Мастер-класс "Народная песенная педагогика как инструмент здоровьесберегающей деятельности современного учителя"
методическая разработка по музыке (4 класс)
Мастер-класс "Народная песенная педагогика как инструмент здоровьесберегающей деятельности современного учителя"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material_na_sayt.docx | 10.01 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Материал к проведению мастер-класса
"Народная песенная педагогика как инструмент здоровьесберегающей деятельности современного учителя"
(учитель музыки Сафронова В.А.)
Общеизвестно, что музыка всегда являлась спутницей школьной жизни: неотъемлемой частью уроков творчества, тематических вечеров, конкурсов, праздников, концертов, проектной и внеурочной деятельности. ЕЕ основное назначение всегда сводилось к расширению художественного кругозора обучающихся, обеспечению их эстетического наслаждения или к художественному оформлению педагогических ситуаций уроков литературы, истории, окружающего мира, инстранных языков; праздников и вечеров, часов общения и родительских собраний.
В последнее время в большинстве школьных уроков творчества все более очевидными становятся такие их возможности, которые непосредственно связаны не только с общепринятыми их педагогико-эстетическими функциями, но и с функцией решения актуальной педагогической задачи - поддержания психического и физического здоровья как у обучающихся, так и у самого учителя. В научной медицинской литературе оздоровительные (профилактические и терапевтические) возможности творческих действий частично уже изучены (разделы музыка, изо, танцетерапия). Теперь отдельные медицинские заключения по поводу использования творчества в качестве оздоровительного средства проникли в педагогическую науку и выполняют роль "новейших" методических подсказок и технологий в педагогической деятельности учителя.
В музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления. Она воздействует на многие сферы жизнедеятельности:
- музыка является стимулятором обменных процессов на уровне клетки;
- музыка способна влиять на дыхательную, двигательную, сердечно-сосудистую фнкции организма;
- через ассоциативные связи, создаваемое настроение музыка может значительно менять состояние психики ребенка.
Игра на музыкальных инструментах очень полезна, так активизирует крупную и мелкую моторику, стимулирует кровообращение.
Предлагаю вашему вниманию послушать русскую плясовую "Барыня" в исполнении участников ансамбля "Капелька" 3 - 5 классов на шумовых музыкальных инструментах, песню "Причал как лодочка" в исполнении группы мальчиков.
Занятия римикой способствуют развитию координации движения, улучшают психическое самочувствие ребенка.
Ритмические упражнения можно использовать на уроке музыки и во внеурочной работе в начальной школе.
Мальчики 4 класса исполняяют ритмические упражнения на мотив известной песни "Бескозырка белая".
В музыке оздоровительной силой обладают различные жанры. Остановимся на уникальном образце - традиционной народной песне.
Пазуховые носовые заболевания, частые у детей, можно вылечить пением и сольфеджированием, с их помощью можно нормализовать оздоровительные процессы в организме. Существует утверждение: КТО ДЫШИТ ЧЕРЕЗ НОС, ТОТ ЛУЧШЕ МЫСЛИТ, ТАК КАК УЛУЧШАЕТСЯ РЕФЛЕКТОРНЫЙ ПРИТОК КРОВИ К МОЗГУ.
Моя практика работы в школе показала, что традиционные варианты народных песен в живом бытовании оказываются для школьнико оздоровительными тогда, когда реально выполняют свою "целительную" функцию. Воздействуя на психику детей своим непривычным "манерным" проявлением, народная песня в одних случаях снимает, а в других активизирует эмоциональную восприимчивость обучающимися явлений и фактов окружающего мира. В детях менее эмоциональных эти песни активизируют способность более ярко выражать свои ощущения в общении с природой, со старшим поколением, формируют прочные устоячивые и положительные ощущения от песенного исполнительства.
Задорные частушки и традиционные народные плясовые, песни-игры оказывают бодрящее влияние на нервную систему и общий тонус организма детей, вызывают ощущение роста сил и притока энергии. Негромкое умеренное исполнение лирических народных песен, напротив, оказывает успокааивающее, а иногда даже убаюкивающее действие. Их напевность и медленный темп вызывают у детей состояние покоя, активизируют в их физической природе способность тонко слышать и различать комплекс звуков.
Послушайте несколько народных песен в исполнении обучающихся 5 классов: "Субботея", тульская игровая "Шла Матрена по дорожке", "Дударь-дударище", "Бояре", "Шатские частушки".
Общеизвестно, что народная песенность представляет собой самостоятельную и независимую интонационную систему, отражающую специфику народного музыкального мышления, адекватного сочетания звуков в природе. Кроме того, устойчивое и неустойчивое тяготение друг к другу звуков народной песни отражает специфическое эмоциональное настроение поющего и способно влять на психику слушающего. Научить слышать интонационное свойство народной песни, а затем и самостоятельно воспроизводить запомнившиеся интонации - значит помочь детям адекватно воспринимать и переживать явления окружающего мира. А исполнение и слушание народных песен "заряжает" соответствующими эмоциями исполнителей и слушателей. Поэтому именно народную песню мы можем рассматривать как одну из эффективных форм развития свойств человеческой психики и тем более детской, а главное - средством сбережения хрупкого психического здоровья детей.
Смысл исполнения народных песен в режиме регулярности заключается в положительном и для физического здоровья детей значении пения как физиологического процесса. Именно регулярные занятия по исполнению народных песен помогают формировать у каждого ребенка здоровый голосовой аппарат, развивает способность к гибкому и разнообразному его функционированию.
Такой вывод я сделала в результате наблюдений за изменениями в физическом состоянии обучающихся на уроках музыки в начальной школе. В процессе систематического исполнения самых разных народных песен ( в том числе не только на уроках музыки, но и во время минуток активного отдыха и на других уроках) детский голосовой аппарат постепенно приобрел такие жизненно важные качества, как неутомимость и выносливость. Если на первых занятиях можно уже через 5-7 минут активного пения констатировать усталость детского голоса, то к концу блока из 8-10 занятий напряжение в голосе и утомляемость за этот промежуток времени исчезают. Кроме того, традиционная песенная норма в виде открытой манеры звукообразования в процессе исполнения народных песен переходит в привычную, а физическая природа детей за счет этого очевидно укрепляется (в зимнее время зафиксировано снижение количество заболевших от простуды детей именно в тех классах, где работа по укреплению голосового аппарата при помощи народной песни велась системно и регулярно). Информация о таких изменениях была доведена до учителей, и во многих классах (1-6) пение стало традиционным занятием не только на уроках музыки. В школе работают ансамбли "Капелька", "Веселые нотки", где занимаются ребята 1 и 5 классов.
Анализируя народную песню с точки зрения ее пользы для укрепления физического здоровья детей, я коснусь вопросов дыхания. Известно, что от навыков певческого дыхания зависит качество голоса, его сила. Этот навык у обучающихся развивается с первых занятий народной песней. Механизм дыхания, закрепляясь в сознании ребенка, переходит в привычку. Поскольку певческое дыхание представляет собой своеобразный массаж внутренних органов, то привычное систематическое его использование благоприятно влияет на физическое здоровье ребенка.
В народном пении для удержания на опоре открытого звука требуется большое подсвязочное давление, которое регулируется работой дыхательного аппарата. От выработки правильного механизма дыхания зависит уровень подсвязочного давления, а кроме того, работа брюшного пресса. Все это, в совокупности, координирует работу всех органов голосообразующей системы и тем самым заметно воздействует на укрепление общего психофизического состояния неокрепшего, растущего организма ребенка.
Познакомимся с правилами и особенностями традиционной манеры исполнения.
1. Петь песню как говоришь (интонация, смысл слова).
2. не петь как один человек (вариативность, ритм, вокал).
3. Отсутствие фразировки, цепное дыхание.
4. При наличии протяжного звука отсутствует легато.
5. Соблюдать диалектные особенности.
6. Фольклорное дыхание. Брюшное дыхание (низ живота), активизация легких.
Активизаця легких
Упражнение: ладони на животе, дуть на ладони животом "раздувать огонь", беззвучный крик, вдох - выдох на сжатых зубах, естественный крик, "свечка", "воздушный шарик" и т.п.
Упражнение: лечь на лавку - поднимать животом книгу.
Раскрыть все ресурсы дыхания: полное дыхание. Начало с живота.
Упражнение: м, з, ж, с.
Пение открытое: положение рта, гортань, не зажаты челюсти.Язык. Звук формируется на зевке. Язык упирается в нижние резцы, лежит ложечкой. Звук посылаем на кончик языка.
Занятия строятся на доступном детям материале, следуя принципу последовательного продвижения от простого к сложному. Процесс налаживания координации голоса и слуха длительный. на первом занятии предлагается мпеть 2 звука, раположенные в соотношении малой терции. Звуки обозначаются по системе относительной сольмизации: "зо" - верхний, "ви" - нижний. Постепенно высотное положение перемещается вверх на полтона, тон и далее. Не следует употреблять инструментом, детям легче воспроизводить звучание голоса - женского и детского.
Если в классе много детей с недостаточно налаженной координацией голоса и слуха, полезно посвятить несколько занятий "впиванию" этих двух звуков, чтобы постепенно образовался прочный навык интонирования. Достижению этого помогут песенки-упражнения. Текстами служат слова потешек, прибауток, колыбельных и игровых песенок.
Трух-тух,
Трух-тух-тух,
Ходит по двору петух.
Сам со шпорами,
Хвост с узорами,
Под окном стоит,
На весь двор кричит.
Интонационное однообразие попевок можно компнсировать различными сюжетами и игровыми действиями. Возникает атмосфера увлеченности, помогающая каждому ребенку добиться хороших результатов: стеснительным - смело и свободно говорить, двигаться, петь. А шалунам - сконцентрировать свое внимание на уебном материале и активно включиться в работу класса. Движения песни могут быть разнообразными, но ои должны сводиться к минимуму.
Дударь, дударь, дударище,
Старый, старый старичище.
Его под колоду,
Его под сырую
Его под колоду,
Его под гнилую.
Дударь, дударь, что болит? (голова и т.д.).
Если занятия начинаются не с 5-6 лет, а старше, то целесообразно сразу включать в программу нетрудные песни, минуя песенок-прибауток.
1) Косторомушка, Кострома,
Не болит ли голова?
Не послать ли за врачом,
За дьяконом, за дьячком?
Кострома, Кострома, ты жива? - Жива!
На чем? - (на бечевочке, веревочке, ниточке). Кострома, Кострома, ты жива? - (молчит)
Умерла?! (водящий ловит ребят)
2) Шла Матрена по дорожке,
Потеряла две сережки.
Две сережки, два кольца -
Цалуй девка молодца. Поцаловки!
На горе я борновал,
С горы девок увидал.
Брошу, брошу борновать,
Пойду девок цаловать. (Поцаловки)!
Принято считать, что старинные элементы речи являются украшением любой народной песни. Произнесение таких слов детьми формирует в их душе уважительное отношение к старине, к языку прошлого, укрепляет в памяти лучшие традиции народов.
При помощи слова в народной песне дети незаметно и легко из реального мира перемещаются в мир сказки, шутки и игры, а затем незаметно и легко входят снова в реальную повседневную обстановку и привычную среду. Это укрепляет в их психическом здоровье, гибкость и равновесие.
Приступая к использованию народной песенной педагогики в качестве средства укрепления психического и физического здоровья детей в рамках школьных уроков музыки, дополительного образования, внеурочной деятельности, необходимо ясно представлять себе сущность этой самобтной оздоровительной системы. Сложные диалектические процессы, происходящие в формирующимся организме ребенка, требуют серьезного и вдумчивого отношения к подбору репертуара, к реализации народных песен в определенном режиме, глубокого проникновения в суть народного интонационного мышления и на этой основе - дальнейшего обнаружения оздоровительного потенциала народных песен.
Применение такой уникальной здоровьесберегающей технологии, особенно в начальной школе и не только на уроках музыки, необходимо, так как истинный ее смысл раскрыт, а здоровьесберегающее значение проверено и в науке и на практике.
Желаю всем успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Встреча «Народное творчество коми края». Мастер класс с народными умельцами.
Конспект внеклассного занятия по краеведению к 90 – летию Коми Пермяцкого округа в малокомплектной школе. История, культура, традиции ...
Роль ИКТ в деятельности современного учителя
тема по самообразованию...
Мастер –класс по математике. Тема: абак - эффективный инструмент формирования навыка счета.
Наглядность, чувственное восприятие, и практическая деятельность детей являются основой осознанного усвоения знаний, лучшим средством развития детей. В качестве такого наглядного материала я ис...
Мастер-класс по теме "Музыкальные и шумовые инструменты. Маракасы"
Мастер-класс подготовлен для онлайн лагеря....
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОБСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫМ УЧИТЕЛЕМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
В данной работе рассмотрены основные этапы и содержание педагогической деятельности учителя начальных классов с целью реализации требований ФГОС НОО. Определены основные квалификационные характер...
Анализ теорий мотивации и возможности их использования в деятельности современного учителя начальных классов
В статье представлен анализ основных теорий мотивации и возможности их использования в деятельности современного учителя начальных классов....
Мастер-класс на тему "История возникновения музыкальных инструментов. Способы и приемы игры на ударных и духовых инструментов ансамбля РНИ"
Музыка является частью культуры каждого народа. Музыка постоянно изменяется. То что в древности считали музыкой для нас это просто набор звуков. С развитием человечества изменялась и музыка....