Конспект урока по музыке "Былина" 3 класс
план-конспект урока по музыке (3 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока по музыке: «Жанр былины». 3 класс
Цели урока:
- Образовательная: формирование знаний о русском народном музыкальном творчестве, познакомиться с жанром “былина”, сравнение былины с русской народной песней.
- Развивающая: развивать память, слух, внимание, тембровый слух, ритм, общеучебные навыки.
- Воспитательная: воспитывать чувство прекрасного, слушательскую культуру, расширять музыкальный кругозор.
Задачи: формировать универсальные учебные действия для 3 классов на основе ФГОС, таких как владеть смысловым чтением, анализировать и обобщать, сравнивать объекты, устанавливать причинно-следственные связи, представлять информацию в разных формах.
Оборудование:
Презентация к уроку, запись на доске, иллюстрации к жанру «былина».
Музыкальный материал для прослушивания: видеофрагмент оперы Глинка «Руслан и Людмила»,отрывок из симфонической картины "Садко" Н.А.Римского-Корсакова, песня Варлаама и Мисаила "Солнце, луна померкли" из оперы "Борис Годунов" М.П.Мусоргского.
Ход урока.
1. Организационный момент.
На экране – гусляр. Слышны гусли.
-Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места да послушайте. Собралися мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и всё внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться.
2. Мотивация. Целеполагание
На экране появляется поговорка: «Славна богатырями земля русская». - Что записано на доске?
- Что такое поговорка? Какие еще виды устного народного творчества знаете? (загадки, пословицы, поговорки)
- Приведите пример загадки.
- Послушайте мою загадку:
Ладно скроен,
Крепко сшит,
За землю русскую стоит.
(Богатырь)
Учитель:
- Так, значит, о ком у нас пойдёт речь?
3.Основная часть
-Каких вы знаете богатырей? (Илья Муромец; Алеша Попович; Святогор; Добрыня Никитич; Микула Селянинович; Садко).
-К былинным персонажам относится - Боян.
-Кто-нибудь знает, кто такой Боян?
(Боян или Баян -древнерусский персонаж, певец и сказитель. Кроме того, что вероятнее всего, это был реальный человек).
-Посмотрите на слайд, это древнерусские Бояны.
-На чем они играют? (на гуслях)
Гусли – это один из древнейших инструментов славян, появившийся почти 2 тысячи лет назад. В былинах гусли называют яворчатыми или яровчатыми, т. к. делали их обычно из белого клена – явора.
-Поэтому их еще называли гуслярами.
- Уже много сотен лет назад повелось на Руси петь былины и сказывать сказки. Они передавались от предков вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда, не вырежешь ложки.
- Как исполнялись былины?
- Былины проговаривали нараспев, мягко, напевно часто в сопровождении гуслей. На гуслях играли гусляры.
Высока ли высота поднебесная,
Глубока ли глубина океан - моря,
Быстры – светлы реки русские.
А и сильные, могучие,
Богатыри на славной Руси.
-Вы знаете, кто написал эту картину? (Ви́ктор Миха́йлович Васнецо́в -русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи).
-Посмотрите на картину под названием «Боян».
-Что представлено на холсте?
( На холсте представлен холм, на котором разместились люди в доспехах после очередного боя.
Справа на картине Васнецов расположил самого рассказчика Бояна, в руках у которого гусли).
-Посмотрите на картину, которая изображена на слайде и ответьте на вопросы:
1.Кто изображен на картине?
( Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).
2.Кто они такие и как их называют?
(Это богатыри, защитники своей земли).
3.Как вы думаете, кого называют богатырем? (Сильного, мужественного человека).
4.Каким изображен каждый из богатырей? Обратите внимание на выражение лица каждого из них? (Одному дана сила, другому - ум, третьему – доброта).
5.На ваш взгляд, что важнее для богатыря из этих трех качеств? (Только сила, ум и доброта вместе).
6.А сегодня мы кого можем назвать богатырями?
-Сейчас, давайте, послушаем былину про Илью Муромца.
-О чем эта былина?
-Какие чувства она у вас вызвала?
-Многие русские композиторы обращались к былинам. Так, например, Михаил Иванович Глинка в своей опере «Руслан и Людмила», по сказке Пушкина, выводит на сцену Бояна, который на свадебном пиру прославляет жениха и невесту.
-Сейчас посмотрим видеофрагмент оперы. Подумайте, в каком темпе исполняется былина?
-Какая это былинная мелодия? (композиторская, очень близка к народной песне, медленная, неторопливая).
-Былина очень близка к исторической песне. А как вы думаете, чем отличается былина от исторической песни?
(Черты сходства:
— изображают события, которые сохранились в памяти народа;
—общие художественные средства (повторения, сравнения, постоянные эпитеты).
Различия:
Былины:
—сказочный сюжет (это связано с тем, что события, изображенные в былине, почти стерлись в памяти людей);
—достаточно большой объем;
— герои — богатыри.
Исторические песни:
— изображают события более позднего времени, поэтому рассказывают о них более конкретно;
— небольшой объем;
—герои — исторические лица того или иного периода.)
4. Физкультминутка
Дружно встали – раз, два, три –
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и ещё через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки,
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!
5. Продолжение темы.
Нередко русские композиторы такие как Н.А.Римский-Корсаков, М.П, Мусоргский записывали мелодии былин, аранжировали их и использовали в своих произведениях.
Н.А.Римский-Корсаков использовал былины в своей симфонической картине "Садко". Идея создания симфонической картины была в самом мотиве древнерусской былины «Садко», где Садко (Богатый гость) — главный герой былин новгородского цикла. Эту былину Н.А.Римский-Корсаков услышал и записал в Петрозаводске в Карелии.
Слушание отрывка из симфонической картины "Садко" Н.А.Римского-Корсакова.
В опере М.П.Мусоргского «Борис Годунов» также звучит былинный напев. В третьей картине четвертого акта в начальном хоре "Не сокол летит по поднебесью" на подлинную народную мелодию величальной песни, а также это относится к Песне Варлаама и Мисаила "Солнце, луна померкли".
Послушаем её.
Слушание Песню Варлаама и Мисаила "Солнце, луна померкли" из оперы "Борис Годунов" М.П.Мусоргского.
Подведение итога по прослушанным мелодиям.
5. Заключительная часть
- Рефлексия (Лист самооценки)
- Подведение итога.
-Какова главная идея былины?
- Что такое былина?
- Каких былинных героев знаете?
- Какими качествами должен обладать былинный герой? (Здоровье, сила, ум, доброта)
- Чему учит нас былина? (любить свою родину, защищать её, быть добрым)
-С творчеством каких композиторов мы с вами познакомились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гончарное ремесло Кубани (из цикла уроков «Ремесла Кубани») Конспект урока во 2 классе
Цели:1.Дать сведения о гончарном ремёсле Кубани;2.Способствовать привитию интереса к урокам Кубановедения;3.Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении мат...
Конспект урока математики 2 класс по системе Занкова (И.И.Аргинская) Тема урока: Умножение
Разработка урока соответсвует требованиям ФГОС...
Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.
Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....
КОНСПЕКТ УРОКА "Сантиметр" 1 класс. Урок с применением ИКТ.
Тема урока: 1 класс Сантиметр.Тип урока: УИНМВид урока: урок с применением ИКТ. Цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний, формировать представление о единице длины (сантиметре...
Конспект урока ИЗО 4 класс. Тема урока: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Круглый японский веер» (обобщающий урок)
Изобразительное искусство. 4 класс.Программа и УМК Б.М Неменского «Школа России».Тема урока: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Круглый японский веер» ...
План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"
Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения ...