режим доступа : http://www.prosv.ru/ebooks/Kritskaya_Muzika_1-4kl/index.html Можно использовать видеофильмы с записью фрагментов оперных и балетных спектаклей.
5. Наглядные пособия.
1. Портреты композиторов.
2. Альбомы с демонстрационным материалом.
3. Фотографии и репродукции картин художников и крупнейших центров мировой музыкальной культуры.
4. Интернет-ресурсы. 1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
2. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193 3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok
Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».1 класс. (СD)
Описание материально технических средств образовательного процесса:
Образовательные пособия, компьютер, интерактивная доска, принтер, магнитная доска, мультимедийный проектор.
Инетернет-ресурсы: Российская Электронная Школа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС Рабочая программа по музыке 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по музыке 2 класса , составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Рабочая программа включает разделы: ...
Рабочая программа По Музыке 1 классе УМК «Школа России» на ____2013-2014__ учебный год по ФГОС с УУД
Тип программы: программа начального общего образования.Статус программы: рабочая программа учебного предмета.Назначение программы:- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализа...
Рабочая программа по музыке 3 класс ( ФГОС " Школа России")
Рабочая программа по музыке для 3 класса составлена на основе: федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы основного общего образования программы «Му...
Рабочая программа по музыке 1-4 классы."Школа России"
Рабочая программа по музыке на основе программы Критской, Сергеевой.Содержит пояснительную записку, содержание курса, тематическое планирование...
Рабочая программа по музыке для 1 класса.Школа России.
Пояснительная запискаРабочая программа по музыке для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и авторской программы Е.Д. Критской(М:Просвещение,2011) ....
рабочая программа по музыке 2 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по музыке 2 класс УМК "Школа России"...
Рабочая программа по музыке 4 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа, КТП...