Урок музыки "Монгольский музыкальный инструмент морин хуур"
учебно-методический материал по музыке (4 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: Монгольский народный инструмент морин хуур
Учитель: Банзаракцаева Людмила Баторовна, учитель начальных классов
Класс: 4 «в»
Цель урока: Знакомство с инструментом, элементами музыкальной грамоты. Развитие сознательного отношения к игре на морин хуре;
Познакомить с монгольским народным музыкальным инструментом морин хуур: с его особенностями, строением инструмента и звучанием.
Коррекция слухового восприятия через закрепление певческих навыков и умений при исполнении (повторении) ритмично и выразительно знакомой песни. Расширение словарного запаса учащихся посредством употребления музыкальных терминов.
Воспитывать интерес и любовь к народному музыкальному искусству; воспитывать потребность в общении с музыкой.
Оборудование:
Компьютер, презентация, изображения инструментов, аудио запись.
Словарная работа:
Русские народные инструменты, оркестр русских народных инструментов, балалайка, характеризующие звучание музыкальных произведений.
№ п\п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Организационный момент | Приветствие. Прозвенел звонок, начался урок. Здравствуйте, ребята! | Дети входят в класс под звуки русской народной мелодии Дети поют приветствие "Здравствуйте, учитель!" |
2. | Основная часть |
|
|
2.1 | Коррекционное задание | - Скажите, какой инструмент у меня в руках? -Я сыграю ритм на ложках, а вы должны его повторить на инструментах, которые лежат на столе перед вами. | - Русский народный музыкальный инструмент - ложки! Весь класс повторяет ритм. |
2.2 | Повторение пройденного. | - Назовите инструменты, на которых вы играли: Вы правильно назвали инструменты. - А кто из вас знает, как ещё их называют? - А как вы думаете, почему они называются русскими народными инструментами! - Из чего они сделаны? Да в основном из дерева и : . | Дети называют и показывают: погремушка, трещотка, бубен, колокольчики, бубенчики. Это русские народные музыкальные инструменты. Их придумал и смастерил народ. Из дерева. |
2.3 | Актуализация новой темы. | - А теперь попытайтесь назвать музыкальный инструмент, о котором я расскажу легенду. Этот инструмент распространён в Монголии, регионально на севере Китая (в первую очередь район Внутренняя Монголия) и России (в Бурятии, Туве, Иркутской области и Забайкальском крае). В Китае называют матоуцинь, что означает «инструмент с лошадиной головой». Головка грифа традиционно изготавливается в виде головы лошади. Звук инструмента в монгольской поэзии сравнивается с лошадиным ржанием или с дуновением ветра в степи. В некоторых композициях звук инструмента имитирует ржание. | Дети пытаются отгадать народный инструмент. |
2.4. | Изучение темы. | Одна из монгольских легенд приписывает изобретение инструмента мальчику по имени Сухэ. После того, как злой хан убил любимую белую лошадь Сухэ, дух лошади явился к мальчику во сне и велел ему сделать себе музыкальный инструмент из её тела, чтобы Сухэ и его лошадь по-прежнему оставались неразлучны. Согласно легенде, Сухэ создал первый морин хуур (матоуцинь), изготовив гриф из лошадиной кости, струны из конского волоса, обтянув деревянный корпус конской шкурой и вырезав головку грифа в форме лошадиной головы. Китайские исследователи предполагают происхождение морин хуура от цзициня — древнего струнного инструмента, некогда распространённого на северо-востоке Китая. В Европу морин хуур первым привёз Марко Поло, который получил его в подарок в 1275 году во время посещения Шанду — «летней столицы» династии Юань. У алтайцев в дополнение к морин хууру есть родственный инструмент икили, у тувинцев игил или игиль(бытует вместе с морин хууром в ансамблевой практике), у хакасов — ыых. В Индии есть родственный инструмент рабанастр и другие | Работа с рабочими тетрадями. Все дети находят морин хуур правильно. Слушают монгольскую народную мелодию. Весело, задорно... |
2.5 | Физкультминутка. | Исполняется песню "Табан хурган" с движениями. (Звучит аудиозапись) | Учащиеся исполняют песню «Табан хурган» с движениями. |
2.6 | Первичное закрепление нового материала. | - Вот как мы повеселились! О каком инструменте мы сегодня с вами говорим? Всем очень нравится морин хуур. На морин хууре играют сидя, зажав трапециевидный корпус между коленями и держа гриф под острым углом (почти вертикально) вверх. Как правило, это мужской инструмент, широко использующийся как для сольного исполнения, так и для аккомпанирования. Особенно важен для аккомпанирования при исполнении уртын дуу и эпических сказаний. Замечательно сыграли! С настроением, с характером, весело, задорно, радостно! | Дети играют на морин хуре. |
3. | Заключительная часть. |
|
|
3.1 | Подведение итогов. | Подошло время вспомнить, о чём мы с вами говорили сегодня на уроке и что нового вы узнали? - Вам понравилась встреча с морин хууром? - В своих тетрадях дома все нарисуйте морин хуур, а мы на следующем уроке выберем самый лучший рисунок. Прощание с учителем. Прозвенел звонок, закончился урок, До свидания! Учащиеся под звучание монгольского народного оркестра выходят из класса. | Учащиеся высказываются о теме занятия. Рассказывают, что им запомнилось. - Познакомились с монгольским народным инструментом – Морин хуур. Морин хуур сегодня звучала в составе оркестра бурятских народных инструментов. У морин хуур корпус деревянный, квадратной формы, на котором натянуты 2 струны. Работа с раздаточным материалом. -Да! - До свиданья! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки "Музыкальные инструменты"
Цель: Знакомство учащихся с тембрами музыкальных инструментов.Задачи: Научиться отличать на слух звучание инструментов.Развивать музыкальные творческие способности учащихся.Воспитывать любовь к ...
Урок музыки "Музыкальный инструмент. Скрипка" 3 класс.
Урок разработан с учётом требований ФГОС по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. Используются современные образовательные технологии: технология сотрудничества, ИКТ, разноуровневое обучение. Учащиес...
1 класс урок №11 "Музыкальные инструменты: флейта и арфа" конспект и презентация
1 класс урок "Музыкальные инструменты: флейта и арфа" конспект и презентация...
Конспект урока музыки «Музыкальные инструменты ( скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо».
Конспект урока музыки «Музыкальные инструменты ( скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо»....
Конспект урока музыки 2 класс раздел 2 урок 4 Музыкальные инструменты (фортепиано) Программа Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной
Конспект урока музыки2 класс раздел 2 урок 4Музыкальные инструменты (фортепиано)Программа Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной...
презентация к уроку музыки "Музыкальные инструменты"
Презентация к уроку музыки для учащихся 1 класса по теме "Музыкальные инструменты"...
конспект урока музыки: Музыкальные инструменты "скрипка".
Конспект урока музыки в 3 классе программа Критская....