«Служенье муз не терпит суеты»
материал по музыке (4 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Служенье муз не терпит суеты»
Этим эпиграфом открывается раздел
"Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье".
Автор строк - великий русский поэт А.С. Пушкин.
В этом разделе мы продолжим увлекательное путешествие в мир музыки и звуков. Обобщим наши знания о творчестве великих композиторов: С. Рахманинова (1873-1943), Ф. Шопена(1810-1849), Н. Римского - Корсакова (1844-1908), М. Мусоргского (1839-1881).
художник Б. Шаляпин
портрет С.В. Рахманинова
"Меня вдохновляло желание создать что-то прекрасное и художественное. Однажды прелюдия просто пришла, и я записал её. Она подступила с такой силой, что я не смог бы отделаться от неё, если бы даже попытался. Она должна была быть - и она стала" - так писал блестящий русский композитор Сергей Рахманинов о своём сочинении, которое известно во всём мире как "Прелюдия до-диез минор". Звучит она меньше трёх минут. А сыграть её может только опытный пианист.
ЗАДАНИЕ 1
- Послушайте "Прелюдию до-диез минор" С. Рахманинова и постарайтесь определить, из скольких частей она состоит.
- https://www.youtube.com/watch?v=LPe9H4-ZYHs
!!! Это нужно запомнить
Прелюдия - небольшое музыкальное произведение.
Использование музыки Прелюдии до-диез минор в кинематографе
Настоящий шедевр, способный украсить любую киноленту – это прелюдия до-диез минор. Многие кинорежиссеры сделали правильный выбор при поиске музыки. Представляю вашему вниманию список фильмов и сериалов, в которых звучит эта прекрасная композиция:
· Мир дикого Запада (2019);
· Романовы (2018);
· Страна мечты (2016);
· Елена (2015);
· Точка зрения (2015);
· Такой прекрасный день (2012);
· Милдред Пирс (2011);
· Области тьмы (2011);
· LOST (2008).
МУЗЫКАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Первоначальная тема Прелюдии изложена в виде своеобразного диалога: суровому и мрачному, тяжёлому октавному мотиву басов, отвечают скорбные мелодические обороты других голосов.
И вся пьеса оказывается страстным неустанным спором грозной судьбы с неугасимой человеческой надеждой.
Характер музыки патетический, суровый, волнующий; слышны и тревожные,и лирические интонации. Вначале фортепианные аккорды напоминают тревожные удары колокола, которые звучат и грозно, и скорбно. 1-ая часть звучит размеренно, без особых волнений. Средняя часть звучит взволнованно, напряжённо, и, одновременно, мягко. В заключительной части прослушиваются темповые изменения - быстрее, чем в 1-й части. Заканчивается прелюдия очень тихими аккордами.
Вся прелюдия проходит равномерно, в раздумье.
Когда Сергей Васильевич Рахманинов сочинил и сам впервые исполнил эту "маленькую музыкальную трагедию" - Прелюдию до-диез минор, ему было всего девятнадцать лет. Но он, рано лишившись родителей, завоёвывая право на творчество в тяжёлой борьбе с нуждой, уже хорошо знал, как жестоки бывают схватки с жизненной судьбой. В прелюдии он как бы дал клятву никогда не отступать от заветных помыслов.
ЗАДАНИЕ 2
А сейчас я предлагаю вам разучить песню к 75-летию Победы. Называется она "Песенка фронтового шофёра". Первым исполнил эту песню Марк Бернес. Послушайте её.
https://www.youtube.com/watch?v=yA00Ot2YPt4&feature=emb_logo
Обратите внимание - песня состоит из 3-х куплетов и припева. Разучите слова первого куплета и припев.
Текст песни «Военные песни - Путь дорожка фронтовая»
слова Б. Ласкина, музыка Б. Мокроусова
1 куплет:
Через горы, реки и долины,
Сквозь пургу, огонь и черный дым
Мы вели машины,
Объезжая мины,
По путям-дорогам фронтовым.
Припев:
Эх, путь-дорожка фронтовая!
Не страшна нам бомбежка любая,
Помирать нам рановато —
Есть у нас еще дома дела.
2 куплет:
Путь для нас к Берлину, между прочим,
Был, друзья, не легок и не скор.
Шли мы дни и ночи,
Было трудно очень,
Но баранку не бросал шофер.
Припев:
3 куплет:
Может быть, отдельным штатским людям
Эта песня малость невдомек.
Мы ж не позабудем,
Где мы жить ни будем,
Фронтовых изъезженных дорог.
Припев:
Эх, путь-дорожка фронтовая!
Не страшна нам бомбежка любая,
Помирать нам рановато —
Есть у нас еще дома дела.
Давайте пропоём первый куплет и припев. Следите за дыханием и певческой позицией.
https://www.youtube.com/watch?v=NWh-qKDJnu8&feature=emb_logo
А сейчас настало время подвести итог урока. Я предлагаю вам ответить на 5 вопросов. Правильный ответ на каждый вопрос = 1-му баллу. Прошу вас внимательно заполнить форму. Желаю вам удачи!
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfs5EAVmUfGO5K2Lo0ZwkyUmdsJWvAdzptRAMvRCLXw7IWEwg/viewform
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Добро не терпит промедления"
Внеклассное мероприятие по риторике. Материал можно использовать для проведения классного часа, воспитательного мероприятия....
Урок внеклассного чтения. Героические события и подвиг во имя служения Родине на примере книг о Великой Отечественной войне. Мужество защитников Ленинграда в дни блокады.
Внеклассное чтение в 3 классе. по книге В. Воскобойникова "Девятьсот дней мужества."...
Воспитание души- истинное служение Отечеству
Внеклассное мероприятие для 4 класса в форме дискуссии с элементами викторины. Беседа нравственной направленности, основная цель- подчеркнуть важность воспитания и самовоспитания для того, чтобы стать...
Выступление на ШМО уителей ХЭЦ на тему: "Творческое служение искусству" Николай Никанорович Дубовской
Это выступление о замечательном человеке и художнике. Так же мною выполнена презентация о жизни и творчестве этого замечательного человека....
"История моей семьи в истории родного края". Номинации : "Семейная традиция " и "Вместе в одной профессии ":служение отечеству".
В 2013 году в школах Воронежской области проходил конкурс ""История моей семьи в истории родного края." В нём участвовала и наша школа . Одну из лучших работ в подготовке которой и я прини...
А. Гарифуллина "Терпе ниңә энәле"
Сказка про ёжика по башкирской литературе 2 класса...
Новогодняя суета
Презентация для урока ИЗО на новогоднюю тему. Успользуется в рамках программы развития детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью0 к участию в творческих конкурсах различного уровня...