Рабочая программа по музыке 4 класс УМК "Школа России"
учебно-методический материал по музыке (4 класс) на тему
Рабочая программа, КТП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по музыке 4 класс УМК "Школа России" ФГОС | 235.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Пристанская средняя общеобразовательная школа»
Таврического муниципального района
Омской области
Утверждаю
Директор _____________ Л.В. Альтергот
М. П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке для УМК «Школа России»
4 класс
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 г. примерной программы по музыке и на основе авторской программы Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. «Музыка».
Программу разработала: И.В. Минцева
учитель начальных классов
МОУ «Пристанская СОШ»
Программа рассмотрена на заседании
МО учителей начальных классов
МОУ «Пристанская СОШ»
Протокол № ___ от « __»_____20__г.
Рук. МО ______________ И.В. Минцева
Согласовано
«___»________20___ г.
Зам. директора по УВР
МОУ «Пристанская СОШ»
___________ Н.А. Хомякова
Программа рассмотрена на педагогическом совете
МОУ «Пристанская СОШ»
Протокол № ___ от « __»_____20__г.
2014
Пояснительная записка
1. Роль и место дисциплины | Программа по предмету «Музыка» составлена в соответствии со стандартами второго поколения, примерными программами начального общего образования и основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского. Содержание обучения ориентировано на стратегию целенаправленной организации и планомерного формирования музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию школьника. Предмет «Музыка», как и другие предметы начальной школы, развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира. |
2. Адресат | Программа адресована обучающимся начальных классов общеобразовательных школ. |
3. Соответствие Государственному образовательному стандарту | Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. |
4. Цели и задачи | Цель массового музыкального образования и воспитания - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения. Задачи музыкального образования младших школьников формулируются на основе целевой установки: - воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности; - развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса - багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства. |
5. Специфика программы | Отличительная особенность данной программы - охват широкого культуро-логического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты слышания, видения конкретных музыкальных сочинений, отраженные, на пример, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, их «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». |
6. Основные содержательные линии курса | Раздел 1. «Россия — Родина моя» Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике. Раздел 2. «День, полный событий». «В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы. Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание. Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день. Раздел 5. «В музыкальном театре» Линии драматургического развития в опере. Основные темы — музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл. Раздел 6. «В концертном зале» Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» Произведения композиторов-классиков и мастерство извест¬ных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка раз¬ных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонат¬ная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. |
7. Структура программы | Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. В программе II—IV классов семь разделов: «Россия — Родина моя», «День, полный событий», «О России петь — что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...». |
8. Требования к результатам | В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежит опыт эмоционально - ценностного отношения школьников к искусству; знания музыки и знания о музыке; опыт музыкально-творческой деятельности, проявляющийся в процессе слушания музыки, пения, игры на элементарных детских музыкальных инструментах и др.; знания и способы деятельности выпускников начальной школы. Важным показателем успешности достижения результатов является участие выпускников в различных формах культурно - досуговой деятельности клacca, школы. Личностными результатами изучения музыки являются: - развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству; - реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов; - позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей. Предметными результатами изучения музыки являются: - устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности; - общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства на примере пройденных музыкальных произведений, общее представление о музыкальной картине мира; - элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности. Метапредметными результатами изучения музыки являются: - ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; - продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) сo сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач; - наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности. Выпускники начальной школы научатся:
выражать свое отношение к музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике;
знать песенный репертуар клaссa, участвовать в концертном исполнении;
понимать элементы музыкальной грамоты как средства осознания музыкальной речи;
понимать содержание, интонационно-образный смысл простейших произведений (песня, танец, марш) и произведений более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония);
разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
произведений разных жанров;
композиторов; сопоставлять особенности их языка, узнавать творческий почерк русских и зарубежных композиторов;
|
9. Планируемые результаты | Формирование личностных УУД Предмет «Музыка» прежде всего, способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание музыки как средство общения между людьми. В нем раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. На основе освоения обучающимися мира музыкального искусства в сфере личностных действий будут сформированы эстетические и ценностносмысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении. Виды заданий: высказывание своего отношения к музыкальному произведению с аргументацией; анализ характеров музыкальных героев на основе личного восприятия произведения. Формирование регулятивных УУД Система заданий и вопросов по музыке, ориентированная на формирование действий контроля и самоконтроля, оценки и самооценки процесса и результатов учебных действий, направлена на развитие регулятивных УУД. Виды заданий: выполнять учебные действия в качестве слушателя; выполнять учебные действия в качестве композитора; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. использовать установленные правила в контроле способа решения. Формирование познавательных УУД В области развития общепознавательных действий изучение музыки будет способствовать формированию замещения и моделирования. Виды заданий: поиск и выделение необходимой информации; формулирование учебной задачи; ориентация в способах решения задачи. Формирование коммуникативных УУД Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на основе развития эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения. Виды заданий: подготовка устных рассказов в паре или группе (о музыкальных героях, о личных впечатлениях, об услышанном); инсценирование и драматизация; рисование музыки; участие в диалоге. умение участвовать в хоровом пении (работа в группе). Предметные результаты Учащиеся научатся: воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности; ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции; воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.). Учащиеся получат возможность научиться: реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности; организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх. |
10. Формы организации учебного процесса | Формы организации учебного процесса: - групповые, коллективные, классные и внеклассные. Виды организации учебной деятельности: - экскурсия, путешествие, игра, сказка, презентация, беседа, концерт. |
11. Объём и сроки изучения | Программа курса общим объемом 34 часа в год, 1 час в неделю изучается в течение всего года 1 четверть – 9 ч 2 четверть – 7 ч 3 четверть – 10 ч 4 четверть – 8 ч |
Учебно-методический комплект:
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1 - – М.: Просвещение,2011
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Программа «Музыка. 1-4 классы» – М.: Просвещение,2011;
Учебники
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: Учебник: 4 класс. – М.: Просвещение,2014;
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
критерии оценивания
Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, творческих работ, игр, тестирования, уроков-концертов.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 3 класса начальной школы в конце каждой четверти.
Контроль и учет знаний и умений на уроке музыки должны стать стимулом в достижении успешных учебных результатов, активизировать учащихся, воспитывать у них критическое отношение к своей работе и приучать их к самоконтролю. Объективная и справедливая оценка основывается не на формальной проверке, а на систематическом и целенаправленном учете всей музыкальной деятельности ученика на уроке.
Пение
основные критерии:
- знание мелодии и слов песни;
- чистота интонирования и ритмическая точность исполнения;
- качество звучания песни, выразительность исполнения, соответствие характера звуковедения образному содержанию песни, естественность звучания и дикционная ясность;
- единство ансамблевой звучности в коллективном исполнении.
На основе анализа данных, полученных по перечисленным критериям, оценивается собственно исполнение учеником песни:
отметка «5», если обучающийся:
- знает текст песни;
- точно передаёт мелодию, ритм знакомой песни, несложной попевки без музыкального сопровождения;
- поет выразительно, эмоционально, передавая характер музыки, её выразительные особенности;
- поёт ровно, не выделяясь и не злоупотребляя громкостью звучания своего голоса при хоровых ответах;
Отметка «4», если обучающийся допускает погрешности в ответе по какому-либо одному из перечисленных критериев.
Отметка «3», если обучающийся:
- не уверенно знает текст;
- передаёт мелодию знакомой песни неточно или с поддержкой голоса педагога;
- поёт недостаточно выразительно;
- с трудом управляет громкостью своего голосового аппарата при хоровом пении.
Отметка «2»:
- не знает текста песни
- неточно интонирует и передаёт ритм песни;
- поет невыразительно, неэмоционально, равнодушно или совсем отказывается петь по не уважительной причине;
- злоупотребляет громкостью своего голосового аппарата при хоровом пении.
Слушание музыки
основные критерии:
1) правильность ответа;
2) полнота ответа;
3) точность формулировок и использование специальной терминологии;
4) развернутость суждений о музыке;
5) степень самостоятельности ученика при выполнении задания.
На основе анализа данных, полученных по перечисленным критериям, оценивается восприятие учеником музыкального произведения:
Отметка «5», если обучающийся:
- внимательно, увлеченно слушает музыку (выражение глаз, мимика);
- адекватно определяет характер музыкального произведения (использует разнообразные определении, образную речь);
- определяет жанр (песенный, танцевальный, маршевый и д.р.);
- определяет форму музыкального произведения (количество частей в 1,2,3х частной форме, вариация, форме рондо, вступление, проигрыш, запев и припев в песне);
- выделяет наиболее яркие элементы музыкальной речи (динамика, тембр, регистр, темп, силу звука и д.р.).
Отметка «4», если обучающийся
правильно отвечает по всем перечисленным выше критериям, но с незначительной подсказкой педагога.
Отметка «3», если обучающийся:
- слушает музыку, иногда отвлекаясь, не выражая особых эмоций;
- определяет характер музыки, используя одно-два определения, например, «весёлая» или «грустная»;
- ошибается в определении жанра музыкального произведения или определяет с подсказкой педагога;
- определяет форму произведения (части, запев, припев) с помощью педагога;
- выделяет некоторые выразительные средства (два-три).
Отметка «2», если обучающийся:
- слушает музыку без интереса, часто отвлекается;
- не может точно определить характер музыки или определяет его одним словом («грустно», «весело»);
- ошибается в определении жанра музыкального произведения или отказывается выполнять задание;
- ошибается в определении формы произведения или отказывается выполнять задание;
- не может назвать ни одного средства музыкальной выразительности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Разделы и темы | Содержание программного материала | Кол-во часов |
Россия — Родина моя | 3 | ||
1 | Мелодия | Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»). | 1 |
2 | Как сложили песню | Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина «Полдень». Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…». Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. | 1 |
3 | Патриотическая музыка | Народная и профессиональная музыка. Патриотическая тема в русской классике. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М.Глинка). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества. | 1 |
«О России петь — что стремиться в храм» | 1 | ||
4 | Святые земли Русской. Илья Муромец | Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира.(«Богатырские ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин). | 1 |
День, полный событий | 5 | ||
5 | Лирика в музыке и поэзии | Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»). | 1 |
6 | «Что за прелесть эти сказки!» | Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане». | 1 |
7 | Ярмарочное гулянье | Народная и профессиональная музыка. Выразительность и изобразительность в музыке. Народные музыкальные традиции Отечества. Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского - «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»; «Детский альбом» П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»; Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский). | 1 |
8 | Музыкальные интонации | Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкально-поэтические образы. Романс («Венецианская ночь» М.Глинка). | 1 |
9 | Обобщающий урок I четверти | Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 1 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся. | 1 |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 2 | ||
10 | Композитор-имя ему народ. Музыкальные инструменты России | Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой. | 1 |
11 | Оркестр русских народных инструментов | Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира. | 1 |
В концертном зале | 5 | ||
12 | Музыкальные инструменты. Вариации на тему Рококо | Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром). | 1 |
13 | Музыкальные жанры. М.П.Мусоргский «Старый замок». С.Рахманинов «Сирень» | Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»). Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов). Выразительность и изобразительность в музыке. | 1 |
14 | «Не молкнет сердце чуткое Шопена…» | Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные. Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена ( «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»). | 1 |
15 | Л.В.Бетховен. «Патетическая соната. Годы странствий» | Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен). | 1 |
16 | Обобщающий урок-концерт | Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, оркестровая. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений четвероклассников за 2 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах. | 1 |
День, полный событий | 1 | ||
17 | Зимнее утро. Зимний вечер | Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»). | 1 |
В музыкальном театре | 6 | ||
18 | М.Глинка. Опера «Иван Сусанин» | Песенность, танцевальность, маршевость. Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия). | 1 |
19 | М.Глинка. Опера «Иван Сусанин» «Сцена в лесу» | Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Линии драматургического развития в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. | 1 |
20 | Оперы М.Мусоргского | Народная и профессиональная музыка. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского). | 1 |
21 | Восточные мотивы в музыке русских композиторов | Народная и профессиональная музыка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). Орнаментальная мелодика. | 1 |
22 | Балет Игоря Стравинского «Петрушка» | Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле. | 1 |
23 | Театр музыкальной комедии | Песенность, танцевальность. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки. | 1 |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» | 3 | ||
24 | Музыкальная речь С.Рахманинов «Прелюдия до-диез минор» Ф.Шопен «Прелюдия № 7» | Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа. | 1 |
25 | Музыкальные инструменты. Гитара | Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен, «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий). | 1 |
26 | Обобщающий урок 3 четверти | Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 3 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах. | 1 |
«О России петь — что стремиться в храм» | 3 | ||
27 | Праздники Русской православной церкви | Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!» С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва). | 1 |
28 | Родной обычай старины. Светлый праздник | Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник» С.Рахманинов). | 1 |
29 | Кирилл и Мефодий | Святые земли Русской. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. | 1 |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 1 | ||
30 | Народные праздники. «Троица» | Музыкальный фольклор народов России. Народные музыкальные традиции родного края. Праздники русского народа. Троицын день. | |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» | 4 | ||
31 | Музыкальные интонации | Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?» | 1 |
32 | Музыкальный сказочник | Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»). | 1 |
33 | Выразительность и изобразительность в музыке | Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского. («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»). | 1 |
34 | Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок – концерт | Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года. | 1 |
Календарно-тематическое планирование уроков музыкального искусства в 4 «А» классе на 2014 - 2015 учебный год.
№ п/п | Тема уроков | Тип урока Кол-во часов | Планируемые результаты (предметные) | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности | Дата | |||
Содержание урока (ученик должен знать) | Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Россия — Родина моя (3 ч) | ||||||||
1. | Мелодия | Урок введения новых знаний 1 час | Уметь размышлять о музыкальных произведениях, как способе выражения чувств и мыслей человека. | Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения худ.-муз..образов. | Выявлять общность истоков народной и профессиональной музыки. | Высказывать своё мнение о содержании музыкального произведения | Самостоятельно воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество. | |
2. | Как сложили песню | Урок –экскурсия 1час | Уметь узнавать образы народного музыкального творчества, фольклора и профессиональной музыки. | Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. | Выявлять общность истоков народной и профессиональной музыки. | Высказывать своё мнение о содержании музыкального произведения | Самостоятельно воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество. | |
3. | Патриотическая музыка | Урок - путешествие 1 час | Различать мелодии народного склада в композиторских произведениях. | Гордиться и уважать русские традиции. Гордиться патриотами и историей своей Родины | Выявлять общность истоков народной и профессиональной музыки. | Высказывать своё мнение о содержании музыкального произведения | Самостоятельно воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество. | |
«О России петь — что стремиться в храм» (1 ч) | ||||||||
4. | Святые земли Русской. Илья Муромец | Урок введения новых знаний 1 час | Уметь различать в музыке красоту родной земли и человека. | Уважать память о русских святых. | Отвечать на вопросы учителя. | Исполнение стихиры. | Самостоятельно выявлять истоки возникновения духовного наследия. | |
День, полный событий (5 ч) | ||||||||
5. | Лирика в музыке и поэзии | Урок введения новых знаний 1 час | Уметь распознавать, как развитие мелодии помогает передать настроение стихотворения. | Гордиться музыкально-поэтическими образами русских поэтов и композиторов. | Отвечать на вопросы учителя. | Понимать формы построения музыкальных и литературных произведений. | Самостоятельно выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки и поэзии, и их связи. | |
6. | «Что за прелесть эти сказки!» | Урок - сказка 1 час | Уметь различать образы, воплощенные в музыке. | Гордиться русской поэзией и музыкой. | Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. | Выполнение творческого задания. | Самостоятельно распознавать художественный смысл произведения. | |
7. | Ярмарочное гулянье | Урок - путешествие 1 час | Различать народные песни. | Гордиться и уважать русские традиции. | Высказывать свое мнение о народных традициях. | Разучивание и исполнение РНП | Самостоятельно сопоставлять музыкальные образы народных праздников. | |
8. | Музыкальные интонации | Урок введения новых знаний 1 час | Знать русские народные традиции. | Уважать русские народные традиции | Отвечать на вопросы учителя. | Творческое задание. | Самостоятельно распознавать духовную музыку. | |
9. | Обобщающий урок I четверти | Урок –обобщение 1 час | Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении. | Гордиться русской поэзией и музыкой. | Передача музыкальных впечатлений учащихся. | Творческое задание. | Самостоятельно выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки и поэзии | |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (2 ч) | ||||||||
10. | Композитор-имя ему народ. Музыкальные инструменты России | Урок введения новых знаний 1 час | Различать тембры и звуки народных инструментов. | Уважать народные легенды, мифы и предания. | Различать народную и композиторскую. | Выполнение творческого задания. | Самостоятельно определять мелодику народной музыки. | |
11. | Оркестр русских народных инструментов | Урок введения новых знаний 1 час | Различать музыкальные символы России. | Общаться и взаимодействовать в процессе воплощения различных художественных образов. | Знать народные обычаи, обряды. | Исследовать историю создания музыкальных инструментов | Самостоятельно различать тембры народных инструментов входящих в состав ОРНИ. | |
В концертном зале (5 ч) | ||||||||
12. | Музыкальные инструменты. Вариации на тему Рококо | Урок введения новых знаний 1 час | Знать приемы развития музыки: повтор, контраст, вариация, импровизация. | Осмысленно исполнять сочинения различных жанров и стилей. | Овладевать приемами мелодического варьирования, подпевания и ритмического сопровождения. | Рассуждать о значении преобразующей силы в музыке. | Самостоятельно различать тембры музыкальных инструментов. | |
13. | Музыкальные жанры М.П.Мусоргский «Старый замок». С.Рахманинов «Сирень» | Урок введения новых знаний 1 час | Различать понятие старинной музыки и её рисунок. Различать музыкальные жанры и музыкальные символы родной природы. | Расширять музыкальный кругозор. Гордиться русскими композиторами воспевающими Россию | Понимать смысл музыкальных терминов. Понимать смысл музыки Рахманинова. | Творческое задание. | Самостоятельно выявлять выразительные и изобразительные особенности старинной музыки. Знать и понимать музыку Рахманинова. | |
14. | «Не молкнет сердце чуткое Шопена…» | Урок введения новых знаний 1 час | Знать и уметь распознавать жанры танцевальной музыки. | Уважать творчество зарубежных композиторов. | Отвечать на вопросы учителя. | Размышлять о музыкальных произведениях, как способе выражения чувств и мыслей человека. | Самостоятельно различать мелодии танцевальной музыки. | |
15. | Л.В.Бетховен. «Патетическая соната. Годы странствий» | Урок введения новых знаний 1 час | Уметь распознавать и оценивать особенности жанров музыки. | Расширять музыкальный кругозор. | Узнавать музыкальные жанры. | Понимать смысл терминов. | Самостоятельно выявлять интонационную линию в музыке. | |
16. | Обобщающий урок-концерт | Урок –обобщение 1 час | Знать различные виды музыки: вокальная, инструментальная, оркестровая. | Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений за 2 четверть. | Узнавать музыкальные жанры. Отвечать на вопросы учителя. | Размышлять о музыкальных произведениях, как способе выражения чувств и мыслей человека. | Самостоятельно различать мелодии танцевальной музыки, выявлять интонационную линию в музыке. | |
День, полный событий (1 ч) | ||||||||
17. | Зимнее утро. Зимний вечер | Урок введения новых знаний 1 час | Уметь распознавать, как развитие мелодии помогает передать настроение стихотворения. | Гордиться музыкально-поэтическими образами русских поэтов и композиторов. | Отвечать на вопросы учителя. | Понимать формы построения музыкальных и литературных произведений. | Самостоятельно выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки и поэзии, и их связи. | |
В музыкальном театре (6 ч) | ||||||||
18. | М.Глинка. Опера «Иван Сусанин» | Урок введения новых знаний 1 час | Различать музыкальные образы разных персонажей оперы. | Гордиться патриотами нашей Родины. | Рассказывать либретто музыкального произведения. | Выявлять особенности развития образов. | Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам. | |
19. | М.Глинка. Опера «Иван Сусанин» «Сцена в лесу» | Урок введения новых знаний 1час | Уметь распознавать и понимать интонационные линии оперы. | Гордиться патриотами нашей Родины. | Отвечать на вопросы учителя. | Сопоставлять средства муз. выразительности. | Самостоятельно выявлять особенности развития образов. | |
20. | Оперы М.Мусоргского | Урок введения новых знаний 1час | Знать события отраженные в опере М.Мусоргского «Хованщина» | Знать историю своей Родины. | Отвечать на вопросы учителя. | Творческое задание. | Самостоятельно определять куплетно-выриационную форму в музыке. | |
21. | Восточные мотивы в музыке русских композиторов | Урок - сказка 1 час | Уметь распознавать мелодику восточной интонации от русской. | Формировать представление о роли музыки в жизни человека. | Знать музыкальные термины. | Творческое задание. | Самостоятельно выявлять особенности развития музыкальных образов. | |
22. | Балет Игоря Стравинского «Петрушка» | Урок -экскурсия 1час | Формирование основ музыкальной культуры. Расширить представление о балете. | Развивать музыкально-эстетический вкус. | Логически анализировать и выявлять жанровую линию. | Ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности. | Самостоятельно определять тембры музыкальных инструментов симфонического оркестра. | |
23. | Театр музыкальной комедии | Урок - игра 1час | Уметь распознавать оперетту и мюзикл. | Уважительно относиться к музыкальной культуре других народов. | Знать основные закономерности построения оперетты и мюзикла. | Творческое задание. | Самостоятельно определять интонационную линию в музыке. | |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (3 ч) | ||||||||
24. | Музыкальная речь С.Рахманинов «Прелюдия до-диез минор» Ф.Шопен «Прелюдия № 7» | Урок введения новых знаний 1час | Уметь распознавать трехчастную форму в музыке. | Осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе музыкальных произведений русских композиторов. | Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. | Соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки. | Определять и сопоставлять различные по смыслу интонации. | |
25. | Музыкальные инструменты. Гитара | Урок введения новых знаний 1час | Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, ИЗО, кино, театром. | Личностно оценивать музыку на уроке и вне школы. | Уметь распознавать худ. смысл муз. произведений для гитары. | Творческое задание. | Самостоятельно называть имена известных бардов. | |
26. | Обобщающий урок 3 четверти | Урок введения новых знаний 1час | Демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. | Развивать художественный вкус и интерес к музыке. | Ориентироваться в музыкальных терминах. | Знать основы музыкальной культуры Родины и родного края. | Самостоятельно овладевать музыкальными навыками | |
«О России петь — что стремиться в храм» (3 ч) | ||||||||
27. | Праздники Русской православной церкви | Урок введения новых знаний 1час | Знать историю возникновения праздника Пасхи. | Уважительное отношение к праздникам русской православной церкви. | Иметь представление о религиозных праздниках народов России и их традициях. | Творческое задание. | Самостоятельно различать жанры церковной музыки: тропарь, молитва, величание. | |
28. | Родной обычай старины. Светлый праздник | Урок введения новых знаний 1час | Уметь распознавать значение колокольных звонов. | Хранить шедевры православного наследия. | Иметь представление о религиозных праздниках народов России и их традициях. | Творческое задание. | Самостоятельно различать жанры церковной музыки: тропарь, молитва, величание. | |
29. | Кирилл и Мефодий | Урок введения новых знаний 1час | Знать создателей славянской азбуки. | Почитать создателей славянской азбуки. | Свободно ориентироваться в терминах: икона, фреска, молитва, стихира. | Рассуждать о значении азбуки в наши дни. | Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников. | |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (1 ч) | ||||||||
30. | Народные праздники. «Троица» | Урок - игра 1час | Различать народный праздник от религиозного. | Хранить и почитать культурное наследие России. | Знать историю создания иконы А.Рублева «Троица» | Объяснять смысл народного праздника. | Самостоятельно отличать главный признак народного праздника от религиозного. | |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (4 ч) | ||||||||
31. | Музыкальные интонации | Урок введения новых знаний 1час | Уметь различать многообразие жанров музыки. | Ориентироваться в культурном многообразии музыкальных жанров. | Знать музыкальные термины. | Творческое задание. | Самостоятельно уметь распознавать жанры музыки. | |
32. | Музыкальный сказочник | Урок - сказка 1 час | Уметь образно ориентироваться в музыкальной живописи. | Гордиться культурным наследием. | Ориентироваться в музыкальных сюжетах главных героев. | Творческое задание. | Самостоятельно пересказывать сюжет музыкальной сказки. | |
33. | Выразительность и изобразительность в музыке | Урок введения новых знаний 1час | Различать изобразительность в музыке. | Уважать и помнить историю России. | Ориентироваться в музыкальных терминах. | Различать жанры музыки. | Самостоятельно уметь воспринимать музыку и выражать своё отношение. | |
34. | Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок – концерт | Урок –обобщение 1 час | Развитие музыкально-эстетического чувства. | Развивать художественный вкус и интерес к музыке. | Ориентироваться в музыкальных терминах. | Знать основы музыкальной культуры Родины и родного края | Самостоятельно овладевать музыкальным и навыками | |
Итого 34 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке - 1класс ("Школа России")
МУЗЫКА ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (33 ч)Программа: Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. Музыка.// Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Крит...
Рабочая программа по музыке Критская "Школа России"
Программа для 1- 4 классов...
Рабочая программа по музыке УМК "Школа России" 1 класс
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методичес...
Рабочая программа по музыке УМК "Школа России" 2 класс
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методичес...
Рабочая программа по музыке УМК "Школа России" 3 класс
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методичес...
Рабочая программа по музыке УМК "Школа России" 4 класс
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методичес...
Рабочая программа по музыке УМК "Школа России"
Рабочая программа по музыке для 3-го класса разработана и составлена в соответствии с основными Положениями ФГОС второго поколения, концепцией духовно-нравственного...