«Сюита «Пер Гюнт»».
план-конспект урока по музыке (3 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ
Класс: 3 «А»
Тема урока: «Сюита «Пер Гюнт»».
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель: Познакомиться с симфонической сюитой Э. Грига «Пер Гюнт»».
Учебные задачи:
направленные на достижение личностных результатов:
- Формировать интерес к музыке и музыкальной деятельности; (Л1)
- Формировать умение использовать жизненно – музыкальный опыт в процессе знакомства с музыкой; (Л2)
- Развивать музыкально-эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к музыкальному искусству. (Л3)
направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- П. – формировать у младших школьников умение размышлять о музыке и личностной оценке её содержания;
- К. - развивать умение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений;
- Р. –формировать умение овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе анализа музыкальных произведений;
- К. – формировать умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.
направленные на достижение предметных результатов обучения:
- Формировать умение определять изученные музыкальные произведения; (П1)
- Формировать умение исполнять песню с сопровождением и в соответствии с её образным строем и содержанием; (П2)
- Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, музыкальный вкус. (П3)
Оснащение урока:
Музыкальный ряд:Э.Григ «Пер Гюнт»: «В пещере горного короля», «Танец Анитры», «Смерть Озе», «Песня Сольвейг», П.И.Чайковский «Мелодия»
Зрительный ряд: портрет Э.Грига, афиша «Пер Гюнт»
Материалы для учащихся: учебник 3 класс «Музыка» Критская Е.Д., раздаточный материа для творческого задания и рефлексии.
Материалы для учителя (оборудование): технологическая карта, презентация.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности (Организационный этап) | Сюита утро -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дария Ивановна, и я рада приветствовать вас на уроке музыкального искусства. -Ребята, сегодня я хочу пригласить в филармонию, послушать удивительные мелодии, одного знаменитейшего композитора, имя которого вы узнаете немного позже. Возможно вы уже знакомы с этим произведением. | Приветствуют учителя. | Формировать интерес к музыке и музыкальной деятельности;(Л1) Развивать музыкально-эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к музыкальному искусству. (Л3) |
2. Актуализация опорных знаний | -Но прежде чем мы отправимся в филармонию, давайте обсудим с вами некоторые вопросы. -Ребята, сейчас вы заходили под какую музыку? -Что вы можете сказать о ней? | Актуализируют знания по пройденной теме. | К. - развивать умение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений; |
3.Организация познавательной деятельности 3.1. Целеполагание 3.2. Открытие нового знания (через различные виды музыкальной деятельности): 3.2.1. Восприятие (слушание музыки, беседа о композиторе, произведении) 3.2.2. Пластическое интонирование 3.6. Вокально-хоровая работа
3.5.Творческое задание | -Ребята, перед концертом всегда можно приобрести программки, в которых перечисляются по порядку номера концерта, а также часто дают информацию о композиторах, содержании произведения и исполнителях. Такие программки уже лежат у вас на партах. Ознакомьтесь, пожалуйста, с программками нашего урока-концерта. -Попробуйте определить тему нашего сегодняшнего урока? -Какую же цель мы поставим перед собой, изучая данную тему? -Ребят, вы когда-нибудь слышали про такую страну как Норвегия? -Сегодня с помощью музыки мы с вами совершим путешествие в эту удивительную, северную страну -Норвегию. Ребята, обратите внимание на величавые норвежские скалы, водопады, которые летом с гулом и ревом низвергаются с утесов, а зимой застывают причудливыми статуями. Скалистые берега Норвегии омываются сразу тремя морями: Северным, Норвежским и Баренцевым. Так как Норвегия является северной страной, растения там не такие роскошные как у нас, они в большей степени чахлые, тусклые. В Норвегии существует большое количество сказок о гномах и эльфах. И в такой удивительной стране, стране великанов и силачей, родился мальчик, который был очень слабый в здоровье. И, когда его сверстники стали достигать подросткового возраста, становясь мужественными викингами, воинами, этот мальчик оставался таким же маленьким и хрупким, но у него было богатейшее воображение, он очень страстно любил играть на фортепиано, и когда он слушал народную музыку, любовался спринг дансем – народный норвежский танец с высокими прыжками, он был настолько потрясён суровой красотой этой страны, этими сказочными образами народного фольклора и этими прекрасными танцами, где он наблюдал всю силу, ловкость и мужество норвежских викингов, у него появилась мечта: когда он станет взрослым, то он обязательно напишет музыку о своей прекраснейшей стране Норвегии. И вот по прошествию некоторых лет, он превратился в знаменитейшего норвежского композитора Эдварда Грига. Эдвард Григ во время своих путешествий встречался со многими великими композиторами в том числе и с нашим Петром Ильичом Чайковским, который услышав музыку Грига сказал: «Необыкновенный мелодист!» Григ был очень рад такой оценке такого великого композитора. И он одухотворённый этой встречей приехал на Родину и написал очень много музыки. Но самым знаменитым произведением Э. Грига стала симфоническая сюита «Пер Гюнт». -Ребята, послушайте и представьте себе картину раннего утра, встаёт солнце меж фьорд (узкий, извилистый и глубоко врезавшийся в сушу морской залив со скалистыми берегами), шумят водопады и дует лёгкий ветерок. Внимательно послушайте отрывок. Вспомните, как называется эта мелодия? Что изображает музыка этой пьесы? Э.Григ «Утро» -Ребята, как называется эта мелодия? - Что изображает музыка этой пьесы? -Как по звукам музыки вы определили восход солнца? И вот однажды Эдвард Григ, вернувшись, домой, после прогулки по горам, сев у камина отдохнуть, решил почитать что-нибудь перед сном. А в то время был очень знаменит роман «Пер Гюнт», который написал знаменитый норвежский писатель Генрих Ибсен. Главного героя романа звали Пером. Имя его для нас кажется странным, но в Норвегии оно является довольно распространённым. А фамилия у него была Гюнт- короткая и очень точная.. На протяжении всего романа Пер очень много путешествует, знакомится с разными людьми, а в это время на Родине его ждут его мать и возлюбленная. После того как Григ прочёл этот роман, его посетило вдохновение и ему захотелось выразить это произведение в звуках, передать всю красоту Норвегии, озвучить всех героев, которых встретил Пер Гюнт, и написать целую серию музыкальных картинок к этому спектаклю. Музыка Грига была настолько прекрасна, что спектакль собрал очень много, то есть получился аншлаг. Через некоторое время эта музыка стала очень популярной и вот однажды, Эдвард Григ решил её переделать в произведение для симфонического оркестра, которое решил назвать Симфоническая сюита «Пер Гюнт». -Ребята, как вы думаете, что такое сюита? сюита – это такое музыкальное произведение, в котором есть одна тема, включающая в себя несколько музыкальных пьес. -Ребята, буквально через несколько секунд начнётся первое представление музыки Э.Грига пьеса «Пер Гюнт». Но прежде чем мы приступим к прослушиванию мелодий, предлагаю Вам послушать небольшую предысторию. В своих странствиях по свету Пер Гюнт попадает в пещеру горного короля. Там он встречает волшебных персонажей, которые живут под землёй, - гномов и троллей. В Норвежской мифологии рассказывается только о гномах и троллях. Если вы заметили, то в русских народных сказках или же былинах мы не встречаем таких персонажей, у нас такими персонажами являются: Баба Яга, Кощей, Леший и другие. Но почему же всё - таки в Норвегии пишут только о гномах и троллях? Ответ очень прост. Так как Норвегия является очень скалистой и гористой страной, в ней расположены большие месторождения полезных ископаемых и поэтому большая часть населения занимается добычей этих ископаемых в очень маленьких шахтах. Остальные же гномы охраняют добытые сокровища. Они недружелюбны с людьми, очень злы и коварны. Э.Григ с самого детства слушал сказки об этих гномах, в некоторых они были очень добрыми и отзывчивыми, а в некоторых очень злыми и скупыми. И сейчас я предлагаю Вам послушать, как Григ представил образ гномов в своей пьесе «В пещере горного короля». Внимательно прослушайте отрывок. Обратите внимание на то, как начинается музыка? Как меняется музыка? Э.Григ «Пер Гюнт»: «В пещере горного короля» -Ребята, как начинается музыка? - Как менялась музыка? -Повторялась ли много раз одна и та же тема? - За счёт чего менялась тема? -Ребята, такое изменение называют развитием музыки. -А сейчас я предлагаю Вам сравнить две части сюиты: «Утро» и «В пещере горного короля» Наш герой странствует в разных странах и встречает разных людей. Однажды среди них он встречает восточную красавицу Анитру. В гостях, у которой он пробыл очень долгое время. Предлагаю Вам просмотреть отрывок из балета «Танец Анитры». Во время просмотра обратите внимание на то, какая Анитра? Также обратите внимание на то, какой у музыки характер? Меняется ли музыка по характеру? Отрывок из сюиты Э.Григ «Пер Гюнт»: «Танец Анитры» -Какая же Анитра? -Какой характер у этой музыки? -Менялась ли музыка по характеру? -Какой она была в средней части? -Итак, продолжаем знакомиться дальше с историей нашего героя. По возвращению домой, Пер Гюнт понимает, что здесь оставалось всё самое дорогое, что у него есть: его родна земля, мать Озе, невеста Сольвейг, которая ждала его сорок долгих лет и верила в его возвращения. Мать, не выдержала стольких лет ожидания сына и умерла. Пьеса так и называется «Смерть Озе». Я предлагаю внимательно прослушать отрывок из пьесы. Обратите внимание на то, какие интонации звучат? О чём эта мелодия? Э.Григ «Пер Гюнт»: «Смерть Озе» -О чём была эта мелодия? -Какие интонации звучали? -Как я уже говорила, что когда Пер отправился в странствие, дома его осталась ждать его невеста Сольвейг. Каждый вечер, сидя у окна, она пела песни, в которых говорилось о том, что их встреча после долгой разлуки обязательно состоится. Сейчас я предлагаю Вам послушать, какие слова были в этой песне: Зима пройдёт и весна промелькнёт, И весна промелькнёт; Увянут все цветы, снегом их занесёт, Снегом их занесёт... И ты ко мне вернёшься - мне сердце говорит, Мне сердце говорит, Тебе верна останусь, тобой лишь буду жить, Тобой лишь буду жить... -Теперь я предлагаю прослушать эту мелодию. Обратите внимание с чего начинается «Песня Сольвейг»? -Какой характер вступления? Каков Характер куплетов? Э. Григ «Песня Сольвейг» -Вы прослушали, мелодию «Песня Сольвейг», с чего она начинается? -Каким был характер вступления? -Каким был характер куплетов? -Сколько частей в этом произведении? -Ребята, мы с вами прослушали три части сюиты: «Песня Сольвейг», «Танец Анитры» и «Смерть Озе». Сравните эти три части. Чем отличаются эти мелодии? -А что их роднит? -Итак, ребята! Сегодня мы познакомились с вами с музыкой норвежского композитора Э.Грига. Так о чём же мы с вами сегодня услышали? Как композитор музыкальными красками, музыкальными звуками нарисовал нам портреты героев спектакля « Пер Гюнт»? С кем сегодня мы с вами встретились? Как музыка характеризовала героев? -Ребята, а сейчас обратитесь к нашим концертным программкам. Какой последний номер нашего спектакля? -Верно! Сегодня мы с вами побывали в очень загадочной стране – Норвегии. Узнали много интересных фактов, мифов, познакомились с историей жизни Пера Гюнта. Мы с вами возвратились домой, в нашу величественную Россию. Ребята, вы наверняка слышали, что у нас тоже в стране много разных обычаев и традиций, очень красивая и живописная природа и что нам тоже есть, что рассказать, если вдруг к нам приедут гости из Норвегии. И сейчас я предлагаю вам спеть о нашей замечательной необъятной стране, о неимоверной красоте нашей матушки природы. Работа над разучиванием -Прослушайте песню, слова перед вами, обратите внимание, о чем в ней поется, какое настроение она передает слушателям? Слушаем песню 1 раз. -О чем в ней поется? -Какое настроение она передает слушателям? -Мы с вами будем учить куплет и припев. Я предлагаю исполнить первый куплет под музыку, сядьте ровно, выпрямите плечи, то есть примите певческую установку. По команде поем. -Отлично, ребята, теперь споём только припев, выпрямите плечи. По команде поем. - Отлично, а теперь попробуем соединить под музыку первый куплет и припев, сядьте ровно. -Замечательно! -Ребята, а сейчас объединитесь в группы по рядам: 1 ряд – 1 группа, 2 ряд – 2 и 3 ряд – 3 группа. У Вас в конвертах лежат мозаики, ваша задача собрать их и определить к какой мелодии она относится: «Утро», «Танец Анитры» или «Песня Сольвейг». | Внимательно слушают учителя.
Знакомятся с программкой. -Симфоническая сюита «Пер Гюнт» композитора Э. Грига -Познакомиться с музыкой, которую можно услышать в концертном зале. -Учащиеся отвечают на вопрос. Внимательно слушают учителя. Внимательно слушают учителя. Внимательно слушают учителя. Слушают мелодию Э.Григ «Утро» - «Утро» - Эта музыка изображает красоту природы ранним утром. - В этом месте звучал весь оркестр. Слушают учителя. Предполагаемые ответы учащихся. Слушают учителя. Слушают мелодию Э.Грига «Пер Гюнт»: «В пещере горного короля» - Тихо, осторожно -Звук усиливался, музыка ускорялась. -Да -За счёт вступления новых инструментов, темп становился быстрым. Сравнивают две части сюиты. Слушают учителя. Смотрят отрывок из пьесы «Танец Анитры» - Она грациозная, нежная, воздушная. -Волшебный, переливающийся, таинственный -Да -Плавной, распевной, певучей. Слушают учителя. Слушают мелодию Э.Григ «Пер Гюнт»: «Смерть Озе» -О смерти матери -Скорбь, печаль, невозвратимая утрата. Внимательно слушают учителя. Слушают Э. Григ «Песня Сольвейг» -С инструментального вступления. - Медленным, негромким, плавным, нежным. -Печальным, тихим, грустным, медленным. -Две -Эти мелодии отличаются по характеру -Объединение природы и человека Слушают учителя. Отвечают на вопросы. -Песня «Хохлома» Слушают внимательно учителя. Прослушивание песни - О красоте Русской земли. -Радостное, светлое Разучивание песни Работают в группах: Собирают мозаику и определяют, к какой мелодии она относится. | К. – формировать умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности. Развивать музыкально-эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к музыкальному искусству. (Л3) Формировать интерес к музыке и музыкальной деятельности;(Л1) П.–умение размышлять о музыке и личностной оценке её содержания; К. - развивать умение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений; Р. –формировать умение овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе анализа музыкальных произведений; К. - развивать умение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений; П. – формировать у младших школьников умение размышлять о музыке и личностной оценке её содержания; Формировать интерес к музыке и музыкальной деятельности;(Л1) развивать музыкально-эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к музыкальному искусству.(Л3) Р. умение овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе анализа музыкальных произведений; П. – формировать у младших школьников умение размышлять о музыке и личностной оценке её содержания; К. – формировать умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности. умение использовать жизненно – музыкальный опыт в процессе знакомства с музыкой;(Л2) развивать музыкально-эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к музыкальному искусству.(Л3) П. – формировать у младших школьников умение размышлять о музыке и личностной оценке её содержания; Формировать умение использовать жизненно – музыкальный опыт в процессе знакомства с музыкой; (Л2) П. – формировать у младших школьников умение размышлять о музыке и личностной оценке её содержания; Р. умение овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе анализа музыкальных произведений; К. – формировать умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности. К. – формировать умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности. |
4. Рефлексия | -Ребята, сегодня мы с вами побывали в филармонии, слушали сюиту «Пер Гюнт», познакомились с биографией Эдварда Грига, разучили песню «Дети земли». Из филармонии нам передали вот такую Книгу отзывов и рекомендаций. Нас попросили поделиться своими впечатлениями о том, как прошёл спектакль, что вам понравилось, а что нет. - Итак, кто же желает поделиться своим отзывом? - Я благодарю Вас за урок, большое вам спасибо! Урок окончен! До свидания!!! | Самооценка деятельности | Интерес к музыке и музыкальной деятельности; (Л1) умение использовать жизненно – музыкальный опыт в процессе знакомства с музыкой; (Л2) музыкально-эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к музыкальному искусству. (Л3) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в 3 классе "Сюита "Пер Гюнт"
На уроке происходит знакомство с симфонической сюитой Э.Грига "Пер Гюнт" : образ природы ("Утро), сказочное царство троллей ("В пещере горного короля"), музыкальный портрет верной подруги Пера - Сольв...
Презентация по музыке на тему "Сюита "Пер Гюнт" Э.Грига"
Данная презентация поможет учителю рассказать обучающимся о великом норвежском композиторе - Эдварде Григе. На примере его сюиты "Пер Гюнт" ребята познакомятся с музыкой Норвегии....
Открытый урок музыки в 3 классе «Знакомство с составом симфонического оркестра на примере сюиты Эдварда Грига «Пер Гюнт»»
Конспект открытого урока музыки в 3 классе «Знакомство с составом симфонического оркестра на примере сюиты Эдварда Грига «Пер Гюнт»». Тип урока: урок открытия нового знани...
Открытый урок по музыке в 3 классе на тему: Сюита Э. Грига «Пер Гюнт»
Открытый урок по музыке в 3 классе на тему: Сюита Э. Грига «Пер Гюнт»...
Сюита Пер Гюнт
Презентация на тему "Сюита Пер Гюнт"...
Задание к теме "Сюита "Пер Гюнт"
задания к сюите "Пер Гюнт"...
План-конспект урока музыки на тему: "Э. Григ сюита Пер Гюнт", 3 класс.
На уроке происходит знакомство с сюжетом и музыкальными номерами симфонической сюиты композитора Э. Грига "Пер Гюнт":...