Волшебные мгновения музыки Глинки
план-конспект урока по музыке (3 класс)

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnye_mgnoveniya_muzyki_glinki.docx33.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

№ и название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Орг.момент

 -Здравствуйте, ребята. Сядьте удобно, примите «позу слушателя». Постарайтесь погрузиться в это музыкальное произведение, Какова музыка по характеру? Какие музыкальные инструменты ее исполняют?

Эмоционально настраиваются на урок.

Слушают произведение М.И. Глинки «Вальс-Фантазия»

Личностные:

Готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению; умение выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

М. И. Глинка «Вальс-Фантазия»

 (слушание и анализ музыки)

На доске «Словарь эстетических эмоций»: беззаботная, мечтательная, серьезная, маршеобразная, возвышенная, игривая, унылая

На доске изображения инструментов симфонического оркестра.


Портрет М. И. Глинки на доске.

Портрет А. С. Пушкина на доске.

М. И. Глинка «Марш Черномора»

 (слушание и анализ музыки)

На доске «Словарь эстетических эмоций»: Таинственная, шумная, отважная, задушевная, мечтательная, волшебная, интригующая, величественная, оптимистичная

На доску вывешиваются изображения Черномора.

М. И. Глинка «Марш Черномора»
(повторное слушание и анализ 1 части)

На доске изображения инструментов симфонического оркестра.

М. И. Глинка «Марш Черномора»

(повторное слушание 2 части и ее анализ)

На доске кроссворд по теме урока

Физ. минутка

- Какова музыка по характеру?

- Эта музыка на самом деле мечтательная и возвышенная.  В ней живут радость и печаль, надежды на счастье и разочарование. Это удивительное произведение, передающее сложные контрастные чувства. Торжественность сменяется трогательностью. Музыка пленит сердца слушателей, она словно завораживает и посвящает в свою тайну.

-Какие музыкальные инструменты вы услышали?

-Это музыкальное произведение исполняет симфонический оркестр. Вначале играют струнные инструменты и фаготы, призывающие ко вниманию. Обаятельную мелодию создают струнные, медно-духовые, деревянные и группа ударных инструментов, такие как скрипка, треугольник и другие.

-Как вы думаете, это песня, танец или марш?

-Как называется этот танец?

- Это произведение было написано М. И. Глинкой более 200х лет назад. В те времена в Петербурге наиболее часто звучавшей музыкой и наиболее любимой был именно вальс. Это одновременно и пышный, и пропитанный романтикой танец, без которого не обходился ни один бал, т.к. это парный танец. Это произведение носит название «Вальс – Фантазия». Мы уже определили, что это вальс, а почему же именно «Вальс – Фантазия», что такое фантазия?

- Фантазия – это способность человека мысленно представлять образ предмета. В данном случае это фантазия о любви, воплощенная в музыке. Неудивительно, что он полон нежности и грусти, радости и печали, надежды.

 -А слышали ли вы раньше о М. И. Глинке?

-Михаил Иванович Глинка родился чуть более 200 лет тому назад. Миша рос музыкальным и способным мальчиком. Будучи взрослым, он много ездил по России, путешествовал по миру, завел много новых знакомств. Одним из его близких друзей был знаменитый писатель А. С. Пушкин. Какие литературные произведения Пушкина вы знаете?

-А. С. писал сказки для детей, героями которых были обычные люди и волшебные существа.

-На одно из самых крупных сказочных произведений А. С. Пушкина Михаил Глинка написал оперу. Сейчас мы прослушаем часть из этого муз. произведения. Сядьте удобно, примите «позу слушателя». Какова музыка по характеру?

-Какая по характеру музыка?  

-Эта музыка звучит торжественно, важно, грозно и даже устрашающе. Михаил Иванович написал это музыкальное произведение на сюжет сказки А. С. Пушкина «Руслан и Людмила. Кто-то читал эту сказку?

-Кто являются главными героями?

-Как вы думаете, чей образ, Руслана, Людмила или Черномора передает музыка?

-Мы прослушали часть из оперы «Руслан и Людмила» - «Марш Черномора». Злой волшебник Черномор похитил и унес в свой замок Людмилу прямо с ее свадьбы с отважным витязем Русланом.

-Ребята, а что такое марш?

- Я с вами согласна. Это шествие, где люди шагают синхронно, нога в ногу.

-Мы вспомнили что такое марш. Почему произведение называется «Марш Черномора»?

-На самом деле Черномора сопровождает свита, которая идет нога в ногу рядом с ним.

- Каким вы представили Черномора?

-Вот как сам Пушкин описывает Черномора:

 Безмолвно, гордо выступая,

Нагими саблями сверкая,

Арапов длинный ряд идет

Попарно, чинно, сколь возможно,

И на подушках осторожно

Седую бороду несет;

И входит с важностью за нею,

 Подъяв величественно шею,

Горбатый карлик из дверей…

-Давайте еще раз прослушаем музыкальное произведение, примите «позу слушателя», обратите внимание какие музыкальные инструменты исполняют мелодию? Какой регистр?

-Какие музыкальные инструменты вы услышали?

-Это музыкальное произведение исполняют инструменты симфонического оркестра, такие как медно- духовые, ударные, струнные. Комичность злого героя подчеркивают музыкальные инструменты, которые звучат сначала высоко, а потом резко тихо. Ведь весь страх перед ним испаряется, когда сначала слуги вносят его бороду, а затем статно вышагивает карлик. Он надувается, пытается подняться на цыпочки, но ничего у него не получается.

-В каком регистре исполняется музыка?

-Музыка звучит в низком регистре, но иногда в высоком, как будто смеется над тем, что грозный Черномор на самом деле уродливый карлик.

-Какова динамика: громко или тихо звучит музыка?

-Музыка звучит громко. Это появляются колдун Черномор вместе со своей свитой.

-Давайте прослушаем вторую часть этого произведения. В каком регистре звучит, изменился ли характер музыки?

-Изменился ли характер музыки? Каков регистр?

-Музыка второй части звучит в высоком регистре, сказочно, фантастично и нежно.

Как вы думаете, что может изображать эта часть?

 

-Музыка изображает сказочный дворец Черномора, который сделан из хрусталя, а колокольчики передают сверкание камней самоцветов.

- «Марш Черномора» предшествует поединку между злым колдуном и Русланом. Как вы думаете, кто победил?

-Руслан отрубает бороду Черномору, после чего он теряет всю свою волшебную силу и становится простым злобным карликом.

-Итак, тема нашего урока – «Волшебные мгновенья музыки М.И. Глинки». Почему она так называется?

-Музыка Глинки словно искрится волшебством. Образы сказочных героев переданы так реалистично, словно они существуют на самом деле. Я предлагаю разгадать кроссворд, чтобы понять насколько хорошо вы усвоили тему.

  1. О каком композиторе мы сегодня говорили?
  2. Для какого оркестра Глинка писал музыку?
  3. Какой жанр 1-го музыкального произведения, который мы прослушали?
  4. Кто был другом Глинки и написал сказку «Руслан и Людмила»?
  5. Чей образ изображает музыка?
  6. Кем по сюжету был Черномор?

-Ребята, мы сумели правильно ответить на вопросы и разгадать кроссворд. А значит вы хорошо поработали и слушали меня внимательно.

Пришло время отдохнуть и расслабиться.

Мы устали чуточку,

Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, 2, 3!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись.

-Вот мы и отдохнули, пора приниматься за работу.

Определяют характер произведения с помощью «словаря эстетических эмоций»; исполнительский состав

- Мечтательная, возвышенная



-Скрипка, флейта.

Вспоминают инструменты симфонического оркестра.

Определяют музыкальный жанр произведения.

-Танец.

- Это вальс.


При помощи наводящих вопросов знакомятся с историей создания «Вальса- Фантазии», смыслом названия.

-Это мечты, мысли человека.

-Немного.

Знакомятся с биографией М. И. Глинки, и историей его дружбы с А. С. Пушкиным.

-Сказки.

Принимают «позу слушателя», слушают музыку


Определяют характер произведения, используя «Словарь эстетический эмоций»
-Величественная, волшебная.    
-Да
Знакомятся с кратким содержанием литературного произведения «Руслан и Людмила» при помощи наводящих вопросов.

-Руслан, Людмила, Черномор).

-Черномора.


-Это шествие людей.

-Он идет не один.

-Грозным, страшным.

Слушают отрывок из литературного произведения «Руслан и Людмила».

Принимают позу слушателя, повторно слушают музыкальное произведение.


-Колокольчики, труба

Воспринимают речь учителя




-В низком.


-Громко


Принимают «позу слушателя», слушают 2 часть музыкального произведения.

-Характер второй части отличается от первой. Она звучит легко, волшебно. Она звучит тише, чем первая часть.

-Замок Черномора.

-Руслан.

-В своей музыке Глинка передает волшебные образы героев.

Разгадывая кроссворд, закрепляют полученные знания:

  1. М. И. Глинка
  2. Симфонического
  3. Марш
  4. Пушкин
  5. Черномора
  6. Колдун

Выполняют упражнения, соотнося свои действия с эталоном.

Познавательные:

Умение ориентироваться в системе своих знаний; отличать новое от уже известного.

Умение наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

 Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Регулятивные:

Умение осознавать задачу, принимать ее.

 Умение контролировать и адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников.

 Умение соотнести способ действия и его результат с заданным эталоном (исполнением учителя).

 Умение вносить необходимые дополнения и изменения в план действия.

Личностные:

 Умение выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Коммуникативные:

 Умение слушать и слышать учителя (собеседника), вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее.

 Умение воспринимать речь собеседника.

Познавательные:

Умение ориентироваться в системе своих знаний; отличать новое от уже известного.

Умение наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

 Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Личностные:

Готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению; умение выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Личностные:

 Умение выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Личностные :

- Умение расслабиться психически и эмоционально после длительной и интенсивной деятельности. Регулятивные:

- Умение осознавать задачу и принимать ее. Коммуникативные:

- Умение слушать и слышать учителя, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волшебная сила музыки

Ученик – это не сосуд, который надо наполнить знаниями, а светильник, который надо возжечь!!!...

Конспект занятия для детей 6-7 лет под музыку Глинка(Черномор)

Данный конспект помогает познакомиться с жизнью и творчеством Михаила  Ивановича  Глинка.  марш Черномора можно скачать из интернета...

Беседа-концерт "Путешествие в волшебный мир музыки"

Беседа- концерт "Путешествие в волшебный мир музыки" для учащихся начальных класов....

В волшебном мире музыки, добра и красоты...

Саратовская областная филармония им. А.Шнитке является одной из крупнейших концертных организаций России. Этот славный знаменитый коллектив артистов тесной дружбой связан с  администрацией, учите...

Буклет"Волшебная сила музыки"

В буклете  говорится о значении музыкотерапии ....

Урок музыки "Волшебный мир музыки Э. Грига"

Представленный материал предназначен для использования на уроке музыки во 2-м классе общеобразовательной школы по теме"Сказка в музыке" по программе Г.С.Ригиной "Музыка. Обучение. Творч...

Методическая разработка "Волшебная сила музыки в развитии ребенка"

Музыка воздействует на человека с самых первых дней его жизни. Услышав нежный напев колыбельной,ребенок сосредотачивается, затихает. Но вот раздается веселая плясовая мелодия – и сразу меняется выраже...