Организационный момент. Закрепление материала, слушание. - Сегодня на уроке мы с вами еще раз послушаем, как песня приведет нас в симфонию. Мы с вами слушали песню «Полюшко». Звучит песня «Полюшко» Л. Книппера. - Мелодия эта сочинена композитором Л. Книппером, как одна из самых главных мелодий его симфонии, посвященной молодым бойцам за советскую власть (иногда в симфонии к оркестру добавляется и хор). Помните, музыка изображала цокот копыт? Послушайте, как звучит эта песня в симфонии. Звучит фрагмент из симфонии «Поэма о бойце-комсомольце» Л. Книппера. Комсомольцы – это члены молодежной коммунистической организации, возникшей в годы Советской власти. - Вот еще один пример того, как песня приводит нас в симфонию. В основу симфонии часто брались народные песни. Послушаем украинскую народную песню «Журавель». Звучит песня «Журавель». - А теперь вот как выглядит она в «Симфонии № 2» П.И. Чайковского. Звучит фрагмент «Симфонии № 2». - Узнали вы народную украинскую песню, которую только что слышали? Новый материал, слушание. - Что такое концерт? (когда выступают с разными номерами) А есть понятие «концерт» как музыкальное произведение. Вы включаете радио и слышите: «Передаем концерт по заявкам. Чайковский. Первый концерт для фортепиано с оркестром». Слово «концерт» было произнесено два раза, но с разным значением. Каково же оно в каждом случае? Латинское слово concerto – согласие. В музыке концертом стали называть произведение, в исполнении которого участвуют солист и оркестр. Они как бы состязаются друг с другом: виртуозная партия солиста противопоставлена красочному звучанию оркестра. В концерте обычно несколько частей. Множество концертов написано для рояля, скрипки, виолончели с оркестром. Есть концерты и для других инструментов – для духовых, для баяна, домры и т.д. (показать эти инструменты). Что же касается другого значения слова «концерт», то оно означает такое исполнение музыкальных произведений, на которых присутствует публика. Так же называют, кроме того, исполнение музыкальных произведений по радио и телевидению, хотя передачи там часто ведутся из студий, в которых никакой публики не бывает. Концерты могут быть разные: симфонические и камерные, хоровые и эстрадные, сольные и смешанные («соло» - один). - Послушайте фрагмент Третьего концерта для фортепиано с оркестром Д. Кабалевского. Звучит фрагмент Третьего концерта Д. Кабалевского. Пение. - На сегодняшнем уроке мы разучим песню «Наш край». И проследим связь между этой песней и концертом, который мы только что прослушали. - Распевание: 1) ми-ма-мо-мэ-му 2) до-до-ре-ре-ми-ми-фа Ми-ми-ре-ре-до-до-до. 3) Рано утром вечерком Поздно на рассвете Свекла ехала верхом На печной карете.
| А навстречу, чуть дыша, Очень аккуратно Два кирпичных беляша Ехали обратно. | А за ними во всю прыть Мелкими шажками Шкаф пытался переплыть Блюдо с пирожками. |
- Послушайте песню «Наш край». О чем эта песня? Какой у нее характер? (о Родине, доме, где ты живешь; нарисован образ детей, любящих свой край; характер мягкий, лирический, вальсовый, настроении бодрое, светлое, дружелюбное). - Разучивание песни по куплетам (стр. 87). - Давайте послушаем, появится ли знакомая мелодия в услышанном произведении. Прослушивание Третьего концерта для фортепиано с оркестра Д. Кабалевского (мелодия этой песни звучит в концерте сначала очень тихо, и нежное звучание постепенно переходит к более оживленному, веселому, расторопному; сама мелодия видоизменяется, к нескольким тихо звучащим инструментам присоединяются другие). - Сначала играет флейта, потом вступает солист, пианист, о потом все инструменты симфонического оркестра. Итоги урока. - О чем мы узнали на сегодняшнем уроке? (выучили песню; услышали ее в Третьем концерте Д. Кабалевского; узнали, что такое «концерт»). |