Музыка 1 класс (программа и КТП по УМК "Школа России")
календарно-тематическое планирование по музыке (1 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КУРСА «МУЗЫКА», 1 КЛАСС.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МОиН №373 от 06 октября 2009);
- Приказ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы, УМК «Школа России» (Новый стандарт начального образования), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
- Авторская программа курса «Музыка» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной;
- Учебный план образовательного учреждения на 2017/2018 учебный год.
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно – смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.
Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
- воспитание эмоционально – ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
- развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально – пластическое движение и импровизация).
Цели общего музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые предоставляются младшему школьнику.
Задачи музыкального образования младших школьников:
- воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
- воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
- развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
- накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Общая характеристика курса
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:
- хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкальноритмические движения; игра на музыкальных инструментах;
- инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных
- пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в 1 классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. Творческий подход учителя музыки к данной программе – залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Творчество народов России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трёхчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Музыка вокруг нас (15 часов)
И муза вечная со мной, Хоровод муз. Повсюду музыка слышна. Душа музыки – мелодия. Музыка осени. Сочини мелодию. Азбука, азбука каждому нужна. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты. «Садко». Народные инструменты. Звучащие картины. «Разыграй песню». «Пришло Рождество – начинается торжество». Добрый праздник среди зимы.
Музыка и ты (18 часов)
Край, в котором ты живешь. Поэт, художник, композитор. Музыка утра. Музыка вечера. Музыкальные портреты. «Разыграй сказку». «Музы не молчали…». Музыкальные инструменты. Мамин праздник. Звучащие картины. Урок-концерт. Музыка в цирке. Дом, который звучит. «Ничего на свете лучше нету…». Обобщающий урок. Урок-концерт.
Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? Что такое перевивы? Чем они похожи и чем различаются? Перевивы - волна, цепочка, змейка.
Основные виды учебной деятельности школьников.
Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всём многообразии её видов, жанров и форм.
Пение. Самовыражение ребёнка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).
Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.
Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Создание условий для формирования следующих умений:
- укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
- развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
- применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;
- умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
- общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
- представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историкокультурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
- использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
- готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
- участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально – хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом:
Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Музыка. 1 класс. Учебник.
Е.Д. Критская. Музыка. 1 класс. Рабочая тетрадь.
Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Уроки музыки: 1-4 классы. Методическое пособие для учителей.
Е.Д. КРИТСКАЯ, Г.П. СЕРГЕЕВА, Т.С. ШМАГИНА
МУЗЫКА
Календарно-тематическое планирование изучения учебного материала
1 класс, 33 ч (1 ч в неделю)
№ п/п | Дата | Тема урока, страницы учебника | Тип урока | Основные понятия урока | Планируемые предметные результаты освоения материала | |||
план | факт | предметные | метапредметные | личностные | ||||
МУЗЫКА ВОКРУГ НАС (15 часов) | ||||||||
1 | 04.09 – 08.09 | И муза вечная со мной! с. 6 – 7 | УИНМ[1] | Композитор, исполнитель, слушатель. | Научатся слушать музыку на примере произведения П. И. Чайковского «Щелкунчик» (фрагменты); размышлять об истоках возникновения музыкального искусства; правилам поведения и пения на уроке; наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы. | Выполнять учебные действия в качестве слушателя. Использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника. Адекватно воспринимать музыкальное произведение. | Адекватная мотивация учебной деятельности. Я – слушатель. | |
2 | 11.09 – 15.09 | Хоровод музыкальный. с. 8 | УИНМ | Хор, хоровод. Роль и место пляски в жизни разных народов. Плясовые песни. | Научиться водить хороводы и исполнять хороводные песни; использовать музыкальную речь как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках; сравнивать танцы разных народов между собой. | Преобразовывать познавательную задачу в практическую. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, уважительное отношение к культуре других народов. | |
3 | 18.09 – 22.09 | Повсюду музыка слышна. с. 9 | УИНМ | Композитор. Сочинять (импровизировать) мелодию на заданный текст. Ролевая игра «Играем в композитора». | Научиться сочинять песенки-попевки; определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок; принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности. | Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Осуществлять поиск необходимой информации. Ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе. | Наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии. | |
4 | 25.09 – 29.09 | Душа музыки – мелодия. с. 10 – 13 | УИНМ | Песня, настроение стихотворений, музыкальных произведений. | Научиться определять характерные черты жанров музыки (на примере произведений «Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс» П. И. Чайковского); сравнивать музыкальные произведения различных жанров и стилей | Формировать и удерживать учебную задачу. Использовать общие приемы решения исполнительской задачи. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. | Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач. | |
5 | 02.10 – 06.10 | Музыка осени. с. 14 – 15 | Комбинированный урок | Настроение стихотворений, музыкальных произведений; музыкальные краски: мажор, минор; куплетная форма песни. | Слушать мотивы осенних мелодий (на примере произведений П. И. Чайковского «Осенняя песнь», Г. Свиридова «Осень»); объяснять термины мелодия и аккомпанемент, мелодия – главная мысль музыкального произведения. | Формулировать и удерживать учебную задачу. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Формулировать собственное мнение и позицию. | Развитие творческих способностей, воображения, наблюдения, сравнения, классификации, обобщения как средств интеллектуальной адаптации. | |
6 | 09.10 – 13.10 | Сочини мелодию. с. 16 – 17 | Комбинированный урок | Мелодия, аккомпанемент. Сочинять (импровизировать) мелодию на заданный текст. | Находить (выбирать) различные способы сочинения мелодии, использовать простейшие навыки импровизации в музыкальных играх; выделять отдельные признаки предмета, объединять их по общему признаку. | Выполнять учебные действия в качестве композитора. Использовать общие приемы в решении исполнительских задач. Ставить вопросы, формулировать затруднения, предлагать помощь. | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы. Формирование эстетических потребностей. | |
7 | 16.10 – 20.10 | Музыкальная азбука. с. 18 – 19 | Комбинированный урок | Ноты, звуки, звукоряд, нотный стан, или нотоносец, скрипичный ключ. | Различать понятия звук, нота, мелодия, ритм; исполнять простейшие ритмы (на примере «Песни о школе» Д. Кабалевского, Г. Струве «Нотный бал»); импровизировать в пении, игре, пластике. | Формулировать и удерживать учебную задачу; выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Выделять необходимую информацию. Участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках. | Принятие образа «хорошего ученика». Понимание роли музыки в собственной жизни. Наличие эмоционального отношения к искусству, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности. | |
8 | 23.10 – 27.10 | Музыкальные инструменты. Народные инструменты. с. 22 – 23 | УИНМ | Народная музыка. Определять на слух звучание свирели, рожка, гуслей. | Различать разные виды инструментов; ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России; находить сходства и различия в инструментах разных народов. | Использовать установленные правила в контроле способов решения задач. Ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи. Обращаться за помощью; формулировать свои затруднения. | Наличие эмоционального отношения к искусству, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности.. | |
9 | 06.11 – 10.11 | Из русского былинного сказа «Садко». с. 24 – 25 | Комбинированный урок. | Былина, былинный сказ. | Определять на слух звучание гуслей, называть характерные особенности музыки (на примере оперы-былины «Садко»). | Составлять план и последовательность действий. Осуществлять поиск необходимой информации. Ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию. | Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности.. | |
10 | 13.11 – 17.11 | Музыкальные инструменты. с. 26 – 27 | Комбинированный урок. | Музыка авторская (композиторская). Определять на слух звучание флейты, арфы, фортепиано. Профессиональная музыка, музыкальные инструменты. | Определять тембр, голос музыкальных инструментов (на примере русского народного наигрыша «Полянка», «Былинного наигрыша» Д. Локшина, оркестровой сюиты № 2 «Шутка» И. С. Баха). | Формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Использовать речь для регуляции действия. | Развитие мотивов музыкально-учебной деятель-ности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. Чувство сопричастности к культуре своего народа. | |
11 | 20.11 – 24.11 | Звучащие картины. с. 28 – 29 | Комбинированный урок. | Определение «звучания» в картинах народной или профессиональной музыки.
| Научиться выделять принадлежность музыки к народной или композиторской, сопоставлять и различать части: (начало, кульминация, концовка); составлять графическое изображение мелодии. | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Читать простое схематическое изображение. Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления. | |
12 | 27.11 – 01.12 | Разыграй песню. с. 36 – 37 | Комбинированный урок. | Импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера. | Выразительно исполнять песню, составлять исполнительское развитие вокального сочинения исходя из сюжета стихотворного текста (на примере песни «Почему медведь зимой спит» Л. К. Книппер, А. Коваленковой). | Формулировать и удерживать учебную задачу. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Формулировать собственное мнение И позицию. | Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. Уметь работать в коллективе. | |
13 | 04.12 – 08.12 | Пришло Рождество, начинается торжество! с. 38 – 39 | Комбинированный урок. | Народные праздники, рождественские песни. | Выразительно исполнять рождественские песни; различать понятия народные праздники, рождественские песни (на примере песен «Рождество Христово», «Ночь тиха над Палестиной», «Зимняя сказка» С. Крылова). | Сравнивать, находить сходства и различия, ориентироваться в материале учебника. Понимать содержание рисунка и соотносить его с музыкальными впечатлениями. | Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа. | |
14 | 11.12 – 15.12 | Родной обычай старины. с. 32 – 33 | Комбинированный урок. | Колядки. Сольное и хоровое выразительное исполнение. | Выразительно исполнять рождественские колядки. Приобрести опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание. | Узнавать, называть и определять явления окружающей действительности. Оценивать результат своей деятельности, осуществлять последовательность действий на уроке. | Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа. | |
15 | 18.12 – 22.12 | Добрый праздник среди зимы. с. 34 – 35 | Комбинированный урок. | Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. .
| Определять настроение, характер музыки; придумывать ритмическое сопровождение, дирижировать на примере «Марша», «Вальса снежных хлопьев», «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского. | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера. Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач. | |
МУЗЫКА И ТЫ (18 часов) | ||||||||
16 | 08.01 – 12.01 | Край, в котором ты живешь. с. 40 – 41 | Комбинированный урок. | Родина, малая родина. . | Различать понятия родина, малая родина; исполнять песню с нужным настроением, высказываться о характере музыки, определять, какие чувства возникают, когда поешь об Отчизне. | Преобразовывать практическую задачу в познавательную. Ставить И формулировать проблему. Строить монологичное высказывание, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки. | Развитие чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; эмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношения к вечным проблемам жизни и искусства: материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг. | |
17 | 15.01 – 19.01 | Поэт, художник, композитор. с. 42 – 43 | Комбинированный урок. | Поэт, художник, композитор. Образный анализ картины. Интонационно-образный анализ музыки. Пластический этюд стихотворения. | Находить общее в стихотворном, художественном и музыкальном пейзаже; понимать, что виды искусства имеют собственные средства выразительности. | Выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Осуществлять поиск необходимой информации. Слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкального произведения. | |
18 | 22.01 – 26.01 | Музыка утра, музыка вечера. с. 44 – 45 | Комбинированный урок. | Инструментальное произведение (чувства, характер, настроение). Музыкальный пейзаж. Фортепианное и оркестровое исполнение музыки. | Проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения – чувства, характер, настроение на примере музыки П. И. Чайковского «Утренняя молитва», Э. Грига «Утро», Д. Б. Кабалевского «Доброе утро», В. Гаврилина «Вечерняя», С. Прокофьева «Вечер», А. Хачатуряна «Вечерняя сказка». | Использовать речь для регуляции своего действия. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи. Внутренняя позиция, эмоциональная отзывчивость, сопереживание, уважение к чувствам и настроениям другого человека. | |
19 | 29.01 – 02.02 | Музыкальные портреты. с. 48 – 49 | Комбинированный урок. | Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. | Проводить интонационно-образный анализ на примере музыки С. Прокофьева «Болтунья», «Баба Яга», передавать разговор-диалог героев, настроение пьес. | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; преобразовывать практическую задачу в познавательную. Выбирать наиболее эффективные способы решения задач; узнавать, называть и определять героев музыкального произведения. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности. | |
20 | 05.02 – 09.02 | Разыграй сказку. «Баба Яга» – русская народная сказка. с. 52 – 53 | Комбинированный урок. | Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации. | Выразительно исполнять колыбельную песню, песенку-дразнилку, определять инструменты, которыми можно украсить сказку и игру; выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения. | Принимать учебную задачу урока, работать в определенной последовательности. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания. | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. | |
21 | 12.02 – 16.02 | У каждого свой музыкальный инструмент. с. 46 – 47 | Комбинированный урок | Музыкальные инструменты. | Инструментовка и инсценировка песен. Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным характером. Звучание народных музыкальных инструментов. . | Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Различать способ и результат действия, адекватно воспринимать предложения учителей и товарищей. | Формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Уважительно относиться к родной культуре. | |
22 | 26.02 – 02.03 | Музы не молчали. с. 54 – 55 | Комбинированный урок | Солист, хор, оркестр; Отечество, подвиг, память. | Объяснять понятия солист, хор, оркестр, отечество, память, подвиг; выразительно исполнять песни на примере музыки А. Бородина «Богатырская симфония», солдатской походной песни «Солдатушки, бравы ребятушки…». | Формулировать и удерживать учебную задачу. Ставить и формулировать проблемы. Ставить вопросы, формулировать свои затруднения, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки. | Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа. Понимание значения музыкального искусства в жизни человека. | |
23 | 05.03 – 09.03 | Мамин праздник. с. 50 – 51 | Комбинированный урок | Характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения, имитационные движения. | анализировать музыкальные сочинения, импровизировать на музыкальных инструментах, выразительно исполнять песни «Спасибо» И. Арсеева, «Вот какая бабушка» Т. Попатенко, «Праздник бабушек и мам» М. Славкина. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Читать простое схематическое изображение. | Воспитывать понимание роли матери в жизни каждого человека, уважительное отношение девочкам и женщинам. | |
24 | 12.03 – 16.03 | Музыкальные инструменты. с. 56 – 57 | Комбинированный урок | Музыкальные инструменты: арфа и флейта. | Проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений; обобщать, формулировать выводы на примере пьесы «Сладкая греза» П. И. Чайковского, «Менуэта» Л. Моцарта, «Волынка» И.-С. Баха. | Составлять план и последовательность действий. Ставить и формулировать проблемы. Проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства. Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности. | |
25 | 19.03 – 23.03 | У каждого свой музыкальный инструмент. с. 58 – 59 | Комбинированный урок | Музыкальные инструменты: лютня и гитара, клавесин и фортепиано. | Определять старинные, современные инструменты, определять на слух звучание лютни и гитары, клавесина и фортепиано (на примере пьесы «Кукушка» К. Дакена). | Анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогии, построение рассуждения. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения. Вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. | |
26 | 02.04 – 06.04 | «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). с. 60 – 61 | Комбинированный урок | Музыкальные инструменты: фортепиано, клавесин, гитара, лютня. | Понимать контраст эмоциональных состояний и контраст средств музыкальной выразительности, определять по звучащему фрагменту и внешнему виду музыкальные инструменты (фортепиано, клавесин, гитара, лютня), называть их. | Обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач. Выделять и формулировать познавательную цель. Задавать вопросы, формулировать свои затруднения. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности. | |
27 | 09.04 – 13.04 | Звучащие картины. с. 62 – 63 | Комбинированный урок | Народная и композиторская музыка; начало, кульминация, концовка. | Выделять принадлежность музыки к народной или композиторской, сопоставлять и различать части: (начало, кульминация, концовка); составлять графическое изображение мелодии. | Осваивать умение использовать ранее приобретённые знания и умения в практической работе. Умение ставить и формулировать проблемы, осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Адекватно воспринимать предложения по исправлению ошибок. Формулировать собственное мнение. | Осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценности многонационального российского общества. Формирование целостного социально ориентированного взгляда на мир. | |
28 | 16.04 – 20.04 | Музыка в цирке. с. 66 – 67 | Комбинированный урок. | Жанровая принадлежность музыкальных произведений, песня - танец – марш. | Проводить интонационно-образный анализ музыкальных сочинений, - изображать цокот копыт, передавать характер звучания пьес и песен «Выходного марша», «Галопа» и «Колыбельной» И. Дунаевского, «Клоуны» Д. Кабалевского, «Мы катаемся на пони». | Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Концентрация воли для преодоления затруднений; применять установленные правила. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. | Эмоциональное отношение к искусству. Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера. | |
29 | 23.04 – 27.04 | Дом, который звучит. с. 68 – 69 | Комбинированный урок. | Песенность, танцевальность, маршевость; опера, балет. Музыкальные театры. . | Определять понятия опера, балет, различать в музыке песенность, танцевальность, маршевость П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик», Р. Щедрина «Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок», оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят», М. Красева «Муха-Цокотуха». | Использовать общие приемы решения задач. Ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. Задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию. | Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач. | |
30 | 30.04 – 04.05 | Опера-сказка. с. 70 – 71 | Комбинированный урок | Опера. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. | Определять понятие опера, выразительно исполнять фрагменты из детских опер («Волк и семеро козлят» М. Коваля, «Муха-Цокотуха» М. Красева.) | Умение строить рассуждения, обобщения. Применять установленные правила, использовать речь для регуляции своего действия. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной творческой деятельности. | Развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений. Уважение к чувствам и настроениям другого человека. | |
31 | 07.05 – 11.05 | «Ничего на свете лучше нету…» с. 72 – 73 | Комбинированный урок | Музыка для детей. | Выразительно исполнять песни, фрагменты из музыки к мультфильму «Бременские музыканты» композитора Г. Гладкова; определять значение музыки в мультфильмах. | Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Формулировать познавательную цель, оценивать процесс и результат деятельности. | Эмоциональная отзывчивость на яркое, праздничное представление. Понимание роли музыки в собственной жизни. | |
32 | 14.05 – 18.05 | Афиша. Программа. с. 72 – 73 | Комбинированный урок. | Композитор – исполнитель – слушатель. Афиша. Программа. | Понимать триединство композитор – исполнитель – слушатель; осознавать, что все события в жизни человека находят свое отражение в ярких музыкальных и художественных образах. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Формулировать собственное мнение и позицию. | Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления. Оценка результатов собственной исполнительской деятельности. | |
33 | 21.05 – 25.05 | Обобщающий урок. Музыка и ты. с. 74 – 76 | КЗ | Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. | Определять настроение музыки, владеть первонач-ными певческими навыками. Получить представление о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии. | Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Использовать речь для регуляции своего действия. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. |
[1] УИНМ – урок изучения нового материала; УОиС – урок обобщения и систематизации знаний; КЗ – контроль знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» 1 класс (Программа Б.М.Неменского, УМК «Школа России)
В календарно-тематическом планированиипо предмету «Изобразительное искусство» (1 класс по программеБ.М.Неменского,УМК «Школа России) в соответствии с программой представлены деятельность д...
Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» 1 класс (Программа Б.М.Неменского, УМК «Школа России")
В календарно-тематическом планированиипо предмету «Изобразительное искусство» (1 класс по программеБ.М.Неменского,УМК «Школа России) в соответствии с программой представлены деятельность д...
Математика 1 класс (программа и КТП по УМК "Школа России")
Программа и КТП с УУД...
Технология 1 класс (программа и КТП по УМК "Школа России")
Программа и КТП с УУД...
Окружающий мир 1 класс (программа и КТП по УМК "Школа России")
Программа и КТП с УУД...
Литературное чтение (+ обучение грамоте) 1 класс (программа и КТП по УМК "Школа России")
Программа и КТП с УУД...
Русский язык (+ обучение грамоте) 1 класс (программа и КТП по УМК "Школа России")
Программа и КТП с УУД...