Использование элементов арттерапии для детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки.
статья по музыке (1, 2, 3, 4 класс)
Этот материал будет полезен для учителей музыки, работающих по программам АООП ФГОС НОО с ОВЗ и АООП ФГОС ОО с УО.
Статья содержит рекомендации по использованию элементов арттерапии на уроках музыки, что позволяет развивать творческий
потенциал и активизировать адаптационные возможности учащихся с недостатками в развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_tereshchenko_o.p.docx | 41.52 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МУЗЫКОТЕРАПИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Терещенко Ольга Петровна, учитель ГБОУ школы № 439 Петродворцового района Санкт – Петербурга,
2020 год
Музыкальное воспитание можно рассматривать как самое доступное и массовое, - ведь музыка окружает человека буквально с первых лет его жизни. Музыка, как вид искусства, обладает наибольшим эффектом непосредственного эмоционального воздействия, в силу своей способности затрагивать самые сокровенные чувства, увлекать их, подчинять своему настроению и порыву. Музыка – замечательное средство для нравственного, патриотического воспитания, развития и активизации умственных способностей, выработки понятий и суждений, вкуса, характера. А целебная сила музыки признавалась многими древними народами. Передаваемая из поколения в поколение, традиция лечения музыкой сохранилась у первобытных народов и применяется в наше время.
Музыка как мощный фактор воздействия на эмоциональную сферу человека особенно используется для терапевтического лечения нервно-психических расстройств. Задержка психического развития (ЗПР) – это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных игровых интересов. Временный характер отставания с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия для обучения и развития детей данной категории.
К числу детей с ЗПР относят таких, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития отмечаются:
- низкий уровень познавательной активности;
- незрелость мотивации к учебной деятельности;
- сниженная способность к приему и переработке информации;
- ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире;
- недостаточная сформированность умственных операций;
- отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи и др.
Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР конституционного происхождения негативно влияют на формирование динамических характеристик их психической деятельности. Незрелость эмоционально-волевой сферы этих детей проявляется в интеллектуальной недостаточности. У них преобладает конкретно-образное мышление, неравномерная познавательная активность, что снижает продуктивность их интеллектуальной деятельности. У этих детей выраженная истощаемость внимания, особенно при интеллектуальных нагрузках. В процессе игровой деятельности продуктивность внимания у них улучшается.
В последние десятилетия выделилось целое направление – музыкотерапия (Л.С. Брусиловский, В.И. Петрушин, В.С. Шушарджан, Л.Н. Комиссарова, О.Л. Сергеева, Г.Р. Шашкина, Н.В. Шутова и др.). Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как изолированное использование музыки в качестве основного лечебного фактора (слушание музыкальных произведений определенного содержания, индивидуальное или совместное музицирование), так и в качестве дополнительного – музыкальное сопровождение других психотерапевтических приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.
Музыкальная ритмика ( «музыка и движение») широко используется для лечения эмоциональных, двигательных и речевых расстройств. Это групповые занятия для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста с ритмическими играми, хороводами, дыхательной и пальчиковой гимнастикой, воспроизведением заданного ритма в ускоряющемся и замедляющемся темпе и т.п.
Хоровое пение, участие в фольклорных ансамблях открывает для детей большие возможности. Они с удовольствием исполняют полные экспрессии народные песни, частушки, танцы (с притоптыванием, приплясыванием, прихлопыванием, сюжетным взаимодействием и т.п.). Привлекательны для детей разучивание народных и бальных танцев, игра в детских оркестрах на простейших музыкальных инструментах (бубнах, треугольниках, колокольчиках, барабанах, дудочках, ложках, ксилофонах и др.).
Среди методик музыкального развития детей раннего возраста система немецкого композитора Карла Орфа (1895 – 1982) занимает важное место. Суть методики «Музыка для детей» заключается в раскрытии музыкальных талантов у детей через импровизацию в музыке и движении. Это комплексная система музыкальной деятельности, которая строится на интеграции движения, пения и игры на специально созданных музыкальных инструментах. Основная идея – самостоятельный поиск детьми музыкантов внутри себя через обучение игре на простых музыкальных инструментах (цимбалы, маракасы, колокольчик, треугольник, металлофон, ксилофон и др.). Этот вид деятельности совершенствует ранее приобретенные ребенком навыки владения темпом, динамикой, ритмом. Дети учатся взаимодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля.
Творческий процесс игры на музыкальных инструментах постепенно учит детей различать тембровое звучание инструментов. Ударные и шумовые можно изготовить самостоятельно:
- погремушка из банок из-под гуталина: в баночку положить немного горошин, риса, камешков и потрясти;
- погремушка из пластиковой бутылочки: в бутылочку положить бобы, рис, камешки. Закрыть и потрясти;
- погремушка из бумажного мешка: в маленький бумажный пакет положить несколько фасолин, несколько камешков. Надуть пакет, завязать тесёмкой. Встряхивать.
- горн из картонной трубочки: использовать любую трубочку из бумаги, фольги и т.д. Петь, дудеть, жужжать в один конец. Закрывать или открывать рукой другой конец, чтобы варьировать звук;
- терка-скребок: поскреби пластмассовую тёрку наперстком или ложкой;
- колокольчики из ключей: встряхивать связкой ключей;
- колокольчики из гвоздей: положить гвоздики в коробочку и потрясти;
- цимбалы из крышек: ударить крышкой по крыше;
- гонг из крышки от кастрюли: повесить крышку за ручку и ударять по краю палочкой;
- погремушки из солонки: заклеить дырочки в солонке с солью и потрясти.
Наряду с формированием навыков игры на самодельных инструментах, игра на детских музыкальных инструментах всегда привлекает внимание детей. Получив навыки исполнения на инструментах, не имеющих или имеющих определенную высоту звучания, ребенок вовлекается в мир звуковысотности, тембровой окраски, настроения и ритма музыкальных попевок, импровизаций. В зависимости от инструмента, используются следующие игры: Например, при звучании треугольника можно давать эмоционально-ритмическую задачу с обязательным ответом: «Как тебя зовут?», «Сыграй про солнышко», «Изобрази на инструменте весеннюю капель». Такие игры можно подготовить для любого инструмента: бубен, барабан, маракасы. На металлофоне дети учатся играть, опираясь на цветовые пластинки, соответствующие определенной высоте звука. Так легче запоминаются простейшие мелодии: «Андрей-воробей» (на одной ноте), «Два кота» (соль, ми 1-й октавы), попевки с поступенным движением: «Василек» (фа-до 1-й октавы) и др.
Безусловно, наибольшую активность дети проявляют при непосредственном исполнительстве в оркестре, с использованием учителем пьес на фортепиано и мелодий на CD-дисках, при оркестровом сопровождении детьми песен современных композиторов.
Еще одним звеном для объединения всех этапов урока музыки, наряду с пением, слушанием, музыкально-ритмическими движениями, игре в оркестре стало использование духового инструмента – свирели. Урок сразу приобрел новые перспективные направления: появилась возможность наиболее естественным путем ввести детей в музыку, заставить их почувствовать радость собственного музицирования, а самое главное – играть по слуху ( с рук учителя), изучать нотную грамоту, расширять музыкальный кругозор, исполняя на свирели народные песни, попевки, элементы канонов. Особенно интересно детям играть несложные произведения (на 3-х звуках) под фонограмму, что делает их исполнение ярким и незабываемым, а также появляется возможность для выступления на школьных мероприятиях. Систематическая работа со свирелью качественно сказывается на чистом интонировании учащихся. Играя на этом духовом инструменте, сравнительно просто можно приобрести способность определить и представлять себе абсолютную высоту звуков. Следствие этого- быстрое активное развитие слуха, музыкальной памяти и решение задач по слушанию музыки. При игре задействуется слуховая, двигательная и чуть меньше – зрительная память. Также улучшается исполнительское дыхание. Свирель может решить вопрос дыхательных упражнений для оздоровления детского организма (через работу диафрагмы – улучшение кровообращения внутренних органов). А активные движения языка при исполнении помогут решить речевые, логопедические проблемы у детей.
При освоении учащимися важнейших элементов музыкального языка важно использовать музыкально-дидактические игры и игровые коммуникативные ситуации, которые должны быть доступны детям по возрасту и проводиться в интересной для ребят форме. С помощью этих игр можно тестировать учащихся с целью выявления уровня понимания основных выразительных средств музыки (регистра, лада, тембра, динамики).
ИГРА «РИТМИЧЕСКОЕ ЭХО» («Обезьянки»).
Это самый простой вид игры, в которой учитель прохлопывает ритм фразы, а ребенок без паузы (как передразнивающая обезьянка) ее повторяет. Фраза состоит вначале из 2-хтактов в размере 2/4, затем удлиняется до предложения и периода. В усложненном виде используем элементарные музыкальные инструменты. Интересно детям самим придумывать ритмические задания для усвоения метроритма (с новым размером, пунктирным ритмом, новыми длительностями и паузами). Также можно использовать ритмические задания с карточками: та, ти-ти, ти-ри-ти-ри, та-а и т.д.
ИГРА «ТИХОГРОМ» (на усвоение динамики).
Водящий выходит из класса, где в это время прячется предмет (игрушка), которую и предстоит найти под исполняемое музыкальное произведение с помощью изменения динамики (если произведение звучит тихо, водящий должен продолжить поиск в сторону, совпадающую с усилением громкости). Во время игры все дети активно сопереживают поиск нужного направления, очень любят «наблюдать» смену динамики, проявляя большую эмоциональную раскованность.
ИГРА «ХОРОВОД» (ритмическая, с движением).
Дети становятся в круг. Один ведущий выходит в центр круга и указывает хороводу движения под музыку русской народной песни «На горе-то калина». На словах: «на горе-то калина» ведущий поднимает руки, дети повторяют движение; на словах: «под горою малина» ведущий опускает руку, дети вторят, не поднимая рук. В припеве: «ну что ж…» дети разнимают руки и ритмично идут по кругу, хлопая в ладоши на словах «калина-малина». Во втором куплете – новые движения.
ИГРА «ЖИВАЯ ГАММА» (закрепление навыков пения ступеней лада).
Выбираем группу из восьми детей – «клавиши пианино», которую выстраиваем в виде восходящей лесенки – звукоряда гаммы до-мажор. Дети вытягивают перед собой правую руку с повернутой вверх ладонью. Ведущий встает перед группой и касается своей рукой любой клавиши-ноты, а ребенок поет свою ступеньку звукоряда. На этом «живом пианино» можно «сыграть» гамму и простые песенки, попевки.
ИГРА «ТОН-ПОЛУТОН».
Ведущий играет или поет тон, дети делают большой шаг вперед, полутон – маленький шаг (подобно игре «карлики-великаны»). Эта музыкальная зарядка помогает развитию слухового восприятия тоновой и полутоновой интонации.
ИГРА «ЛЕСЕНКА».
Ведущий показывает звукоряд «по руке», когда пять пальцев повернутой ладони соответствуют пяти линейкам нотного стана и дети поют эту ступень. Также можно петь с помощью «ручных знаков» - ё, ле, ви, на, зо, ра, ти,ё, а для начального этапа усвоения двухголосного пения можно разделиться на две команды и использовать для показа правую и левую руку.
ИГРА «РИТМИЗАЦИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ».
Эта игра сближает в сознании ребенка ритмические закономерности речи и музыки, ритм речи и ритм музыки. В процессе ритмизации стихотворения ребенку легче освоить соотношение долгих и коротких звуков, размер, особенности музыкальной формы (фраза, предложение и т.д.) В основе ритмизации обычно слог-звук, единица ритма – восьмая; строчка – фраза. Начинать нужно с двухдольного стихотворного размера с ударением на первом слоге (хорей). Например: «Буря мглою небо кроет…»
ИГРА «ОПРЕДЕЛИ ЖАНР».
Договариваемся о характере движений: под марш – указательными пальчиками играем как барабанщики, под вальс – делаем плавные движения руками над головой, под польку – хлопаем в ладоши. Играя произведение, нужно неожиданно, без предупреждения изменять жанр. Также нужно следить за правильностью выполнения ритмической пульсации, за красотой и грамотностью выполнения движений. Муз. Материал: «Детский альбом» П.И. Чайковского, «Детская музыка» С.С. Прокофьева, «Альбом для юношества» Р. Шумана и др.
ИГРА «ДИССОНАНС-КОНСОНАНС»
Это первый шаг к развитию гармонического слуха, умению слышать гармонию. Если звучит консонанс – дети показывают мягкую кисть, или «кисточку», а при диссонирующем звучании – «цапки-царапки». Можно использовать аккорды, интервалы и примеры муз. литературы: Д.Б. Кабалевский «Ежик», П.И. Чайковский, тема феи Карабос из балета «Спящая красавица», И.Ф. Стравинский «Русский танец» из балета «Петрушка», А. Пярт «Танец маленьких утят» и т.д.
ИГРА «СОЛНЫШКО-ТУЧА» (на определение ладовой окраски мажора и минора).
Разучиваем попевку: «Солнышко»- нисходящее мажорное трезвучие, «ту-у-ча» - одноименное минорное нисходящее Т. Поем ее несколько уроков, пока не усвоим интонацию и ладовую окраску. Мажор – «солнышко» - как раскрытый цветок, а на «туче» (минор) – цветок закрывает лепестки. Для примеров берем программный материал из произведений Л.-ван Бетховена, Й. Гайдна, И.С. Баха, П.И. Чайковского, Э. Грига, С.С. Прокофьева.
Чтобы сделать процесс обучения интересным и увлекательным, улучшить развитие эмоционально-волевой сферы, эмоциональные контакты, межличностное общение с учащимися необходимо использовать элементы арт-педагогики: систему упражнений для развития речевого интонационно-ритмического и музыкального слуха и улучшения мелкой моторики на основе синтеза движения, поэтического слова и музыки, - «пальчиковую гимнастику» (по А.А. Иванову). Учащиеся быстро вовлекаются в процесс деятельности, который объединяет их, заставляет мыслить, тренировать воображение, придумывать свои движения, представлять тот или иной образ через пластическое самовыражение и вокальное исполнение. Дети воспринимают информацию в 3-х модальностях:
1) Визуальный – вижу, как делает педагог;
2) Аудиалистический – говорю и повторяю за педагогом;
3) Кинестический – делаю вместе с педагогом;
Модели пальчиковых игр можно представить так:
- пальчиковая «азбука» (1,2,3,4,5 – вышли пальчики играть);
- пальчиковый аккомпанемент (5 обезьянок);
- пальчиковая «кантилена» («Улитка»);
- позиционные пальчиковые игры («Корона»)
- пальчиковые песни-игры с музыкальным сопровождением на фортепиано или на CD-дисках:
№1. «Стульчик»:
«Стульчик ты из рук сложи и детишкам покажи».
Исходное положение (ИП): предплечье вертикально вверх, ладони напротив друг друга.
1-я фраза (1 ФР): пальцы правой руки сжать в кулак и приставить его к нижней части левой ладони, вернуть в ИП;
2 ФР: те же движения левой рукой.
№2. «Кисточка»:
«Мягкой кисточкой покрашу стульчик, стол и кошку Машу».
ИП: предплечья по диагонали вверх, кисти рук опущены вниз, все 5 пальцев – «ворсинок» соединены в пучок, образуя «кисточку».
Движения, имитирующие жесты дирижера: разводя руки в стороны, пальцы разомкнуть – «распушить ворсинки», в обратном движении – руки и пальцы вернуть в ИП.
№3 «Утёнок»:
«Ты, утёнок, не пищи! Лучше маму поищи!»
ИП: предплечья вертикально, ладони от себя, пальцы сжаты в кулаки – 1-2-е пальцы «накрывают» остальные.
1 ФР: энергично разжимать-сжимать пальцы рук, на последнюю метрическую долю (МД) – оставить пальцы разжатыми;
2 ФР: сжимать-разжимать пальцы, на последнюю МД – пальцы в ИП.
№ 4 «Вертолет»:
«Быстро лопасти крути! Вертолет, лети, лети!»
ИП: предплечье по диагонали вверх, 3,4 и 5-е пальцы рук сплетены в «замок», ладони раздвинуты, 2-е соединены вместе и подняты вверх – «хвост вертолёта».
Д (действие): круговые движения 1-ми пальцами – крутить «лопасти винта вертолета».
№5 «Зайчик»:
«Зайка серый скачет ловко, в лапке у него морковка».
ИП: предплечья вертикально, ладони от себя, 2 и 3-ьи пальцы вверх – английская буква Y, остальные пальцы сжаты в кулачки.
Д: (на каждую МД) сжимать-разгибать 2-3-ьи пальцы – 1 ФР.
2 ФР: перекрещивать 2 и 3-ьи пальцы сначала в одну сторону, затем в другую.
Как правило, в используемом материале:
- музыкальные и поэтические фразы совпадают;
- все движения обеими руками выполняются синхронно, в зеркальном отображении, если не оговариваются дополнительные условия;
- смена позиции рук происходит в конце словесных и музыкальных фраз.
По мере освоения игр, возможны различные варианты творческих заданий:
- придумать свои движения пальцев;
- определить музыкальные инструменты аудиоприложения и нарисовать их;
- дать характеристику образа: эмоционально выразительным словом, через пластическое самовыражение или графически;
- артистично преподнести поэтический и музыкальный материал.
Также хорошо показали себя в работе специальные «музыкальные формулы» (по А.А. Иванову и О.В. Рудашевской) для повышения самооценки и позитивного восприятия окружающих, комфортного самочувствия ребенка, совершенствования его психомоторной сферы и навыков совместного пения под фонограмму: «Я-хороший, ты-хороший», «Начинается мой новый день», «Дари дары», «С нежностью в душе» и др. Эти методы и приемы арт-педагогики помогают обеспечить профилактику негативных проявлений, способствуют разрешению возможных внутриличностных конфликтов, помогают накапливать оптимистично-созидательный опыт. Игровой характер данных упражнений – прекрасное средство для позитивного взаимодействия в системе ребенок-педагог.
Практика показывает, что реальный жизненный опыт детей, связанных с музыкой, непосредственные впечатления от общения с ней, от слушания, пения, ритмики, танцев, веселых музыкальных игр, являются корректирующими в поведении, в нарушении речи, в интеллектуальном развитии. На уроках с элементами музыкотерапии происходит снятие эмоционального напряжения, улучшается моторика, укрепляется эмоционально-волевая сфера, дети развиваются нравственно и эстетически, что оказывает огромное влияние на хорошее настроение, внешний и моральный облик, воспитываются гуманные чувства, патриотизм, и, естественно, пробуждается интерес к музыкальной деятельности, сотворчеству, что вызывает самоутверждение, самовыражение, успех, который способствует дальнейшему самосовершенствованию школьников с ЗПР в условиях коррекционного обучения и воспитания.
Литература
1. Е.В. Шамарина, Е.Е. Чернухина. Особенности познавательной деятельности и эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР. Москва, Книголюб, 2006.
2. Т.Г. Никуленко. Коррекционная педагогика. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006 г.
3. О.П. Власенко. Музыкально-эстетическое воспитание школьников в коррекционных классах. Волгоград: Учитель, 2007 г.
4. Н.М. Гончарова, Л.С. Дыбань. Внеклассные мероприятия в коррекционных классах. Волгоград. Учитель, 2007 г.
5. Е. Забурдяева, Н. Перунова. Посвящение Карлу Орфу: Учебное пособие по элементарному музицированию и движению. Вып. 1. «Движение и речь». – СПб: Невская нота, 2008.
6. А.А. Иванов, О.В. Рудашевская. Мастерская релаксации. Центр развития детей «Сообщество» СПб 2004 г.
7. А.А. Иванов, О.В. Рудашевская. Пальчиковая гимнастика. Региональное общественное Благотворительное движение «Большая медведица». СПб, 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме "Весна" с элементами художественной деятельности (оригами).
Занятие по ознакомлению с природными явлениями (весна) комбинированного типа с элементами художественной деятельности (оригами) для детей с ограниченными возможностями здоровья (коррекционная шко...
Занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме "Весна" с элементами художественной деятельности (оригами).
Занятие по ознакомлению с природными явлениями (весна) комбинированного типа с элементами художественной деятельности (оригами) для детей с ограниченными возможностями здоровья (коррекционная шко...
Использование личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида для их адаптации в современное общество
Из опыта работы учителя коррекционной школы с учащимися младших классов. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость наиболее полно ...
Видеоматериалы на уроках музыки для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Видеоматериалы на уроках музыки для детей с ограниченными возможностями здоровья....
Использование элементов танцевально-двигательной терапии для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Занятия по танцевально-двигательной терапии:Создают благоприятные условия для развития группового взаимодействия, появляется возможность для сотрудничества, оказания поддержки и взаимопомощи. Э...
Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени» Урок математики. Тема: Запись и решение примеров на сложение в пределах двух.
Цель урока: закрепить умение составлять, записывать и решать пример на сложение в пределах 2-х.Задачи:- тренировать умение считать в прямом и обратном порядке в пределе двух; отрабатывать навык ...
Визуализация как метод обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках литературы
урок литературного чтения в начальной школе для детей с овз...