Статья
статья по музыке

Калинкина Анастасия Евгеньевна

Вы можете увидеть мою статью на тему "Использование вокалотерапии как здоровьезберегающей технологии на уроках музыки в начальной школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx21.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОКАЛОТЕРАПИИ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Калинкина Анастасия Евгеньевна

студентка 3 курса ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

В наш стремительный век нередки сетования на повседневную суету, частую усталость. Эта атмосфера влияет как на взрослых, так та и на детей. Общий жизненный тонус ребенка, а также общий уровень его здоровья во многом определяются уровнем энергозатрат организма и нагрузкой на все его основные системы. А ведь обычный ребенок в школе большую часть времени находится в состоянии постоянного стресса. Он испытывает колоссальную нагрузку на нервную систему и на организм в целом.  

В сложных современных условиях развития России чрезвычайно актуальной является проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, поскольку она напрямую связана с проблемой безопасности и независимости страны. В последние годы в России наблюдается значительное ухудшение здоровья школьников. По результатам исследований, лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми, 40% имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний.

В образовательном процессе можно поддерживать здоровье детей по нескольким направлениям: гигиенически оптимальные условия обучения и организация учебного процесса, физическая активность школьников, психолого-педагогические методы, используемые на уроках и внеурочной деятельности. [4.]

Положительные эмоции, которые мы испытываем, слушая приятные мелодии, концентрируют внимание, активируют работу центральной нервной системы и стимулируют интеллектуальную деятельность. Такую разгрузку организму дают школьникам уроки музыки.

Настоящее волшебное действие оказывает и песня, то есть музыка и положенные на нее слова. Причем, ее целительная сила известна еще с глубокой древности. Медики давно обратили внимание на то, что занятие вокалом, называемое вокалотерпией, оказывается самое благотворное влияние на здоровье. [1.]

Музыка помогает поднять настроение, удивительная и завораживающая, она, проникая в самые тихие и потайные уголки человеческой души, заставляет нас испытывать колоссальное количество эмоций и чувств. [6.] Вокалотерапия на сегодняшний день занимает важное и прочное место в ряду здоровьесберегающих технологий. Но таких исследований, в частности, касающихся музыкального образования, еще очень мало, хотя общепризнанный факт в том, что музыка оказывает мощное воздействие на оздоровление организма, как в физическом, так и в психическом плане.

Необходимо грамотно использовать элементы вокалотерапии на уроках музыки, создавать своеобразную систему занятий, планомерно идти к важной цели-оздоровлению доступными способами.

В исследовательской работе стоят такие задачи, как: изучить понятие, сущность и виды здоровьесберегающих технологий; рассмотреть возрастные особенности младших школьников; выявить возможности использовании вокалотерапии на уроках музыки; наметить дальнейшие перспективы исследования.

Были рассмотрены понятие  и сущность здоровьесберегающих технологий, стало известно, что здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Изучив понятие «здоровьесберегающие технологии», определили, что оно объединяет в себе направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Выявлены три этапа схематичной работы, ведущей к здоровьесбережению. Проведен анализ технологий по Н.К. Смирнову. [5.]Рассмотрены возрастные особенности детей младшего школьного возраста и выяснили, что на этом этапе, ребёнок переживает кризис семи лет, социальная ситуация его развития меняется. Как пишет советский психолог Выготский Лев Семёнович, «утрачивает наивность и непосредственность, в поведении, в отношениях с окружающими, становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого». Ребёнок приобретает новую социальную роль - роль школьника. [2.]

Раскрыта роль использования здоровьесберегающих технологий на уроках музыки в начальной школе. По данным института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40% негативных влияний. Каждый урок музыки содержит в себе оздоровительный эффект, препятствует развитию переутомления, не ухудшает здоровье, а способствует его сохранению, укреплению и развитию. Пробудить заложенное в ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной и наполненной смыслом жизни - к этому стремится учитель в меру своих сил и способностей, организуя свои уроки. [3.]

Проанализировав понятия с точки зрения советского и русского физиолога В.П. Морозова и венгерского композитора З. Кодай, выяснили, что вокалотерапия – это терапевтическая методика, тренировка гортани и легких, основанная на пении и определенной системе упражнений. В медицине и педагогике разработкой вопросов, связанных с методом вокалотерапии, занимаются такие авторы, как С.В. Шушарджан, В. П. Морозов, В.Б. Полякова, Е.В. Макаров и др. Выявлен комплекс упражнений, подготавливающий голосовой аппарат к работе «Вокалотерапии». [1.] Научно доказано, что вокалотерапией лечатся неврозы, заболевания дыхательных путей, бронхиальная астма и даже заикание. Также можно исправить осанку, улучшить дикцию и постановку разговорной речи. Можно сделать вывод, что пение снижает артериальное давление, нормализует сердцебиение, улучшает кровообращение, ведь вибрация голоса очень важна для хорошего самочувствия. Я считаю, что использование вокалотерапии на уроках музыки необходимо, ведь пение очень хорошо действует на психоэмоциональное состояние человека, помогает справиться со стрессом и нервным напряжением.

Список используемой литературы:

  1. Вокалотерапия – лечение пением [Электронный ресурс]. URL: https://naturopiya.com/art-terapiya/vidy-i-metody/vokaloterapiya-lechebnaya-sila-golosa.html  (Дата обращения 21.10.19).
  2. Выготский, Л. С. Кризис семи лет // Собр. соч. 6 т. [Текст] / Л. С. Выготский - Москва, 1984. - 236 с.
  3. Выготский, Л. С. Психология развития ребёнка // «Смысл». [Текст] / Л. С. Выготский - 2005. – 200с.
  4. Здоровье детей и школа: как сохранить и укрепить здоровье школьника [Электронный ресурс]. URL: https://tenoten-deti.ru/articles/zdorove-detey-i-shkola/  (Дата обращения 20.12.19).
  5. Методическая разработка "Сущность понятия здоровьесберегающих педагогических технологий". URL: [Электронный ресурс]. https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-suschnost-ponyatiya-zdorovesberegayuschih-pedagogicheskih-tehnologiy-2658270.html (Дата обращения 3.11.19).
  6. Петрушин, В. И. Музыкальная психотерапия: теория и практика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. [Текст] / В. И. Петрушин. – Москва: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как не стать моральным "уродом"- статья

Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Статья в сборнике научных статей

Научные статьи по психологии....

статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"

Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....

Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...