Технологическая карта урока "Что за прелестьэти сказки" 4 класс по программе Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Наташенкова Светлана Юрьевна

Технологическая карта урока "Что за прелестьэти сказки" с применением ассоциативно- образного мышления школьников

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Наташенкова Светлана Юрьевна, МБОУ «Средняя школа №4» г. Вязьма Смоленской области

Предмет: Музыка

Класс: 4

Раздел программы: «День, полный событий»

Урок № 3

Тема урока: «Что за прелесть эти сказки!» Три чуда

Тип урока: сообщение и усвоение новых знаний с применением технологии развивающего обучения, технологии развития ассоциативно-образного мышления школьников,информационно – коммуникационная, здоровьесберегающая.

Время проведения: 45 минут

Базовый учебник: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина - «Музыка» 4 класс

Средства обучения: оборудование - компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Что за прелесть эти сказки!» Три чуда,  звуковые колонки

Образовательные ресурсы: учебник стр. 48 – 51; иллюстрации сказок А. Пушкина; портрет Н. Римского - Корсакова; рабочая тетрадь с 14, 15

Музыкальный материал: вступление ко 2 действию оперы Н. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане…», музыкальная запись оркестровых фрагментов из оперы «Сказка о царе Салтане»

Цель урока: Создать содержательные и организационные условия для восприятия, осмысления, первичного закрепления учащимися  особенностей    воплощения  литературных образов  «Сказки о царе Салтане»  А. С. Пушкина в  опере Н. А. Римского – Корсакова

Задачи:

образовательная - формирование знаний о выразительности и изобразительности в музыке

развивающая - развитие внимания, памяти при работе с информацией, познавательного интереса к предмету, творческих способностей, образного мышления

воспитательная - формирование навыков коммуникативного общения, воспитание самостоятельности, усидчивости, целеустремленности

Планируемые результаты (предметные):

- конкретизация   знаний о средствах музыкальной выразительности, их роли в создании музыкального образа

- создание  условий  для  ознакомления  учащихся  с  особенностями интонационно - образного словаря  композитора Н. А. Римского –

Корсакова


Личностные результаты:

способствование  эмоциональному и осознанному усвоению содержания музыкального сочинения

- создание  условий  для  развития  творческого потенциала

- формирование  мотивационной  направленности  на продуктивную музыкально – творческую деятельность


Метапредметные универсальные учебные действия:


Познавательные – владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышления о музыке


Регулятивные – обобщенность действий, критичность, развитие образного мышления


Коммуникативные – оценка действий партнера в групповой деятельности, умение устанавливать причинно – следственные связи, создавать обобщения, анализировать, строить логическое рассуждение





Предмет, класс, тема

Методы обучения

Тип урока

Планируемые результаты освоения содержания урока

Личностные

Метапредметные

Предметные

Виды учебной деятельности

Система средств обучения

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Музыка

4 класс

«Что за прелесть эти сказки!» Три чуда

Сопоставление музыкальных образов и литературного произведения

наблюдение, слушание музыки, устный опрос, пластическое интонирование

Комбинированный

Способствование эмоциональному и осознанному усвоению содержания музыкального сочинения,

создание условий для развития творческого потенциала,

формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально – творческую деятельность

Владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышления о музыке

владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышления о музыке

Оценка действий партнера в групповой деятельности, умение устанавливать причинно – следственные связи, создавать обобщения, анализировать, строить логическое рассуждение

Конкретизация знаний о средствах музыкальной выразительности, их роли в создании музыкального образа,

создание  условий  для  ознакомления  учащихся  с  особенностями интонационно - образного словаря  композитора Н. А. Римского –

Корсакова

Работа в группах,

с текстом учебника,

ведение диалога, объяснение, слушание собеседника

Средства обучения: оборудование - компьютер, мультимедийный проектор, экран, синтезатор презентация «Что за прелесть эти сказки!» Три чуда

Образовательные ресурсы: учебник стр. 48 – 51; иллюстрации сказок А. Пушкина; портрет Н. Римского - Корсакова; рабочая тетрадь с 14, 15

Музыкальный материал: вступление ко 2 действию оперы Н. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане…», музыкальная запись оркестровых фрагментов из оперы «Сказка о царе Салтане»







Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационно - мотивационный

Приветствие с обучающимися «Здравствуйте!»:

создаёт условия для формирования эмоционально позитивного настроя учащихся

- С творчеством какого поэта связаны наши уроки?

- Зачем сопоставляем поэзию Пушкина и музыкальные произведения?

- Каждый урок – страничка из альбома о жизни А.С.Пушкина. Какой теме был посвящен последний листок?

Организует появление интереса у детей (через побуждающий диалог):

- О чем А.С.Пушкин мог сказать следующие строки:

« Наперсница волшебной старины, друг вымыслов, игривых и печальных?»

Коллективно исполняют попевку «Здравствуйте!»

Включаются в диалог, закрепляют ранее полученные знания

Проявляют интерес к теме

Обсуждают и ищут правильный ответ

Личностные:

- пробуждение эмоциональной

отзывчивости

- формирование учебной мотивации

Коммуникативные:

- согласование своих действий с

действиями одноклассников,

- проявление доброжелательного

отношения к окружающим

Регулятивные:

- согласование песни и музыки

Познавательные:

- построение логической цепи

рассуждений

2. Актуализация знаний

Задает вопросы

- Какие сказки Пушкина вы знаете?

Через побуждающий диалог организует перевод интереса в область проблемы данного урока:

- Как могли начинаться сказки А.С.Пушкина?

- Какая сказка начинается такими словами?

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

"Кабы я была царица, -

Говорит одна девица, -

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир".

"Кабы я была царица, -

Говорит ее сестрица, -

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна".

"Кабы я была царица, -

Третья молвила сестрица, -

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря".

 

Внимательно слушают и отвечают на вопросы

Используют знания, полученные ранее

Вспоминают варианты зачинов, начинающих сказки

Ответы детей.

Познавательные:

- умение осознанно строить речевое

высказывание

- сравнение, классификация, анализ,

установление причинно-

следственных связей

Коммуникативные:

- вступление в диалог с учителем

- умение точно и полно выражать свои

мысли

Личностные:

- выражение своего эмоционального

отношения к музыкальному образу

3. Постановка цели, задач

Организует через подводящий диалог перевод интереса в область проблемы данного урока:

- Мы уже пришли к выводу о том, что речь сегодня пойдет о сказке, но  воплощенной  в музыкальных образах .. ( подводит детей к самостоятельной формулировке темы урока, корректирует ее -

«Сказка в музыке»)

Организует через побуждающий диалог формулировку цели : «Познакомиться с тем, как одна из сказок Пушкина была отражена в музыке Н.А. Римского-Корсакова, смогла ли музыка без слов рассказать сказку так же интересно и понятно. Как у Пушкина?»

Беседует о том, какие чудеса происходят в сказке Пушкина.

Формулируют тему, участвуют в диалоге, беседе с учителем,

формулируют цель,  активизируют знания, отвечают на вопросы

Познавательные:

- самостоятельное формулирование темы, поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно строить речевое высказывание, анализ, установление причинно – следственных связей

Личностные:

- смыслообразование (понимание связи между деятельностью и ее целью)

4. Открытие нового

Организует восприятие вступления ко 2 действию и подводящий диалог для ответа на вопросы: какую стихию изображает музыка? о какой сказке сегодня пойдет речь?

Использует нотную запись на доске, просит пластикой проинтонировать мелодию

Организует восприятие фрагмента «Три чуда»

Просит обратить внимание на средства музыкальной выразительности, смену настроения, количество частей

Организует анализ каждого прозвучавшего фрагмента, средств музыкальной выразительности, поиск аналога этого музыкального фрагмента в литературной основе

Подводит итоги групповой работы (дети называют описанные образы: Белочка., 33 богатыря, царевна - лебедь)

Слушают музыку, анализируют средства музыкальной выразительности, моделируют музыкальный образ, проводят аналогии с образами  Пушкинской сказки расширяют интонационно- слуховой запас

Слушают музыку, включаются в

сравнительный анализ музыкальных частей, овладевают умениями

осознанного построения речевого высказывания

Работают в группах, подбирают карточки, характеризующие муз. фрагмент

Учатся выявлять выразительные стороны ритма, темпа, мелодии, тембра.

Личностные:

- выражение своего эмоционального отношения к музыкальному образу

Регулятивные:

- умение самоорганизовать процесс восприятия музыки, волевая саморегуляция, целеполагание

( зачем слушаем музыку)

Познавательные:

- логический анализ, сравнение,

установление причинно –

следственных связей

- подведение под понятие, построение

логической цепи рассуждений

- умение пластикой смоделировать

музыкальную тему, осознанно строить

речевое высказывание

Коммуникативные:

- определение функции участников,

- сотрудничество

- управление поведением партнера

- умение полно и точно выражать свои

мысли

5. Первичное усвоение новых знаний, проверка понимания

Анализирует пластическое интонирование, восприятие фрагмента «Три чуда», определение учащимися средств музыкальной выразительности в каждом прозвучавшем музыкальном фрагменте

Работают в группах, подбирают карточки, характеризующие музыкальный фрагмент

Учатся выявлять выразительные стороны ритма, темпа, мелодии, тембра

Личностные:

- выражение своего эмоционального отношения к музыкальному образу

Регулятивные:

- умение самоорганизовать процесс восприятия музыки, волевая саморегуляция, целеполагание

( зачем слушаем музыку)

Познавательные:

- логический анализ, сравнение,

установление причинно –

следственных связей

- подведение под понятие, построение

логической цепи рассуждений

- умение пластикой смоделировать

музыкальную тему, осознанно строить

речевое высказывание

Коммуникативные:

- определение функции участников,

- сотрудничество

- управление поведением партнера

- умение полно и точно выражать свои

мысли

6. Первичное закрепление нового материала

Актуализирует полученные на уроке новые знания

Предлагает продолжить фразы:

«Я не знал, что……», «Я понял, что……»

«Теперь я смогу……»

Слушают учителя

Обобщают новые знания

Познавательные:

- умение анализировать,

структурировать знания

- выделение необходимой

информации, построение логической

цепочки рассуждений

Коммуникативные:

- умение с точностью и достаточной

полнотой выражать свои мысли в

устной речи

7. Обобщение знаний, связь с ранее полученными

Организует эмоциональное и осознанное усвоение музыкального содержания через систему вопросов

Закрепляет знания с помощью сопоставления с литературным текстом

Закончим наш урок  песней «Зимняя сказка».

Отвечают на вопросы

Слушают (или сами читают) фрагмент

« Сказки о царе Салтане»

Вокально- хоровая работа.

Познавательные:

- извлечение необходимой информации

из текста, смысловое чтение

- логические сравнения

Личностные:

- нравственно – эстетическое

оценивание, эмоциональный отклик

на содержание урока

8. Рефлексия (подведение итогов)

Организует подведение итогов урока через организацию вопросов - ответов

о полученных на уроке знаниях

Получилось ли композитору рассказать нам сказку при помощи музыки? Была ли она нам ясна?

- Что помогло нам понять музыкальные образы?

-Какой фрагмент вызвал наибольшее затруднение в понимании?

Рассказывает о том, что Римского- Корсакова прозвали « Великим музыкальным сказочником»

- Наш урок закончен, я благодарю всех за работу и желаю успехов!

Обобщают свои музыкальные впечатления, облачая их в словесную форму

Размышляют о том, что они узнали на уроке

Включаются в активную позицию на уроке, проявляют лидерские качества

Регулятивные:

- выделение и осознание того, что

усвоено

- формирование умения анализировать

свою деятельность на уроке

Коммуникативные:

- постановка вопросов, умение с

достаточной полнотой и точностью

выражать свои мысли, сотрудничество

- коррекция ответов и вопросов

одноклассников

Личностные:

- формирование эмоционально –

нравственное отношение к

музыкальному образу



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока музыки

                                        Учитель музыки  Наташенкова С .Ю., с.ш.№4 имени Героя Советского Союза А.Б. Михайлова г Вязьма.

Предмет

Музыка  во 2  классе

Тема урока

Музыкальные  инструменты

Тип урока

Обобщение знаний

Цель урока

Знакомство с русскими народнымиинструментами.

Задачи урока

  • включить учащихся в учебную деятельность;
  • организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок;
  • актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;
  • организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;
  • зафиксировать новое  содержание во внешней речи;
  • повторить раннее изученную песню;
  • организовать самостоятельную работу;
  • оценить собственную деятельность на уроке.

Форма организации работы

Коллективная форма – хоровое пение, слушание, музыкально-ритмическая деятельность

  • Фронтальная –дидактическая игра

Используемые технологии

Технология деятельностного метода, технология проектной и исследовательской деятельности, информационно - коммуникационные технологии, игровые технологии.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия, постановка и выполнение целей;

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, формирование устойчивого интереса к уроку через взаимосвязь учебных предметов, использование дидактических игр;

Коммуникативные:  аргументировать свою позицию и координировать её с позициями других учеников при выработке общего решения, участвовать в коллективном обсуждении;

Личностные: наличие эмоционального отношения к произведениям разного характера, расширение представлений об опыте человечества, реализация творческого потенциала через индивидуальные и коллективные упражнения.

Музыкальный материал

Фонограммы звучания балалайки, домры, жалейки, свирели, гармони, ложек, трещоток, гуслей.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия

1.Этап мотивации к учебной деятельности (организационный момент и мотивация)

Задачи этапа:

- включить учащихся в учебную деятельность;

- организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.

Вход в класс.                

правила     Ответить хочешь – не шуми,

А только    руку подними.

Сначала подумай,

Пото          потом    отвечай!

Не              Не бойся    ошибиться –

                   Ведь ты  пришёл учиться,

Не              Пой, не мучайся –

Ведь н       На ошибках учатся!

2. Е            Если хочешь стоя петь –

                   Головою не вертеть

Стань красиво, подтянись

                    И спокойно улыбнись!

               

а               Отвечайте без оглядки на предложенные загадки.

       1.        Три струны, играет звонко

                   Инструмент тот — «треуголка».

                   Поскорее узнавай-ка,

Что же это? (Балалайка)

         2.        Сам пустой, Голос густой, Дробь отбивает, Ребят созывает.  (Барабан)

(Бараба

В руки ты её возьмёшь,

                   То растянешь, то сожмёшь.

Звонкая, нарядная,

                    Русская, двухрядная          (Гармонь)

Мы собрали хоровод,

Пригласили, весь народ.

А в кругу наш пастушок

Дует весело в  (рожок)

Музыкальное приветствие.

Здравствуйте.

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Личностные УУД:

понимание социальных функций музея  в жизни людей, общества, в своей жизни;

Познавательные УУД:

владение словарем музыкальных терминов и понятий в процессе размышлений о музыкальных инструментах.

Регулятивные УУД:

проявление способности к саморегуляции (формирование волевых усилий, способности к мобилизации сил) в процессе работы над разгадыванием загадок на уроке.

2.Этап

актуализация опорных знаний.

Задачи этапа:

-актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала.

Давайте посмотрим, как выглядят эти инструменты и как они звучат.

Презентация «Русские народные музыкальные  инструменты»

Личностные УУД:

понимание единства деятельности композитор, исполнителя, слушателя.

Познавательные УУД:

поиск и использование в практической деятельности информации о музыке (жанры, стили, язык), композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах

Коммуникативные УУД:

совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности;

развитие навыков постановки проблемных вопросов  в процессе поиска и сбора ин-формации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и музицирования;

Регулятивные УУД:

понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное от-ношение к ней, собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклас-сников в разных формах взаимодействия;

3. Постановка цели урока.

Принятие целей учебно- познавательной деятельности.

Ребята, с какими инструментами мы сегодня познакомились?А как выдумаете,

мы запомнили, к какой группе относятся эти интрументы?

Слушают  объяснение учителя и формулируют учебную задачу.

4. Освоение новых знаний и способов деятельности.

Задачи этапа:

- организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения.

5. Физкультминутка.

6. Закрепление знаний

7. Рефлексия.

Давайте поиграем в игру «Сортировка», распределим знакомые инструменты по группам (Струнно-щипковые, духовые, ударные)

Презентация «Русские народные музыкальные  инструменты»

Ребята, как вы думаете, мы справились с заданием? Теперь нам надо немного отдохнуть. Давайте споём песню «У каждого свой музыкальный инструмент» и немного потанцуем.

- А сейчас будем отгадывать инструмент по голосу . Вспомните, как называется окраска звука ?Итак, разделимся на группы. У каждой группы набор карточек с изображением музыкальных инструментов. После звучания музыкального отрывка вы должны определить тембр инструмента и поднять нужную карточку. Узнаем, в какой группе самые внимательные ученики. 

- А теперь время подвести итоги. Мы плодотворно поработали.

- Что узнали нового?

- Что особенно вам понравилось? Почему?

Оцените свою работу на уроке с помощью Смайликов.

Игра «Сортировка»

.

Дети встают и исполняют песню, выполняя движения, имитирующие игру на музыкальных инструментах, на проигрыш между куплетами выполняют ритмические движения.

Ответ :

-Тембр.

Уч-ся делятся на 4 группы и

Выполняют задание.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Оценивают с помощью Смайликов свою работу на уроке.

Познавательные:

- постановка и формулирование проблемы, участие в исследовательской деятельности и представление ее результатов

Коммуникативные:

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Личностные УУД:

владение первичными навыками работы с информационно-компьютерными средствами (компьютер, плеер, музыкальный центр, интерактивная доска, айфоны, айпены, Интернет).

Регулятивные УУД:

планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения «сочинения» (импровизаций) музыки, создания композиций, а также при организации проектно-исследовательской деятельности;

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.

Умение слушать и вступать в диалог.

Умение работать в  группе.

Уметь выражать свои мысли.

Давать эмоциональную оценку деятельности  на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"От интонации к образу" открытый урок по музыке с элементами исследования в 4 классе по программе Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной .

Данная публикация включает текст открытого урока и презентацию. На уроке в разных видах деятельности осуществлялся поиск ответа на вопрос " в чём секрет бесконечного многообразия музыкальных обр...

Рабочая программа по предмету "Музыка" 1-4 классы по программе Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина

Календарно-тематическое планирование по  "Музыке" 1-4 классы по программе Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина...

Рабочая программа по музыке 1 класс. По программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина

Рабочая  учебная программа по  музыке для  1-го  класса разработана и    составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго покол...

Рабочая программа по музыке 2 класс. По программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина

Рабочая  учебная программа по  музыке для  2-го  класса разработана и    составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго покол...

Рабочая программа по музыке 3 класс. По программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина

Рабочая программа была разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образо...

Рабочая программа по музыке 4 класс. По программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина

Данная программа «Музыка» для 4 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка. 1-4 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. Москва. «Просвещение» 2010г., рекомен...

Рабочая программа для 3 класса по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной.

Рабочая  программа составлена по программе  Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т.С.Шмагиной для 3 класса ОО....