Конспект урока, музыка: П.И. Чайковский «Баба-Яга»
план-конспект урока по музыке

Семибратова Елена Викторовна

Музыкальная живопись

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzyki.docx24.31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока, музыка:

П.И. Чайковский «Баба-Яга»

Выполнила

учитель начальных классов

Мороз Елена Викторовна

Цели:

Образовательная: формировать умение анализировать услышанную музыку; определять характер произведения
 Развивающая: развитие способности эмоционально воспринимать музыку, размышлять, что может выражать музыка; развивать образное мышление, слух, память, творческие способности. 
Воспитательная: воспитывать эмоционально-целостное отношение к музыке П. И. Чайковского. 

I.Орг. момент: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Викторовна. Я сегодня проведу у вас урок музыки. Вы готовы начать урок? (Да)

II.Сообщение темы.

Сегодня мы встретимся с одним из любимых вами жанров литературы – сказкой! Подумаем, какую роль может играть музыка в сказках.

Учитель:150 лет назад, в то время, когда не было ни электричества, ни радио, ни телевидения, а люди ездили не на машинах, а в каретах, запряженными лошадьми, жил композитор Петр Ильич Чайковский.  Он сочинил пьесы, которые собрал в сборник под названием «Детский альбом». И подарил он их своему племяннику Володе Давыдову, чтобы ему было интересно учиться играть на фортепиано. Есть в этом альбоме и игра в лошадки, и история про куклу, и бабушкина сказка на ночь и много разных танцев. Но есть в этом необычном альбоме очень интересная пьеса. А вот как она называется, я попрошу угадать вас. Я загадаю вам загадку, а вы, если ответите на нее, узнаете название. 

Загадка. В дремучем лесу затерялась избушка. В избушке живет непростая старушка - Берет помело, да в ступу садится, И тут же над лесом взлетает, как птица!

Учитель: Кто это, ребята? 

Дети: Баба-Яга!!!

Правильно! Это Баба-Яга 

Учитель: Ребята, а какой вам представляется баба-Яга? Какая она? 

Дети: старая, страшная, седая, некрасивая, добрая, сердитая, летящая и т.д): 

Правильно!(повторить ответы детей)

Учитель: А теперь давайте послушаем, какой Бабу-Ягу изобразил в музыке композитор Петр Ильич Чайковский. Закрывайте глазки и внимательно слушайте.

Музыка П.И. Чайковский «Баба-Яга»

Учитель: Вот такой представил себе Бабу-Ягу композитор.  Ребята, а теперь расскажите мне, какая же получилась Баба-Яга в музыке Чайковского. 

Дети: (Быстрая, стремительная, страшная, громкая, яркая, дремучая) 

Правильно! (повторить ответы детей)

Учитель: А почему вы думаете, что у музыки такой характер? Что вы услышали в музыке?

Дети:
 (Музыка была громкая, быстрая, таинственная, высокая и т.д.) 

Правильно! (повторить ответы детей)

Учитель: А как вы думаете, что она делает?

Дети: Прыгает, летает, злится, колдует и т.д.

Правильно! (повторить ответы детей)

Учитель: Ребята, а какой инструмент звучал, вы знаете?

Дети: Фортепиано.

Правильно! (повторить ответы детей)

 Учитель: Молодцы! В начале пьесы музыка зловещая. В ней слышны остановки, пугающие аккорды с жёсткими акцентами, будто Баба-яга ковыляет, прихрамывая, затевает что-то недоброе. Потом появляется суетливое движение,будто Баба-яга мечется, суетится, что-то ищет.

В средней части пьесы равномерные повторяющиеся звуки изображают движение, как будто Баба-яга помчалась, понеслась в своей ступе. Музыка звучит ритмично, коротко, чётко, остро, как удары помела, которым Баба-яга погоняет ступу.

Третья часть пьесы повторяет первую, но теперь мелодия звучит высоко, будто Яга в полёте поднялась под самые небеса, грозит, машет, злится.

Но вот мелодия начинает звучать все ниже и ниже, как будто Яга спускается вниз, на землю. Закружилась, колдует, вертится и вдруг пропала...

Учитель: Ребята, давайте послушаем эту пьесу еще раз, но уже в другом исполнении. Вы внимательно слушайте и скажите мне, что изменилось? 

Слушание произведения Чайковского «Баба-Яга» в оркестровом исполнении. 

Учитель: Ребята, вы не заметили? Отличается это исполнение от первого? 

Дети: Да! 

Музыкальный руководитель: А что изменилось? 

Дети:

Правильно, появились другие инстременты.

Учитель: Какие инструменты вы услышали и узнали? 

Дети: 

Учитель: В каком исполнении произведение понравилось больше?

Дети:

Учитель: Почему?

Дети:

Учитель: Молодцы ребята. Вы наверное устали? Сейчас мы с вами, не много разомнемся, проведем физминутку.

Физминутка

Повторение. Многообразие маршей.

Марш- это музыка под которую можно шагать, маршировать. В марше всегда присутствует четкий ритм и ударные инструменты.

- Какая музыка называется маршем?

Какие марши вы знаете? (Военный, футбольный, кукольный, цирковой.)

Слушанье военного марша.

- Кто помнит, какой по характеру военный марш? (Тяжёлый, грозный, быстрый.)

- Этот марш громкий или тихий? (Громкий)

- Он высокий или низкий? (Низкий)

Слушанье Свадебного марша.

- Какой это марш по характеру?

Слушанье циркового марша.

- А какой характер у этого марша?

Слушанье марша деревянных солдатиков.

- А «Марш деревянных солдатиков», какой по характеру?

(Быстрый, игрушечный, шуточный, кукольный.)

- Он тихий или громкий? (Тихий)

- Высокий или низкий? (Высокий)

Учитель: А сейчас ребята мы с вами разучим песню «Скворушка прощается»

Часто музыка становиться главным героем литературных произведений, где проявляет свою волшебную силу: помогает в трудную минуту. Пробуждает чувства, останавливает зло. Во многих сказках музыка помогает героям, побеждает зло, возвеличивает добро и справедливость. Музыка в сказках усиливает эмоциональные переживания героев.

 Какую роль играет музыка в сказках? В любой сказке идёт борьба добра и зла. А если в сказке звучит музыка, то она помогает ярче представить, что является добрым, а что злым. Сказка становится более доступной и понятной. Музыка помогает героям вынести все трудности, которые стоят на их пути.

Музыка делает сказку более красочной, яркой, интересной.

Учитель: Ребята, наше с вами занятие подошло к концу, поэтому мне приходится с вами проститься. Мне очень понравилось с вами работать. Вы такие замечательные, отзывчивые, умные и сообразительные, и я очень бы хотела поработать с вами еще раз. Но я хочу попросить вас выполнить небольшое творческое задание: нарисуйте дома Бабу-Ягу такой, какой она вам запомнилась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки в 3 классе «Танцевальные образы в балете «Щелкунчик» П.И. Чайковского»

Цели урока:1.Познавательные:познакомить учащихся с творчеством П.И.Чайковского и балетом «Щелкунчик»;раскрыть понятия: балет, либретто, увертюра, декорация, пантомима. 2.Развивающие:развивать муз...

Конспект урока музыки на тему Чайковский "Спящая красавица"

Этот материал поможет вам интересно и красочно провести урок музыки для учащихся 3 классов по системе Критской....

Конспект урока музыки "Путешествие по разным странам мира. Петр Ильич Чайковский "Детский альбом"

Конспект урока музыки для 1 класса с использованием конструктора Лего "Построй свою историю"....

Конспект урока музыки и пения в 4 классе по теме "Разучивание песни «Журавушка» (музыка Е.Зарицкой, слова А.Вольского), повторение русской народной песни «На горе-то калина». Слушание произведения П.И.Чайковского «Осенняя песня»

Цели:– продолжить формирование вокально-хоровых навыков; соблюдение ритмического рисунка песни, интонационного строя, ансамблевой слаженности, динамических оттенков;- развивать умение дифференци...

Конспект урока музыки для 4 класса на тему: "П. И. Чайковский "Времена года"

Конспект урока музыки для 4 класса на тему: "П. И. Чайковский "Времена года"...

Фрагмент план-конспекта урока музыки Концерт №1 для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского

Фрагмент план-конспекта урока музыки Концерт №1 для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского...