Тема "Проводы зимы. Встреча весны" (2 класс)
план-конспект урока по музыке (2 класс)

Леоненкова Ангелина Максимовна

Конспект по музыке. 2 класс. Тема "Проводы зимы. Встреча весны"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл provody_zimy._vstrecha_vesny._2_klass.docx36.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата: 04.01.2021

Класс: 2

База практики: МБОУ Трубчевская СОШ №1

Учитель: Андрейчикова И. В.

Студентка: Леоненкова А.М. 

Учебный предмет: Музыка

Тема: Проводы зимы. Встреча весны

Образовательная система: Школа России

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: формирование представлений о традициях и обычаях русского народа и празднике – масленица.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить детей с содержанием праздника масленица;
  2. Разучить народные песни, связанные с праздником;
  3. Учить чисто интонировать, правильно формировать звуки, петь в коллективе.

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление и творческие способности;
  2. Воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности;
  3. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного произведения и в исполнительской деятельности.
  4. Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;
  5. Воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям, прислушиваясь к мнениям других;
  6. Участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества.

Воспитательные: 

  1. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку;
  2. Создавать условия, способствующие развитию эстетического вкуса, интереса и любви к разным видам искусств;
  3. Пробуждать интерес к русскому фольклору, уважению народных обычаев.

Оборудование: презентация, слова песни

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Знакомство детей с содержанием праздника масленица;
  2. Разучивание народных песен, связанных с праздником;
  3. Учение чисто интонировать, правильно формировать звуки, петь в коллективе.

Личностные:

  1. Воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку;
  2. Создание условий, способствующих развитию эстетического вкуса, интереса и любви к разным видам искусств;
  3. Пробуждение интереса к русскому фольклору, уважения к народным обычаям.

Метапредметные:

Познавательные.

  1. Умение развивать логическое мышление и творческие способности;
  2. Умение воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности.

Регулятивные:

  1. Умение применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного произведения и в исполнительской деятельности.
  2. Умение развивать художественный вкус и интерес к музыкальному фольклору России.

Коммуникативные:

  1. Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям, прислушиваясь к мнениям других;
  2. Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества.

План урока

1. Этап мотивации

1.1. Приветствие

1.2. Проверка готовности

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

3. Этап выявления места и причины затруднения

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

4.1. Работа над темой урока

4.2. Самостоятельное формулирование цели урока учащимися

5. Этап реализации построенного проекта

5.1. Беседа о празднике - Масленица

5.2. История возникновения праздника

5.3. Физкультминутка

5.4. Беседа по стихотворению Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»

5.5. Знакомство с оперой «Снегурочка», Р. Корсаков

5.6. Разучивание песни…

6. Этап анализа произведения

7. Этап обобщения и интерпретации

8. Этап рефлексии учебной деятельности.

Сценарий урока

(Помним: 1-5 этапы - это первичный синтез; 6 этап -  анализ; 7 – вторичный синтез)

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планиру-емые результаты

1. Этап мотивации

Задача: создание условий для возникновения у уч-ся  потребности включения в УД

  1. Приветствие

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться

Будем думать, рассуждать

Можем мы урок начать

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут, Ангелина Максимовна, и сегодня урок музыки проведу у вас я.

1.2. Проверка готовности

-Ребята, на ваших столах должны лежать карандаши, белый листок и текст песни.

-У всех всё есть?

Дети приветствуют учителя, садятся за свои парты.

фронтальная

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,  подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

(прослушивание русской народной песни)

- На прошлом уроке вы уже знакомились с этой песней, и я хочу выяснить, что же вы запомнили.

- Какая музыка по настроению встретила вас в классе?

-А настроение у вас изменилось? Почему?

-Как вы думаете - кто ее сочинил эту музыку композитор или народ?

-Где чаще исполняют р.н. песни?

(на праздниках, посиделках, на гуляньях)

фронтальная

П1, Л1 ,  П.1, Л.2, Л.3,

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Нас скоро ожидает праздник, а вот какой

-Отгадайте мою загадку:

 

Всюду ярмарки, гулянья,

Веселится весь народ!

Провожают зиму, холод,

Ведь весна уж у ворот!

Всю неделю отдыхают,

Всех блинами угощают! (Масленица)

- Расскажите, пожалуйста, что вы знаете об этом празднике?

- Как и когда празднуют масленицу?

- А с какой целью празднуют масленицу?

(чтобы проводить зиму и встретить весну)

фронтальная

Пр.1, П.1,

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1. Работа над темой урока

- Как вы думаете, как будет звучать наша тема урока?

(проводы зимы, встреча весны). Слайд

- Хорошо!

4.2. Самостоятельное формулирование цели урока учащимися

- Как вы думаете, чему нам нужно сегодня научиться?

Формулируют тему урока.

Формулируют цели урока.

фронтальная

Р.1, Л.2

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: обеспечить восприятие текста, осмысление событий

5.1. Беседа о празднике - Масленица

Вот и наступает время, когда зима сходится с весной.

В деревнях и городах России устраивали проводы зимы – праздновали веселую и широкую Масленицу.

- Кто как думает, что же такое масленица?

-Масленица - древний славянский праздник.  Это - веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Слайд
-А главным угощением были -…?

-Посмотрите внимательно на слайд

- Правильно – блины.        

5.2.История возникновения праздника

- А как вы думаете, почему именно блины были символом и главным угощением этого праздника?

- На самом деле они имели особое значение: круглые, румяные, горячие, блины стали - символом солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.

-Масленица, пожалуй, была самым веселым праздником в старину. Согласно легенде, Масленица родилась на Севере, отцом ее был Мороз.

-Однажды, в самое суровое и печальное время года человек заметил ее, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. И Масленица пришла, но не той хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой бабой с румяными щеками, коварными глазами, не с улыбкой на устах, а с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась с ним плясать. Русский народ называл масленицу веселой, широкой, разгульной.

-Каких только блинов не пекли на Масленицу: ржаных, овсяных, с картошкой, с творогом. Ели их с маслом, сметаной, медом. Праздник требовал изобилия: сыр, масло, молоко, сметана, блины не должны были сходить со стола.

- Сейчас я вам прочитаю несколько поговорок, а вы скажите мне, как понимаете их?

«Не все коту масленица, а будет и Великий Пост»

(Не всегда в жизни бывает все хорошо, человека могут преследовать неудачи, так же это работает и в обратную сторону, если тебя преследуют неудачи, то совсем скоро будет что-то хорошее)

«Не житье, а масленица»

(Масленичная неделя на Руси была самой веселой в году, когда народ перед Великим постом с его строгими ограничениями "отрывался" - ел, пил, гулял, плясал до упаду. Естественно, что такое время получило устойчивую ассоциацию с бесконечным праздником. Ну, а про тех, кто этот праздник себе продлевает своим легкомыслием, бездельем, говорят именно так. То есть тот кто постоянно отдыхает и ничего не делает – сладко живет)

«На горках покататься, в блинах поваляться»

(Эта пословица в прямом смысле описывает буйство веселья и праздник живота)

-Всю неделю Масленицу славили, хвалили, а в воскресенье с ней попрощалась. Ребята, а какой обряд совершали в конце праздника?

-Для чего сжигали?

-В последний день праздника люди просили друг у друга прощения. А кто знает, как называют в народе этот день?

5.3. Физкультминутка

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем —

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

5.4. Беседа по стихотворению Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится» 

-А теперь давайте посмотрим, как говорит про конец зимы поэт Федор Иванович Тютчев.

 -Внимательно послушайте стихотворение

Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.

-Скажите, пожалуйста, какое настроение передает это стихотворение?

- Скажите, какую картину вы представили

- Ребята, а после прослушивания этого стихотворения мы сможем нарисовать то, что вы представили во время этого? Что будет в нашей картине?

5.5. Знакомство с оперой «Снегурочка», Р. Корсаков

- Ребята, у вас у всех получились прекрасные рисунки, а сейчас я хочу спросить, кто-нибудь из вас догадывается, что такое опера?

Опера –  это музыкально-театральное произведение, действующие лица которого выражают свои мысли и чувства пением. Слайд

- А сейчас я очень хочу вас познакомить с оперой Николая Андреевича Римского-Корсакова – «Снегурочка». Она состоит из 4 действий, но мы послушаем только одно.

- Но прежде чем слушать взгляните на портрет этого прекрасного композитора. Слайд

- А теперь давайте прослушаем данный отрывок оперы

- Какая музыка по характеру?

- Какие ощущения вы испытывали

5.6. Разучивание песни

-Ребята, сейчас мы с вами разучим песню о празднике – Масленица

(предварительное прослушивание песни)

-Кто-нибудь слышал эту песню раньше?

- Возьмите свои листочки с текстом и давайте споем вместе 1 куплет и т.д.

 

Ответы учащихся (учитель помогает найти нужные слова и направляет ответы учащихся).

(сжигали чучело в костре.)

(Как символ победы весны, сжигали лютую зиму.)

(Прощеное воскресенье.) 

Фронтальная

Р1, Р2, П1, Л1, Л2 , Пр.2, Л.3, П.2, К.1, К.2, Пр.3

6. Этап анализа произведения

Задача: углубление восприятия прочитанного, постижение художественной идеи.

- Что вы испытывали во время исполнения этой песни?

- Какое настроение у вас было до и после исполнения?

-Ответы учащихся

фронтальная

Л2, П2, К1, К2, Л.1

7. Этап обобщения и интерпретации

Задача: уточнение идеи произведения и  помощь в осмыслении их читательской позиции

 - С каким древним народным праздником мы с вами сегодня познакомились?

- Как праздновали Масленицу?

- Какую поговорку о масленице, вы запомнили?

- Почему именно блины были символом и главным угощением этого праздника?

(масленица)

Фронтальная

П2, П1, К1

8. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

- Какова была цель нашего урока?

- Достигли мы цели?

- Что нового узнали? С каким композитором познакомились? (Николай Андреевич Римский-Корсаков) Что было самым интересным на уроке?

- Вы сегодня очень хорошо поработали, особенно мне понравилось, как вы рассуждали, отвечали на вопросы, рисовали и пели. Спасибо за урок! До новых встреч!

Отвечают на вопросы

.

Фронтальная

Р1, К2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки «Проводы зимы, встреча весны».

Цели урока:          Обучающая: знакомство с традициями русского народного календарного года, в частности с праздником Масленица....

Сценарий праздника по мотивам русского фольклора «Проводы Зимы. Встреча Весны». Дата публикации 27.10.2015г.

Сценарий праздника по мотивам русского фольклора «Проводы Зимы. Встреча Весны»...

Конспект урока по окружающему миру на тему "В феврале зима с весной встречается впервой" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели урока: познакомить учащихся с особым положением февраля в годовом круге, с некоторыми обычаями праздников народов мира, которые приходятся на февраль и начало ...

Урок "Встреча зимы с весной" (окружающий мир. 2 класс)

Урок во 2 классе "Встреча зимы с весной". Технологическая карта и презентация....

Русские народные праздники: проводы зимы, встреча весны - урок музыки во 2 классе

Разработка урока во 2 классе по теме «Русские народные праздники: проводы зимы, встреча весны».Цель: продолжить знакомство с музыкой, посвященной праздникам русского народа...

Технологическая карта по окружающему миру "В феврале зима с весной встречаются впервой. Зимний труд" 2 класс УМК "Перспектива"

Цель деятельности учителя: формирование представления об особенностях февраля, его месте в годовом цикле; расширение представление о зимнем труде в старинное и современное время.Планируемые результаты...

Конспект урока по музыке. 2 класс. Тема: "Проводы зимы. Встреча весны. Обряды и праздники русского народа".

Конспект урока по музыке. 2 класс. Тема: "Проводы зимы. Встреча весны. Обряды и праздники русского народа"....