Рабочая программа по музыке1-4 класс (ФГОС)
календарно-тематическое планирование по музыке
Программа по музыке Усачева, Школяр, календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа | 120.73 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании ШМО учителей прикладных дисциплин Протокол №_____________от «______» ______________2021г. Руководитель ШМО __________ /Логинова Т.А./ | Согласовано Заместитель директора по УВР МБОУ «Знаменская СОШ» от«______» __________2021 г. __________ /Гильдебрант О.С./ | Утверждено Директор МБОУ «Знаменская СОШ» Приказ №___от «___» ____ 2021г. _________ /Спивак Т.П./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
1– 4 классы
Составитель программы:
учитель музыки
Логинова Татьяна Артемовна
с. Знаменка.
2021- 2022 учебный год
1. Содержание учебного предмета «Музыка» 1-4 класс.
Важнейшей особенностью содержания программы «Музыка» является её тематическое построение. Для каждой четверти учебного года определяется своя тема. Постепенно и последовательно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку. Между четырьмя четвертями и между всеми годами обучения также осуществляется внутренняя преемственность. Тематическое построение программы даёт возможность учителю свободно маневрировать в рамках программы, не выходя за пределы основных тем и, распределяя учебный материал и время для его изучения по своему усмотрению. Тематизм программы полностью совпадает с предложенными содержательными линиями стандартов второго поколения по предмету «Музыка»: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства» и «Музыкальная картина мира».
- Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
- Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.
- Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Идея первого года обучения – дать обобщённый образ музыки, который раскрывается в трёх содержательных линиях.
Первая связана с происхождением музыки как философского обобщения жизни, как явления, объективно существующего в мире независимо от нашего к нему отношению.
Вторая содержательная линия связана с раскрытием перед школьниками истоков музыкального искусства, широкого разнообразия форм его бытования.
Третья содержательная линия – методическая или творческо-поисковая, когда школьники вводятся в музыкально-художественную деятельность с позиции композитора, исполнителя, слушателя.
Таким образом, содержание обучения в 1 классе позволяет продолжить естественное для детей этого возраста «существования» в музыке. А это значит, что большое место занимают опыты детского творчества: «о музыкаливание» загадок и пословиц, свободное музицирование на детских музыкальных инструментах, разыгрывание песен, народные музыкальные игры и т.д.
В основе технологии работы с первоклассниками лежит перевод элементарных игровых действий в сферу художественной игры. Вместе с тем такой путь облегчает вхождение детей в проблематику искусства, что становится новым уровнем в систематическом освоении мировой музыкальной культуры. В программе число произведений для каждого класса специально даётся в несколько большем объёме, чтобы предоставить учителю возможность вариативного отношения к репертуару, т.е. в рамках указанной проблематики выбрать музыку согласно его предпочтению и уровню музыкального развития детей конкретного класса.
Идея второго года обучения выражается в формулировке «как живет музыка». Здесь можно выделить две содержательные линии.
Первая включает содержание, раскрывающее идею - музыка есть живой организм: она рождается, видоизменяется, вступает во взаимоотношения с жизнью и другими видами искусства. И все эти свойства живого присутствуют в любом произведении. Не увлекаясь прямым отождествлением законов музыки и жизни, учитель подводит детей к пониманию того, что музыка рождается из интонации как своей родовой основы и живет только в развитии и определенных формах.
Вторая содержательная линия продолжает проблематику 1 класса, но на новом содержательном уровне — рассматривается взаимосвязь явлений музыки и жизни, их диалектичность и сложность.
Основная идея содержания третьего года обучения отражение истории и души народа в музыке России. Учитель в каждом регионе страны начнет занятия с музыки, бытующей в данной местности, с национальной музыки, постепенно охватывая ближнее и дальнее зарубежье и показывая, как музыка исторически становилась универсальным средством общения, передачи духовных ценностей.
Раскрытие этой идеи начинается с уроков-монографий, благодаря которым школьники вводятся в интонационную атмосферу русской классической музыки, в многообразие ее форм и жанров. Знакомство с ней подводит детей к ответу на вопрос: «Как и почему мы чувствуем родственность отечественной музыки?» Ответ на него требует специального содержания обучения, которое объединяется в две содержательные линии.
- Первая погружает школьников в истоки происхождения народного творчества, в сущность национального музыкального искусства. Оно протекает как изучение фольклора, при этом делается акцент на выявлении «механизма» преломления в музыке национальных черт характера.
- Вторая содержательная линия раскрывает соотношение народной и композиторской музыки как двух этапов становления национальной музыкальной культуры. Через их преемственность (в частности, на основе обработок народной музыки) утверждается мысль, что «музыку создает народ, а мы, композиторы, ее только аранжируем» (М.И. Глинка).
Кульминацией проблематики года становится рассмотрение места и значения русской классической музыки в музыкальной культуре мира.
Основная идея содержания четвёртого года обучения – развернуть перед выпускниками начальной школы музыкальную партитуру мира, услышать в ней голос России и свой собственный голос. В рамках этой идеи исследуется взаимодействие русской музыки и музыки ближнего зарубежья с мировой музыкальной культурой. Здесь две стороны проблемы: чему и как русская музыка «училась» у музыки других стран; чему и как «учила» зарубежную музыку. Акцент делается на интонационном своеобразии национальных культур зарубежных стран. Постепенно школьники подводятся к пониманию того, что все люди связанны между собой и обращение одного народа к музыке другого народа обогащает её особыми чертами.
4 класс – итог начальной школы. На этом году обучения обобщается вся проблематика начальной школы – от родовых истоков музыкального искусства до познания основ музыкальной драматургии; реализует ( проверяется как важнейший навык слушательской культуры) способность к содержательному анализу музыкального происхождения.
Содержание учебных предметов по годам
1 класс
- Истоки возникновения музыки Исследование звучание окружающего мира: природы, музыкальных инструментов, самого себя. Жанры музыки, как исторически сложившиеся обобщения типических музыкально-языковых и образно-эмоциональный сфер: «маршевый порядок», «человек танцующий», песенное дыхание».
- Содержание музыки Неоднозначность, диалектическая противоречивость жизненных явлений – добро и зло, жизнь и смерть, любовь и ненависть, прекрасное и безобразное, день и ночь, осень и весна –в музыке отражён весь мир. Многообразие и многообразность отражения мира в конкретных жанрах и формах; общее и различное при соотнесении произведений малых (камерных) и крупных (синтетических) форм:песня, опера, танец, балет, марш, симфония, концерт и т.д.
- Язык музыки Музыкально-выразительные средства: мелодические, метроритмические и фактурные особенности с точки зрения их выразительных возможностей, лад, тембр, регистр, музыкальный инструментарий. Введение в язык музыки как знаковой системы (где звук-нота выступает в одном ряду с буквой и цифрой).
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Контрольные и диагностические материалы |
I | «Истоки возникновения музыки» | 7 | Обобщение темы «Истоки возникновения музыки» |
II | «Содержание музыки» | 14 | Урок-концерт |
III | «Язык музыки» | 8 | Творческое задание |
Всего уроков за год: 29 урока |
2 класс
- «Всеобщее в жизни и в музыке» Всеобщие эмоционально-образные сферы музыки — песенность, танцевальность, маршевость как состояния природы, человека, искусства.
Взаимодействие явлений жизни и музыки — попытка проникновения в процесс превращения обыденного в художественное. Выразительные и изобразительные возможности музыки в раскрытии внутреннего мира человека
- «Музыка- искусство интонируемого смысла» Интонация как феномен человеческой речи и музыки. Интонационное многообразие музыки: различение и классификация интонаций как по жанровым истокам, так и по эмоционально-образному содержанию. Интонация как особый тон произнесения музыки: особенность художественного высказывания — возвышенность, благородство интонирования. Интонация как интерпретация музыки: исполнительское прочтение авторского «интонационного замысла». Интонация — «звукокомплекс», выступающий как единство содержания и формы, единство выразительного и изобразительного
- Жизнь художественного образа. «Тема» и «развитие» «Тема» — одно из основных понятий музыки, единство жизненного содержания и его интонационного воплощения. «Развитие» как отражение сложности жизни, внутреннего богатства и многообразия проявлений человеческих чувств; как процесс взаимодействия музыкальных образов (тем), образных сфер (частей) на основе тождества и контраста, сходства и различия
- «Развитие как становление художественной формы» Форма (построение) музыки как процесс закономерной организации всего комплекса музыкальных средств для выражения содержания. Исторически сложившиеся музыкальные формы — двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации.
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Контрольные и диагностические материалы |
I | «Всеобщее в жизни и в музыке» | 8 | Обобщение темы « Всеобщее в жизни и в музыке» |
II | «Музыка-искусство интонируемого смысла» | 8 | Обобщение темы «Музыка-искусство интонируемого смысла» |
III | «Тема» и «Развитие» - жизнь художественного образа | 10 | Обобщение темы «Развитие» - жизнь художественного образа» |
IV | «Развитие как становление художественной формы» | 8 | Творческое задание |
Всего уроков за год: 34 урока |
3 класс
- Характерные черты русской музыки.Введение: интонационно-образный язык музыки М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского (музыкальные портреты).Понятия «русская» и «российская» музыка – различное и общее. Различное: яркая многоголосная ткань Юга России, холодноватая скромная «вязь» Севера, особенная лихость, сила и стройность казачьей песни и «многоголосица» других музыкальных культур внутри России. Общее – интонационные корни.
- «Народное музыкальное творчество-«энциклопедия» русской интонационности.Обрядо-вость как сущность русского фольклора. Своеобразие героики в народном былинном эпосе. Знаменный распев. Протяжная песня как особый интонационный склад русской музыки. Частушки и страдания. Танцевальные жанры. Инструментальные плясовые наигрыши.
- Истоки русского классического романса. Интонационная сфера городского музицирования: взаимодействие крестьянской песни и городского солонского романса, городская лирика (популярная), старинный романс.
- Композиторская музыка для церкви.
- Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре. Обработки народных песен. Переосмысление интонационной сферы русской песенности в творчестве композиторов: два пути –точное цитирование и сочинение музыки в народном духе.
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Контрольные и диагностические материалы |
I | «Характерные черты русской музыки | 8 | Обобщающий урок «Характерные черты русской музыки» |
II | «Народное музыкальное творчество-«энциклопедия» русской интонационности. | 12 | Обобщающий урок: «Связь народной и композиторской Музыки». |
III | Истоки русского классического романса. | 5 | Урок-исследование: «Взаимодействие музыки городского музицирования» |
IV | Композиторская музыка для церкви. | 3 | |
V | Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре. | 6 | Творческое задание |
Всего уроков за год: 34 урока |
4 класс
- «Многоцветие музыкальной картины мира» Знакомство с музыкальной речью стран мира: Германии, Польши, Венгрии, Испании, Норвегии, США. Специфика музыкального высказывания. Взаимосвязь музыкального языка и фонетического звучания национальной разговорной речи. Соотнесение особенностей западноевропейской музыки со славянскими корнями русской музыки.
- «Музыка мира сквозь «призму» русской классики» Роль восточных мотивов в становлении русской музыкальной классики. Музыкальное «путешествие» русских классиков в Италию и Испанию, Японию и Украину. «Русское» как характерное – через взаимодействие музыкальных культур, через выведение интонационного общего и частного, традиционного и специфического.
- «Музыкальное общение без границ» Знакомства с музыкой ближнего зарубежья – Белоруссии, Украины, Молдовы, Казахстана, стран Балтии и др.общее и различное. Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур. Бах, Моцарт, Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, Дебюсси. «Музыкальный салон» как форма музыкального представления.
- «Искусство слышать музыку» Восприятие произведений крупной формы как критерий сформированности музыкальной культуры человека. Обобщение проблематики начальной школы от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии.
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Контрольные и диагностические материалы |
I | «Многоцветие музыкальной картины мира» | 8 | «Многоцветие музыкальной картины мира» (обобщение) |
II | «Музыка мира сквозь «призму» русской классики» | 8 | Интонационные особенности народной музыки в творчестве композиторов. (обобщение) |
III | «Музыкальное общение без границ» | 10 | Музыкальное общение без границ (обобщение) |
IV | «Искусство слышать музыку» | 8 | Творческое задание «За семью печатями» (обобщение). |
Всего уроков за год: 34 урока |
2. Результаты изучения учебного предмета:
Личностные УУД
-Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-Эмпатия, как понимание чувств и сопереживание;
-Воспитывать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;
-Проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
-Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
-Понимание единства деятельности композитор, исполнителя, слушателя;
-Углубление понимания социальных функций музыки в жизни современных людей;
-Понимание жизненного содержания народной, религиозной классической и современной музыки на основе эмоционального и осознанного отношения к разнообразным явлениям музыкальной культуры своего региона, России, мира, знаний о музыке и музыкантах, музицирования, участия в исследовательских проектах.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
-Принимать и сохранять учебную задачу;
-Уметь опираться на имеющий жизненно-музыкальный опыт в процессе знакомства с новыми музыкальными произведениями;
-Планировать собственные действия в процессе исполнения музыки;
-Прогнозировать результаты музыкальной деятельности (качество музицирования, коррекция недостатков исполнения);
-Уметь оценивать воздействия музыкального сочинения на собственные чувства и мысли, ощущения /переживания/ других слушателей.
-Расширение представлений о музыкальном языке произведений духовного содержания в профессиональной композиторской музыке;
-Оценивание собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников.
- Овладение умениями интонационно – образного анализа музыкального произведения;
-Понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия;
Познавательные УУД
-Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека.
-размышлять над образами музыкального произведении;
-Усваивание элементов музыкального языка как средства создания музыкальных образов;
-Овладение первичными умениями анализа музыкальных сочинений;
-Осмысление знаковых (элементы нотной грамоты) и символических (различные типы интонаций) средств выразительности музыки;
-Формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству и музыкальным занятиям, позитивного эмоционального отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности;
-Осмысление знаково-символических элементов музыки;
-Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
-Наличие устойчивых представлений о музыкальном языке произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки;
-Выполнение действий творческого, поискового, исследовательского характера (включая выполнение заданий в рабочих тетрадях, поиск информации в сети Интернет с помощью родителей).
Коммукативные УУД
-Выражать своё отношение к музыкальному произведению.
-Умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем, создателями музыкальных сочинений в процессе размышлений о музыке;
-Умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме («эмоциональный словарь»);
освоение способов взаимодействия в коллективной, групповой, работе в паре при восприятии и исполнении музыки;
-Осуществление контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективном музицировании;
-Совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной деятельности;
-Совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины, толерантности к культуре других стран и народов.
Предметные результаты: отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
-развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
-развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
-общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
-представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
-умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
-умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной;
-понимать содержание, интонационно образный смысл произведений разных жанров и стилей;
-использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
-готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
-участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
Планируемые результаты изучения музыки за курс 1 класса
Ученик научится:
- выявлять жанровое начало (песня, танец, марш) как способ передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире;
- ориентироваться в многообразии музыкальных жанров (опера, балет, симфония и пр.);
- различать характер музыки, ее динамические, регистровые, тембровые, метро-ритмические, интонационные особеннос ти;
- применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, сочинении и импровизации, художественном движении).
Ученик получит возможность научиться:
- проявлять готовность увлеченно и живо «впитывать» музыкальные впечатления, воспринимать музыкальные произведения;
- проявлять способность к размышлению об истоках происхождения музыки;
- знать о способности и способах (голосом, игрой на музыкальных инструментах, движением) воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека.
Планируемые результаты изучения музыки за курс 2 класса
Ученик научится:
- определять жанровые признаки;
- характеризовать интонации по эмоционально-образному строю — лирические, драматические, трагические, комические, возвышенные, героические и др.;
- называть запомнившиеся формы музыки;
- определять автора и название музыкального произведения по характерным интонациям (например, Бетховен - Пятая симфония, Григ - «Пер Гюнт», Чайковский - Четвертая симфония) и напеть, продирижировать главные мотивы мелодии;
- делиться своими впечатлениями о музыке и выражать их в рисунках, игре на инструментах, пением, танцевальным движением;
- проявлять готовность к самостоятельным творческим пробам (поиск своей музыкальной интонации к поэтическому тексту, образной ситуации, к характеристике персонажа, создание элементарного аккомпанемента и пр.).
Ученик получит возможность научиться:
- проявлять устойчивый интерес к музыке;
- проявлять готовность «исследовать» композиторский замысел в процессе восприятия интонационного богатства музыкального произведения;
- приобретать навыки слушательской культуры.
Планируемые результаты изучения музыки за курс 3 класса
Ученик научится:
- выделять интонационно-стилевые особенности народной музыкальной культуры;
- сравнивать народную и профессиональную музыку;
- свободно и непринужденно, проявляя творческую инициативу, самостоятельно запеть (начать в качестве запевалы), завести игру, начать танец и пр.;
- узнавать произведения, называть русских композиторов, называть их имена (в соответствии с программой);
- приводить примеры использования русскими классиками образцов фольклора;
- различать на слух народную музыку и музыку, сочиненную композиторами в «народном духе».
Ученик получит возможность научиться:
- проявлять интерес к русскому обрядовому пласту фольклора, понимание синкретики народного творчества;
- воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.
Планируемые результаты изучения музыки за курс 4 класса
Выпускники начальной школы научатся:
- проявлять устойчивый интерес к музыке и музыкальным занятиям; выражать свое отношение к музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике;
- выразительно исполнять песни, владея певческими умениями и навыкам (координация слуха и голоса, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания, дикции, артикуляции); петь а капелла (соло, в хоре, ансамбле и др.);
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
- разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях; знать песенный репертуар класса, участвовать в концертном исполнении;
- эмоционально откликаться на музыку разного характера с помощью простейших движений, пластического интонирования; создавать пластические этюды;
- владеть навыками «свободного дирижирования»;
- владеть навыками элементарного музицирования на детских инструментах;
- понимать элементы музыкальной грамоты как средства осознания музыкальной речи;
- эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной;
- понимать содержание, интонационно-образный смысл простейших произведений (песня, танец, марш) и произведений более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония);
- высказывать личные впечатления от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
- анализировать содержание, форму, музыкальный язык произведений разных жанров;
- импровизировать (речевые, вокальные, ритмические, инструментальные, пластические, художественные импровизации);
- иметь представление о музыке разных народов, стилей, композиторов;
- сопоставлять особенности их языка, узнавать творческий почерк русских и зарубежных композиторов;
- выявлять характерные особенности русской музыки (народной и профессиональной) в сопоставлении с музыкой других народов и стран;
- понимать значение триединства музыкальной деятельности композитора, исполнителя, слушателя;
Выпускник получит возможность научится:
- Понимать особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр); личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
- Формировать основы музыкальной культуры, развить художественный вкус и интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности
- Воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности.
- Ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России.
- Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки.
- Ориентироваться в многообразии музыкальных жанров (опера, балет, симфония и пр.), сопоставлять
- Различать музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.
- Научиться различать динамику, регистр, темп, тембр, лад, регистр. Определять метроритмические и интонационные особенности.
- Называть композиторов, их имена (в соответствии с программой).
- Проявлять общую осведомленность о музыке, способность ориентироваться в музыкальных явлениях.
3. Календарно-тематическое планирование
3.1 Календарно-тематическое планирование уроков в 1 классе
вторник
№ | Дата | Тема урока | Кол. часов | Характеристика деятельность учащихся | Примечание | ||
по плану | факти-чески | Предметные | Метапредметные | ||||
Истоки возникновения музыки 7 часов | |||||||
1 | 7.09 | Образ музыки Три кита в музыке «Песня,танец, марш» | 1 | -Уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности. -Уметь определять на слух основные жанры музыки. -знать автора, название, текст изученного произведения -знать об истоках происхождения музыки; -уметь различать характер музыки, определять и сравнивать характер музыки, настроение; -участвовать в коллективном пении; -знать смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель. | Личностные УУД -Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетич-ого; Регулятивные УУД -Принимать и сохранять учебную задачу. -Уметь опираться на имеющий жизненно-музыкальный опыт в процессе знакомства с новыми музыкальными произведениями; Познавательные УУД -Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. Коммукативные УУД -Выражать своё отношение к музыкальному произведению. | ||
2 | 21.09 | Образ музыканта | 1 | ||||
3 | 5.10 | Рождение песни | 1 | ||||
4 | 19.10 | Путешествие в мир танца | 1 | ||||
5 | 9.11 | Маршевый порядок | 1 | ||||
6 | 16.11 | Музыка вокруг нас. | 1 | ||||
7 | 23.12 | Урок обобщения «Истоки возникновения музыки» | 1 | ||||
Содержание музыки 14 часов | |||||||
8 | 30.12 | Содержание музыки | 1 | -Уметь определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях (темп, ритм). -Узнавать изученные музыкальные произведения. -Уметь узнавать изученные муз. произведения и называть имена из авторов. -Уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности -Знать смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель -Уметь определять на слух основные жанры музыки: настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях. -Уметь выявлять жанровое начало; -Знать смысл понятия «музыкальный театр». -Уметь ориентироваться в многообразии музыкальных жанров. -Знать об истоках происхождения музыки; -Уметь различать характер музыки, определять и сравнивать характер музыки, настроение. -Знать образцы муз. фольклора, народные музыкальные традиции родного края. -Уметь ориентироваться в многообразии музыкальных жанров. | Личностные УУД -Эмпатия, как понимание чувств и сопереживание. -Воспитывать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной культурой. Регулятивные УУД -Планировать собственные действия в процессе исполнения музыки; -Прогнозировать результаты музыкальной деятельности (качество музицирования, коррекция недостатков исполнения); Познавательные УУД -Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслейчеловека. Коммуникативные УУД -Выражать своё отношение к музыкальному произведению. | ||
9 | 7.12 | Можно ли, слушая музыку, «видеть» ее? | 1 | ||||
10 | 14.11 | Каждый композитор – художник. | 1 | ||||
11 | 21.12 | Играем обычный день. (О чем расска-зывает музыка) | 1 | ||||
12 | 28.12 | Движение в музыке | 1 | ||||
13 | 11.01 | «Существует ли в музыке чистая изобразительность?" | 1 | ||||
14 | 18.01 | Формы бытования музыки. | 1 | ||||
15 | 25.01 | Рождение музыкальной формы. | 1 | ||||
16 | 1.02 каник | 8.02 | Путешествие в оперу | 1 | |||
17 | 15.02 | В музыкальном театре балет | 1 | ||||
18 | 22.02 | Идем в театр | 1 | ||||
19 | 1.03 | Музыкальный театр. Урок -путешествие в оперу Н.А. Римского -Корсакова «Снегурочка» | 1 | ||||
20 | 11.03 | Идём в театр. Опера Н.А. Римского Корсакова «Снегурочка» | 1 | ||||
21 | 15.03 | Рассуждаем о «чудесах» в музыке и жизни (Весна, как символ новой жизни, как настоящее чудо) | 1 | ||||
Язык музыки 8 часов | |||||||
22 | 22.03 | Введение в проблему становления языка музыки | 1 | -Уметь выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы. -Уметь применять элементы муз. речи в различных видах творческой деятельности. -Знать названия жанров и форм музыки; автора, название, текст изученного произведения. -Знать о способности и способах воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека; - знать о способности и способах воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека. | Личностные УУД -Проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. -Воспитывать чувства прекрасного и эстетичекого. Регулятивные УУД -Принимать и сохранять учебную задачу. -Планировать собственные действия в процессе исполнения музыки; -Уметь оценивать воздействия музыкального сочинения на собственные чувства и мысли, ощущения /переживания/ других слушателей. Познавательные УУД -Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека: -размышлять над образами музыкального произведения -Эстетически откликаться на музыкальное искусство. Коммуникативные УУД -Выражать своё отношение к музыкальному произведению. | Презентация «Музыкальный язык | |
23 | 5.04 | «Язык музыки» средства муз. вырази-тельности— их роль в создании неповторимости художественного образа музыкаль-го сочинения. | 1 | ||||
24 | 12.04 | Хочу быть композитором | 1 | ||||
25 | 19.04 | Симфонический оркестр | |||||
26 | 26.04 | С.С. Прокофьев Симфоническая сказка «Петя и волк» | 1 | ||||
27 | 17.05 | Язык музыки.Сказочные образы в музыке | 1 | ||||
28 | 24.05 | Легко ли стать музыкантом? | 1 | ||||
29 | 31.05 | Обобщение тем года творческое задание «Пусть музыка звучит и не смолкает» | 1 |
3.2 Календарно-тематическое планирование уроков во 2 классе
вторник
№ | Дата | Тема урока | Кол. часов | Характеристика деятельность учащихся | Примечание | ||
по плану | факти-чески | Предметные | Метапредметные | ||||
Всеобщее в жизни и в музыке 8 часов | |||||||
1 | 7.09 | Всеобщие эмоционально-образные сферы музыки — песенность, танцевальность, маршевость. | 1 | -Различать в произведениях искусства песенность, танцевальность, маршевость и выделять эти свойства в жизни природы и человека; -Знать автора, название, текст изученного произведения -Знать об истоках происхождения музыки; -уметь различать характер музыки, определять и сравнивать характер музыки, настроение. - уметь определять на слух основные жанры музыки; -участвовать в коллективном пении. | Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического; Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: -размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека Коммуникативные: - выражать своё отношение к музыкальному произведению. | ||
2 | 14.09 | Песенность в музыке. | 1 | ||||
3 | 21.09 | Танцевальность как состояние природы , человека и искусства. Два полонеза. | 1 | ||||
4 | 28.09 | Маршевость как состояние природы человека и искуссства. | 1 | ||||
5 | 5.10 | Природа и музыка. Утро. | 1 | ||||
6 | 12.10 | Человек и музыка. Сольвейг. | 1 | ||||
7 | 19.10 | Искусство и музыка. Легко ли стать человеком исскуства.(1) | 1 | ||||
8 | 26.10 | Урок обобщение Воплощение в музыке сложности, богатства внутреннего мира. | 1 | ||||
Музыка-искусство интонируемого смысла 8 часов | |||||||
9 | 9.11 | Все растет, все изменяется | 1 | -Различать на слух и исполнять интонации, характерные для музыкально -художественных образов произведений разных форм и жанров; -уметь определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях; -узнавать изученные музыкальные произведения; -уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности; -знать названия жанров и форм музыки; автора, название, текст изученного произведения. | Личностные УУД -понимание единства деятельности композитор, исполнитель, слушатель. Регулятивные УУД -узнавать изученные произведения и их авторов, сравнивать их характер, Познавательные УУД -расширение представлений о музыкальном языке произведений духовного содержания в профессиональной композиторской музыке; - Овладение умениями интонационно – образного анализа музыкального произведения. Коммукативные УУД участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности. | ||
10 | 16.11 | Интонация.А.Барто и С.Прокофьев «Болтунья» | 1 | ||||
11 | 23.11 | Логические ударения, знаки препинания, музыкальность. | 1 | ||||
12 | 30.11 | Звуки человеческой речи делаются музыкой Цикл «Детская» М.Мусоргского. | 1 | ||||
13 | 7.12 | М.П.Мусоргский цикл «Детская» (твор-я мастерская) | 1 | ||||
14 | 14.12 | «Интонация» М.П Мусоргский опера «Борис Годунов» | 1 | ||||
15 | 21.12 | О чем говорит и что выражает музыка? | 1 | ||||
16 | 28.12 | Урок обобщение. Музыка-искусство интонируемого смысла | 1 | ||||
«Тема» и «Развитие»- жизнь художественного образа 10 часов | |||||||
17 | 11.01 | «Тема» — одно из основных понятий музыки, единство жизненного содержания и его интонационного воплощения. | 1 | -Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость; -пониматьстепень значения роли музыки в жизни человека; -Размышлять о всеобщности развития в жизни и музыке: «всё течёт, всё изменяется»; -уметь выявлять жанровое начало; -знать смысл понятия «музыкальный театр»; -уметь ориентироваться в многообразии музыкальных жанров; | Личностные УУД -Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -Участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты; Регулятивные УУД -приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере прослушанной музыки, сравнивать характер,настроение и средства муз. выразительности. Познавательные УУД -расширение представлений о муз. языке произведений духовного содержания в профес-сиональной композиторской музыке. - Овладение умениями интонационно – образного анализа музыкального произведения. Коммукативные УУД -формирование учебного сотрудничества внутри класса, работа в группах и всем классом. | ||
18 | 18.01 | Диалектичность понятия «музыка-льная тема». Фрагмент из симфонии №5 3 часть Бетховен | 1 | ||||
19 | 25.01 | «Развитие» как отражение сложности жизни. | 1 | ||||
20 | 1.02 | «Развитие» как отражение сложности жизни.Как сказали, Иван-то грозен (русская народная песня) | 1 | ||||
21 | 8.02 | Развитие»как отражение Внутреннего богатства и многообразия проявлений человеческих чувств.опера «Жизнь за царя» Глинка | 1 | ||||
22 | 15.02 | Развитие»как отражение Внутреннего богатства и многообразия проявлений человеческих чувств. опера «Жизнь за царя» Глинка | 1 | ||||
23 | 22.02 | Развитие» как процесс взаимо-действия музыкальных образов (тем), образных сфер (частей) на основе тождества и контраста (Б.В.Астафьев).Снег идет (Свирид. Снег идет (Т.С.Никитины) | 1 | ||||
24 | 1.03 | «Развитие» как процесс взаимодействия музыкальных образов (тем), образных сфер (частей) на основе тождества и контраста. Хор из оперы «Жизнь за царя» Глинка | 1 | ||||
25 | 11.03 | Итоговый урок-«Развитие» как процесс взаимодействия музыкальных образов (тем), образных сфер (частей)сходства и различия | 1 | ||||
26 | 15.03 | Музыка родного края | |||||
«Развитие как становление художественной формы» 8 часов | |||||||
27 | 22.03 | Форма (построение) музыки какпроцесс закономерной организации всего комплекса музыкальных средств для выражения содержания. | 1 | -Определять на слух простые формы звучащей музыки – двухчастной, трёхчастной, рондо, вариации; -Размышлять о всеобщности развития в жизни и музыке: «всё течёт, всё изменяется»; -уметь выявлять жанровое начало; - знать о способности и способах воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека -Выявлять формы для восприятия логического развития музыкальной мысли. | Личностные УУД - Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки, Регулятивные УУД -планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, оценка своей музыкально-творческой деятельности. Познавательные УУД -формирование интереса к музыкальным занятиям и, позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности. Коммукативные УУД -передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы, владеть умениями совместной деятельности. | ||
28 | 5.04 | Двучастная музы-кальная форма. | 1 | ||||
29 | 12.04 | Трёхчастная музыкальная форма. | 1 | ||||
30 | 19.04 | Форма вариаций в музыке | 1 | ||||
31 | 26.04 | Форма рондо в музыке | 1 | ||||
32 | 7.05 | Куплетная форма. | 1 | ||||
33 | 24.05 | Обобщение темы четверти творческое задание Снять свой рисованный фильм по любимому произведению или песни | 1 | ||||
34 | 31.05 | Обобщение тем, пройденных в течение года. | 1 |
3.3 Календарно-тематическое планирование уроков в 3 классе
Вторник
№ | Дата | Тема урока | Кол. часов | Характеристика деятельность учащихся | Примечание | ||
по плану | факти-чески | Предметные | Метапредметные | ||||
Характерные черты русской музыки 8 часов | |||||||
1 | 7.09 | Композиторская и народная музыка. | 1 | -Размышлять обобщих интонационных корнях профессиональной музыки и народного творчества; -узнавать по характерным чертам жанры многонационального российского творчества (песни, былины, попевки, инструме-нтальные найгрыши и т.д) -уметь выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы; - определять на слух основные жанры музыки; -знать об истоках происхождения музыки; -уметь различать характер музыки, определять и сравнивать характер музыки, настроение. | Личностные УУД: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического; Регулятивные УУД: -принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные УУД: -размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека Коммуникативные УУД: - выражать своё отношение к музыкальному произведению | ||
2 | 14.09 | Собирание и сохранение народного музыкального творчества. | 1 | ||||
3 | 21.09 | Древнейшие музыкальные инструменты. | 1 | ||||
4 | 28.09 | Мировая слава русской классической музыки. Форма рондо в произведениях классиков. | 1 | ||||
5 | 5.10 | Интонационно-образный язык музыки русских композиторовМ.И.Глинка, П.И.Чайковский, М.П.Мусоргский (муз. портреты) | 1 | ||||
6 | 12.10 | Музыкальная культура России. Едем на Север. | 1 | ||||
7 | 19.10 | Музыкальная культура России. Едем на Юг. | 1 | ||||
8 | 26.10 | Обобщающий урок «Характерные черты русской музыки | 1 | ||||
Народное музыкальное творчество - «энциклопедия» русской интонационности 12 часов | |||||||
9 | 9.11 | Мелодизм, напевность народной песни. | 1 | -Различать и выявлять выражение в русской музыке специфических чертах характера. -Разучивать и исполнять былинные напевы, народные песни разных жанров, частушки и страдания. -Разыгрывать народные обряды, используя народные инструменты. -уметь выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы; - определять на слух основные жанры музыки; -знать об истоках происхождения музыки; -уметь различать характер музыки, определять и сравнивать характер музыки, настроение. | Личностные УУД: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - ценить отечественные, народные музыкальные традиции - чувства прекрасного и эстетического; Регулятивные УУД: -принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные УУД: -размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека -сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки; Коммуникативные УУД: - выражать своё отношение к музыкальному произведению. | ||
10 | 16.11 | Жанры народной песни. | 1 | ||||
11 | 23.11 | Исторические песни и былинный эпос. | 1 | ||||
12 | 30.11 | Героико-патриотическая тематика р.н.п. | 1 | ||||
13 | 7.12 | Лирические песни | 1 | ||||
14 | 14.12 | Походные песни | 1 | ||||
15 | 21.12 | Календарные песни. | 1 | ||||
16 | 28.12 | Частушки и страдания | 1 | ||||
17 | 11.01 | Инструментальные плясовые наигрыши | 1 | ||||
18 | 18.01 | Музыка родного края. Хакасия. | 1 | ||||
19 | 25.01 | Путешествие по страницам русской музыки | 1 | ||||
20 | 1.02 | Обобщающий урок: Связь народной и композиторской музыки. | 1 | ||||
Истоки русского классического романса 6 часов | |||||||
21 | 8.02 | Русский романс. | 1 | -Сравнивать народные песни и примеры композиторской интерпретации вокального народного творчества; -различать интонационную сферу городского салонного романса и классического (А. Гурелёв, А. Алябьев, А. Варламов); -уметь определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях; -узнавать изученные музыкальные произведения; -уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности | Личностные УУД: -эмпатия, как понимание чувств и сопереживание; -чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной культурой; Регулятивные УУД: -принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные УУД: -размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека Коммуникативные УУД: - выражать своё отношение к музыкальному произведению. | ||
22 | 15.02 | Интонационная сфера городского музицирования Городская лирика | 1 | ||||
23 | 22.02 | Крестьянская песня и городской салонный романс | 1 | ||||
24 | 1.03 | Городская лирика и старинный романс | 1 | ||||
25 | 11.03 | Урок-исследование Взаимодействие музыки городского музицирования | 1 | ||||
Композиторская музыка для церкви 2часа | |||||||
26 | 15.03 | Музыка для церкви как часть культуры России. Заочная экскурсия. | 1 | -Размышлять о роли музыки в церкви. -Различать интонационно мелодические особенности духовной музыки | Личностные УУД - Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; эмоционально откликаться и выражать своё отношение к церковной музыке. Регулятивные УУД -воспитание любви к музыке ,осознать вклад композиторов – классиков в музыкальную культуру страны. Познавательные УУД -интерес к церковному музыкальному искусству. Как способу познания мира. Коммукативные УУД -планирование учебного сотрудничеств, работа в группах и в сотрудничестве с учителем. | ||
27 | 22.04 | Композиторская музыка для церкви. Колокольный звон Росии | |||||
28 | 5.04 | Композиторская музыка для церкви | 1 | ||||
Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре - 6ч | |||||||
29 | 12.04 | Народная музыка в классике. | 1 | -Различать на слух народную музыку и музыку сочинённую композиторами в народном стиле. -уметь проследить и объяснить в народной музыке зависимость комплекса выразительных средств от содержания мировоззрения русского человека, воспроизводимого конкретного чувства, черты характера.. -стараться в исполнении народной музыке -воспроизводить специфику устной традиции. | Личностные УУД познание разнообразных явлений окружающей действительности – отношение человека к Родине, природе, к людям, их обычаям, традициям. Регулятивные УУД анализировать художественно – образное содержание ,музыкальный язык произведений мирового муз. искусства. Познавательные УУД выявлять особенности развития музыкальных образов. Определять музыкальные и речевые интонации. Коммукативные УУД воспитание уважения к культурным традициям своего народа и страны. | ||
30 | 19.04 | Интонационные особенности народной музыки в творчестве композиторов | 1 | ||||
31 | 26.04 | Картины народной жизни в музыке композиторов | 1 | ||||
32 | 7.05 | Русская сказка в произведениях композиторов | 1 | ||||
33 | 24.05 | Общее и различное в народной и профессиональной музыке | 1 | ||||
34 | 31.05 | Урок-обобщение Величие России в музыке русских классиков. (презен) | 1 |
3.4 Календарно-тематическое планирование уроков в 4 классах
среда
№ | Дата | Тема урока | Кол. часов | Характеристика деятельность учащихся | Примечание | ||||
по плану | факти-чески | Предметные | Метапредметные | ||||||
«Многоцветие музыкальной картины мира» 8 часов | |||||||||
1 | 8.09 | Музыка стран мира. Картины народнй жизни в музыке композиторов | 1 | -Определять характер, настроение, жанровую основу музыкальных произведений; -уметь выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы; - определять на слух основные жанры музыки -определять автора и название музыкального произведения по характерным интонациям; -различать жанры народных песен – колыбельные, плясовые, их характерные особенности; | Личностные УУД -познание разнообразных явлений окружающей действительности – отношение человека к Родине, природе, к людям, их обычаям, традициям. Регулятивные УУД -анализировать художественно – образное содержание ,музыкальный язык произведений мирового муз. искусства. Познавательные УУД -выявлять особенности развития музыкальных образов. Определять музыкальные и речевые интонации. Коммукативные УУД -воспитание уважения к культурным традициям своего народа и страны. | ||||
2 | 15.09 | Музыка западно-европейских стран.Знакомство с музыкальной речью стран мира: Германии, Польши, Венгрии. | 1 | ||||||
3 | 22.09 | Музыка западно-европейских стран.Знакомство с музыкальной речью стран мира: Германии, Польши, Венгрии | 1 | ||||||
4 | 29.09 | Музыка средиземноморья.Знакомство с «музы-кальной партитурой мира» через музыку Испании, Италии, Норвегии,США. | 1 | ||||||
5 | 6.10 | Колыбельные песни разных стран. | 1 | ||||||
6 | 13.10 | Интонационные черты танцевальной музыки мира. Джаз и его всемирно- историческое значение для музыкальной культуры планеты. | 1 | ||||||
7 | 20.10 | Танцевальная музыка народов мира. | |||||||
8 | 27.10 | Урок обобщения: «Многоцветие музыкальной картины мира» | 1 | ||||||
«Музыка мира сквозь «призму» русской классики» 8 часов | |||||||||
9 | 10.11 | Композитор и его стиль. Музыка различных жанров. Общее и различное в народной и профессиональной музыке | 1 | -Определять жанровые признаки; -участвовать в коллективном пении, исполнение ритма, изображение звуковысотности мелодии движением рук; -ценить отечественные народные музыкальные традиции; -уметь определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях; -узнавать изученные музыкальные произведения; -уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности. | Личностные УУД -формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы, Регулятивные УУД -анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии; Познавательные УУД -размышлять об общих интонационных корнях профессиональной музыки и народного творчества Коммукативные УУД -передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы, владеть умениями совместной деятельности. | ||||
10 | 17.11 | Восточные мотивы в русской классике Русская сказка в произведениях композиторов Истоки обращения русских композиторов к музыке Востока. Н.А.Римский-Корсаков. «Шехерезада», «Хор половецких девушек» из оперы А.П.Бородина «Князь Игорь», «Песня индийского гостя» и др | 1 | ||||||
11 | 24.11 | Мелодика Италии в произведениях П.И.Чайковского. | 1 | ||||||
12 | 1.12 | Музыкальное «путешествие»русских компо-зиторов в Италию Мелодика Италии в произведениях П.И.Чайковского, С.С. Прокофьева | 1 | ||||||
13 | 8.12 | Тема японской песни в произ-ях Д.Б.Кабалевского. Д.Б.Кабалевский. Вариации на японскую песню «Вишенка | 1 | ||||||
14 | 15.12 | Музыка родного края в произве-дениях хакасских композиторов | 1 | ||||||
15 | 22.12 | Интонационные особенности наро-дной музыки в творчестве компо-зиторов. А.И.Хачатурян «Колыбельная», «Русская пляска | 1 | ||||||
16 | 29.12 | Обобщающий урок Интонационные особенности народной музыки в творчестве композиторов. | 1 | ||||||
«Музыкальное общение без границ» 10 часов | |||||||||
17 | 12.01 | Вариации на тему славянских песен «Камаринская» и «Вариации на русскую тему» Л. Ванн Бетховена; | 1 | -Ориентироваться в музыкально- поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора разных стран, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки; -знать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции, праздники – разных народов мира; -уметь определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности; -уметь ориентироваться в многообразии музыкальных жанров. | Личностные УУД - ценить отечественные, народные музыкальные традиции Регулятивные УУД -принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные УУД -сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки; Коммуникативные УУД - выражать своё отношение к музыкальному произведению | ||||
18 | 19.01 | Знакомство с музыкой ближнего зарубежья Музыка Украины и Белоруссии. | 1 | ||||||
19 | 26.01 | Знакомство с музыкой ближнего зарубежья Музыка Молдовы, Казахстана, стран Балтии, Кавказа и др | 1 | ||||||
20 | 2.02 | Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур. И.С. Бах. | 1 | ||||||
21 | 9.02 | Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культурВ.А.Моцарт | 1 | ||||||
22 | 16.02 | Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур. Ф.Шуберт. | 1 | ||||||
23 | 2.03 | Выдающиеся представители зарубежных национальных муз. культур. Р.Шуман. | 1 | ||||||
24 | 9.03 | Выдающиеся представители зарубежных национальных муз. культур. Ф. Шопен. | 1 | ||||||
25 | 16.03 | Выдающиеся представители зарубежных национальных муз. культур. Ференц Лист. Ашиль Клод Дебюсси. | 1 | ||||||
26 | 23.03 | «Музыкальное общение без границ | 1 | ||||||
«Искусство слышать музыку» 8 часов | |||||||||
27 | 6.04 | Композитор, поэт, исполнитель.Фортепианный концерт Э.Грига | 1 | -Внимательно слушатьмузыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах; -Узнавать изученные музыкальные произведения, выказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям. -уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности | Личностные УУД -Развивать духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов. Регулятивные УУД -анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии; Познавательные УУД -выявлять особенности развития музыкальных образов. Коммукативные УУД -способность вести диалог. | ||||
28 | 13.04 | Симфонический оркестр и дирижёр. Симфония. Третья симфония («Героическая»)Людвиг .ван Бетховена. | 1 | ||||||
29 | 20.04 | Инструментальная музыка.Органная токката и оруга ре минор И.-С.Баха | 1 | ||||||
30 | 27.04 | Вокальная музыка. Музыкальные произведения разных форм и жанров. | 1 | ||||||
31 | 4.05 | Концерт. И.-С.Бах Концерт ре-минор (1 часть) | 1 | ||||||
32 | 11.05 | Симфония. Четвертая симфония П.И.Чайковского | 1 | ||||||
33 | 18.05 | Опера. Балет. Опера М.П.Мусоргского «Борис Годунов» | 1 | ||||||
34 | 25.05 | Обобщающий урок «За семью печатями» Творческое задание (защита) | 1 |
4 . Список используемой литературы.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
- «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г. 3. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г
- Примерная программа начального общего образования по музыке.
- Программа «Музыка. 1-4 классы», авторы В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр; - М.: Вентана-Граф, 2012 г
- Поурочные разработки «Уроки музыки. 1-4 классы» Учебник «Музыка 1-4 класс», авторы В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр; - М.: Вентана-Граф, 2013,
- Хрестоматия с нотным материалом.
Темы примерных проектов по музыке.
1 класс
- Баю-баюшки-баю (колыбельные песни русского и хакасского народов).
- Что такое звук?
- Видение музыки через рисунок.
- "Стихи, которые поют" (песни на стихи поэта-сказочника С.Г. Козлова).
- Сказка в музыке.
- Поговорим о маме музыкой.
- класс
- «Мультипликационный фильм»
- Какие бывают марши?
- Экскурсия в мир оперы
- Сергей Прокофьев. Музыка для детей.
- «Мой музыкальный инструмент»
- «В стране музыкальных загадок»
- класс
- История одного инструмента.
- Из жизни музыкальных инструментов (клавишные, духовые, струнные, смычковые и т.д.)
- Музыкальный язык: средства музыкальной выразительности
- Ритм, темп в музыке и в других видах искусства
- Музыкальный язык: форма музыкального произведения
- «Трудовые песни в народной и композиторской музыке»
- класс
- Многокрасочность и колорит национальной музыки.
- Инструменты симфонического оркестра.
- Инструменты народного оркестра.
- Фольклорная и этническая музыка.
- Музыкальные инструменты разных стран и народов.
- Танцы, танцы, танцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 1-4 классы ФГОС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 1- 4 КЛАССОВ "ШКОЛА РОССИИ" С УЧЁТОМ ФГОС 2 ПОКОЛЕНИЯ...
рабочая программа технология 2 класс ФГОС
Тематическое планирование по ФГОС 2 класс По программе "Начальная школа XXI века"...
Рабочие программы для 2 класса (ФГОС) УМК "Школа России"
Рабочие программы даны в соответствии с требованиями ФГОС. Также разработано КТП по всем предметам....
Рабочая программа педагога 1 класс ФГОС НОО ("Школа Росии")
Предлагаю вашему вниманию рабочую программу педагога 1 классначального общего образованияФГОС – 2 НОО, УМК «Школа России»...
Рабочая программа педагога 1 класс ФГОС НОО ("Школа Росии")
Календарно-тематическое планирование по русскому языку, литературному чтению...
Рабочая программа по музыке1 класс "Школа России"ФГОС
Материал включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Составлен в соответствии с Положением о рабочей программе и авторской программы "Школа России"...
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ для 1 класса ФГОС по программе "Школа России".
Данная папка содержит рабочие программы по основным предметам для 1 класса по программе "Школа России": поянительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое план...