Рабочая программа по музыке 4 класс УМК "Школа России"
учебно-методический материал по музыке (4 класс) на тему

Минцева Инна Викторовна

Рабочая программа, КТП

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Пристанская средняя общеобразовательная школа»

Таврического муниципального района

Омской области

Утверждаю

Директор _____________ Л.В. Альтергот

М. П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке для УМК «Школа России»

4 класс

Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 г. примерной программы по музыке и на основе авторской   программы Критской Е.Д.,  Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С.   «Музыка».

Программу разработала:  И.В. Минцева

 учитель начальных классов

МОУ «Пристанская СОШ»

Программа рассмотрена на заседании

МО учителей начальных классов

МОУ «Пристанская СОШ»

Протокол № ___ от « __»_____20__г.

Рук. МО ______________ И.В. Минцева

Согласовано

«___»________20___ г.

Зам. директора по УВР

МОУ «Пристанская СОШ»

___________ Н.А. Хомякова

Программа рассмотрена на педагогическом совете

МОУ «Пристанская СОШ»

Протокол № ___ от « __»_____20__г.

2014

Пояснительная записка

1. Роль и место дисциплины

Программа по предмету «Музыка»  составлена в соответствии со стандартами второго поколения, примерными программами начального общего образования и основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского. Содержание обучения ориентировано на стратегию целенаправленной организации и планомерного формирования музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию школьника. Предмет «Музыка», как и другие предметы начальной школы, развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

2. Адресат

Программа адресована обучающимся начальных классов общеобразовательных школ.

3. Соответствие Государственному образовательному стандарту

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

4. Цели и задачи

Цель массового музыкального образования и воспитания - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Задачи музыкального образования младших школьников формулируются на основе целевой установки:

- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

- развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса - багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства.

5. Специфика  программы

Отличительная  особенность данной программы - охват широкого культуро-логического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой  развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты слышания, видения конкретных музыкальных сочинений, отраженные, на пример, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, их  «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

6. Основные содержательные линии курса

Раздел 1. «Россия — Родина моя» Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.

Раздел 2. «День, полный событий». «В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.

Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.

Раздел 5. «В музыкальном театре» Линии драматургического развития в опере. Основные темы — музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.

Раздел 6. «В концертном зале» Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» Произведения композиторов-классиков и мастерство извест¬ных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка раз¬ных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонат¬ная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.

7. Структура программы

 Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. В программе II—IV классов семь разделов: «Россия — Родина моя», «День, полный событий», «О России петь — что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...».

8. Требования к результатам

В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежит опыт эмоционально - ценностного отношения школьников к искусству; знания музыки и знания о музыке; опыт музыкально-творческой деятельности, проявляющийся в процессе слушания музыки, пения, игры на элементарных детских музыкальных инструментах и др.; знания и способы деятельности выпускников начальной школы. Важным показателем успешности достижения результатов является участие выпускников в различных формах культурно - досуговой деятельности клacca, школы.

 Личностными результатами изучения музыки являются:

- развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;

- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

Предметными результатами изучения музыки являются:

- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства на примере пройденных музыкальных произведений, общее представление о музыкальной картине мира;

- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Метапредметными результатами изучения музыки являются:

- ориентация в культурном многообразии окружающей

действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) сo сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

Выпускники  начальной школы научатся:

  • проявлять устойчивый интерес к музыке и музыкальным занятиям;

выражать свое отношение к музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике;

  • выразительно исполнять песни, владея певческими умениями и навыкам (координация  слуха и голоса, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания, дикции, артикуляции);
  • петь а капелла (соло, в хоре, ансамбле и др.); общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
  • разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях;

знать песенный репертуар клaссa, участвовать в концертном исполнении;

  • эмоционально откликаться на музыку разного характера с помощью простейших движений, пластического интонирования; создавать пластические этюды; владеть навыками «свободного дирижирования»;
  • участвовать в драматизации пьес программного характера, в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкальных спектаклей;
  • владеть навыками элементарного музицирования на детских инструментах;

понимать элементы музыкальной грамоты как средства

осознания музыкальной речи;

  • эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной;

понимать содержание, интонационно-образный смысл простейших произведений (песня, танец, марш) и произведений более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония);

  • высказывать личные впечатления от общения с музыкой

разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;

  • иметь представление об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
  • анализировать содержание, форму, музыкальный язык

произведений разных  жанров;

  • импровизировать (речевые, вокальные, ритмические, инструментальные, пластические, художественные импровизации);
  • использовать средства музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования;
  • знать ведущих музыкантов-исполнителей и исполнительские коллективы;
  • иметь представление о музыке разных народов, стилей,

композиторов; сопоставлять особенности их языка, узнавать

творческий почерк русских и зарубежных композиторов;

  • узнавать музыку различных жанров (простых и сложных) и ее авторов;
  • выявлять характерные особенности русской музыки (народной и профессиональной) в сопоставлении с музыкой других народов и стран;
  • понимать значение триединства музыкальной деятельности композитора, исполнителя, слушателя;
  • понимать особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр);
  • личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
  • испытывать потребность в общении с музыкой, искусством вне школы, в семье;
  • самостоятельно работать в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений; приобретать навыки художественного, музыкально-эстетического самообразования: формировать личные фонотеку, библиотеку, видеотеку.

9. Планируемые результаты

Формирование личностных УУД

Предмет «Музыка» прежде всего, способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание музыки как средство общения между людьми. В нем раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. На основе освоения обучающимися мира музыкального искусства в сфере личностных действий будут сформированы эстетические и ценностносмысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.

Виды заданий:

высказывание своего отношения к музыкальному произведению с аргументацией;

анализ характеров музыкальных героев на основе личного восприятия произведения.

Формирование регулятивных УУД

Система заданий и вопросов по музыке, ориентированная на формирование действий контроля и самоконтроля, оценки и самооценки процесса и результатов учебных действий, направлена на развитие регулятивных УУД.

Виды заданий:

выполнять учебные действия в качестве слушателя;

выполнять учебные действия в качестве композитора;

ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

использовать установленные правила в контроле способа решения.

Формирование познавательных УУД

В области развития общепознавательных действий изучение музыки будет способствовать формированию замещения и моделирования.

Виды заданий:

поиск и выделение необходимой информации;

формулирование учебной задачи;

ориентация в способах решения задачи.

Формирование коммуникативных УУД

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на основе развития эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.

Виды заданий:

подготовка устных рассказов в паре или группе (о музыкальных героях, о личных впечатлениях, об услышанном);

инсценирование и драматизация;

рисование музыки;

участие в диалоге.

умение участвовать в хоровом пении (работа в группе).

Предметные результаты

Учащиеся научатся:

воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;

ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).

Учащиеся получат возможность научиться:

реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;

организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.

10. Формы организации учебного процесса

Формы организации учебного процесса:

 -  групповые, коллективные, классные и внеклассные.

Виды организации учебной деятельности:

 - экскурсия, путешествие, игра, сказка, презентация, беседа, концерт.

11. Объём и сроки изучения

Программа курса общим объемом 34 часа в год, 1 час в неделю изучается в течение всего года

1 четверть – 9 ч

2 четверть – 7 ч

3 четверть – 10 ч

4 четверть – 8 ч

Учебно-методический комплект:

Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1 - – М.: Просвещение,2011

Критская Е.Д.,  Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Программа «Музыка. 1-4 классы» – М.: Просвещение,2011;

 Учебники

Критская Е.Д.,  Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: Учебник: 4 класс. – М.: Просвещение,2014;

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.

критерии оценивания

        Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, творческих работ, игр, тестирования, уроков-концертов.

        Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями  к уровню подготовки учащихся  3 класса начальной школы в конце каждой четверти.

        Контроль и учет знаний и умений на уроке музыки должны стать стимулом в достижении успешных учебных результатов, активизировать учащихся, воспитывать у них критическое отношение к своей работе и приучать их к самоконтролю. Объективная и справедливая оценка основывается не на формальной проверке, а на систематическом и целенаправленном учете всей музыкальной деятельности ученика на уроке.

Пение

основные критерии:

  1. знание  мелодии и слов песни;
  2. чистота интонирования и ритмическая точность исполнения;
  3. качество звучания песни, выразительность исполнения, соответствие характера звуковедения образному содержанию песни, естественность звучания и дикционная ясность;
  4. единство ансамблевой звучности в коллективном исполнении.

На основе анализа данных, полученных по перечисленным  критериям, оценивается собственно  исполнение учеником песни:

отметка «5», если обучающийся:

- знает текст песни;

- точно передаёт мелодию, ритм  знакомой песни, несложной  попевки без музыкального сопровождения;

- поет выразительно, эмоционально, передавая характер музыки, её выразительные особенности;

- поёт ровно, не выделяясь и не злоупотребляя громкостью звучания своего голоса при хоровых ответах;

Отметка «4»,  если обучающийся  допускает погрешности в ответе по какому-либо  одному из перечисленных критериев.

Отметка «3», если обучающийся:

- не уверенно знает текст;

-  передаёт мелодию знакомой песни неточно или с поддержкой голоса педагога;

- поёт недостаточно выразительно;

-  с трудом управляет громкостью своего голосового аппарата при хоровом пении.

Отметка «2»:

 - не знает текста песни

 - неточно интонирует и передаёт ритм песни;

- поет невыразительно, неэмоционально, равнодушно или  совсем отказывается петь по не уважительной причине;

- злоупотребляет громкостью своего голосового аппарата при хоровом пении.

Слушание  музыки

основные критерии:

1) правильность ответа;

2) полнота ответа;

3) точность формулировок и использование специальной терминологии;

4) развернутость суждений о музыке;

5) степень самостоятельности ученика при выполнении задания.

На основе анализа данных, полученных по перечисленным  критериям, оценивается восприятие  учеником музыкального произведения:

Отметка «5», если обучающийся:

- внимательно, увлеченно слушает музыку (выражение глаз, мимика);

- адекватно определяет характер музыкального произведения (использует разнообразные определении, образную речь);

- определяет жанр (песенный, танцевальный, маршевый и д.р.);

- определяет  форму музыкального произведения (количество частей в 1,2,3х частной форме, вариация, форме рондо, вступление, проигрыш, запев и припев в песне);

- выделяет наиболее яркие элементы музыкальной речи (динамика, тембр, регистр, темп, силу звука и д.р.).

 Отметка «4», если обучающийся

правильно отвечает по всем перечисленным выше критериям, но с незначительной подсказкой педагога.

Отметка «3», если обучающийся:

- слушает музыку, иногда отвлекаясь, не выражая особых эмоций;

-  определяет характер музыки, используя одно-два определения, например, «весёлая» или  «грустная»;

- ошибается в определении жанра музыкального произведения  или определяет с  подсказкой педагога;

- определяет форму произведения (части, запев, припев) с помощью педагога;

- выделяет некоторые выразительные средства (два-три).

Отметка «2», если обучающийся:

- слушает музыку без интереса, часто отвлекается;

- не может точно определить характер музыки или определяет его одним словом («грустно», «весело»);

- ошибается в определении жанра музыкального произведения или отказывается выполнять задание;

- ошибается в определении формы произведения или отказывается выполнять задание;

- не может назвать ни одного средства музыкальной выразительности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Разделы и темы

Содержание программного материала

Кол-во часов

Россия — Родина моя

 3

1

Мелодия

Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»).  Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).

    1

2

Как сложили песню

Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина  «Полдень». Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…».  Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.

1

3

Патриотическая музыка

Народная и профессиональная музыка. Патриотическая тема в русской классике. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М.Глинка). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества.

    1

«О России петь — что стремиться в храм»

1

4

Святые земли Русской. Илья Муромец

Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира.(«Богатырские ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин).

1

День, полный событий

5

  5

Лирика в музыке и поэзии

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).

1

6

«Что за прелесть эти сказки!»

Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере  Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане».

1

7

Ярмарочное гулянье

Народная и профессиональная музыка. Выразительность и изобразительность в музыке. Народные музыкальные традиции Отечества. Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского -  «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»;  «Детский альбом» П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»;  Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский).

1

8

Музыкальные интонации

Выразительность и изобразительность в музыке.   Музыкально-поэтические образы. Романс («Венецианская ночь» М.Глинка).

1

9

Обобщающий урок I четверти

Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 1 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся.

1

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

2

10

Композитор-имя ему народ. Музыкальные инструменты России

Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира.  Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.

1

11

Оркестр русских народных инструментов

Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира.  

1

В концертном зале

5

12

Музыкальные инструменты. Вариации на тему Рококо

Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром).

1

13

Музыкальные жанры. М.П.Мусоргский «Старый замок». С.Рахманинов «Сирень»

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»). Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов).  Выразительность и изобразительность в музыке.  

1

14

«Не молкнет сердце чуткое Шопена…»

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные. Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена ( «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).

1

15

Л.В.Бетховен. «Патетическая соната. Годы странствий»

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен).

1

16

Обобщающий  урок-концерт

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, оркестровая. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений четвероклассников за 2 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.

1

День, полный событий

1

17

Зимнее утро. Зимний вечер

Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»).

1

В музыкальном театре

6

18

М.Глинка. Опера «Иван Сусанин»

Песенность, танцевальность, маршевость. Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст.  Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия).

1

19

М.Глинка. Опера «Иван Сусанин»   «Сцена в лесу»

Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Линии драматургического развития в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.

1

20

Оперы М.Мусоргского

Народная и профессиональная музыка. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского).

1

21

Восточные мотивы в музыке русских композиторов

Народная и профессиональная музыка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). Орнаментальная мелодика.

1

22

Балет Игоря Стравинского «Петрушка»

Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле.

1

23

Театр музыкальной комедии

Песенность, танцевальность. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.

1

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

3

24

Музыкальная речь С.Рахманинов «Прелюдия до-диез минор» Ф.Шопен «Прелюдия № 7»

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа.

1

25

Музыкальные инструменты. Гитара

Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен,  «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий).

1

26

Обобщающий  урок 3 четверти

Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 3   четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.

1

 «О России петь — что стремиться в храм»

3

27

Праздники Русской православной церкви

Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!»  С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва).

1

28

Родной обычай старины. Светлый праздник

Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник»  С.Рахманинов).

1

29

Кирилл и Мефодий

Святые земли Русской. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание.

1

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

1

30

Народные праздники. «Троица»

Музыкальный фольклор народов России.  Народные музыкальные традиции родного края. Праздники русского народа. Троицын день.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

4

31

Музыкальные интонации

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»

1

32

Музыкальный сказочник

Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).

1

33

Выразительность и изобразительность в музыке

Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского.  («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»).

1

34

Обобщающий  урок 4 четверти. Заключительный  урок – концерт

Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение  выученных и полюбившихся  песен  всего учебного  года.

1


Календарно-тематическое планирование уроков музыкального искусства в 4 «А» классе на 2014 - 2015 учебный год.

п/п

Тема уроков

Тип урока

Кол-во

часов

Планируемые результаты

(предметные)

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Характеристика деятельности

Дата

Содержание урока

(ученик должен знать)

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Россия — Родина моя (3 ч)

1.

Мелодия

Урок введения новых знаний

1 час

Уметь размышлять о музыкальных произведениях, как способе выражения чувств и мыслей человека.

Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения худ.-муз..образов.

Выявлять общность истоков народной и профессиональной музыки.

Высказывать своё мнение о содержании  музыкального произведения

Самостоятельно воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество.

2.

Как сложили песню

Урок –экскурсия 1час

Уметь узнавать образы народного музыкального творчества, фольклора и профессиональной музыки.

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

Выявлять общность истоков народной и профессиональной музыки.

Высказывать своё мнение о содержании  музыкального произведения

Самостоятельно воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество.

3.

Патриотическая музыка

Урок - путешествие

1 час

Различать мелодии народного склада в композиторских произведениях.

Гордиться и уважать русские традиции.

Гордиться патриотами  и историей  своей Родины

Выявлять общность истоков народной и профессиональной музыки.

Высказывать своё мнение о содержании  музыкального произведения

Самостоятельно воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество.

«О России петь — что стремиться в храм» (1 ч)

4.

Святые земли Русской. Илья Муромец

Урок введения новых знаний

1 час

Уметь различать в музыке красоту родной земли и человека.

Уважать память о русских святых.

Отвечать на вопросы учителя.

Исполнение стихиры.

Самостоятельно выявлять истоки возникновения  духовного наследия.

День, полный событий (5 ч)

5.

Лирика в музыке и поэзии

Урок введения новых знаний

1 час

Уметь распознавать, как развитие мелодии помогает передать настроение стихотворения.

Гордиться музыкально-поэтическими образами русских поэтов и композиторов.

Отвечать на вопросы учителя.

Понимать формы построения музыкальных и литературных произведений.

Самостоятельно выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки  и поэзии, и их связи.

6.

«Что за прелесть эти сказки!»

Урок - сказка

1 час

Уметь различать образы, воплощенные в музыке.

Гордиться русской поэзией и музыкой.

Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.

Выполнение творческого задания.

Самостоятельно распознавать художественный смысл произведения.

7.

Ярмарочное гулянье

Урок - путешествие

1 час

Различать народные песни.

Гордиться и уважать  русские традиции.

Высказывать свое мнение о народных традициях.

Разучивание  и исполнение РНП

Самостоятельно сопоставлять музыкальные образы народных праздников.

8.

Музыкальные интонации

Урок введения новых знаний

1 час

Знать русские народные традиции.

Уважать русские народные традиции

Отвечать на вопросы учителя.

Творческое задание.

Самостоятельно распознавать духовную музыку.

9.

Обобщающий урок I четверти

Урок –обобщение 1 час

Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении.

Гордиться русской поэзией и музыкой.

Передача музыкальных впечатлений учащихся.

Творческое задание.

Самостоятельно выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки  и поэзии

 «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (2 ч)

10.

Композитор-имя ему народ. Музыкальные инструменты России

Урок введения новых знаний

1 час

Различать тембры и звуки народных инструментов.

Уважать народные легенды, мифы и предания.

Различать народную и композиторскую.

Выполнение творческого задания.

Самостоятельно определять мелодику народной музыки.

11.

Оркестр русских народных инструментов

Урок введения новых знаний

1 час

Различать музыкальные символы России.

Общаться и взаимодействовать в процессе воплощения различных художественных образов.

Знать народные обычаи, обряды.

Исследовать историю создания музыкальных инструментов

Самостоятельно различать тембры народных инструментов входящих в состав ОРНИ.

В концертном зале (5 ч)

12.

Музыкальные инструменты. Вариации на тему Рококо

Урок введения новых знаний

1 час

Знать приемы развития музыки: повтор, контраст, вариация, импровизация.

Осмысленно исполнять сочинения различных жанров и стилей.

Овладевать приемами мелодического варьирования, подпевания и ритмического сопровождения.

Рассуждать о значении преобразующей силы в музыке.

Самостоятельно различать тембры музыкальных инструментов.

13.

Музыкальные жанры М.П.Мусоргский «Старый замок». С.Рахманинов «Сирень»

Урок введения новых знаний

1 час

Различать понятие старинной музыки и её рисунок.

Различать музыкальные жанры и музыкальные  символы родной природы.

Расширять музыкальный кругозор.

Гордиться русскими композиторами воспевающими Россию

Понимать смысл музыкальных терминов.

Понимать смысл музыки Рахманинова.

Творческое задание.

Самостоятельно выявлять выразительные и изобразительные особенности старинной музыки. Знать и понимать музыку Рахманинова.

14.

«Не молкнет сердце чуткое Шопена…»

Урок введения новых знаний

1 час

Знать и уметь распознавать жанры танцевальной музыки.

Уважать творчество  зарубежных композиторов.

Отвечать на вопросы учителя.

Размышлять о музыкальных произведениях, как способе выражения чувств и мыслей человека.

Самостоятельно различать мелодии танцевальной музыки.

15.

Л.В.Бетховен. «Патетическая соната. Годы странствий»

Урок введения новых знаний

1 час

Уметь распознавать и оценивать особенности жанров музыки.

Расширять музыкальный кругозор.

Узнавать музыкальные жанры.

Понимать смысл терминов.

Самостоятельно выявлять интонационную линию в музыке.

16.

Обобщающий  урок-концерт

Урок –обобщение 1 час

Знать различные виды музыки: вокальная, инструментальная, оркестровая.

Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений за 2 четверть.

Узнавать музыкальные жанры. Отвечать на вопросы учителя.

Размышлять о музыкальных произведениях, как способе выражения чувств и мыслей человека.

Самостоятельно различать мелодии танцевальной музыки, выявлять интонационную линию в музыке.

День, полный событий (1 ч)

17.

Зимнее утро. Зимний вечер

Урок введения новых знаний

1 час

Уметь распознавать, как развитие мелодии помогает передать настроение стихотворения.

Гордиться музыкально-поэтическими образами русских поэтов и композиторов.

Отвечать на вопросы учителя.

Понимать формы построения музыкальных и литературных произведений.

Самостоятельно выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки  и поэзии, и их связи.

В музыкальном театре (6 ч)

18.

М.Глинка. Опера «Иван Сусанин»

Урок введения новых знаний

1 час

Различать музыкальные образы разных персонажей оперы.

Гордиться патриотами нашей Родины.

Рассказывать либретто музыкального  произведения.

Выявлять особенности развития образов.

Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам.

19.

М.Глинка. Опера «Иван Сусанин»  «Сцена в лесу»

Урок введения новых знаний

1час

Уметь распознавать и понимать интонационные линии оперы.

Гордиться патриотами нашей Родины.

Отвечать на вопросы учителя.

Сопоставлять средства муз. выразительности.

Самостоятельно выявлять особенности развития образов.

20.

Оперы М.Мусоргского

Урок введения новых знаний

1час

Знать события отраженные в опере М.Мусоргского «Хованщина»

Знать историю своей Родины.

Отвечать на вопросы учителя.

Творческое задание.

Самостоятельно определять куплетно-выриационную форму в музыке.

21.

Восточные мотивы в музыке русских композиторов

Урок - сказка

1 час

Уметь распознавать мелодику восточной интонации от русской.

Формировать представление о роли музыки  в жизни человека.

Знать музыкальные термины.

Творческое задание.

Самостоятельно выявлять особенности развития музыкальных образов.

22.

Балет Игоря Стравинского «Петрушка»

Урок -экскурсия

1час

Формирование основ музыкальной культуры. Расширить представление о балете.

Развивать музыкально-эстетический вкус.

Логически анализировать и выявлять жанровую линию.

Ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности.

Самостоятельно

определять тембры музыкальных инструментов симфонического оркестра.

23.

Театр музыкальной комедии

Урок - игра

1час

Уметь распознавать  оперетту и мюзикл.

Уважительно относиться к музыкальной  культуре других народов.

Знать основные закономерности построения оперетты и мюзикла.

Творческое задание.

Самостоятельно определять интонационную линию в музыке.

 «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (3 ч)

24.

Музыкальная речь С.Рахманинов «Прелюдия до-диез минор» Ф.Шопен «Прелюдия № 7»

Урок введения новых знаний

1час

Уметь распознавать трехчастную форму в музыке.

Осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе музыкальных произведений русских композиторов.

Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм.

Соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки.

Определять и сопоставлять различные по смыслу интонации.

25.

Музыкальные инструменты. Гитара

Урок введения новых знаний

1час

Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, ИЗО, кино, театром.

Личностно оценивать музыку на уроке и вне школы.

Уметь распознавать худ. смысл муз. произведений  для гитары.

Творческое задание.

Самостоятельно называть  имена известных бардов.

26.

Обобщающий  урок 3 четверти

Урок введения новых знаний

1час

Демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.

Развивать художественный вкус и интерес к музыке.

Ориентироваться в музыкальных терминах.

Знать основы музыкальной культуры Родины и родного края.

Самостоятельно овладевать музыкальными навыками

«О России петь — что стремиться в храм» (3 ч)

27.

Праздники Русской православной церкви

Урок введения новых знаний

1час

Знать историю возникновения праздника Пасхи.

Уважительное отношение к праздникам русской православной церкви.

Иметь представление о религиозных праздниках народов России и их традициях.

Творческое задание.

Самостоятельно различать жанры церковной музыки: тропарь, молитва, величание.

28.

Родной обычай старины. Светлый праздник

Урок введения новых знаний

1час

Уметь распознавать значение колокольных звонов.

Хранить шедевры православного наследия.

Иметь представление о религиозных праздниках народов России и их традициях.

Творческое задание.

Самостоятельно различать жанры церковной музыки: тропарь, молитва, величание.

29.

Кирилл и Мефодий

Урок введения новых знаний

1час

Знать создателей славянской азбуки.

Почитать создателей славянской азбуки.

Свободно ориентироваться в терминах: икона, фреска, молитва, стихира.

Рассуждать о значении азбуки в наши дни.

Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (1 ч)

30.

Народные праздники. «Троица»

Урок - игра

1час

Различать народный праздник от религиозного.

Хранить и почитать культурное  наследие России.

Знать историю создания иконы А.Рублева «Троица»

Объяснять смысл народного праздника.

Самостоятельно отличать главный признак народного праздника от религиозного.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (4 ч)

31.

Музыкальные интонации

Урок введения новых знаний

1час

Уметь различать многообразие жанров музыки.

Ориентироваться в культурном многообразии музыкальных жанров.

Знать музыкальные термины.

Творческое задание.

Самостоятельно уметь распознавать жанры музыки.

32.

Музыкальный сказочник

Урок - сказка

1 час

Уметь  образно ориентироваться в музыкальной живописи.

Гордиться культурным наследием.

Ориентироваться в музыкальных сюжетах главных героев.

Творческое задание.

Самостоятельно пересказывать сюжет музыкальной сказки.

33.

Выразительность и изобразительность в музыке

Урок введения новых знаний

1час

Различать изобразительность в музыке.

Уважать и  помнить  историю России.

Ориентироваться в музыкальных терминах.

Различать жанры музыки.

Самостоятельно уметь воспринимать музыку и выражать своё отношение.

34.

Обобщающий  урок 4 четверти. Заключительный  урок – концерт

Урок –обобщение 1 час

Развитие музыкально-эстетического чувства.

Развивать художественный вкус и интерес к музыке.

Ориентироваться в музыкальных терминах.

Знать основы музыкальной культуры Родины и родного края

Самостоятельно овладевать музыкальным и  навыками

Итого 34 ч

        

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке - 1класс ("Школа России")

МУЗЫКА ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  1 класс (33 ч)Программа:  Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. Музыка.// Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Крит...

Рабочая программа по музыке УМК "Школа России" 1 класс

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методичес...

Рабочая программа по музыке УМК "Школа России" 2 класс

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методичес...

Рабочая программа по музыке УМК "Школа России" 3 класс

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методичес...

Рабочая программа по музыке УМК "Школа России" 4 класс

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методичес...

Рабочая программа по музыке УМК "Школа России"

Рабочая программа по  музыке для  3-го  класса разработана и    составлена в соответствии с основными Положениями ФГОС второго поколения, концепцией духовно-нравственного...