Урок "Музыкальные инструменты флейта скрипка"
план-конспект урока по музыке (3 класс)
Рассказать о струнных и духовых инструментах. происхождение, история возникновения..Великие скрипичные мастера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3kl_muz_instrumenty_fleyta_i_skripka.docx | 19.76 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект
урока музыки в 3 классе
Урок № 24
Тема: Музыкальные инструменты. Флейта и скрипка
Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий
Цели: знакомство с произведениями И. С. Баха «Шутка», П. И. Чайковского «Мелодия», Н. Паганини «Каприс»; расширение и углубление знаний о музыкальных инструментах – флейты и скрипки; формирование умения различать звучание скрипки и флейты; закрепление музыкально-слуховых представлений детей о звучании флейты и скрипки, их выразительных особенностях; развитие тембрового слуха в процессе слушания музыки; развитие умения проводить интонационно-образный анализ музыки; развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, формирование музыкальной культуры учащихся; воспитание исполнительской и слушательской культуры детей.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные
1. Самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью.
2. Оценивать свои достижения на уроке.
Познавательные
1. Овладеть способностью понимать учебную задачу урока.
2. Выделять из содержания урока известные знания и умения.
3. Использовать полученную информацию на уроках в повседневной жизни.
Коммуникативные
1. Понимать сущность и содержание поставленных вопросов.
2. Вступать в речевое общение.
Планируемые результаты:
Предметные:
1) определять изобразительные возможности музыкального произведения.
Личностные:
1) внутренняя позиция школьников на уровне положительного отношения к урокам музыки;
2) осуществлять самоконтроль;
3) давать самооценку результатов успешности своей деятельности;
4) возможность развивать на уроке творческие способности.
Ресурсы:
1. Основные: проектор, презентация, музыкальный материал – И. С. Бах «Шутка», П. И. Чайковский «Мелодия»,
Н. Паганини «Каприз».
Ход урока
Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.
– Ребята, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне. И подарим хорошее настроение друг другу на весь урок. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.
Дети стоя приветствуют учителя, рассаживаются и занимают свои места.
II. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы
1. Беседа.
2. Сообщение темы урока
– Ребята, как вы думайте, когда стали появляться первые музыкальные инструменты на земле?
– Первые инструменты на земле появились тогда, когда человек только ещё становился человеком. Вставая на задние конечности, он пытался добыть огонь, стуча двумя камнями друг о друга.
– Что у него получилось?
– Да, ребята, он издавал звук, ритм.
– Какие музыкальные инструменты вы знаете?
– Хорошо, молодцы. А сегодня мы прикоснемся к миру музыки флейты и скрипки! (Слайд 1)
III. Решение проблемы. Первичное закрепление
– Ребята, к какой группе музыкальных инструментов относится флейта? Почему?
– Да, ребята, флейта – это древний духовой музыкальный инструмент. Его название происходит от латинского «флатус» – дуновение.
Учитель обращает внимание детей на изображение флейты (Слайд 2)
– О происхождении флейты сложены легенды! Вот одна из них: Древнегреческий Бог лесов и пастбищ, покровитель пастухов и охотников Пан (показывает картину «Пан» Врубеля. Слайд 3) полюбил прекрасную нимфу Сиринкс. Она боялась некрасивого, колченогого Пана. Однажды, убегая от него, нимфа попросила Бога реки спасти её, и тот превратил Сиринкс в тростник. Пан сделал из тростника свирель, которую стали называть флейтой Пана. Этот деревянный духовой инструмент получил распространение у многих народов мира.
– Послушайте и определите, как звучит голос флейты в «Шутке» немецкого композитора И. С. Баха. (Слайд 4)
Звучит: И. С. Бах «Шутка»
– Ребята, что исполняет флейта в этой пьесе – мелодию или аккомпанемент?
– Правильно, флейта ведет мелодию.
– Какие качества этой музыки подчеркивает звучание флейты?
– Да, ребята, тембр флейты может передавать различные настроения: весёлую беззаботность и горестное одиночество.
Ответы детей (Духовые, так как в неё дуют).
Дети изучают изображение флейты.
Слушание И. С. Баха «Шутка».
IV. Динамическая пауза
– Ребята, сейчас мы с вами немного отдохнём. Поднимитесь со стульев, станьте свободно, слушайте внимательно нашего гостя и повторяйте за ним движения.
Дети выполняют физическую разминку под видео-фрагмент.
V. Организация самостоятельной работы (само- и взаимопроверка)
– Ребята, посмотрим на картины «Мальчик-флейтист» нидерландской художницы Юдит Лейстер и «Музыкантши» неизвестного автора (Слайд 5). Можно ли представить музыку, которую они играют?
– Правильно. Можно, потому что изображены играющие люди.
– Какая музыка звучит с этих картин? Что вы представляете?
– Ребята, обратите внимание на изображение скрипки. К какой группе музыкальных инструментов относится скрипка? (Слайд 6)
– Скрипка относится к группе струнно-смычковых, так как играют смычком. Скрипка и флейта относятся к профессиональным или народным музыкальным инструментам?
– Скрипка и флейта относятся к профессиональным инструментам, потому что входят в состав симфонического оркестра.
– Скрипка – это струнный, смычковый музыкальный инструмент. На свете много разных музыкальных инструментов, но скрипку называют искуснейшей. Её нежный высокий голос узнает любой. Скрипку можно услышать везде: и в концертном зале, и на деревенском празднике, и в цыганском таборе. Композиторы всего мира доверяют ей свои самые сокровенные чувства и мысли. Ведь у скрипки есть душа, которая поёт.
– Ребята, давайте превратимся в слушателей и послушаем «Мелодию» П. И. Чайковского (Слайд 7)
Звучит «Мелодия» П. И. Чайковский
– Ребята, как звучала скрипка? Какие ощущения и эмоции она у вас вызвала?
– Да, ребята, скрипка звучит и нежно, и волнующе, и изящно.
– Менялась ли динамика?
– С каким временем суток можно сравнить эту мелодию? С какой погодой?
– Скрипка – русское название инструмента, а родина её – Италия. Легендами овеяно имя гениального итальянского скрипача и композитора Никколо́ Паганини (Слайд 8)
– Слушая Паганини, люди поражались его фантастическому мастерству игры на скрипке. Он был одним из великих чародеев, умевших покорять толпу. О нем ходили легенды, верхом всех придумок были обвинения Паганини в сговоре с Дьяволом. Существует чудесная легенда о Паганини. В ней говорится о том, как он встретил однажды старого, нищего музыканта, над которым потешались прохожие, потому что три струны на его скрипке были порваны и он не мог больше играть. Паганини протиснулся сквозь толпу насмешников, подошел к бедному старику и, взяв у него скрипку, на которой оставалась одна-единственная струна, заиграл так великолепно, что со всех сторон на мостовую со звоном полетели монеты.
– Сейчас мы с вами послушаем виртуозную скрипичную пьесу Никколо́ Паганини «Каприс».
Звучит «Каприс» Н. Паганини
– Ребята, как звучит эта музыка?
– Да, ребята, музыка звучит энергично, изящно, выразительно.
– Как звучала музыка?
– Какие ощущения и эмоции она у вас вызвала?
– Хорошо, молодцы.
Дети изучают изображение скрипки.
Ответы детей (Струнно-смычковых).
Дети внимательно слушают рассказ учителя о Никколо Паганини.
Никколо Паганини был третьим ребёнком в семье Антонио Паганини (1757—1817) и Терезы Боччардо, имевших шестерых детей.
Когда мальчику исполнилось пять лет, отец, заметив способности сына, начал учить его музыке сначала на мандолине, а с шести лет — на скрипке. По воспоминаниям самого музыканта, отец строго наказывал его, если он не проявлял должного прилежания, и это впоследствии сказалось на его и без того слабом здоровье[1]. Однако Никколо сам всё более увлекался инструментом и усердно работал, надеясь найти ещё неизвестные сочетания звуков, которые удивили бы слушателей[2].
Мальчиком он написал несколько произведений
Первый публичный концерт (или, как тогда говорили, академию) Никколо дал 31 июля 1795 года в генуэзском театре Сант-Агостино.
В начале 1797 года Паганини со своим отцом предпринял первое концертное путешествие, в их маршрут были включены Милан, Болонья, Флоренция, Пиза, Ливорно
В 1808 году Паганини получил длительный отпуск и отправился с концертами по Италии. Постепенно у него сформировалась своя собственная, отличная от других скрипачей, исполнительская манера.
«Никто не в силах выразить словами очарование, которое вызывает его благородное исполнение. Никто никогда не смел даже мечтать о том, что можно наяву услышать нечто подобное. Когда смотришь на него, слушаешь его, невольно плачешь или смеёшься, невольно думаешь о чём-то сверхчеловеческом. С другими скрипачами у него общее только скрипка и смычок.
На протяжении всей жизни у Паганини было множество хронических заболеваний. Хотя никаких определенных медицинских доказательств не существует, есть мнение, что у него был синдром Марфана. Несмотря на то, что скрипач прибегал к помощи именитых врачей, он не мог избавиться от недугов. В октябре 1839 года больной и в чрезвычайно нервном состоянии, Паганини в последний раз приехал в родную Геную.
Последние месяцы своей жизни он не выходил из помещения, у него постоянно болели ноги, а болезни уже не поддавались лечению. Истощение было столь сильным, что он не мог взять в руку смычок, его сил хватало лишь на то, чтобы перебирать пальцами струны лежащей рядом скрипки.
Никколо Паганини скончался в Ницце 27 мая 1840 года, не дожив 5 месяцев до своего 58-летия.
Слушание Н. Паганини «Каприс».
Дети делятся ощущениями и эмоциями.
VI. Информация о домашнем задании
– Ребята, ваше домашнее задание: нарисовать скрипку или флейту.
Дети записывают домашнее задание.
VII. Рефлексия учебной деятельности
1. Подведение итогов урока
– Ребята, с какими музыкальными инструментами вы сегодня познакомились?
– К какой группе инструментов относится скрипка? Флейта?
– С какими музыкальными произведениями познакомились?
– Спасибо ребятам, которые были активны и очень внимательны.
– Наш урок подошел к концу. Я благодарю всех за работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты по темам уроков в 4 классе "Вариации на тему рококо", "Музыкальные инструменты. Виолончель, скрипка" .Программа Е.Д. Критской
Тесты по музыке 4 класс по программе Е.Д. Критской. Тесты проводятся на уроках по теме "Вариации на тему рококо", "Музыкальные инструменты. Виолончель, скрипка"....
Технологическая карта урока музыки. 3 класс "Музыкальные инструменты. Скрипка".
Урок разработан для 3 класса по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергееевой.Цели урока: 1. Формирование у обучающихся представления о скрипе как струнно- смычковом инструменте....
«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ: ФЛЕЙТА И СКРИПКА»
УРОК МУЗЫКИ В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ ТЕМА: «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ: ФЛЕЙТА И СКРИПКА» ...
1 класс урок №11 "Музыкальные инструменты: флейта и арфа" конспект и презентация
1 класс урок "Музыкальные инструменты: флейта и арфа" конспект и презентация...
Музыкальные инструменты.Флейта
Флейта - легко узнаваемый и любимый всеми музыкальный инструмент. История его происхождения связана с легендой. О чем она ? Об этом и о многом другом расскажет презентация....
Презентация к уроку музыки в 1 классе "Музыкальные инструменты: флейта, арфа".
Презентация к уроку музыки в 1 классе "Музыкальные инструменты: флейта, арфа" по программе Сергеевой Г.П., Критской Е.Д....
Конспект урока музыки Музыкальные инструменты флейта и скрипка
Конспект урока музыки 3классе Музыкальные инструменты флейта и скрипка...