Рабочая программа по музыке 1-2 классы
рабочая программа по музыке (1, 2 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке составлена в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года( с изменениями и дополнениями); в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373 (с изменениями и дополнениями), основной образовательной программой начального общего образования ГБОУ СОШ с. Летниково.
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования «Музыка» авторов Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, М.: Просвещение, 2016г. В образовательном процессе используется УМК «Школа России», входящий в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию.
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета:
1 класс
Обучающийся научится:
- слушать и образно воспринимать на слух музыку;
- слушать музыку на примере произведения П.И.Чайковского «Щелкунчик» (фрагменты);
- размышлять об истоках возникновения музыкального искусства; правилам поведения и пения на уроке;
- наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы;
- сочинять песенки – попевки; определять характер, настроение, жанровую основу песенок – попевок;
- слушать мотивы осенних мелодий; объяснять термины мелодия и аккомпанемент, мелодия
- различать понятия звук, нота, мелодия, ритм;
- исполнять простейшие ритмы, импровизировать в пении, игре, пластике;
- различать различные виды инструментов, ориентироваться в музыкально – поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, находить сходства и различия в инструментах разных народов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- гордиться за свою Родину, народ и историю России;
- укреплять культурную, этническую и гражданскую идентичность в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
- позитивной самооценке своих музыкально-творческих способностей;
- продуктивному сотрудничеству со сверстниками при решении творческих задач, уважительному отношению к иному мнению;
- уважительному отношению к историко-культурным традициям других народов.
2 класс
Обучающийся научится:
- определять на слух основные жанры музыки
-определять автора, название, текст изученного произведения
- определять на слух основные жанры музыки
-участвовать в коллективном пении
-узнавать изученные музыкальные произведения
Обучающийся получит возможность научиться:
- применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности
-выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы;
-знать об истоках происхождения музыки;
-различать характер музыки, определять и сравнивать характер музыки, настроение.
-понимать смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»
-определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях;
-знать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края
III. Содержание учебного предмета
1 класс
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки,
Игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. |
Формой организации учебных занятий является урок.
Основные виды учебной деятельности:
- слушание, восприятие музыки;
- разучивание, исполнение музыкального произведения;
- музыкально-ритмические движения;
- импровизация и драматизация детских песен,
- хоровое пение.
2 класс
Музыка – искусство идеальное пространственно-временное, поэтому разработан приём использования пространства клавиатуры не для изучения схемы расположения нот, октав, гамм, аккордов. Живописные партитуры, сочетающие нотную графику и рисунок самой клавиатуры, рассчитаны на то, что ребёнок, без конкретного знания нот, визуально будет «переносить» звуки с партитуры на реальную клавиатуру. Следовательно, клавиатура в учебниках – это полотно, на котором конкретизируется идеальный пластический и пространственный музыкальный образ на основе собственных ощущений ребёнком пространства, времени, объёма, движения, а также и цветовых ассоциаций звучания.
Таким образом, программа и дидактический материал учебников по музыке строятся на следующих принципах: обучение музыке как живому образному искусству; обобщающий
характер знаний; тематическое построение содержания образования, вытекающее из природы искусства и его закономерностей.
В учебниках доступным языком даётся представление о музыкальной культуре
многонациональной России. Здесь, особенно на начальном этапе учения в школе, важно развить у детей способности наблюдать, видеть и слышать окружающий мир, выражать свои впечатления в рисунке, пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, художественном движении.
Учебник 2-го класса знакомит с детским музыкальным фольклором (колыбельная песня, загадки, пословицы, народные игры). Это позволяет естественно вводить учащихся в более сложные художественные явления, например, былину, сказочные фрагменты опер («Руслан и Людмила» М.И. Глинки).
Материал учебников структурирован в соответствии с поурочным планированием программы, дающим возможность полнее раскрыть её образовательный и воспитательный потенциал. Этот «ход» был необходим для того, чтобы убедительно показать неслучайность выбора учебных тем, того или иного «методического ключа» в освоении тематизма, репертуара, вида музыкальной деятельности.
Освоение учебных тем связано с разными видами музыкальной деятельности
школьников, когда в собственном исполнении они почувствуют важную роль тех или иных выразительных средств языка музыки. Учебник содержит задания, выполнение которых заставит детей обратиться к рабочей тетради в форме блокнота для музыкальных записей (БН).
В представленных материалах широко используется нотная графика. Применение нотной записи не преследует целей заучивания нотных примеров, ритмических рисунков, они, скорее, иллюстрируют объяснения учителя, выступают ассоциативным обрамлением музыкальной фразы, мелодии. Педагогическая задача – постепенно сделать для учеников общение с нотными обозначениями привычным и естественным, а главное – приучать находить важные содержательные соответствия между слышимым звучанием музыки и его выражением (отображением) в нотных знаках.
Структурное отличие программы для 2-го класса связано с особенностью этого возрастного периода, который одновременно является и пропедевтическим этапом, и начальным этапом систематического формирования музыкальной культуры детей в общеобразовательной школе.
Главная и единственная тема 2-го класса и первого года обучения музыке в школе – «Как можно услышать музыку». Она рассматривается в каждой четверти под различным углом зрения. В ней «высвечивается» тот или иной аспект этого основополагающего умения, необходимого для постижения музыки, и поэтому она представлена боле подробно – 8-ю тематическими блоками. Программа и педагогическая концепция Д.Б. Кабалевского – уникальное наследие отечественной педагогики, которое непременно должно быть в арсенале современного учителя музыки.
Формой организации учебных занятий является урок.
Основные виды учебной деятельности:
- слушание, восприятие музыки;
- разучивание, исполнение музыкального произведения;
- музыкально-ритмические движения;
- импровизация и драматизация детских песен, - хоровое пение.
IV. Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
Музыка вокруг нас (16 ч) | ||
1 | И Муза вечная со мной! | 1 |
2 | Хоровод муз. | 1 |
3 | Повсюду музыка слышна. | 1 |
4 | Душа музыки – мелодия. | 1 |
5 | Музыка осени. | 1 |
6 | Сочини мелодию. | 1 |
7 | «Азбука, азбука каждому нужна…» | 1 |
8 | Музыкальные инструменты (дудочка, рожок, гусли, свирель) | 1 |
9 | Музыка вокруг нас (обобщение). | 1 |
10 | «Садко». Из русского былинного сказа. | 1 |
11 | Музыкальные инструменты. | 1 |
12 | Звучащие картины. | 1 |
13 | Разыграй песню. | 1 |
14 | Пришло Рождество, начинается торжество. | 1 |
15 | Родной обычай старины. Добрый праздник среди зимы. | 1 |
16 | Музыка вокруг нас (обобщение 2). | 1 |
Музыка и ты (17 ч) | ||
17 | Край, в котором ты живёшь. | 1 |
18 | Поэт, художник композитор. | 1 |
19 | Музыка утра. Музыка вечера. | 1 |
20 | Музыкальные портреты. | 1 |
21 | Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка. | 1 |
22 | У каждого свой музыкальный инструмент. | 1 |
23 | Музы не молчали. | 1 |
24 | Мамин праздник. | 1 |
25 | Музыкальные инструменты. | 1 |
26 | «Чудесная лютня».(по алжирской сказке) | 1 |
27 | Звучащие картины. Обобщение материала. | 1 |
28 | Музыка в цирке. | 1 |
29 | Дом, который звучит. | 1 |
30 | Опера – сказка. | 1 |
31 | «Ничего на свете лучше нету …» | 1 |
32 | Афиша. Программа. Твой музыкальный словрик. | 1 |
33 | Музыка и ты. Обобщение материала. | 1 |
2 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
Как можно услышать музыку (9 ч) | ||
1 | Звучание музыки вокруг. | 1 |
2 | Начало познания музыки. | 1 |
3 | Родные корни. | 1 |
4 | Родные корни. | 1 |
5 | Мир человека. | 1 |
6 | Муз игра «Идём в концертный зал». | 1 |
7 | Звучащий образ России. | 1 |
8 | Звучащий образ России. | 1 |
9 | Обобщающий урок по теме: «Как можно услышать музыку». | 1 |
Развитие темы: как можно услышать музыку? (7 ч) | ||
10 | Твоё творчество. | 1 |
11 | Былинность. | 1 |
12 | Детство. | 1 |
13 | «Подслушанная» музыка. | 1 |
14 | Сказку сказываем. | 1 |
15 | Создаём героев. | 1 |
16 | Обобщающий урок по теме: «Как можно услышать музыку» (развитие темы). | 1 |
Кульминация темы: как можно услышать музыку? (9 ч) | ||
17 | Мир и человек. | 1 |
18 | Рисуем мир. | 1 |
19 | Музыкальный язык. | 1 |
20 | Характер. | 1 |
21 | Темп и ритм. | 1 |
22 | Мелодия и интонация. | 1 |
23 | Пишем музыку. | 1 |
24 | Времена года. | 1 |
25 | Обобщающий урок по теме: «Как можно услышать музыку» (кульминация темы). | 1 |
Обобщение темы: как можно услышать музыку? (9 часов) | ||
26 | Музыкальные сочинения. | 1 |
27 | Народная песня. | 1 |
28 | Композиторская музыка. | 1 |
29 | Маленькие – великие. | 1 |
30 | Спектакли и музыка. | 1 |
31 | Проблемы жизни в музыке. | 1 |
32-33 | Обобщающий урок по теме: «Как можно услышать музыку». | 2 |
34 | Заключительный урок-концерт. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке ПНШ 1 класс
УМК "Перспективная начальная школа". Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС (по Челышевой Т.В., Кузнецовой В.В.)...
Рабочая программа по музыке для 1 класса, основанная на программе Критской, Сергеевой
Рабочая программа по музыке для 1 класса по ФГОсу. Составлена на основе программы Критской, Сергеевой. Имеет приложение в виде тестов для контрольно-обобщающих уроков....
Рабочая программа по музыке для 1 класса по программе "Планета Знаний"
Рабочая программа по музыке составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования по музыке М.:АСТ Астрель, 2009 г.,...
Рабочая программа по музыке для 2 класса по программе "Начальная школа XX века"
Рабочая программа по музыке для 2 класса по программе "Начальная школа XX века"...
Рабочая программа по музыке для 1 класса программа "Гармония"
Представлена рабочая программа по музыке для 1 класса по программе "Гармония"...
Рабочая программа по музыке для 2 класса по программе "Начальная школа XXI в"
Рабочая программа по музыке для 2 класса составлена на основе:- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...