И УО и дети с ЗПР на первоначальных этапах обучения не понимают школьных требований, не подчиняются правилам школьной жизни, не интересуются школьными занятиями. И УО и дети с ЗПР не владеют навыками, соответствующими школьной программе. После года обучения в 1 классе массовой школы не выучивают букв, затрудняются в звукобуквенном анализе, не могут писать под диктовку, не справляются с элементарными счетными операциями. В чтении, письме, счете дети с ЗПР и умственно отсталые дети обнаруживают сходные ошибки. |
ЗПР | УО | Обратимость симптоматики | В случае правильной коррекционно-воспитательной работы может наступить полная обратимость симптомов. Дети с ЗПР обладают более полноценными возможностями для дальнейшего развития. При правильной педагогической работе отмечается значительный скачок в развитии. В дальнейшем (при благоприятных условиях воспитания и обучения) они оканчивают массовую школу, учатся в техникумах, а в отдельных случаях – в ВУЗах. | При умственной отсталости основным патогенетическим фактором является органическое поражение коры больших полушарий головного мозга, поэтому не возникает обратимости симптоматики в процессе компенсации. Поражение носит тотальный, необратимый характер.
| Нарушение познавательной деятельности | Парциальность, мозаичность в развитии всех компонентов психической деятельности ребенка. | Тотальность и иерархичность нарушений психической деятельности ребенка (диффузное, размытое повреждение коры головного мозга). | Потенциал развития познавательной деятельности | Высокий и зависит от формы ЗПР | Низкий | Динамика интеллектуальной деятельности | Характерна скачкообразность | Данный феномен не выявлен | Структура нарушения интеллектуальной деятельности | Страдают предпосылки интеллектуальной деятельности: внимание, восприятие, сфера образов – представлений, зрительно – двигательная координация, фонематический слух и др. | Страдают собственно мыслительные операции - обобщение, сравнение, анализ, синтез, отвлечение, абстрагирование. | Эмоциональная сфера | Большая яркость эмоций. | Эмоциональная сфера не развита. | Развитие моторики | При ЗПР моторика в большинстве случаев достигает значительного уровня развития. Движения скоординированы, целенаправленны, отличаются ловкостью, четкостью.
| У УО моторика недоразвита в целом. Движения плохо скоординированы, замедлены, неловки. Явно выражено недоразвитие сложных форм движений, преимущественно рук. Наблюдается плохая переключаемость с одного движения на другое. Дети не умеют выполнять движения по словесной инструкции или в воображаемой ситуации. | Развитие речи | При ЗПР нет грубых нарушений произношения, лексики, грамматики. Недоразвитие фонематического слуха быстро преодолевается. Дети хорошо понимают сказки и рассказы. В чтении, письме, счете обнаруживают такие же ошибки, как и УО, но всегда пытаются понять прочитанное, прибегая к повторному чтению без указаний учителя. Они имеют больший запас слов, чем УО, могут передать содержание сказки, рассказа, не испытывая трудностей в подборе слов, фраз, быстрее усваивают правильную артикуляцию. | У детей с умственной отсталостью имеются грубые дефекты речи: значительно нарушена артикуляция, они плохо усваивают значения слов, у них не развит фонематический слух, затруднен звуковой анализ слова, имеются значительные дефекты произношения, бедность словаря, трудности формулирования мыслей, овладения грамматическим строем. Дети с умственной отсталостью недостаточно пользуются речью в процессе игры и общения; не имеют желания понять прочитанное, поэтому их пересказ непоследователен, нелогичен. | Особенности игровой деятельности | Дети с ЗПР, в отличие от УО, в игре активны, инициативны, самостоятельны, продуктивны. У детей с ЗПР имеется интерес к предметно - манипулятивной и игровой деятельности. Игровая деятельность детей с ЗПР, в отличие от таковой у УО, носит более эмоциональный характер. Мотивы определяются целями деятельности, правильно выбираются способы достижения цели, но содержание игры не развернуто. В ней отсутствует собственный замысел, воображение, умение представить ситуацию в умственном плане. В отличие от нормально развивающихся дошкольников дети с ЗПР не переходят без специального обучения на уровень сюжетно-ролевой игры, а «застревают» на уровне сюжетной игры. | У УО игры носят элементарный, подражательный характер, изобилуют стереотипными действиями, в их играх нет сюжетов, они носят предметно-игровой характер | Способность принимать помощь | Дети с ЗПР способны принимать помощь взрослого, усваивать принцип решения задания и переносить его на аналогичные задачи, они сами замечают свои ошибки. | УО малочувствительны к помощи взрослых: требуются десятки показов и повторений, прежде чем действие будет усвоено. Они не замечают своих ошибок. | Игровое предъявление заданий | Повышает продуктивность деятельности детей с ЗПР. | Может служить поводом для непроизвольного соскальзывания ребенка с выполнения задания. Особенно часто это происходит, если предлагаемое задание находится на пределе возможностей умственно отсталого ребенка. | Особенности изобразительной деятельности | Большинство детей с ЗПР дошкольного возраста в различной степени владеют изобразительной деятельностью. | У умственно отсталых дошкольников без специального обучения изобразительная деятельность не возникает. Такой ребенок останавливается на уровне предпосылок предметных изображений, т.е. на уровне черкания. В лучшем случае у отдельных детей отмечаются графические штампы – схематичные изображения домиков, «головоногие» изображения человека, буквы, цифры, хаотично разбросанные по плоскости листа бумаги. |
|